Осуждение. Осуждение. По поводу желания научиться избегать осуждающих
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  27.07.2023.



Ты делаешь себе такую установку на время поста – стараться не осуждать в разговоре.

На первый взгляд, это кажется легко выполнимым. Но здесь встретятся многие трудности, связанные с заполнением твоего времени, ощущением солидарности с ближними, с которыми ты общаешься. Когда люди начинают кого-то осуждать в разговоре, у них, бывает, что и нет прямой цели именно осуждать. Они собираются ради конструктивных целей: пообщаться, приятно провести время, что-то отпраздновать. Но в силу определённых причин ситуация складывается так, что разговор переходит в осуждение.

Можно попытаться реализовать тот подход, который есть у православных авторов в отношении борьбы со страстями. Он прекрасно описан Жан-Клодом Ларше в книге «Духовное бессознательное». Автор разбирает, что же такое «бессознательное», можем ли мы опираться на это представление, разбирает светских авторов, которые говорили о бессознательном: Зигмунда Фрейда, Карла Юнга. Показывает, в чём узкие места их концепций, почему мы не можем на них опереться. С точки зрения Православия духовное бессознательное – это совесть, образ Божий. Ларше также говорит о боголюбивом бессознательном и богопротивном. Богопротивное – это падшая природа, через которую на наше сознание действуют падшие духи. Если у человека нет понимания православной антропологии, он может принять их воздействие за собственные мысли, ввести их внушения в круг собственной жизнедеятельности и в итоге повредиться.

Профессор в своей книге объясняет: Богом человеку даны определённые душевные силы. Но когда эти силы формируются вопреки изначальному замыслу Божию, возникают страсти. Страсть базируется на том процессе, который изначально был дан для блага. Кому-то может показаться, что страсть можно просто обрубить, но на самом деле нужно вместо страсти воспитывать противоположную добродетель. Тот процесс, который при искажении даёт страсть, уже включён в нашу природу. Потому нужно оторвать этот процесс от опорных точек, к которым он прикрепился и в итоге исказился относительно первоначального замысла, и прикрепить к точкам другим.

Как это применимо к вопросу? Изначально люди могут собраться с целью что-то обсудить, они испытывают потребность в общении. Как сказано в «Катехизисе» епископа Александра (Семенова-Тян-Шанского), люди и ангелы созданы как сообщающиеся сосуды: наполняясь, они должны передавать своё содержание друг другу (цитата из главы «Падение Денницы»). Потребность вступать в совместное бытие заложена в человеке. Но по принципу, разобранному выше, это стремление может принимать искаженные формы.

Денница, вышедший из Ангелов, однажды захотел обладать всем для себя, никому ничего не передавая. Его самозамкнувшаяся личность начала опустошаться, его сознание начало заполняться плодами собственного воображения, суррогатами. Так как в природе неистребимо действует стремление к единству, а единства в любви Люцифер достичь не мог, то он стремился к единству в разрушении, то есть стал втягивать всех в свой адский водоворот.

Нужно помнить слова, которыми начинается Псалтирь: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» (Пс 1. 1)[1]. Но если нет «совета нечестивых», собрания злодеев, которые размышляют о том, как кого-то загубить? Если есть просто люди, которые хотят провести время сообща, но у которых это не получается – можно постараться обустроить этот процесс.

С детьми это решается играми: нужно вовлекать их во что-то конструктивное. Если этого не сделать, то дети выплёскивают наружу свой неокультуренный хаос, а взрослые будут их теребить, говоря: «Хватит! Остановись! Имей совесть!» и так далее, что безуспешно.

Нужно вырабатывать в себе не просто умение не осуждать, а навык перевода разговора в конструктивную плоскость. Конечно, можно просто переключить внимание человека, когда он кого-то начинает осуждать. Но переключение внимания не значит продолжение разговора в конструктивном ключе. Если изначально люди собрались, чтобы провести время с пользой – значит, нужно не только увести людей от осуждения, но и реализовать цель: выйти в конструктив.

Здесь очень помогает знание мемуаров, автобиографических произведений. Люди хорошо откликаются на темы, связанные с межличностным общением. Интерес вызывают рассказы, как люди в условиях экстремальных обстоятельств, выбирали стратегию контакта с другими. И через это приходила помощь, информация, то, что помогало выжить. Речь шла не о том, что люди контактировали с другими, только чтобы получить нечто, помогающее выжить. Вначале был бескорыстный контакт, а помощь приходила потом, сама собою, зачастую неожиданно.

По данной теме в конце второй части работы «Внешняя жизнь и мир мыслей» https://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2168/ приводились выдержки из книги Николая Блохина «Из колодца памяти» и из книги Юрия Владимирова «Как я был в немецком плену».

Речь не идёт об искусственной стимуляции общения. Когда люди найдут радость конструктивного общения, им самим это понравится. Оказывается, можно что-то обсудить, чем-то поделиться, взаимно обогатиться, почувствовать радость и наполнение (без привычного перемывания костей и т.п.). Один выскажет свою идею, другой на его идею даст свою рефлексию. Можно обсудить, кто что понял из какого-то фильма/книги, кто что вынес… Была чья-то цитата о трех уровнях общения, заслуживающая внимания. На самом низшем уровне, люди обсуждают других людей. Этот уровень, видимо, можно назвать уровнем сплетен, осуждения. На втором, среднем уровне, люди обсуждают различные события. Третий, наивысший уровень достигается, когда люди уже не других обсуждают и не новости, а говорят о идеях. Это могут быть как какие-то высшие смыслы, логосы, так и некие принципы, например, по которым осуществлять общение.

Почему важно учиться навыку выстраивать разговор вокруг конструктивной темы?

Сразу научиться этому невозможно. Один боец, который серьёзно изучал различные боевые техники, говорил, что движения Стивена Сигала, которые он показывает, может повторить любой человек – но лишь повторить, скопировать. Мастерство в том и выражается, что боец, находясь в нестандартной ситуации, способен понять, как ему действовать, какие приёмы употребить. У него есть понимание, как ему действовать в данном конкретном случае. Наблюдая за ним со стороны, любой сможет повторить его действия. Но далеко не каждый сможет сориентироваться в тех условиях, из которых боец нашёл выход с помощью каких-то технических сподручных средств. Задача не просто ударить человека кулаком, а чувствовать время, дистанцию и много чего еще.

Постепенно мы так же учимся вести диалог. Наша цель не расстроить противника, а наоборот – по возможности, из противника сделать союзником. Постепенно будут вырабатываться принципы, функциональные отделы в коре головного мозга, новые нейроны будут активироваться и с помощью них мы более полно сможем охватить действительность.

P.S.О осуждении:

– Цикл лекций «Обращение к полноте», пункт 1.4 «Гнев. Осуждение. Обида»

– Цикл лекций «Искра жизни: Свет, сумерки, тьма».

5b. Осуждение и последствия осуждения (распад картины мира, нарушения сознания). См. также цикл Обращение к полноте, беседу 1.4.

– Ответ (аудио): «Осуждение. Чем опасно, к каким последствиям приводит, как бороться».

– Ответ: «Осуждение. Как отделять грех от личности».

[1] В переводе: Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!