-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 28.05.2023. |
Если человек старается жить по-евангельски, исполнять Заповеди, участвовать в Таинствах, то меняется и его состояние (духовное, душевное, психическое). Следовать своему духовному пути. Напитываться Благодатью. Развиваться в Истине.
Вы спрашиваете о границе между духовным миром человека и психическими заболеваниями.
Первым делом сошлюсь на замечательные и вполне применимые к жизни книги православного богослова Жан-Клода Ларше «Исцеление духовных болезней», где автор суммирует опыт в исследовании вопроса, «Исцеление психических болезней», «Духовное бессознательное». Цель исследования – антропология Православия, учение о человеке.
Второе. Вопрос сложен и поэтому не решается линейно. Возможно, поэтому высказывания, слышанные от авторитетных людей, Вас не удовлетворили. Человека можно понять только в его динамическом развитии. Приведу пример. Не собираюсь ни в коем случае толковать Священное Писание. У меня нет ни такого уровня понимания, ни права. Укажу на некую аналогию к Библейскому повествованию. В раю было древо добра и зла, плодов которого Бог сказал людям не вкушать. В Православной аскезе есть такой принцип – на основе деяний развивается созерцание. Вначале человек (речь не только о монахах, и миряне призваны к духовной жизни) преодолевает грубые страсти – объедение, гнев и т.д. Он вырабатывает здоровые навыки и привычки (к посту, не высказываться скоропалительно, брать паузу и так далее). Так преодолеваются грубые страсти. Перед человеком открывается возможность приобрести хотя бы начатки внутреннего равновесия. И уже на этой основе он может развивать молитву. В человеке могут раскрыться глубокие постижения Священного Писания. Он начинает работать над преодолением тонких, незаметных страстей – тщеславие, например. Говорить о молитве, о тонком делании, когда в человеке бушуют страсти, не приходится. Хотя некоторые считают, что идут путем делания, а, следовательно, они причастны Православной мистике. Сейчас слово «мистицизм» себя дискредитировало и используется в плане эзотерическом. Если абстрагироваться от современных тенденций, древних святых называли мистиками. Но если человек ругается, смотрит телевизор сутками, то его разговоры о собственной мистике скорее заблуждение.
Прп. Исаак Сирин предупреждает – тот, кто минуя первый этап устремился ко второму (передаю мысль своими словами), того постигает гнев Божий. Сложно предположить, что Бог начинает персонально гневаться на человека. Человек, не очистив себя от страстей, входя в тонкое делание, запутывается. Страсти трансформируются. Человек, возможно, даже принимает их за веяние Благодати и входит в сложное духовное состояние, называемое прелестью. Так начинается разрушение психики.
Здесь уместно привести пример из жизни. Есть мнение, что созерцательные книги неполезно читать людям на первых этапах духовной жизни (речь о монахах, но мысль применима и к мирянам). Такие книги, как «Добротолюбие» или созерцательные книги аскетов люди читают, пройдя определенную подготовку. Во-первых, человек не сможет их адекватно понять. Не имея начатка духовного опыта, он будет воспринимать их в силу своего «детского» (в негативном ключе, то есть незрелого) мышления. Человек ставит над собой эксперименты, которые (как ему кажется) должны привести к духовной жизни, а в итоге путаница в голове усиливается. В частности, можно упомянуть старца Феодосия Карульского. Его ученик Никодим Карульский горел желанием осваивать Иисусову молитву. Он спросил своего старца о «высокой» аскетике. Старец запретил. И вот однажды, когда старец Феодосий был вне кельи, Никодим достал вожделенную книгу и стал ее читать. Старец понял, что ученик ослушался и велел тому уходить. Старец Никодим (старцем он стал впоследствии) проявил глубокое раскаяние и был принят обратно. К чему я? Какие-то вещи мы начнем осознавать, только поняв, как устроен человек. Есть разные духовные уровни (возрасты). Если не понимать динамического развития человека, то и вопрос о соотношении духовных проблем, проблем психиатрического, психологического и даже инфернального характера рассматривается однобоко.
Духовная проблема – неверное понимание сути духовного делания, например. Психологическая проблема (хотя грань тонка) – человек стоит на ложных позициях, что травмирован родителями. Конечно, не без этого. Все мы страдаем от прошлого. Но Жан-Клод Ларше утверждает, что с точки зрения Православного учения, человек способен разорвать связь с негативным опытом прошлого через следование духовного пути, напитываясь Божественной благодатью. Вопрос о влиянии инфернальных сил некоторые люди воспринимаю слишком узко, только в русле одержимости (то есть последней стадии). Соответственно, и процесс излечения видится однобоко, как экзорцизм, изгнание духа. Приведу мнение одного психиатра. Он отмечал, что построив на территории больницы часовню, ожидал, что все пациенты станут здоровыми. Этого не произошло. Так специалисты увидели психиатрический характер проблемы, а не духовный. Не понимая устроение человека, этот вопрос не решить. Мы всегда будем делать срез лишь с одной стороны (не охватывая всего объема явления).
В этом смысле ценна заметка схиигумена Гавриила (Виноградова-Лакербайя) Он автор книг «От чего нас хотят «спасти» НЛО, экстрасенсы, оккультисты, маги», второе название книги «Об одном древнем страхе. Кого и как «портят» колдуны». Есть разные стадии захвата сознания человека падши духом (мысль передаю своими словами). И святые отцы писали о стадиях. Есть, например, стадия прилога, когда человек чувствует вражескую мысль в своем сознании, но крепко стоит на ногах. Состояние психического здоровья ассоциируется с термином супернорма. Человек достаточно легко может выбросить из себя злую идею, способен увидеть предпосылки, которые призывают его к унынию и депрессии. При определенном состоянии нездоровья человек склонен к психозу. Отсутствует внутренний ресурс, чтобы осознать – идея (попавшая в сознание) надуманная и не соответствует реальности. Трудно провести грань между реальностью и тем, как человек ее (реальность) воспринимает. Эту стадию можно сопоставить с тем, как отец Гавриил описывал диффузию. Бывает, человек входит в состояние аффекта и тогда на его сознание словно наслаивается второе сознание (визуально показано в фильме «Аватар» наложение одного мозга на другой). Человек ощущает в своем сознании присутствие другого сознания. Если бы человек выстраивал свою жизнь по Заповедям и был защищен Божественной благодатью, избегал бы того, что рождается от вспышки страстей, то находился бы на дистанции от подобных проблем. А так как человек и по Заповедям не живет, и вследствие этого не способен усваивать Благодать, злится, раздражается (в состоянии аффекта мы плохо осознаем, что происходит в нас – все наше внимание обращено на объект гнева) в сознание внедряется некая чуждая нам мысль, способная разрастись в систему ложных взглядов. Диффузия выражается в периодическом проявлении иной (альтернирующей) личности. Но стоит человеку взять себя в руки, эта личность уходит. Собственно одержимость – состояние, при котором альтернирующая личность берет вожжи и управляет человеком на постоянной основе, подавляя его сознание. Выздоровление здесь понимается не как изгнание. Что человеку даст изгнание падшего духа, если образ мышления и система его навыков, взглядов на мир и характер его поступков таковы, что человек остается открытым для повторения этой проблемы? В Евангелие сказано «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф12. 43–45). В каком-то смысле некоторых людей состояние духовного заболевания удерживает на пути развития греха. Женщина может вести нецеломудренный образ жизни, встречаться с разными мужчинами, но когда что-то подобное начинает происходить, поток мужчин иссякает. Пропадает желание связываться с ней. Если женщина не изменит образа жизни, систему взглядов, не переосмыслит жизненные цели, то, возможно, попытается наверстать упущенные возможности.
Наряду с прочим советовал бы Вам послушать лекции отца Иоанна (Адливанкина). Это ведущий специалист Центра имени святого праведного Иоанна Кронштадтского. Его лекции «Душепопечение и психиатрия» опубликованы на сайте Обители в разделе «Беседы в Оптиной».
Подготовлен и другой ответ в связи с вопросом приема препаратов. Чтобы провести грань духовное – душевное (эмоции) – психиатрическое (поражение нервной системы) – инфернальное, чтобы принять решение о необходимости фармацевтического вмешательства требуется немалый опыт. Необходимо обладать познаниями и правильной антропологией. Не совсем понятна практика, при которой людей сходу «сажают» на препараты. С другой стороны не оправдан категорический отказ от фармакологии. Если удастся пораженную психику стабилизировать препаратами, то человек сможет хотя бы на Исповедь сходить. Некоторые люди даже не способны задуматься о своей жизни, особенно если находятся в крайне подавленном состоянии. Саму Исповедь они зачастую воспринимают неверно, то есть не как средство к очищению души от грязи, чтобы стать способным к восприятию Божественной благодати. Находясь в самообвинении (скорее всего надуманном по причине состояния психоза) они воспринимают сквозь призму своей доминанты и идею покаяния. Тогда остается невозможным приобщение Божественной благодати вследствие очищения.
Бывает, ложные идеи столь прорастают в человека, что без психиатрической помощи не обойтись. Фармакология помогает эти устоявшиеся связи разорвать. Но необходим и следующий этап – построить связи здоровые. Путь, на котором стоят многие люди, бесперспективен. Это путь фармакологии без последующего возрастания в Истине. Тоже можно сказать и об антидепрессантах. Они на какое-то время дают человеку возможность начать двигаться, но если человек не строит ничего конструктивного в своей жизни, то со временем начинает деградировать. Здоровая доля стресса и негативных эмоций необходима. Например, человек, готовя праздничный стол на Новый год, испачкал скатерть. Смысл негативных эмоций не в том, чтобы уничижать его, а подсказать ошибки. Можно просто заменить скатерть. Если же человек идет путем фармакологическим, то есть начинает гасить все негативные эмоции, тогда перестает понимать, где он совершает ошибку. В итоге деградирует. Это видно на курильщиках марихуаны. Марихуана гасит тревожные переживания. Человек не развивается. Так 30-летний мужчина может по эмоциональному развитию соответствовать 15-летнему ребенку. Негативные эмоции заставляют человека двигаться. Получил двойку на экзамене – лучше подготовься, дополнительно почитай, с преподавателем обсуди, дополнительные уроки пройди. Если человек приучается гасить негативные переживания с помощью препарата, покупаемого по рецепту или на наркотическом рынке, то начинается процесс регрессии.
Приведу слова схиигумена Гавриила о состоянии психоза. Он отметил, что та борьба со страстями, которую могут нести монахи в монастырях, для многих мирян часто невыполнима. Монахи могут этому посвятить все время. Но есть принципы, которые подходят для всех. Не соблюдая их, человек все ближе подходит к черте страдания. Мирянин вынужден работать. Дома тоже ждут дела. Поэтому многие выбирают принять таблетку и лечь спать. Но если есть духовник (при его отсутствии следует искать ответы в книгах), важно начать разбирать не только свою главную проблему, а весь круг жизни. С кем я общаюсь? Сколько я ем? Сохраняется ли во мне мир после приема этого объема пищи? Не много ли я смотрю фильмов, и как моя душа после этого себя чувствует? Человек рассматривает целый круг вопросов и постепенно начинает различать грань «должно-недолжно» или «правильно-неправильно». Выводит из жизни то, что лишает его внутреннего мира и укрепляет то, что развитию внутреннего мира способствует. Постепенно через несколько лет формируется ресурс противостоять срывам. И уже не столь важен повод к срыву (инфернального характера либо духовного). Важно, что в человеке появляется некое ядро личности, внутренняя опора вследствие средоточения своей жизни вокруг связи со Христом. Формируется иммунитет от всех видов проблем и ситуаций (на самом деле они тонко переплетены).
Могу сослаться на еще один источник. Книги святителя Игнатия Брянчанинова «Аскетические опыты» том 1. В труде есть раздел «Беседа старца с учеником», первая часть которого носит название «О молитве Иисусовой», вторая часть «О прелести». В результате увлечения человека ложной идеей в нем развивается ложные переживания, создается ложная модель действия. Кстати, то, что сейчас называется поведенческой психотерапией, давно было изложено святыми отцами. Пока человек не вычислит в себе ложную идею, не освободит свой ум от нее, его система переживаний не сможет исцелиться. К чему? Духовная проблема перерастает в душевную. Начинаются тревоги. Могут и диагноз поставить – тревожная депрессия. Потом человек уже идет в разнос.
Связь со Христом. В чем она? Человек ощутил внутренний мир в Таинствах и пытается жить так, чтобы этот внутренний мир сохранить. Вчера не получилось. Сегодня не вышло. Но человек пытается, чтобы случилось завтра. Поругались – искру утратили и поняли, что ругаться неверный путь. Учимся иначе себя вести. Посмотрели ролик про котиков, увлеклись и вновь потеряли искру. Поняли, что смотреть видео нужно, когда есть прямая нужда, когда нужно получить информацию. Если искомая информация нам действительно нужна, наш мозг сумеет ее встроить в сетку координат и тогда она (информация) не будет болтаться в сознании и мешать нам. В случае, когда человек не знает зачем и что он смотрит, то эта информация не может найти себе места, начинает бродить в голове и способствует тому, что человек впадает в хаотизированное состояние.
Очень важен Ваш собственный путь (только не на уровне интеллекта), когда Вы сами начинаете строить духовную жизнь. Отец Гавриил отмечал, что есть психологи и психиатры, которые не совсем понимают происходящее в человеке. Пытаются понять только теоретически (с позиции той или иной теории). Только те из них могут приблизиться к пониманию, кто сами пытаются жить духовной жизнью. Со временем эти специалисты замечают в себе действие духовных законов, а затем стараются нащупать их и в других людях. Тогда и люди становятся понятными.
Отталкиваясь исключительно от позиции теорий и концепций, здоровье найти очень трудно. Вот специалист овладел некоей концепцией. На языке этой теории он переформулирует проблему пациента и в терминологии концепции даем ему решение. Но возникло оно лишь в следствие переформулирования. С точки зрения концепции – решение есть. Но с точки рения жизни – решения нет. Возможно, есть места соприкосновения концепции и реальности. Многие авторы светские замечают нечто за пациентами, а взвешенно интерпретировать не всегда способны. То, что в рамках концепции называется исцелением, в реальной жизни может выздоровления и не принести. С точки зрения Фрейда если бы человек жил, стремясь к удовольствию и достиг его, то все у него хорошо. Мы знаем, как богатые люди имею возможность купить все, что только душе угодно. Любые сексуальные насаждения к их услугам. Но и они бывают несчастны. Человек лишь глубже погружается в аддикции. Нарастают разрушительные процессы. Реальная жизнь помогает разобраться – где правда, а где ложь. Психологические модели не признают нравственных оценок реальности. Мы замечаем, что некоторые поступки приводят к внутреннему миру, к развитию конструктивных отношений с ближними, развитию всей жизни в целом. Но ведь есть поступки, в результате которых человек приходит к изоляции, к отчуждению даже от самого себя. Добродетели – направление сил души к Богу. Тогда процесс развития укореняет человека в радости. Если же силы души направлены не на Бога, а на ложнопонимаемое благо, тогда человек к чему-то стремится (как ему кажется), но в душе вырастает тоска, апатия, отчужденность.
Подробнее обсуждаемые здесь вопросы поднимались в циклах бесед «Зазеркалье» и «Преодоление игрового механизма» (лекции и текст дополняют друг друга). В работе «Преодоление игрового механизма. Ч. 3. Игра и тень из разлома», «Преодоление игрового механизма. Ч. 4. Эротомания, игровой психоз и неконтролируемая приверженность» разбиралось, как состояние аффекта делает человека открытым для психоза, как с точки зрения православного понимания антропологии можно нащупать пути к выздоровлению. Издана книга («Депрессия и травма: Как преодолеть?»), где собраны тексты «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты» и тексты «Преодолеть отчуждение (в том числе, – и о депрессии»). Многие вопросы разбираются с позиции учения академика Ухтомского о доминанте. Верующий ученый, который создал ту модель понимания человека, которая хорошо согласуется со святоотеческим опытом. Понимание его дает возможность осознать то, что сейчас пишут психологи, психиатры, нейробиологи. Появляется основа, опираясь на которую уже можно разобраться – справедливо утверждение автора или нет. В этих текстах приводится множество примеров из святоотеческой и современной литературы, жизненные наблюдения, но учение академика Ухтомского о доминанте является ядром, вокруг которого выстраивается все остальное. Кстати, он был верующим человеком, православным христианином, даже по некоторым данным епископом. Проверить этот момент не представляется возможным. Он умер в блокадном Ленинграде. По некоторым данным не стал покидать город, потому что счел своим долгом остаться с паствой. Он был национальным достоянием. Власти хотели эвакуировать его из осажденного немцами города. Еще надо учесть, что время было богоборческое, когда человек не мог открыто заявить о своем рукоположении (если оно было на самом деле). Его самого не стали подвергать репрессиям за Веру, но запретили говорить о Вере студентам. В книге «Мученики Ленинградской блокады» говорится о его рукоположении во Епископы.
Один из последних примеров. Одну женщину беспокоили голоса. Ей казалось, что на нее идет пси-атака с помощью некоей специальной аппаратуры. Так сложилось, что я написал текст на основе того, что слышал от опытных духовников. Она прочла и решила присоединиться к Православию. В детства эта женщина была Крещена в Православной церкви, но потом перестала ходить в Храм. Ознакомившись с текстом, она попросила пригласить священника. В том случае, когда человек был Крещен, но отпал, его принимают в Церковь уже посредством определенного Чина. Голоса прошли. Хотя изначально все это напоминало психиатрию. Необходимо помнить – исцеляет Божественная благодать.
Но есть и другая сторона вопроса. Некоторые люди не совсем четко понимают свои действия. Кто-то считает, что достаточно Причаститься. На этом все заканчивается. Но человек при этом сам не изменился. Благодать прикасается к человеку и если он наполнен страстями, он не может ее усвоить. Здесь необходимо приводить всю свою жизнь в соответствие с Евангелием. Уместна аналогия с камертоном. Регент задал тон и его (тона) необходимо держаться. Действительно, когда мы ориентируемся на то, что можем испытать в Храме или во время уединенной молитвы, то из жизни выводим весь негатив. Отец Иоанн (Адливанкин) говорит, что Православие ориентирует на преодоление всех страстей. В том состоянии, которое человек воспитает при жизни, он и перейдет в вечность. То есть те обиды и прочие неудовольствия, что разрушают нас здесь, будут источником страдания в жизни загробной.
За рамками ответ осталось многое. В одном ответе всего не изложишь.
Расширить представления по разбираемым вопросам поможет работа «БРЕШЬ В СТЕНЕ (Ч. 3): о преодолении мучительных состояний, прелести и демонического воздействия». Можно просмотреть «БРЕШЬ В СТЕНЕ. Некоторые мысли о целостной духовной культуре и выходе из круга патологических состояний (Ч. 2/2)». Актуальной может оказаться информация в беседе «Внешняя жизнь и мир мыслей. Ч. 4.1. Главная проблема конкретного человека и обретение равновесия, внутреннего мира: Срыв, психоз, главная проблема и обретение равновесия, внутреннего мира».
Но все же! В некоторых случаях следует учесть, что лечение необходимо. Проблема в крайностях – отрицание или повсеместное применение фармацевтических препаратов. Если психолог (специалист) сформировался в каком-то направлении, ему бывает трудно перестроиться. Следует учитывать, что фармацевтика, формируя рынок, оплачивает конференции, обучение специалистов, чтобы изменить общественную парадигму и объявляет, что духовная проблема – болезнь, а если болезнь, то нужны препараты. Если человек не меняется, не поднимается над своей болезнью, не развивается, не формирует в себе навыки, не обогащает мировоззрение конструктивными смыслами, то сложно говорить о реальной помощи фармакологии. Не утверждаю, но есть такое мнение (на уровне медицинского слуха), что фармацевтические препараты блокируют естественные «тормоза» человека (удерживающие от убийства или самоубийства). Человек, проходящий курс лечения, может отважиться на такие вещи и поступки, на которые никогда бы не решился. Переживает. Страдает. Мучается. Не призываю сидеть сложа руки. Но все отдать на откуп препаратам неверно. Еще раз подчеркну, в некоторых случаях лечение необходимо. Бывает выраженная апатия, зацикленность. Никакими аргументами не удается сдвинуть человека с этой аномальной идеи. Например, человек не может найти работу. Значит нет средств. Следовательно, не может создать семью. Вступает в легкие интимные контакты. Но так как он Христианин, то осознает, что это неверно и его мучает совесть. И вывод – надо ехать на войну и искупать свой грех кровью. На лицо болезненная цепочка. Почему на войну? Почему надо умирать? Почему не начать строить здоровые отношения? Почему не попытаться с Божией помощью создать семью? Видимо, вследствие болезни человек не может подойти к конструктивным выводам.
Бывает и некая предрасположенность, тонкая организация психики, жизнь по страстям. Одна верующая психиатр поделилась рассуждением. Если человек двигается в каком-то определенном патологическом направлении (например, хаотизированные интимные контакты), то на определенном этапе тот негативный заряд, который человек в себя принимает, аккумулируется и он пересекает черту, отделяющую здоровье от нездоровья. Проблема нравственная. И все же хаотизированный интим разрушает. Но пока еще человек хотя бы в социальных функциях сохранен (в том смысле, что может ходить на работу). При всем упадке. Блуд – смертный грех. Он лишает человека способности воспринимать Божественную благодать. Пересекая эту грань, человек инвалидизируется.
Нечто подобное происходит при занятии эзотерикой. Происходит надлом, погружение в навязчивые переживания и специфические темы (даже связанные с извращенным интимом). Та же врач-психиатр высказала замечательную мысль, что в человеке есть нормативная личность и аддиктивная. Нормативная личность для нас показана в Евангелие. К нормативной личности человек приходит, когда Заповеди исполняет. Он двигается в русле Заповедей и те нарушения, что у него были, постепенно исчезают. Как измыливается кусок мыла (в качестве образа) или тает айсберг, входящий в теплые воды. Но если человек живет по страстям и вместо того, чтобы развиваться в добре, строить что-то конструктивное в жизни, пытается встряхнуть себя через извращенный интим, употребление ПАВ, то нарушения, что были по временам (транзиторные, преходящие) закрепляются и становятся процессами.