Страх. Страх (Ч. 8). Страх, что не будет сна. Бессонница. Как вместо страха прокладываются иные пути
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  15.07.2024.



Вы говорите, что много лет назад испытали страх не уснуть, и с тех пор этот страх преследует Вас. Вы стали пользоваться снотворными, сначала не столь тяжелыми, потом тяжелыми. Вам не дает покоя мысль, что Вы заснули не самостоятельно, и целый день с ужасом думаете о том, как будете засыпать. Ваш сон нарушился вследствие таких страхов и переживаний.

Я пошлю Вам одну беседу про боевую психотравму и вкратце прокомментирую, каким образом описанный там подход может помочь и в случае с бессонницей. Одна женщина также обратилась с вопросом о бессоннице. Когда она только что родила, маленький ребенок просыпался и она просыпалась вместе с ним. Потом ребенок подрос, перестал просыпаться, но выработанный рефлекс остался. Мама продолжала просыпаться от каждого шороха. Это явление можно описать с помощью теории академика А.А. Ухтомского о доминанте. Сформировался очаг возбуждения, который со временем начал обрастать условными рефлексами. Когда ребенок был маленький, шорох являлся сигналом, что с ним может что-то произойти, и мама просыпалась. Естественно, потом к этой связи стал подключаться страх. Точно так же страха не заснуть, мешает человеку заснуть.

О бессоннице – в эфире «Что сказать бойцам в госпиталях, как утешить? Бессонница, её причины и выходы из неё. Осуждение и его преодоление».

33:55 Бессонница.

Как когнитивно-поведенческая терапия предлагает справиться с этой проблемой. Причины бессонницы: стресс, негативные эмоции и мысли, а также отсутствие отдыха и сна. Не ассоциировать кровать с чем-то, кроме сна. Советы для улучшения сна. Важность прощения и спокойного состояния перед сном подчеркивается, так как гнев и обида могут мешать засыпанию. Связь бессонницы с оккультным опытом. Выплакать свой грех перед сном, чтобы избежать пробуждений из-за мятежа страстей.

Сны и их значение. Теория, что сны – это наше подсознание, пытающееся достучаться до нас.

Вечернее испытание совести. Влияние спешки и стресса на состояние человека. Сохранять благоговение и помнить о духовном, чтобы оставаться субъектом, а не объектом внешних воздействий. Контролировать свои эмоции.

У Виктора Франкла есть мысль о деконцентрации. Например, у импотенции есть и психологические причины. Когда мужчины боится не справиться с задачей, сам страх приводит к тому, что у него ничего не получается. В таких случаях Виктор Франкл пытался снять фиксацию. Но снять фиксацию достаточно тяжело – «попробуй не думать о белом бычке». Есть замечательная сказка М.Е. Салтыкова-Щедрика «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сколько бы генералы не пытались престать говорить о еде, разговор неизменно возвращался в одно и тоже русло. Так действует закон доминанты. Во время возбуждения текущего очага все поступающие импульсы притягиваются к текущему очагу, что на практическом уровне выражается в том, что человек интерпретирует встречные импульсы, исходя из текущего возбуждения. Если человек боится, что не сможет уснуть, услышав гул за окном, он сразу приходит к выводу, что сегодня поспать не получится.

Непонимание сути принципов деконцентрации может, в принципе, завести человека в эзотерическую область, например, существуют буддийские практики по оглушению сознания. Подход же святых отцов очень хорошо согласуется с учением академика А.А. Ухтомского о доминанте. Не перспективно штурмовать в лоб патологическую доминанту, потому что, как уже было сказано, все поступающие импульсы во время возбуждения определенной доминанты притягиваются к текущему очагу. Поэтому чем больше человек будет пытаться противопоставить что-то текущей доминанте, опровергнуть текущую доминанту, тем сильнее он может ее подкрепить. Примерно о том же говорил и Лев Выготский. Если можешь – не опровергай, а создавай другую, параллельную картину действительности. А.А.Ухтомский говорил, что нужно строить другую бодрую доминанту, и она, укрепившись, затормозит первую.

В тексте «Болезнь и ее смысл», часть 3-я «Духовные болезни и путь к исцелению» приводится несколько примеров.

Также несколько примеров описывается в беседе о боевой психотравме – «Боевая психотравма: православный взгляд | Иером. Прокопий (Пащенко), Иерей Евгений Лищенюк и др.».

Эта беседа с отцом содержит отдельные мысли, которые в более полном объеме приводятся в начале 3-ей части книги «Щит веры – воину-защитнику и гражданскому населению в помощь». После предисловия идут главы, где тема создания и формирования положительной доминанта развивается далее.

Применительно к случаю с мамой, которую пробуждает страх за жизнь ребенка, если она просыпается с досадой, то святые отцы советуют подобрать из Священного Писания мысль, которая одним концом упиралась бы в наше текущее положение, а другим – выводила бы нас в другую плоскость смыслов.

В частности, в житиях святых рассказывалось про одного мученика, которого привязали к коню и вели босыми ногами по морозу. Пальцы его ног отрывались, а он произносил следующие слова: «Стопы мои направи по словеси твоему». Когда мученику Иакову Персянину отрезали пальцы рук и ног, потом руки и ноги, он молился, и молитва была построена по этому же принципу. Когда отрубали правую руку – он благодарил Бога, что сподобился стоять одесную, что значит спасен. Когда отрубали левую руку – он благодарил Бога, что избавил его от стояния по левую сторону. 

Если мы понимаем учение о доминанте, которое очень хорошо соотносится с учением о страстях, то нужно помнить, что доминанта способна аккумулировать импульсы. Все наши страхи по поводу нашего страха бесследно не уходят. Каждая мысль, как говорил Игнатий Брянчанинов, накладывает на нас отпечаток. Не только действие, но и мысль откладывает отпечаток.

Связь учения о доминанте и святоотеческого учения о страстях описаны в тексте «Акценты к беседам о преодолении зависимого поведения». Есть цикл бесед с этим же названием. И в беседах про академика Павлова рассказано, как сделанные им открытия в области физиологии могут помочь нам в преодолении страстей и патологических доминант. Механизм патологической и созидательной доминанты одинаков, весь вопрос заключается в том, куда направлен вектор. Добродетель тоже становится навыком, только созидательным.

Если мама по началу просыпалась и ее эмоциональный заряд был два, то потом он становится 100, 1000. В беседах так же упоминалось про китайскую пытку, когда человек концентрируется на звуке падающей капли, и потом ему начинает казаться, что содрогается вся вселенная. Один раз я был в больнице, и меня зашел навестить духовник, показывая на капельницу, он стал в ритм падающей капельки произносить слова Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй меня грешного». Иными словами, если бы человек время падения капли считал началом Иисусовой молитвы, то он бы не сходил с ума, и капля пробуждала бы в нем совершенно иные смыслы. Через молитву он приходил бы к соединению с Богом. В памятке к книге «Воину-Христианину» приводится рассказ о девушке, которая, прочитав про каплю, переосмыслила свое состояние во время очень трудного и болезненного лечения. Ей делали множественные уколы в голову, и она решила с каждым проколом читать Иисусову молитву. На следующую процедуру она пошла уже без ужаса, думая о том, что данное испытание станет поводом для молитвы.

Если мама пробуждается ночью и еще вредит себе, досадуя, что снова проснулась, она только подкрепляет раздражительными мыслями текущую доминанту. Хотя можно было бы вспомнить слова из псалма: «В полуночи восстав, исповедуюсь имени твоему», – или привести на память что-то из тех строчек, где говорится о ночной молитве. Она может вспомнить что-нибудь из Евангелия или прочитать коротенькую молитву о ребенке: «Господи, благодарю тебя, что ребенок мой подрос и миновала уже опасная пора, и я, мама, могу быть спокойна за него». Сознание перенаправлялось бы тогда в другое русло. Конечно, здесь речь не только о приемах, ей помогал Господь.

Когда у человека была когда-то бессонница, а потом возникает страх повторения ситуации, то, как подчеркивается и в беседе про бессоницу, и упоминается в эссе Ивана Ильина «Бессоница», нужно вырабатывать в себе новый рефлекс. Кто-то слушает духовные поучения, например, «Добротолюбие», где и речь диктора, и музыка, и высшие смыслы текста действуют умиротворяюще. Может, мирянам и не стоит читать всю книгу «Добротолюбие», но второй том содержит много понятного. Действительно, слова святых отцов, в которых содержится истина, уже действуют успокаивающим образом на сознание.

Учитывая пример и святого мученика Иакова Персянина и данные, предавленные в статье «Акценты…», и учение академика Павлова, Вы могли бы уже как-то адаптироваться к своему страху бессонницы.

Тоже страдал от бессонницы и то, каким образом я выходил из этого состояния, изложил в упомянутом выше эфире. Вы могли бы подобрать какие-то смыслы, благодаря которым можно было направлять свой ум. Если ум будет пассивен и Вы не дадите ему направление, то он уйдет в направление сформированное патологической доминантой, а Вы должны прокладывать уже новую нейронную сеть, которая ориентирует Вас на другие эмоции, переживания, благодарность и молитву. Все высшие смыслы, связанные с Богом, дают покой душе, и человек засыпает. И если вы проснулись, то ненужно проклятий и страхов, а скажите: «Благодарю тебя Господи, что ты еще раз дал мне увидеть своими очами эту жизнь». Утром мы молимся и в утренних молитвах благодарим Бога за то, что мы не были исторгнуты смертью.

В заключении могу рассказать про свой страх. Я слышал, что аварии часто происходят при взлете и посадке самолета. И когда мне становилось страшно на рейсе на Соловки, я стал читать при взлете и посадке молитву: «В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой, Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми. Аминь». И когда мне приходили мысли, особенно при посадке, что сейчас мы разобьемся, я читал эту молитвы с пониманием, что если мы разобьемся, то я молюсь, чтобы Господь принял мой дух. Со временем страх ушел, а мысль переправилась совершенно в другое русло, и теперь в эти моменты я думаю о соединении с Богом.

Так же было несколько ответов про страх. В части 7 приводится рассказ про девушку, на которую было совершено нападение с целью насилия, и теперь, когда она идет той же дорогой, у нее возникает чувство страха. Я посоветовал ей посмотреть фильм «Книга Илая», где актер Дензел Вашингтон очень трогательно читает слова 22-го псалма. Мы этот псалом читаем, когда готовимся к причастию, и часто проскакиваем его на автомате. А здесь в контексте всего фильма эти слова явились квинтэссенцией. «Если пойду я долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной». И весь фильм является комментарием к этим словам.

– Ответ «Страх. Страх потерять, что имеешь. Прочие страхи»;
– Ответ «Страх. Дополнение к ответу про страх. Отсутствие страха патологическое и нормальное»;
– Ответ «Страх. Тяжелые мысли – противопоставить пение»;
– Ответ «Травма. Страх поездки за рулём (выходить из дома и пр.)»;
Страх. Ч. 4. Страх, что близкие люди умрут. Смотрит ночью, дышит ли супруг;
Страх. Ч. 5: Страх, что близкие люди умрут;
Страх. Ч. 6: Страх, что близкие люди умрут;
– Ответ «Страх (ч.7). На одной дороге было совершено нападение с целью насилия, теперь – страх ходить тем путём».

Когда одна моя знакомая очень скорбела после развода, была в очень тяжелой ситуации, она посмотрела этот фильм и в этих словах услышала что-то и для себя. Господь пастырь мой, и он ничего меня не лишает, когда ведет меня на пажите тучной. Она поняла, что несмотря на все пережитые скорби, она ничего не потеряла. Конечно, человек ушел, и казалось, что жизнь кончена, но, с другой стороны, она поняла, что Господь ничего не лишает. У нее есть близкие люди, друзья, поддержка, уважение коллег, она занимается любимым полезным делом, помогает детям, и нет повода считать свою жизнь остановившейся.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что только совершенный мог бы ограничиться такими книгами, как Евангелие и Псалтырь,а нам, новоночальным, необходим какой-то мостик, с помощью которого транслировать смыслы и в нашу повседневную жизнь. Конечно, в фильме показана фантазийная история, война, которая, возможно, имела целью уничтожение памяти о Боге. Если не брать протестантский момент, когда Илай во время молитвы берет девушку за руки, других моментов, которые бы делали фильм не приемлемым с точки зрения православия, нет. Мы смотрим на фильм как на притчу, показывающую, как Господь хранит того, кто хочет с ним жить. Если смотреть внимательно, то видно, что главный герой либо слепой, либо плоховидящий. Речь шла о ядерной войне, видимо, вспышка сожгла ему сетчатку глаз. И все равно Илай приводит слова из светской песни, смысл которой хорошо ложится на христианскую картину мира: «Есть только один цветок на поле тьмы, и этот цветок дает мне силы идти дальше»

Когда человек ничего не читает, не обогащается духовно и культурно, когда он живет в объедении и раздражительности и называет себя еще господином своей жизни, он становится беззащитным перед такими состояниями, о которых Вы говорите. Человек становится неспособным свой ум вывести из тирании мысли, и в этом его немощь, но эта немощь – не повод для отчаяния, а возможность осознать, что в твоей жизни чего-то не хватает, что-то неправильно, и нужно не убиваться, а пересмотреть свою жизнь. Если человек живет в гордости, то Господь дает ему столкнуться с тем, что превышает его способности к саморегуляции. У кого-то это бессонница, у кого-то аномальная привязанность к другому человеку – любовная зависимость, но не любовь. Например, девушка испытывает страстную тягу к мужчине, который ее унижает, и, возможно, через эти события, если правильно посмотреть, ей дается шанс изменить в своей жизни что-то к лучшему. Если женщина испытывает аномальную тягу, значит, что-то в ее жизни пошло не так, и сейчас самое время это исправить. Если путь будет осмыслен и приведет к соответствующим выводам, которые выльются в деятельность в правильном направлении, то тяга пройдет сама.

Также был ответ про компульсивный процесс, когда человек кусает ногти, и так далее «Компульсивные процессы. Грызет ногти, вырывает волосы и пр.».

Упоминалась светская книга Чарлза Дахигг «Власть привычки», где некоторые идеи перекликаются с тем, что уже было сказано выше. По сути, у Вас сформировался устойчивый навык, и нужно выстроить новый, который включит в себя прежний и даст ему новую интерпретацию. Человек просыпается не для того, чтобы сыпать проклятьями, а для того, чтобы благодарить. Благодарность умиротворяет ум, и человек становится спокойным. Еще следует отметить, что участие в оккультном опыте как раз сопровождается ночными пробуждениями. Когда человек немножко поспит, пробуждается и дальше ночь проводит в тяжелых мыслях, это повод спросить, был ли у человека оккультный опыт.

Если этот опыт был неглубоким, то необходим чин отречения, но не просто формальное отречение на исповеди от своих деяний, а когда отречение сопровождается осознанием происшедшего и формированием противоположного образа мыли. Смысл покаяния, как говорил преподобный Иоанн Лествичник, это жительство противоположное грехам. Если крещеный человек участвовал в оккультной инициации, либо имел многолетнюю оккультную практику, то он считается отпавшим от православной церкви, и здесь необходимо его присоединить к церкви через специальный чин присоединения, в рамках которого человек отрекается от своих заблуждений и над ним совершается таинство миропомазания.

К сожалению, многие священники этого не знают. Опыт показывает, что если у человека было глубокого погружения в оккультизм, то через эти два чина он выходит из такого водоворота негативных мыслей. А определить, кому что нужно, можно будет понять, детально изучив комплекс заблуждений, в котором пребывает человек. Опытный священник сможет сказать, нужен ли чин отречения или чин присоединения, хотя, конечно, в идеале должны быть канонические рекомендации. Если была инициация, если человек проходил саентологию, одитинг, если участвовал в церемониях аяуаски, то необходим чин присоединения.

Если было чтение литературы, какие-то эпизодические медитации, то, возможно, и ограничиться чином отречения. Но если человек взаимодействовал с падшими духами, обращался к глубинам сатанинским и понимает, с кем он взаимодействовал, то необходим чин присоединения. Испытываемые человеком терзания – это последствия подобного опыта. Соответствующую консультацию можно получить в центре «Святого праведного Иоанна Кронштадского» в Москве и в московской патриаршей комиссии по реабилитации отпавших от Православия (https://svetfavora-komissiya.ru/).

В работах «Бреш в стене» часть первая, вторая, третья излагаются мысли по реабилитации людей после вхождения в эзотерическую сферу.

«БРЕШЬ В СТЕНЕ (часть 1): Об уврачевании последствий эзотерического опыта и преодолении состояния повреждения сознания»;
«БРЕШЬ В СТЕНЕ (2/2). Некоторые мысли о целостной духовной культуре и выходе из круга патологических состояний»;
«БРЕШЬ В СТЕНЕ (часть 3)». О преодолении мучительных состояний, прелести и демонического воздействия».

Были записаны некоторые приводимые ниже аудио-ответы. Была беседа совместно с проектом Просмыслы «Навязчивые мысли: истоки и способы борьбы». Цикл бесед «Зазеркалье», где рассказывалось, как сопротивляться этим навязчивым состояниям.

Ответ «Эзотерика. Бывшим эзотерикам (а также ощущающим постороннее влияние, второе я в сознании)»;
Ответ «Ощущения, сенсетивность (обостренная чувствительность, мнительность, погруженность в ощущения, ориентация на них, а не на Истину)».

PS : Один монах рассказывал, что у него в детстве было заикание, и в юности он понял, что в основе заикания лежит страх. Страх, что ты скажешь что-то не так, парализовывал и сбивал речь. И когда он это понял, он стал бороться со всеми страхами, и заикание постепенно отступило. Единственный отголосок, который остался, – он не любит публичной речи, хотя может сказать без заикания. Так же одна знакомая рассказала, что после эзотерических практик, где ей надели какой-то эзотерический кулончик, у нее на этом месте началась онкология в щитовидной железе. Раньше у нее было много страхов, но во время онкологии, пережив сильный страх смерти, она пришла глубоко к вере. Ей не с кем было советоваться, она сама стала изучать творения православных авторов, глубоко укоренилась в Боге, не на уровне просто поставить свечку в церкви, а так основательно, что в следствии этой укорененности от нее отступил страх смерти. Она выздоровела и с тех пор ничего не боится. Понятно, что речь здесь не о той ситуации, когда человек повредился рассудком и возникает ощущение, что он ничего не боится. Бывает страх патологический, например, кто-то во время боевых действий притупляет страх с помощью фармакологии, но такие люди погибают первыми, так как страх может вовремя подсказать, где пригнуться. Однако страх не должен обладать человеком. Страх исчез вследствие постижения высочайшего смысла жизни, когда человек понимает существование Промысла Божьего. И то, что мы иногда воспринимаем, как какие-то проблемы, может быть тем, с помощью чего Господь нас вразумляет.