Пьянство. Пьянство. Алкоголь – можно ли (стоит ли) выпивать время от времени или лучше оставить это дело вовсе
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  15.11.2022.



Употребление – начало безбожия. Любое повторение действий приводит к формированию навыка, привычки и патологической доминанты, сквозь призму которой человек воспринимает и проводит свою жизнь в «алкогольном ключе». Именно этот вектор движения и сохранит душа при развитии в вечности.

Этот ответ был подготовлен на вопрос девушки, вступившей в дискуссию по поводу алкоголя. Знакомый занял следующую позицию – в Священном Писании нет прямых запретов на употребление алкоголя, а значит можно выпивать. Девушка возражала: алкоголь и Христианство – вещи несовместимые. С ее точки зрения не совсем верно рассматривать вопрос лишь в одной плоскости – выпивать и удержаться на грани, которая не ассоциируется с зависимостью или пить много и часто. В данной ситуации забывается другой вариант – не пить вовсе. Оппонент назвал её сектанткой, на том и расстались. Девушка обратилась за разъяснением: сколь справедлива её концепция?

Когда человек встал на какую-то позицию, он игнорирует все, что с ней (позицией) не соприкасается. Если нет драгоценного навыка – свою позицию пересматривать.

В одном из ответов, опубликованном на сайте Обители «Пьянство. Жизнетворчество. Дихотомия – пить или не пить. Творческая и алкогольная доминанты» приведена история известного музыкального коллектива «Песняры». Владимир Мулявин начал выпивать и это послужило одной из причин распада коллектива. С ним люди отказывались работать. Продолжение сотрудничества возможно было только при условии смены руководителя коллектива. Вмешались политические ресурсы – глава республики Беларусь волевым решением оставил его в качестве руководителя, но в результате коллектив покинули другие участники.

Основная идея (она есть и у святых отцов, и в нейробиологии, и в современной науке аддиктологии, изучающей страсти) – повторение любой активности вызывает привычку, и навык становится частью твоей природы. Смысл доминанты – предоставление прошлого опыта. Например, рисование. Если ты берешь кисточку в руки не в первый раз, то пользуешься прежде накопленным опытом. Так и с алкоголем. Если человек берётся за рюмку, то ошибочно полагать, что стартует с нуля. Он также пользуется предыдущим опытом. В итоге процесс может начать управлять человеком.

Конечно, прямого запрета нет. Одна группа духовных авторов трактует Священное Писание таким образом – там, где упомянуто вино, подразумевается вино безалкогольное. Раньше на востоке практиковался такой способ хранения вина – при кипячении оно теряет 4/5 своего объема, получается некий безалкогольный винный сироп. И слова Писания «немного (вина) пей, ради желудка твоего и частой твоей немощи» (1 Тим. 5:23) данные авторы относят к подобному безалкогольному вину. Но чтобы вино оказывало ожидаемый эффект оно должно перебродить, а не быть кипяченым.

Здесь встречаются две крайности. С одной стороны – попытка представить предание Церкви таким образом, что вино исключено. Многие доходят даже до абсурда – сторонники такой точки зрения отказываются причащаться, потому что в Чаше вино. Но в Чаше не вино, а кровь и тело Христово под видом хлеба и вина. Кстати, этот человек ушел в эзотерику. С другой стороны (другая крайность) – раз Типикон (книга о богослужебном уставе) разрешает вино, значит, я этот шанс использую.

Не может оставить равнодушным формулировка – грех винопития. Ведь зачастую это употребления спиртосодержащих жидкостей неизвестного содержания. Здесь работает принцип подмены. Некоторые употребляют наркотики ссылаясь на тот факт, что в Священном писании нет упоминания о ПАВ (психо-активных веществах). Как аргумент – применение в медицине. Действительно, используется наркотический препарат после операции, когда человек испытывает пик болевых ощущений. Так же препарат этот используется в качестве премедикации (до операции) и вызывает ощущение отстраненности, безучастности в происходящем в операционной или манипуляционной. Но это ограниченное число раз введения. Кстати, из современных препаратов эйфоризирующий эффект по максимуму убран. Если перефразировать мысль этих людей – из-за того, что тяжелобольным людям вводят наркотический препарат (уточню, по строгим показаниям и ограниченное число раз), я имею право на употребление ПАВ. Но это же абсурд.

Подробнее см. главу «Можно ли оторванными от религиозной традиции аргументами объяснить человеку, что совершать преступления или употреблять ПАВ – это плохо?» из части 2-ой текста «Мировоззренческий сдвиг – детонатор наркотического “бума” и распада общества».

Что касается упоминания употребления двух красовулей вина на Всенощном бдении (некоторые люди ссылаются на этот факт). Во-первых, не сказано, что такое красовуля и каков объем чашечки. Во-вторых, нет указания на качество вина (разбавлено оно водой или нет). Почему давали алкоголь? Люди могли идти пешком до храма из соседних деревень, то есть утруждались в пути. И чтобы оставались силы выдержать многочасовую службу и причаститься, им давали вина и кусок хлеба, чтобы подкрепиться (не так, как сейчас дают маленький кусочек хлебушка, смоченный вином). Так что любителям Типикона, оправдывающим употребление вина, можно посоветовать следовать Типикону полностью – в положенные дни отказываться от постного масла, не опускать молитвенного правила и так далее. Если же из всего Типикона человек обратил внимание только на возможность употребить вино – дело другое.

Да, прямого запрета на алкоголь нет, но апостолу Павлу принадлежат слова: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют» (1 Кор 6. 9–10). Один из духовных авторов назвал пьянство началом безбожия. Человек зависимый формирует определенное состояние, в котором уже не способен осознать присутствие Бога в своей жизни. Бога мы не видим напрямую (не все, кто-то видит), но ощущаем его в соразмерности бытия – оглядываемся назад и замечаем «совпадения», рождающие определенные закономерности бытия. Мы понимаем, что рядом с нам был Тот, Кто помогал, заботился. Становится очевидным, что праведность вознаграждается (не будем разбирать частные случаи, я говорю в целом). Но для того, чтобы это заметить – необходимо быть в «рабочем» состоянии. Под воздействием алкоголя разум человека притуманен. Такой человек сопоставить свою жизнь с событиями мировой истории, выстроить причинно-следственные связи попросту не способен. Человек видит лишь узкий сегмент текущего дня.

Человек в течение жизни формирует в себе то состояние, в котором перейдёт в вечность. Втянулся – мир перестал быть понятен. Начинается агрессия. Распадаются отношения с близкими. Его мучает совесть. Как человек с планеты пьяниц в произведении «Маленький принц» Экзюпери – он пьет потому, что ему совестно, а совестно от того, что пьет. Ад – не внешнее наказание, а вывод из земной жизни. Человек переходит в вечность с багажом того, что стяжали при жизни. Если ощутил внутренний мир, научился любви – то и дальше в вечности развитие продолжится в заданном направлении. Если же человеку жить тошно, если глаза “заливает”, чтобы ничего не видеть, то растревоженная душа и в вечности столкнётся с невозможностью освободиться от этого самоощущения.

Потребление допустимо, но по слову апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». (1 Кор 6. 12). Когда что-то начинает человеком обладать, он теряет внутреннюю свободу, а предмет страсти превращается в идола.

Вот случилась некая ситуация. Сначала возникает двадцать вариантов (условно) и необходимо сделать выбор. Допустим человек в этот раз выбрал алкоголь. Учение академика Ухтомского говорит, что сформированная доминанта подсказывает и предоставляет нам предыдущий опыт. Необходимо учесть, что при возникновении подобной ситуации в следующий раз вариант принять алкоголь становится «подсвеченным», а все оставшиеся остаются «приглушенными». По мере повторения формируется не просто нейронная цепочка, а целый нейронный ствол, представляющий собой асфальтированную дорогу, в то время как неиспользуемые варианты – нехоженые тропинки в лесу. Со временем остается лишь единственный вариант.

Если человек развит гармонично, если функционируют разные центры, то один центр его и не захватит. Профессор Короленко и академик Дмитриева (есть спорные моменты в их трудах, но много и здравых мыслей) считают, что исходная разносторонность, отсутствие инструментального отношения к людям – «иммунитет» при развитии зависимого поведения. Зависимость вступает в конфликт с любовью к ближнему. Человек любящий вспоминает о мере, ответственности. Свобода выражается не в выборе между злом и добром, а в выборе между добром и еще большим добром (мысль принадлежит Священнику, пережившему гонения).

Кстати, Всемирная организация здравоохранения определила алкоголизм как наследственное заболевание и это мнение ошибочно. Данное ложное представление связано (возможно) с тем, что страховая медицина, рассматривая алкоголизм как болезнь, создает возможность манипуляции финансовыми потоками. Можно оплачивать лечение, если признать, что человек генетически «запрограммирован» на алкоголизм.

Понимание развития зависимости крайне важно. Наивно полагать, что человек контролирует употребление алкоголя. Если не остановиться, будешь спускаться ниже и ниже. Именно из-за навыка. А признавать и думать об этом страшно. Выхода нет. Проще – выпить и забыть. Бывает, что в компании наличие алкоголя считается естественным. Ведь трезвое времяпрепровождение требует наличия общих интересов, тем. И навык приводит к выводу: если нет пива и водки, зачем вообще собираться?

Известный физиолог Ухтомский утверждал, что, человек смотрит на мир сквозь призму сформированной доминанты. Возникает эффект «бредовой системы». Многие ученые (по мнению Ухтомского) пишут по лекалам такой системы. Например, возникла гипотеза. Ученый защитил диссертацию по этой теме. Вдруг появляются новые факты, которые опровергают его теорию. Пересматривать свои идеи нет желания. Дорог собственный успех. Новые факты остаются проигнорированными. Во время возбуждения доминанты все притекающие в сознание импульсы переадресуются к текущему очагу. Например, человеку, жаждущему выпить, и вода из крана напомнит об алкоголе. Прочие отделы коры головного мозга при этом тормозятся. Человек забывает о возможных последствиях. Вся жизнь воспринимается в алкогольном ключе. Человек перестает замечать, что все подгоняет под схему, оправдывающую его страсть.

О. Симеон Мазаев (до священства – кандидат философских наук), говорит, что многолетнее занятие философией, изучение книг привело к мысли, что люди создают фантастические труды с целью оправдать какую-то свою страстишку.

В священном писании есть слова: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем». (Иак 2. 10). То есть если человек хочет жить по Богу, надо исполнять все заповеди. В том числе о любви к Богу всем сердцем и к ближнему, как к самому себе. Можно привести массу цитат в защиту алкоголя, но, если человек нарушает заповедь о любви к ближнему своему, он – человекоубийца. Господь говорит, что тот, кто скажет ближнему «рака́» (пустой человек), повинен синедриону (суду) и геенне огненной.

Так что в радикальной отрицательной позиции в отношении алкоголя больше смысла, чем в попытках оправдать право «выпивать». Патриарх Сергий Старогородский в труде «Православное учение о спасении” говорит, что обмен цитатами – бесперспективен. Есть разные традиции и любую систему (философскую, богословскую) нужно низвести в область реальной жизни, рассмотреть, как эта мировоззренческая мысль воплощает себя в конкретном социальном поступке данного человека. Философ Иван Ильин в книге «Путь к очевидности» рассматривает духовные понятия сводя их к очевидным закономерностям бытия. Профессор С. Г. Кара-Мурза в 26 главе книги «Манипуляция сознанием» резюмирует рассуждения на тему манипуляций. Один из приемов противодействия – саму абстрактную идею перевести в область жизни, чтобы ее можно было «пощупать». Флёр манипуляций будет снят. Продолжение размышлений в предложенном ключе является ошибкой. Единственный выход – переформулировать предмет обсуждения понятным языком.

Уместно вспомнить автобиографический роман Джека Лондона «Джон Ячменное зерно». Он принял сознательно решение – пить. Началась «белая логика» (это самое страшное, уж точно страшнее заболеваний печени, как следствие употребления алкоголя), когда отравлено само восприятие жизни. В шикарном поместье он не мог любоваться природой, архитектурой, лошадьми и так далее. Он видел только черную “изнанку” жизни, скотство, падение, мрак. «Белая логика» его убивала, говоря, что вечной жизни нет, её придумали попы. На свою беду, он начитался современных «научных» книг и пришел к выводу, что человек – всего лишь животное, хотя и высокоорганизованное. Следует помнить, что Джек Лондон был моряком. А моряк, начитавшийся литературы еще специалист. В «спокойное» состояние он приходил только в компании, с алкоголем. Но в одиночестве «белая логика» поглощала его. Поначалу он имел крепкое здоровье и регламентировал выпивку. До обеда работал, а после обеда проводил время в компании друзей и алкоголя. Со временем здоровье пошатнулось, нарушился сон, «железный» распорядок дня рассыпался. В упомянутой книге он прямо писал о желании покончить с собой, хотя смерть его осталась загадкой (передозировка морфия).

Начал автор с осознанного выбора – пить и контролировать употребление алкоголя. Но закончил разрушением всех правил жизни и гибелью. Так что всем защитникам алкоголя я бы посоветовал прочесть произведение Джека Лондона «Джон ячменное зерно» (кстати, это название виски).