Зависимость. Зависимость. Отец пьет до невменяемого состояния, дети имеют неприязненные мысли, которые разрушают
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  21.01.2023.



Как хочешь, чтобы поступали с тобой, так поступай и с другими. Тот, кто почувствовал внутренний мир, отвергает все, что мира его лишает (будь то гнев, неприязнь или другие страсти). Отказ (в буквальном смысле слова) от человека приведет к неспособности приобщения Божественной благодати.

Пьющие родители – конечно сложная ситуация, имеющая совершенно разные конфигурации и абсолютно непредсказуемая. Можно привести несколько мыслей. В ответе «Конфликт. Нападки со стороны нестабильного в психическом отношении человека» приведена история одного молодого человека. Его отец напивался до невменяемого состояния. За нож он не брался, но речи странные произносил. Кто видел подобное – поймет, о чем идет речь. В подобный момент осмысленный разговор не возможен. Движение в сторону агрессии. Провокация. Стиль поведения – вывернуть душу наизнанку. Он садился рядом с кем-то из членов семьи и не успокаивался, пока не доведет того до истерики. На утро он либо ничего не помнил, либо делал вид, что ничего не помнит. При попытке близких описать его линию поведения – отказывался, обвинял их в обмане и выдумке. С каждым годом ситуация усугублялась. Мозг изнашивается. Зло получает перевес. Однажды, будучи в отчаянии, молодой человек даже ударил отца из-за неадекватного поведения на улице (отказывался идти, лег на асфальт, кричал). Рядом с домом. Стыдно. Поднять родителя не представлялось возможным. Удар, а тот стал кричать еще громче. Ситуация усугублялась. Просвета не было.

Так сложилось, что молодой человек через какое-то время стал двигаться к Вере. Началось изменение его отношения к родителям, к самому себе, к приему ПАВ (психоактивных веществ) и всему остальному. Он начал молиться за отца. Молиться не в том комичном виде, какой обычно агностики или атеисты приписывают этому слову. В их понимании «молиться» – ничего не делать, пребывать в пассивном состоянии. Здесь уместно употребить термин «тянуться». Так одному из аскетов было видение – он летел на крыльях над морем, но время от времени погружался в воду. Погрузившись, возопил и поднялся. Полетел дальше. Снова погрузился. Снова возопил и снова поднялся. Молитва – не просто вычитывание правила. Молитвы – не некая мантра. Человек всем существом тянется к тому направлению, которое укладывается (угадывается) в молитве с надеждой, что Господь поможет. Здесь без помощи Божией никуда. Речь идет о пересозидании своей сущности, о пересозидании глубин сердечных. Спаситель говорил, что «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф 15. 19). Сердце, источающее из себя зло, нужно переделать. Без Божией помощи задача невыполнимая. Даже став Христианином, молодой человек еще долгое время срывался на отца, потому что тот задевал его Веру, подначивал. Время шло. Молодой человек нашел вкус к внутреннему миру. Когда появляются его первые проблески, когда чувствуется связь с Богом – душе хорошо. Тот, кто это почувствовал, начинает отвергать все то, что внутреннего мира лишает. В первую очередь – собственное употребление ПАВ, гнев. Возникли попытки выстраивать отношения иначе. По-людски. По-христиански. Никого не обманывать. Ни к кому не проявлять грубости. «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6:31). Рождается понимание – если ты вычеркнешь человека из своего сознания, ты не сможешь приобщиться к полноте Благодати. Более того – ты в своей жизни получишь то же самое. Примечательно, человеческий облик отец стал стремительно терять, когда отказался помогать своей пьющей сестре. Он устраивал ее на работу, а она не приходила на собеседования. Мама отца христианскую направленность (правда очень редко причащалась). Она в течение длительного времени их посещала. Готовила еду. Да, кто-то скажет – Созависимая. Надо дать человеку упасть на дно. Не стоит ему потакать. Теме созависимости посвящен материал «Родственникам зависимых (справедлива ли концепция «созависимости»?) Лекции и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко)». Надо понять, что эта концепция родилась в стране, где увольняют с улыбкой, в стране, где угасла культурная составляющая. Население утратило способность и возможность сложные ситуации регулировать на основании Веры, культуры. При отсутствии лекарств и перевязочного материала в случае гангрены конечности остается только ампутация. Почему она ездила? Алкоголизм зашел в такую стадию, где человек уже не был способен готовить себе сам. При отсутствии пищи она умерла бы еще раньше. Ей помогали поддерживать жизнедеятельность, но вряд ли это можно расценивать, как потакание и создание комфортных условий.

Сделаем шаг в сторону. Женщина работала в силовых ведомствах. Она не была алкоголически выражена с самой юности. Возможно, то насилие, к которому она была причастна (как говорил один священник), легло на нее. Когда человек принимает участие в том, что противоречит совести, душа его попадает под гнет, прессинг. В атеистической модели найти ответ на этот вопрос невозможно. В работе «Обращение к полноте: Становление личности как путь преодоления зависимого поведения», часть 4 «Обращение к полноте и целостный взгляд на человека», упоминается, что палачи (надеюсь, она палачом не была) напивались. Партийный врач Залкинд утверждал, что причина тяжелых состояний – несоблюдение гигиены. Душа болит. Душа рвется. Человек не знает, что и делать. Его душевные страдания списывают на несоблюдение гигиены и прочие проблемы, а духовная проблема углубляется и расширяется.

Ее брат (отец молодого человека) на каком-то этапе буквально отрекся от нее. «До тех пор, пока она не бросит пить – я ее не знаю». Радикальный шаг. Примечательно, что через некоторое время его супруга сказала примерно те же слова. Он пил. Потом почти бросил. Можно было бы здесь закрепиться через Веру. Вера для нас, конечно, не инструмент. Нельзя Бога рассматривать, как средство для заполнения пустоты. Не совсем понятно ­– что есть пустота? Речь скорее о черной «дыре». Человек наполнен ложью, насилием, яростью, страстями. Как заполнять эту пустоту Богом? Некое инструментальное отношение к Богу, который словно является строительным материалом, смущает. Отношения с Богом подразумевает отношение к Богу, как к живому. Отношение к личности. Человек тянется к Богу, старается жить по заповедям. Господь откликается и оказывает помощь. Чтобы благодать Божия наполнила человека, он должен начать внутренне меняться, избавляться от страстей. Период этого затишья оборвался (возможно) после данного радикального высказывания в адрес сестры. Понятно, что эта фраза – верхушка айсберга. За ней скрываются нижние этажи отношений, принятых решений. Вся сумма этого багажа столь препятствует приобщению Божественной благодати, что делает человека полностью обнаженным. Страсти развязываются и буквально разрывают человека, как дикие звери. Отчасти Божественное присутствие возможно и у неверующих, если те живут по совести. Если бы Господь никак не присутствовал в жизни человека, то падшие духи растерзали бы его, как стадо свиней, когда вышли из гадаринского бесноватого (Мф 8. 28–34)[1]. Если человек живет по совести, то все же испытывает Божественное утешение, ведь в глубине своей души он знает, что поступил правильно, в соответствии с законами мироздания. Это все к чему? Чтобы показать еще раз – как хотим, чтобы поступали с нами, так поступай с другими. Если мы ненавидим человека пьющего и, как нам кажется, падшего, если мы думаем, что мы его презираем за дело, наша ненависть ударит по нам самим.

Один человек рассказывал. Он ехал как-то в трамвае. Ночью. Один. Открылись двери трамвая, и послышалась громкая брань, мат, угрозы физической расправы. Зашел мужчина в подвыпившем состоянии с ребенком лет шести. Оказалось, что мальчик поскользнулся и упал. Мужчина оскорблял буквально всех – и кондуктора, и пассажиров, и рассказчика. И все это в присутствии ребенка. А сыночку говорит – Не переживай, все дебилы и идиоты, я их всех приструню. Рассказчик тем временем взывал к Богу и смотрел на этого человека с жалостью. Было жаль ребенка, а не мужчину. И в ответ на очередное оскорбление молодой человек предостерег выпившего грубияна, ведь стоит опасаться, чтобы его сын с ним так же не разговаривал в будущем. Но сказал не в качестве обвинения, а с внутренней болью. Мужчина затих. Отвернулся. Отошел. Сел. Больше от него проблем в трамвае не было. Тогда молодой человек подумал, что слова точно должны быть сказаны без ненависти, а с внутренней любовью ну или хотя бы тоской за этого человека.

Вернемся. Молодой человек не только молился за отца, но и пытался перевоспитать свое отношение к другим людям. Вспышки ярости, гнева, обиды и осуждения постоянно вырывали из состояния внутреннего мира и препятствовали общению с Богом. Стаяла такая задача – если ты хочешь связь с Богом поддерживать, необходимо прийти к тому, чтобы твое сердце не разрывалось страстями. У Нила Синайского в 1 томе Добротолюбия есть наставление – радость является следствием победы над страстями. Во всей полноте мы, возможно, и не способны в рамках земной жизни преодолеть их (тем более что мы не аскеты), но в какой-то мере и доступном нам ключе, хотя и отчасти, но все же можем. Преодолевая гнев, обжорство и прочие страсти, человек становится способным испытать чувство внутреннего мира. Эта радость является лекарством от уныния. Такой человек может радоваться, что приобщен к Свету, к Благодати. Где бы он ни оказался, это Главное всегда остается с ним.

Примечательно следующее – стало меняться и отношение отца к сыну. Однажды, когда папа подошел со своим каверзным вопросом, молодой человек воспринял его не как раньше (чем-то и кем-то низким, отвратительным, уродливым, от чего и кого хочется отмахнуться), он увидел, что за щетиной есть нечто другое – он его отец. «Пап, ты чего?» Молодой человек почувствовал, что из него вышла некая волна и ударила в отца. Подобным образом показывают взрывную волну. Папа удивленно посмотрел на сына, встрепенулся и молча ушел. С тех пор он никогда сына уже не трогал. Если подобные эпизоды и происходили, он тут же старался брать себя в руки, извинялся. Как-то он обмолвился, что чувствует хорошее отношение сына к нему.

Ситуация перекликается с тем, что было показано Достоевским в романе «Братья Карамазовы». Федор Павлович в начале романа со своими сыновьями идет к старцу Зосиме, несмотря на то, что тот был священником, попасть к которому на личную аудиенцию было делом непростым. Рядом с его кельей всегда ожидало большое количество людей. Он каждому уделял по чуть-чуть времени. Здесь же речь шла о полномасштабной аудиенции. Федор Павлович устроил «шоу». Даже читая, ты чувствуешь неловкость. Разговор не состоялся. Федор Павлович был состоятельным человеком. Он устраивал сборища с женщинами (как принято сейчас говорить) с низкой социальной ответственностью. Но в отношении Алеши старался вести себя корректно, потому что чувствовал – Алеша его не осуждает. А отец не может не почувствовать этого. К Алеше он относился с благоговением. На самом деле Федор Павлович понимал, все, что он делает – ложно. Все эти «цирковые представления» на людях. Человек и так понимает, что в его жизни что-то не то. Окружающие еще это подчеркивают.

Вот как старец Зосима описал проблему Федора Павловича: «Лгущий самому себе и собственную ложь свою слушающий до того доходит, что уж никакой правды ни в себе, ни кругом не различает, а стало быть, входит в неуважение и к себе и к другим. Не уважая же никого, перестает любить, а чтобы, не имея любви, занять себя и развлечь, предается страстям и грубым сладостям и доходит совсем до скотства в пороках своих, а все от беспрерывной лжи и людям и себе самому. Лгущий себе самому прежде всех и обидеться может. Ведь обидеться иногда очень приятно, не так ли? И ведь знает человек, что никто не обидел его, а что он сам себе обиду навыдумал и налгал для красы, сам преувеличил, чтобы картину создать, к слову привязался и из горошинки сделал гору, – знает сам это, а все-таки самый первый обижается, обижается до приятности, до ощущения большого удовольствия, а тем самым доходит и до вражды истинной…»

Раньше мужчина мог доказать свою мужественность вернувшись, например, из военного похода. Сейчас мальчики воспитываются в специфических условиях, им трудно понять, как в здоровом ключе проявить мужественность. Это – отдельная тема, которую здесь неудобно развиваться, она рассматривалась в цикле бесед «Мужская тема».

Здесь стоит отметить, что кто-то начинает доказывать маскулинность эксцентричными выходками. Это, конечно, гипотеза. Трудно понять, что у человека в голове. Но можно упомянуть, что остатки совести есть, есть ядро личности, нет только правильной картины мира. Душа болит. Человек чувствует, что жизнь идет мимо. Чувствует себя униженным тем образом жизни, что он избрал. Находятся люди, презирающие его за это (говорят об этом или не говорят, не важно). Его это злит. Что с этим делать?

Здесь уместно вспомнить описание падения Денницы из Катехизиса, составленного епископом Александром Семеновым-Тян-Шанским. Денница - утренняя заря. Высший из ангелов. И он стал сатаной. Стремление к единству заложено в природе ангельской и человеческой, но теперь для Денницы было невозможно достижение любви (он отвернулся от Бога, возгордился). Ангелы и люди были созданы, как сообщающиеся сосуды, призванные наполняться и передавать свое содержание друг другу. Денница захотел все иметь лишь для себя, никому ничего не отдавая. Личность, замкнувшаяся на себя, оскудевает. Личность не может находиться в пустоте, тогда она наполняется плодами собственного воображения и суррогатами, влечением к множеству идолов. Обманом на свою сторону Денница привлек и других ангелов. Кстати, эгоизм, как основа зависимого поведения положена в основу той концепции, изложенной в работе «ОБРАЩЕНИЕ К ПОЛНОТЕ. Становление личности как путь преодоления зависимого поведения». Ч. 2: «Образ жизни, противостоящий зависимому поведению. Через любовь вырваться из замкнутости», где и приведено описание падения Денницы. Некогда высший ангел отделился. Теперь его стремление к единству реализуется во всеобщем разрушении.

Возможно жена, близкие такого человека подчеркивают – ты «алкаш», ты ничего не добился. Он чувствует их настроение. Начинает бунтовать всеми силами души и тела. Противиться на столько, на сколько он может. Наглядно было показано в фильме «Жестокий романс». Конечно, здесь приводится крайне упрощенная и субъективная рефлексия на этот на фильм. Идея фильма, может, заключается и в другом[2], но снаружи последние сцены воспринимаются в описанном ключе.

Если бы эти чувства направить в созидательное русло. Кстати, в этом и состоит один из смыслов духовной жизни. Нам даны некие силы души, но вследствие духовной затемненности они принимают ложную, страстную направленность. Об этом писал Жан-Клод Ларше в книге «Духовное бессознательное» (если более подробно – «Исцеление психических болезней»). Человеку дана сила напряжения, призванная помочь ему бороться со злом, достигать цели, но она может быть расходована по неверным поводам.

Несколько слов о принятии. «Принятие» в современном толковании – принятие человека со всеми его мировоззренческими искажениями. Учителю школы, делающему замечание ребенку, который плохо ведет себя на уроке и отказывается учиться, кто-то может сказать, что тот не принимает ученика. Эта концепция сейчас продвигается под видом психологии, хотя она игнорирует все данные этой науки. Ребенок находится в том возрасте, когда его необходимо подталкивать. Да, есть суперсознательные дети. Но большинство иные. Если разрешить им делать то, что они хотят, то, скорее всего они будут только играть, а в перспективе, возможно, станут принимать наркотики. Так как у детей еще не сформировались лобные доли, отвечающие за планирование и целеполагание, то ребенку трудно отклонить деятельность, обещающую ему яркие эмоции, ради некоей цели в будущем. Когда мы признаем, что мир подчинен закону Божию (не как некое навязанное суждение, а как то, что просто описывает объективную картину мира, просто сигнализирует о том, каков мир на самом деле), то понимаем – человеку есть над чем работать. Уважая человека, как личность, уважая образ Божий в нем, мы можем (там, где это возможно) повлиять и поспособствовать его исправлению. Митрополиту Антонию Сурожскому принадлежит замечательная фраза – чтобы на что-то повлиять, нужно сначала это полюбить. Если человека, который внушал отвращение, вы сумели полюбить, то внутренняя война останавливается. Отныне его облик ассоциируется у нас с человеком страдающим. Тогда он начинает к нашим словам прислушиваться, потому что не чувствует исходящей в его сторону угрозы.

Ты спрашивала про связь онкологии с гневом. Если не сосредотачиваться целиком на психосоматике, то можно предположить наличие подобной связи. Не стоит уходить в фанатизм, но и отрицание опрометчиво. В человеке переплетаются тайны и большие, и малые. Объяснить все это многообразие одной психосоматикой вряд ли возможно. Те, кто пытаются это делать, попадают в капкан распространенной ошибки под названием pars pro toto – частное, как целое. Например, ученые, которые «раскопали» один сегмент бытия, открыли единственную закономерность, и вот теперь пытаются сквозь призму этой закономерности выстроить целую концепцию. На человека влияет та пища, которая становится со временем его телом, та информация, которая становится его внутренним ментальным пространством, историческая эпоха, окружающие люди и это далеко не все. Не только социальный контекст влияет, но еще внутренние импульсы, желания, предпочтения, страсти. Отбросить все это многообразие и объяснить происходящие изменения человека только чем-то одним – утопичная затея.

Игумен Тихон Барсуков (в свое время главный врач в больнице Троицкой Лавры) объяснял, что энцефальный мозг является некой перемычкой между миром духовным и миром физическим. Речь не только о том, что мысль человека определяет состояние его тела. Духовная составляющая тоже может влиять. Мир падших духов способен производить изменения в теле. Но чтобы запустить возможность этой связи нужно иметь не очень стандартное мышление. Людям прошлого поколения это тяжело понять (речь, возможно, идет о влиянии атеистической пропаганды в Советском Союзе). Тем, кто жил в советсике годы, трудно принять идею бессмертия. Уже сформирован определенный тип мышления.

И если соединить мысли о возможной связи развития онкологии у гневливых людей с идеей, что гнев вызывает яростную защиту, можно утверждать о необходимости победы над гневом в сторону человека. Это трудно. Он кричит. Ругается матом. Но! Тому, кто перестал его презирать, все меньше адресуется агрессии и «цирковых» номеров. Если же человек неприязнь чувствует, то даже если в состоянии трезвости еще пытается сдержать себя (уходит в глухую защиту, не разговаривает, спит в отдельной комнате, демонстративно молчит), то в алкогольном опьянении все это прорывается. Униженность, которую он чувствует, особенно если это унижение исходит от женщины (одно дело быть избитым в честной мужской драке, другое – терпеть унижение в собственном доме, например, от супруги) проявляется в виде эксцессов. Стоит быть очень и очень аккуратным с оскорблениями, унижениями в адрес пьющего человека. Эта тема упомянута в ответе «Конфликт. Нападки со стороны нестабильного в психическом отношении человека». О борьбе с неприязнью и ненавистью идет речь в подборке материалов «ОБИДА, ГНЕВ, ЗЛОСТЬ… ПРОЩЕНИЕ: Лекции, тексты – иеромонаха Прокопия (также – иных авторов)».

Первые две беседы из цикла «Сектантское не только в сектах» содержат примеры моделей общения с человеком, находящимся в состоянии захвата некой радикальной идеек (в частности, сектантской).

Актуальность темы, сектантские принципы воздействия в окр. мире, о дальнейших лекциях, принципы общения;
Сектантское не только в сектах. 2.1 (Эгоизм – нет выхода. Стирание личного – деформация – квазичеловек).

В цикле бесед «Зазеркалье» беседы 65, 66.1 и 66.2 разобран вопрос общения с человеком, находящимся в измененном состоянии сознания.

65a. Понимание, какие мысли - отвергать, каким - следовать. О духовном руководстве (см. отд. лекцию в разделе Отдельные темы)
65b.Врастание в Истину. С терпением отнестись к человеку, находящемся в измененном состоянии сознания (ИСС)
66.1. О общении с людьми в ИСС (см. лекции Пробл. откл. поведения, 3 беседы о воспитании, Преод. игр. механизма (пункт 6b, 7a)
66.2. О общении с людьми в ИСС (см. лекции Пробл. откл. поведения, 3 беседы о воспитании, Преод. игр. механизма (пункт 6b, 7a)

В отношении обиды. Ты спрашивала – какие шаги предпринять для ее преодоления. Делать все противоположное обиде, ведь страсть побеждается противоположной добродетелью. Мы за человека молимся. Стараемся ему сделать добро. Быть благодарными. То есть всеми силами души тянемся в другую сторону (от обиды). Речь о повышении нашего общего культурного уровня. Например, человек нам уделил время, поговорил с нами по телефону и нам хочется поговорить с ним в живую. Быть благодарным за ту малость, что человек нам дал или обижаться – это наш выбор. Можно предположить, что человек станет счастливым, когда станет способным к благодарности. Тогда жизнь начинает иначе восприниматься. Бесконечные «за что» и «почему», обида возрастает и становится паранойей. Подобного человека ничто не удовлетворяет. Даже если ему уделяют время, если ему помогают, этого всегда мало. Не помню кому принадлежит фраза – два бесконечных смысла – Бог и неблагодарность. Неблагодарность связана с обидой. Корень один – самолюбие, а ветви разные. Если человек встал на эти рельсы, его мышление в труху превращают все, с чем он имеет дело. Необходимо хватать себя за руку. Тормозить негативные процессы. Молиться. Тянуться. Быть благодарным.

Стоит внимательно прочесть книгу прп. Аввы Дорофея «Душеполезные поучения». Все, что читаю сейчас по нейрофизиологии, уже было написал еще в первом тысячелетии. Написано очень коротко. Написано очень просто. Пока еще ни одно слово не было опровергнуто. Пока получаю только подтверждения. Прп. Авва Дорофей не упоминал терминов (нейроны, доминанты, навыки). Он просто описал суть, существо и устроение. Понимание механизма формирования страстей и добродетелей дает возможнотсь целенаправленного влияния. По аналогии, одно дело – просто махать руками, опираясь на некую инстинктивную реакцию организма (если речь о драке), другой – реализовывать стратегию, тактику, технику.

Например, можно почитать его описания стадии духовной борьбы «уклонися от зла, и сотвори благо: взыщи мира, и пожени и» (Пс 33. 15). См. поучение четвертое «О страхе Божием».

В книге «Победить свое прошлое. Исповедь – начало новой жизни» озвучена мысль, что непрощение приводит к онкологии…

Конечно, нельзя вопрос о онкологии свести к психосоматике. Некоторые специалисты среди причин онкологии еще называют такой фактор как отравление фармацевтикой. Человека оторвали от природного, от безопасного. Человек по любому поводу принимает горстями препараты. У старых препаратов еще была доказательная база. Они исследовались. Имеют перечень побочных эффектов. Современные препараты еще не прошли испытание временем, никто не знают, что они принесут человеку с годами.

Поэтому, в отношении вопроса об онкологии, нужно думать не только о преодолении обидчивости, но и о преодолении слишком плотного контакта с химией, как фармацевтической, так и бытовой. Подумай, как это можно обустроить.

Несколько раз доводилось испытывать чувство обиды и обиды непростой. Сильная неприязнь. Гнев. Ярость. Спать не можешь. Адреналин в крови. Из-под ребер волны жара. Адекватно думать не способен. Скачки эмоций. Вплоть до физиологии. После 2-3 таких дней приходит понимание – пора с человеком мириться. Я не мог вынести нагрузки телесной. Пока мы живем на земле, нас тело тормозит. Ты разгоняешься в гневе, но через 2-3 дня все тело начинает болеть. Невольно начинаешь думать о примирении. А если человек умрет? Фактор телесности отпадет (до воскресения). Соответственно нечему нас будет тормозить. В книге Евгения Тихомирова «Загробная жизнь и последняя участь человека» эта мысль приводится – при переходе в ту жизнь, что следует за гробом, человек разгоняется в душевных направлениях, выбранных еще при жизни. Трудно сказать, что такое вечность. Это бесконечно длящееся настоящее или поступательное время, которое никогда не остановится в отрезке? Но человек в вечности будет продолжать возрастать в том состоянии, которое избрал. За 3 дня я просто измучился. Вся физиология начинает ходуном ходить. Не знаю, может, это так с монахами. Один знакомый врач-нейрохирург говорил, что у людей, стремящихся жить духовной жизнью, все эти процессы тоньше. Даже препараты, которые «обычный» человек принимает, у монаха могут вызвать в полноценной дозе гиперреакцию. Если это за 3 дня стало очевидно, то, что же происходит с людьми, которые годами так живут. Не только онкология. Все что угодно может произойти.

Рак (как это продемонстрировано в одном американском фильме, автор которого потерял родителей от онкологии) – результат существования клетки в токсичной среде. Агрессивная среда может быть создана в том числе и фармацевтикой. Клетки, находясь в ней, начинают мутировать, чтобы выжить. Адаптация со знаком минус. Например, человек оказался в тюрьме и чтобы выжить (если нет нравственных принципов) быстро скатывается по наклонной. Ему кажется, что для выживания необходимо стать безжалостным. Есть и другие пути. Сейчас не разбираем, как люди выживали в экстремальных обстоятельствах. Этому посвящен цикл бесед «Остаться человеком. Офисы. Мегаполисы. Концлагеря». Отдельная тема. Очень интересная. Человеку помогают нравственные принципы. Но в данном ответе это все лишь аналогия. Клетка начинает мутировать. А если представить, что мы создаем в себе токсичную среду нашей ненавистью.

Может ли генетически передаваться гневливость? В каком-то смысле да. Но! Гены – не приговор. Гены – склонность определенная, но реализовать или нет – зависит от нас. В работе «ОБРАЩЕНИЕ К ПОЛНОТЕ. Ч. 5: Спорт vs наркотики: Можно ли наркотикам противопоставить спорт и «здоровый образ жизни»?» упомянутый выше нейрохирург объяснял – гены кодируют некую предрасположенность, но не факт, что она будет реализована. Здесь можно такое размышление предложить. Человека, рожденного с отягощенной наследственностью, можно уподобить альпинистам в связке. Сорвавшийся сам себе помочь не может, а близкие вытянут на веревке. Человеку с отягощенной наследственностью будет тяжелее в жизни. Есть люди, которые уже родились кроткими. Это не их заслуга. Это в том числе достижение предыдущих поколений. Об этом Евангелие рассказывает – Родословие Христа. Многие поколения людей (конечно, были всякие среди них – и те, кто грешил), но много было и тех, кто старался двигаться к праведности. На вершине этой цепочки была Божия Матерь. Та, кто достигла максимально возможной для человека чистоты. Да, чья-то наследственность отягощена. Кто-то скажет – За что мне? В чем моя вина? Но ведь Бог через этого человека, возможно, вытягивает его предков из пропасти. Если он поборет в себе страсть, которая формировалась, в том числе совокупным усилием предыдущих поколений, а в его жизни реализовалась, возможно, он тот самый альпинист, кто тянет за веревку ближних (мы ведь не знаем законом мироздания в глубоком смысле).

[1] 28.И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. 29.И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. 30.Вдали же от них паслось большое стадо свиней. 31.И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. 32.И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. 33.Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. 34.И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.

[2] Лориса Огудалова влюблена в богатого барина – Сергея Сергеевича Паратова. А сама собирается замуж за Карандышева (человек слабый, любит покрасоваться). Причин для брака несколько – денег у нее в семье нет и Карандышев ее любит. Возвращается Паратов и зовет ее в «круиз» по Волге. К пароходу на утлой лодке причаливает Карандышев. Он приехал за невестой. Готов все ей простить и женится. Он унижен ее отказом. «Так не доставайся же ты никому!». Выстрел.