-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 04.01.2024. |
Человеку, имевшему эзотерический опыт, необходимо по крупицам восстановить систему понятий, основанную на Истине, осознать конструктивный путь смирения, выстроить психологическую полноту, образ жизни и действий, ориентированных на Христа. Только тогда человек становится способным усваивать Божественный свет.
Начало см.: «Эзотерика. После выхода (часть 1) из эзотерики не имеет покоя. Злость. Кажется, что все кругом плохо».
Ты утверждаешь, что в настоящее время не занимаешься эзотерикой и поэтому себя не ассоциируешь с тем, что было сказано в предыдущем ответе (332.1). Но так в жизни не бывает. Одно то, что человек в прошлом пересек некую черту, способствовало формированию определенного взгляда на мир и на себя в этом мире. Надежда есть. Люди выходят и выходят конструктивно из эзотерической тематики. Но ты должна понимать, что такой выход не совершается просто так. Озлобленность на мир, которая у тебя сейчас есть, присутствовала и до эзотерики. Но из этого не следует вывод, что данное учение не оказало существенного влияния на тебя. Те склонности, которые у человека есть (даже признаки, унаследованные от родителей) при занятии эзотерикой могут быть гипертрофированы до чудовищных размеров. Не зря говорят о сатанинской гордости. Есть гордость обычная, человеческая, понятная. Человек упирается, гневается, не принимает то, что ему говорят. Но близкие и члены семьи его любят, воспринимают, как некую черту характера – поругается и схлынет ажиотаж. Сатанинская гордость выражается в запредельном стремлении доминировать, навязывать точку зрения. Не просто вспыхнул в споре, а продавливает свою позицию 24/7. Человек невыносим в общении.
Отец Иоанн (Адливанкин) из Центра святого праведного Иоанна Кронштадтского в ответ на вопрос о шизофренистическом озарении отвечал, что процесс выхода долог. Человеку необходимо по крупицам восстанавливать систему понятий, основанную на Истине.
Явление шизофренистического озарения описано в работе «Преодоление игрового механизма. Ч. 3. Игра и тень из разлома». В момент инициации (а у тебя инициация была) в человека словно “закачивается” новая картина мира. Это описывает неверующий психиатр Антон Кемпинский. Трудно его заподозрить в “подыгрывании” святым отцам, которые писали о демоническом воздействии. Он регистрирует некие факты, а, по сути, подтверждает святоотеческую концепцию. В доли мгновения в человеке меняется все его внутреннее содержание. Свою прошлую жизнь он может воспринимать, как пустую и никчемную. Он созерцает мир, как арену борьбы между добром и злом, а себя в эпицентре происходящего. Ощущает некую великую миссию, которая выпала на его долю. Вплоть до того, что может начать считать самого себя абсолютом. Когда острая фаза проходит, человек все еще может считать себя абсолютом, но при этом ходить за рецептами на выписанные препараты. Если человек, переживший подобное, начинает с Божией помощью выходить из данного состояния, тогда необходимо восстанавливать конструктивные связи между понятиями в его сознании. Все прошлое было сметено. Человек дал на себя право, и падшие духи внедрили в него этот массив знаний.
Антон Кемпинский в книге «Психология шизофрении», говоря о шизофренистическом озарении, упоминал известного мистика эзотерического плана – Свендеборга. Он писал свои книги сразу “набело” и утверждал, что текст ему диктовали ангелы (очевидно, что это не соответствует действительности). Бегущую строку, возникшую в голове, он просто фиксировал на бумаге. Почему можно усомниться на счет ангелов? Падшие духи тоже когда-то были ангелами. Кайл Грей в своей книге «Мой Ангел» (на обложке в русском издании подписано, что автор, мол, – «самый популярный медиум Великобритании») указывает на прямое общение с ангелами. А одного из «ангелов» описал, как Барака Обаму (похож на него). Речь об эфиопе. В житиях святых и творениях аскетов, где речь шла о явлении демонов, говорилось, что они похожи на эфиопов, то есть чернокожи. Это не упрек в сторону афроамериканцев. Видимо, демоны принимали это обличие. Данный автор видел того, кто когда-то был ангелом, но стал тем, кого называют падшим духом.
Отец Иоанн (в работе «Преодоление игрового механизма. Ч. 3. Игра и тень из разлома» приводил эту мысль) описал диалог с женщиной, занимавшейся эзотерикой. Передаю суть, могу быть неточен в деталях. Она утверждала, что источает исцеляющие лучи в мир. Она буквально видела, как они из нее исходят. Когда человек на уровне разума принимает этот морок, неправду, обман, то меняется и та картинка, которую он видел раньше. Выправляя свой когнитивный аппарат с помощью Истины, человек наконец приходит к способности освободиться от того мучительного состояния, в которое он попал, занимаясь эзотерикой.
Уместно здесь привести мысль Сократа. Он ходил по рынку и удивлялся обилию вещей, без которых можно прожить. Как это применимо к данному ответу? Состояние нездоровья человека характеризуется формированием определенных навыков, взглядов на реальность. Он считает эти взгляды естественными, хотя они искусственны и привнесены в его психику. Этот человек даже представить себе не может, что можно жить иначе. Здесь иногда помогает даже банальный выход на природу. Человек видит нечто естественное и понимает всю искаженность собственного мышления.
Один человек посещал буддистскую общину. Обращался к буддисту высокого уровня. Задавал вопросы. Но на его вопросы не смог ответить даже лама и его попросили удалиться. Этот человек, кстати, стал православным монахом. Беседа с ним изложена в пункте 21 в цикле «Восточный цикл» «Православные монахи о эзотерическом опыте с точки зрения православия». Выйдя на улицу он увидел колебание листьев на ветру, Богом данный мир и осознал – то, что было там (где велись эти разговоры на буддистскую тематику) было искусственным и неестественным. Кто-то начинает естественное чувствовать через любовь, рождение детей. Конечно, начинается борьба. Хочется продвигать дальше свои амбиции. Человек понимает, что потеряет любимого (любимую), если будет и дальше продавливать свои идеи.
То, что мучает тебя, можно назвать своеволием, то есть жажда продвигать свое не смотря ни на что. Я говорил уже, что корень сатанизма – гордость и если развивать это качество, то человек приближается к психологии падшего духа. Некоторые мысли на этот счёт изложены в статье «ОБРАЩЕНИЕ К ПОЛНОТЕ. Становление личности как путь преодоления зависимого поведения. Ч. 2: Образ жизни, противостоящий зависимому поведению». Человек, принимающий наркотики и увлеченный данной тематикой, развивает в себе гордость – фиксация на своих мыслях и переживаниях. Проведена некая аналогия с бытием падших духов. Кажется, основа для данного сравнения заимствована из труда Льва Александровича Тихомирова «Религиозно-философские аспекты истории». Реконструировать мышление падших духов можно исходя из мышления человека, охваченного гордостью. Мысли на эту тему описал в статье «Хула на Святого Духа…».
Прп. Авва Дорофей говорил в отношении монахов, что не знает другого падения кроме своеволия. Своеволие – это символ, обозначенный Достоевским в романе «Бесы». Кириллов, который закончил жизнь самоубийством, считал, что тот, кто совершает самоубийство, подтверждает свой божественный статус (не точный перевод, а некая рефлексия на мысли Кириллова). Надежда Мандельштам писала о своеволии. Ее мысли включены в статью ««Преодоление игрового механизма. Ч. 3. Игра и тень из разлома». Своеволие является неким стержнем, на который нанизывается все. Пока эта вавилонская башня не будет разобрана, покоя не будет. Конечно, от такой перспективы (разбора этой башни) человек негодует. Ему кажется, что утрачивается харизма, человеческое достоинство. Естественно, он подбирает концепции и слова (придавая им даже некий священный смысл), чтобы убедить себя, что он не может посягнуть на эту башню. Опять же, комплекс убеждений, буквально охраняющих это строение, возможно, появился в результате шизофренистического озарения.
Придется по крупицам менять свои понятия. Найдется что-то, что покажет конструктивный путь смирения. Смирение, как способность к критичному мышлению, как способность отодвинуть свою эмоциональную вспышку, чтобы посмотреть на ситуацию реально.
Святитель Феофан Затворник писал, что посягнуть на себя человек не может. Когда человеку предлагают бороться с собственной гордостью, ему кажется, что ему предлагают отказаться от самого себя. Кстати, у Льюиса был образ мальчика, к которому приросла ложная кожа. Он попросил льва освободить его. Тот предупредил, что сдерет ложную кожу когтями и это будет очень больно. Когда человек начинает свой путь с духовником ко Христу, первые годы бывают тяжелы. Духовник дает совет, и если он цепляет гнойник гордыни, человек вспыхивает яростью, ругается. Потом успокаивается и понимает, что духовник был прав. Начинается исправление этих моментов. Снова что-то вплывает. Происходит пересмотр набора представлений, навыков, суждений. Выстраивается по крупицам та психологическая полнота, состоящая из образа жизни, образа действий, ориентированных на Христа. Тогда человек становится способным улавливать Божественный свет. Тогда отступает тоска, ярость, которые проявляются, если кто-то заденет гнойник гордыни. Но путь этот, конечно, не прост.
То, что я слышал от опытных людей в отношении данной проблемы, описал в работах «Внешняя жизнь и мир мыслей».
Часть 4.1 «Главная проблема конкретного человека и обретение равновесия, внутреннего мира»;
В цикле бесед «С чего начать христианскую жизнь», пункт 2. «Внутренняя брань. Что противопоставить разрушительным мыслям и состояниям».
В 4.1 части работы «Внешняя жизнь и мир мыслей» среди прочего речь идет о романе Ф.М. Достоевского «Бесы», где есть так называемая ненапечатанная глава. В некоторых изданиях она опущена. Цензура. Но без этой главы сам роман непонятен. Ставрогин (главный персонаж романа) пытается найти выход из создавшегося положения. Будучи человеком, в принципе знакомым с Верой, он, тем не менее, испытывал тягу к крайностям («дичи»). Все подлое и низкое рождало в нем приступы неимоверного наслаждения. Он ездил на Афон. Выстаивал многочасовые службы в монастыре. Он был знаком с Православием. Но его тянуло к перекосам в отношениях, хаотизированному интиму и прочему. Он начал видеть рядом с собой оскаленную морду. Мучительные мысли о девочке, которую он склонил к интимному взаимодействию. Девочка потом покончила с собой. Ставрогин в поисках решения вопроса. Он страдает. Ставрогин обращается к епископу Тихону. Епископ сказал, что морда – не бес (хотя Ставрогин верил в существование демона), а просто болезнь и надо ехать в Швейцарию. Я некоторое время не мог понять, почему Достоевский устами епископа Тихона признал это состояние болезнью. Стало понятно, когда нашел слова святителя Феофана Затворника. На них ссылался Серафим Роуз. Когда человек начинает воцерковляться, ему не стоит сходу говорить об инфернальных искушениях. Он еще на ноги не встал. Здесь более правильно ориентировать на связь со Христом, добро, конструктивные навыки. Опубликован ответ «Антихрист. О фиксации внимания на антихристе, бесах, конце света. О прелести и выходе из нее». Человек будет развиваться в конструктивном направлении. Он приобретет способность усваивать Божественную благодать и со временем освободится от демонического влияния, если даже сам специально к этому не стремился. Если человека начать ориентировать на инфернальные моменты, то возможен крен в эту сторону. И со Христом не получится связь организовать, и от влияния инфернальной силы не сможет освободиться. Человек становится раздражительным. Поэтому в случае со Ставрогиным это был нормальный ход. Епископ Тихон дает совет 5-7 лет провести в послушании. Не обязательно жить в монастыре. Можно жить в миру. Примерно за это время человек может перебрать круг своей жизни. Возможно, это время необходимо на перестройку нейронных сетей. Один опытный священник говорил, что может хватить 3–4 лет. Когда у человека искажены системы восприятия, его все злит. Он не может на мир посмотреть более или менее чистым оком. Наши привычки, наши склонности формируют наше отношение к реальности. Как говорил академик Ухтомский – вор во всем подозревает воровство. Обсуждая с духовником круг жизни, человек начинает менять систему привычек, систему взглядов, образ жизни, чтение. Тогда болячка уходит. Но это не происходит в одно мгновение. Один человек упомянул, что первое время были приступы ненависти к людям. Все злило. В годы разгульной жизни сконденсировался опыт и стал давить изнутри. Потихоньку работал над собой. Он стал переживать некие просветы. Сначала эпизодические. Потом более длительные. Затем тьма стала отступать. С годами душа распрямилась. Хотя казалось, что это невозможно.
Одного человека (он не занимался эзотерикой явно, но рассуждал, как эзотерик) долго мучали приступы ярости. Он не мог спать, есть и всех ненавидел. Начал читать Псалтирь. Удалось проследить механизм захвата – описан в беседе «Внутренняя брань. Что противопоставить разрушительным мыслям и состояниям». Начиналось все с малого. Расслабился. Переел вкусненького. Пересмотрел видео. Не утверждаю, что нельзя вообще ничего не смотреть. Нет. Но! Нужно знать, что и для чего ты смотришь. Другое дело – бесконтрольный просмотр всего подряд, что с тобой никак не соотносится. Психика «размягчается». На периферии появляется мысль. Ближе к ночи она разрастается. Бывает другой вариант – человек суетится и перестает внимать себе. Начинается внутренний спор (например, кто-то в чем-то неправильно себя ведет). Ты ходишь, делаешь дела и по себя бубнишь. Образуется некий канал передачи данных. Человек в него входит и по нему в сознание попадает та самая мысль, неприметная казало бы, которая потом к ночи разрастется в некий аналог того самого шизофренистического озарения. Эта идея взрывается фейерверком в голове. Меняется картина мира. Вспоминаются все слова духовника, к примеру. Им дается некий специфический смысл. В совокупности выясняется, что он (духовник) злой. Событиям присваиваются специфические толкования. Они бредовые. Лишь выйдя из данного состояния, человек это понимает. Но очень трудно не поверить в этот бред в сам момент захвата психики.
Этой теме посвящена беседа «ОБРАЩЕНИЕ К ПОЛНОТЕ. Ч. 4: Обращение к полноте и целостный взгляд на человека». Рассмотрена тема измененного состояния сознания, системы ложных мыслей. Человек оказался в кольце и не может выбраться. Заблудился. Событиям дается гипертрофированное значение. Все кажется безысходным. Везде видится отчаяние. Вырваться можно, если поговорить с духовником. Если духовник не обуревается помыслом в том же виде, что и сам человек, то он может помочь выйти из этого состояния. Бывают случаи Божественного милосердия. Господь посылает на встречу какого-то человека. Может быть, скорбящего, который поведал бы нам свою историю. Поделился, благодаря чему вышел и не поддался отчаянию. Помогает акт выхода из собственной скорлупы. Это, конечно, очень тяжело дается. Можно узреть руку Божию. Своими силами не вырваться из измененного состояния сознания.
По мере того, как несколько раз повторился вход в подобное состояние и выход из него, человек запоминает, что подобное состояние возможно. Когда накатывает очередная вспышка бреда, он понимает – стоп, все, что происходит в моей голове – неправда. Тогда данное состояние не может продержаться долго без поддерживающего внимания. Авва Пимен Великий говорил, что самоукорение – свая, к которой привязывается лодка во время бури. Не стоит воспринимать, как форму самобичевания и самоуничижения. В измененном состоянии человеку может начать казаться, что все против него. Что все хотят его погибели. Стоит только этой мысли дать хоть малейшее внимание – все, она в своих когтях унесет. Есть такой образ – черная река с неким шепотом. Человек наклоняется, чтобы расслышать шепот и его тянет под воду. Необходимо фиксировать себя в молитве. Человек читает Иисусову молитву и через это укоряет себя. Не дает своей психике раскачаться. Он признает себя виновным. Конечно, трудно гордому человеку это понять. Если дать ему такой совет, он возмутится. В чем каяться, если виноват не он? Но надо попробовать.
Почему гордому трудно понять? В жизнеописании Антония Великого рассказывалось, как к нему пришли два демона в виде людей. Они рассказали, что изгнаны начальником и задали ему вопрос – могут ли они быть помилованы? Прп. Антонию было открыто, что это демоны. Смысл совета заключался в том, что нужно простоять на одном месте и молиться «Прости меня, Господи, мерзость запустения». Когда демон это услышал, то стал возмущаться – Ему не пристало молиться. Он велик и все люди его слушаются. Они удалились.
В книге «Моя жизнь со старцем Иосифом», где описана жизнь Иосифа Исихаста, упомянут такой эпизод. Однажды на Афон пришел одержимый юноша. Он позиционировал себя, как публичная женщина. Этот юноша стал молиться и падший дух из него закричал – какое «Помилуй», это Бог должен просить прощения. За небольшую провинность Бог наказал ангелов и они стали падшими духами. Это несправедливо.
У духовных авторов встречается такая мысль – человеку свойственно грешить, а дьяволу не каяться. Когда человек начинает смиряться, конечно, в нем буря возникает, но если он не бросает смиренной молитвы, тогда то зло, что его мучало начинает от него удаляться. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак 4. 6) Когда человек смиряется, ему становится легче. Со временем он понимает, что смирение вовсе не раболепство, вовсе не пассивность, а наоборот – путь к радости, полноте жизни. Смирение – корень мир, мир в душе.
Эти два примера я и приводил в ответе «Хула на Святого Духа: кого имел в виду Спаситель, говоря “если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему”».
В качестве иллюстрации две истории. Первая была рассказана епископом Варнавой (Беляевым). Одним из его духовный чад был человек, возвратившийся из чернокнижия. Его книги епископ Варнава прочел и попытался дать противоядие в работе «Основа искусства святости». Из-за небольшого недоразумения духовный сын стал от епископа Варнавы уходить (отдаляться). След гордости, который просто так не изживается. Некая печать остается. Кстати, был аудиоответ «Бывшим эзотерикам (а также ощущающим постороннее влияние, второе я в сознании)».
Второй пример. Одна девушка, занималась магией. Она многие годы не практикует, но все еще очень тяжело. Испытывает атаки на сознание. Несет телесные немощи. Ей кажется, что из нее выпадают красные пауки. На эту тему есть книга игумена N (под данным псевдонимом пишет игумен Гавриил (Виноградов-Лакербая)). Если человек открыт для инфернальной силы, они могут непосредственно в сознание транслировать образы. Эта девушка рассказала, что после занятия магией остается ненависть к людям. Пока она, будучи за рулем, ждет пешеходов, переходящих дорогу, у нее прямо сильный посыл возникает ударить по педали газа и задавить людей. Понятно, пока она не преодолеет ненависть к людям, через эту страсть враг будет действовать. Он будет к ней иметь доступ. Подготовлен так же ответ 330. Помыслы. Голоса (инфернально ли или психика), в прошлом хаотичный интим (328, 274.1, 274.2, 106; пока ответ в текст не переведен, запись размещена в этой папке).
В таких случаях обычно начинается вспышка гнева. Человек ей подчиняется. Теряет самообладание. Разворачивается весь спектр негативных состояний и представлений, которые ассоциируются с такой духовной бранью.
Да, тот факт, что ненависть является одним из корневых следствий оккультизма, сатанизма и колдовства (названия разные, а явление одно – связь с падшим духом) показывает еще такой пример. Одна женщина рассказывала, что в их деревне была сильно эта тема развита. Христианин не должен бояться колдовства. Мы знаем, что есть благодать Святого Духа. Не стоит искать колдовства, необходимо понять – где ты потерял благодать, в чем согрешил, Исповедаться и Причаститься. Попытаться тянуться к противоположной добродетели. Если человек впадает в гнев, надо стремиться к таким качествам, как любовь к ближним и кротость. Это и будет плод покаяния. Если человек не защищен благодатью Святого Духа, то враг может иметь доступ к нему. Эта женщина рассказала такой случай. Одна девочка начала просто сохнуть. Прямо на глазах. Пошла в Церковь. Священник дал ей совет – просто попросить у мамы прощения и больше ничего не говорить. Думаю, помимо этого наставления священник еще что-то сказал. Возможно, она Исповедалась и Причастилась. Трудно поверить, что Батюшка не порекомендовал ей участие в Таинствах. Девочка пришла домой и сказала. Мама стала кричать, ругаться. Потом выяснилось, что та училась колдовству. Последний экзамен для нее – нанести вред кому-то из близких. На последнем этапе эту женщину подтолкнули к тому, чтобы перечеркнуть связь с дочерью. Смысл оккультных обрядов том, чтобы человек переступил через что-то святое, самое драгоценное, самое человеческое в себе. Когда человек отречется от образа Божия в себе, тогда враг захватывает душу. Человек по непониманию сути этого процесса, считает, что враг сообщит ему сверхъестественные способности.
Конечно, ты ничего этого не делала, но в акте инициации (как бы ты его в своих глазах не обесценивала, считая, что это все в прошлом) при помощи печати ты приобрела определенный набор качеств. Ты исповедалась. Прошла Чин присоединения. Мы верим, что этот грех прощается от Господа. Но человек должен дальше прилагать старание, чтобы с Божией помощью эти раны исцелились. Раны затянутся, когда будут закрыты противоположными добродетелями.