Помыслы. Помыслы. Голоса, которые уничтожают изнутри. Ч. 4
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  07.09.2023.



Необходимо помнить: аномальные мысли далеко не всегда принадлежат нам (хотя, возможно и такое). Важно выяснить предвестники, запомнить их. А в момент атаки помыслов «забаррикадироваться» в Иисусову молитву. Только опытом и многими годами можно выработать положительный иммунитет.

По поводу голосов. Конечно, я не отрицаю болезнь. Но, все-таки, больной человек виден. Наличие в человеке сломанных нейроструктур еще не означает болезнь. Где гарантия, что он непроницаем для инфернального мира? Пока мне не встречалось со стороны ученых-психиатров адекватного мнения на счет феномена голосов. Чтобы поверить в предлагаемые точки зрения нужно иметь немалое мужество, и, возможно, даже изрядную долю слепоты (намеренно не замечать чего-то). Кто-то связывает появление голосов с обсуждениями. Мы, например, разбираем книгу, которую написали – хорошо или плохо. Сами себя критикуем. Но почему этот голос врывается? Почему начинает обзывать? Если это мы, почему мы сами себя ругаем? Говорят, что это материнское предписание. Оно (предписание) утверждает, что ничего не получится и так далее. Теоретически, у скольких людей, в головах которых есть голоса, были такие матери? Данная точка зрения неперспективна. Человека учат отсекать некое внутреннее пространство под предлогом материнского предписания. Ну а если этот голос критический и здравый? Женщина, например, пытается встать на ноги. Пошла на курсы. Взяла деньги в кредит и хочет вложить их в какой-то бизнес. А голос ей говорит – ничего не получится. Почему это плохо? Может быть, это инстинкт самосохранения заставляет задуматься и предостерегает, чтобы она не ввязалась в аферу.

Чтобы ответить на вопрос, нужна правильная антропология. В предыдущих ответах это уже разбирали. Внутри каждого из нас есть совесть, собственный голос, но также есть и хаос, который вбрасывают через телевидение, навязанные точки зрения. Если человек живет более или менее внимательно (святые отцы называли это трезвением), то есть хотя бы время от времени разбирает мотивацию собственных поступков, оценивает свои мысли, он сможет с Божией помощью понять ситуацию. Есть такой термин – лукавая совесть. То есть человек имеет ложный взгляд на жизнь (возможно, почерпнул из книг, содержащих ложное учение). Ему начинают казаться очевидными его поступки, а поступки и выводы эти в корне неверны. Исцеляется человек не за один день. Начитываясь. Узнавая.

Были даны ответы по поводу субличности «Экзорцизм. Психолог предлагает изгнать сущности». А также – ответ «Инфернальное. Психологу, считавшему, что субличность (второе Я) проявляется в результате травмы».

Этот психолог утверждал, что субличность появляется вследствие травмы психики. Действительно, некоторые специалисты считают, что личность раскалывается в результате травмы, а сегменты эти становятся автономными. Но если мы посмотрим на мозг под микроскопом, то увидим только лишь нейроны. Никаких сегментов. Прежде чем на полном серьезе это утверждать, нужно, как минимум, представить модель формирования структур психики. Ученые не могут объяснить как сам человек (первичный, если можно так сказать) формируется. А тут развивают теории, как в этом самом человеке (в котором и так ничего не понятно) формируется еще что-то.

Мы знаем сколько лет нужно учить ребенка языку – воспитывать нейронные сети. Но человек в состоянии охваченности падшим духом овладевает иностранными языками мгновенно. И тут специалисты говорят – наверно, он слышал иностранную речь, и мозг ее таким образом усвоил. Сколько мы потребляем энергии во время учебы (как хочется кушать, наконец). И вдруг нам хотят объяснить, что мгновенно либо за какой-то небольшой промежуток времени формируется полноценная нейронная сеть. В озвученном ответе сказано, что в результате пережитого шока кора головного мозга была заторможена, и как следствие в человека было внедрено некое влияние. К чему это? Понимание вопроса требуется. Если у человека нет картины мира, то само понимание может его напугать, но, а может наоборот убрать страх.

Приведу пример. Возможно, не самый благообразный. Расскажу историю как есть. Один молодой человек перед Причастием пошел в туалет и немного мимо «сделал». Всю службу шли мысли о случившемся. Мысли столь сильно атаковали, что возникло сомнение в Причастии. Помыслы так и говорили – теперь нельзя причащаться. И спросить стыдно. В некоторых случаях люди и не спросят, и уйдут не причастившись. Священник все понял. Видимо батюшка был опытный и сказал дерзновенные слова: «Действие демонов смехотворно. Они атакуют в надежде, что человек начнет внимать. Следует не принимать, не придавать никакого значения».

Легко сказать – не принимай. Я бы на такие слова не решился.

Похожие эпизоды описаны и в наставлениях подвижников. Аскет, читая Псалтирь, допустил ошибки. Демоны сказали, что тот согрешил. Аскет же ответил, что отвечает лишь перед Богом. Не всегда понятна фраза «демоны сказали». Напрямую сказали? Визуально явились? Или пришли мысли?

Понятно, что начальное условие – не принимать. Но бывают ситуации, когда не принимать очень тяжело. Большой прессинг. И связан он с нашей расслабленностью. Особенно часто подобное случается за осуждение других. Мы где-то в своем сознании побыли всесильными властелинами, раздающими приговоры направо и налево, упились собственной гордыней. А что потом? Мысли рвут на части. Приходится смиряться. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что пока человек не смирится, помыслы будут топтать его ум. Если долгое время мысли одолевают, надо посмотреть – нет ли в нашем поведении чего-то, что могло бы дать повод?

Можно прочитать историю преподобномученика Кронида (Любимова). Однажды у него начались хульные мысли («Мой ум терзался помыслами неверия и сомнения»). Это искушение длилось очень долго. Он даже прятал от себя острые предметы, боясь, что ему не хватит сил терпеть и покончит с собой. Помог ему один духовник. Он объяснил, что это такая брань вражия. После разговора с данным духовным лицом данная брань прошла.

Очень важно здесь не придавать значения, не поверить, что это находится в тебе самом. Тактика голосов и состоит в том, что вбросить черную страшную мысль, а потом убедить: мысль твоя! Конечно, есть мысли, которые мы сами питаем и они (мысли) наши собственные. Здесь есть чему устыдиться. Если человек ведет жизнь безалаберную, то стыд по адекватной причине возникает. Но если человек, в принципе, старается жизнь свою выстраивать в сторону добра и вдруг в голове начинается хаос – очевидно, что это не его мысли. Беда если человек надумывает связь между собой и аномальными помыслами.

В ответах и беседах упоминал женщину-профессора, которая приезжала на Соловки. По ее наблюдениям есть случаи, когда после «терапии» люди кончали с собой. Вместо того чтобы помочь человеку выйти из этого потока мыслей, психолог начинает искать связь (между потоком и человеком). Бывает, что связь между поступками и помыслами существует и очевидна. Для некоторых психологов отсутствует шкала «добро-зло». Одна девушка говорила, что специалиста, который с ней общался, интересовала лишь ее родословная (не болел ли кто в роду психическими заболеваниями). При этом у девушки этой был хаотизированный интим. Она занималась эзотерикой. Ей принадлежит самый длинный список эзотерических занятий, который я только видел. И перечень этот психолога не интересовал.

Отвечая на подобные вопросы и размышляя в эту сторону, человек все больше и больше увязает в мыслях. Это хорошо было показано в романе Достоевского «Братья Карамазовы» в главе «Черт. Кошмар Ивана Федоровича». По всей видимости, у черта была задача втянуть Ивана в разговор. Само пребывание в черных мыслях человека разрушает. Если человек просто даже ввязывается в разговор – он разрушается.

Здесь можно перейти к теме слежки. Бывают случаи, когда у человека некая сеть представлений уже встала в устойчивую структуру. На уровне убеждений ему ничего не объяснить. Требуется фармакологическая поддержка, чтобы разрушить эти связи. Сейчас не разбираем паранойю. Отмечу лишь, что, по мнению священника Александра Ельчанинова, паранойя встречается у людей гордых. Человек смиренный имеет некий иммунитет. Горделивому может казаться, что всем до него есть дело. Кстати, Ухтомский считал, что фиксация человека на собственной персоне приводит к идее преследования. Человеку кажется, что он ужасно велик. Паранойя не в очень тяжелой форме описана в романе Достоевского «Бесы». Степан Трофимович (отец Петра Верховенского, революционера) жил в провинциальном городке, но считал, что в столице всем до него есть дело, что его речами интересуются «большие» люди. Понятно, что это все было надумано. Может, он сам в это и не верил. Возможно, Степан Трофимович говорил для поднятия собственного статуса.

Голос звучит в надежде, что ты будешь его слушать. Он в одну кучу кидает все – то, что имеет вид справедливости и то, что не имеет. Визуально механизм работы голосов показан в фильме «Операция Омега». Один работник силовых ведомств рассказывал, что этот фильм наиболее реалистичен из советских фильмов о войне, разведке. Может, такого человека и не было в реальности. Возможно, это собирательный образ. Но сам процесс проведения операции вполне реалистичен. Советский разведчик. Его склоняют к сотрудничеству с немецкой контрразведкой. Чтобы его сломать, перед ним сажают в кресле обездвиженного мужчину и пытают. А разведчик должен смотреть. Как только начинается пытка, за его спиной встает немец и кричит – Что вы делаете! Ему больно! Прекратите! Этот голос усиливает те мысли, что теоретически могут рождаться у того, кто наблюдает за подобными пытками. В результате внешнего давления он впал в ступор, трансовое состояние. Поэтому если ты идешь по улице, а мысли (голоса) говорят, что человек, проходящий мимо, тебя сейчас ударит, надо понимать – это бред. Не стоит этого бояться. Некоторые люди, когда видят в себе аномальную мысль, пугаются и считают себя больными. Следует понять, что в микродозе мы носим в себе элементы психоза или чего-то подобного. За счет того, что жизнь более или менее структурирована, эти предпосылки не всегда реализуются. Но если человек помещается в полосу экстремальных событий, переживаний, то может войти в неадекватное состояние. Один человек рассказывал, как в период финансового кризиса (он терял, терял и терял финансы), на определенном этапе стал понимать (как ему казалось) самоубийц и убийц. Он был на грани совершения чего-то страшного. Так и пришел к Вере. Когда его психика «трещала по швам», он не имел сил всего этого выдерживать и взмолился – Господи, моя жизнь в Твоих руках, делай с ней что хочешь. Ситуация, кстати, стала понемногу выравниваться. Он успокоился.

Когда ты слышишь голоса подобные, нужно переключаться на Иисусову молитву.

Про Иисусову молитву были беседы в цикле «Зазеркалье»:

Зазеркалье. 57. Если противоречить помыслам, то ничего не будет. О молитве Иисусовой

Зазеркалье. 58a. О молитве Иисусовой. Зло побеждается в самом начале и силой Божией. Не вникать в тревожные мысли

Зазеркалье. 58b. О молитве Иисусовой (окончание)

Иисусову молитву можно узнать, прочитав книжечку «О молитве Иисусовой» священника Антония Голынского. Этот трактат приводится в книге Новикова. Действительно, Иисусова молитва, когда учишься (понятно, научишься ей не сразу) во время нападок переключаться на нее, способна освободить от аномальных мыслей. Один человек рассказывал, что когда его мозг разрывался от мыслей, он начинал читать Иисусову молитву и вдруг, словно рубильник выключали – в голове тишина. Но как только он ее прекращал – голоса возобновлялись.

Еще очень важно научиться тому, что называется смирением. Его очень трудно уловить. Оно не имеет ничего общего с пассивностью, безволием. Да, именно с этими состояниями сравнивают смирение ограниченные люди, далекие от духовной жизни. Смирение в корне имеет слово – мир. Безвольный и пассивный человек никогда не будет мирный духом. Но смирение (если сказать кратко) – способность отстраниться от своей точки зрения. Не о том речь, чтобы стать «овощем» и уничтожить свое самосознание. Не об этом. У нас, например, сформировался определенный взгляд на какого-то человека. Он нам неприятен. Но с чего мы взяли, что правы? Смиренный человек способен свою точку зрения пересмотреть, присмотреться к фактам. Гордому человеку, пришедшему к какому-то мнению (даже если в реальной жизни все по-другому), трудно от этой точки зрения отказаться. Мысли атакуют, пока человек не смирится. Как говорил прп. Серафим, смирению можно научиться лишь многими годами. Если человек поймет суть смирения, он найдет путь к мирному духу.

Если ты начнешь духовный путь, то увидишь, что иногда в голове разворачивается некое феерическое действие, и оно оказывается полностью ложным. Страх. Паника. Громады неподъемные в голове. Кажется, что это тебя погубит. А потом ситуация проясняется и оказывается, что это все ложь. От начала и до конца. Человек рационального склада ума, пребывающий в наивном убеждении, что все эти мысли – мысли его (ведь только у шизофреников бывают не их мысли), беззащитен перед подобными явлениями. Смиренный человек способен критически на ситуацию взглянуть, поставить под сомнение данные помыслы. Смиренный человек может в глубине своего сердца укрепиться в надежде на Бога и не предать мыслям никакого значения. Только с годами человек может (как говорил апостол Павел) научиться распознавать добро и зло в мыслях. Если мысли вызывают тревожность, то в след им не стоит идти. Следует ум притормозить.

Проанализировав происходящее, ты отметила, что эти приступы начинают происходить после вспышки жалости к себе. Уныние тем и страшно, что в этот момент в человека входит зло беспрепятственно. Один духовный автор говорил, что во время реализации других страстей человек хотя бы активность сохраняет (объелся, прогневался, но может покаяться), то уныние парализует.

Были проведены беседы про депрессию (также были подготовлены тексты).

– «“Три Д” – Депрессия, Деперсонализация, Дереализация». «Преодолеть отчуждение: в том числе, и о депрессии – лекции и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко)».

– Текст «Депрессия и выход из неё».

– Уныние (Часть 1/3, Часть 2/3, Часть 3/3)

Психиатры недооценивают значение человеческой мысли. Если посмотреть на человеческую мысль глазами физиологии, глазами учения академика Павлова, то можно сказать, что с помощью второй сигнальной системы мы можем совершать масштабные изменения в своих физиологических реакциях. Задача в том, чтобы обрести равновесие во всем.

Тебе необходимо отследить с чего начинается жалость к себе. Она же не на пустом месте возникает. Есть некая предыстория. У одного человека была проблема следующего порядка. Чем-то похожий с тобой случай. Заходя к себе, видел письма, на которые не ответил, артефакты, относящиеся к делам, которые не доделал. Начиналась буря. Казалось, что кто-то другой виноват, что ему не хватает времени и так раскрывался для внешнего воздействия. Он совершил открытие местного масштаба (для себя) – не каждый раз глядя на не отвеченные письма он испытывает подобные переживания. В этот день, когда он старался быть в духовном тонусе, не опускать Правила, не конфликтовать, заходя к себе, на письма он реагировал спокойно. Если был уже на взводе, то начинал переживать. От нехватки смирения он вставал обеими ногами на эту позицию и начинал подпитывать аномальные мысли собственным вниманием, поддакивал. В итоге случался приступ – несколько дней не в себе, на всех гневался, ругался. Мысли говорили – убей себя. Со временем он понял, что эти состояния имеют свою предысторию. Надо запомнить эти признаки. Если начались предвестники бури, некие аномальные мысли, надо забаррикадироваться в Иисусову молитву и мысль свою не выпускать наружу. Когда сознание человека пришло в движение и раскачивается, как мачта во время шторма, не следует посредством интеллекта и раздумий пытаться разобраться в ситуации. Нужно собраться. Значимых решений в такие минуты принимать не стоит. Очень помогает выработанный режим (последовательность действий), работа, молитвенное правило.

В цикле бесед «Обращение к полноте» было несколько бесед на эту тему. Человек оказывается в системе ложных мыслей.

4.1 Состояние «мама, меня никто не любит».

4.2 Состояние в системе или волшебная лампа Аладдина.

4.3 В кольце ложных мыслей

Ты правильно поняла, что голоса стали обостряться, когда ты не послушала своей совести. Пошла к одному парню в гости, хоть знала, что одним чаем дело не ограничится. В итоге отношения эти привели к потере равновесия. Не все должны стать монахинями. Нет. Но одно дело брак, а другое – хаотизированные интимные связи. Конечно, может показаться, что есть люди, которых подобные отношения не разрушают. На самом деле визуальная картинка требует некоего комментария. Пусть голоса их не беспокоят, но, возможно, появляется некая неудовлетворенность жизнью, вражда с другими. По мнению епископа Александра Семенова-Тян-Шанского неразборчивость в интимной жизни приводит к потере равновесия в общении с людьми. Начинается погружение в болото. Все хорошо, но что-то в жизни не то. Радость жизни пропадает. У некоторых этот процесс растягивается, у других происходит достаточно резко. Если человек старался этические грани не переступать, думал о своем поведении, то распад психики не разворачивается стремительно и масштабно. Напротив, у человека с оккультным прошлым, выпадами за этическую грань может начаться деформация психики вплоть до мучительных состояний, связанных с инфернальными силами.

Смертный грех – то действие, вследствие которого человек лишается благодати Святого Духа, защищающей от постороннего воздействия. Бывает так, что человек с оккультным опытом перешел в Православие, прошел Чин отречения и Чин присоединения. Все у него благополучно, но по временам происходят вспышки паранойи (например, ему кажется, что кто-то против него колдует). Один духовник объяснял, что если брешь в человеке уже проломлена, то рана эта даст о себе знать. Если он осудил, если питает злые мысли, то становится неспособным усваивать Божественную благодать и та рана, что внешне заросла, снова обнажается.

Бывает ситуация и болезненная. Но все-таки можно надеяться, что вследствие духовной жизни эти болезненные эффекты (пусть даже они имеют физиологическую природу) могут быть отчасти компенсированы.

Один человек, занимавшийся рукопашным боем, говорил, что при попытке дотянуться до противника (допустим не хватает 2 см) возникает ошибочное движение продлить свой удар. Посему ошибочное? Утраченное равновесие может привести к падению. Бывает так и на работе. Понимаешь, что еще чуть-чуть и ум будет рассеян. Чтобы не потерять мир – возьми паузу, почитай духовную книгу. Почувствуй, что ум «собрался» и только тогда можно работать дальше. Если мир потерян, ты перестаешь понимать происходящее, ум захватывается идеями, совершаются ошибки. Постепенно навык держать себя войдет в привычку. Как аналогия – стул для формирования правильной осанки. Сиденье находится на шарнире. Стоит только сместить в бок центр тяжести и стул максимально уходит в эту сторону. Необходимо держать равновесие и в духовном смысле. Находясь в торговом центре учись не рассеиваться вниманием. Есть цель и иди к ней. Если начнешь метаться по всем магазинам, утратишь собранность ума и старые болячки дадут о себе знать – начнется нелепица в голове.

Прп. Амвросий Оптинский использовал следующий образ человека, занимающегося Иисусовой молитвой. Он идет через рынок. Торговцы предлагают ему свой товар. Но он знай подгоняет свою лошадку – но-но. И это и есть Иисусова молитва. Если ты будешь разговаривать со всеми продавцами на базаре, то не купишь нужного. Так же и здесь. Ты входит в торговый центр. Иди сразу туда, что связано с твоей целью. А все вещи, на которые распространяются скидки, рассмотришь если останется время. Наше внимание имеет определенную степень запаса прочности. Если оно (внимание) рассеялось – надо восстановиться. Сядь, попей чаю. Но при этом открой что-то почитать. Чаем освежишь свой мозг, душу восстановишь чтением. Собралась и иди дальше.

О том, как вести себя после насыщенного дня и массы впечатлений шла речь в беседах «С чего начать христианскую жизнь», 4 часть. «Выгорание. Жизнь стала восприниматься как неинтересная. Перенасыщенность информацией, общением».

Описана метафизическая тошнота, когда человек возвращаясь домой не может ни кушать, ни читать. Даже не спится, потому что душа, разорванная днем болит и пробуждается ночью. Впечатления яркие. Можно, конечно, напиться. Но протрезвев, душа будет болеть еще сильнее. Вот здесь можно встать на коленочки перед Распятием (можно взять Крест в руки). Мы каждый день испытываем свою совесть по 10–15 минут, но это другое. То, о чем говорю сейчас – те дни, когда ты себя потеряла, когда твой ум разорван. Тогда нужно вспомнить свой день в покаянной молитве с того момента, как побежала, нахамила, выпила… И когда человек пришел туда, куда бежал – он разорван, себя нужно собирать воедино. И происходит это в покаянной молитве. Если ты это в покаянии не проанализировала, не исправила, то эта «ветка» (формирующаяся нейронная цепочка) рискует остаться в твоем мозге. В следующий момент возбуждения мысль сможет вновь пойти по ней. Несколько повторений (десятков или сотен) и сформируется страсть – стойкая реакция, которая будет казаться естественной. Чтобы к этому состоянию не подойти, ты, когда испытываешь свою совесть вечером, мысль аномальную отлавливай. Не обязательно все проговаривать словами. Читай Иисусову молитву, а умом оценивай события дня. Бог знает, что ты имеешь в виду, когда говоришь «помилуй мя». То, о чем говорю сейчас – отдельное делание. С одной стороны, ты потеряешь время, но ты спокойно уснешь, очистив свою душу. Примечательно, что когда Господу изливаешь то, что произошло, не получается соврать. Может быть, на уровне интеллекта и хочется себя оправдать (прогневалась потому, что не ты, а люди плохие), но язык не поворачивается. В молитве ты открыта перед Богом. Происходит чудо. Ты встречаешься с самой собой. Состояние тошноты отступает. Ты можешь читать, молиться, работать. Приходит бодрость, прилив сил. Аномальное состояние не переходит с тобой в следующий день. В состоянии метафизической тошноты вся нелепица всплывает и начинает активно бродить в сознании. Когда человек более или менее собран, то может сопротивляться этим патологическим идеям.

Помогут сформировать полноценную картину по данному вопросу и следующие беседы:

1. «С чего начать христианскую жизнь» (на основе первой части бесед был подготовлен расширенный одноименный текст).

2. «Внутренняя брань. Что противопоставить разрушительным мыслям и состояниям». В этой беседе разобран момент предыстории. С чего начинается срыв? Осваивая Иисусову молитву, ты постепенно научишься быть внимательнее к себе и со временем найдешь выход из потока негативных мыслей и состояний. Они будут приходить иногда, но ты будешь понимать с чем связано их возобновление и реагировать, устраняя причину, которая делает тебя открытой.

P.S. Людям кажется, что аномальные мысли = психиатрия. Но к диагнозу человек подходит, когда уже процесс развился и далеко зашел. Для этого требуется много факторов – экстремальные обстоятельства во вне и личная гордыня. Не все, конечно, кто впал в подобное состояние, гордецы. Бывает, что имея элемент гордыни, человек избыточно реагирует. Понятно, не надо закрывать глаза и несправедливости есть. Но! Если есть одна несправедливость и много хорошего вокруг, это же не повод перечеркнуть все положительное и начать думать только об ободном событии, фиксируясь на нем.

С некоторыми людьми, действительно, случаются не очень добрые истории. Жизнь ломается. Осуждают. Напитываются этой информацией. Теряют Божественную благодать. Их просто заматывает тяжелая ситуация, а адекватно среагировать на нее уже не получается. Начинается алкоголизация, но таким образом положение лишь усугубляется.

Современные люди неприятные обстоятельства не любят обсуждать. В итоге оказываются неготовыми к критической ситуации. Не говорят с детьми про смерть, например. Но когда ребенок сталкивается с этим феноменом, у него нет никакого иммунитета. Если сейчас у тебя тяжелые мысли – не надо от них бежать в развлечения, пытаться закрыть глаза. Пытаясь сбежать, ты не сформируешь тот иммунитет, который тебе поможет. Но и не стоит избыточно фиксироваться на проблеме, думая, что она нерешаема.

Святые отцы называли лекарством от уныния псалмопение и рукоделие. Важно не дать себе провалиться в пассивность. Пусть сил нет. Пусть полная апатия. Но всё равно нужно чем-то быть занятым. Важно не отступать от режима. Тема уныния – отдельная тема. Это страсть, которая имеет множество вариантов развития.

Возможно, что-то есть по теме в следующих ответах:

Помыслы. Что делать, когда человек испытывает насилие негативной мысли.

По поводу мысленного хаоса, который имеет человеческие корни –

Помыслы. Состояние – мозг разрывается, мысли вторгаются и лишают покоя (см. так же Помыслы. Дополнение про мысли, в которых путаешься (трудно сделать выбор).

Психич. Навязчивые мысли. Депрессия. Родственники занимаются эзотерикой. См. материалы про депрессию.

P.P.S: Как объяснить молодому человеку, что связи между вами не будет? Не стоит объяснять, что именно с тобой происходит. Не надо его пугать. Можно просто и искренне сказать, как тебе душевно некомфортно, что все это происходит вне брака и это будет правда. Если поймет – слава Богу.