Воспитание. Воспитание. Папе, грустившему, что плохо получается с воспитанием – дети очень активные и шебутные
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  27.03.2023.



См. о воспитании материалы:
«Родители – Дети – Воспитание». Лекции и тексты иеромонаха (Прокопия).

Дети, как и взрослые, бывают разными. У каждого ребёнка свой характер, каждый проявляет себя по-своему. В этих проявлениях можно разглядеть ещё несформировавшиеся очертания личности, задатки, которые, будучи направленными в конструктивное русло, могут дать в будущем положительные результаты. А терпение, любовь и вера будут надёжным подспорьем в воспитании будущего поколения.

Насчёт того, что твои дети иногда шокируют окружающих, и ты печалишься, думая, что возможно ты делаешь что-то не так. Попробую тебя как-то утешить, но утешить осмысленно, а не таким дешёвым приёмом, дескать, всё хорошо, успокойся.

Можем предположить, что человек, который много в жизни может сделать, может вызывать какой-то большой процесс, организовать других людей, создать что-то с нуля, пробив многокилометровую толщу препятствий, всё-таки должен обладать какими-то заряженными способностями. Часто эти способности даются человеку в сыром виде, в виде неокультуренных задатков, и эти задатки могут уйти в психопатию, а могут стать, как говорят, конкурентным преимуществом человека. Это мысль одного профессора. И хотя она сказана по поводу акцентуации характера, но, возможно, она применима и здесь.

Есть люди, например, психостеники. Я не являюсь фанатом психологии, но мысль кажется интересной. Они могут загружать свой мозг какими-то темами. Если психостеник будет человеком замкнутого склада, нелюдимым, если он не будет любить добро, то возникает риск, что он начнёт загружаться какими-то вещами неконструктивными. Начнёт изучать личные дела людей, участвующих в войне, чтобы понять, кто там прав, кто виноват. Я сейчас не говорю, что понять, кто прав, а кто виноват – дело плохое, просто я имею ввиду, что человек может начать расходовать свои таланты по каким-то случайным поводам. То есть если, например, случился вооружённый конфликт, ему захочется что-то в нём раскопать. И он будет копать сутками, месяцами, притом не совсем понимая, действительно ли ему нужно сейчас раскопать данную ситуацию. Но если человек приходит к любви, начинает жить по заповедям Евангелия, тогда его склонность загружаться в те или иные процессы может принять конструктивный характер. Это может включать то, что непосредственно нужно ему для дела, для несения какой-то пользы. И тогда его интеллектуальная находка начнёт обогащать и его, и других.

Мы обсуждали, что ананкасты идеальны там, где нужно любую информацию писать в свою клеточку и что-то организовать, например. Речь идёт и о какой-то работе или о каком-то общем для многих людей деле. Но он понимает, что не все события можно писать каждое в свою клеточку, есть вещи, которые можно понять со временем, когда мы в определённом ключе развиваемся. Возможно для такого человека будет невыносима та мысль, что он какую-то вещь сможет понять только если будет развиваться в определённом ключе, в течение какого-то времени. Ему хочется сейчас и сразу сформулировать в двух предложениях беспокоящий его вопрос. А это сделать на данный момент невозможно. Потому что он находится ещё не на том уровне духовного возраста, на котором эта тема может быть понята. Как ребёнку объяснить, почему взрослый дядя или тётя уходит в монастырь? Можно сказать, что он любит Бога. Ребёнок спросит: «А почему нельзя любить Бога дома?» Ребёнку с имеющейся у него системой представления сложно объяснить, почему взрослые дяди и тёти идут в монастырь. Но если ананкаст будет прислушиваться к другим, то он начнёт обогащаться лучшими качествами людей с другими типами.

Опять же, я не фанат психологии, все эти типы не надо рассматривать как какую-то жёсткую данность. Всё это достаточно условные категории. Но, если быть достаточно аккуратным, можно предположить, что какая-то данность есть, и она обеспечивает разнообразность в мире. Как преподобный Паисий Святогорец говорил, что, если супружеская пара будет из двух медлительных людей, они заснут на ходу, если из двух активных, они весь дом разнесут. Поэтому так промыслом Божьим складывается, что в брак вступают люди с разными складами характера, чтобы они друг друга как-то уравновешивали.

Как это относится к твоему вопросу: у детей есть какие-то задатки, они активные, но пока ещё может не могут справиться с тем мощным двигателем, который у них есть. Естественно, (если проводить аналогию с автомобилем), когда руль в руках держится слабовато, педаль тормоза ещё не освоена, а освоена только педаль газа, то человек на машине с таким мощным двигателем часто может куда-то врезаться, нанося постройкам и другим людям повреждения. И задача здесь состоит не в том, чтобы сломать двигатель, а в том, чтобы обогатить человека духовно, культурно. Вследствие этого обогащения появится возможность овладеть своими задатками, талантами, склонностями, окультурить их, научиться пускать их в какое-то конструктивное русло.

Проходя с детьми этот путь возможно ты и для себя очень много найдёшь. Может у тебя тоже такая натура которая требует окультуривания, и это окультуривание будет происходить по мере того, как ты будешь искать возможности договориться как-то с детьми. Речь не идёт, что ты должен идти у них на поводу. Детей, как у тебя активных, не всегда получается остановить каким-то волевым приказом. Нужно что-то объяснять. Договариваться, где-то говорить «хорошо, мы обязательно туда сходим, но только после того, как мы сделаем это и это». Это требует от тебя и терпения, и выдержки, и тут твоя природа, в хорошем смысле, тоже начинает сквашиваться. Ты, работая над воспитанием детей, работаешь в том числе над самим собой. Вот эту свою необтёсанную природу где-то ты начинаешь возделывать, возделывать свой Райский Сад. Поэтому не печалься, дальше вкладывай в своих детей всё лучшее, что можешь вложить. Речь не идёт о капризах, баловстве, и речь не о том, чтобы идти у них на поводу. Такие дети, которые сейчас пока не могут справиться со своей активностью, которые сеют какую-то смуту в умах взрослых, может быть на каком-то этапе научатся справляться со своими посылами. А если научатся направлять их в конструктивное русло, может действительно они в своей жизни смогут сделать много добра. Как – Достоевский. Скачки напряжения раньше уводили его в казино, в какие-то безумные процессы, но когда произошло духовно-культурное обогащение, то он научился скачки напряжения переводить в творчество. И как говорил профессор Мелехов, его произведения несут даже терапевтический эффект.

См. подробнее главу «Об игровом механизме, Ф.М. Достоевском и о преображении неистового ума» из части 4-ой текста «Преодоление игрового механизма».  Часть 4 – «Эротомания, игровой психоз и неконтролируемая приверженность».

Можешь самостоятельно прочитать из книги Кривошеиной «Пути Господни» о княгине Вики Оболенской и Борисе Вильде. Они участвовали в Французском сопротивлении, во время Второй Мировой войны, когда немцы оккупировали Францию. Была создана подпольная организация, задача которой было противодействие нацистам. Они были на ключевых постах в этой организации, были глубоко верующими людьми, бесстрашными, и каждый из них был уникальной личностью. У истории нет сослагательного наклонения, но при всех их задатках можно предположить, что если бы у них не было духовности и культуры, то у них были все шансы уйти в патологию. Вики Оболенская была очень красива и умна. Женщина, обладающая красотой и интеллектом, но без какой-то духовной красоты, рискует стать аферисткой. (В частности, Анна Сорокина.) У Бориса Вильде помимо интеллекта была ещё и тяга к риску. Но он эту тягу сумел окультурить. Хотя его не сделали главой сопротивления только потому что его тяга к риску иногда была неоправданной. А если у человека с такими задатками нет духовности и культуры, то возникает риск, что он войдёт в патологические процессы, станет игроком, ищущем острых ощущений. Или аферистом, который ищет острых эмоций.

О княгине Вики Оболенской и Борисе Вильде – в цикле бесед «Преодоление игрового механизма».
17.4 Выход – обогащение личности (ГЛАВНОЕ). Вадим Туманов. Вики Оболенская, Борис Вильде

Поэтому можно надеяться, что если ты будешь держать ту линии, которую держишь, то с твоими детьми всё будет хорошо. Конечно тебе придётся пройти через какие-то переживания. Но прими во внимание следующий факт: есть взрослые, которые попадаются тебе на пути, и их реакция в отношении твоих детей тебя печалит. Тебе кажется, что ты делаешь что-то не так, они, взрослые, видят твоих детей однократно. Им не с чем сравнить. Всё-таки динамика на лицо, дети из почти полностью неуправляемых становятся иными, активность у них остаётся, но они ещё более и более учатся со своей силой стравляться. То есть силы становятся всё менее хаотичными, а дети учатся их использовать по какому-либо делу. В этом направлении можно продолжать идти.

В одной песне есть такие слова: «Не отступай и веруй, а я буду верить в тебя». Также и ты верь в своих детей, но не в слепую, как родители, дети которых становятся наркоманами, а они считают их хорошими. Может действительно дети и хорошие. Но речь идёт не об этой вере, а о той, когда мы верим, что в каждом человеке есть всё-таки искра Божья, что с помощью Божьей те задатки, с которыми ребёнок родился, могут принять всё-таки конструктивные воплощения.

Приводил выше ссылку на текст «Преодоление игрового механизма», часть 4.1. «Эротомания игровой психоз и неконтролируемая приверженность». В тексте упомянул опыт Вадима Туманова, который из неукротимого человека, который в годы репрессий попал на Колыму, а история у него была там лихая: то драка, то побег, то ещё что-то. Потом он свою эту неукротимую силу вложил в конструктивный процесс и стал одним из крупнейших (может даже в мире) специалистов по добыче полезных ископаемых. Там же как раз приводится образ Мити Карамазова из романа Достоевского «Братья Карамазовы», который обладал безудержной натурой, не находящей себе конструктивного подхода. Митя играл, дрался. А вот устами госпожи Хохлаковой возможно Достоевский даёт ему совет ехать в Сибирь и строить города, потому что Сибирь нуждается в энергичных волевых людях. Таким людям как Митя возможно такой совет и помог бы.

Также приводится мысль, что у человека есть разные уровни. Представление о разных уровнях основано на каком-то аскетическом понимании. То есть, есть животные импульсы, душевные и духовные. Душевные – это сопереживание красоте, радость дружбы. Телесные (животные) – это голод, агрессия и прочее. А духовное – это чувство умиления, покаяния и духовного переживания. Духовные переживания могут тормозить переживания более низшие, когда натура у человека кипит, хаос бьёт через край, но в сердце рождается чувство умиления, духовное переживание. И эта неукротимость тормозится. И соответственно приобщение человека к духовности помогает ему сбалансировать свою натуру. Притормозить эти хаотичные проявления и те задатки, которые даны человеку Богом, пустить в конструктивное русло.

Кстати, в романе Достоевского складывается такое ощущение, что старец Зосима является неким аналогом Мити Карамазова, потому что старец Зосима в молодости был чем-то очень похож на Митю. Но потом со временем он испытал духовное переживание. Как-то он ехал на дуэль. Перед выездом на дуэль он ударил своего слугу. Ему стало стыдно, он попросил прощения у слуги, и в сердце у него родилось какое-то умиление. Применительно к данному ответу можно сказать, что это умиление затормозило в нём какой-то хаотический порыв. Ему нравилась одна женщина, и он хотел убить её возлюбленного, просто так. И он понял нелепость своего шага, но на дуэль он всё-таки поехал, чтобы его не считали трусом. Он дал возможность своему сопернику выстрелить, а сам потом нарочно выстрелил в сторону. Это такая основная мысль этой статьи, что человек может при работе над собой совладать со своими талантами.

В конце этой части приводятся как раз некоторые мысли из книги Роберта Кигана и Лайзы Лейхи «Неприятие перемен». Выдержки касаются истории Кэтти, которая не умела себя сдерживать. Она работала в фармацевтической компании, у которой были крупные обороты, являлась одним из ключевых работников, приносила компании большую пользу. Но у нее были определённые проблемы, которые нужно было решить. Она остро реагировала на мнения, которые отличались о её, у неё была бушующая натура. Она много работала, считала, что если она не будет работать более 100%, то её не будут уважать и любить коллеги. Но постепенно благодаря работе над собой она смогла справиться со своей бушующей натурой. Она осталась столь же активной, но всё-таки у неё в жизни появилась семья, что-то помимо работы, и также она научилась конструктивно воспринимать замечание коллег. И хотя эта книжка «Неприятие перемен» – не духовная, но инструменты там описывались близкие к Евангельскому мировоззрению и хорошо очень ложатся на Евангелие. В частности, про Кэтти там речь не шла о молитвах, о таинствах, речь шла о работе над собой путём самоубеждения. А если сюда прибавить ещё и молитву, таинство, те возможности, которые есть в православии, естественно и результат был бы более красивым. Дело в том, что в православии помимо работы над собой через самоубеждение есть и другие направления: участие в таинствах, жизнь по Евангельским заповедям, много чего другого, что помогает человеку меняться в лучшую сторону. Спектр становится богаче.