Проклятие. Проклятие. Женщине, чей брат проклял ее дочь и умер. Скорбь о случившемся, страх за дочь
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  05.10.2022.



Лишь исцеляя свое сердце от страстей человек начинает видеть ближнего с другой стороны. Свое мнение относительно картины мира или конкретного человека может быть изменено, но только в том случае, если человек меняется сам. Примиритесь с прошлым и получите облегчение.

Ваш брат умер, проклиная Вашу дочь. С этим связаны Ваши переживания и страхи.

См. также ответ:
«Отцы и дети. Девушке, пишущей, что она ненавидит мать, о материнском проклятии и уходе из дома».

Приведу несколько мыслей относительно сложившейся ситуации. Мысль первая. Старец Григорий Долгунов советовал тому, кто обидел мать или кто был матерью проклят, класть за ее здоровье по сорок поклонов ежедневно, чтобы Господь простил. Если кто-то умер на Вас в обиде, также делайте за него 40 поклонов. Комментируя слова старца Григория можно сказать следующее: можно взять для себя некое правило. Вариантов несколько – поклоны, чтение Покаянного канона, Пятидесятого псалма в течение определенного времени (например, в течение 40 дней). Но самое главное, чтобы Вы в сердце своем примирились с братом. Примирение все еще возможно (даже после смерти человека).

Один человек рассказывал, что мучился, вспоминая о своем дедушке. Дедушка ходил с ним гулять, заботился о нем. Мальчик подрос, стал дерзить, а дед тем временем заболел. Он работал на военном заводе. Произошла утечка газа. Дедушка был отравлен. Он мог нормально жить среди людей и функционировать. Лишь иногда прослеживались странные моменты, но в целом поведение его было достаточно адекватным. Последствия отравления выражались в том, что он не мог контролировать своих эмоций. Если он гневался, то начинал ругаться. Все же ощущение грани в нем было крепко, он никогда не позволял себе распускать руки. А маленького мальчика поведение дедушки забавляло. Он даже специально подначивал деда, выводил на гневливую реакцию. Провоцировал, почти доводил до состояния исступления, а потом убегал гулять. Когда дедушка умер, молодой человек еще был не в том возрасте, чтобы это глубоко осознать. Смерть в данном случае воспринималась, как уход из жизни больного человека. Не скажу, что это было облегчением. Достаточно буднично – одним больным человек стало меньше.

Видимо в тот момент душа молодого человека была помрачена. Потом помрачений стало больше. Начались нравственные падения. Душа огрубела. Годам к 20 наступил полный коллапс. Человек ища выхода из многообразных кризисов, обратился к Богу, стал участвовать в Таинствах. Он не только молился, но и на основе Евангелия перестраивал свою жизнь. И вот это помрачение стало сходить. Божественный свет стал проникать в душу через Исповедь, высветлять закоулки души. Молодой человек начал вспоминать свои падения. Он увидел корни греха, тянувшиеся еще из детства. Юноша осознал, как из предрасположенностей вырастают страсти. Память стала очищаться от всего наносного. Вдруг он вспомнил дедушку. Их прогулки. Его доброту. Как мальчиком он гонял на велосипеде по окрестностям, а дедушка ждал, засекал время, потому что мальчику хотелось каждый новый круг проехать все быстрее и быстрее. И вот это воспоминание доброты деда стало просто душить. Невольно возникло сравнение – что дедушка сделал для мальчика и чем мальчик в итоге отплатил. Столько сил дед вложил в мальчугана, а вместо благодарности получил такие эмоциональные оплеухи от внука. Это было тяжелое переживание. А потом молодой человек за дедушку начал молиться. Стал поминать его. И постепенно образ дедушки стал восприниматься иначе.

Кто-то говорит, что из жизни загробной никто не возвращался. Нет, там многие бывали и многие возвращались. Они отмечали, что люди там прекрасны. И образ деда в душе стал ощущаться, как образ прекрасного человека. Родилась полная убеждённость, что дед жив. Душа его не умерла и он не умер. Самое главное – он знает, что внук о нем молится. Образовалась некая связь и в душе появилось ощущение, что дед простил. Теперь, когда молодой человек вспоминает дедушку, ему становится очень хорошо в душе.

Второй случай из воспоминаний Преподобного Паисия Святогорца. В деталях могу ошибаться, постараюсь передать суть. Один священник как-то прошел мимо солдата, страдавшего от жажды. По какой-то причине батюшка не отреагировал на эту просьбу, солдат погиб. И у священника сформировалось глубокое чувство вины. Он стал молиться за почившего. По мысли прп. Паисия так устроил Господь, чтобы солдат нашел молитвенника. Если бы на его просьбу священник отреагировал, дал ему пить, то потом, возможно, забыл бы солдата, как забывают многих. Шла война. Много солдат. Много раненных. Много страдающих. Как всех запомнить? Господь так устроил, что священник, не оказав ему помощи в малом, запомнил солдата на всю жизнь и молился за него.

Нечто подобное рассказывал один священник. Он, правда, не имеет такого дерзновения, чтобы признать описанные ситуации промыслом Божиим. Но при стечении в Обители большого количества народа, физически нет возможности уделять каждому человеку много времени. Люди идут потоком. Например, священник на кого-то немного вспылил. Люди, возможно, даже не заметят. Но душа то знает, что было совершено человеком. И вот это стремление исцелить гнев свой, свою ярость, раздражение, как говорил священник, побуждает его уделить человеку больше времени. Ведь страсти побеждаются противоположными добродетелями. То есть если бы он не вспылил, возможно, не уделил бы человеку большего времени. Часто в подобном диалоге выясняется, что этот разговор был нужен.

Возможно, и в Вашей жизни происходило нечто подробное. Речь идет не о техническом исполнении какой-либо операции – сделать и забыть. Необходимо преодолеть сам принцип, приводящий к разделению. В условиях земной реальности люди враждуют, гневаются, не разговаривают, подозревают. Так формируется образ ближнего, и исходя из этого человек выстраивает свое общение. Если мы сформировали некий отталкивающий, отвратительный образ, то и ведем себя соответственно. Человек видит и чувствует наше к нему отношение и разворачивается к нам худшими своими чертами. Когда же мы предполагаем в человеке наличие чего-то лучшего, мы и ведем себя подобающе. Тогда и человек проявляет лучшие свои качества. Предполагая в людях лучшее, мы побуждаем их быть лучше.

Нейрофизиолог академик Ухтомский объяснял процесс формирования образа ближнего в нашем сознании (не только ближнего, но и любого явления). Мы накапливаем информацию и формируем некое объемное представление о человеке. Но анализ происходит сквозь призму материала, накопленного при жизни. Так вор везде видит воровство. Внешнюю реальность, по мысли Ухтомского, мы схватываем наскоро, а остальное достраиваем самостоятельно. Тот колорит, что имеет для нас окружающий мир, определяется нашим опытом. Я назвал это эффектом интерполяции – достраивание образа мира с помощью материала, что был накоплен нами при жизни. Естественно, человек гневливый смотрит на мир сквозь призму своего гнева и видит людей неблагообразными. И лишь исцеляя свое сердце от страстей человек начинает видеть ближнего с другой стороны. В этом и заключен принцип доминанты – человек смотрит на мир сквозь линзу состояния нервной системы, а для нее биологически более интересны сигналы, близкие доминанте. Например, гневливые люди акцентируют внимание на недостатках людей, а любящее сердце сфокусируется на другой группе данных.

Выстроенный образ ближнего может быть переинтегрирован – свое мнение можно изменить, но только меняясь при этом самим. Об этом подробно в материалах, объединённых под общим названием «ОБИДА, ГНЕВ, ЗЛОСТЬ… ПРОЩЕНИЕ: Лекции, тексты – иеромонаха Прокопия (также – иных авторов)».

Упомяну так же о цикле бесед «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты» – тексты и беседы иеромонаха Прокопия (Пащенко). В беседах 2.1-2.3 подробно рассмотрен вопрос доминанты:

«Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты. Ч. 2.1: Травматический опыт как некогда пережитая, воспроизводимая, изменяемая и преодолевая доминанта»
«Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты». Ч. 2.2: Ядро травматического опыта и реальные примеры его преодоления. Иммунитет»
«Преодоление травматического опыта: Христианские и психологические аспекты. Ч. 2.3. Вера и любовь как иммунитет, защищающий от «сползания» в «воронку» паталогической доминанты»

В одной из работ (часть 2.3) упоминается статья клирика Соловецкого монастыря иерея Вячеслава Умнягина «Два взгляда на «Ее глаза»», где автор анализирует наследие людей, переживший концлагерь (в частности рассказ «Ее глаза»). Концовка повествования в первой редакции – гибель главного персонажа, его живьем закапывают. Во второй редакции, написанной после окончания срока пребывания в концлагере, главный герой не умирает (он спасен, его выкапывают). Отец Вячеслав ставит вопрос – с чем связан факт изменения концовки рассказа?

Академику Ухтомскому принадлежит выражение – доминанта на лицо другого, то есть способность человека проявлять деятельное внимание к ближнему. Он считает это самой главной доминантой. То есть в жизни человека, обладающего данным качеством, все будет развиваться в конструктивном ключе. При помощи социальной деятельности (не пустого обмена информацией, как зачастую бывает в социальных сетях), а именно деятельного внимания к ближнему, сознание развивается, обогащается новыми данными. Такой человек способен перестроить и опыт своей жизни. Допустим на основе тяжелых событий сформировался определенный образ мира (или образ другого человека), но обогащаясь, человек способен переформатировать образ, то есть изменить свое отношение к миру, к ближнему.

На конкретном примере можно представить ситуацию следующим образом: некий человек обижался на импульсивных людей. Однажды он познакомился с человеком импульсивным и узнал, что тот воспитывался в детском доме. Оказалось, что он жил в таких условиях и привык прокладывать дорогу «локтями», и даже не совсем понимал, что его поведение носило признаки агрессии. Он скорее считал свои действия некоей нормой. Если мы понимаем другого человека, принимаем его, то не реагируем на его импульсивные действия ответной агрессией, тогда и он ведет себя спокойно. А те, кто такого человека не готовы принять сердцем, видят в его поступках только агрессию, реагируют ответной агрессией. Тогда импульсивный человек воспринимает ситуацию, как нападение лично на него (ведь он считает свое поведение нормальным). Вот и получается такой замкнутый круг – взаимное усиление агрессии. Один маленький штрих опыта может позволить перестроить в целом отношение не только к одному конкретному человеку, но и к целой группе фактов (например, воспринимать людей с определенными яркими чертами характера спокойно).

Возможно и автор рассказа «Ее глаза», прожив некоторое время после освобождения из концлагеря, увидев другие стороны жизни, понял, что не все в жизни мрак и агония. И как результат обогащения – способность увидеть рассказанные истории иначе.

Возможно, человек примирился со своим опытом. Примириться – не значит оправдать систему концлагерей. Признать все, что было. Словами этого не объяснить. Скорее признать свои ошибки, которые были в концлагере. Не пытаться объяснить их с помощью искусственных конструкций. К примеру, не оправдывать свой гнев условиями, а признать – да, гневался, но уже исцелился. Тот негативный опыт уже не с ним. Человек стал другим.

И Вы сможете иначе относиться ко всему, когда станете другой по отношению к своему умершему брату. Когда Вы примиритесь с прошлым – получите облегчение.

Выжившие люди (по мнению одного автора) ищут не самооправдания, а справедливости. Простые слова «ты не виноват» не исцеляют. Необходимо конкретное рассмотрение того, что было. В пример приведен опыт одного офицера, который подорвался на мине по время движения машины. Он остался в живых, а товарищ погиб. Офицер винил себя. На первый взгляд чувство вины надумано. Но выяснилось, что получив приказ, военнослужащий сомневался в его корректности, но никак не высказался по этому поводу. Исполнение приказа привело к потерям. Следует признать, что определенная объективная черта в его чувстве вины была.

Исцеление происходит, когда чувство вины притворяется в некое справедливое суждение о необходимости конкретных изменений в своей жизни. Если человек раньше нес насилие – он исцеляется, когда он начинает нести любовь. Если раньше он был источником смерти – он исцеляется, становясь источником жизни. Человек принимает опыт жизни и исцеляется не потому, что кто-то ему говорит о его невиновности. Исцеляется человек, потому что он становится другим.

Когда и Вы станете другой по отношению к брату, Вы, наверное, успокоитесь. С Божьей помощью, конечно.

P.S.Этот ответ дан в отношении умершего человека. Если бы речь шла о человеке живом, с ним необходимо примириться. Старец Паисий рассказывал о молодых девушках, которые никак не могли вступить в брак. Выяснилось, что прокляла их собственная мать. Она пожелала им быть «обрубками». Старец посоветовал открыть матери истинную причину их неустроенность и дал совет матери – покаяться, исповедоваться и с нынешнего дня не переставая благословлять дочерей. За полтора года все четверо дочек создали семьи.

Бывает, что проклинают люди психически неуравновешенные. Если проклятие было незаслуженно, то оно возвращается на голову высказавшего его.

Но бывает и иначе, когда поводы были. Например, дети огорчают своих родителей. Тогда проклятие имеет силу и действительно это так. Один духовный автор приводил следующий пример – сын огорчал отца, убегая из дома. Тогда родитель сказал, что сын однажды навсегда придет домой. В тот вечер сын разбился. И тело его принесли домой.

Если человек на высоте эмоций высказал подобные страшные слова проклятия, желательно в этом исповедался. Священник прочтет над ним молитву «О дерзостно клянущихся» (из Требника), чтобы над человеком не довлело произнесенного им проклятие.