Помыслы. Помыслы. Ч. 2. Голоса, которые уничтожают изнутри
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  02.08.2023.



Возрастать в любви. Строить свою связь со Христом. Двигаться к добродетели. Воспитать определенные качества своей души. Участвовать в Таинствах. Жить по Заповедям. Все это возвращает, укрепляет Божественную Благодать и дает защиту. Все это и есть выход из тупика аномальных мыслей. 

Ты рассказывала о своем общении с человеком, который хотел втянуть тебя в секс-индустрию (это стало понятно из контекста). После этого начались страхи, голоса, видения, которые психиатры могли бы оценить, как галлюцинации. Мерещатся существа. Тебе кажется, что кто-то следит, подслушивает. При этом другие люди не верят тебе, считают безумной. Тебя пугает страх собственного безумия.

Начну ответ с того, что светский психиатр может отрицать реальность происходящего и считать все это галлюцинацией. Хотя неплохо было бы объяснить, как происходят галлюцинации. Не знаком со всеми точками зрения, но попадалось описание советского психолога, доктора наук Б. Зейгарник. Она считала, что галлюцинации возникают вследствие специфической обработки сигнала реальности мозгом. На выходе появляется причудливая ассоциация, например, аудио (то есть слуховая). Так, два молодых человека «тусили» (выражаясь современным языком), выпивали, не спали. В помещении работал вентилятор. Они невольно слышали этот звук. И вдруг кто-то первый сказал, что звук этот напоминает «I like it I’m not gonna crack…» Второй подтвердил. Оба отчетливо слышали, как вентилятор «проигрывает» строчки из песни группы Nirvana. Данная история напоминает то, о чем писала Зейгарник. Но это далеко не единственный вариант возникновения галлюцинации. Скорее попытка сузить вопрос до некоего рационального объяснения. Знание о том, что такие «вещи» бывают – помогает. Помогает сохранить здравомыслие. Помогает понять, что ты не безумен. Дает понимание, как таким феноменам сопротивляться.

Психиатры, конечно, отрицают наличие инфернального мира. При этом такое отрицание может существовать лишь за счет сужения представлений о действительности. В беседах и ответах не единожды ссылался на книгу Марлин Добкин «Растительные галлюциногены». Исследовательница неверующая. Все, что знает о Христианстве – это завоевание конкистадоров. Естественно, это кровавые страницы, против которых она протестует. В книге автор описывает культовое употребление ПАВ (психоактивных веществ) индейцами, аборигенами Сибири, Австралии и прочих регионов. Одна из целей употребления – соединение с тотемным животным, с духом племени, поиск помощи в войне. Человек употребляет ПАВ, входит в трансовое состояние. Его сознание приглушается. Та преграда, которая существовала между   человеком и падшим духом в виде телесности, нивелируется. Падший дух овладевает им. Такой человек может обладать колоссальной силой, звериной яростью во время боя. Естественно, он начинает деградировать и разрушаться. Падший дух просто уничтожает его со временем.

Как объяснить с точки зрения психиатрии тот факт, что у разных народов мира существует одна и та же практика? Вещества разные, а цели употребления ПАВ одинаковы. Значит духовный мир со знаком минус реален. О торможении коры головного мозга объяснял еще в первом ответе. Упоминал о беседе[1], где описана история одной девушки. Она пережила примерно тоже, что и ты.

Девушка эта общалась с молодым человеком, который был объявлен в розыск за связь с террористическим сообществом. Однажды, находясь в поездке с ним (жила с ним в одной палатке), обнаружила его стоящим на четвереньках. Он рычал. Идея рычания встречается у тех, кто занимался оккультными практиками и нацелен на связь с инфернальным миром. Во время эфиров рассматривались вопросы ПТСР, боевой психической травмы, путь воина-волка (воина-зверя) и воина-христианина.

См. также «ПОБЕДА – не только на войне, но и – над войной внутри себя. (Некоторые физиологические аспекты ПТСР и Боевой Психической Травмы в контексте смысловой вертикали, позволяющей преодолеть их)».

Существуют экстатические практики вхождения в измененное состояние сознания. Человеком начинает управлять нечто. Нечто нечеловеческое. Человек, действительно, уподобляется зверю. Начинает рычать. Сохранились воспоминания одного мужчины, который попался на крючок секс-секты. Если нет здоровых представлений о жизни, человек становится абсолютно зависимым от эротических моментов. Он рассказывал, что уже не мыслил себя без девушки. Выезжал с ней на некое действо, что проходило на природе. Он помнит, как по-звериному зарычал.

Наше сознание (те структуры, которые вложены Творцом в нас) препятствует захвату психики. Психопрактики, лукаво манипулируя человеком, призывают снять защиту. Одна женщина занималась психопрактиками и использовала медитацию под названием «вешалка». Нужно было просто представить, что ты – платье на вешалке, а вешалку кто-то несет. Ксения Игумнова в книге «Фальсификация духовности, или зачем демонам нужны контактеры?» описывает, как она, будучи христианкой, начала заниматься техникой автоматического письма, когда рука начинает сама писать.

Мир отрицательной духовности, то есть мир падших духов реален. Каким образом тогда психиатры, вышедшие на арену в XX веке, объявили все это несуществующим? Известный польский психиатр Антон Кемпински книгу «Психология шизофрении» начинает с цитаты текста Евангелия о гадаринском бесноватом, в котором был легион демонов. Он отрицает религиозный взгляд и вместо этого приводит аргументы, которые, скорее, можно назвать «поэтическими» (то есть – размышления, которые трудно проверить). Ведь бесноватый, в котором был легион демонов, исцелен Христом мгновенно. В случае шизофрении возможно ли мгновенное исцеление? И если это шизофрения, то почему погибло стадо свиней?

В одном из ответов[2] приводил мысль из рассказа современного психиатра о девочке, которая слышала голоса. Он объяснил ей как себя вести. Если бы они пошли обычным путем – заключение о ее психической поврежденности было бы получено не путем многостороннего обследования, а при помощи кулуарных разговоров коллег. Возможно, её жизнь была бы сломлена. Конечно, есть случаи, когда человек теряет грань между миром внутренним и миром внешним, становится опасным для общества. Голоса начинают управлять им.

Есть императивный галлюциноз, а есть императивный псевдогаллюциноз. Во втором варианте человек еще способен понимать, что эти мысли извне. В первом – считает своими. Наркотики блокируют кору головного мозга и способность к критическому мышлению. Человек становится полностью внушаемым. Один исследователь сказал – если вы смотрите на мир сквозь синие очки, то вы не можете быть до конца уверенным, что мир синий (ведь особенности цветовосприятия могут быть связаны с синими стеклами очков). Если в человеке сломаны некие нейростуктуры, он становится открытым для мира падших духов. В чем суть? Понимая причины (не смотря на взгляды психиатров), человек становится способными выйти из критической ситуации, становится способными защищаться, обороняться. Конечно, иногда человеку нужно лечение, препараты.

Ты сама отметила, что начав молиться утром и вечером, исповедуясь, кропя себя святой водой, стала чувствовать себя лучше. Я знал одного человека с официальным диагнозом психопатии. У него были навязчивые мысли, что он что-то не закрыл дома. Перед выходом из жилища он снимал на видео ручки газовой плиты и тому подобное. Когда начиналась атака, он судорожно хватал телефон и смотрел куда повернуты вентили кранов и плиты. Когда он стал исповедоваться и причащаться, начал читать главу Евангелия на ночь, это состояние стало отступать. Он много работал. Вошедшее в добрую привычку чтение Евангелия на ночь оставил. И состояние вернулось, даже ухудшилось. Он выломал металлическую дверь, ловя таракана. Понятно, что речь не о таракане. Человек в нормальном состоянии, даже если видит реального таракана, не будет с петель срывать металлическую дверь. Когда стало происходить подобное, он понял, что пора возвращаться к чтению Евангелия.

Вернусь к началу ответа. Люди, находясь в подобном положении, сталкиваются с невозможностью объяснить свой опыт. Обращаются за помощью, но встречают разные взгляды. Положение их, конечно, бедственное. Можешь почитать интервью Владимира Воеводского. Известный математик. Ученый, двигающий науку. Помимо математики он принимал участие в разработке программного обеспечения для просчетов мутаций. Была поставлена задача: просчитать возможность эволюции. Так возможна она или нет? Мутация в рамках одного вида реальна – низкие лошадки и высокие лошадки. Но так, чтобы один вид превратился в другой?  Данные показывают, что этого быть не может. Эволюция – идеология, спущенная «сверху». Университет просто не даст допуска к ученой степени тому, кто данную идеологию не поддерживает. Владимир Воеводский, как человек математического склада ума, чувствительный (приверженный) к проверкам и системам доказательств, понял, что наука не дает человеку ответа на вопрос – Как устроен мир? К сожалению, он не знал о Православии. Попытался к ответам прийти с другой стороны. Начал изучать санскрит. Медитировал. На связь с ним вышли духовные существа. Он анализировал их сообщения и пришел к выводу, что те пытаются им манипулировать, встроиться в его мысленный поток и навязать иные суждения. Как только он это понял, вышел из контакта. Его обследовали. Он был полностью здоров. Он искал ответ на этот феномен в психологической литературе и не нашел. Если бы он прочел труд святителя Игнатия (Брянчанинова) «Слово чувственном и духовном видении духов», он бы обрел ответы.

Он считает, что можно было бы научно подтвердить наличие инфернального мира существ, если поставить специализированную аппаратуру, анализирующую поведение человека, например, в аэропорту. О чем речь? В аэропорту, когда человек проходит зону контроля, например, его движения осмысленны. И вот ритм шагов и движения тела приобретают другой алгоритм (мысль передана своими словами). По движениям становится понятно, что это уже не тот человек – был этот, а сейчас уже не этот. При этом если бы он был пьян или под действием наркотиков, его бы просто не пропустили, он бы не прошел процедуру предполетного контроля.

О Владимире Воеводском см. в главе “«Пробоина” и соединение с миром падших духов» из части 1-ой «БРЕШЬ В СТЕНЕ». Часть 1 «Об уврачевании последствий эзотерического опыта и преодолении состояния повреждения сознания».

Понимание происходящего должно освобождать от страха. Но бывает и наоборот – понимание рождает страх. В статье «Внешняя жизнь и мир мыслей. Ч. 4. Главная проблема конкретного человека и обретение равновесия, внутреннего мира: Срыв, психоз, главная проблема и обретение равновесия, внутреннего мира» изложен процесс сопротивления подобным явлениям. Люди, увлеченные демонической тематикой, буквально сходят с ума. Начинают целенаправленно читать. Часто вспоминать нечистую силу. Надо понять – мы боремся с инфернальным миром не когда его «обзываем», а сознательным движением ко Христу. Если человек стремится через евангельские заповеди укрепить свою связь со Христом, то Божественная благодать ограждает его от демонического воздействия. К сожалению, некоторые люди, «обучающие» освобождению от демонического влияния, учат молитвам, которые напоминают заклинания. Убеждают людей напрямую обращаться к падшим духам и запрещать им. В книге прп. аввы Дорофея «Душеполезные поучения» озвучен вопрос – «Как вести себя в отношении искушений? Запрещать ли падшим духам? Побеждать ли молитвой?» Ответ состоит в том, что запрещать падшим духам могут только святые. Они стяжали обильную Божественную благодать и имеют внутреннюю силу. Мы же, люди простые, молимся, чтобы Господь избавил нас от этого влияния.

Надо понимать, что падшие духи – существа сознательные. Если человек   объявляет им войну, если пытается им запрещать, то только привлекает их внимание. Хоть Ницше и не наш писатель (он книги писал в состоянии безумия и закончил жизнь в психиатрической клинике), но ему принадлежат слова, которые стоит запомнить –  если долго смотреть в бездну, то бездна начнет всматриваться в тебя. Избыточное внимание человека к миру падших духов оборачивается катастрофой, повреждением ума.

Люди могут начать ходить по отчиткам, которые, кстати, никому не помогают… Монах Иоанн (Адливанкин), который ведет приём в Центре святого праведного Иоанна Кронштадтского и помогает людям, пострадавшим в результате связи с сектами и оккультизмом, отмечает, что среди множества, прошедших отчитки, он не видел ни одного выздоровевшего. В отдельных моментах отчитка может помочь, если человек готовился (например, год) и лишь потом были прочитаны заклинательные молитвы. Только деятельное участие человека в процессе может помочь. Многие люди к отчиткам подходят с позиции магического мышления. Они хотят, чтобы прочитанные молитвы помогли. Многие при этом вовсе не развиваются в христианском ключе.

В опыте Центра св. Иоанна Кронштадтского используется так называемый парадигмальный подход – когда меняется парадигма, образ мышления. Жаль, что на приходах нет такой практики. Раз в неделю люди собираются и пьют чай. Ведется непринужденная беседа. Возник вопрос, например, о воспитании. Кто-то высказался. Нужен, конечно, опытный человек, способный подвести итоги, определить конструктивные подходы. Через несколько лет, проведённых в подобной работе, формируется целостный взгляд на реальность. Находят свое разрешение вопросы не только на тему падших духов, но и о воспитании, любви, ненависти, правды и так далее. Человек начинает видеть взаимосвязь в себе страстей друг с другом. Двигается к добродетелям.

В озвученной статье приведены слова из романа Достоевского «Бесы». Ставрогин находился в состоянии депрессии, наплыва суицидальных мыслей, давления со всех сторон. Все подлое и низкое производило в нём невероятное наслаждение. Он теоретически знаком был с миром веры. Ездил на Афон. Выстаивал много часов на службах. Но что-то его толкало то на дуэли, то на искаженные эротические выверты. Ему было интересно столкнуть двух своих любовниц в одной квартире. Он вступил в связь с малолетней девочкой. Она повесилась и стала его мучить. Причем, когда он снимал жилье у хозяйки, дочкой которой и была эта девочка, он потерял нож (он, действительно, потерял). Хозяйка подумала, что кражу совершила дочка и решила ее выпороть. Еще до экзекуции Ставрогин нашел пропажу, но не стал говорить об этом и просто наблюдал со стороны порку. Что у человека было в голове? Ему было до одури скучно.

Он обращается за советом к епископу Тихону и получает ответ – 5-7 лет провести в послушании. Что это такое? За это время (как можно предположить) перестраиваются нейронные сети. Изменение образа мысли и образа жизни не произойдет «за раз» путем реализации некоей интеллектуальной процедуры. Действительно, если мышление и образ жизни человека повреждены, то необходимо всё выстраивать заново. Человек читает духовную литературу. Перепроверяет себя. Советуется. Главное человека успокоить и настроить на конструктивный лад. Ориентировать на созидательную работу по своему преображению. Подожди. Все с Божией помощью поправится. Только не отчаивайся. Мы вместе будем двигаться к Истине.

Почему Епископ Тихон не признал воздействие падших духов (Ставрогин стал видеть оскаленную морду) и указал на нервное заболевание? Попались слова святителя Феофана Затворника, что человеку, который начинает воцерковляться, неполезно сразу говорить о существовании инфернального мира со своей иерархией. Человек может напугаться. Ему и так тяжело. А тут возникают дополнительные страхи. Сошлюсь на опубликованный ответ «Антихрист. О фиксации внимания на антихристе, бесах, конце света. О прелести и выходе из нее».

Я задавал вопросы одному духовнику – как это возможно? Тот ответил, что это и хорошо, что нам состояние Ставрогина непонятно. Если бы было все очевидным, это означало бы, что мы находимся в схожем положении. В том и суть, что Ставрогин руководствовался не человеческим разумом. Человек в нормальном состоянии не может понять мышление Ставрогина – и это хорошо. Подобное мышление – это мышление тех людей, кто в качестве наемников поехали на войну, лишь бы убивать. Цели у всех разные и разбирать их мы не будем. Есть категория людей, которые «любят» кровь. Им нравится ощущение безнаказанности от реализации изуверских моментов.

Проблема некоторых людей в том, что размышляя об инфернальном мире, они под охваченностью падшим духом понимают уже последнюю стадию (человек теряет разум, его заковывают в наручники). Есть и нечто среднее – диффузия (как аналогия – процесс перемешивания двух газов). Её образно можно представить на примере фильма «Аватар». На экране компьютера мозг главного персонажа наслаивается на мозг биомеханизма (Аватара). Только в нашем случае вместо биомеханизма выступает человек. Если сознание его подавлено наркотиками, алкоголем, либо же полностью открыто вследствие утраты связи с Божественной благодатью, на одно сознание наслаивается другое. Здесь можно привести слова прп. Силуана Афонского: если ты видишь, что с твоим сознанием борется другое сознание,смирись и брань пройдет. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Притч 3. 34; Иак 4. 6; 1 Пет 5. 5).

Соответственно, человек, на сознание которого наслоилось сознание падшего духа, может испытывать наслаждение, например, снимая кожу с кого-то. Так в романе Уильяма Питера Блэтти «Изгоняющий дьявола» вместо эпиграфа приводится диалог двух людей, обсуждающих, как они кого-то подвесили на крюк и били по нему током, а тот дергался. Им было смешно говорить об этом.

ЭПИГРАФЫ К КНИГЕ:

Евангелие от Луки

Когда же вышел он (Иисус) на берег, встретил Его один человек… одержимый бесами с давнего времени… Он (нечистый дух) долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, но он разрывал узы… Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: «легион».

Джеймс Торелло: Джексона повесили на мясной крюк. Под такой тяжестью тот даже разогнулся немного. И на этом крюке он провисел трое суток, пока не издох.

Фрэнк Буччери (посмеиваясь): Джекки, ты бы видел этого парня. Этакая туша, а когда Джимми подсоединил к нему электрическим провод…

Торелло (возбужденно): Он так дергался на этом крюке, Джекки! Мы побрызгали его водичкой, чтобы он лучше почувствовал электрические разряды, и он так заорал…

В романе описан процесс перемешивания сознания девочки и сознания падшего духа. Происходит трагедия. Роман в рамках данного ответа разбирать не буду, отмечу только, что в нем описаны все те вопросы, которые обычно задают неверующие медики о так называемом синдроме множественных личностей (вылечить это состояние медицина не способна).

Достоевский знал о существовании демонов. В романе «Братья Карамазовы» есть глава «Иван Карамазов и черт», где автор точно описал, как черт сводил с ума Ивана. Падший дух может явиться в виде персонифицированного облика (чёрт, например), а может в виде мыслей проявляться. Хорошо описано, как Ивана втягивают в диалог голоса (так называемые) и сводят его с ума.  

К «приступу» человека приводит некая цепочка событий.

Вот человек нахамил. Возмутился деятельностью ребёнка, потому что неправильно понимал процесс воспитания. Оскорбил. Оказался в некоем взъерошенном безблагодатном состоянии. На фоне этого и случился приступ – «голоса» получили над ним полную власть. Человек имел и неверный взгляд на природу инфернального мира – он думал, что его «колдуны сглазили». Колдуны, конечно, есть. Но они действуют не своей силой, а силой демонической. Люди, которые оскорбляют других и т.п., отказываются признавать, что сами живут не в русле заповедей. Естественно, они из-за пренебрежения заповедями и лишаются благодати. Начинают страдать и состояние своё объясняют тем, что злые люди на них наводят порчу. Конечно, и такое может иметь место. Данной теме посвящена книжечка игумена N «Об одном древнем страхе. Кого и как «портят» колдуны». В случае с некоторыми людьми, им нужно показывать (если ещё удастся, так как они не всегда готовы прислушиваться), что их собственное поведение является основой тех страданий, которые они испытывают.

Если подытожить сказанное, то необходимо развиваться в определенном ключе.

Есть на эту тему тексты «Брешь в стене»:

БРЕШЬ В СТЕНЕ (Ч. 1): Об уврачевании последствий эзотерического опыта и преодолении состояния повреждения сознания

БРЕШЬ В СТЕНЕ (Ч. 2/2)   Некоторые мысли о целостной духовной культуре и выходе из круга патологических состояний

БРЕШЬ В СТЕНЕ (Ч. 3): о преодолении мучительных состояний, прелести и демонического воздействия

Если мы гневаемся, то связь со Христом теряем. И так как были подвержены уже инфернальному воздействию, начинаем страдать в привычной для нас манере. Необходимо выработать определенный образ жизни, который позволил бы в более или менее ровном ключе двигаться по жизни. Необходимо понимание, что делать, если мы выбились из равновесия. Если, например, поругались – не пытаться оправдаться, а тут же на Исповеди вынести эту ситуацию. Примириться с человеком. Тогда благодать возвращается. Тогда виляние, которое на нас идет, уменьшается.

Вначале чернота беспросветная. Это начало пути. Человек исповедуется, причащается, читает, вникает в собственное поведение, осознает, где страсти его обманули. Начинаются просветы. Но тьмы пока еще больше. Потихоньку человек понимает, что если все вокруг вызывает чувство ненависти, то из приступа ему не выйти. Первые годы кажется, что на этом пути есть выход, что в чувстве протеста он его найдет. Ненавидит. Оскорбляет. В себе питает обиду. Потом понимает – выхода здесь нет. Ненавидит неделю. Организм истощается. Нет сна. Мозг разрывается тысячами мыслей. Когда уже вот-вот сойдешь с ума, приходит понимание – пора смиряться. Со временем человек научается выходить из этой колеи раньше. Через какое-то время ты начнешь чувствовать само зарождение ситуации. Как опытные бойцы видят у противника замах. Один знакомый, который занимался легкой атлетикой, рассказывал. Он увидел – у противника дернулось плечо, а это значит, что будет удар. Видит длину руки. Представляет траекторию. И пока он замахивается – тот успеет по телефону позвонить (условно, конечно).

Ты правильно отмечаешь. Это состояние случается чаще, когда не выспишься.  Святитель Игнатий (Брянчанинов) отмечал, что чтобы сопротивляться этим мыслям, необходимо высыпаться. Телесность – преграда между нами и миром падших духов. Соответственно, когда наша телесность и нейроструктура угнетены, нам тяжелее сопротивляться аномальным мыслям. Когда человек не высыпается, в голову начинает всякий бред лезть. Как только мы понимаем, что ум наш вошел в аномальное состояние (нет сна, переезды, эмоции и так далее) и на этом фоне возникает нелепая мысль (что кто-то нам хочет зла и т.п.), то понимаем – нужно просто дожить до вечера, помолиться и лечь спать. Мысль эта возникла на фоне избыточной эмоциональности и сейчас не надо в нее вникать. Потихоньку человек освобождается от ее влияния.

Был небольшой цикл бесед «С чего начать христианскую жизнь»

С чего начать христианскую жизнь

Внутренняя брань. Что противопоставить разрушительным мыслям и состояниям

Сохранить огонек в условиях совр. жизни и города. Опыт христиан, переживших гонения

Выгорание. Жизнь стала восприниматься как неинтересная. Перенасыщенность информацией, общением

В работе «Христианская картина мира. Беседа перед Крещением» (текст, видео) приведены основные принципы христианской духовной жизни, рассмотрены вопросы духовной брани – Что делать, когда сознание человека разорвано впечатлениями? При скачках аномальных состояний? Ведь аномальные мысли могут получить над человеком власть. Но бояться не надо. Необходимо двигаться к конструктиву. Если что-то не получается (выйти из мысленных тупиков) – советоваться. Бывает, что мы находимся в кольце собственных мыслей и нам не виден выход. Поднимаясь в гору, человек не видит пути. Тот, кто поднялся хотя бы наполовину – может подсказать траекторию дальнейшего движения.

[1] Из цикла «Преодоление травматического опыта…» – «1е. Пример –девушка, депрессия, мысли о самоубийстве (нецеломудренные связи, вербовка, похищение на Ближний Восток)»

О проекте: «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты» – тексты и беседы иеромонаха Прокопия (Пащенко) 

[2] Ответ «Голоса. Голоса в голове у 12-летней девочки»