-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 26.04.2024. |
Пройти искушение, чтобы возрасти. Не отсечение, а преображение.
Психолог предложил жестко сепарироваться от мамы. Вы не можете вычеркнуть ее из своей жизни, нуждаетесь в ее одобрении, но иногда получаете холодное молчание в ответ. Да, в подобных случаях часто говорят, что все дело в травме. В концепции созависимости (понятно, есть различные авторы) термин «сепарация» воспринимается на уровне, как в первобытном племени воспринимается термин «инициация». Бывает, возникает ощущение спекуляции. Все проблемы сгребаются в одну кучу, объясняются одной причиной. Депрессия? Это Вы не прошли сепарацию или не проработали травмы детства. В науке такое явление называется редукционизм – сведение сложной многогранной проблемы к упрощенному решению.
В одном из докладов форума антропологов приводилось размышление о том, каким образом в шаманских племенах реализуется практика втягивания человека в культ. Кстати, чем-то напоминает психологические подходы. В начале мышление человека наполняется неологизмами, то есть словами с нагруженными смыслами. Усваивая новые для себя термины, человек реформирует мышление и становится готовым к принятию новой концепции. Если предложить эту идею целиком и сразу, человек может ее не усвоить. Отшатнется от нее. Сработает естественный иммунитет. Например, человеку трудно принять тот факт, что ему необходимо пожизненно принимать противопаразитарные препараты. Но если внушить, что планетой правят рептилоиды, что они выделяют некие «споры» (нечто подобное показано в фильме «Вечный завет», где андроид распыляет над городом, где живут инопланетные существа, токсин, который проникает под кожу и запускает процесс рождения внутри «чужого»), тогда он сможет принять и идею пожизненного лечения. Например, человек приходит с проблемой в шаманское племя. Его запрос переформулируется на языке племени. Вы рассказываете про проблемы с мамой, а Вам – про деревья. Что Ваш случай – сосна. А есть еще береза. У нее свои особенности. Описывается модель леса, и модель эта наполнена аллегорическими интерпретациями. А так как Вы хрупкая, надо хрупкость уменьшить. Как? Жечь шишки. На выходе данный рецепт кажется логичным. Он вписывается в систему, которая сейчас в Вас внедрена. Это лишь пример.
Концепция сепарации может внедриться в сознание, которое крайне обеднено. Если перечислить в нескольких абзацах все беды, которые с человеком случаются, у них есть два объяснения – не пройденная сепарация и не проработанные травмы детства. Ни уровень образования, ни уровень жизненного опыта не позволяют явления рассмотреть отдельно. Нет системы представлений, на базе которых человек смог бы осознать, что у каждого из перечисленных явлений свои особенности, свои пути развития.
Сомнительно, что в реальности прямая сепарация работает. Почему? Отделиться от какого-либо явления человек может только пройдя определенный путь. Итог этого пути – мудрость.
См. подробнее – в тексте «Сепарироваться или возрасти во Христе: в чём разница?»
Понятно, нет предела совершенству. Человек мудрый не скажет про себя, что достиг мудрости. Можно предположить, что есть некий переход от несознательного, инфантильного, незрелого контактирования с действительностью к взаимодействию, основанному на мудрости.
Один человек[1], прошедший через репрессии и ГУЛАГ, описывает то, с чем реально столкнулись люди в эпоху репрессий. Речь о мальчике-ингуше («Прощай, Вилли!»)
Он вместе со своими соотечественниками переселен в Казахстан. Нашел утешение в дружбе с Вилли, мальчиком с золотыми волосами, который все время смеялся. А когда Вилли смеялся, то Бахайка мог работать без устали. Отто (брат Вилли) уехал в Кустанай учиться. Его одежда сносилась, а на новую нужны средства. Вилли поделился своей нуждой с Бахайкой. Они решили построить сарай для хранения топлива на территории детского дома. Завхоз пообещал за эту работу 200 рублей. Мальчики трудились с утра и до позднего вечера. Ребята думали о том, какую радость получит Отто. Мальчишки мечтали, как Отто станет (на уровне этой местности) большим человеком, сможет работать в магазине и обязательно им поможет. Стройка закончена, но деньги им не заплатили. Вилли прогнали. Бахайку побили. Через некоторое время Вилли умер от печали. Он замолчал. Перестал смеяться. Кстати, ему был поставлен диагноз реактивная депрессия. Похороны. Бахайка замкнулся. Самая красивая девочка детского дома как-то спросила – хочешь, буду любить себя? Бахайка поблагодарил, но отказался. Теперь ему это было не нужно. Хотя раньше любил ее. Он чувствовал себя счастливым, если удавалось поймать ее взгляд. Со временем у завхоза пошла полоса несчастий. Сначала Бахайка помог украсть у него бычка. Сгорели скирды сена и соломы. Он остался без топлива и корма для животных. Увидев лихих людей, путешествовавших по степи, Бахайка помог украсть овец у завхоза. Он совершил поджог. Все отвлеклись, а тем временем овец увезли. Завхозу отец подарил автомобиль Победа. Шикарный подарок по тем временам. В этих местах ни у кого не было личного автомобиля. Загорелся гараж. Сознание завхоза помутилось. Его отправили в психиатрическую клинику. А Бахайка вернулся в Ингушетию. К чему это? С точки зрения завхоза сепарация – решение проблемы. Слабого прогнал. Более настойчивого – побил. Казалось, на этом все. Не тут то было.
Бывает, в отношении какого-то человека мы погрешили. Царя Давида оскорблял Семей. Некто из приближенных Давида хотел обидчика убить. Царь Давид сказал – оставьте Семея, поносите Давида. Царь Давид имел духовный разум и понимал, что после совершенного им преступления, чтобы душа очистилась, он должен пройти через трудности и Господь дает ему эту возможность.
Бывает, человек входит в полосу испытаний. Ее проходят все. И монахи, и светские люди. Об этом в цикле бесед «Разноголосица мыслей». Это лишь версия. Она (полоса) может длиться несколько лет. Проходя ее по-советски, человек возрастает и приобретает духовный опыт. В письмах святитель Игнатий (Брянчанинов) одному человеку, объясняя в отношении искушений, ссылался на Священную историю. Царь Давид, победив в войне, надел на себя венец, который принадлежал поверженному противнику. И этот венец символически обозначает духовный опыт, который остался с человеком после искушений. Да, человек входит в эту полосу. Ему могут сказать, что он «терпила», что нужно отсепарироваться, но сам он понимает, что есть Промысл Божий, да и от себя не уйдешь. Это, во-первых. Во-вторых, если ты не сразишься с искушением на том месте, где оно тебя настигло, придется бегать всю жизнь, придется сталкиваться с аналогичными ситуациями, только они будут усугубляться по мере увеличения нежелания обратить на них внимание.
В озвученном выше цикле «Разноголосица мыслей» приведена в качестве примера следующая ситуация. Рассказывал знакомый. Монастырь. Он очень любил своего духовного отца, но пришло время искушения. Появился свой опыт. Духовник говорил нечто противоречащее этому духовному опыту. Поначалу монаху казалось, что его ограничивают, не понимают. Только с годами стал понятен замысел духовника – удержать, не дать сойти с духовного пути, подкорректировать. Искушение длилось несколько лет. Он злился, что успел принять постриг. Уход из монастыря был крайне проблематичен. Без серьезного заглушения совести уже не обойтись. Монах ненавидел своего духовника несколько лет. Читал Чин пения 12 избранных псалмов. Стал успокаиваться. Засияло солнце. Вновь полюбил духовника. Остался благодарен этим годам искушений. За это время много в душе его перегорело. Эти острые углы. Эта гордость, что не давала покоя. Стало очень хорошо. Он понял замысел духовного отца. Тот не хотел чадо унизить, обидеть, ведь гордое сердце все воспринимается очень обостренно.
Еще один пример. Трейдер. Несколько лет больших финансовых потерь. Это и был период его обращения к Богу. Он оставался на плаву. Надеюсь, скоро будет издана книга «Работа и духовная жизнь», где и приведен его рассказ. Он говорил, что не забудет тех ночей, когда лежал, обливаясь холодным потом под одеялом. Можно было потерять все. Каждый день голова лежала на плахе. Со временем, не оставляя духовную жизнь, он пришел в равновесие. Конечно, потери бывают. Бывают и переживания. Он стабилизировался. Появилась способность принять взвешенное решение даже при отсутствии объективной информации, удержать равновесие. Он широко занимается благотворительностью. Господь помогает ему. Но ему нужно было пройти период испытаний.
Из этого искушения невозможно выйти самостоятельно. В этом и смысл. Так говорил и монах, и инвестор. Выйти невозможно. Погрешив против своей совести, конечно, можно все оборвать. Только как с этим жить?
Девушка, история которой приведена в тексте «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты. Ч. 4.3: Посттравматический рост и истории на тему преодоления сформированных моделей поведения, прощения родителей» говорила, что Господь, когда хочет излечить от гордыни, дает идти по узкому ущелью. При этом на теле человека есть некий нарыв, прикоснуться к которому больно. Этим местом он упирается в острый край скалы. Назад идти нет возможности. Вперед? Тогда гнойник будет вскрыт. Крик. Боль. Но надо идти. А выходит человек уже выздоровевшим.
Если человек отказывается от полосы испытаний, вследствие прохождения которой он возрастает, то остается недоучившимся. Он не имеет покоя. Сталкивается со сходными проблемами. Иван Ильин говорил, что страдание призывает к преображению жизни. Если человек не хочет этого понять, то страдает без цели и смысла и умирает не преображенным. Когда же человек усваивает уроки, его душа избавляется от гордости, приходит к чему-то высшему. На определенном этапе он просто выдыхает и полоса заканчивается.
Еще пример. К нам человек обращается с вопросом по работе. Для полноценного ответа нужно навести справки, посоветоваться. Нам неудобно. И мы решаемся на путь сепарации – обрубаем концы или даем фиктивный ответ. Но если бы попытались пойти путем конструктивным, то возросли бы в опыте. Со временем такой человек становится крупным специалистом. Все поражаются его знаниям. Сепарация же не обучает. Это, во-первых. Во-вторых, человек становится уязвимым перед инсультами, инфарктами (версия личная и может быть ошибочной). Накапливается напряжение. Душа человека знает, что сепарация не имела обоснований.
Бывает, что ситуацию нужно закончить. Но! Прежде нужно пройти некий путь с человеком. В беседах про созависимых приводил пример одного человека. Ему знакомый звонил нетрезвым, да еще и ночью. Духовник сказал – трубку брать, вдруг у человека проблемы. Стало понятно, что знакомый этот о своих проблемах рассказывать не хочет, а, будучи выпивши, просто пытается скоротать время (идет по городу и ему скучно). Никакого конструктива. Наоборот. Звонков стало больше. Звонки стали приобретать хаотизированный характер. Тогда новый совет духовника – только сообщения. И речь вовсе не о том, чтобы жить чужой головой. Человек все взвешивает и когда видит, что аргументов с разных сторон одинаковое количество и не хватает данных для принятия решения, советует с духовником. Кто-то рассказывал про одного монаха. В свое время он был бизнесменом. Пил. С помощью духовника вышел из зависимости. Будучи взрослым, созревшим человеком стал советоваться. Друзья смеялись, что он живет чужой головой. Духовник сказал – правильно, что смеются. Не живи чужой головой. Все изучи, все взвесь, но перед тем, как принять окончательное решение – приди и мы посоветуемся. Человек спокоен. Ему не нужно сепарироваться. Он не берет трубку, потому что трудно от звонков ожидать конструктивного разговора. Тому, кто просто сепарируется, трудно освободиться от укоров совести.
Понять, справедлива ли та или иная концепция, можно тогда, когда привлекаются большие массивы действительности. Например, книга Наталии Соколовой «Под кровом Всевышнего». Соседи доставляли большие неприятности. Но Наталья понимала – надо потерпеть. На протяжении книги видно, как разворачиваются ее отношения с соседями и становится видно, что ее позиция была верной. Ей удалось сохранить мир в семье, а соседи со временем перестали беспокоить.
Человек, не желающий ничего терпеть, столкнется с собственной гордостью. Социальные цепочки раскрыл Соммэр Дарио Салас в книге «Мораль XXI века». Он предложил описать в социальных терминах то, что говорит религия (для тех, кто не готов говорить о религии). В этой работе достаточно проблемных, дискуссионных утверждений, но есть и идеи, которые заставляются задуматься. Если человек отказывается от пути возрастания личности, сталкивается с большими проблемами. Примечательно, что Наталия Соколова вырастила очень верующих детей. А жила она в годы, когда Вера была гонима. Кстати, в книге много советов и по поводу воспитания, и по вопросам семьи.
Второй источник – «Житие и подвиги преподобного Зосимы (Верховского)». Святой жил в 19 веке. Эпоха отчасти приближенная к нам. Верующие, благочестивые родители. Шесть сестер и два его брата. С двумя старшими братьями Захария (имя святого до монашеского пострига) поступил в гвардейский полк в Петербурге. Старшие братья пристрастились к картежной игре. Они проиграли не только свои деньги, но и средства, которые полагались Захарии. Он никого не укорял. Не просил выделить третью часть для себя из присылаемого родителями. Дабы облегчить их совесть, уверял, что не испытывает ни в чем нужды. Братья вернулись на родину после смерти отца. Пути их со временем разошлись. Начался его самостоятельный духовный путь. А два старших брата оказались очень благочестивыми, не смотря на пагубное пристрастие. Илия предлагал свое имение брату, в случае его отказа хотел раздать нищим. Филипп же ответил – лучше сам буду нищим, нежели воспользуюсь их частью. Некоторое время Илия странствовал. Научился искусной резьбе. В Петербурге был очень милостиво принять князем Шуваловым. Он не пришел к монашеству. Женился. Как можно судить по житию прп. Зосимы, жил мирно, ладно. Филипп служит частным приставом в тюрьме, где находились люди в связи с долговыми нарушениями. Он отпускал арестантов на Пасху и просил не платить ему злом за добро – вернуться к Фоминой неделе. Тот, кто из заключенных не вернется, будет наказан Богом не только в жизни будущей, но и здешней. Не было ни одного случая, чтобы кто-то из заключенных не вернулся. Его уважали за то, что избегал лихвы. Он делал свою работу честно. Чуждался неправедных прибытков. Поэтому и жил в бедности. Карточная игра съедала финансовые ресурсы. Умер с молитвой на устах. Готовился к своей кончине в молитвенном делании. Если предположить, что на месте прп. Зосимы был бы человек, очарованный концепцией сепарации, то удалился бы от своих братьев еще в Петербурге, утратил бы с ними контакт. Но ведь у всех троих братьев был знаменательный духовный путь.
Третий источник – книжечка протоиерея Михаила Резина «Война миров. Духовная проза». Приведены две истории, позволяющие иначе посмотреть на теорию созависимости и концепцию сепарации. Пришла на Исповедь одна женщина. В детстве совершила не очень большой проступок – у мамы украла пять рублей. Но этот грех оказал решающее значение на ее жизнь. Папа пил. Ушел из дома. Потом упрашивал супругу принять его обратно. Он быть принят, но с условием – до первого прокола. Вернулся. Перестал пить. Работал. Жизнь налаживалась. Но вот однажды пропало пять рублей. Супруга обвинила мужа, что тот взялся за старое и его прогнала. Девочка осталась от отца. Оказалось, что такие тяжелые для ее жизни последствия стали развиваться после кражи пяти рублей. Украл-то их не отец. Если бы позиция мамы была не столь категорична, то, возможно, жизнь показала, что муж не виноват. Еще история. Подобная. Женщина решила отвезти подсолнечного масла своей маме. Муж возмутился – самим мало. Речь о 90гг. Сейчас понять специфику рассказа непросто. Сейчас в магазинах всего много. Правда не у всех есть средства. Это было то время, когда и продукты по карточкам, и скудость в продуктовом отношении. Муж был в крайнем раздражении, но супругу повез. Женщина, выходя из машины, была сбита другим автомобилем. Эта трагедия произошла на фоне решительного непринятия супругом ее позиции. В каком-то смысле муж предлагал жене отсепарироваться от матери.
Сказать можно многое, но самое главное – возрастание личности. Один человек рассказывал о своем опыте. Его пьющий отец пытался провоцировать дискуссию. Молодой человек пытался сепарироваться, жестко выстраивать границы. В итоге – конфликт. Молодой человек понял, что реагирует эмоционально, а не аргументированно. Со временем он прогрузился в ткань Православия, нашел многие ответы. Сама полемика стала неактуальной. Жизнь расставила все на свои места. Душа этого человека стала раскрываться в Православии. Ушла ненависть к отцу. Зачем усугублять ссору? Зачем доказывать человеку, который не верит, не понимает? Молодой человек изменил тактику. Со временем и отец потянулся к Православию. Если подытожить, то можно сказать, что произошла сепарация от негатива, но потому что человек закрепился в добре.
В беседах и ответах рассматривалась книга Роберт Норвуд «Женщины, которые любят слишком сильно». Автор описывает ситуации, когда женщины чрезвычайно фиксированы на отношениях с мужчиной. Если проанализировать описанные истории из книги с точки зрения Православия, можно сказать, что все героини жили в русле некоей психологической модели либо имели взгляды незрелые.
Девушка следует определенной модели и ее механизмы адаптации не развиваются. Она не ставит перед собой задачи, которые необходимо решить, взойдя на определенную высоту, в интеллектуальном и нравственном отношении преодолевая себя прежнюю.
Напряжение (в хорошем смысле слова) приводит к развитию. Сталкиваясь со стрессовой ситуацией в следующий раз, человек уже имеет наготове некие представления и личный опыт. Сформирована та самая вторая доминанта, что позволяет удержаться от избыточной эмоциональности. Человек, который реагировал только в русле понятных ему моделей, при столкновении с нестандартной ситуацией, впадает в состояние шока. Тот, кто не отработал сложные ситуации на дороге, от офиса до дома доехать может, но в аварийных обстоятельствах, бывает, женщина бросает руль и закрывает глаза. Не все, конечно. И не только женщины. Тот, кто готов, к вызовам, выкручивает руль в нужную сторону. Не в том смысле, что женщины слабее. Просто одна знакомая рассказывала, что подобным образом ведет себя в аварийной ситуации. Вследствие отсутствия высших и ценностных уровней такая девушка в состоянии уныния встречается с ярким типажом хулиганского плана и привязывается. На фоне апатии подобные отношения горят ярким пламенем. За время жизни не выработано суждений, навыков, которые позволяют пройти экстремальную ситуацию. Робин Норвуд советует сепарацию. С одной стороны, если такая девушка отсепарируется от человека, влекущего в аномальные эмоциональные состояния и при этом сама эмоционально не вырастет, то становится открытой для подобных ситуаций в будущем.
В беседах «Любовная зависимость» и опубликованных по данной теме ответах отмечал, что сепарация происходит сама собой, когда человек приходит к высшему смыслу, когда формируется та самая вторая бодрая конструктивная доминанта и тормозит первую (патологическую). Такому оппоненту можно ничего и не объяснять. То, что раньше выводило из себя, перестанет работать. Открытая рана рубцуется и боль уходит.
Если Вы будете духовно возрастать, то станете выше своих страхов. Уйдут и те основания, которые мама использует для выведения Вас из состояния равновесия. И если ее приемы манипулятивного воздействия перестанут работать, откроется возможность для человеческого общения, диалога на равных.
Приведенные примеры показывают – в жизни не все так просто, не все можно сгруппировать под один критерий. За сложной ситуацией порой следует укрепление отношений. Так было и в жизни прп. Зосимы. Он сохранил отношения с братьями. Потом, кстати, две дочери Илии приняли монашеский постриг. Старец Зосима стал их духовным руководителем. Легко человеку что-то разрушить в своей жизни. Пример – та женщина, прогнавшая мужа, который готов был и начал исправляться.
Опубликован на сайте Обители «Семья. Спрашивающей насчет сепарации от матери для ускорения замужества». Психолог предложил отсепарироваться от матери, чтобы начать самостоятельную личную жизнь. Самостоятельная жизнь с опорой на адекватные жизненные принципы – это одно. Это здоровая ситуация. «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика» (Еф 5. 31–32). Это же можно сказать и про женщину. Другая ситуация, когда следование совету психолога и разрыв отношений с матерью – еще не создание собственной семьи.
Актуален в рассматриваемой теме и ответ женщине, посещавшей группы созависимых. «Созависимость. Ходит на группы созависимых, чтобы разграничить ответственность с мамой, победить обиду и чувство вины».
Ей казалось, что таким образом она решит вопросы с матерью. Но ведь вопрос решается не по пути отсечения. Оно (решение) раскрывается лишь на пути обогащения. Человек становится мудрее, сильнее и то, что раньше довлело над ним, перестает оказывать травмирующее воздействие. Это общий принцип, который вложил в тексты по преодолению ПТСР и других аномальных и тяжелых состояний. Только развернутый взгляд на действительность, ценностный уровень, вертикаль личности дает способность подняться над ведущей проблемой. Ситуация перестает довлеть над человеком.
В качестве постскриптума.
Речь не о мазохизме. Если человек ведет себя нагловато, а мы при этом благодарим его, то лишь стимулируем его выход из рамок разумного. Необходимо рассуждение. Не стоит поощрять аномалии чужого поведения. Речь о том, что человек смотрит на ситуацию с позиции духовных законов.
Один человек увидел чайку с подбитым крылом. Он не знал, что делать и посоветовался. Без помощи человека она будет съедена хищниками. Духовник рассказал о своей истории. Его мучает чувство вины. Однажды он увидел котенка на дороге. Над ним пикировали вороны. Если бы малыш зашел в лес и скрылся в кустарнике, у ворон не было бы возможностей для маневрирования. Так как котенок был на открытом пространстве, то была вероятность, что он погиб. Духовник спешил и котенку не помог. С тех пор вспоминает об этом случае и не находит покоя. И духовник увидел некий момент искупления – если его духовный сын поможет чайке, а он поучаствует в деле спасения своим благословением, то, возможно, это поможет и ему. Кстати, некоторые из духовных авторов отмечали, что порой настает время, когда настоящее исцеляет прошлое. Если человек в настоящем преодолел предпосылки, на основании которых вошел в негативную ситуацию в прошлом, то доминанта перестраивается. Этот процесс рассмотрен в работе «Перестройка травматического опыта: христианские и психологические аспекты». Приведу лишь один пример из статьи иерея Вячеслава «Ее глаза». Он служит в Соловецком монастыре. Женат. У него есть дети. В статье он приводит одноименный рассказ заключенного «Ее глаза».
Первая его версия заканчивается на трагичной ноте. Заключенного расстреливают и закапывают заживо. Вторая версия рассказа несколько иная. Расстрел, но заключенный выживает. Отец Вячеслав, изучавший творчество Ухтомского, ставит вопрос – что могло повлиять? Социальные отношения! Человек вступает в конструктивные взаимодействия, основанные (по теории Ухтомского) на доминанте на лицо другого, то есть на способности проявить внимание к ближнему. Перестраивается система опыта. Человек иначе начинает смотреть на события прошлого. Он не погружается в грезы. Он приобретает возможность травматические события прошлого включить в свой жизненный опыт. Они теряют над ним свою власть.
Нередко и в лекциях упоминал стихотворение, где автор осмысливает опыт гонений:
Запоры крепкие, спасибо!
Спасибо, лезвие штыка!
Такую мудрость дать могли бы
Мне только долгие века.
Алексей Арцебушев в книге «Милосердия двери» благодарит жизнь за удары. Только пройдя через испытания, он смог стать тем, кем стал. Само название книги подчеркивает понимание автора – события произошли не без действия промысла Божия. С одной стороны Господь попускал пройти через испытания. С другой – Он был рядом, помогая ему. Когда человек созревает, то, бывает, и внешние обстоятельства меняются.
Если душа человека повреждается страстями, то по своей любви Господь, желая, «чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33:11), попускает столкнуться с испытаниями. Тогда духовная ржавчина, которой покрылась душа, будет счищена. Одним духовным автором озвучена следующая мысль – если не хочешь страдать, либо не греши, либо, согрешив, кайся, либо всегда смиряйся.
Подробнее о связи между болезнью и страстями – в тексте
«Болезнь и ее смысл (в болезни, исцелении и Промысле Божием)».
Житие прп. Зосимы Верховского послушать весьма умилительно. Прп. Зосима был гоним, но не терял присутствие духа. Он понимал, что все попущено Богом для определенных целей. Он в монастырь принял девушку, отец которой был чиновником. Пришла и мама. Они чинили препятствия, строили козни в отношении старца. Казалось бы, все можно решить гораздо проще, удалив их из Обители, но он этого не делал.
Так же полезно познакомиться с жизнеописанием прп. Льва Оптинского. Речь во многом о монашестве, но к старцу обращались и миряне. Много в житии о вопросах человеческих отношений, событий. Эти мысли задают новую ось координат. Он был гоним. Клевета. Обвинение в масонстве. Расследование. Но он не терял присутствия духа и здесь. Вот что важно! Письмо прп. Макария Оптинского в свою защиту (по уговору духовных чад) он подписал. Гонения прекратились.
Да, указанные старцы были монахами и иначе смотрели на происшедшее. Не призываю слепо следовать их примеру. Если у нас есть возможность законным образом защищаться, то почему бы и нет. Они обладали великой Верой. Они понимали, что промысл Божий строит определенные пути.
Кстати, еще один пример. Человек, выросший в тяжелой среде (его сейчас бы причислили к категории «взрослые дети алкоголиков»). Мама была проституткой. Наркозависимая. Когда он выразил желание познать женщин, мать пригласила свою «коллегу». Можно представить через что парню пришлось пройти. Он отмечал, что его картина мира очень скудная. Мечтал научиться видеть причинно-следственные связи. Без них он себе все уже объяснил. Когда он преодолеет себя в каком-то труде, где-то молитву приложит – мир словно расширяется. Он это воспринимает, как чудо. Только не всегда получается. Можно продолжить его слова – человек себе все объяснил, а радости в жизни все равно нет. Объяснения фиктивные. Насим Талеб в книге «Антихрупкость» отметил, что во время экономического коллапса можно создать сколько угодно правдоподобных версий происшедшего, но они ничего не способны объяснить даже при условии изобилия наукообразных терминов. Чтобы разобраться, нужно погрузиться в вопрос.
Упоминал как-то в беседах историю Пантелеймонова монастыря, изложенную в книге «Великая стража». Духовник Обители иеросхимонах Иероним (Соломенцов) молился об упрочении положения русских на Святой горе Афон. Благодаря русским стало возможно возрождение Обители. Со всей России шли пожертвования. Но русские жили на Афоне без прав, терпели гонение. Ситуация обострилась и о ней узнали многие, в том числе и вселенский Патриарх. Тогда еще Русская Церковь была с вселенским Патриархом в каноническом общении (дело было до революции). Вынесено постановление, чтобы никто русских не трогал. Господь исполнил просьбу о. Иеронима неочевидным образом.
Конечно, человек, не имеющий картины мира, а рассуждающий лишь с позиции «приносит ситуация удовольствие или нет», теряет возможность разобраться в жизни. Так Жан-Клод Ларше в книге «Исцеление духовных болезней» приводит мнение, что вследствие грехопадения первых людей повредилась сама способность к познанию. Люди стали воспринимать явления, исходя не из их сущностной основы, а из того несут ли они удовольствие или нет. Например, процесс обучения, не всегда сопряжен с удовольствием, но приносит пользу. Пройдя обучение человек может реализовать свое призвание. Ему дан Богом дар. Раскрыть его и пережить радость на гораздо более глубоком уровне способен тот, кто обучен. Отказавшийся от обучения делает лишь то, что ему нравится, следует привычному графику «выпить-закусить-посмотреть-побыть в удовольствиях».
Пройдя ситуацию, исполнившись мира и увидев, что наш оппонент остается неприступен, мы сворачиваем общение, но делаем это без ненависти, а исходя из объективных критериев. Следствием правильного прохождения ситуации становится способность человека радоваться жизни, любить людей. Появляется духовный опыт. Новое измерение жизни, которое перед человеком раскрывается, приводит к тому, что трудности, если и были, забываются или воспринимаются иначе, как некие ступени развития, которые нужно было пройти.
В отношении жития старца Зосимы осмелюсь выдвинуть предположение – в образе трех братьев и был подлинный прообраз Братьев Карамазовых. Илия несколько печален, но печаль его не депрессивного свойства. Он видел суетность мира. Иван Карамазов видел, что мир поражен грехом. Созерцание привело его к бунту против Творца. Куда созерцание человека выведет, зависит от оснащенности опытом.
В качестве комментария притча. Люди обвинили Бога в том, что в мире есть войны, воровство и насилие. А Бог спросил – А разве вам не нравится? Тогда зачем вы воруете, насилуете и убиваете? Иван Карамазов обвинял Творца за то, что в мире есть страдание. Сам же, толкнув выпившего человека на улице, даже не проверил жив тот или нет, когда тот упал. Только на обратном пути Иван проявил заботу о человеке и принял меры, чтобы тот не замерз.
Будущий старец Зосима Верховский не впадал в депрессию, созерцания проблемы двух своих братьев. Он создал вокруг себя конструктивную обстановку. Филипп с его склонностью к игре теоретически мог стать Митей Карамазовым с его безудержем. Ядро благочестия привело к тому, что некая страсть хоть и осталась, но не затмила высшего в нем. Духовные авторы, в частности Иоанн Лествичник, говорили, что Господь попускает страсть в человеке, что бы тот себя укорял и не впал в гордость, зная свою слабость. Ядро благочестия помогло и брату Илие не уйти в нигилизм, отрицание Бога.
Кстати, есть книга, где этот момент хорошо показан. Наличие смыслового ядра помогает человеку, не игнорируя свой опыт, перейти в новое измерение. Это книга иеромонаха Тихона (Барсукова) «Архиерей». Отец Герасим пытался лечить людей. Он видел море человеческого горя и пытался вычерпать его. Он замкнулся. Утратил веру. Православие источником страданий видит грех. Образ отца Герасима разбирался в беседах. В частности, в работе «Врачи, медицинские работник, люди социальных профессий – лекции и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко)». Некоторые люди, чтобы не страдать идут путем сепарации. Эмоционально отстраняются на столько, что теряют способность разобраться.
В книжечке «Архиерей», кстати, описывается суть православного богословия в виде истории. Но мысль, озвученная в книге, не о сепарации. Дан новый взгляд на источник страданий. Дан путь возможного их преодоления. Ошибка отца Герасима в том, что он своими силами, без помощи благодати Божией попытался преодолеть страдание. Хотя этой цели не достигали и величайшие мудрецы. Для этого Сын Божий и пришел на землю, чтобы дать людям благодатные источники, черпая из которых они могли бы исцелиться от той язвы, бороться с которой начал отец Герасим и в этой борьбе потерпел поражение. Прп. старец Зосима напоминает где-то Алешу Карамазова в молодости, и самого старца Зосиму. Приходит мысль о параллелях между тремя братьями из жития и тремя братьями из романа Достоевского «Братья Карамазовы».
Еще можно попробовать прочитать 6 главу Евангелия от Луки. Прочесть без предубеждения. Социальные паттерны, возможно, будут вопить от слов «Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку» (Лк 6. 29). Но если бы люди жили так, то создали бы новую общественную формацию, способную существовать по иным принципам, нежели тем принципам, по которым люди живут сейчас. Действительно, это была бы формация без насилия. При чтении нужно постараться отрешиться от своей ежедневной повестки. Человек, погруженный в поток передряг, даже не попытается понять смысл слов. Он пропустит что-то важное. Нужно посмотреть, в целом, на главу. На что она настраивает? Человек, кто видит в ней призыв к слабости, ошибается. Опыт показывает, что люди, живущие так воистину, находятся под защитой Бога.
В частности прп. старец Зосима. Сколько против него было направлено усилий, административных ресурсов. На стороне монахини, его оклеветавшей, связи. Его незлобная позиция привела к тому, что все сестры приняли его сторону. Юная монахиня, увидев сколь боли она нанесла сестрам, отлучив их от старца, усовестилась. Она приложила усилия, чтобы дать делу обратный ход. Призналась, что намеренно ввела людей в заблуждение относительно старца. Сколько людей встало на защиту прп. Льва Оптинского.
Есть книга Псалмов. Например, в 36 Псалме речь о пути кроткого человека. Пути грешных потребляются. В Псалтири ни раз приводится мысль «Видел я нечестивца, превозносящегося и высящегося, как кедры ливанские: И прошел я мимо, и вот его нет: и искал его, и не нашлось место его» (Пс 36 35–36). К слову стоит сказать, что в данном псалме дается наставление и оно соединяется с мыслью о защите того, кто этому наставлению последует. «Храни незлобие и наблюдай правоту, ибо есть будущее у человека мирного. Беззаконники же все истребятся, останки нечестивых погибнут. Спасение же праведных – от Господа, и Он – защитник их во время скорби. И поможет им Господь, и спасет их, и избавит их от грешников, и сохранит их, ибо они уповали на Него» (Пс 36. 37–40).
Как-то рассказывал про одного знакомого. Некоторое время он находился под прессингом. Он остался благодарен Богу. За эти годы в нем выработались определенные качества, которые сейчас ему помогают по жизни. Злость разрушила бы его. Кстати, ситуация разрешилась, когда он принял случившееся, как промысл Божий, обращенный к нему. Успокоился. Прекратились метания. Появилось понимание дальнейшего пути. Тот человек, который оказывал прессинг, исчез с горизонта. А опыт остался.
Границы должны быть внутри. Дело в том, что иногда нет возможности хранить внешние границы. Сама эта концепция ошибочна. Как могли отсепарироваться узники от администрации лагеря? Люди, выжившие и оставшиеся людьми, пришли к пониманию – есть внутреннее ядро личности построено оно должно быть вокруг любви к Богу. Данную тему рассматривал в работе «Интеллектуальная деятельность как стратегия выживания в условиях тотального давления», где показано, как духовные ценности переходят в конкретную реальность. Духовные принципы помогают выжить и сохранить устойчивость в экстремальных обстоятельствах.
Мир душевный, связь с Богом будут утрачены, как только Вы прогневаетесь на маму. Тогда появляется задача – и ситуацию решить, и дело сделать, и самой не выйти из здорового состояния. Получается, Вы постоянно вырабатываете навыки (в хорошем смысле этого слова). В экстремальных условиях выживает тот, кто находится в постоянном движении. Если же основная доминанта – эгоизм, Вы злитесь на всех, кто вторгается в Вашу жизнь и пытаетесь оборвать их присутствие рядом с собой. Но этим Вы только подкрепляете основную доминанту эгоизма. Жизнь становится невыносимой. Человек, который идет путем сепарации, сначала отстраняется от самых близких. Он воет от одиночества. В беседах ни единожды подчеркивал этот момент – если человек встал на путь сепарации и нашел в этом вкус, трудно остановиться. Любую ситуацию он решает через блокировку оппонента. С кем он в итоге останется? Злость внутренняя не уйдет, когда исчезнут все объекты, на которую человек мог бы излить свою раздражительность. Гнев будет разъедать его самого. Об этом писал прп. Иоанн Кассиан Римлянин – он ушел из общежительного монастыря и думал, что обретет покой, когда останется один, но стал раздражаться на нож, который медленно резал, на дверь, что скрипела. Это конец. Человек может и на себя начать злиться. То живот заурчал не вовремя, то не спится. Есть песня «Всё не то, всё не так». Вырабатывается определенный стиль мышления.
Можно посмотреть мультик «Выкрутасы». Мир из проволоки. Дом. Жена. Плодоносные деревья. Вот кто-то прошелся по огороду, и герой из части своего мира (из проволоки) скрутил забор. Этого оказалось мало. С другой стороны зашли недоброжелатели. Человек дом пустил на забор. Потом жену. Сделал крепкий забор с четырех сторон. Но вот летит самолет. Человек воет, бегает по территории, как охранная собака.
Где Ваш основной центр? В любви или в эгоизме? Когда Вы делаете ставку на любовь, то и свой ритм ограждаете. Станет понятно, чем Вы можете пожертвовать, а чем нет. В исключительных случаях, например, в одно воскресенье Вы пропустили Причастие. Кто-то очень попросил Вас быть с ним. Но если это периодически повторяется, нужно это обсудить. Вы христианка. Вы хотите в воскресенье быть в Храме и причащаться (по возможности). Вы поймете, что Вам ограждать от разрушения.
В статье «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря», часть 4.1 «Доминанта жизни и точка опоры» описана доминанта, основанная на любви. В работе упомянута идея цветка Ивана Ильина – как цветок вбирает из почвы необходимые ему минералы, так и человек впитывает в себя то, что поможет ему. Доминанта, основанная на связи со Христом, становится тем смысловым ядром, что дает силу идти вперед при всех окружающих нас трудностях. Если же человек делает ставку на эгоизм, то отбирает совершенно другие сигналы. Он выбирает не ценности, а свой покой.
[1] «В моих четырёх стенах они копошились с 9 утра до 4 вечера»: Кодзоев И.А. | фильм #34 Мой ГУЛАГ.