-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 15.09.2022. |
Исповедь – Таинство, установленное Богом. Это мощный «инструмент», но для выхода из зависимости нужна череда серьезных последовательных изменений, масштабная перестройка всего образа жизни, началом к которой может послужить Исповедь у аналоя.
Вы предлагаете ввести на исповеди в храме процедуру одитинга в том виде, в котором вы проходили данную процедуру. Человек, например, пьющий, рассказывает историю своей жизни и стрелка на приборе, мол, колеблется. По вашему мнению, если остановиться на данном моменте, то можно убрать причину, толкающую человека к зависимости. И храмы, по вашему мнению, должны наполниться жаждующими исцеления.
Да, у человека может по разным поводам возникать некое напряжение. И может возникать стойкое желание снизить порог восприятия (с помощью, например, алкоголя) с целью как бы «забыть» о данном напряжении. Но чтобы изжить это напряжение недостаточно его проработать. Человек изживает проблему, когда меняется, восходит на новый уровень развития, преодолевает те предпосылки, на основании которых проблема возникла.
Если есть желание ознакомиться, то – составлял некоторые материалы на тему преодоления зависимого поведения. В частности, могу указать на два текста:
«Тирания мысли и алкоголь: О выходе из состояния “тирании мысли” и преодолении того, что толкает человека к алкоголю»
«Преодоление зависимого поведения», часть 1-ая «Зависимым и их близким: лекции и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко)»
Хочу Вас предостеречь от ошибки суждения (pars pro toto) – восприятие частного, как целого. Человек, на основании частных ситуаций, нередко не имеющих отношения к сути, делает масштабные выводы. Если судить по частным примерам, можно далеко уйти и заблудиться. Скажу, как есть на самом деле. Чтобы выйти из зависимости, необходима череда изменений. Но не всегда люди бывают к ним готовы. Так одна верующая профессор дефектолог после того, как в разговоре приводит глубокие размышления о человеке, в том числе и основанные на научных данных, всегда заканчивает (по крайней мере, часто) мыслью – «тайна сия велика» (Еф. 5:32). В глубинах своих человек непознаваем. Наверно, в этом и есть принцип свободы, вложенный Богом. Часто какие-то вещи непостижимы в людях, и я их свожу к свободе воли, свободе выбора. Случается, люди живут при монастыре, работают, но при этом не бывают ни в Храме, ни на Исповеди. Они, безусловно, какое-то утешение испытывают, но в пассивном ключе. Не активно (молитва и Причастие), а именно пассивно – просто живут рядом со Святыней. Во-вторых, при монастырях в большинстве случаев можно ожидать более или менее мирного жития, но бывает всякое (конечно и среди братии бывают люди жесткие, все из мира пришли). При этом люди никуда не двигаются. Есть такой закон духовной жизни – если ты не двигаешься, ты падаешь. Человек выбирает свою стратегию развития. Такова свобода выбора. Я сам это прошел. Был опыт зависимости наркотической. Могу сказать, что при всех попытках со стороны исправить ситуацию – тебе плевать на этих людей, на эти попытки, на эту Веру. На все!
Вы предполагаете, что «удачная» Исповедь снимет напряжение и человек сразу же избавится от зависимости. Это не так. Необходима масштабная перестройка всего образа жизни. Могу утверждать это не только с духовной точки зрения, но и с точки зрения глубокой психологии. Есть психология популярная (дофамин – серотонин): человеку не хватает серотонина, и он впадает в зависимость (пьет, например). Кстати, в подобной литературе можно легко увидеть подмену – серотонин называют гормоном счастья. Серотонин – нейромедиатор, приводящий к торможению центра негативных переживаний. Человек испытывает некоторое облегчение, но к счастью серотонин никакого отношения не имеет. Наиболее адекватны из научных работ по аддиктологии труды проф. Ц.П. Короленко и акад. Н.В. Дмитриевой.
Могу сказать, что серьезная психология стремится приблизиться к Христианскому мировосприятию, даже если авторы христианами не являются. Совершенно другой пласт – психология популярная, которая часто подталкивает, в том числе к оккультным методам воздействия, деструктивным.
Только целостное изменение мировоззрения. Человек становится разносторонним. Появляется новый круг интересов, альтернативные взгляды на жизнь. Целостность. Построение нового жизненного пространства. Когда есть понимание развернутого процесса, то становится очевидным, что лишь парадигма Православия дает наиболее оптимальную точку опоры. Иные методики лишь вычленяют сегменты.
Марк Льюис в книге «Биология желания. Зависимость – не болезнь» приводит результаты сканирования мозга зависимых после исцеления. Автор отмечает, что реабилитация означает не восстановление мозга в прежних функциях, но появление функций новых. Сканирование мозга людей выздоровевших показывает активацию тех отделов, что раньше были дезактивированы и практически не участвовали в работе. Человек должен стать в каком-то смысле новым человеком. Исповедь здесь может быть только началом. Может стать очень могущественным инструментом, но не заменит всего.
По поводу самой Исповеди. На вопрос – почему в Православии не используется одитинг – ответить тяжело. Во-первых, в основах концепции Православия сказано, что человек – свободная личность. Выбор за человеком. Второе – Исповедь совершается при условии веры в Иисуса Христа, как Сына Божия. Да, в Исповеди есть психологический аспект снятия напряжения, но необходимо учитывать и аспект божественный. Я (как бывший зависимый) и на себе самом ощутил в Исповеди неотмирность, к которой мы приобщаемся. Может это и неправильно свидетельствовать так о себе, но я и видел массу других примеров, когда после Исповеди происходило что-то непостижимое. В частности, приезжал молодой человек. Занимался бизнесом. Хотел стать успешным. Читал книги о мотивации. Загнал себя в тупик. Бизнес-цели достиг, но истощился за год. Обратился к «модному» психологу, а тот прописал ему наркотики и извращенную сексуальность. В итоге психбольница. На Соловки приехал готовый самоубийца. В интернете он прочел мою работу по депрессии. Что с человеком делать – не понятно, слишком глубоки повреждения. Зная божественный аспект Таинства, предложил подготовиться к полной Исповеди за всю жизнь. Это было трудно для нас обоих. Спутанное сознание. Он говорил невероятно долго. Непонятно, что хотел сказать. После Таинства молодой человек отметил, что словно принял обезболивающую таблетку, и боль его отступила.
«”Три Д” – Депрессия, Деперсонализация, Дереализация».
«Преодолеть отчуждение: в том числе, и о депрессии – лекции и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко)»
Главное действие в Исповеди совершает Благодать Божия. Конечно, есть компонент человеческий. Опытный священник может помочь человеку открыться. Так это и есть первый момент – почему эта стрелка (одитинг) не нужна – это элемент свободы. Есть такое понятие, как откровение помыслов (во время Исповеди или вне Таинства). Человек опытному духовнику открывается, и священник может понять, что лежит в корне проблемы. Скажу из своего опыта – вопрос в лоб (если человек не хочет чего-то озвучивать) не приводит к осмыслению. Есть сознательные люди. Если их поставить перед лицом собственной неправды, они удивятся, но признают. Но это единицы. Большинство ожесточится, начнет упираться. Это не только мое мнение. Опытный батюшка Сергей Бельков говорил, что следует быть аккуратными. Истина познается в диалоге, когда мы готовы друг друга слышать. Мы встречаемся с новыми аргументами и пытаемся их осмыслить. Бывает и наоборот. Человек уперся в своей точке зрения. Ты его пытаешься «бомбардировать» обличениями, чтобы он отказался от своей идеи. Но такая агрессивная атака приводит к тому, что он еще больше укрепляется в собственой «правоте». Начинает подбирать аргументы (пусть даже бредовые и нелогичные и сам начинает в них верить) в свою защиту. По сути, сталкивая человека с его неправдой, ты стимулируешь в нем (иногда) процесс поиска бредовых аргументов. Еще пункт. В Исповеди нет и быть не может попытки установить элемент контроля.
В процессе избавления от зависимости проходят годы. Человек срывается, падает. Бросить наркотики и алкоголь – еще не самое важное. Аспект успешной реабилитации – социализация. Человек создает семью. Появляется цель в жизни. Бывает, что эффективное средство в краткосрочной перспективе не способно помочь. Можно настроиться на время отказаться от чего-то. Но! Если глубоких изменений при этом не происходит (для наркомана, например, главное перестать быть наглецом, если наглецом остался – значит он не исцелился), то краткосрочные перемены дают потом ошеломляющий рост патологии. Это пружина, которая сжимается внутри человека, а потом выстреливает.
Обращает на себя внимание, что и у групп, центров реабилитации и даже сект есть определенный процент успешных результатов. Часто это 10% или около этого. Гипотеза жизнестойких детей (поддерживаю ее) объясняет эту цифру. Она связана не с эффективностью самой методики, а с тем, что в человеческой популяции 10% являются жизнестойкими. У этих людей с детства ярко выражен личностный центр. Им не нравится употреблять наркотики, ведь их сознание размывается. Если такого человека поместить в деструктивную среду, она его не перепрошьет. Даже самые опасные, самые деструктивные методики будут давать до 10% положительного результата. Всегда найдутся люди (как раз эти 10%), кто захочет бросить пить или употреблять наркотики. Их нужно просто подтолкнуть, а что станет толчком – не всегда важно. Но эти же самые методики кого-то могут и покалечить. Если бы все было чисто и безопасно, то Минздравом бы не были запрещены техники сайентологии.
Необходимо различать Исповедь, Духовную беседу и реабилитационный процесс. На Исповедь приходит человек, чувствующий необходимость покаяния и кается перед Господом. Кто-то скажет, что священник при этом не нужен. Это вопрос опыта. Если у Вас был личный опыт исповеди, то бывали и моменты, когда молишься и просишь у Господа прощения, но не испытываешь облегчения. Исповедь – Богом установленное Таинство. Это можно отрицать. В это можно не верить. Но есть опыт людей. Сказанное на Исповеди перестает тревожить. Есть вещи, от которых невозможно избавиться кроме как через Исповедь (мысленные «загоны» и др.). Во время Таинства исповеди батюшка может дать наставление, вступить в беседу. Но! Исповедь – не вступительная часть разговора. Скорее диалог (если он происходит на Исповеди) – довесок, не прописанный в уставе. Исповедь может состояться и без наставлений со стороны священника. Встреча и духовная беседа – обсуждение, поиск решения. Реабилитационный процесс – иное. Программа рассчитана на определенное время (часто длительное). Нельзя взять и всего вместить в рамки Исповеди у аналоя.
P.S.В отношении процедуры, описываемой вами, приводились мысли одного специалиста в главе «Интеграция эзотерики и сектантства в психологию» в части 4.2 текста «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты».