Игра. Игра. Ответ трейдеру, терявшему большие суммы. Считал, что – сродни игромании
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  20.06.2024.



В качестве совета трейдеру, которому адресован ответ, по просьбе автора ответа один финансист написал свою историю. Она содержится в главе «История финансиста о выходе за рамки квадрата – алчность, страх, тщеславие, уныние“» в тексте «Внешняя жизнь и мир мыслей», в части 6 «Человек, призвание, работа и точка отсчета».

Опыт проигрыша в детстве. Прогиб. Паралич воли.

У меня лично было опыта игромании, но были две ситуации с проигрышем денег. Эти ситуации важны не столько суммой проигрыша – она была ничтожной – сколько рефлексией, которая за ними последовала.

Однажды в школе я проиграл в кости. Проиграл сумму, на которую в те, школьные, времена можно было куда-то сходить с девочкой, купить себе сигарет, если куришь, в общем – на один вечер почувствовать себя королем. Парень, которому я проиграл, был очень харизматичным и властным. Он ввел в классе моду играть в кости на деньги. В первый раз я у него даже что-то выиграл и хотел уйти, но он стал на меня давить, и мне неловко было отказываться. Сейчас я понимаю, что просто прогнулся под ситуацию, а такой прогиб – это история про подвластность: ты не можешь в моменте понести какого-то давления извне и сдаешься. Я сдался. Дальше он довольно быстро у меня выиграл. Я попытался отыграться, но в итоге потерял все деньги. Ну и хорошо. Не буду сигареты покупать, не буду никаких глупостей делать. Но самый ценный вывод из этой ситуации – нельзя действовать под «прогибом».

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что правильные мысли ведут к правильным поступкам. Что значит правильным? Тем, которые врастают в реальность. Если у человека есть какой-то правильный мотив, связанный с созидательной целью, то можно надеяться, что его деятельность с годами приведет к какому-то красивому конечному результату. А если ты начал действовать исходя из страха или из потери волевой сферы, то есть прогнулся под ситуацию, трудно надеяться на какой-то позитивный, конструктивный результат.

Второй раз у меня тоже была некоторая сумма «на кармане» – иди гуляй, делай, что хочешь! Я пошел играть в игровые автоматы. Естественно, все проиграл. Помню ощущение недоумения, помню, как привлекал звук сыплющихся монеток, – было чувство, что и я могу так же! Это чувство тебя затягивает, как на скоростных горках – ты падаешь вниз, но эта нелепая уверенность, что в следующую секунду будет все иначе, заставляет тебя зациклиться на этом повторе. И ты входишь в какой-то трансовый анабиоз, сродни эффекту подавления воли, как в первой ситуации. Сродни тому, что ты смотришь фильм перед важным мероприятием, уже опаздываешь, но думаешь, мол, сейчас досмотрю, там плохой хорошего убьет или нет? Все, убил плохого. Ладно, а вот сейчас он успеет спасти невесту? Соответственно, происходит самообман.

Как обратить негативный процесс в конструктивное русло. Сила гнева. Не блокировать, а исцелять.

В контексте темы игромании, как и любой другой зависимости, важными представляются слова академика А.А. Ухтомского. По его мысли, исправление себя должно быть связано не с корректировкой тех следов, которые были оставлены какими-то нашими процессами в высших интеллектуальных слоях, а все-таки – с исцелением через какую-то внутреннюю работу глубины. Мы, например, совершили какой-то поступок из-за страха, и нам неловко. Попытка работы со следами процессов в верхних интеллектуальных слоях означает, что мы это чувство неловкости с помощью какой-то медитативной психопрактики пытаемся растворить. Но, пытаясь растворить чувство неловкости, мы запускаем серьезный процесс нагноения, то есть мы как бы принимаем обезболивающее и просто стараемся не думать, что у нас внутри что-то гниет. А потом – раз, ни с того ни с сего у нас отказывают ноги. Или желудок. Или начинается внутреннее кровотечение. Так же и на глубине, с переживаниями на уровне души. Я не утверждаю, что нужно вообще предотвращать какие-то действия, потому что, например, в той же игре проявляются процессы, которые, в принципе, нам нужны для реальной жизни.

В статье «ТРИ СИЛЫ: Цель жизни и развязавшееся стремление к игре (казино, гонки, игра по жизни)» упоминалось святоотеческое учение о силе гнева, силе препятствия, о силе «тимóс» (греч. θυμός – «гнев»). Как раз про это святоотеческое учение, именно об этой силе тимóс, говорил академик Павлов, когда рассуждал о рефлексе цели. Сила тимóс, сила «гнева» изначально дана нам как исследовательский инстинкт. Например, мы не можем найти какую-то вещь, уже готовы сдаться, но что-то внутри не дает нам сдаться, и потом мы ее находим. Или купили какой-нибудь девайс, пытаемся подключить микрофоны, а не получается, хоть ты тресни! Но вот этот рефлекс цели позволяет идти дальше. И в какой-то момент ты обнаруживаешь, что микрофон не подключается при включенном активаторе для камеры. Что-то же не дает тебе этот процесс оставить, потому что ты понимаешь, что если сейчас ты перекинешь этот мешочек с микрофонами в рюкзак, то твои шансы, что они как-то заработают, понизятся многократно. Если мотивированно не разобраться, если сейчас это не сделать, то потом ворох проблем затянет, времени станет меньше, мотивация тоже сойдет на нет, и в итоге еще одним пакетом, который мертвым грузом лежит в твоей комнате, станет больше.

Но бывает, что этот исследовательский инстинкт, этот рефлекс цели из конструктивного поля уходит в игру. Поэтому задача человека – не столько заблокировать этот рефлекс, не столько намазать автоматы горчицей… Хотя кто-то, пытаясь бросить курить, делает что-то подобное, но мне кажется, что каждый человек может себя обманывать настолько, что даже если он намажет сигарету горчицей, то на каком-то этапе он просто эту сигарету обхватит губами за середину. Пусть неудобно, но он будет курить вот так. Или вообще с другого конца – подожжет фильтр, намазанный горчицей, и будет курить с другого конца. Потому что попытка нивелирования каких-то проблем на уровне высших интеллектуальных слоев – она неперспективна. Например, некоторые люди, страдающие объедением, ставят себе в кишечник трубку, которая соединяет гортань с желудком кольцом, чтобы много не есть. Но даже заплатив деньги, пройдя операцию, некоторые люди все равно себя обманывают – объедаются жидкой пищей понемножку. Ты же сам пошел, сделал операцию, казалось бы, зачем ты себя обманываешь? Но психика так работает.

Таким образом, наша задача – не блокировать сам процесс, не блокировать какой-то инстинкт самосохранения. Есть, например, какие-то препараты, которые подавляют отделы мозга, ответственные за питание, но, опять же, эти отделы мозга связаны и с какими-то другими процессами. Ведь сказано в Евангелии, что блаженны алчущие, хоть там сказано и не о пище, а об алкании и жажде правды. Но я помню из школьной биологии, что голод запускает в том числе и какие-то исследовательские процессы. То есть сидишь, грубо говоря, в своей пещере, тебе там стало голодно, ты исследуешь окружающий мир, ищешь, берешь камень, пытаешься высечь искру, пытаешься листья какие-то сварить в воде, корешки. Соответственно, человек, у которого просто подавлен пищевой инстинкт, возможно, потеряет и свой исследовательский инстинкт. Станет просто апатичным. А что тебе делать, когда ты лежишь дома и скучаешь в апатии? Конечно, есть, пить. Даже если у тебя подавлена эта жажда. Поэтому так же и с игроманией: игромания, если она коренится в каких-то процессах, которые связаны не только с игрой, но и со всей жизнью в целом, наверное, преодолевается как раз исцелением всей жизни в целом.

Три силы.

В циклах бесед «Преодоление игрового механизма» и «ТРИ СИЛЫ: Цель жизни и развязавшееся стремление к игре (казино, гонки, игра по жизни)» разбиралось взаимодействие трех сил в человеке – эроса (силы вожделения), тимоса (силы напряжения) и логоса (мысленной силы). Все эти три силы в человеке связаны. Например, если человек смотрит порно, влекомый силой эроса, эта страсть в итоге заражает все три силы. Поэтому, наверное, все вместе они и исцеляют человека, в своем каком-то правильном взаимодействии.

Некоторые из бесед цикла «Преодоление игрового механизма».

Как говорят греки, эрос и тимос – это два коня, а логос, мысленная сила, – это возничий. Поэтому в первую очередь надо напитывать ум. Хоть чтение духовной литературы не всегда напрямую связано с казино или другими зависимостями, но, когда ты ум напитываешь истиной, параллельно исцеляешь силу вожделения через пост, выводишь из своей жизни хаотизированный интим – постепенно ты исцеляешься и от зависимостей, и от других сопутствующих проблем.

Приманка казино. Проблема одиночества.

Один молодой человек, который работал звукорежиссером в очень крутом казино, рассказывал о «приманках», которые такие заведения практикуют для своих клиентов. Например, казино тебе дарит золотую карту как постоянному клиенту, и ты можешь участвовать в каких-то очень дорогих закрытых мероприятиях, которые оплачивает казино. Но при этом, несмотря на роскошь, с которой казино организует эти мероприятия, оно все равно тратит меньше денег на тебя, чем ты на него в остальное время.

Этот звукорежиссер поделился своей мыслью о причинах популярности таких закрытых мероприятий. Он считает, что на людей, у которых есть все (видимо, это еще и вопрос одиночества), очень хорошо действует ловушка, когда казино делает закрытые VIP-сейшны для узкого круга, как бы для избранных. Люди там сидят и чувствуют себя этими избранными. Об этом писала, кстати, американская букмекер Молли Блум в книге «Большая игра». Она организовывала покерные игры, куда приглашала девочек из «Плейбоя». Интима никакого не было, просто ты мог отставить руку в сторону, а красивая девушка клала в нее бутерброд с икрой, например. Когда это все делается на высшем уровне, для приглашенных людей это было как-то важно. Молли Блум как организатор имела определенный процент с игры, какие-то чаевые. Все было более или менее законно: никаких вышибал, никаких вымогательств с должников, никаких «ночных бабочек», но вот эта женская красота заманивала мужчин.

Этот молодой человек, звукорежиссер из казино, даже так интересно пошутил, надеюсь, эта шутка не покажется кощунственной. Был один шансон-певец, который был убит, и этот молодой человек предположил, что теоретически казино, как филиал ада, могло бы устроить его концерт для VIP-персон. То есть казино могло бы договориться с адом, как его филиал, и пригласить этого певца на такой VIP-сейшн.

Кстати, сам этот звукорежиссер рассказывал свой опыт, как его заманило казино. В ранней юности, когда он сам в казино еще не работал, у него сложился определенный его образ по фильмам: падшие женщины, деньги, лоск. Он подкопил денег и думал, что 100% ему что-нибудь там перепадет: накрашенная соблазнительница в сигаретном дыму, что-то такое. В итоге ему ничего, по его словам, не перепало, он просто приехал, все проиграл и уехал обратно.

Молли Блум хорошо описала, как работает этот захват, это ощущение избранности. Плюс, наверное, фактор одиночества. Было одно исследование, которое показало, что игроки больше всего боятся потерять круг, потому что этот круг – это все, что у них есть.

Еще о силе гнева.

Одного игрока в казино называли бешеным крупье: когда ему «не перло», он мог бросать фишки, материться. Потому что эта сила тимос, сила напряжения, когда человек ее расходует не по назначению, заражаясь страстями, становится силой гнева, силой ярости. Его жена рассказывала, что у него в итоге началась какая-то одержимость, потому что, когда он, возвращаясь из казино, к ней прижимался, она наутро чувствовала себя полностью выжатой.

И проблема в том, что если с подобным хаосом бороться только напрямую, то, так как он подпитывается мощным двигателем изнутри, можно сколько угодно строить интеллектуальные заслонки, но они не помогут. Когда с гор пойдут селевые потоки, они просто сметут все эти интеллектуальные перегородки. Но совсем другое дело, когда человек напитывается истиной – он становится возничим на колеснице, более структурированным, способным в итоге противостоять этому хаосу на самых глубинных уровнях

Если не получается задействовать центр – задействуй периферию.

Один знакомый нейрохирург сказал очень красивые слова, что, если не получается задействовать центр, нужно задействовать периферию. Мы разговаривали о том, как отличить духовные переживания от видений во время приема ЛСД. Мы знаем, что то, что пришло во время приема ЛСД – не истина, но как это адекватно объяснить людям? Он очень хорошо ответил: нужно смотреть на периферию. В принципе, он своими словами озвучил евангельскую идею: «по плодам их узнаете их» (Мф 7. 16). То есть если мы не знаем, что у человека в центре, но мы знаем, что на периферии у него – хаос, значит, шансов на то, что в центре у него возникла какая-то правильная идея, уже маловато.

Так же и с нашей темой – если ты не можешь исцелить свою главную страсть, ты можешь подобраться к ней через периферию, ты можешь начать формировать вторую положительную доминанту, которая, укрепившись, затормозит патологическую. Даже не затормозит, а перестроит, потому что наша цель – этот эффект не затормозить, не заблокировать, а как бы переинтегрировать, перестроить в конструктивное русло.

Кстати, академик Ухтомский как раз и говорил, что счастлив тот человек, который сможет поставить себе на службу свои инстинкты, потому что у инстинктов есть свой «разум», но он слепой. Например, есть инстинкт водителя, у которого руки сами в нужный момент в аварийной ситуации смогут вывернуть руль, куда надо. Но этот инстинкт разума нам не подсказывает, что мы поступаем неверно в принципе, когда, например, едем куда-то нетрезвыми. То есть разумом мы поставили неверную цель, а инстинкт уже обслуживает нашу неверно поставленную цель. А вот соединить инстинкты с силами разума, поставить их себе на службу, потому что у них есть своя какая-то сила, и она может тебе помочь – это и есть наша задача.

О силе эрос.

Поскольку все три силы в человеке взаимосвязаны, нужно постараться вывести из жизни определенные темы, разжигающее общение. Потому что у тебя может и не быть прямой измены супруге, но все эти двусмысленные разговоры с другими женщинами, например, с коллегами, могут тебя щекотать, будоражить определенные клетки в головном мозге. Есть исследования, которые показали, что среди игроков много менеджеров среднего звена. Так, в фильме с Леонардо Ди Каприо «Волк с Уолл-стрит» персонаж спрашивает: «Сколько раз в день ты мастурбируешь?», чтобы как бы мозг свой оживить. Норман Дойдж в книге «Пластичность мозга» говорил, что некоторые люди становятся порнозависимыми, и они поначалу оправдываются, что просто хотели прокачать свой мозг, который застрял в цифрах, цифрах, цифрах. Но на самом деле, если человек развивает свою аддиктивную сферу, страсти, то эти нарушения, которые у него были, становятся процессами. То есть ты пытаешься с какими-то нарушениями справиться через развитие аддикции, а нарушения закрепляются и становятся процессами. Ты, например, пытаешься справиться с упадком через аддиктивный процесс, но в итоге ты приходишь к еще большему упадку.

Интеграция тени. Карл Юнг.

Один современный автор говорил, что сейчас очень популярно учение Карла Юнга, и сейчас считают, что, чтобы стать цельной личностью, нужно интегрировать тень. То есть, чтобы воспитать мужскую харизму, нужно чаще мастурбировать. Но надо понимать, что при таком подходе вы просто к своим проблемам добавите еще одну форму зависимости, и это, конечно, не сделает вас мужчиной. Чтобы стать мужчиной, нужно что-то другое. Кстати, эта гонка за тестостероном показывает, что люди не понимают, что мужество все-таки – в уме. На самом деле есть же разумная адаптация. Если ты работаешь в офисе, это не значит, что ты перестал быть мужественным. Просто сейчас тебе нужно заняться интеллектуальной работой, зачем тебе сейчас тестостерон? И организм в разумном ключе как-то правильно регулирует эту ситуацию. Но если человек ведет себя как хам, не уважает женщин, и он беспокоится, что прогибается подо все – вот, опять же, его пригласили играть, и он прогнулся, и он думает, что одно повышение тестостерона исправит ситуацию… Это как ехать на кривой машине – если ты увеличишь скорость, это не значит, что машина будет ехать ровнее, это значит, что ты просто быстрее вылетишь с трассы.

Бесстрастность – в советовании другим.

Один знакомый трейдер рассказывал, что у него изначально был какой-то капитал, но однажды, торгуя на бирже, он все потерял. Но есть же еще кредитные деньги. И ему казалось, что сейчас он, условно, из коробочки возьмет, «торганет» на бирже, заберет профит себе и тут же погасит долг. Но в итоге получился порочный круг – ситуация стала повторяться, а долги не закрывались. И самое парадоксальное, что при этом он довольно успешно консультировал клиентов. Хотя парадокса на самом деле в этом нет, ведь, когда мы консультируем другого, мы бесстрастны.

Моя мама раньше была начальницей, у нее за жизнь в подчинении было много молодых девушек. Они относились к ней как к матери, приходили, советовались. Мама говорит: «Я им давала очень хорошие советы, они меня благодарили. Но когда дело касалось моих собственных детей, мое благоразумие куда-то девалось», – потому что здесь тебе ситуация небезразлична. Если рассматривать чужую ситуацию, ты в нее, может, и вникаешь, но эмоционально она тебя не очень увлекает, потому что ты, скорее всего, не сопереживаешь на 100% чужому ребенку. Ты можешь говорить какие-то правильные вещи, и правильные вещи будут срабатывать: например, не давать детям мороженое до обеда. Ты советуешь, например, чтобы прокачать доминанту, которая поможет им не стать зависимым, отложить покупку мороженого на час. И вот, в течение часа воля чужого ребенка тренируется. Но когда тебе твой собственный ребенок кричит, что перестанет тебя любить, если ты сейчас же не дашь ему мороженое, то тут уже мать начинает переживать.

Так же и с успешным консультированием клиентов при собственных проигрышах. Это не значит, что человек врет, говоря, что у него не получается самому торговать, но при этом получается консультировать. Он не врет. Просто во время собственных торгов он заражается страстью. Один мой знакомый говорил: если очень сильно хочется торговать, значит, нельзя торговать. Это правда: если у тебя какой-то ажиотаж, ты находишься в измененном состоянии сознания, в котором здраво мыслить не способен. Как некоторые люди говорят, «если нельзя, но очень хочется, значит, можно», то здесь – наоборот, «если нельзя, но очень хочется, нельзя вдвойне».

Соответственно, если человек начинает потихоньку этот хаос выводить из одной области своей жизни, например, из силы вожделения, то она исцеляется. То есть эта сила вожделения, сила влечения должна указать нам объект в реальности, к которому нам надо стремиться. Фрейд в некоторых аспектах отчасти был прав, когда заметил эту силу, но он был неправ, считая, что половой инстинкт – главенствующий. На самом деле, с точки зрения святых отцов, сила вожделения указывает человеку, в чем благо, и только в своем зараженном состоянии, ниспадшем на более низкий уровень, она становится уже полово-венерическим инстинктом.

Сохранить себя.

Соответственно, когда человек приучает себя к воздержанию, к посту, тогда он уже может силу вожделения выпрямить. Когда сила вожделения исцеляется от хаоса, человек может, например, начать больше любить свою супругу, потому что его сила внимания не разбрасывается на всякие яркие образы. Он не приходит домой истощенным. Особенно летом, когда он идет по Москве, и у него настолько мельтишит в глазах, что, когда он видит свою супругу, она становится просто одним из многих женских образов. Но если он себя хранит от этих лишних образов, то он будет способен воспринять ее целостность.

Соответственно твой ум, сила логоса, должен быть дисциплинирован: нужно стараться воздерживаться от хаотичного просмотра видео, не заниматься интернет-серфингом, не посещать бессмысленные каналы, выбирать, что ты читаешь. Ведь если человек весь подчиняется хаосу, то он привыкает уже к какому-то подчинению, обращает голову на полураздетых девушек, то есть плывет в русле какого-то потока. И, конечно, при таком раскладе, он автоматически поплывет в этом русле потока, когда начнется игровой ажиотаж. А если в обычной жизни он себя приучает властвовать над своими инстинктами, то и в нужную минуту он сумеет отсечь от себя этот хаос.

То есть мы должны пользоваться силой ума. Но в хаотическом измерении сила логоса – это ереси, безумства всякие, шиза. Шиза имеется в виду немного в ироничном ключе, конечно, не в смысле органических поражений. Просто бывают такие рукотворенные хаотизированные состояния, когда у человека, может, и была предрасположенность, но он ее уже сам раскачал через этот хаос, когда он мечется от одного к другому, и его мозг уже настолько приходит во взбудораженное состояние, что человек не может из миллиона мыслей выбрать, сконцентрироваться на чем-то одном. Соответственно, если у человека нет какого-то жизненного уклада в быту, режима дня, то он становится полностью беззащитным перед потоком желаний и эмоций, когда он начинает торговать или играть.

Поэтому это развитие, если так можно сказать, периферии помогает нам в чем-то главном. В этом смысле наша главная, центральная проблема – собраться. Надо помнить, что, когда у человека есть нерешаемая проблема, даже психологического плана, он может справиться с ней за 3-4 года, советуясь с духовником. Если духовника нет, можно читать хорошие книги, но книги не в плане «как мне справиться с мысленным хаосом», а – «как мне общаться с детьми, с супругой». То есть он не то что бесцельно читает книги, но он ставит какие-то вопросы, и если человек потерял почему-то потерял душевный мир, то он спрашивает себя: почему я потерял мир? И таким образом, постепенно, за 3-4 года (без духовника, может быть, немного больше времени понадобится) человек исцеляется, напитывает свою душу смыслами, которые помогут ему в дальнейшем противостоять хаосу.

О выходе из хаотизированной жизни. О духовнике.

В статье «Внешняя жизнь и мир мыслей», в части 4, рассматривается мысль из романа Достоевского «Бесы». В романе есть ненапечатанная глава, но без этой главы сам роман не очень понятен. Это глава, в которой Ставрогин приходит к епископу Тихону. У Ставрогина в жизни был полный хаос, он жил в апатии, он говорил, что ему скучно было до одури, поэтому он участвовал в дуэлях, в каком-то хаотизированном интиме. У него были две любовницы, и он назначал им свидание в одной квартире, чтобы они встретились и у них началась какая-то заварушка. Скука толкала его на экстремальные поступки. К тому же, он видел прямо перед собой злобное лицо демона.

В статье «Внешняя жизнь…» я как раз ставил вопрос, почему же, когда Ставрогин спрашивает епископа Тихона, что это за лицо, которое он видит перед собой, тот ему отвечает, мол, нет, это не бесы, это просто болезнь, и надо ехать лечиться в Швейцарию. Мне был непонятен этот ответ, потому что Достоевский знал, что существуют демоны (в романе «Братья Карамазовы» есть глава «Иван Карамазов и черт», где Достоевский описывает, как черт сводит Ивана Карамазова с ума). Но потом я нашел мысли свт. Феофана Затворника, которые перескажу своими словами и которые разрешают мое недоумение. По мысли свт. Феофана, может, и не всем полезно рассказывать с ходу о том, что есть какая-то иерархия существ, которые борются с Богом. Так как они напрямую Ему сделать ничего не могут, они борются с людьми. Бывает, что человек приходит к вере в очень подавленном состоянии, вот как Ставрогин, на грани самоубийства, поэтому человека надо в первую очередь успокоить и, может, без лишних слов нацелить его на конструктив. Вот, мол, сейчас успокойся, сейчас мы с собой кончать не будем, все хорошо, ты сейчас потихоньку отдохнешь, съездишь в отпуск, у тебя появится духовник, ты с ним будешь время от времени советоваться, и он будет давать тебе какие-то посильные для тебя вещи, советы, ты будешь потихоньку двигаться…

Вот в этом и был совет епископа Тихона Ставрогину – 5–7 лет провести в послушании, даже не надо насовсем уходить в монастырь, просто провести их в послушании у духовника. Кстати, интересно, что именно 5–7 лет – это примерный срок обновления нейронных сетей. И, например, от одной стадии алкоголизма, от простого ситуативного пьянства до диагностируемого алкоголизма, – как раз проходит где-то 5–7 лет. Видимо, когда у тебя уже слишком много алкогольного опыта, то на фоне этого опыта ты просто перестаешь замечать, что творишь дичь. Ты не пришел на работу, но думаешь, что у тебя все под контролем: мол, тебе позвонят с работы и ты сразу все решишь. И если еще в первые годы ты не пришел на работу или с кем-нибудь поругался, и это на общем фоне еще не разрушенной жизни воспринимается не как норма, то через несколько лет ты уже закостеневаешь в такой жизни. Соответственно, чтобы и обратный процесс закрепился, тоже нужны эти 5–7 лет, а если есть, с кем советоваться, то этот процесс пойдет быстрее.

О боли и покаянии.

Даже из опыта занятий спортом мы знаем, что выработка минимальных навыков – это минимум два года. Одна серьезная педагог по пению говорила, что, даже если ты будешь петь 24/7, ты все равно запоешь только через 2-3 года. Потому что связкам нужно время, чтобы выработать навык. Может быть, мозгом ты уже поешь, но еще не выработалась определенная связь между мозгом и телом. За эти 5–7 лет Ставрогин мог бы обсудить с духовником свое участие в революционном движении, то, как он относится к женщинам.

Например, по вине Ставрогина одна девочка покончила с собой, и духовник мог бы сказать ему: «Вот знаешь, помимо покаяния на Исповеди ты мог бы финансово, например, вкладываться в какую-нибудь деятельность, в какую-нибудь общину, которая занимается помощью сиротам. Или, например, если есть какие-то брошенные дети, ты мог бы их взять и помочь им получить образование». Смысл в том, что, когда грех небольшой, он еще не задел глубоко твоего нервного центра, ты поисповедовался и успокоился. Но бывают и серьезные грехи. Господь утешает, но потом остается некий след. Этот след, внутренняя боль говорит о том, что тебе нужна какая-то определенная деятельность, чтобы эту боль исцелить.

Покаяние – это формирование определенного образа жизни, противоположного прежним грехам. Если ты, так сказать, воспринимал женщин просто как куски мяса для удовлетворения своей похоти, то твое покаяние выражается не только в исповеди, но и в возвращении этого благоговейного отношения к другому человеку. То есть ты должен понимать, что другая женщина, даже очень красивая, она – личность сама по себе. И даже если она сейчас готова пойти у тебя на поводу, ты не имеешь права взять и сломать ей жизнь только потому, что тебе захотелось с ней провести вечер. Потому что потом она будет страдать. И когда появляется вот эта забота о другом человеке, во-первых, страсти отступают уже, хаос уходит, а во-вторых, эта внутренняя боль уходит.

Боль – это хороший сигнал, потому что она сигнализирует, в каком направлении нам надо двигаться. Но проблема в том, что люди воспринимают боль как болезнь, они пытаются ее заглушить таблетками, хотя, на самом деле, счастливыми-то не становятся. Просто боль – это компас, который показывает, что здесь ты в жизни что-то упустил, и тебе надо восстановить это, идя в том направлении. Таким образом, Ставрогин мог бы сформировать какие-то навыки, следуя советам духовника. Может, если бы не было духовника, он потихоньку все равно бы как-то разобрался.

Бог помогает тем, кто хочет этого и просит об этом.

Авва Дорофей говорил: если человек хотел бы исполнить волю Божью, но нет того, кто мог бы его просветить, то Господь найдет, как просветить его – либо через книги, либо пошлет ему нужного человека. Мы верим, что Господь промышляет о человеке, что Он всемогущ, значит, Он найдет способ объяснить человеку, что ему делать. Но именно тому, кто хочет исполнить волю Божью. Многие люди воспринимают идею Бога как манипулятора. Как в фильме «Матрица» у Нео идет разговор о Боге с самой системой, которая ему явилась в виде дедушки, и Нео говорит, что ему не хотелось бы чувствовать себя манипулируемым. Мы читаем в древних житиях святых, что в монастыри раньше никто никого не заманивал. Наоборот. Бг не манипулирует, не заставляет. На самом деле Он направляет, только если ты этого ждешь и просишь.

В Псалтири сказано, что самое страшное наказание – когда Господь уже совсем не видит святую жизнь, и Он перестает ставить преграды на пути твоего безумства: «Я оставил их упорству сéрдца их, пусть ходят по своим помыслам» (Пс. 80:13). Это самое страшное наказание. Просто обычно, когда мы говорим Богу «хочу-хочу-хочу», Господь ставит нам преграды, нас это злит, потому что нам кажется, что сейчас мы эту красивую девушку закадрим, а мы не знаем, что она больна СПИДом, например. Но Господь – раз! Машина сломалась. Потом еще что-то. Ты думаешь, да что же это такое?! Но когда человек проклинает Бога, говоря «что же это такое?!», – Господь может ответить его безумству: «Ладно, будь по-твоему».

Митр. Тихон (Шевкунов) в книге «Несвятые святые» говорил, что Господь отводит нас от греха, но если наша падшая воля настойчиво выбирает грех, то на каком-то этапе Господь уходит с нашего пути и дает совершиться тому, что избрала наша падшая воля. Но со всеми вытекающими оттуда последствиями. Так дети, например, кричат: «Все, уходите!», и родители уходят. А что дальше?

Опыт еженедельных бесед в Центре Иоанна Кронштадского.

Это все к тому, что и с игроманией так: если человек хочет исцелиться, он набирает какие-то хорошие навыки, и постепенно его инстинкты выравниваются.

Опыт бесед в реабилитационном Центре во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского показывает очень положительные результаты. В идеале, если бы у нас на приходах были такие беседы, у нас бы духовно-культурный уровень прихожан повышался. Почему-то у нас на приходах принято говорить проповеди либо для двоечников, то есть самые-самые азы, которые человек уже и так знает, либо о празднике, либо убогий пересказ сегодняшнего Евангелия. Многие уже знают, о чем сегодняшнее Евангелие. «Если Закхей залез на дерево, значит и мы, братья и сестры, совершая что-то для Господа, можем увидеть, что Он к нам пришел в виде какого-то умиротворения…»

Но в Центре еженедельная беседа строится по-другому: мы сидим, пьем чай, отец Иоанн (Адливанкин), руководитель миссионерского отдела Центра, просто, например, спрашивает: «Отец Прокопий, чем занимаешься сейчас, что пишешь, какая тема тебя сейчас занимает?». Я отвечаю: «Вот, мол, такая тема, что в некоторых компаниях эзотерические подходы используют, кто-то задал мне об этом вопрос. А один человек из компании высказался, что есть такая должность, такая опция трекера, который должен снять с работников ограничения». Где-то вместе посмеялись, кто-то пошутил, кто-то еще что-то сказал, обсудили проблему. Но потом – это очень важно, и этим собрания в Центре отличаются от собраний Анонимных алкоголиков – отец Иоанн собирает какие-то мнения, а потом дает резюме. Но резюме не властное, мол, вы все говорите неправильно, сейчас я вас научу жить правильно. Он просто объясняет внутреннюю суть явления: что в некоторых ситуациях это явление проявляет себя вот так, в некоторых – так, а если мы делаем вот так, то последствия будут вот такие. Потом еще какой-то разбираем вопрос. Никогда явно тема не звучит, она каждый раз разная. Он давал благословение членам этой общины выучить по 10 небольших блоков из книги св. Иоанна Кронштадтского «Жизнь во Христе». И когда конкретного вопроса, выявленного для обсуждения, не возникает, отец Иоанн спрашивает кого-нибудь, какой блок ему приходит на ум? И, отталкиваясь уже от того, что человек наизусть прочитает, дальше строят обсуждение.

В итоге так и получается, как говорил Достоевский, – если только за одну такую встречу у человека набирается две-три практичных мысли, которые он может использовать в жизни, то за несколько лет он и правда может полностью изменить свою жизнь. Потому что суть истории про Закхея ты не сразу сможешь понять, если ты, например, налоговый инспектор. Как ты можешь понять эту историю, если ты что-то собирал в казну, может, ты не всегда был согласен с кредитной историей, с конфискацией, но что тебе сейчас – совершить должностное преступление?

Как мы говорили, умом ты можешь петь сразу, я вот как раз умом хорошо в ноты попадаю, но, чтобы связки привыкли, нужно 2-3 года. Один товарищ говорил, мол, так в уме все хорошо поют! Например, ты слышишь какой-нибудь клип, и ты умом прямо повторяешь за ним, но стоит тебе открыть рот, как все говорят: «Замолчи, замолчи!». Так же и здесь: слыша Евангелие, ты понимаешь, как красиво – жить во Христе, но, когда ты входишь в реальную жизнь, у тебя что-то не получается. И как раз эти беседы в Центре помогали объяснить, как это происходит в реальной жизни. Соответственно, за одну встречу ты две-три крепких мысли уже усвоил, ты над ними можешь думать неделю, воплощать их. А на следующей встрече – еще две-три мысли и так далее.

Об уязвимости программы общества Анонимных алкоголиков.

Подобные беседы сильно отличаются от, например, 12-шаговой программы общества Анонимных алкоголиков. Потому что на этих беседах мы опираемся на православное мировоззрение. А в 12-шаговой программе, как и во многих подобных течениях, вовсе отвергается история. Они строятся так, как будто до изобретения программы не было вообще ничего. Такое ощущение, что никакие писатели не писали книг, никакие события не происходили, вся жизнь начинается в США с истории Билла У[1]. Естественно, все ходит по кругу: алкоголь, алкоголь, алкоголь. Как в одном фильме – все блюда с грибами и грибы с грибами. И человек, получается, закольцовывается, он программируется уже в каком-то агрессивном ключе.

Был такой анекдот на радио. Девочка пришла в магазин за сметаной со своим бидончиком. Ее спрашивают: «Девочка, что тебе надо?» – «Мама сказала набрать полный бидончик!», – они ей: «Ну, девочка, бидончик большой, ты – маленькая, тебе не будет тяжело?» – «Мама сказала набрать полный бидончик!» В общем, она постоянно говорит-говорит-говорит эту фразу. В итоге набирают ей полный бидончик. Потом ее спрашивают: «Девочка, а денежку тебе мама дала?» – «Мама положила денежку на дно бидончика!» Или как в другом анекдоте: «Что вы умеете делать?» – «Могу копать» – «А лестницу можете сделать?» – «Могу, только очень долго копать придется».

Эмоции, нервозность, тревога.

Православное мировоззрение же дает тебе культуру, которая помогает увидеть жизнь с разных углов, и ты выходишь из этой закольцованности. Например, тот же самый алкоголь. Вот ты занят работой, подошел ребенок, а ты ему: «Отстань!». Все. Ты ребенка отшил, у тебя тревожность появилась. На фоне твоей тревожности жена подходит, говорит: «Что ты так с ребенком разговариваешь?». Ты прикрикиваешь: «Чего ты ко мне пристала?! Иди занимайся своими делами!» – и уже начинается нервозность. Ты на этой нервозности что-то сделал по работе, не получилось, думаешь, блин, да елки-палки! Естественно, тут как тут алкоголь – можно успокоиться. Если бы тебе кто-то объяснил, что можно как-то помирится с ребенком, но не просто формально помириться, а почитать ему на ночь, пойти цветы супруге купить, сказать: «Дорогая, прости, я просто был на взводе».

Почему тут важно, чтобы кто-то тебе это все объяснил? Потому что появляются эти самые оправдания, мол, чего это я буду перед этой бабой… И друзья еще добавят: «Да ты что там перед этой бабой унижаешься?! Пусть знает свое место!». Получается, эта нервозность и алкоголь. Или игра. То есть у тебя все эти импульсы обостряются на фоне этого подавления второй сигнальной системы, когда ты теряешь внутренний мир. Когда у тебя был внутренний мир, в состоянии равновесия, ты мог хорошо справляться с какими-то хаотичными переживаниями. А когда начинается какой-нибудь перекос, ты теряешь внутренний мир. Это как – по аналогии – у тебя грыжа Шморля, что-то у тебя в позвоночнике немного изменилось, и для тебя небольшой рюкзачок становится непосильной ношей.

Исцеление: выводы.

В своей жизни я начинаю понимать, что у меня развиваются хаотичные процессы, когда я что-то ломаю. Или, например, когда есть какая-то корочка на ранке, и ты знаешь, что не надо ее срывать, хоть и очень хочется, – когда ты спокоен, ты сдержишься и не сорвешь ее. Но когда ты чем-то расстроен, ты мгновенно ее срываешь. Потому что ты уже не можешь терпеть. Еще одна форма реакции на хаос у некоторых – грызть ногти.

В одном ответе я советовал, как научить ребенка понимать, что его выводит из себя, и исцелять не сами эти погрызенные ногти, а – все в целом. В книге Чарлза Дахигга «Власть привычки» очень просто говорится об этой привычке, что нужно познать все те триггеры, которые запускают эти процессы, и выработать другую привычку. То есть, как только триггер в твоем уме прозвучал, – сразу руки под попу. Чтобы у тебя на физическом уровне эта привычка закрепилась.

Так же с игрой, и не только с игроманией, но и с инвесторскими делами. Это не значит, что надо все блокировать, но просто самое главное – не запускать эти процессы во время хаоса. Вначале нужно научиться побеждать этот хаос, а потом, если надо по работе пользоваться этим рефлексом цели, уже разумно двигаться в эту сторону. Но решить только одну задачу саму по себе не получится. Потому что всегда изнутри будет подпирать эта, так сказать, горная река, которая несется. Реку, может, и не получится куда-то деть, но ты же можешь выкопать новое русло, поставить туда турбины, еще и еще, используя этот поток, чтобы он работал в нужном направлении.

Если мы знаем, что Господь промышляет о нас, мы можем взять идею Нассима Талеба, автора «Антихрупкости», о том, что стрессоры помогают развить систему. Получается, если смотреть на свои проблемы с позиции православного мировоззрения, то они становятся основой для роста, а не поводом для уныния. И если сейчас есть какая-то страсть – это не значит, что надо демонизировать человека. В некоторых ситуациях начинают демонизировать человека, говорить, мол, ты такой греховный. Здесь срабатывает неправильная идея, что человек полностью предопределен, значит, Бог тебя таким создал, значит… Но апостол Иаков говорит, что Господь не искушает никого. Господь говорит Каину: «У дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4:7). То есть не Господь хочет, чтобы мы уходили в грех.

Иногда бывает, что Господь по каким-то причинам отступает, и мы попадаем в какие-то тяжелые ситуации, но, опять же, если мы правильно посмотрим на них, это вовсе не повод впадать в отчаяние. Это значит, чтобы выбраться из какой-то ситуации, нам нужно выработать какие-то новые навыки. Эти навыки потом помогут сделать нашу жизнь счастливее, полнокровнее. Потому что, если ты победил гнев по отношению хотя бы к одному человеку, ты потихоньку учишься жить в какой-то радости. Если ты учишься упорядочивать свою страсть, то для тебя жизнь раскрывается в полной форме, ты можешь чувствовать всю палитру красок.

Люди, кстати, этого боятся, потому что на фоне их уныния это возбуждение от игры – это единственное, что у них есть. Как в этой компании игроков – они бояться выйти, потому что иначе они остаются во тьме. Но бывает, что Господь дает тебе ощутить эту тьму, чтобы ты вновь взалкал любви, честности, ведь, чтобы строить отношения, ты должен тоже вложиться, а не просто пассивно принимать от людей подарки. Ты начинаешь учишься преодолевать свою гордыню, и тогда одиночество проходит. Ты вновь рад жизни. Соответственно, когда полнота, гамма есть, тогда человек понимает, как отдельный процесс можно реализовывать в правильном контексте.

[1] Уильям Гриффит Уилсон, также известный как «Билл У.» – один из создателей первого сообщества Анонимных Алкоголиков.