-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 05.01.2024. |
Грустная предыстория
Продолжим разговор, начатый в первой части. Возможно, будут некоторые повторения. Итак, желая разобраться в своей жизни, ты поведала о том, что, по-сути, была изнасилована своим тренером, а потом у тебя начались хаотизированные контакты с мужчинами. Пытаясь осмыслить, с чего всё это началось, ты рассказала, что стала ходить в спортивную секцию, чтобы меньше бывать дома по причине непростых отношений с родителями. Ещё ты дополнила историю таким штрихом, что тренер по большому теннису, когда бил ракеткой по мячу, иногда попадал в тебя. Это было достаточно больно, но ты делала вид, что ничего не произошло, хотя была очень смущена, ведь профессиональный уровень тренера был довольно высокий, чтобы при желании попасть в нужное место. При этом он не подавал вида, что попал в тебя, хотя никак не мог не заметить этого. И ты, не понимая, что вообще происходит, тоже не подавала вида, что этот мяч получила. А потом, когда тебе ещё не исполнилось 17 лет, ты была практически им изнасилована. Возможно, он увидел твою безмолвную позицию в отношении того прежнего, «пробного насилия», когда он наносил тебе удары мячом, и решил, что можно продвигаться дальше.
Излишняя психологизация явлений – путь в тупик
Здесь хочу прокомментировать твоё желание разобраться во всём. Некоторые женщины, когда пытаются «разобраться во всём», попадают в некую психологическую ловушку: обращаясь к разного рода психологическим источникам, они весь свой опыт, всю проблематику своей жизни ограничивают опытом детства. То есть они утверждаются, условно, в следующей мысли: «это от того, что я с мамой и папой не обнималась, мне тяжело наладить общение уже с собственной дочерью». Но при этом она абсолютно не видит, что у неё нет каких-то фундаментальных точек соприкосновения с дочерью, что при воспитании дочери ей не прививалось сострадание к людям, навык к труду, сопереживание. И поэтому, когда у дочери появился, к примеру, смартфон, то все её интересы переместились на его яркий экран, а общаться с матерью ей стало неинтересно. И при этом мать не задаётся принципиальным вопросом: а какие у неё вообще могут быть точки соприкосновения с дочерью, если нет общих интересов? И вот эта психологизация явлений, когда всё рассматривается сквозь призму какого-то тактильного контакта и прочее, заводит человека в тупик. Такое ощущение, что у него не появляется вертикали, двигаясь по которой он мог бы обогащать свои представления о жизни, развивать определённые способности души. Человек не меняет свой образ жизни, а только пытается совершать какие-то «процедуры» в сфере интеллекта. Но выровнить своей жизненный интеллект – это только часть задачи. Ведь интеллект человека – это не весь человек.
Есть такая аналогия, что если механизм у машины прогнил, то от того, что ты поменяешь микросхему в компьютере автомобиля, многое не изменится. И самое главное, что есть некоторые определённые области жизни, которые просто ускользают от внимания человека, пытающегося психологизировать все явления. Такого человека можно сравнить с виноградом, который начинает ветвиться не на здоровой почве, а например в ванной комнате – кто-то посадил там виноградную лозу, припорошив корни землицей, и она пускает отростки, пытается углубиться, зацепиться за здоровый грунт. Но грунта-то нет, есть кафель, который время от времени моют. Одно дело – высадить растение на здоровую почву, где у него есть возможность расти, развиваться, приносить плод, из косточек или семян которого будут вырастать новые ростки, и далее по циклу жизни. И совсем иное – росток, ютящийся в обложенной кафелем комнате, где ему натягивают верёвочки, по которым он начинает виться, но при этом не имея никакой надежды вырваться к солнцу. Вот именно этот росток и напоминает человек, когда он пытается психологизировать все жизненные явления.
В контексте нашего вопроса приведём пример разбора фильма «Безумный Макс: Дорога ярости». Это приключенческий боевик в котором действие происходит в неком постапокалиптическом мире, где очень много насилия. Вождь племени, у которого пять жён, контролирует источник воды. Одна из его приёмных дочерей сбегает оттуда на поиск плодородных земель, находит там семена, возвращается и вместе с одним единомышленником свергает своего отца и открывает источник вод для всех желающих. Метафорически один автор эту эпопею объясняет с точки зрения психоаналитических гипотез следующим образом: источник – это источник жизни, отец – это «предписание отца»; героиня, чтобы разобраться в себе, отправляется в путешествие и на этом пути находит мудрость, что символизируется найденными ею семенами; со временем она понимает, что нужно не бежать вперёд, а вернуться назад к тому, что у тебя было; и, вернувшись назад, решить проблему – так она, свергнув отца, уничтожает все «предписания отца», которые мешали ей жить; ну а пять жён отца – это некие пять женских качеств, которые были заторможены в ней отцом. В подобных толкованиях акцент делается на том, что героиня или герой, пускаясь в путешествие, входит в область бессознательного (метафорически изображенного как «страна мёртвых» или нечто подобное) и там должен обрести какую-то мудрость. В первой части ответа мы уже говорили об этом.
Интеграция тени
Этот же автор разбирал фильм «Человек – швейцарский нож». Один мальчик в детве занимался мастурбацией, и мать сказала ему, что это будет сокращать ему жизнь. И у мальчика образ сексуальности стал соединяться с образом смерти. И вот он вместе с волшебным мертвецом отправляется в метафорическое путешествие в страну мёртвых, чтобы освободить свою Аниму – это некое женское начало в себе, что им самим представлялось как освобождение принцессы. Он должен встретиться с драконом (в фильме – с медведем, который символизирует мать героя), победить дракона и вернуться уже в человеческий мир с помощью добытого определённого знания в стране мёртвых. А этот волшебный мертвец, который может быть использован им для преодоления тех или иных препятствий – это тень самого персонажа, которую нужно интегрировать в себя. Так интерпретирует сюжет и скрытые смыслы фильма упомянутый автор. На счёт «интеграции тени» – это момент спорный; сейчас поясним, почему.
С соловецкими паломниками в рамках цикла бесед «Игра и не-игра» мы разбирали тему жанра «фэнтези», который часто обращается к мифологическим персонажам, и в связи с этим касались и учения Карла Юнга. Параллельно отметим, что существуют такие современные психологические практики, которые погружают человека в некое предтрансовое состояние, вызывают в нём некие ассоциации и затем призывают человека дать ход этим различным ассоциациям, в том числе на тему мифических персонажей. Некоторые подобные подходы и сама идея вхождения в такое трансовое состояние (со встречей с определёнными существами) как раз и описаны в книге Карла Юнга «Красная книга». Скажем к слову, на канале «Экзегет» представлены четыре беседы иеромонаха Нектария (Соколова) о романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Отец Нектарий, опираясь на биографические данные из жизни Булгакова, показывает, что тот был буквально одержим образом «змия», и постепенно этот образ всё более захватывал его. И если здесь действительно речь идёт о реальной демонической сущности, то размышления в том русле, в котором предлагает юнгианство, могут только углубить контакт человека с этой инфернальной сущностью. То, как углубление подобного контакта отразилось на творчестве Михаила Булгакова, можно узнать из лекций иеромонаха Нектария (Соколова) на канале «Экзегет»[1].
Во время тех бесед с паломниками речь шла, в частности, и о том, что же из себя представляет «интеграция тени». Здесь требуется пояснить, что в юнгианстве «тенью» называют набор качеств человека (чаще всего негативных), которыми он обладает, но не принимает в себе. Интеграция означает присвоение – осознание, что эти черты являются твоими собственными. Но когда ставится вопрос об «интеграции тени», то возникает риск того, что человек может быть порабощён духовной сущностью – то есть далеко не всегда речь идёт просто о неких ассоциациях, приходящих во время трансового состояния, а речь может идти о контакте с конкретным существом из духовного мира. И человек, полагая, что проводит «интеграцию тени», может оказаться в рабстве у той сущности, которую он ассоциировал с тенью. В беседе один паломник высказал мысль, что не надо так строго относиться к Карлу Юнгу, и что эта идея про «интеграцию тени» может быть понята и по-христиански. Тот паломник был христианином и, конечно, он понял по-христиански: есть у святых отцов мысль о том, что Богом были даны человеку определённые душевные силы для чего-то конструктивного, но человек стал использовать эти силы души в достижение иных целей – так родились страсти.
Христианская концепция бессознательного в противовес концепции тени
У Жан-Клода Ларше в его книге «Духовное бессознательное» много размышлений на эту тему. Кстати, ты эту книгу можешь почитать, она тебе на многое откроет глаза. В ней автор разбирает Карла Юнга и Зигмунда Фрейда, объясняет, почему их учения неприемлемы, и описывает христианскую концепцию бессознательного – это данный человеку голос совести, врождённое стремление к добродетели, образ Божий. Но в том числе Ларше описывает и богопротивное бессознательное в человеке – то есть воздействие через помыслы на человека падших духов. Человеку дан инстинкт самосохранения, страх потерять благо, но когда человек теряет связь с Богом, то он начинает бояться всего подряд, у него рождаются фобии. И человеку нужно не то, чтобы совсем отключать страх, но вернуться к какому-то первоначальному замыслу о страхе – страхе разорвать отношения с Богом и остаться без Него. Так и разумный страх потерять связь с близкими побуждает нас думать о своём поведении, не кричать на них, не совершать какие-то хаотичные поступки. И когда человек возвращается к первоначальному замыслу о страхе, то страх бессмысленный уходит. А в случае использования человеком концепции тени, возникает опасность, что всё, что лежит ниже порога сознания, он объединяет «в одно», и это «одно» старается интегрировать. Но ведь есть же ещё инфернальный компонент, демонические помыслы. И человек, который хочет в свою сознательную часть впустить элементы бессознательного, рискует стать заражённым злом. Примечательно, что с точки зрения Карла Юнга (как пишет об этом в своей книге Жан-Клода Ларше), главное – это то, чтобы человек чувствовал себя исцелённым, при этом в социальной жизни он может оставаться в том статусе, в каком и был. То есть речь здесь может идти просто о какой-то игре ума. К слову, есть такое выражение: кто больше всего боится сойти с ума? – сумасшедшие; они-то как раз считают себя здоровыми!
Инфицирование злом
Обобщая вышесказанное: на путях так называемой терапии человек ещё и рискует быть инфицирован злом, уйти вообще в какую-то «дичь» под предлогом того, что он просто «интегрирует тень». И самое главное, что в этой терапии он ограничен только собственным материалом, ему не открывают путь наружу (как тому ростку – путь к земле), где он мог бы приобрести какие-то новые опыты, он заперт в своих грёзах, в своём материале бессознательного. В первой части уже говорилось об эффекте «восточного кувшина»: если в это своё бессознательное человек ничего конструктивного не складывал, то что он там может найти? Здесь можно привести ещё и такую аналогию – с организмами в банке: вот в банку прекращён доступ из-вне пищи, других организмов, которые могут участвовать в пищевой цепочке; соответственно, новая генерация организмов пожирает генерацию предыдущую и получается в банке месиво, поедающее друг друга.
Целомудрие и здоровые представления о жизни против изолированной сексуальности
В отношении фильма «Человек – швейцарский нож» можно добавить: если бы у героя было понимание целомудрия, то для него вся история могла бы закончиться, не успев начаться. О целомудрии есть отдельный ответ «Эрос. Мысли нецеломудренного характера. Что делать, когда приходят, как им противодействовать», ещё есть несколько постов в моём Телеграмм-канале на тему сексуальности. Речь идёт о воздержании по жизни, когда у человека есть понимание того, что изолированная сексуальность – это путь в никуда. Когда сексуальность включена в контекст супружеской жизни, сопровождающейся и рождением детей, и любовью друг ко другу – это одно. А сексуальность «сама по себе», как и любая изолированная функция, взятая «сама по себе», легко становится аддикцией. И когда у человека вообще рождается понимание самого процесса, то это способствует разрушению такого страстного навыка. Сейчас же нередко встречаются люди, которым в принципе не нужна ни супружеская жизнь, ни совместное бытие с кем-то. Они работают, иногда удалённо, получают какую-то зарплату и решают свои вопросы с помощью «порно». Кстати, такую ситуацию описал в своей книге Филип Зимбардо «Мужчина в отрыве». Можно заметить, что она перекликается с книгой, которую уже упоминал в первой части своего ответа – Homo Postmodernus. Психологические и психические нарушения в постмодернистском мире» профессора Короленко Ц.П и академика Дмитриевой Н.В. У Филипа Зимбардо в первой половине книги очень точно описаны проблемы современных мужчин, а вот вторая половина книги показывает какую-то беспомощность в отношении поиска конструктивных методов. То есть в первой части автор пишет, что порно десоциализирует молодых людей. Когда человек следует путём изолированной сексуальности, у него перестраиваются нейронные сети, и сексуальные действия перестают приносить ему чувство сексуального удовлетворения, то есть он перестаёт чувствовать что-либо.
Цикл бесед «Мужская тема»
Пункт 2.2.Подростки, порно, десоциализация. Быть человеком. Духовность и ее отрицание, страх. Фильм «Кеды».
Но Филип Зимбардо, также стоя одной ногой в постмодернистской парадигме (равно как и предыдущие авторы, о которых мы говорили в первой части ответа), не может предложить того, что могло бы вывести человека из этой аномалии – то есть каких-то здоровых отношений, взаимной любви, ведущей к созданию семьи и т.п. Ф. Зимбардо же, ссылаясь на одну женщину, вносит её устами предложение создавать «социальное порно». Если в обычном «порно» мужчина и женщина чуть ли не с первых секунд начинают взаимодействовать на половом уровне, то в «социальном порно» предполагается какая-то история до этого взаимодействия. Но при этом,
здоровых представлений о жизни, о семье совсем не вносится автором – складывается ощущение, что эта область для него просто не существует.
Флёр вокруг гордыни
Ещё отметим очевидное. Если бы человеку в ситуации, аналогичной ситуации героя фильма «Человек – швейцарский нож», объяснить: а ты попробуй проще – если ты обижен за что-то на маму, то просто прости её. И тогда на этом прощении вся дальнейшая история закончилась бы для него. А когда человек, подобно герою фильма, не может выйти к каким-то здоровым основам жизни, его «побеги» начинают ветвиться по кафельной комнате, как у того ростка. У академика Алексея Алексеевича Ухтомского есть мысль о том, что некоторые авторы порождают очень насыщенные, красивые сюжеты, даже крайне мучительные для них, но лишь бы торжествовала основная аутистическая тенденция. Казалось бы, человек же может простить, где-то с чем-то смириться, и тем самым не входить в продолжение этой своей истории, закончить её для себя. А вот когда история не заканчивается, у человека начинаются такие-и-сякие переживания – он ищет катарсиса и всё никак не может найти – и это очень завораживающе и крайне мучительно выглядит со стороны. Но всё это основано на том, что называется гордость.
Беседа про гордость: ГОРДОСТЬ. ДЕМОНСКАЯ ТВЕРДЫНЯ. Самая опасная страсть // Иеромонах Прокопий (Пащенко), Сергей Комаров.
Здесь может быть интересен рассказ одного православного священника о своём серьёзном увлечении индуизмом ещё до прихода в православие. Он рассказывал, что от встречи с этим учением у него возникало ощущение, будто он столкнулся с чем-то таким грандиозным, в центре которого должно быть «что-то». Но вот дальнейшее изучение индуизма ему показало, что это «что-то» и есть гордость. А то, что ему представлялось таким грандиозным – эпос, увлекательные истории и т.п. – всё это только флёр (пелена, дымка) вокруг человеческой гордыни.
Важно обогащаться и культурно
Странной видится и часто используемая психологами мысль, будто весь человеческий опыт ограничивается только интеграцией бессознательного. Если рассуждать в русле идеи православного богослова Жан-Клода Ларше, которая изложена в его упомянутой книге «Духовное бессознательное», важно побеждать свои страсти, но не менее важно и обогащаться культурно – так в реальной жизни человек приобретает опыт.
Вот, для примера, можно просто полистать книгу Надежды Городецкой «Русская женщина в Париже» о наших женщинах, эмигрировавших после революции во Францию. Среди них было много представительниц высшего дворянского сословия – княгини, графини, баронессы. В эмиграции им приходилось много и тяжело трудиться: они были и портнихами, и парикмахершами, и официантками. И вот они шили одежду, работали в ресторанах, много трудились, встречали Пасху, одевая лучшее, что у них было. Конечно, эта книга не даст полного представления об образе женщины, который у нас был утрачен, но хотя-бы какие-то крупицы. В книге «Как воспитывали русского дворянина» автор, кандидат филологических наук Муравьёва Ольга Сергеевна, описывает, что женщины дворянского сословия не были какими-то «мимозами»: они, в том числе, воспитывались таким образом, чтобы уметь переносить трудности – могли носить простые одежды, убираться по дому и тому подобное. Кстати, примечательно, что великие княжны – дочери царя-мученика Николая-II – на благотворительных ярмарках продавали пирожки и в качестве медсестёр помогали раненым. То есть их нельзя поставить в один ряд с дочерьми современных олигархов, которые не привыкли к труду, но зато привыкли к тому, что родители решают за них все вопросы.
Без религиозной составляющей недалеко до патологии
Правда, к книге О.С. Муравьёвой есть один вопрос – она не затрагивает религиозную составляющую, а в таком случае трудно провести грань между нормой и патологией. Два показательных эпизода из книги. Чтобы показать, что у дворян воспитывалось бесстрашие, автор описывает одного представителя дворянского сословия, который, оказавшись на передовой, сначала пригнулся, когда пролетало пушечное ядро; и чтобы победить этот страх, потом он какое-то время стоял не пригибаясь. Ещё описывает молодых дворян, которые в мороз могли выезжать в одной лёгкой военной форме на конях. Но опять же, если нет религиозной составляющей – высшего этажа человеческой личности – стремление воспитать данные качества может легко уйти в патологию. Приведённые примеры из книги это хорошо иллюстрируют: образно говоря, человек воспитывает в себе «безжалостного зверя», нечувствительного к холоду и каким-то лишениям – такого «идеального убийцу». А когда человек начинает как-то двигаться к Богу, очищать своё сердце от страстей, то он обретает мудрость. Эта мудрость не созвучна тому, о чём метафорически рассказывается в фильме «Безумный Макс», она другого плана. В статье «О Вере» часть 4.1. рассказывается, что когда человек становится способным любить, то он начинает понимать какие-то законы мироздания. Потому что кротость и любовь способствуют познанию.
«О вере. Ч. 4.1: Познание Истины и состояние ума».
Когда сердце человека не отягощено страстями, в нём начинают действовать принципы познания, человек становится способным улавливать Логосы – те духовные смыслы, на основании которых развивается мироздание. Человеку становится очень многое в жизни понятно. И кода сердце начинает оттаивать, человек начинает радоваться жизни, ему становятся понятны окружающие люди, почему события происходят так или иначе и т.д. Кстати, очень важно понять в общении, что, например, если человек сейчас бьётся в истерике, ругается, то он это делает не со зла, а потому что ему больно. И вот если у собеседника есть любящее сердце, то он поймёт, что того человека сейчас не надо тормозить, стыдить, надо просто его приобнять и показать, что ты рядом.
Разврат убивает душу – или что гасит горение сердца
И ты справедливо говоришь, что тебе кажется, что раньше ты никогда никого не любила. И действительно, ты в отношениях получала, что хотела. То есть ты хотела по максимуму не быть дома, это стало выливаться в какие-то тусовки с распитием алкоголя, чтобы быть принятой в этих компаниях, у тебя появились связи с мужчинами. Ты получала возможность не быть дома, а прочее тебя не интересовало: с кем ты, кто этот человек? Они тоже хотели что-то получать от тебя – сексуальное удовлетворение – и получали. И никто не думал друг о друге.
Один человек рассказывал, что до православия у него тоже в сердце было глухо. Хотя так было не всегда, потому что он помнит себя ещё мальчиком до 9-го класса, когда сердце было живо, ему хотелось к чему-то стремиться, кого-то любить. Так продолжалось до тех пор, пока не началось уже развращение, тогда он и почувствовал, словно в сердце что-то сломалось. Это уже потом он понял, что разврат убийственно действует на душу человека. Он вспоминал, что в классе 11-ом или в институте, когда заболела его мама, он не чувствовал никаких эмоциональных движений по этому поводу, ему было всё равно. Хотя и понимал, что как сын должен как-то реагировать, и ему даже было грустно от того, что он ничего не чувствует и не переживает о матери. То есть – живут ли близкие люди, или они готовы умереть – это никак не трогало. Единственное, что, может быть, беспокоило – это то, что если близкие люди умрут, тогда о чём-то придётся беспокоиться самому: о финансах, о пропитании, о квартире и т.д. И вот только уже потом, став православным человеком, он понял, что в жизни есть определённые закономерности, и когда ты живёшь против совести, то сердце умирает. И ты становишься неспособным прожить-прочувствовать любовь к другому человеку, понимаемую здесь не только в плане любви между мужчиной и женщиной, а в смысле идеальном – любовь вообще ко всему живому, любовь к людям в принципе. Потому что ты не способен переживать радость просто от того, что ты жив и что сейчас светит солнце.
Кстати, эта идея была описана в беседах «Горение сердца» (текстовая версия). На основании этих бесед создан одноимённый текст, в котором какие-то моменты излагаются более подробно, к этому тексту примыкает текст «Талант: благословение или проклятие?». Главный смысл этого текста в том, что если у человека даже есть талант, но человек не приходит на пути развития своего таланта к любви к Богу и к людям, то талант перестаёт развиваться. Своеобразным продолжением проекта «Горение сердца» является проект «Искра жизни: Свет, сумерки, тьма» – есть беседы и небольшое текстовое дополнение к этим беседам.
«ИСКРА ЖИЗНИ: Свет, сумерки, тьма» – комментарии к циклу лекций
(беседы о развитии творческих сил (в широком смысле этого слова) и о их угасании)
Как раз в проекте «Горение сердца» рассказывается о том, что горение сердца умирает, если человек начинает реализовывать какую-то активность, противоречащую его совести. Тогда начинает нарастать внутренняя тьма, человек погружается во мрак. И, не понимая духовных законов, на основании которых основывается мироздание, он хочет этот мрак разогнать, стимулируя собственное сердце какими-то эксцентричными выходками, экстремальными активностями, искажённой сексуальностью. Но в итоге он добивает своё сердце и ещё больше погружается во мрак, тоску и печаль.
Психологией не отменить жизненный хаос
Один современный рэп-исполнитель в своём интервью открыто рассказывал о своих хаотичных интимных взаимодействиях, о причине употребления им наркотиков – мол, ему постоянно скучно. Примечательно, что он тоже, подобно тебе, говорит, что занялся психологией с целью разобраться в том, что с ним происходит. И вот здесь вообще удивительная слепота: то есть человек сам в интервью признаёт, что его жизнь представляет собой хаос, но при этом он не пытается устранить очевидные проявления этого хаоса, а пробует разобраться с ним с помощью психологии. А ведь часто бывает, что если человек начинает с того, что перво-наперво вынимает из этого своего хаоса какие-то крупные сегменты – сексуальный хаос, употребление наркотиков, – то ему вдруг становятся понятны и причины его скуки. То есть становятся видны проблемы, которые лежали в основе определённых поступков – скорее всего, он просто убегал в наркотики, встречавшись с этими проблемами. И опять же здесь приходит на ум образ того ветвящегося ростка, запертого в комнате, обшитой кафельной плиткой.
История анонимного алкоголика. Крест или Зигмунд Фрейд?
И возвращаясь к комментарию фильма «Безумный Макс» об отмене отцовских предписаний, где комментатор именно с этой отменой связывает выздоровление женщины, можно привести в пример такую историю. Эта история уже была приведена в ответе про алкоголиков, здесь приведу её ещё раз. Один человек – православный христианин, инвестор – помог деньгами своему знакомому с открытием бизнеса. Инвестор не только дал ему денег, но предложил вести бизнес поровну – 50х50. Но однажды этот знакомый сказал, что берёт из кассы себе на зарплату денег больше, чем было договорено между ними ранее. Инвестор доверял ему, был не против, но в таком случае разумно предложил пересмотреть доли. На это предложение знакомый ответил, что изначально считал деление бизнеса поровну несправедливым, потому что инвестор – это только «пиджак», который просто дал денег, а всю работу он делает исключительно сам, в одиночку. Но здесь человек упускал из виду или просто не хотел учитывать тот важный факт, что его инвестор – это человек, который многие годы работал над созданием своей репутации, и теперь он может какие-то вопросы решать в течении пяти минут. А чтобы иметь эту возможность столь быстро решать возникающие вопросы, ему изначально было необходимо получить серьёзное образование и впоследствии хранить верность своему партнёрскому слову в течении многих лет. Да, и теперь действительно, он может зайти в кабинет к серьёзным людям и «замолвить словечко» – и ему поверят и дадут возможность делу пройти вперёд. На что у других ушли бы годы, этот человек может сделать за пять минут. Подобно, как и профессиональный врач, который учился и затем практиковал многие и многие годы, даже может не один десяток лет, теперь благодаря своему опыту способен диагностировать болезнь в течении пяти минут. И его эту пятиминутную работу никак нельзя сравнивать с работой человека, который те же пять минут просто копает землю, например. Эти слова, безусловно, сказаны не с целью унизить человека, который работает физически, – и для такой работы нужен определённый навык и усердие. Просто, если человек копает землю, то его труд явен и весь представлен прямо «здесь и сейчас». Но что касается врача и его способности «решить вопрос за пять минут», – это связано с предшествующей длительной и затратной историей.
В итоге, этот компаньон дал понять, что хочет в одностороннем порядке разрушить договорённости, выплатить инвестору его долю и намерен дальше вести бизнес сам. Можно предположить, что одна из причин такого его поступка состояла в том, что он устал от бесконечных «духовных» споров со своим партнёром-инвестором во время бессонных ночей. В прошлом он серьёзно пил и потому посещал курсы анонимных алкоголиков. Его случай, к слову, наглядно показывает – совершенно не факт, что 12-шаговая программа анонимных алкоголиков способна привести людей к Богу, как у них декларируется. Раньше он был агностиком и вряд ли мог назвать себя человеком верующим. Теперь же, после курса, у него идея Бога вообще вызывала «зуд». Складывалось такое впечатление, что ему органически было неприятно слушать что-то о Боге. На их совместном с инвестором предприятии, которое они открыли входя в общий бизнес, на особом месте весел крест, к ним иногда приходил священник послужить молебен о благополучии их дела. И очень показательно, что после выхода инвестора из бизнеса, этот человек на место креста повесил портрет Зигмунда Фрейда.
Доминанта Ухтомского против техники «отмены предписаний»
Один современный психотерапевт, не будем называть его фамилию, советует так называемую технику «отмены предписаний». Кратко – если кто-то тебе сказал что-либо неприятное, ты можешь сесть, представить перед собой живой образ этого человека и то, как он говорит тебе те неприятные слова, и сказать ему примерно следующее: ты считаешь, что я такое никчёмное ничтожество, а на самом деле я человек, достойный уважения; и далее декларируешь свои заслуги и преимущества и т.п. Считается, что с помощью такой техники человек может избавится от неприятного впечатления, которое внедрилось в его сознание в следствии критики со стороны другого человека. Но, как контраргумент этой технике, мы вновь обратимся к учению о доминанте академика А.А. Ухтомского, верующего человека – и в беседах, и в прочих ответах многие вопросы рассматривались с позиции этого его учения. Доминанта – это стойкий очаг в коре головного мозга, который аккумулирует возбуждение по какому-то поводу. То есть, если человек прогневался, то у него эта доминанта гнева усилилась. Если он подумал об обидчике и внутренне его поругал, то доминанта гнева вновь усилилась. Если он встал ночью, испытывая неприязнь к обидчику, начал что-то говорить, пытаясь «сменить предписание», то доминанта гнева вновь-и-вновь усилилась. И дальше она будет только всё больше и больше мучить человека. А побеждается такая патологическая доминанта доминантой другой, позитивной. Более подробно эта тема освещена в статье «Гнев», а также в материалах подборки «Обида, гнев, злость… Прощение» из раздела лекций и текстов иеромонаха Прокопия Пащенко на сайте Соловецкого монастыря. Если коротко изложить основную мысль, которая в этих материалах рассматривается, то в «сухом остатке» будет молитва, которую своим духовным чадам советовал читать схиигумен Савва: «Господи, Крестом Твоим отдали от меня страсть неприязни и помоги мне полюбить моего обидчика и спаси меня его святыми молитвами». То есть если человек охвачен гневом и не может простить другого человека, пусть он просто начнёт молиться за него. Тогда со временем он успокоится, а слова человека, нанесшего обиду, перестанут быть актуальными для него.
«Перерасти самого себя» вместо «считать себя выздоровевшим»
Нередко в беседах я привожу пример боксёра Василия Ломаченко, православного человека, в своём роде равных которому нет в истории бокса. Когда он проводил свой первый бой за титул чемпиона мира, то потерпел поражение. Причём, считается, что его противник использовал запрещённый приём в боксе, но судья присудил техническое поражение Василию Ломаченко. Позже он рассказывал, что после боя был одержим идеей реванша. Он без устали тренировался, желая встретиться ещё раз со своим противником. Но потом он понял, что в какой-то момент словно «перерос самого себя», и противник просто перестал интересовать его во всех смыслах – спортивных, финансовых, амбициозных. А ведь он же мог всю оставшуюся жизнь бегать за ним по миру.
Так же и здесь. Когда мы молимся за обидчика, то побеждаем патологическую доминанту обиды доминантой любви, и, как следствие, у нас меняется и отношение к этому человеку. Мы можем просто иначе на него посмотреть – да, его взгляды не совпадают с моими, он критикует мой подход к делу, но он имеет на это право; и это не мешает мне его любить. А тот человек, который начинает словесно «отменять предписания», он только углубляет свою неприязнь, свою обиду. Кстати, характерно, что люди из «касты» анонимных алкоголиков хоть и позиционируют себя лояльными и толерантными ко всем иным взглядам на их проблему, но по факту крайне агрессивно вступают в диалог с теми, кто не придерживается идеологии анонимных сообществ. Это очень напоминает идею Карла Юнга о том, что достаточно того, чтобы человек сам себя считал выздоровевшим. Вот они и считают себя выздоравливающими. И когда реальная жизнь говорит о совсем другом, то просто отсекают себя от тех людей, с которыми у них возникают разногласия, вместо того, чтобы прислушаться к ним. В итоге со временем они оказываются неспособными общаться с кем-либо, кроме своих «братьев-анонимных-алкоголиков».
«Обида на маму» – ложный тренд. Формирование добродетелей перевернёт страницу
Здесь уместно будет упомянуть ещё одну работу, которую я писал – «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты», с этим же названием есть цикл бесед. В беседах, в том числе, много внимания отводится теме «обиды на маму» – это такой общий психологический тренд, кстати, достаточно ложный. В частях 4.2. и 4.3. разбирается тема формирования в детстве определённых моделей поведения. В части 4.2, в частности, приводится пример преодоления такой модели поведения, сформированной в детстве.
«Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты».
Часть 4.3. «Посттравматический рост. Примеры преодоления моделей поведения, сформированных под воздействием травматического опыта. Трудное детство и прощение родителей»;
Часть 4.2. «Посттравматический рост и преодоление моделей поведения, сформированных под воздействием травматического опыта»;
Ответ «Женщина. Замужней мешает то, что в юности жила с пьющим папой, сформировалась определенная модель поведения».
Девушка выросла в семье, где папа выпивал. И у неё с детских лет выработался определённый рефлекс: как только папа, выпив, начинал кричать, она тут же уходила в свою комнату и закрывала дверь. И вот сейчас она вышла замуж. Муж на неё не кричит, но если даже просто просит что-то сделать, у неё включается комплекс механизмов, сформированных в детстве, и она начинает воспринимать эту ситуацию тем же образом, как воспринимала в детстве при орущем отце: то есть использует тот же «манёвр» – уходит и закрывает дверь. Здесь нет нужды возвращаться в детство, дабы «отменить родительские предписания». Здесь нужно учиться понимать, что сейчас в тебе действует страсть – сформированный тип реакции на происходящее. И нужно перевоспитывать себя, что является уже отдельной большой темой. Если кратко: важно 5-10-15 минут вечернего времени посвящать исследованию того, как прошёл твой день – оценивать произошедшие события, распознавать признаки, указывающие на то, что мы в такой-то момент действовали в разрезе страсти, и формировать в себе противоположные добродетели. А в части 4.3. как раз и рассказывается о формировании добродетелей. Приводится история о четырёх соловецких паломницах, у которых были очень тяжёлые ситуации в детстве, но которые постепенно пришли к прощению родителей – и пап, и мам – и со временем освободились от давления опыта своего прошлого. А человек, который будет озабочен одной «отменой предписаний», по сути так из этого прошлого и не выйдет. Он не сумеет перерасти самого себя и перевернуть эту страницу. В самом же тексте «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты» сделана попытка взять какие-то конструктивные моменты из психологии и сопоставить их с христианскими взглядами.
Опасность популистских упрощений в психологии
Добавим, что, всё-таки, психологию может изучать тот, у кого есть какая-то база, какой-то культурный уровень понимания грани между «должным» и «не должным». Такой человек, изучая творения определённого автора сможет разобраться, к чему стоит из его работ прислушаться, а к чему не стоит. Но это уже отдельная тема для разговоров – тема о соотношении психологии и христианского понимания жизни. Отметим только, что эта проблема не может решаться в том комическом измерении, которое хотят навязать некоторые пропагандисты психологического взгляда, когда пытаются представить дискуссию между православными людьми и психологами в свете «ограниченности христиан». Дескать, православные на самом деле всего боятся, а психология – это наука, которой занимался даже и сам святитель Феофан Затворник. Но ещё раз подчеркну, что психология не представляет из себя единого пространства взаимосвязанных логически не противоречащих друг другу утверждений. Это поле состоит из разнородных теорий, часто противоречащих и друг другу, и имеющих скрытые противоречия в самих себе. И человек, если он как-то поверхностно входит в это пространство, то берёт самое худшее, что там есть. Потому как, хоровод серьёзных авторов – они не лежат на поверхности, они не так легки для понимания, и чтобы читать эти книги, надо вникать, советоваться. А на поверхности лежат такие популистские издания, которые и человека, и проблематику, подобную той, что была изложена в частях ответа 4.2. и 4.3, представляют в крайне упрощённом виде.
Человек не автономен. Заимствование извне
Кстати, в одних из последних бесед цикла «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты» речь шла о постмодернизме и о книгах, написанных с позиции постмодернизма, когда человек представлен (даже и в книгах христианских авторов) как некое автономное существо – и в этом уже ошибка. У Преподобного Исаака Сирина есть мысль о том, что поскольку воздух, пищу мы (люди) заимствуем извне, то и, соответственно, какие-то смыслы мы также заимствуем извне. Другими словами: подобно тому, как мы нуждаемся в солнце-воздухе-воде-еде, точно так же мы нуждаемся и в получении знания извне, которое черпаем из творений святых отцов, в том числе. Поэтому ошибочно считать, что человек уже сам в себе несёт всю полноту знания. Ведь человек, согласно православному учению, находится в состоянии падения, в состоянии внутренней разрухи, склонности ко греху, поэтому нуждается в исцелении.
И вот один из рисков психологизации – это некая блокировка развития человека: то есть человек читает только соответствующую литературу, прокачивает в себе какие-то эффективные представления, пытается что-то там в себе отменять, учится жить «здесь и сейчас» и т.д. и т.д. А в итоге, как человек и как личность он не растёт, не развивается – в любви, в добродетели, в способности понимать других. И соответственно, остаётся на прежнем личностном уровне. В нём меняется лишь что-то в его настройках сознания. Это можно сравнить с тем, когда человек работает в компании, а компания нередко, чтобы обмануть его, пытается создать иллюзию постоянного роста – то есть работника переводят на какие-то новые должности, позиции, перевод сопровождается вручением грамот и т.п. Но в итоге человек как продавал пылесосы, так и продаёт пылесосы.
Милосердие – сердцевина женской натуры
Добавим, что ещё важно развивать именно то, что составляет сердцевину женской сути – это милосердие. И тогда многое станет понятным. Во второй части статьи «Преодолеть отчуждение (в том числе и о депрессии)» (см. главу «Опыт женщины, страдавшей от “тысячи мыслей в голове”») приводится показательная история одной женщины. К слову, некоторые события из её жизни приводятся и в первой части статьи «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты». Эта женщина рассказывала, что на одном этапе своей жизни она увлекалась какими-то эротическими фантазиями, смотрела соответствующие видео контенты, потом она перешла на интимные взаимодействиями с мужчинами, но, пытаясь взбодрится с помощью такого активного эротизма, она вскоре перестала чувствовать что-либо вообще. Тогда она решила взбодрить себя с помощью уже лесбийских отношений. И в итоге она перестала чувствовать себя человеком вообще – это было очень страшно. Но потом она познакомилась с женщиной, входившей в состав сестричества, сестры которого помогают в больницах, и стала сама участвовать в этой деятельности милосердия. Ведь именно милосердие – это сердцевина женской натуры: не сексуальность, как сейчас часто пытаются представить на различных курсах «внутренней женщины» или что-то с подобным названием, а милосердие. И вот она стала участвовать в этой деятельности, и к ней вернулось это ощущение, которое свойственно для неповреждённой юности.
Тебе можно ещё поискать мемуары женщин, которые описывали свою жизнь с каких-то конструктивных позиций. Это как аналогия с военной темой: есть, конечно, очень высокие примеры, как у Пушкина, который писал о войне в собственном гениальном стиле; а есть стихи, которые написал, например, в зоне СВО боец с позывным «Замполит» (их можно найти в интернете) – и это человек, который уже реально знает, что такое смерть, и на грани жизни и смерти он многое познал «про жизнь», понял, что в окопах атеистов не бывает. Сейчас действительно может быть такой запрос на мемуары женщин, которые прошли через кризисную полосу и пришли к чему-то конструктивному в жизни, но не в русле «отмены предписаний». И не в русле героини песни Шер «Strong Enough» («Достаточно сильна» или «У меня хватит сил»), когда женщина поняла, что она сильная по отношению ко своему мужчине. Но если она уже сильная, то всё, она страницу этих отношений перевернула. А вот если женщина не смотря на измену готова любить мужчину, то это значит, что связь ещё не потеряна, хотя проблема до сих пор актуальна для неё.
«Сам в себе вещь»? Эффект «Синей бороды»
Понятно, что подобные мемуары не будут на виду. А то, что печатается массово, нередко это литература, которая следует современному постмодернистскому тренду, когда человек автономен, он не нуждается ни в Боге, ни в вере, ни в общении с себе подобными – ни в чём, он «сам в себе вещь». В части 4.3 статьи «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты» разбиралась книга Эдит Евы Эгер «Выбор». Эту книгу издатели позиционируют как одну из самых сильных книг о свободе и внутренней силе человека, о преодолении травматического опыта. Автор год провела в Освенциме. При всём уважении к Эдите Эгер и к тому, что ей пришлось пережить, приходится констатировать, что своей жизнью в концлагере ей не удалось проявить в себе ничего подобного тому, что показывали узники-христиане – любовь друг ко другу, высоту веры и т.п. Она вспоминала глаза друга-любимого, – но кто из нас не вспоминал глаза любимого человека в трудные времена? А потом всю последующую жизнь она так и не смогла переработать опыт одного года в Освенциме. Она специально пошла в психологию, чтобы суметь преодолеть этот травматический опыт. Но и став доктором психологии, она всё-равно не смогла забыть происшедшее, потому что не смогла «перерасти саму себя»: она всю жизнь боролась с негативом, но она не двигалась к конструктиву.
Это подобно тому, как сказал тот инвестор (о котором говорили выше) о своём бывшем партнёре, посещавшем курсы анонимных алкоголиков: такое ощущение, что у него в мозгах есть комнаты из сказки «Синяя борода», и одну из комнат он запер на ключ – в ней остались «трупы», и когда-то эта комната «рванёт». Также и человек, который пытается психологизировать то, что с ним произошло, блокирует развитие каких-то проблемных тенденций в себе, а путём этой блокировки и способность к развитию вообще. Но сами эти тёмные мысли, мрачные паттерны – они в нём так и живут, потому что могут быть преодолены, только если человек движется к конструктиву. Тогда и в жизни появляется какой-то новый контекст, новая картина мира. И тогда неприятные страницы своего прошлого человек уже может включить в этот новый контекст и уже становится способным переосмыслить те негативные страницы с позиции новых смыслов.
Учение о доминанте на лицо другого академика Алексея Ухтомского в действии
В одной из частей (часть 2.3.) «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты» приводится статья клирика Соловецкого монастыря иерея Вячеслава Умнягина «Два взгляда на «Её глаза»». Рассказ «Её глаза» был написан узником Соловецкого концлагеря, которого приговорили к расстрелу, но при исполнении приговора не добили и закопали заживо. Так и заканчивался рассказ в первом варианте. Этому человеку в реальной жизни удалось выжить, и через некоторое время, уже после окончания своего пребывания в лагере, он изменил финал – когда его, ещё живого, закапывают, кто-то приходит и спасает его. Иерей Вячеслав ставит вопрос – с чем связано появление иной концовки рассказа? Отец Вячеслав тоже ценит наследие академика Алексея Ухтомского и отвечает на свой же вопрос как раз в духе его учения о доминанте на лицо другого (то есть способности человека проявлять деятельное внимание к ближнему) – когда человек вступает в конструктивное взаимодействие с другими людьми, он обогащается новым опытом, новым представлением о жизни. И с помощью этих новых представлений он уже переосмысливает то, что было в прошлом. И здесь действительно можно говорить об интеграции травматического опыта в жизнь человека. А без создания какого-то нового контекста и без появления новых представлений о жизни интегрировать опыт прошлого невозможно.
Закрытие гештальта – выход в грёзы
Как говорил один человек: преодоление условий на основании которых возникает травматический синдром, происходит тогда, когда стоит вопрос о сохранении в бойце человечности, а не тогда, когда ставится вопрос о «закрытии гештальта». И нам не нужно закрывать гештальт, нам надо дать возможность человеку развиваться, внутренне обогащаться и перестраивать опыт прошлого. А когда с помощью определённых практик он просто закрывает гештальт и каким-то образом переиначивает происшедшее с ним, то возникает большой риск того, что он приходит к грёзам. В беседах «Фентези – Толкиен» поднималась отдельная тема о том, что если человек просто «переназначит» какие-то факты, происшедшие с ним – даст им иное значение, – это совсем не означает того, что эти тяжёлые страницы перестали жить в его памяти. А когда в его жизни появится иной опыт – например, девушка которая пережила холод и отчуждение матери, впоследствии сама стала матерью и полюбила своего ребёнка – вот тогда можно сказать, что человек победил то, что было в прошлом.
Опасность «ходить по кругу»
Конечно, есть и хорошие книги по психологии, но очень важно в этом отношении спрашивать опытного человека, потому что, как уже было сказано, хорошие книги не лежат на виду. Есть книги, которые развивают, но в то же время есть и книги, которые заставляют ходить по кругу. Как раз в статье «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты» в части 4.3. приводится история женщины, которая тоже пыталась как-то изучать психологию, но наткнулась на все эти концепции «полюбить себя» и прочее. И вроде бы она какую-то боль заткнула поднятием так называемой «самооценки», но обнаружила, что начинают разрушаться её отношения с ребёнком, с мужем. Она остановилась в дальнейшее погружение в психологию, только когда поняла, что стала отдаляться от своего сына. Также в «ПСИХОЛОГИЯ. Женщине, желающей понять, что в ней не так, и для этой цели думающей изучать психологию. Ч. 1» рассматривается вопрос изучения и границах применения психологии.
Хорошие книги по психологии описывают некие методы, способствующие достижению той цели, которая была озвучена в рамках данных двух частей ответа. Если какой-то метод ориентирует человека на преодоление страстей, на улучшение его отношений с ближними, то такой метод приближает человека к приобретению равновесия. А если какой-то метод способствует самозамыканию человека, то здесь риск того, что этот метод ведёт человека к обратному – к погружению в собственные грёзы, к отрыву от реальности.
Важен деятельный подход
Одной из книг, которые конструктивно излагают этот вопрос, является книга профессора Ф.Е. Василюка «Психология переживания». В ней он объединил некоторые идеи психоанализа с деятельным подходом, характерным для отечественной психиатрии. Кстати, у отечественной психиатрии есть и богатая традиция, и деятельный подход. Выше было сказано, что люди, которые поверхностно относятся к психологии, берут всё худшее из неё – какие-то практики, условно их так можно назвать. В таких практиках ошибочно ставится знак равенства между тем, что человек подумал и тем, что произошло на самом деле. То есть если человек визуализирует себя, что он стал добрым и успешным, то как бы подразумевается, что он и становится добрым и успешным. Суть подобного подхода, только применительно не к психологии, а к теме опьянения гордостью, описал Шарль Бодлер в своей работе «Поэма о гашише». Он отмечает, что человек, опьяняющий себя гашишем, так же может опьяняться и без гашиша. Лишь размышляя о добродетели, люди некритично считают себя уже достигшими этой добродетели – то есть размышляют, к примеру, о милосердии и считают себя достигшими милосердия. Хотя, чтобы считать себя милосердным, необходим труд, то есть необходим деятельный подход. С точки зрения духовных авторов, у человека есть сила вожделения, которая первоначально была направлена к Богу, но в результате греховной разъединённости эта сила вожделения обратилась к ограниченным земным объектам, став похотью. Зигмунд Фрейд тоже заметил эту силу вожделения в человеке, но базовым вариантом считал то её проявление, которое появилось в результате заражения страстями. Выше мы уже говорили, что только овладевание своими страстями, постоянный внутренний анализ дают нам возможность найти правильный путь, ведущий к вершинам добродетели и счастья. Достичь этого можно лишь во внутренней тишине, а не в суете общественной жизни. То есть необходима какая-то дисциплина, глубокое самопознание, чтоб человек мог себя очистить. Конечно, люди работают, не все могут находиться в тишине. Но хоть какие-то времена нужно выделить для того, чтобы хотя бы заметить, как страсти в нас совершают свою работу – как в нас формируется гнев, зависть, неприязнь, обиды, – чтобы начать их как-то преодолевать. А уже конкретные действия, как преодолевать страсти, указываются в таких моих материалах, как: «С чего начать христианскую жизнь?» (расширенный текст первой беседы; прочие беседы), «Внешняя жизнь и мир мыслей» часть 4.1, материалы из подборки «Обида, гнев, злость… Прощение», в многочисленных ответах и беседах. Ответы на многие темы расположены на сайте Соловецкого монастыря в разделе «Пастырская страничка», в подразделе «Ответы пастыря».
[1] Иеромонах Нектарий (Соколов) – беседы о М.А. Булгакове и его романе «Мастер и Маргарита»: БУЛГАКОВ И ХРИСТИАНСТВО #1; БУЛГАКОВ И ХРИСТИАНСТВО #2; БУЛГАКОВ И ХРИСТИАНСТВО #3; БУЛГАКОВ И ХРИСТИАНСТВО #4.