Эзотерика. Эзотерика. После выхода (часть 3) не чувствует благодати. Обида на Бога. Наркотики. Ненависть
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  10.07.2023.



Только через изменение образа жизни возможно исцеление. Человек, меняя образ жизни, меняет и свое представление о жизни. Он поднимается над собой прежним и развиваясь, приобретая новые данные, получает тот материал, на основании которого перестраивает травматический опыт.

Начало см. в ответах:
«Эзотерика. После выхода (часть 1) из эзотерики не имеет покоя. Злость. Кажется, что все кругом плохо»
«Эзотерика. Пришедшей из эзотерики к храму, но не ощущающей утешения» 

Ты не знаешь где взять Веру. Растет обида на Бога и ненависть. Ты закончила очень хорошие вузы и думала, что Бог тебе поможет. Читала Акафист 40 дней. Начала читать Псалтирь. Ты не знаешь, что такое Благодать. Не понимаешь, почему Бог тебя наказывает.

Вкратце попытаюсь ответить. Почему вкратце? Эти и подобные вопросы носят мировоззренческий характер и решаются только на основании появления у человека здорового мировоззрения. Один из вопросов связан с предыдущим – если у человека был оккультный опыт и в его сознании есть сегмент, усвоенный в ереси, то он не может принять Божественной Благодати. Как не могут слипнуться две поверхности, если на одной из них песок. В сознании современных людей (здесь привожу мысль одного человека, который выступал с некими богоборческими идеями) ересь даже почетна. Если тебя отлучили от Церкви – ты крут и выступаешь с новаторскими идеями. Надо понимать, что ересь – не отрицание положений, что сформировали средневековые клерикалы. По мнению одного автора ересь – то, что разрушает личность человека. Сейчас в некоторой научной литературе термин «ересь» упоминается в смысле человека, восстающего против устоявшихся положений. Еретик от медицины, например. То есть человек, успешно излечивающий, но при этом вступивший в конфликт с идеями, которые транслируются медициной, нацеленной на союз с бигфармой. Но все это лишь броское название для книг, а по сути, еретик от медицины – тот, кто банально не моет руки перед операцией, потому что не верит в бактерии и губит своих пациентов.

Если не брать тему церковную, а говорить вообще, то в каком-то смысле этого слова еретическими можно назвать убеждения, которые просто ломают психику человеку. Так один человек, чтобы быть счастливым и свободным записался на какие-то курсы, где предлагаются идеи, основанные на архетипическом толковании личности человека, путешествии сюда и возврат обратно, мужское начало и женское, анима и так далее. Человек начинает интегрировать свою тень и сталкивается с серьезными проблемами. Мимоходом стоит сказать, что эта популярная идея интеграции тени ошибочна. Конечно, даже у святых отцов есть мысль, что гнев был дан человеку, как сила напряжения. Человек, заразившись страстями, эту силу стал неверно использовать. Она превратилась в гнев и ярость испепеляющую. Человек стал использовать эту силу не против врага рода человеческого, а против других людей. Поэтому борьба с гневом заключается не столько в торможении (хотя и это необходимо), сколько в приведение силы гнева в соответствие с первоначальным замыслом. То есть сила напряжения должны остаться, а ненависть к людям – уйти. Человек в работе бодр, активен, но при этом спокоен в отношении людей. Более подробно разбирался вопрос в статье «ТРИ СИЛЫ: Цель жизни и развязавшееся стремление к игре (казино, гонки, игра по жизни). Ч. 1» http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1939/

Беседы одноименного цикла, которые идут в связке с текстом:
18.1. Три силы. Разум и стремления к цели. Риск. Склонностям давать верное развитие
18.2. Бегство от реальности или стремление к цели. Сила мыслительная и сдерживание хаотизированного
18.3. Угнетение силы мыслительной и развязывание, хаотизация сил вожделевательной и раздражительной 

Психоаналитические теории затрагивают идею теневой личности, но совершенно забывают о том, что есть и инфернальный мир, как таковой. Христиане могут говорить об исцелении силы гнева, но и том, что сами гневные помыслы могут быть инициированы врагом рода человеческого, то есть они не являются частью нашей психики. Когда человек пытается интегрировать в себе тень, может столкнуться с заражением своего ума инфернальным началом. Так же в данной концепции человек ограничен сам собой. История, когда человек питается своим бессознательным, своими снами и чем-то еще, но у него отсутствует путь к вертикали, с помощью которого он может выйти за пределы своего опыта. Он крутится словно между тремя березами, между мужским и женским началом, бессознательным началом и так далее. Что-то сродни колонии насекомых, которые живут в одной банке и питаются отходами жизнедеятельности и трупами своих сородичей, но при этом не могут перестать быть насекомыми.

Возвращаюсь к началу вопроса. Не обязательно в годы увлечения эзотерикой, банально при просмотре телевизора или чтении статей, могла быть усвоена разрушительная идея. Тогда она может стать препятствием для общения с Богом. В частности довелось общаться с одной женщиной, которая тоже проходила Чин присоединения по поводу занятий космоэнергетикой. Похожая с тобой история. Уже после Чина присоединения она слушала аудиокнигу некоего психолога. Автор говорил, что Христианство пошло не по тому пути, выбрав доминирующую, непартнерскую структуру. И вдруг она почувствовала, словно открылась дверь и кто-то наблюдает на ней. Возникло ощущение, что она отделяется от своего тела. Когда с точки зрения психоанализа начитается толковаться Евангелие, человек приходит к совершенно иным смыслам, не к тем, что были заложены. Возможно, приходит к хуле. Отделение от Бога через хулу привело к тому, что женщина, которая вошла в Церковь и получила защиту от Бога, вдруг опять оказалась открытой для негативного воздействия просто через одну мысль (даже, возможно, неявно озвученную).

Еще раз возвращаюсь к вопросу о необходимости пересмотра мировоззрения. Новый Завет и Ветхий Завет имеют одно общее слово – Завет, то есть соглашение. Этот Завет заключен между Богом и человеком (или людьми). Завет предполагает деятельность обоих сторон. Как сказано в книге прп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка – Сыне, дай Мне медный обол (половина медной копейки), и Я вознагражу тебя тысячами талантов золота (мера веса драгоценного металла, кажется более 26 кг.) То эту колоссальную сумму отвесит человеку Бог, если тот совершит данный акт со своей стороны. Конечно, как учил прп. Паисий – послушание за послушание. Бог слышит человека, если человек слушает Бога. Но у современных людей зачастую иное представление о Боге. Некое гуманистическое. Человек может делать все, что он хочет и жить, как он хочет. В рамках нынешних представлений какие-то поступки человека и вовсе не ассоциируются со грехом. Человек, например, совершил нечто, против чего совесть восстает, и он совесть исключает различными концепциями освобождения анимы или интеграции тени. В рамках мышления человека, оснащённого психоаналитическими гипотезами, его деятельность является оправданной. Он может сказать, что Христианство отвергает теневую личность и это неверно. И если человек даже сохраняет некую связь с текстом Евангелия, это еще не означает, что он живет по духу Евангелия.

Здесь можно упомянуть о древних гностических ересях, которые сейчас возрождаются в рамках движения «НьюЭдж». Эти концепции являются смесью языческого знания, восточной мистики и фрагментов христианских идей, выдернутых из контекста. Скорее выдергиваются не сами идеи, а термины, но им присваивают иное значение. Когда знакомишься с гностическими идеями, ты встречаешь знакомые слова о Библейской картине мира, но концепция говорит совсем об ином. Пример гностицизма служит фильм «Матрица». Тайная пружина гностицизма – борьба против Бога. В рамках гностицизма объявляется, что душа сотворена благим Богом, тело – злым Демиургом, поэтому душа должна быть освобождена из темницы тела. Некоторые гностики пытались освободить душу через хаотизированный интим. В гностицизме тайно или явно совершается акт поклонению Люциферу. Считается, что именно Люцифер принес знания первым людям, освободив их от диктата Бога. Тот Бог, о Котором говорится в рамках Священного Писания, в гностицизме воспринимается, как Бог злой. Я говорю несколько упрощенно. Вариаций много. В итоге, увлекая, казалось бы, Христианскими терминами, гностицизм человека приводит к богоборчеству. Сам человек до конца этого может и понять. Есть некоторые христиане, кто избыточно психологизирует духовную жизнь. В итоге они производят некие лекции, завлекают современного слушателя, а человек тем временем отходит от Веры, если она была.

Завет с Богом человек заключает, когда начинает стараться жить по Евангелию. Ты работаешь в ночном клубе. Принимаешь алкоголь и легкие наркотики. При этом ты подчеркиваешь, что зависимости у тебя нет. Считаешь потребление необходимостью – чтобы не сойти с ума. Мимоходом скажу, что все наркоманы утверждают, словно не имею зависимости. Учти это. Во-вторых, само деление на легкие и тяжелые наркотики согласно декларации ООН от 1965 (подписана многими странами) – есть форма пропаганды наркотиков. Этот прием продвигаем наркомафией. Идея в том, что есть некие легкие наркотики, которые можно употреблять, чтобы расслабиться, а потом вернуться к обычной жизни. То, что ты называешь легкими наркотиками, является дверью в активную наркоманию. Ты должна это знать. Соответственно, как можно ждать от Бога помощи, если человек не пытается привести свою жизнь в соответствие с Евангелием.

Тебя никто не обличает. Это тот выбор, который ты совершаешь. В беседах «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты» приведена следующая история. Она отчасти может быть сопоставлена с твоей. Одна девушка находилась в компании нескольких мужчин и была изнасилована. Началась терапия. Правда, происходящее сложно назвать терапией. Тот, кто называл себя терапевтом, дал ей задание – записать на аудио описание изнасилование (самые ужасные подробности требовалось описать весьма детально) и прослушивать аудио 40 минут в день. Это не приводит к исцелению. Такая техника очень напоминает сайентологическую методику. Суть ее в том, что много раз прослушивая историю травматического опыта на каком-то этапе человек приучается слушать ее без слез. Но обретение контроля во время прослушивания еще не значит, что часть травмированной души восстановилась. Интересно, что во время терапии не было дано никакой моральной оценки произошедшему. Конечно, данное направление психологии западного плана исходит из той мысли, что нельзя человека обличать и совершенно не видит иного варианта. Можно человеку сказать – мы тебя не ругаем, не обличаем, давай вместе подумаем. Ты вместе с несколькими мужчинами находилась на неизвестной квартире, употребляла алкоголь. Для девушки это правильно? Чтобы травма была исцелена, опыт должен войти в личность человека, как некая приобретенная мудрость. В конце так называемый терапевт совершает очень опасный прием. Он рассказывает ей о неких духовных идеях и предлагает заглянуть в себя и признать – ангел и есть ты. Человек замыкается на самого себя. Он питается эйфорией, которая возникает не вследствие соединения с Благом, а эйфорией сектантского плана, когда человек нечто надумал. Например, путем усиленных размышлений он стал считать себя «крутым» или обладающим некими сверхспособностями. Он в восторге от самого себя.

В беседах данная история сопоставлена со статьей профессора Василюка «Типы религиозных совладаний». Он говорил, что если для неверующего человека сложная жизненная ситуация является проблемой, через которую можно и нужно перешагнуть, то для верующего – разломом, сквозь который возникают вопросы, которые раньше он не ставил или которые оставались без ответа. Неверующий человек часто приходит на путь магических практик, суть которых – воздействие на мироздание с помощью алгоритма. Когда же верующий человек сталкивается с проблемой, он пытается понять – чему я должен научиться здесь? В пример, профессор Василюк приводит человека, заболевшего раком. Душа его запросила молитвенной жизни. Он стал ходить в Храм. Но не только. Познакомился с людьми. Они стали молиться друг за друга, общаться. Появился элемент соборности. Душа этого человека захотела очиститься от груза греховного. Он исповедался. Душа стала жаждать изменения жизни. Сама негативная ситуация привела человека к развитию. Приводился в пример и человек, который был брошен в одиночную камеру, но не сошел с ума. В камере он встретился с Богом. То есть драматическая ситуация, что могла бы стать причиной распада психики, явилась толчком для развития. Или монахиня, которая раньше спешила на службу. Но вот она заболела раком и вынуждена была делать остановки в пути. Лишь тогда она заметила красоту природы вокруг.

Возвращаюсь к истории изнасилованной девушки. После случившегося она перестала доверять людям, боялась вступить в устойчивые отношения. Пошла на работу в стрипклуб. Алкоголь. Поверхностные контакты с мужчинами. Странно, что этот «терапевт» никак не озвучил данный аспект ее жизни. Хотя, чтобы исцелиться – стоит поставить вопросы. Ведь тот образ жизни, который ты сейчас ведешь мало отличается от того, вследствие которого столкнулась с травматическим опытом. Только через изменение образа жизни возможно исцеление. Человек, меняя образ жизни, меняет и свое представление о жизни. Он словно поднимается над собой прежним и, развиваясь, приобретая новые данные, получает тот материал, на основании которого перестраивает травматический опыт. Подробности этого процесса изложены в текстах и лекциях «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты» – тексты и беседы иеромонаха Прокопия (Пащенко)». 

Так же и ты можешь отметить для себя – сколь согласуется с Евангелием потребление наркотиков и алкоголя (кстати, тоже является наркотиком). Опять же работа в ночном клубе. Не обличаю тебя. Но можно предположить наличие нецеломудренного контента. Ты говоришь, что твои подруги, которые работали в эскорте, в Храм не ходили, но у них все хорошо. Трудно поверить, что женщина другой женщине может рассказать, что у нее все плохо. Иногда женщина даже на Исповеди переживает, что если расскажет то, что было на самом деле, то священник разочаруется, начнет к ней относиться плохо. Некоторые пытаются выставить себя в хорошем свете, умалчивая о грехопадениях. Кстати, это священником чувствуется и может привести к тому, чего женщина и боится. Священник почувствует, что от него что-то скрывают, что есть некий план. Возможны разные варианты развития ситуации. Если священник адекватный и видит, что женщина исповедалась и все раскрыла, что она настроена на изменение образа жизни и тогда относится к ней даже с большим расположением, чем раньше.

В завершении ответа (является дополнением ко всему, что было сказано раньше) хочется отметить, что ты тоже стоишь на платформе гуманистического направления. После войны в общественном сознании был поставлен вопрос – где Бог, если был Освенцим? Или иначе – если был Освенцим, значит Бога нет. Были фашисты, зверства в концлагерях. Как Бог мог допустить такое? Здесь вопрос выходит за рамки Освенцима. Вопрос шире. Это вопрос о причинах происхождения зла в целом. Если Господь благословит, то на эту тему будут отдельные беседы в рамках цикла «Постмодерн – метамодерн». Первые беседы есть. «Бойцовский клуб» – терроризм; деконструкция – метавселенная; Освенцим. Ч. 1: Постмодерн, деконструкция и пересборка мышления в новой конфигурации». Разобрана поэма «Антропологический манифест» или «Антропологический манифест – «contr» постмодерн, метамодерн, некромодерн».

1. «АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАНИФЕСТ» – ПОЭМА. К статье Постмодерн, метамодерн (сноски, 50-отчужд., 115-medic.)
2. «АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАНИФЕСТ». Комментарии 1 –16. Постмодерн, деконструкция. Тайлер Дёрден. Эрик Берн
3. «АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАНИФЕСТ». Комментарии 17–43. Метамодерн. Симуляция. В. Ленин. Интегр. тени. Субличность. З. Фрейд. Гендер
4. «АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАНИФЕСТ». Комментарии 30, 31, 42. Считает, что травмирован. Выбор, К. Юнг, архетипы, нацизм. Перлз
5. «АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАНИФЕСТ». Комментарии 44–76. Самоценность. Совесть. Открыт лжи. Нетократия. Аборт. Мозг и свобода
6. «АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАНИФЕСТ». Комментарии 77–105. Личность, свобода выбора. Психология защиты. ПТСР. Вина. Аттачмен – выход
7. «АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАНИФЕСТ». Комментарий 33. Метамодерн, поиск опоры, патология. Ницше. Оккультная идея нового человека
8. «АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАНИФЕСТ». Комментарии 45–48. Есть ли личность. Разбор фильма «Бог в нейронах». Беспокойство, мистика

Люди рассматривают вопрос происхождения зла односторонне. Они считают, что могут делать все, что угодно. Могут называть Бога архетипом. В психологической теории сам Бог отрицается. Бог – некий символ. Но при этом Бог, которого люди уже забыли и Заповеди, на которые люди уже и не пытаются ориентировать свою жизнь, почему-то должен им помогать. Освенцим и появился потому, что были забыты заповеди Евангелия. Освенцим – в чистом виде постмодерн. Это место, где отвергнуты этические, моральные, правовые, любые нормы.

У людей есть популярная идея – норма то, что было придумано обществом на определенном этапе развития. Конечно, и такое бывает, и общество создает нормы. Но когда эту мысль относят к Божественным Заповедям и на основании этого отбрасывают, люди сталкиваются с последствиями своего выбора. Освенцим не мог возникнуть на пустом месте. Это не было единоличное решение одного человека, например, Гитлера. Кто-то должен быть охранником. Как Арцебушев (православный христианин) говорил о сталинизме – Берия не сам лично пришивал бирки к тюремным робам. То есть огромное количество людей, как в Германии, так и в СССР, участвовали в создании концлагерной системы. Эти люди как-то для себя объясняли происходящее. Действительно, кто-то говорил – куда деваться, у меня дети, мне нужная работа. Тема сложна. В каком-то смысле ты попадаешь в положение тех людей, которые спрашивают – где Бог, если был Освенцим? Но не ставится вопрос – был ли Бог в сердцах людей? Некоторые и в Освенциме проявили высоту духа. Надеяться на исцеление можно, когда человек пытается свою жизнь привести в соответствие с Заповедями и Евангелием.

У тебя были свои планы – ты хотела создать собственные проекты. Ты считала, что Бог должен тебе помочь. А сами проекты соотносятся с Евангелием? Если они основаны на эгоистическом начале, то почему Бог должен способствовать их развитию? Ведь они могут привести человеческую личность к повреждению.

Я знал одного человека, который долгие годы изживал из себя некий дух гордыни, который сопровождался ненавистью по отношению к ближним. Любое слово другого человека (даже если человек желает блага), которое хоть на микрон расходилось с собственным мнением, отзывалось болью. И даже когда люди хотели помочь, как базовая реакция на все происходящее – приступ ярости и неприятия, дух спора. Наверное, следует дать отдельный ответ – Как выходить из этой ситуации. По вечерам 5-10-15 минут необходимо разбирать прошедший день. Если я снова ответил гневом, обоснована ли была моя позиция? Испытание совести. Хотя бы задним числом на уровне разума попытаться учиться оценивать ситуации, и потом та способность, что формируется, станет работать на нас и в момент самих трудностей. Только со временем, изживается некий дух противления. Конечно, речь не о том, что человек должен стать пассивным и беспрекословно подчиняться требованиям. Нет. Человек активен, бодр, адекватно оценивает сигналы реальности. Если что-то не получается, не просто с яростью отрицать любую другую точку зрения. Надо подумать – может действительно тот факт, что что-то не свершается, является свидетельством изначальной ошибки (дело было неверным). Бывает, что и человек талантлив, но свой талант не встраивает в контекст.

Есть замечательная статья священника Александра Ельчанинова «Демонская твердыня. О гордости». Он пишет, что талант должен быть уравновешен глубокой духовностью, иначе человек может повредиться. Фиксируясь на себе, душа человека омрачается. Начинается разрыв человека с другими и Богом. Некоторые мысли священника Александра включил в статью «Талант: благословение или проклятие?». В частности, когда стал беседы проводить с паломниками, духовник притормаживал. Возникало недоумение – он же благословлял. Потом объяснил – все надо делать со смирением, сохранить адекватную позицию. Когда она утрачивается, начинаются неверные шаги – говоришь заносчиво, перестаешь слушать других, не соблюдаешь разумную осторожность. Что такое разумная осторожность? Когда ты чего-то не знаешь, очень важно факт признать, но мысль свою высказать. Среди ученых разумная осторожность воспринимается, как нечто красивое, взвешенное, вызывает уважение. Автор эрудирован, но признает – вопрос сложен, впрочем, я могу предложить такую точку зрения, а вопросы остаются вопросами и нуждаются в дальнейшей доработке. Есть же авторы, кто высказывают поверхностную точку зрения и искренне считают, что на все вопросы ответили (пытаются заставить поверить в это читателя). При общем падении образования и культурного уровня подобные авторы вызывают интерес своими эпатажными идеями. Мысли их достаточно быстро истощаются, а вторы сходят с арены.

Те идеи, что ты хотела воплотить тоже надо рассматривать. Каковы цели? Чтобы успех человеку не повредил, необходимо приобрести взвешенную позицию. Святые говорят о царском пути: при успехе не превозноситься, при неудачах – не отчаиваться. Кажется, мысль принадлежит прп. Иоанну Кассиану Римлянину. Если есть опасность, что успех приведет за собой превозношение и как следствие гибель, Господь может попустить препятствие. Человек не понимает сути происходящего. Начинает бунтовать, отчаиваться, самоуничижаться.

Вопросы, которые понятным образом решаются в Православии, будучи перенесенными в область современной психологии, приобретают характер безвыходности. Сталкиваясь с неудачей, надо разумно взглянуть на ситуацию. Может, на время отложить реализацию замысла, накопить здоровых представлений о жизни, здоровых навыков. Возможно, первоначальный замысел в процессе обретения жизненного опыта будет перестроен. Самоуничижение – обратная сторона гордости. Человек думал, что он в силе сделать то или это, что он имеет какой-то вес и величину, а малейшая неудача свергает его с пьедестала. Он чувствует себя ничтожным. Но это тоже гордость. Смиренный человек скажет – Господи, прости меня, у меня опять не получилось, но Ты видишь, что я стараюсь. Человек этот подумает, какие навыки приобрести, какие знания усвоить. Пересматривает вопрос и если приходит к выводу, что сам замысел был верен, то продолжает его развивать, используя новые данные. Если понимает, что замысел находился в противоречии с Евангельскими смыслами, то возникает вопрос о реализации.

Человек остается в более или менее мирном духе. Чтобы к этому мирному духу прийти, нужно несколько лет труда. Это отдельная тема. Нельзя всего в одном ответе сказать. Но только вследствие работы над собой, изменения образа жизни, своих привычек, можно изменить тип доминирующей реакции. У людей, у которых наблюдается гордость, кто имел эзотерический опыт, доминирующая реакция – неприятие, ярость, которая сопровождается самоуничижением и отчаянием.