-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 11.04.2024. |
По поводу отношений с родителями (в том числе в свете концепции созависимости). В опубликованной на сайте Соловецкой Обители работе «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты. Ч. 4.3: Посттравматический рост и истории на тему преодоления сформированных моделей поведения, прощения родителей» описан опыт некоторых паломниц, их выход из ментальной западни вследствие жестких отношений с родителями. Были проведены беседы по данной теме в одноименном цикле.
Также на тему травматического опыта, который ассоциируется с темой родителей, подготовлены тексты «Родители и дети», части 6.1 и 6.2. В этих тестах упоминаются дополнительные материалы по теме.
И еще: есть короткометражный фильм «МОЯ МАМА (НЕ) САМАЯ ЛУЧШАЯ» (Садчикова Ирина / ENG My mom is not the best one). В одном отзыве отмечается, что не все так в жизни бывает, как в фильме показано, но посмотреть для расширения картины мира этот фильм можно.
Современная психологическая литература зачастую утверждает, что многие проблемы в зрелом возрасте появляются вследствие детской травмы – кастрирующая мать, подавляющая мать и так далее. Да, конечно, бывают ситуации, когда наши родственники ведут себя жестко. Но! Основной посыл подготовленных материалов – все преодолимо. Эта точка зрения прокомментирована и с духовных позиций, и с физиологических. Учение академика И.П. Павлова говорит не только о формировании условного рефлекса. Был проведен эксперимент – во время кормления собак зажигается лампочка, и замечено, что со временем выделение пищеварительных соков происходит в ответ на загорание источника света – это и есть сформированный рефлекс. Но ведь академик Павлов учил и о второй сигнальной системе.
Мы силой разума стоим семантическую сеть, с помощью которой можем сложившийся рефлекс соотнести с внешними сигналами и предать ему новые неочевидные для него значения. Например, оказалось, что человек, на которого мы раньше гневались, детство провел в детском доме. Это понимание высвечивает с нового ракурса его поведение. Человек так видит мир. Он привык пробиваться вперед, «работая локтями», оттесняя тех, кто стоит на его пути (по его мнению). Он иначе и не умеет. Он тоже стремится к любви, только по-своему. И это наше новое понимание уменьшает обиду на него, помогает преодолеть гордыню, гневливость, обидчивость и сформировать новую реакцию.
Надо понять, гнев – это навык. Человек озлобляется и становится проклятием для самого себя. По мнению духовных авторов в этом ад и заключается. Человек в таком состоянии и переходит в вечность. Но тогда и любовь – есть навык. Вначале нам тяжело мириться с недостатками других, но если мы не ослепляемся, то со временем научаемся смотреть на ситуацию с других углов.
Например, ребенок вырос инициативным. Такой дар. Родители, которые рассматривают ситуацию местечково, ругают чадо, что-либо сломавшее. А как посмотреть с другой стороны? В будущем он сможет возглавить некий процесс. Естественно, ему сейчас дано много сил и он с ними не справляется. Пока ребенок не вырастет, пока не сформируются лобные доли и не появится картина мира, инициативность будет выражаться в разрушении. Например, ребенок решил порадовать родителей пирогом. Да, кухня будет в муке. Но каков потенциал. Если его не сломать, а развить, то в будущем, возможно, у человека будет возможность собрать факты воедино, решиться на дело.
Первый момент. Трудности во взаимоотношении с мамой не стоит гипертрофировать.
Вопрос второй – намеренная травматизация человека, внедрение чувства боли. Работы «КОНЦЕПЦИЯ материалов о преодолении ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ, подготовленных иеромонахом Прокопием (Пащенко). Ч. 3.1: О близких и родственниках зависимого человека, о созависимости» и «КОНЦЕПЦИЯ материалов о преодолении ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ, подготовленных иеромонахом Прокопием (Пащенко). Ч. 3.2: О близких и родственниках зависимого человека, о созависимости» рассматривают вопрос созависимости.
В части 3.3 (публикация ожидается в июне 2024 г.) приведены истории людей, посещавших курсы созависимых. И у некоторых из них четко прослеживается определенная ситуация. Внимание акцентировано на то, что человек болен. От участника группы требуется рассказать, что ему (ей) плохо. Человек буквально начинает искать боль и находит. Данный прием пришел из сектантского подхода и со временем распространился на то, что у нас не маркируется, как сектантское. Он встречается и в социальной жизни, и в психологических практиках – убедить человека, что у него есть реальная проблема и даже несколько ее углубить.
В озвученном выше тексте приведены выдержки из документального фильма «Клятва», рассказывающего о секте «Нексиум». Это секта, позиционирующая себя, как пространство для выращивания успешных людей. Учебные программы. Тренинги. Правая рука лидера секты Ненси Зальцман считала, что программы, в создании которых она принимала участие, не содержат ничего «такого». Но оказалось, что задача программы состояла в том, чтобы сначала сломать человека, а потом «помочь» ему выйти из искусственно созданного тупика. Человека вводили в труднопереносимое состояние, а затем предлагали курсы и расширенные программы, чтобы справиться.
Например, предлагают писать листки гнева. Человек собирает все обиды, нанесенные мамой, все чувства по этому поводу и выплёскивает их на бумагу. В части 3.2 раскрывается, что поступая таким образом, человек гнев в себе лишь развивает. Уместно здесь вспомнить учение академика Ухтомского о доминанте. Доминанта способна аккумулировать нервный импульс. Накопленный потенциал очага в коре головного мозга подавляет прочие отделы коры. То есть человек забывает все хорошее и уходит в ярость. Становится столь плохо, что выход из группы невозможен. При этом ухудшение объясняют тем, что вскрылся «гнойник». Недопустимый с точки зрения науки прием – ситуацию объяснять метафорой. Наш мозг не мешочек с гноем. Это обман. Это манипуляция.
Надо помнить – страсти побеждаются противоположными добродетелями. Очень важно иметь взгляд на реальность, основанный на Истине. Приведу еще один аргумент, который иногда упоминаю в общении с представителями анонимного движения. Сторонники АА утверждают, что человек обусловлен физиологически. Вот что ответил один знакомый нейрохирург на вопрос обусловленности реакций. Есть гипофиз. Он выделяет гормоны, но функционирует не сам по себе, а регулируется гипоталамусом. Гипоталамус в свою очередь управляется корой. По сути то, что мы в кору вносим (читаем, размышляем, продуцируем эмоциональные отклики) помогает нам управлять выбросом гормонов и нейромедиаторов. Этот же нейрохирург привел в пример племена, где принято ходить обнаженными. Исследователи удивлялись, как культурными нормами регулируется вопрос супружеских отношений. В то время, когда это с точки зрения норм допускалось, люди воспринимали обнаженные формы друг друга. Там, где культурные нормы считали неуместными супружеские отношения, представители племени чувствовали себя спокойно.
Еще пример на тему обусловленности физиологией. Одному мужчине, чтобы испытать воздействие различных возбуждающих субстанций биологических нужно увидеть обнаженную женщину, а другому достаточно полоски кожи на лодыжке (допустим, что женщина в длинной юбке). Люди, исходя из своих предпочтений, из своей мировоззренческой сетки, по-разному обрабатывают сигналы. Важно заложить представление о реальности, ориентирующее человек на Любовь.
Это поворотный пункт. Сейчас очень популярна концепция созависимости. Любовь дискредитирована. Берется группа невротизированных женщин, испытывающих чувство вины. С точки зрения концепции они навязчиво стремятся заботиться о ком-то, чтобы поднять самооценку и получить психологическую выгоду. Конечно, возможно есть такие случаи, где женщина болезненно навязывает свою помощь. Во многих ситуациях дело обстоит далеко не так. Стремление к общению, к формированию единства заложено в человеческой природе. Другой вопрос, что мы не всегда можем в конструктивном ключе это стремление выразить. Так в катехизисе епископа Александра Семенова-Тян-Шанского сказано про Денницу. Когда он отпал от Бога, достижение любви стало невозможно. Но так как данное движение души неуничтожимо, то падший дух стал пытаться достигнуть единства во всеобщем уничтожении. Как в фильме «Бесприданница» – Так не доставайся же ты никому.
В каком-то смысле женщины, посещающие курсы, подвергаются определенному риску. Апостол Павел говорит «Аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте» (Рим 12. 18). Стремление жить в мире и любви естественно. Это базовая потребность человека. Здесь нужно четко стоять на своих позициях.
Приведу примеры, применимые к вопросу общения с мамой и близкими родственниками. О святителе Василии Великом сохранилось такое повествование. К нему обратилась женщина знатного происхождения, ставшая христианкой. Она стремилась к духовной жизни. Святитель прислал к ней очень добродетельную женщину, которая благодарила, вела себя скромно и смиренно. Но сама знатная особая считала, что духовно не растет. Тогда Святитель Василий Великий нашел самую сварливую женщину и прислал ее в дом. Эта особа не только не благодарила, но возмущалась и заушала. И вот теперь во время разговора со святителем Василием знатная женщина утверждала, что спасается. Человек, который никогда не ставил вопрос о преодолении собственной гордыни, в данной ситуации увидит мазохизм. Но ведь речь не об этом.
Женщина, которой все в жизни подчинялись, не может радоваться, не может наладить отношения с детьми. Одна знакомая подобное состояние назвала «объятиями кочегара». Человек хочет обнять, но сажа кочегара пачкает и тебя тоже. Бывает, приходит некое попущение. В беседах как-то приводил следующую историю. Женщина. Серьезная начальница. Резкий характер. И у этой самой женщины весьма харизматичная дочь. К ней приезжали молодые люди, когда она еще была школьницей, увозили ее. Мама вставала на колени. Но дочь переступала и уходила. Отсутствовала неделями. Мама сходила с ума. Дочь вышла замуж. Вернулась к маме. Полюбила ее. Можно предположить, что и в этом был некий промысел. Все (работа, социальная жизнь) подчинены тебе. Но есть кто-то, кто подчиниться отказывается. Чтобы наладить общий язык тебе самому надо изменяться – стать терпимым, научиться слушать, перестать продавливать свою точку зрения. Эта женщина стала расцветать. Тот, кто идет путем эгоизма, с каждым годом становятся мрачнее, наваливается одиночество. А эта женщина становится все светлее и светлее с каждым годом жизни. Она радостна. Сердце ее стало раскрываться для любви. В каком-то смысле помогло и это страшное испытание. Обточив острые углы собственного характера, она стала относиться к людям иначе. Это к вопросу о той особе, с которой разговаривал святитель Василий Великий.
Приведу другой пример. Беседовал как-то с женщиной. Очень красивая. Красный диплом. Сама она считала, что гордыня и высокоумие очень мешало ей жить. Это не просто свой взгляд на все. Иметь свою точку зрения неплохо. В 79 Слове прп. Исаака Сирина идет речь об искушениях, преследующих врагов Божиих, то есть гордых – это желание спорить и настаивать на своем, это сокрушительные падения со скал, это отнятие силы терпения и впадение в руки малодушия. Человек постоянно сталкивается с ситуациями, которые превосходят возможности переносить. Гордые мучаются. Это так. Гордый пытается все взвесить и все просчитать, но сталкивается с вопросами, для решения которых не имеет компетенций. Гордый превращает любую мелочь в скандал. Гордый понимает, что рушит свою жизнь, но остановиться не может.
Эта женщина (о которой идет повествование) молилась, чтобы Господь помог ей смириться. Господь услышал. Шизофрения. Психиатрическая клиника. Дичь полная. Жених ее не бросил. Приезжал. Ухаживал. Состояние ее стабилизировалось. Она принимает препараты. Успокоилась. Доводилось читать слова одного психиатра, утверждавшего, что психиатрия и Божие попущение не имеют ничего общего. Не стану это заявление комментировать. Если человек выносит субъективную позицию с таким напором, это не вопрос, а скорее утверждение. Но бывает, что Господь попускает ситуацию, срыв, безумие. Кстати, Навуходоносор, когда возгордился и приказал сделать собственную статую для поклонения, на несколько лет впал в безумие.
Многие люди, кто любит жизнь и ценит жизнь, проходили через период, когда гордыня зашкаливает, когда без разбора навязываешь свою точку зрения. Человек рушит свою жизнь и не может остановиться. Но происходит катастрофа, которая сбрасывает все настройки нейронных сетей, и ты начинаешь жить по-другому. Эти люди, оборачиваясь назад, благодарят Бога. Видимо, человек самостоятельно остановиться уже не мог. И эта женщина была благодарна Богу за тот опыт, который позволил ей выйти из русла гордыни.
Кстати, необходимо быть крайне аккуратным с чудными, навязчивыми мыслями. Не все мысли стоит анализировать. В цикле бесед «Зазеркалье» есть беседы о том, как обходиться с навязчивыми мыслями (см. беседы 54–67).
Прп. Силуан Афонский, например, имел дарования. Он не мог не знать, что реализует ту или иную добродетель. Господь попустил и Преподобный был мучим мыслями. Богом был дан ответ – держи ум свой во аде и не отчаивайся. Умом он признавал себя достойным ада, и в этом адском пламени перегорала его гордыня. Отмечу, что нам этот пример стоит только знать, но не реализовывать. Он имел любовь. Именно любовь помогала не отчаиваться.
Еще источник, на который можно сослаться – жизнеописание блаженной Моники, матери святого блаженного Августина. Сторонник концепции признал бы ее созависимой. Красива женщина. Разумная, даже мудрая. Кстати, к вопросу о концепции и предрасположенности к зависимости. Блаженная Моника, будучи ребенком, когда спускалась в подвал за вином, отхлебывала из кувшина (видимо, чтобы не расплескать) и постепенно привыкла. Служанка как-то обличила ее. Моника воспряла и прекратила. Человек силой мысли оказался способен провести перестройку сознания, нейронных сетей. Так и мученики усилием воли могли преодолеть базовые человеческие инстинкты. Манипулируя инстинктом самосохранения, им предлагали отречься от Христа. Сын блаженной Моники долгое время был в ереси. Вел развратный образ жизни. Но Моника всеяла семена благочестие и со временем они проросли. Она старалась дать опору еще в детстве.
Те, кто испытали благодатное посещение в детстве, в аномалии испытывает дискомфорт. Если же семян благочестия не было, то человек может привыкнуть в регрессии, деградации и разврате. Мужем Моники был свирепый язычник. Дело доходило даже до рукоприкладства. Сейчас бы его назвали абьюзером и призвали от него отсепарироваться. Моника не уходила. Понятно, были заложены другие социальные институты в отношениях между людьми, другая семейная этика. Она любила. Моника ждала, когда ярость пройдет и муж успокоится. Конечно, с точки зрения концепции созависимости Моника невротизирована, навязчиво заботится о ком-то, занимается спасательством. Что в итоге? Ее сын стал одним из учителей Церкви, а супруг крестился.
Не призываю всех идти путем Моники. Но когда мы встречаем на своем пути людей очень агрессивных и аномальных, надо понимать, что от нашей позиции многое зависит. Бывает, что приходится отношения минимизировать. Не раз приходилось встречаться с описаниями, что пока женщина поколения Вашей мамы работает, учится, активно живет, зачатки аномальных помыслов не проявляются во всей полноте, так как существует приток других впечатлений. Когда же она предоставлена сама себе, например, выходит на пенсию, если не о ком не заботиться (даже на уровне заботы о кустах томатов на даче), то озлобляется, замыкается в себе.
Роберт Де Ниро снял фильм о связи вакцин и аутизма – «Отвакцинированы». Дети, вакцинированные в раннем возрасте, склонны к развитию аутизма. Люди с данным диагнозом могут остро и болезненно реагировать на стрессовые ситуации. Дается вполне логичное объяснение – человек с нехваткой в общении реагирует агрессивно. Он, может быть, не научен, не знает, не видит других вариантов и стратегий. Люди пожилые и одинокие часто замыкаются, подозревают всех и даже собственных детей в агрессии против себя. Нарастает ощущение, что кругом враги. Порой здесь помогает наша добродушная позиция. Один духовник (нельзя назвать это приемом, скорее он так жил), когда люди в тяжелом психическом состоянии что-то надумывали и его обвиняли, искренне интересовался – чем можно им помочь? Сам его облик, сама готовность к диалогу опровергали строй мыслей настроенных против него людей.
В общении с мамой старайтесь не затрагивать болезненной темы. Не стремитесь переубедить ее. Бред не поддается логической корректировке. Например, мужчина убежден, что жена ему изменяет. Он приводит в подтверждение совершенно фантастические доводы. Специалист (психолог), который пытается переубедить ревнивого супруга, сам может попасть под подозрение, словно он в сговоре.
Для того чтобы выровнять отношение к маме Вам нужно и самой развиваться. На сложный вопрос не может быть односложного ответа. У Экзюпери есть такие мысли «Не ищи света как вещи среди вещей, ищи камни, строй храм, и он озарит тебя светом». Или такой образ – прохлады нельзя найти в пустыне, но можно собрать камни, построить часовню и зайти, чтобы получить молитвенную прохладу. Ответы на свои вопросы человек может найти, только двигаясь в определенном направлении. Формируя новые качества, новое видение и став другим человеком, он иначе смотрит на ситуацию.
Эти мысли Экзюпери включил вместе с идеями других авторов в 1-ую часть текста «Преодолеть отчуждение (в том числе, – и о депрессии)». 1-ая часть текста называется – «Депрессия и отчуждение от глубинных основ личности». Тема, раскрываемая в первой части, перекликается с тем, о чем шла в 1-ой части данного ответа (рассказывалось о последствиях разрыва человека с ядром своей личности).
Так же и Вы можете посмотреть на маму новыми глазами. Важно понимать, что отсепарироваться человек всегда успеет. Если базовой привычкой станет сепарация, будет сформирован навык определенным образом смотреть на мир. Сейчас маму в расход пустите. Потом мужа. В настоящее время очень много одиноких людей не способных к общению. Возникает тревожность и вместо того, чтобы разобраться в причинах ее, люди обвиняют окружающих и сепарируются.
Отдельный разговор о том, как понимается мир в современном дискурсе с точки зрения психологических методик. Диана Файдыш (известный американский ученый, православная) утверждает, что многие современные психологические практики основаны на идеи гностицизма, который видит мир оскверненным – материальный мир сотворен Демиургом, а мир и душа созданы Богом.
См. эфир с Дианой Файдыш «Ремингтон со скользящим затвором – Западные движения идентичности».
Кстати, блаженный Августин был в гностической секте манихеев. С точки зрения этого учения разврат оправдывался. Развратничает не человек, а тело. Карл Юнг был гностиком. Согласно этой системе мировоззрения весь окружающий мир – зло, от которого нужно отделяться. С православной точки зрения – образ Божий в человеке проявляется и в стремлении к единству. Раскол – грех против любови. Грех раскола не смывается даже мученической кровью. Бывает, что ампутация необходима, но это крайняя мера.
В цикле «Зазеркалье» есть две беседы общении с людьми в измененном состоянии сознания. Первые две беседы цикла «Сектантское не только в сектах» – общение с людьми, которые находятся в сектантском дискурсе. Есть также ответ «Конфликт. Нападки со стороны нестабильного в психическом отношении человека».
– Цикл бесед «Зазеркалье».
65.2. Врастание в Истину. Об отношении к человеку, находящемся в измен. состоянии сознания;
66.1. Общение с людьми в измененном состоянии сознания;
66.2. О общении с людьми в измененном состоянии сознания.
– Цикл бесед «Сектантское не только в сектах».
1.1. Сектантские принципы воздействия, тренинги, сетевые технологии и т.п. Общение с людьми из секты;
1.2. Принципы общения с попавшими в секты. Любовь – абсолютное оружие. Навязчивое влечение к другому.
Душа каждого человека скажет сама. Человек чувствует утешение. Он понимает, что идет в правильном направлении. Бывает, что человек поддается убеждению извне, делает то, что преподнесено как выход, но становится только хуже и хуже. Как в фильме Роберта де Ниро об аутизме. Ведь убеждали в том, что все безопасно и правильно. Как результат – трагедия.
В упомянутом выше тексте «КОНЦЕПЦИЯ материалов…», в части 3.3 речь идет о мировоззренческой базе, на основании которой появилась концепция созависимости. Та ментальность, в рамках которой вектор в общении направлен скорее на изоляцию. Очевидно, что концепция созависимости – часть общего тренда, а он ведет к атомизации.
В части 3.2 «КОНЦЕПЦИИ материалов…» есть раздел, посвящённый гневу. Есть такой принцип – как только мы преодолеваем вражду против другого человека внутри себя, то и во внешней жизни отношения выравниваются. В материалах «Родственникам зависимых (справедлива ли концепция «созависимости»?) Лекции и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко)» приведены тому примеры. Бывает и иначе, конечно. Но если спокойны мы, то и развитие ситуации идет по-другому. Порой человеку, чтобы развивать агрессию, необходимо подпитаться нашей негативной энергией. Если мы этого повода не даем, то и противник может успокоиться. Побеждает тот ритм, который укоренен. Если Вы молитесь, если читаете Иисусову молитву или молитву от неприязни «Господи, Крестом Твоим, удали от меня страсть неприязни, помоги мне полюбить своего обидчика, спаси меня его святыми молитвами», Вы устойчивы против водоворота гнева. Соответственно, совершаете меньше ошибок в общении, меньше поддаетесь на провокацию. Другой человек видит, что Вы мирны, спокойны и перестраивается на Вашу волну. О молитве от неприязни можно прочесть в самом конце части 3.2 «КОНЦЕПЦИИ материалов…»
Приводил и не раз рассказ одного молодого человека, отец которого вел себя безобразно. Пил. Издевался над ближними. Над своим верующим сыном. Однажды папа вышел нетрезвым. Начал что-то говорить по поводу Веры. Сын увидел его небритого, нетрезвого, но подумал – это же мой отец. Этот верующий молодой человек молился. Читал молитву от неприязни. Он почувствовал, словно из него вышла волна. Нечто подобное показано в фильме «Посвященный». Можно посмотреть. Есть моменты об обретении человеком любви и субъектности. Концепция же созависимости может субъектность у человека забрать, вывести его в обезличенную форму реагирования. В фильме показана волна, которая отдает людям воспоминания, возвращает способность чувствовать, сопереживать. И этот человек испытал нечто. Понятно, он видел это не глазами. Он умом созерцал. Это волна достигла его отца. Тот остановился, осекся и удивленно посмотрел. С тех пор никогда не ругался. С другими иногда еще проявляет напряженность, но с сыном – нет.
Можно вернуться к Вашему вопросу. Как быть, когда Ваша мама нападает на свекровь? Бывает, что наш миролюбивый настрой позволяет избежать озлобления к человеку, кто ведет себя неадекватно по отношению к нам. Он живет своих болезненных иллюзиях. Он часто некритичен к собственным мыслям, к себе, легко поддается бредовым идеям. Академик Ухтомский писал, что бредовая идея призвана объяснить новый опыт, возникающий, когда человек поступает против совести. Например, мама обеспокоена, что сын ушел к невестке. Вмешательство в чужую семью ведь нужно себе как-то объяснить. А попытка объяснить то, чему нет объяснений, приводит к формированию бредовой системы. Некоторые мамы просто настаивают на разводе детей. Уж по зависти к чужому семейному счастью, не знаю. Приведу пример. Супруги дружно жили. Путешествовали. Занимались спортом. Но не было у них детей. Может, это послужило причиной. Мама супруги стала давить на нее. Аргументы бредовые. Попытка объяснить не принесла успеха. Мама добилась своего. И мужчина этот (муж) однажды увидел, как за боевой мамой идет теперь уже бывшая супруга сгорбленная, съежившаяся. В супружестве она была радостна и красива. После развода и речь ее стала путаной, и общее впечатление от нее исходило болезненное.
Бывает, что мама чувствует себя брошенной. Если Вы в те краткие минуты, когда ее видите, не словами, а приобщением сердца к сердцу дадите понять, что Вы так же ее любите, то и нападки прекратятся. Когда Вы справитесь с гневом, то увидите варианты выхода из ситуации. Так в рукопашном бое побеждает тот, кто спокоен. Эмоции очень мешают. Когда Вы станете более или менее бесстрастно относиться к ней, то есть без гнева, то просто будете просто знать, как поступить.
В сложной ситуации, может быть, конкретного алгоритма и не стоит давать. Главное воспитать человека, а выходы он найдет сам. Один знакомый рассказывал, как в спецназе его учили рукопашному бою – противников тысячи, стилей сотни, на каждый вариант заранее трудно подготовить адекватную программу действий. Тренировка состоит из базовых движений, а вот дальше из них и будет собран нужный рисунок боя. Так и сейчас.
Моя задача дать Вам общий вектор, общие принципы, и если Вы себя по ним организуете, то через некоторое время начнете обретать понимание действий. Знание, которого раньше в человеке не было, появляется, но как следствие заложенных в основу правильных понятий. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что правильные понятия приводят к конструктивному действию. Он говорил «правильное», а не «конструктивное», но в современном дискурсе это слово (правильный) многих смущает, словно кто-то хочет навязать некую доктрину. С точки зрения Православия правильным, адекватным является то, что способствует укреплению единства с Богом, с людьми. Заповеди Божии определяют благо, которое имеет социальное, эмпирическое измерение. Все можно замерить. Говорят, что Вера и наука – разные вещи. Неправда. Глубокая Вера не противоречит настоящей науке. Веру можно просчитать эмпирически. Когда человек начинает жить в Вере, жить по любви – выравнивается и его жизнь. Число конфликтных ситуаций снижается. Человек становится радостным. Он больше успевает. Все выравнивается.