Зависть. Зависть. Ч. 2: Молодому человеку, который завидовал девушке, преуспевающей в творчестве
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  22.03.2023.



Начало см. в ответе «Зависть». 

Появление такого чувства как зависть может подобно гневу захватить разум человека, начав формирование деструктивного мышления. Такое случается и в сфере отношений, и в сфере творчества. Через молитву и доброту к другим, порой прикладывая усилия для этого, можно обогатить своё восприятие жизни, обратив тем самым патологию в конструктив.

Ты спрашивал, как же не допускать мысли о зависти. Дело не в том, чтобы не допускать самой мысли, потому что те мысли, которые к нам приходят во многом зависят от образа нашей жизни и образа нашего мышления. Например, сознание человека, отравленное порнографией, само источает из себя соответствующие образы. А мышление человека, который агрессивно настроен по отношению к окружающим, уже соответствующим образом интерпретирует действительность. Через изменение нашего образа жизни, образа нашего мышления происходит то, что мысли определённого плана перестают приходить на ум. Когда меняется образ нашего мышления, то по отношению к человеку, к которому ещё вчера у нас возникали какие-то агрессивные мысли, мы начинаем относиться совершенно по-другому. В этом смысле зависть можно сопоставить с другими страстями. Зависть, как можно предположить, развивается по одному принципу с ними.

В различных беседах и текстах я ни раз страсть рассматривал сквозь призму учения академика Ухтомского о доминанте. Ещё раз вкратце повторю его идею: доминантой является стойкий очаг в коре головного мозга. Это определённый центр, работе которого подчиняется весь организм во всей его полнот]. Представь человека, который перед публикой играет на гитаре, поёт в микрофон какие-то слова и при этом ещё отбивает такт, ударяя по бочке. Сколько систем объединены для реализации одной задачи! Ему нужно смотреть на ноты, вспоминать слова, управлять мышцами гортани, чтобы издавать соответствующий звук, управлять ногами, руками, пальцами, смотреть на людей, на их реакцию, как-то оценивать их отношение к себе, вступать с ними в какой-то невербальный контакт. Причём все эти системы человеком реализуются как бы естественным образом. Реализация всех этих действий не сводит человека с ума, просто их много, но он не думает о них по отдельности, а доминанта в свою очередь связывает всё воедино. Во время действия этого очага остальные отделы коры подавляются. То есть тормозится всё, что не относится к данному очагу. Когда человек вовлечён в игру, он забывает о каких-то своих проблемах. Кстати, по этой же причине некоторым женщинам, и может даже мужчинам нравится вождение автомобиля. Потому что отступают различные хаотические мысли. Человек сосредотачивается на вождении, думает о дороге, и весь хаос, который беспокоил, отступает. Так же когда человек на ринг выходит, отступает всё то, что беспокоило 5 минут назад.

Доминанта является маховым колесом, которое организует пёстрый жизненный опыт в единую концепцию. Например, человек, ненавидящий других, все факты истории, все обстоятельства своей жизни может объяснить в рамках одной концепции, «все люди козлы», «все хотят мне зла», «я – самый несчастный». В рамках этой концепции человеку всё понятно, всё объяснено. Если человека захватывает патологическая доминанта, то, по мнению академика Ухтомского, трудно бороться с ней в лоб. Трудно человеку, охваченного завистью, пытаться объяснить, что он завидует несправедливо. Что, дескать, те, кому он завидует, на самом деле хорошие. Если у человека в мозгах уже горит очаг, то даже слова тех людей, которые пытаются ему объяснить, что те, кому он завидует, – хорошие, он будет воспринимать это в своём ключе. То есть человек высказываниями этих людей, особенно если очаг этот сильно растревожен, может ещё и подтвердить своё мнение, что те, кому он завидует, действительно недостойные. Ему скажут, что те, против кого он настроен, на самом деле помогает детям, а человек, охваченный патологической доминантой, скажет, дескать, да, он – лицемер, хорошим детям он помогает, но внутри он гнилой.

Здесь мнение академика Ухтомского совпадает с мнением православных авторов. (Вообще Ухтомский был православным человеком, и как говорят, в блокадном Ленинграде он был тайно рукоположен в епископы. Считают, что он не покинул Ленинград в годы блокады, несмотря на то, что его как достояние нации хотели эвакуировать. По одной из версий он остался вместе со своей паствой.) Он считал, что штурмовать эту доминанту в лоб –бесперспективно, а важно противопоставлять другую, конструктивную, более бодрую доминанту. И укрепившись эта вторая доминанта может затормозить первую. Этот принцип можно сопоставить с тем, как святые воспрнимали победу над страстями. Конечно, нужно где-то и тормозить страсть, но очень важно и воспитывать противоположную добродетель, тогда страсти, можно сказать, перестраиваются.

Жан-Клод Ларше, православный богослов, писал, что страсть основывается на каком-то процессе, который дан человеку для конструктивной цели. Например, Господь дал нам способность стремиться к цели, способность напрягаться для её достижения. Но эта сила, если человек заражается страстями, становится силой гнева. Человек стирает всё, что встаёт у него на пути. Можно в этом русле и зависть рассмотреть.

К ответу прилагаю мысль святителя Феофана Затворника. Если её проанализировать, то она хорошо укладывается как раз в учение академика Ухтомского. Он пишет, что зависть исчезает, когда человек понуждает себя делать добро против того, кому он завидует. Можно взять ситуацию, когда, например, человек пишет тексты песен, а у кого-то получается это лучше, чем у него, и вот зависть начинает сжирать. К чему эта зависть вообще может привести хорошо показано в фильме «Телохранитель» с Кевином Костнером. Там показаны две сестры, они вместе начинали певческую карьеру. И вот у одной, (которую играла Уитни Хьюстон), дела пошли в гору, а к её сестре успех не пришёл. Она что-то записала, но её пластинка не стала платиновой. И она жила в доме своей более успешной сестры, пользуясь её поддержкой, но в тайне питала, можно сказать, зависть, хотя в реальной жизни это скорее целый спектр чувств. Там и ущемлённое самолюбие, и зависть, и неприязнь, и якобы несправедливое отношение к ней было. Песни её лучше, но почему-то люди не разобрались в музыке, не имея вкуса стали слушать другого человека, вместо того, чтобы слушать её. В итоге она нанимает киллера, но, кстати, потом сама от рук киллера и погибает. Это такой закон духовной жизни, который, кстати, указан в Псалтыре. Рыли яму, упали в неё сами. Это не цитата, но мысль там такая.

Подобное происходит не только в сфере музыки, но и в сфере человеческих отношений, между родственниками, одноклассниками. Например, кто-то из родственников много заработал, у него большой дом, в котором он принимает гостей, причём делает это по высшему разряду, кормит, поит, даёт место для ночлега, всячески готов помочь. Но кому-то, кто приезжает в гости, эта щедрость – как нож по сердцу, потому что этот дом не у него. И кажется в этом есть какая-то несправедливость, какое-то недоразумение. И вроде бы, если бы не было зависти, то живи себе и радуйся, тебя ждут в этом доме, ты можешь сюда приезжать, найти общение, какие-то положительные эмоции. Но не хочется туда ехать, потому что зависть не даёт быть там спокойным.

Поэтому может не надо ставить себе первоначальную задачу, чтобы мысли не приходили. Нужно формировать в себе новую доминанту, с помощью молитвы от неприязни. И надо попробовать поступать по совету Феофана Затворника, делать добро для человека. Господь дал нам разум, всё-таки мы не какие-то животные. Если человек понимает суть идеи, то он уже продумывает, как её практически можно реализовать, как можно поддержать человека, которому завидуешь, даже иногда через силу. Разные варианты есть поддержки. Можно выслушать человека, навестить в больнице во время болезни, посопереживать не злорадствуя. Когда ум человека успокаивается, по мысли духовных авторов, он становится способным созерцать абстрактные идеи, если говорить светским языком. А на языке духовном – это логосы, те смыслы, на основе которых создаётся мироздание. Грубо говоря, когда ум человека охвачен завистью, он и творить не может. Он блокирован. Сила души его связана и у него ничего не получается. Но когда хотя бы через силу он начинает делать что-то для человека, который вызывает у него чувство зависти, например, встретить после работы, проводить на работу, поздравить с днём рождения, эти путы зависти с ума спадают и вдруг ум становится способным сделать лучшее из того, что было ранее сделано.

На всяких случай приложу ссылку на подборку, которую составлял на темы обида, гнева, злости, прощения.

О ОБИДЕ, ГНЕВЕ, ПРОЩЕНИИ – ЛЕКЦИИ, ТЕКСТЫ ИЕРОМОНАХА ПРОКОПИЯ (также – иных авторов)

Там на примере гнева показан механизм действия этих страстей. Гнев и зависть вообще похожи. Что-то встаёт на твоём пути, и можно на это гневаться, можно этому завидовать. И там, и там корень всех страстей – это себялюбие. А в даре себя другому, как писал схиархимандрит Гавриил (Бунге), мы можем прорвать стенки самозамкнутости и почувствовать, как всё зло в отношении другого человека отступает.

Цитату со словами схиархиндрита Гавриила, включенными в определенный контекст, см. в главе «Психиатрия» их части 2-ой текста «Доминанта жизни и самоубийство».

Один человек рассказывал, что его душили некоторые мысли, связанные с его родственниками. Где-то мысли, связанные с гневом, как ему казалось, против него что-то не так сказали. А где-то и зависть, что у них большой круг общения, что они, дескать, живут весело, а он живёт в дали от них. Хотя могло бы быть у него всё иначе, примерно, как у них, а может быть и лучше. Так вот, когда эти мысли его душили, он читал молитву схиигумена Саввы, боролся-боролся-боролся с собой. На каком-то этапе, конечно, здесь и Господь действует, но ещё и процесс включается тот, о котором писал академик Ухтомский: формируется некий положительный перевес и на каком-то этапе вектор «внутреннего маховика» перещёлкивается. Как у шуруповёрта, механизм завинчивает, но стоит переключить тумблер, и тот же самый шуруповёрт начинает развинчивать. То есть механизм мозга продолжает работать, но через это внутреннее усилие, с помощью молитвы против неприязни, этот тумблер перещёлкивается. И маховик начинает работать в другую сторону, в сторону конструктива. И вот этот человек рассказывал, что после нескольких дней он просто сгорал от ярости в отношении своих родственником, ему хотелось позвонить им, наговорить гадостей. Но он с этим боролся. И в результате этой тяжёлой борьбы на каком-то этапе что-то внутри переключилось и вдруг наступил покой. И он написал СМС из двух-трёх слов, в котором писал что-то такое доброе человеческое тому, против кого он гневался и кому возможно завидовал. (Почему «возможно», потому что грань между завистью и гневом трудно провести.) Эта СМС как бы закрепляла перещёлкивание тумблера. Он в этом сообщении являл свою внутреннюю позицию, и мрак от души отступал.

Чтобы творчество шло, надо обязательно обогащаться. Обогащаться именно будучи направленным на то, чтобы слышать других. Ведь они очень много чего подсказывают. Мы через это внимание к другим получаем необходимый материал, из которого зарождается то, из чего творим. Это не значит, что надо заимствовать.

Знал одну девуушку, которая писала. Она очень неправильно воспринимала идеи, когда я ей советовал. Она писала рассказ о наркомане, но ее персонаж вёл себя не как наркоман, у него были какие-то свои (не наркоманические) представления. При прочтении было видно, что человек никогда не знал, что такое наркотики, что он с этой темой незнаком. Я ей много раз объяснял, что, чтобы творчество было более или менее правдоподобно и цепляло читателя, не то чтобы надо самой это всё попробовать, но хотя бы книжки какие-то на эту тему почитать, с живыми людьми пообщаться, узнать, как они выбирались оттуда, чтобы, кстати, был какой-то конструктив, а не то что человек просто употребляет, употребляет и всё на этом. Мы потом с ней общий язык нашли. Она немножко болезненно воспринимала мои советы, всё думала, что я хочу сбить её с какой-то её основы, лишить её творчества, заиметь её идеи за свои. И когда она каждый раз об этом упоминала, я уже не выдержал и довольно строго дал ей понять, что она немного утомляет тем, что любую попытку ей помочь она воспринимает как вторжение в её личность, (может этот момент как-то и с твоим вопросом про зависть связан), что речь идёт не о том, чтобы «моим» заменить «её», а о том, что она может всех послушать, всё это собрать внутри своей личности, всё это переварить, но не пересматривая бесконечно какие-то ролики, а в тишине, в творческом каком-то восприятии ситуации.

У Ивана Ильина есть статья о новом искусстве. В этой статье овладение формой – это только начальная стадия, а потом человек должен спуститься в глубины какого-то духовного опыта и уже там чего-то искать. Тебе может быть тоже можно попробовать просто слушать других, потому что мы из самих себя не можем создать многого. Есть, конечно, люди гении, которые пожили, много чего видели, у которых богатейший жизненный опыт, они могут из себя черпать тоннами эту золотую руду, потому что у них эти геологические процессы шли, титанические плиты двигались, у них есть горные массивы, откуда эту руду добывать. Но в целом, бывает так, что человек, который пишет сам о себе, где-то исписывается, где-то начинает повторяться. И таких сюжетных наполненностей он не даёт.

Один человек говорил, что было бы здорово, если бы режиссёры в фильмы приглашали классных военных консультантов, (речь шла о фильмах про войну или на полицейскую тематику). Потому что бывает, некоторые фильмы прям интересно смотреть. Чувствуется, что человек советовался. Там какие-то моменты показаны по-существу. Можно представить, если какому-нибудь полковнику с богатейшим опытом предложить работу, он режиссёру такого расскажет, что очень полно можно сценарий обогатить. А когда режиссёр или создатель фильма сам начинает что-то придумывать и следовать только своей выдумке, игнорируя реальное положение дел и всего остального, то получается достаточно предугадываемо. Может быть тебя отличает от того, кому ты завидуешь, как раз вот эта черта. Ты не отвергай других, слушай, вникай, впитывай! Это же не значит, что ты теряешь своё творчество. Ты же сам потом какие-то выводы сделаешь. Самое главное, чтобы ты был укоренён в истине, в конструктивном. Поэтому важно читать что-то духовное, чтобы не потеряться в этой череде мнений, чтобы какое-то своё внутреннее ядро было. И уже сравнивая со своим внутренним ядром ты уже будешь смотреть, что с ним соотносится, а что нет.

К вопросу о гневе. Посылаю ссылку на текст, в котором пытался собрать всё коротко, но по-существу о гневе, и о том, как он преодолевается. В тексте, в том и числе и идея доминанты была описана. По ссылке с текста можно перейти на подборку материалов о гневе и обиде. В материалах предложено больше позиций, чем в отдельном тексте про гнев.

«Гнев».

Также пошлю на всякий случай ссылки на тексты «Горение сердца» и «Искра жизни», где тоже разбиралась тема творчества. Тексты подготовлены на основе одноименных лекций, первый цикл лекции проходил в Санкт-Петербурге, в реабилитационном центре «Сапёрное», а второй цикл – «Искра жизни» – на Соловках. Говорили о том, как можно обогатить своё творчество.

«Горение сердца»
«ИСКРА ЖИЗНИ: Свет, сумерки, тьма» – комментарии к циклу лекций
(беседы о развитии творческих сил (в широком смысле этого слова) и о их угасании)