ПТСР. ПТСР. Девушка готовилась к расстрелу. Об ожидании смерти и ПТСР. Ч. 1, 2
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  14.12.2023.



Ч. 1 Сомнения в вере. Расширение представлений о смерти. Скорби и тяжелая смерть как очищение перед вечностью. Люди, пережившие страх смерти.

Ты говоришь, что учишься в России, возвращаясь назад, домой, ты попала в фильтрационный лагерь. И там «на полном серьёзе» твои соотечественники ставили вопрос о твоем расстреле. Ты не была расстреляна, но теперь тебя мучают кошмары, панические атаки, короче, весь комплекс переживаний и явлений, весь этот комплекс в совокупности называется ПТСР – посттравматическое стрессовое расстройство.

Когда люди попадают в критические обстоятельства, когда кто-то из близких умирает, возникает некий протест – а где же был Бог? В этом протесте есть тайная мысль насчет того, что земная жизнь должны быть вечна. Теоретически человек представляет, что где-то там есть вечность, но практически эта мысль стоит далеко в его сознании. Можно вспомнить поучения Иоанна Кассиана Римлянина, в его время были сомнения в вере, когда варвары убили насельника одного монастыря. Он говорил о том, что люди неправильно понимают зло и благо. Единственное зло – это отдаление от Бога, а единственное благо – приближение. Когда человек принял смерть, если он не отдалялся от Бога, это само по себе не является злом. У каждого человека есть грехи вольные и не вольные, в большей или меньшей степени. Бывает так, что перед смертью Господь посылает человеку некое испытание, чтобы очистить, то нехорошее, что человек стяжал в своей душе. Грехи – это некие качества души, это не то, что можно взять и выбросить. Люди часто думают, что, проговорив грехи на исповеди, они уходят. Бог прощает, но навык греха, качество души остается. Здесь важен плод покаяния – сделать что-то противоположное. Даже очень добродетельные люди, которые всем кажутся святыми, совершают какие-то ошибки, хранят обиды. У священников бывают ошибки в пасторском руководстве, что-то бывает уже не поправить.

Преподобного Порфирия спросили: что будет если человек не успеет перед смертью покаяться? Он сказал покаяние – подобно молнии. Главное, чтобы ум не был в состоянии пассивности. Потому что, когда ум пассивен, то ужас ситуации накладывает свой отпечаток. В работе «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты» – тексты и беседы иеромонаха Прокопия (Пащенко)» приводил многих авторов. В том числе, светских.

В частности, А.В. Брушлинский, отмечал что мы воспринимаем мир не на прямую, а через призму нашего мировоззрения (см. текст, часть 4.2). Поэтому если человек находится в состоянии пассивности, то внешняя среда формирует в нем через трагические обстоятельства уродливый отпечаток. Очень важно поэтому, чтобы внутреннее, то, что входит в контакт с Богом, стало активным, нужно начать молиться в полном смысле этого слова. Тогда внешняя среда не сможет сформировать этот уродливый отпечаток. И тогда наоборот этот сигнал, пропущенный через призму одухотворенного мировоззрения, родит какой-то иной вывод.

В рамках одноименного цикла «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты» будет раздел преодоления опыта смерти. Раздел был больше ориентирован на тех, кто пережил потерю близкого, но возможно, он будет расширен до более общей темы отношения к смерти. Там разбирались случаи выхода из этого внутреннего коллапса, случившегося в следствии смерти близкого, через обретение связи с высшими смыслами.

Иногда Господь дает и своим возлюбленным чадам пережить насильственную смерть. В монашеских повестях был зафиксирован такой случай. Один человек, который был разбойником, пришел в обитель монастыря. Он сказал братьям: «Истинно, вам говорю, меня растерзает лев». Когда его спросили, почему он так считает, он рассказал, как однажды в его присутствии лев растерзал человека. Он мог его спасти, но не вступился. После этого он молил Бога, чтобы он дал ему этот грех очистить. Поэтому он знал, что Господь пошлет ему такую же смерть, чтобы через нее он очистился от своего греха.

Я знал одного человека, который пил. Он пытался с этим справиться, но гордыня ему мешала. Он был мастером на все руки, мог с нуля поднять бизнес. Видимо это было дано ему, как повод для смирения. Бывает, как только пьющие люди начинают гордиться их останавливает запой. Мы беседовали с ним, когда он приезжал на Соловки. Он задал тогда мне вопрос «Батюшка, сколько Вам лет?», я ему ответил, но в его интонации читалось «ну если вам столько лет, то что вы мне можете сказать», он был меня чуть старше. Эта нехватка смирения, когда человек не готов учиться, пересматривать что-то в своей жизни, привела к тому, что он не смог задержаться на Соловках. Его направляли на послушание в коровник. Вместо того, чтобы выполнять данное человеку послушание, он пытается сам себе что-то найти, придумать. Попадая на послушание человек сталкивается, как говорил Игнатий Брянчанинов, с различными опытами: конфликтуешь с братьями или уныние от работы и хочется все бросить. И уже с духовником учится эти вопросы решать, постепенно вырабатывает новые качества души и добирается до главной проблемы, что стоит за всем этим. А когда, человек начинает сам себе назначать послушание, искать что ему больше по душе, добром не заканчивается. Когда человек уже встал на этот путь, ему уже ничего не понравится, он нигде не будет спокоен, везде ему будет что-то не комфортно, он всегда будет хотеть что-то поменять. В результате он стал проситься в скит, а это уже последнее дело. Братья едут в скит, когда уже обрели какой-то внутренний мир. Страсти в скиту бездействуют, не выходят наружу и человеку кажется, что он уже бесстрастен. На самом деле они продолжают внутри созревать и дальше развиваться. А однажды разрывают человека на части. Этот человек уехал из монастыря и через некоторое время погиб. До этого еще, когда он был в состоянии алкогольного опьянения, он сбил человека. Ехал за рулем, наклонил голову вниз, чтобы прикурить сигарету и слышит удар и видит, как через машину перелетает тело человека. Он испугался и уехал, не стал проверять жив человек или нет. В те времена еще не было камер, и было невозможно отследить совершившего преступление. После его смерти жена рассказала, что его нашли на трассе с разбитой головой. Возможно, как и в той монашеской истории, грех тяготил душу человека, и господь дал ему его искупить.

Поэтому, те люди, что уходят из церкви, после смерти близкого, и начинают хулить Бога, не понимают, что мы входим в вечность с тем багажом, что мы сформировали. Среди нас нет абсолютно чистого человека, и греховную ржавчину нужно как-то счищать. Человек либо это делает каким-то аскетическим усилием при жизни, либо Господь посылает какую-то скорбь, претерпев которую человек себя очищает. Схиигумен Савва говорил, что хорошо если будет предсмертная болезнь. Преподобный Досифей ученик Аввы Дорофея тяжело страдал перед смертью, харкал кровью. И когда он уже умирал, преподобный Варсонофий Великий, святой, обладавший даром прозрения, послал ему такие слова: «Иди, чадо с миром, предстань Святой Троице и молись о нас». Досифей говорил, что не может больше терпеть, но он ему отвечал: «Нет, нужно еще потерпеть и тогда увидишь милость Божию». Он просил отпустить его из жизни, так как страдания были велики, но какое-то время ему было еще нужно побыть в теле, чтобы пройти этот путь. Братья возмущались, что велико было это обетование – предстать Святой Троице, что сделал такого Досифей, что удостоился таких слов? Они жили многие годы в обители, совершали аскетические подвиги, но таких слов не слышали от Преподобного Варсонофия.

Поэтому скорбные обстоятельства нас смиряют и при правильном отношении только приближают к Богу. Когда человек рассчитывает только на себя и свои силы, испытания, которые потенциально могли привести к его смерти, становятся для него катастрофой. У него возникает ощущение зыбкости мироздания, что не за что зацепиться, и здесь мало, что может дать терапия. Она может снизить некоторые симптомы, но не освободить от ощущения экзистенциальной неустойчивости. Травма может быть пролечена, но навыки, вошедшие в ПТСР, остаются.

В фильме «Остров» был эпизод исцеления настоятеля от страстей. Когда сгорела его келья, он пришел в кочегарную к монаху. Настоятель был в архиерейских сапогах и с греческим одеялом. И монах порезал и сжег эти сапоги со словами «На голенищах архиерейских сапог больше всего грехов умещается». Затем открыл вентиль и наполнил помещение дымом, так что настоятель начал задыхаться и кричать, что он его уморит. Потом монах начал бить одеяло, выгоняя из него бесов и выбросил его в воду. Когда все успокоилось, настоятель осознал свое пристрастие к этим вещам, монах освободил его от него. Столкнувшись с потенциальной смертью, он увидел воочию свою духовную нищету и понял, что веры у него не было.

Кризисная ситуация – это начало пути, начало обретения какого-то опыта, который мы раньше игнорировали, но теперь столкнувшись с ним, вынуждены что-то перестроить в своей жизни. В своей автобиографической книге «2000000 километров до любви» Клаус Кеннет рассказывает, как он прошел через многие религии мира, занимался колдовством и магическими практиками. Когда он отправился в Колумбию заниматься очередными магическими практиками, его автобус остановила какая-то бандитская группировка, они забрали у пассажиров кошельки, в общем ситуация была угрожающая. И в тот момент он обратился к Богу напрямую: «Господи, если ты есть, спаси меня». И кроме этого, он попросил дать ему знак что это не случайность, что именно Бог спас его. В тот момент, когда он был на прицеле, откуда не возьмись появились индейцы на велосипедах, и бандиты ретировались. Но чудо было в том, что, когда он вернулся в автобус, он увидел свой дневник лежащим на сидении. Это было невозможно, так как он видел, как его дневник клали в мешок с остальными ценностями. В этом дневнике он делал заметки на протяжении многих лет, для него он был самым ценным. Этот случай изменил его парадигму.

Ученик Вольтера пережил что-то подобное (рассказывается в одной из глав книги «Непознанный мир веры»). Вольтер хвастался, что разделался с христианством, он считал, что в следствии его трудов, христианство скоро умрет, если он чего-то не дописал, то его ученик Лагарп точно его добьет. Но так сложилось, что во время французской революции его ученика забрали в казематы, и ожидая возможной казни, он пересмотрел свои взгляды и стал верующим. А на тех станках, что печатали произведения Вольтера, стали печатать Библию.

Когда нет веры, люди выжившие, начинают страдать чувством вины «все погибли, а я выжил, должен был погибнуть и я». Но если ты выжил, значит ты выжил для чего-то. Может быть, Господь даровал тебе спасение, чтобы исправить свою жизнь. В житиях святых были описаны моменты, когда человека оставляли на Земле. Был такой святой Петр Мытарь. Он был бесчеловечным, как сейчас бы сказали капиталистом. Он вел себя с людьми жестоко. Настолько жестоко, что получить от него милостыню считалось чем-то невероятным. Один нищий поспорил, что он получит милостыню из рук самого Петра. Когда Петр шел, он поставлял в царский дворец хлеб, нищий попросил у него хлеба. Петр разозлился, хотел что-нибудь швырнуть в него, и не найдя ничего подходящего под рукой, швырнул хлебом. Но этот поступок был продиктован не милосердием, а гневом. Потом, умирая он увидел, как на чашу весов кладутся его злодеяния и на другую чашу ангел кладет буханку хлеба, и она перевешивает. Ему было дано откровение, что он должен постараться исправить свою жизнь, и он вернулся к жизни. Опыт смерти становился отправной точкой на пути к совершенствованию. Вы узнали, что все мимолетно, все может оборваться, время конечно и нужно спешить делать добро. Иван Ильин в своей замечательной статье «О смерти» говорит, что смерть – это судья, который испытывает твои дела. То, что недостойно смерти, недостойно и жизни. Живи только ради того, ради чего ты готов умереть. Поэтому если человек столкнулся с опытом смерти, он уже не прельщается лежанием на диване с просмотром сериалов, он понимает, что завтра времени может уже не оказаться. Поэтому если у тебя осталось время, то нужно его тратить на что-то действительно важное, ради чего ты готов умереть.

Священномученики прошедшие годы гонений не имели мысли о том, что Бога нет, только оттого что сейчас предстоит смерть. Иногда Господь вот так дает закончить жизнь, бывает он забирает лучших, бывает на поле боя забирает солдата, если он сформировался и готов уже к вечности. Но не стоит говорить о смерти с пафосом. Говоря с одним духовником о том, что если гонения наступают, расстрел – это хорошая смерть, страшно если будут пытать, он говорил, что лучше молчать. Был случай, когда расстреливали монахов в одном монастыре: все кроме одного отвернулись, они не смогли смотреть в лицо палачам. И только один схимник смог смотреть смерти в лицо. Хоть они и были полны веры в Бога, молились, но все это очень непросто. Поэтому не должно быть самонадеянности, мы держимся только милостью Божьей.

В житиях святых есть известный эпизод о двух больших друзьях, по немощи человеческой и действию дьявольскому начавших вражду, они не могли видеть друг друга. Одного из них арестовали и пытали, принуждая к отречению от Христа, он мужественно претерпел эти пытки. Второй скорбел о том, что не может примириться со своим другом, он умолял его простить, но тот не шел на примирение. В завершение истории, тот друг что желал примириться был казнен и получил мученический венец, а тот, что не пожелал примирения утратил божественную благодать из-за своего жестокосердия. Когда это с ним произошло, он уже не мог мужественно взирать на орудия пыток, и когда его вели казнить, он спросил зачем они хотят это сделать. Ему ответили, что из-за того, что он не хочет отрекаться от Христа, и тогда он отрекся. Укрепить человеческую психику на грани смерти может только божественная благодать.

Расширение представлений о смерти не означает какого-то садомазохистского упоения этим опытом. Как рассказывала, одна женщина, которая посещала группу женщин, находящихся замужем за пьющими мужчинами. На этой группе их учили прямо-таки гордиться этим опытом. Такие отношения в светском обществе сейчас часто называют созависимыми, я не разделяю эту концепцию.

«КОНЦЕПЦИЯ материалов о преодолении ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ, подготовленных иеромонахом Прокопием (Пащенко)»

Часть 3. «О близких и родственниках зависимого человека, о т.н. созависимости».

Идея о любви, как качестве души, направленности в другого, может неправильно интерпретироваться вне христианской картины мира. Направленность к другому – это не та созависимость, с которой борются светские авторы. Жесткая привязанность к другому возникает не из психологической выгоды – буду заботиться о другом и чувствовать себя хорошим. Слова о психологической выгоде придуманы людьми, живущими на идеологии «купи-продай». Может быть много причин, например человек чувствует внутреннюю неустойчивость и цепляется за другого, но в целом можно говорить о несформированности смысловых вертикалей. Человек, не имеющий сформированной смысловой вертикали, связи с Богом, всегда будет зависим от каких-то внешних факторов. Он будет ощущать внутреннюю неустойчивость и не сможет освободиться от внешнего влияния. Он зависим от любого сильного переживания – в метро он будет раздражаться от тесноты, в отношениях с другим человек будет цепляться за каждый триггер.

В книге Ирины Богдановой «Мера бытия» показано каким образом воспринимается смерть через призму определенной картины мира. Были описаны случаи встречи со смертью, где она не производила шока или ужаса, потому что был смысл. Когда главная героиня Катя копала с мамой траншеи, они видели, как летит немецкий самолет и поражает статичные цели, но они решили, что все равно будут продолжать копать. Даже если их убьют, они приблизят победу хотя бы на чуть-чуть, не важно докопают или нет, но они представляли себе эту цель. В другом случае, когда маму девочки убило во время бомбежки, она подложила маме что-то под голову и сказала: мама, прости, мне нужно идти. Она отнеслась к маме, как к живой, это было не паталогическое отрицание, в этом было некое благоговение. И есть много таких эпизодов, когда величие духа поднимало человека над обстоятельствами.

Знакомство с опытом людей, переживших страх смерти, может послужить вводной терапией.

Вы стоите сейчас на таком перепутье, где Вам нужно вновь оживить свою веру. Уже не теоретически, а практически. Этот опыт действительно очень тяжелый, он был тяжел и для святых. Этот эпизод в Вашей жизни уже прошел, но остается до сих пор в памяти. Восприятие опыта людей, прошедших через подобное, может помочь Вам исцелиться. Кризисный опыт по-разному отпечатывается на людях: кого-то он уводит в отчаяние, в травматическое расстройство, кого-то наоборот в развитие. Это называется посттравматический рост, когда человек столкнулся с ограниченностью своих сил, разрушением планов и бездной впереди, в этот момент приходит понимание вечности и великого смысла.

В своей работе «Преодоление травматического опыта. Ч.3» я приводил воспоминания людей, которые столкнулись со страхом смерти. Один случай был из книги В.Николаева: криминальный авторитет, приговоренный к высшей мере наказания, на бандитской вечеринке выпил лишнего и покалечил несколько человек. У него начались галлюцинации, и уже в состоянии ужаса он подполз к стене чтобы нарисовать крест, и увидел, что крест там уже был. Еще один случай про одного известного налетчика, убившего женщину кассира. Он дерзко вел себя на суде, когда его спросили почему он убил женщину, что она сделала ему плохого? Он сказал: «А что она сделала мне хорошего?!». Органы перехватили записку, о том, что его друзья готовили побег. Поэтому его обеспечили беспрецедентной охраной после суда. Он отбыл заключение и ожидал исполнения наказания в камере смертников. К тому моменту того человека, которым он был уже не было, расстреливать было уже некого, страх смерти его просто сожрал.

 В советские годы, в период массовых репрессий практиковалась такая пытка, о ней писал Дмитрий Быстролётов, он был в камере смертников, откуда забирали людей на расстрел. Открывалась камера, заходила расстрельная команда и один из ее членов склонялся над заключенным и смотрел на него в упор, затем они уходили. Через некоторое время они возвращались, все повторялось и так несколько раз за ночь. Человек был так перепуган, что готов был все подписать. В те годы было достаточно признания и не было необходимости в расследовании преступления.

Также в этой работе приведены воспоминания священника Василия Соколова, который ожидал расстрела. Здесь можно обратить внимание на то, как различается позиция человека глубоко верующего и неверующего. Неверующий может поначалу куражиться, но чем ближе время расстрела, тем больше ужаса. У отца Василия в начале еще были какие-то колебания о том, примет ли его Господь, так как были в жизни ошибки. Но по мере приближения даты расстрела, он углублялся в молитву и становился все более спокойным. В письмах священномученика Михаила Чельцова «Верю в промысел Божий», расстрелянного в бутырке, также говорится о том, как в экстремальных ситуациях легко потерять веру. Но он не усомнился, что в этом есть промысел Бога, а значит нужно пройти этим путем. Имея внутри это понимание, некоторые люди и не боялись даже идти на расстрел. Слова М. Чельцова упомянуты в беседе на Бутовском полигоне.

«Счастье и страдание. Опыт христианского подвига и практическая психология»: Часть 1, Часть 2, Часть 3.

Дмитрий Лихачев рассказывал, как в блокаду его пытались принудить сотрудничать с органами. Он отказался и была имитация расстрела: его отвели в подвал, где проходили расстрелы. Он говорил, что тем, кто прошел Соловки уже ничего не страшно. Но все равно был момент, когда шел расстрел и он очень сильно испугался, и в ужасе спрятался в дровах. В ту ночь расстреливали определенное количество человек, и вместо него взяли кого-то другого, тогда он понял, что должен теперь жить за двоих. Митрополит Иосиф (Чернов) пережил опыт ожидания расстрела. Книга «Свет радости в мире печали» Веры Королевой – его биография. В начале книги рассказывается как он ожидал расстрела во время немецкой оккупации, но был чудесным образом освобожден.

Опыт ожидания расстрела имел Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Есть замечательная книга, которую написал Марк Поповский «Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга». Этот автор стал верующим человеком, он путешествовал по всей стране по тем местам, где Святитель Лука работал, был в ссылках и заключении. В то время, когда начались гонения на веру, он сознательно принял сан священника, чтобы свидетельство о Христе было известно образованным людям, профессорам. Когда он оказался в месте, где готовились к расстрелу, его узнал один солдат, который был на стороне революционеров. Он вспомнил, что когда был ранен, Святитель Лука, будучи в то время хирургом, вылечил его и хорошо с ним обошелся. Поэтому он ходатайствовал о том, чтобы его отпустили. Оказавшись на свободе ему открылся следующий смысл (что и было показано в фильме «Излечить страх» (2013)): «Смерть слишком велика рядом с тем, что должно быть ничтожно даже в масштабе временной жизни. Только смерть может наполнить величием и смыслом все, что кажется мелким и незначительным: как ты подашь чашку чая на подносе, каким движением поправишь подушки за спиной больного. Это ставит нас перед лицом правды жизни с такой остротой и ясностью, каких не может дать ничто другое. На улице временно перестали стрелять, вернее, изредка постреливали. Я ходил в церковь и подолгу думал о том, каков был бы каждый момент нашей жизни, если бы мы знали, что он может стать последним, что слова, которые мы произносим – это, возможно, последние наши слова. Мы жили бы с напряженностью и глубиной, иначе нам не доступной. “Имей память смертную”. Вспоминал я перед лицом Бога слова Иоанна Златоуста».

Ч. 2. Переинтеграция доминанты. Смысловые вертикали. Рай и ад – это состояния души.

В третьей части работы «Преодоление травматического опыта» приведены выдержки из статьи нашего клирика иерея Вячеслава «Ее глаза». Этот рассказ написан одним из заключенных Соловков. Окончание рассказа тяжелое: главного героя расстреливают, еще до этого его засыпают землей в могиле заживо. Через некоторое время он переписал концовку рассказа, там его откапывают и он выживает. Отец Вячеслав ставит вопрос почему человек изменил окончание рассказа. Он упоминает академика А.А. Ухтомского, верующего ученого и по некоторым данным епископа в блокадном Ленинграде. С его точки зрения мы можем обогатить доминанту теми данными, что мы собираем в результате конструктивного взаимодействия с миром. Когда мы обращаемся к ближним с вниманием и любовью, наш опыт расширяется, и мы можем перестроить нашу доминанту. Домината это доминирующий очаг в коре головного мозга. Когда Вы были на грани расстрела, и вошли в определенное состояние нервной системы, у Вас сломался этот очаг возбуждения. Со временем этот очаг обрастает рефлексами. Например, в комнате в которой Вас хотели расстрелять был яркий свет, и в последующем, когда вы окажетесь опять в комнате с ярким светом, через ассоциативную цепочку включается тот комплекс переживаний, что был во время критической ситуации. Вы впадаете в панику. Со временем ситуация еще более усугубляется: одновременно активирующиеся нейроны связываются. Вы в очередной раз оказываетесь в состоянии паники и не можете даже встать с кровати в этот момент, как Вы рассказывали. Если в это время по телевизору идет передача «Спокойной ночи, малыши», она также связывается с состоянием паники. И в другой раз может послужить триггером, который запустит этот панический очаг. Таких триггеров накапливается очень много, жизнь становится сплошным триггером. По теории Ганса Селье при запредельном стрессе, когда Вы были на грани расстрела могут ломаться системы адаптации. Стресс в допустимом объеме является неким стимулятором активности, организм при необходимости справиться с какими-либо обстоятельствами дает заряд возбуждения и получается взять себя в руки и начать действовать.

См. про стресс и адаптацию к стрессу текст «ПОБЕДА – не только на войне, но и – над войной внутри себя. (Некоторые физиологические аспекты ПТСР и Боевой Психической Травмы в контексте смысловой вертикали, позволяющей преодолеть их)».

Одна девушка была изнасилована, и в тот момент она смотрела на красную штору. После этого будучи в кафе со своим молодым человеком, ее взгляд зацепился за кетчуп на столе. Красный цвет активировал ассоциативную цепочку, стал транспортом к очагу возбуждения. И у девушки начался панический приступ. Но мы можем включить красный цвет в новый контекст. Например, в пасхальном богослужении красный символизирует победу над смертью. Если человек держал Великий пост, то есть вероятность того, что накопленный за это время заряд энергии окажется большим, чем в травмирующем воспоминании. И тогда появляется шанс перезаписать эту ассоциацию, она станет символом победы над смертью. Также этой девушке я посоветовал читать Псалтырь, особенно во время панических приступов. Потому что многие псалмы были написаны из глубины тяжелейших жизненных обстоятельств. Царь Давид в некоторых псалмах описывает свое бегство, когда пророк Самуил сделал его царем Израиля, царь Саул завидовал ему. Давид находился в смертельной опасности, за ним охотились убийцы, от которых он скрывался в горах. Псалмы пропитаны этими тяжелыми образами из глубины его отчаяния «Охватили меня цепи смертные…», «Воды потопили бы нас…». В конце псалмов мы понимаем, что он приходит к надежде и умиротворению, к вере в промысел Господа, к тому, что приходит воздаяние.

Когда мы говорим о пасхальной службе, о чтении Псалтыри, здесь речь не только о законах мозга. Через причастие, через богослужение Господь может дать благодать, которая успокоит мятущееся сердце. Когда человек читает псалтырь, он чувствует это дыхание благодати и успокаивается.

Но и на человеческом уровне это тоже имеет определенное действие. Все что человек делает во время работы доминанты определенным образом записывается: одновременно активирующиеся нейроны связываются. Если во время паники Вы будете читать Псалтырь, узнавая в словах псалмов свои переживания, то увидите, как псалмы переводят Ваше состояние в иную плоскость смыслов. Таким образом понемногу будет происходить переинтеграция доминанты. При следующем приступе паники, вместе с ним всплывут и слова псалмов, которые будут подсказывать путь к обретению внутреннего мира.

Психотерапия не всегда может помочь, если человек в работе с психологом просто воспроизводит травматический опыт, он таким образом не уйдет. Необходимы высшие смысловые вертикали, на основании которых человек сможет переинтегрировать травматический опыт. Переинтеграция невозможна без обращения к высшим смыслам.

Святитель Николай Сербский в одном из своих писем в книге «Миссионерские письма» излагает о том, как царь спросил мудреца, как ему управлять своим царством. На что он ему сказал: «Чтобы управлять царством ответь на три главных вопроса – Какое самое главное дело в твоей жизни? Какой самый главный человек в твоей жизни? Какое самое главное время в твоей жизни?». Как оказалось самое главное дело – то которым ты сейчас занимаешься, самый главный человек – тот с которым ты сейчас говоришь, самое главное время – это момент сейчас. Я не хочу пропагандировать психологическую концепцию «живи здесь и сейчас». Иногда эта идея излагается достаточно конструктивно, в случае если человек чрезмерно тревожится о прошлом или о будущем, например, переживает, что он не начал лечиться раньше, ему говорят, что это не важно, нужно это делать сейчас. Но по большей части, это все же психологический трюк, человеку не естественно жить только в текущем мгновении. Общаясь с Вами, я пользуюсь опытом прошлого и отслеживаю перспективу будущего. Схиархимандрит Авраам (Рейдман), духовник одной женской обители, в своей беседе говорил о том, что некоторые люди отказываются от каких-то реальных поступков в пользу несбыточных планов. Например, к Вам подходит какой-то человек поговорить, и Вы можете поступить по-христиански, как-то его утешить. Но Вы ему отказываете так как у Вас нет времени, потому что Вы заняты каким-то масштабным проектом, который через 10 лет что-то в корне изменит в общественной жизни. Но как часто бывает, многие такие масштабные проекты в итоге не реализуются, но Вы уже прошли мимо реального человека. Дело не в том, чтобы жить здесь и сейчас…

Люди, живущие здесь и сейчас, становятся очень внушаемы. Профессор С. Г. Кара-Мурза писал, что, когда проблему выдергивают из контекста, результат обсуждения достигается на эмоциях. Поэтому и кризисные ситуации нам помогает выдерживать память о прошлом. С этого также начинает свои наставления в книге «Добротолюбие» Марк Подвижник. Там он пишет о страхе смерти одному аскету, выжившему после кораблекрушения, советует первым делом вспомнить этот случай, когда все погибли, и как Господь своей священной милостью помог ему выжить и значит в его жизни есть какая-то цель. И дальше он дает ему наставления, которые призывают его к нравственному совершенству. «Постарайся содержать в непрестанной памяти все бывшие тебе от Бога блага…». Память о том сколько Господь всего даровал, поддержит в твоем уповании в тяжелые минуты.

Переинтеграция доминанты может произойти только на основании каких-то высших смыслов, которые встраиваются в систему переживаний и преображают ее. Об этом я говорил подробно в статье «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты. Ч.3». Например, Вы идете по дороге, печалитесь, что тратите свое время, нужное Вам на выполнение каких-то дел, и начинаете молиться. Приходит утешение, тогда Вы понимаете, что потратили время не зря, Ваша душа приобрела пользу. Это не какое-то интеллектуальное знание, а реальный жизненный опыт, уходит грусть и появляется радость. Мне запомнился ответ одного духовника на письмо женщины: она жила далеко от работы, работала она в больнице, нужно было долго добираться. И она хотела поменять место жительства или работу. А он рассказал ей про женщин, что посещали мучеников, содержавшихся в темнице. Например, Анастасия Узорешительница посещала христиан, которых приговаривали к пыткам и казням, омывала их раны, поддерживала их. И он сказал этой женщине, что она уподобляется этим христианкам, которые предпринимали большое усилие, для того чтобы помочь находившимся в темнице. Если она поменяет место работы, или сократит путь до работы, то она лишится этой мзды.

В одной монашеской повести аскет жил далеко от источника и проделывал большой путь за водой. Он даже подумал о том, чтобы перенести келью поближе к источнику, чтобы так не утруждаться. И вдруг он увидел перед собой некоего, и спросил: кто он? Он ответил, что послан считать каждый его шаг, потому что за каждый шаг он получит мзду. После этого откровения аскет перенес свою келью еще дальше от источника. Это не просто какое-то интеллектуальное осознание, он действительно имел опыт некого божественного включения. Конечно, существует и прелесть, и обманчивые видения, иногда оборачивающиеся катастрофами. Об этом можно прочитать у Игнатия Брянчанинова в книге «Аскетический опыты. Том 1», в главе «Об отшельнической жизни». Пример про аскета и источник воды прошел рецепцию Церковью, Церковь распознала своим соборным разумом, в лице членов церкви, аскетов, в том числе святителя Игнатия Брянчанинова, случай в котором явно было действие Божье.

Здесь речь идет не только об переинтеграции доминанты на уровне мышления. Благодать Божья, входя в жизнь человека преображает эту жизнь. Есть известный случай в богоборческие годы с Никоном Оптинским, когда он был репрессирован, Оптина пустынь была закрыта, он оказался в условиях гонений, он умирал. Дом, в котором он жил принадлежал женщине, которая сурово с ним обращалась. Он болел, ему не было оказано адекватной помощи. Но перед смертью он оставил слова «Счастью моему нет предела». Умирая в таких условиях, очевидно, он должен был страдать, но каким-то образом благодать Божья его преобразила. Касаясь человека, она меняет его взгляд на происходящее, он смотрит не через розовые очки, а различая те смыслы и закономерности, что скрываются от человека, живущего в суете и жестких рамках материализма. Как бы это не звучало пафосно, ему открываются скрытые смыслы происходящего.

Может быть, если Вас так поразил факт возможной смерти, то не стоит убегать от того, что произошло, и попробовать войти в эту ситуацию. У некоторых светских авторов, изучающих травматический опыт, есть мысль о том, как человек навязчиво пытается вернуться в момент столкновения с травматическим опытом, в надежде этот опыт перестроить. Но перестроить опыт можно, только когда ты обращаешься к новым смыслам. А от простого воспроизведения, Вы будете только себя мучать, перестройка сама собой не произойдет – это утопия. Поэтому в травматический опыт стоит возвращаться, только когда Вы приобщаетесь к высоким смыслам. Когда Вы постигаете сокровенный смысл, в том числе и смерти.

 Один психиатр написал о ложной переинтеграции (без христианской базы эту книгу я бы не советовал читать). У немцев был мистический орден СС, который в том числе занимался карательными операциями, охраной концентрационных лагерей. Митрополит Митрофан (Баданин) в своей книге «Тайна Великой войны» приводил слова руководителей Третьего Рейха о том, что СС задумывался как орден, что станет закваской человечества, когда славяне и евреи будут уничтожены. Евреи хотя и не приняли Мессию, но были хранителями библейской этики, библейских источников. А Гитлер хотел перестроить планету на новых началах, вернуться в допотопные времена, когда бродили исполины, наполнявшие Землю ужасом и насилием. Этот психиатр писал о том, что в СС был особый культ смерти, предполагалось, что побеждать страх перед смертью нужно через поклонение ей.

Одна девочка, впавшая в грех, познакомилась с сатанистом, он сказал, что ей нет прощения, Бог ее не примет (это ложь потому, что Бог принимает кающегося человека). Он соблазнил ее таким моментом, что если ты уже не спасешься и попадешь в ад, то лучше начать поклоняться Сатане и ты будешь вместе с ним мучить грешников. Конечно, это тоже было ложью, потому что Сатана будет ввергнут в озеро огненное, как говорится в книге Апокалипсис. Когда людям обещают привилегированное положение, если они станут служителями Сатаны – это обман.

Поэтому переинтеграция происходит не через такое принятие смерти, не через поклонение ей, она начинается через понимание, почему Господь попустил такой опыт приближения к смерти. Когда Адам и Ева покинули рай, они стали не способны к общению с Богом, они исказились. Иногда люди очень вульгарно понимают историю о грехопадении. О том, что оно означает, подробнее в работе «Христианская картина мира» и в книге протоирея Тимофея Буткевича «Зло, его сущность и происхождение».

Если бы человек в состоянии искажения развивался вечно, вечно вкушал древо жизни, он бы в своем искажении мог зайти очень далеко. А так наше тело разрушается, поэтому мы не можем во зле слишком разогнаться. Даже люди, которым все-таки удается достаточно сильно разогнаться, перед лицом смерти, когда наступает определенный возраст, приходят к пониманию, что нужно что-то в своей жизни менять, последний день не за горами. Время конечно, время ограничено, нужно спешить делать добро.

Этот миф о покидании рая есть в той или иной форме у всех народов мира. Ученые-этнографы ставили вопрос о том, как могло такое произойти, что у всех народов мира есть воспоминание о пребывании людей с Богом в раю. В том числе, у народов, которые не были никак культурно связаны друг с другом. И как объяснить такую устойчивость этого воспоминания? Во времена большевиков было забыто много мифов, хотя прошло всего 100 лет, а тут прошли тысячелетия, значит действительно речь шла о какой-то исторической памяти.

Только ли православные спасутся?

Люди порой укоряют православных христиан, что они верят в то, что спасутся только они сами, а остальные попадут в ад. Здесь есть непонимание, что вообще такое рай и ад. На эту тему есть более полная статья «Только ли православные спасутся?», здесь отвечу коротко. С точки зрения православного богословия рай и ад – это состояния души. Тот внутренний багаж, что сформируется в человеке в течение земной жизни, он забирает с собой в вечность. Если человек полюбил Бога, полюбил добро, преобразил свою душу, свою жизнь исходя из евангельских представлений, он начинает ощущать радость. Когда преподобного Варсонофия Оптинского спросили, что есть жизнь, он сказал, что это блаженство. Не смотря, на то, что есть страдания, если человек живет с Богом, то жизнь уже здесь – блаженство. И человек переходит в вечность в этом состоянии. Если человек погряз в страстях, скрипит зубами от ненависти, в алкоголизме, сексуальных перверсиях, то еще здесь душа искажается, приобретает аномальную направленность, и человек в таком аномальном состоянии переходит в вечность. Это развившееся в нем состояние становится основой для вечного страдания. Не Бог наказывает человека, человек наказывает себя сам. Об этом более подробно в книге архимандрита Сергия (Страгородского) «Православное учение о спасении». Или более коротко у священномученика Андрея (Ухтомского), епископа Уфимского, в книге «О любви Божией на Страшном суде Христовом». Страшный суд – это не когда Господь посылает в огонь, это время самоопределения человека, момент истины, когда все тайное в человеке достигает своей полноты. Бывает человек стремился внутренне к добру, но обстоятельства ему не позволяли, например, он был надзирателем, он не мог в полноте проявить добро, которое в нем было. В книге «Отец Арсений» в главе Корсунь-Ерши был милиционер, который помог девушкам. Они в начале подумали, что он враг, но оказалось, что в нем была душа. В лагере, в котором был отец Арсений, надзиратель был справедливым, в нем была человечность. При жизни это не могло раскрыться в полноте, но оно раскрывается в полноте в вечности. А есть люди, которые имели направленность во зло, но либо боялись совершать его активно, либо что-то не сложилось, и это направление получает свое полное развитие в вечности.

Поэтому вопрос «Спасутся ли люди не православные?», справедливо перефразировать на «Смогут ли люди вне православия достигнуть такого состояния внутреннего мира, перейдя с которым в вечность они смогли бы развиться до состояния вечного блаженства?» Или иными словами – возможно ли без Христа и таинств победить свои страсти? Те, кто пытались, что-то сделать со своими страстями замечали, как это тяжело. Ты победил какой-то алгоритм – появилась гордыня, и так страсти ходят по кругу. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в статье «Семь нечистых духов» написал о том, как человек победил алкоголизм, но без Бога, начал гордиться, если начал гордиться, начал учить близких жизни, стал с ними ссориться, его жизнь рухнула, началось уныние и он стал пить. Поэтому опыт показывает, что когда человек приходит ко Христу, тогда его душа приходит в состояние мира, иначе мир внутри так и остается не достижимым. В каких-то иных религиях человек может приблизиться к этому. Если он творит добро, помогает людям, старается жить по совести – он ощущает внутри какое-то утешение. Сказать, что он во всем не прав у нас не получится, его душа говорит, что в чем-то он прав. Но он не может обрести полноту, в полноте соединить внутри себя все таким образом, чтобы мир пришел в его душу.

В Священном Писании нигде не говориться о том, что нехристианские души будут в аду. И.С. Миронович, преподаватель духовной академии, говорил, что запрещено манипулировать страхами людей. Католическая церковь пыталась манипулировать, в итоге Европа теперь отходит от христианства. Священник, говорящий, что вы будите гореть в аду, если отойдете от веры, пытается, как ему кажется, сделать благое дело, но в итоге просто манипулирует. В Священном Писании нет прямого указания на это, эти вопросы от нас сокрыты. Так как они не представлены в полноте в Священном Писании, возможно в этом есть какая-то цель. Если человек будет уверен на 100%, что попадет в ад, он не будет стараться ничего делать хорошо. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» — Мк 16:16. Примечательно, что во второй части слова креститься нет. Мы знаем, что, когда люди принимали Христа и шли на мученическую смерть, по преданию они крестились своей кровью. Не было совершено чина Крещения, но человек умирал в исповедании Христа.

Макарий Великий, когда шел через пустыню, увидел череп жреца и череп с ним заговорил. Он сказал, что, когда преподобный Макарий за них молится они испытывают облегчение. Макарий Великий спросил: есть ли мука более тяжелая? Он ответил, что да, под нами стоят христиане. То есть язычники имеют хоть какую-то отраду, так как не знали Божьего закона, а те, кто знал его и грешил, те принимают более тяжелые муки. Православное христианство – это не столько избранность, как некоторые считают, но ответственность – Господь нам вверил знание истины. «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много» (Лк 12. 47). Кому много дано, с того много и взыщется. Это не повод считать всех погибшими, а себя освобожденным от всего. Когда ты будешь жить по евангельским заповедям, таких вопросов уже и не будет возникать. Скорее будет скорбь и сострадание к другим, как например, у Силуана Афонского: «Молю Тебя, милостивый Господи, да познают Тебя Духом Святым все народы земли». Эта скорбь не означает, что не будешь иметь никакой радости, неверующим людям бывает трудно это понять. Как Авва Дорофей говорил: один человек ругается, а другому просто печально, что тот, кто ругается находится в таком устроении болезненном. Поэтому люди, достигшие уже некоторой степени преображения, когда их кто-то ругает, печалятся что, тот разрушает себя таким поведением. У них не рождается обида на другого, а они скорбят о нем.

Все эти обвинения Бога возникают просто от непонимания основ православного богословия. В первую очередь, тут вопрос о выборе человека – с кем он здесь на Земле. Если человек старается жить согласно совести, Господь будет его как-то просвещать. А дальнейшую судьбу его нам не зачем знать, мы можем просто не вынести этого знания. Узнавая чуть больше о земной реальности, уже не можешь спокойно спать, а если на тебя свалится знание о всех людях что жили, живут и будут жить, что ты будешь делать с этим знанием? Когда ты чем-то занимаешься, стоит отвечать на вопрос – зачем ты это делаешь? Один человек рассуждал об этом: вот ты хочешь заниматься боевыми искусствами – зачем ты хочешь это делать? Когда человек начинает размышлять спасутся ли нехристиане – с какой целью он это делает? У нас нет полномочий и задания от Бога решать судьбы миллиардов людей, живших до нас.