Воспитание. Воспитание. Дети интересуются интимными подробностями друг друга
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  01.11.2023.



Не ругать и третировать ребенка, а переключить внимание, развить навыки саморегуляции. Самому научиться бороться с гневом. Самому изменить отношение к явлению, действию или ситуации.

Не думайте плохо о своем ребенке. Это неправильная мысль. Апостол Павел говорит – «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (Кор 10. 12). Если мы сегодня в свою страсть не впадем, то только с Божией помощью.

Возможно, нужно изменить само отношение к этому явлению. Дети любопытны. Многие в дошкольном возрасте интересовались, что у девочек под одеждой, что у мальчиков. И не всегда это приводит к катастрофе. Понятно, есть шанс, что данный интерес даст толчок к развитию страсти. Кто-то в старших классах уходит в некое неконтролируемое пике – интимные похождения, наркотики. Но все же есть и промысл Божий. Бывает, что жизнь и поведение после 23–25 лет стабилизируются (даже после падений).

Те, у кого был в детстве опыт Веры, говорят, что «на дне» некомфортно. Что-то им сигнализирует, что это не подлинная жизнь. Если же у человека подобного опыта не было, а был лишь материальный достаток, аттракционы и удовольствие, то наркотик даст ему нечто более яркое. Распознать, что наркотик – гибель сможет только тот, кто понимает, что эмоции не самое главное в жизни.

Для ребенка, рано начавшего путь сексуального самоудовлетворения и сексуального эксперимента, вспышка эмоций – единственный канал, по которому он вообще хоть что-то получает по жизни. Ему порой и неведомо, что можно обогатиться через общение с людьми, книги, религиозные переживания, научные достижения. Пусть и на детском уровне. Не беру в рассмотрение последние стадии гордости, когда человек стремится занимать первые места лишь с целью добиться похвалы. Допустим, мальчик с увлечением ходит на урок труда. У нас такие уроки были. Можно было сделать что-то своими руками – корабли, шкатулки. Мы задерживались, ведь когда что-то получается, приходит удовлетворение. Так появляется понимание, что в жизни есть нечто большее, чем сосиски, парты, троллейбусы. Конечно, это весьма и весьма утрированное изображение материальной жизни.

Естественно, при отсутствии данного опыта и понимания, если ребенок на фоне внутреннего неблагополучия находит путь к сексуальному удовлетворению, страсть эта может дальше развиваться в неконтролируемом ключе. Жалко такого человека. Я знал одну девушку. Ее родители рано умерли. Детский дом. С учебой не ладилось. В период полового созревания у нее появилась заметная грудь, а за тем начался сексуальный хаос. Видимо, для нее это было значимо (хоть так ее замечают). Возможно даже, это было единственным содержанием ее жизни.

У Льва Выготского была мысль про детскую шизофрению. Не имею в виду, что дети, кто самоудовлетворяется или интересуется половой идентичностью других детей, страдают шизофренией. Лев Выготский утверждал, что подростковая шизофрения со временем утихает (по крайней мере так было в его время). Конструктивная среда выравнивает «перекосы» личности. По мнению известного психиатра Ганушкина психопатии (врожденные аномалии) в работе мозга или акцентуации характера, то есть предрасположенности, в конструктивной среде способны перейти в нечто созидательное. Например, у шизоидов мысли движутся скачками. Здоровая среда поможет найти реализацию этой предрасположенности, например, в математике. Такой человек способен на неожиданные математические переходы от одной теоремы к другой. Но в неконструктивной среде, пропитанной страстями, скачкообразное мышление может привести человека «не туда». Многие люди с врожденной психопатией становились созидательными членами общества. Мы человека оцениваем не по тому вкладу, который он совершил в общество. Жизнь их шла в конструктивном ключе, вот что обращает на себя внимание.

Кстати, избыточное наказание детей приводит, так или иначе, к фиксации на данном явлении.  Как пример, фильм «Матильда». Сколько было шумихи вокруг него. Отец Андрей Ткачев призвал не привлекать к этой картине внимания, не создавать ей рекламу. В фильме ничего гениального нет – пройдет и о нем не вспомнят. Так же и здесь. Наказание, во-первых, может вызвать чувство протеста. Во-вторых, таким образом мы фиксируем (привлекаем) внимание к данной деятельности. Подогревать интерес, конечно, не стоит. Но если заметили аномальный интерес, ненормальную активность, ребенка можно переключить.

Один священник, чье детство прошло после революции, делился воспоминаниями. Соседского мальчишку девочки затаскивали под лестницу, вовлекали в сексуальные эксперименты. Он говорил, что человек, с детства привыкший к хаотичному сексуальному удовлетворению, становится несчастным. Этот же Батюшка рассказывал об одной женщине. Ее брак был не очень счастливым. С детства она привыкла к сексуальным играм с мальчиками, а во взрослой замужней жизни ей не хватало мужа. Поиск еще чего-то на стороне, естественно, не способствовал гармонизации семейных отношений.

Например, Булгаков ушел от первой жены по причине ее неудовлетворимой сексуальной тяги. Он не мог работать, так как супруга постоянно требовала интимных отношений.  Некоторые считают, что образ Маргариты написан именно с нее. Невдумчивому читателю может показаться, что образ Маргариты автор восхваляет. Но как такое возможно, ведь эта женщина прошла обряд раскрещивания. Участвовала в оккультном обряде инициации. Пила кровь.

Да, это отступление от темы. Сохранилось воспоминание одного человека, участвовавшего в расстрелах во времена репрессий. Начальник расстрельной команды посоветовал ему, чтобы преодолеть трусость и брезгливость выпить стакан крови. Он выполнил, и сердце его окаменело. Смысл инициации (любой) в том и состоит, чтобы человек перечеркнул в себе человеческий образ, отказался от человека в себе и тогда он выходит из-под Благодати, становится открытым для врага рода человеческого.

К чему я? По мнению одного автора, Мастер глубоко несчастен.  Он вынужден вечность находиться с Маргаритой в замкнутом пространстве.  Мастера можно только пожалеть.

Данный вопрос (самоудовлетворения) тесно связан с целеустремленностью. Подобный человек пребывает в некоем расслаблении, если привыкает немедленно удовлетворять возникающие посылы, позывы. Его жизнь рушится. Все же аккуратно настраивая на конструктив, важно детей учить методам саморегуляции. В книге Нормана Дойжда «Пластичность мозга» описаны механизмы появления и закрепления в поведении мазохизма. Анализ истории показал, что дети, оказавшись в больнице, испытывали чувство ужаса, тревоги и пытались компенсировать страдание с помощью сексуального самоудовлетворения. Существует «закон», согласно которому одновременно активизирующиеся нейроны связываются. То есть нейроны центра сексуального удовлетворения и центра боли объединяются (как гипотеза) и, соответственно, активация одного центра влечет за собой активацию другого – по принципу условного рефлекса. При наличии у детей способов саморегуляции таких как, например, чтение (блажен человек, который любит читать, ему и в больнице не скучно) или игра, ситуация была бы иная. Только игра должна быть направлена на развитие коры головного мозга (то есть не компьютерная). Кстати, командные детские игры подходят. Там нужно не только двигаться, но и думать.

См. беседу из цикла «Игра и не игра» «Как игра учит общему языку, помогая в реальной жизни. Детская депрессия, трудности – иммунитет».

Норман Дойдж описывал подобный случай. Тяжелая ситуация. Не очень благополучная мама. Она привлекала сына к сексуальным контактам. Так у него сформировалась патологическая, точнее агрессивная сексуальная домината. Отношения с женщинами воспринимались им весьма специфическим образом. Терапия была построена на предположении, что карты мозга (отделы, которые управляют разными процессами) были слиты воедино. Мужчину попросили привести хоть один пример агрессии, не связанный с сексуальностью. Разбирая таким образом разные ситуации (это очень удобно и в диалоге родителей с детьми) карты мозга разъединяются, отделы мозга перестают реагировать в паре. Книга, конечно, светская и ее не стоит рассматривать, как училище благочестия. Наши идеалы отличаются от светских представлений.

Еще один аспект – гнев (гнев родительский). Как преодолеть этот закрепившийся навык? Об этом в работах «ОБИДА, ГНЕВ, ЗЛОСТЬ… ПРОЩЕНИЕ: Лекции, тексты – иеромонаха Прокопия (также – иных авторов)». Помогает предотвратить развитие страсти (как только чувствуете, что «закипаете») молитва от неприязни – Господи, Крестом Твоим, удали от меня страсть неприязни, помоги мне полюбить своего обидчика и спаси меня его святыми молитвами. Трезво оценить ситуацию призвано ежевечернее испытание совести, когда 5-10-15 минут человек разбирает, как прошел день, как и в каких конкретно поступках проявилась доминирующая страсть, что этому предшествовало. И человек начинает замечать, что в тот момент, когда сладенького переел или поспешил, он более уязвим для гнева.  Тогда требуется менять само поведение – не быть в спешке, найти меру сладкого. Устраняя предпосылки, гнева в жизни становится меньше.

Кто-то из старцев говорил, что грехи против любви можно особо исповедать. Конечно, сейчас много где проводят общую Исповедь, но если есть счастье частной Исповеди, то грех против любви упомяните обязательно. А если Вы сорвались, то, не дожидаясь вечера (это отдельное делание – испытание совести, о котором говорилось выше), а тут же своими словами можно сугубо помолиться. Путь покаяния будет формировать вторую доминанту. Когда действует доминанта, прочие отделы коры головного мозга тормозятся. Если ведущая доминанта – гнев, тормозится благоразумие, любовь, человек впадаете в ярость. Если же ведущей доминантой станет любовь, то гнев сам собой утихнет. Нужно не столько бороться с гневом (хотя и это необходимо), сколько воспитывать противоположную добродетель. Исправляя совершенное через молитву, покаяние и реальные поступки Вы начнете формировать новый центр восприятия.

В статье священника Александра Ельчанинова «Беседы перед исповедью» писано угасание страсти. Порой нам кажется, что мы остались прежними, но это не так – корни греха расшатываются, страсть утихает.

Не стоит забывать о воспитании. Родители–Дети–Воспитание. Лекции и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко). Основной принцип – деятельный подход, то есть совместная деятельность родителей и детей. Не просто нотации! Не обязательно даже что-то говорить. Одно пространство. Одно дело. Бывает, словно окошечко открывается и появляется понимание, что сейчас ребёнок восприимчив, то есть готов услышать. А что если ребенок занимается чем-то своим, а Вы вошли в комнату, что-то увидели и накричали? Успокойтесь, погуляйте вместе. Объясните свою позицию. Тогда не будет возникать отчуждения. Ребенок, которого только ругают, начинает избегать родителей. Если люди привыкли жить (даже несколько дней) игнорируя друг друга, то по мнению академика Ухтомского возникает некая инерция. Чем дольше период отчуждения, тем тяжелее сблизиться.

Есть дети возбудимые, дети «на кортизоле». Их стоит «задеть», и они становятся агрессивными, в них словно что-то вселяется. Увлечения из грубых и агрессивных нужно переводить во что-то если и подвижное, но командное, интеллектуальное. Засыпание в определенное время настраивает на сон. Нехватка родительского внимания (как версия) способна порождать демонстративное поведение – пусть буду плохим, но зато обратят внимание. В случае появления в семье младшего ребенка такие дети проявляют ревность. Тогда необходимо постепенно привлекать старшее чадо (ревнивца или ревнивицу) к заботе о новорожденном малыше. 

См. ответ «Семья. Проблемы после рождения второго ребенка».

Постскриптум. Комментарий специалиста: Дети очень любопытны, любознательны. Они изучают себя и окружающих.  Подобный опыт есть у многих, если не у всех. Надо понимать, что дети не ангелы. Ребенок приходит в этот мир и не чистый, и не невинный. Предполагаю, что если бы мы сами были чисты и безгрешны, то у нас могли бы появиться такие дети. А какие мы?

Как правило те родители, которые строго судят своих детей, не помнят себя в детстве. Отсутствуют самые мучительные воспоминания, постыдные страницы биографии, которые забывать недолжно, ведь именно они дают объективную картину мира и возможность не судить другого человека, в том числе своего ребенка.

У родителя должна быть взрослая позиция. Необходимо понимание, что с ребенком на самом деле все нормально – по окружающему миру, по исходным родительским качествам и данным, он вполне нормальный ребенок. Не стоит судить, ругать или третировать. Это может причинить психологическую травму на всю жизнь. А вот родителям надо обратить внимание на собственный гнев, страх, воспоминания. Что они делали в этом возрасте? Как общались с противоположным полом в детстве?

Не стоит забывать о медицинском феномене – ранняя детская мастурбация. Понятно, если это происходит в 10-12-15 лет. Но ведь есть дети, которые прибегают к этому и в более раннем возрасте (6 месяц, год). Мальчиков меньше, девочек больше. Если мальчик, то скорее всего с психическими отклонениями – лобная психика, когда нет тормозов. Изучение данной темы подтолкнуло в следующему суждению – существует единое ноосферное поле, в котором существует энергия разврата, блуда и девиаций. Оно столь мощное, что подвержены его влиянию даже маленькие дети. И вопрос здесь – отношение родителей. Видеть это очень неприятно. Семья испытывает большое страдание.