Рефлекс. Рефлекс патологический. Боязнь взрыва, болезни, что бросят другие
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  25.09.2024.



Этот ответ был записан для женщины, в квартиру которой был совершён «прилёт». Она живёт в месте, где часто происходят взрывы, и у неё, по её собственному мнению, сформировался рефлекс: когда она слышит звук ПВО – не помня себя вскакивает, бежит, оказывается в коридоре.

См. также цикл бесед «Чрезвычайная ситуация».

Проявление рефлекса

Когда все вместе мы собирались, кушали в ресторанчике и расходились по домам, у выхода в течение минут десяти люди решали, кто с кем едет, кто вызывает такси. Женщина тоже участвовала в обсуждении и вызвала такси, а потом прислала сообщение: «Меня все бросили». Позднее мы обсудили, что, если боишься оставаться одной, об этом можно сказать. Люди воспринимают ее как взрослого человека и предполагают, что взрослый человек может сказать о том, что его беспокоит. Тем более, что речь шла о совместном мероприятии, и все видели, что она вызывала такси. Рядом с рестораном стояло несколько молодых не очень трезвых парней, но совершенно не агрессивных, и, с учётом того, что такси уже едет, ни у кого и мысли не возникло, что ситуация может быть угрожающей. Действительно, когда не было Яндекс такси, в 90-е нужно было голосовать на улице, а такси по вызову были очень дорогие, без сотовых телефонов и без денег, в неизвестном районе, где не знаешь, куда ехать и далеко до метро, подобная ситуация могла оказаться опасной, и тогда можно было бы сказать, что «меня бросили».

Вторая ситуация была похожа на первую, а затем возникла и третья, когда мы решили выяснить, что происходит. После лекции мы вместе поехали в реабилитационный центр, потом пошли поужинать в самом центре города на освещённой многолюдной улице, где много разных заведений, а метро буквально в пяти минутах пешком. И опять та же самая фраза – «меня все бросили». При желании, ее просто не взяли бы с собой ни в реабилитационный центр, ни на ужин. Женщина согласилась, что умом понимает, если бы от ее общества хотели избавиться, то сделали бы это гораздо раньше, но когда она остается одна, то, видимо, у нее срабатывает определенный паттерн, и возникает изменённое состояние сознания: «все плохие», «меня бросили».

Взгляд на ситуацию с разных сторон

Как можно преодолеть такую убежденность? Когда я был студентом, на втором этаже у меня жил друг, к которому приезжал наш общий товарищ. Я видел, как он ставит машину у окна, поднимается на второй этаж, но так как они мне не звонили, мне казалось, что они что-то замышляют против меня, и я начинал их избегать. Когда я уже стал христианином, то ситуация представилась мне совершенно в ином свете. Товарищ мог пребывать в полной уверенности, что я, видя его припаркованную перед окнами машину, позвоню сам, а раз я этого не делаю, значит, имею какие-то негативные мысли против них. Соответственно, моя позиция тоже могла показаться странной. Похожая история была и в юношестве, когда в коллективе ты весь такой непонятый и гениальный удаляешься в другую комнату, в убежденности, что все должны бросить все свои дела и идти уговаривать тебя выйти на свет из подземелья. Когда же к тебе заходят, предлагая присоединиться к общей компании, ты отвечаешь: «Нет! Я хочу посидеть здесь». Люди успокаиваются, воспринимая тебя как взрослого, а тебе по-детски хочется, чтобы тебя упрашивали и уговаривали, как ребенка, повторяя «ну, пойдём!». И тогда после продолжительных уговоров ты бы согласился: «Так и быть». Ты придумываешь себе картину, а в реальности этого не происходит, и начинается обида на всех окружающих, и, кажется, что весь мир несправедлив.

Преодоление рефлексов

Когда ты обнаруживаешь в себе определенный рефлекс, то нужно ему что-то противопоставить, например, развить некое делание. Хотя, может быть, где-то и в нас не хватает любви, и иногда правильно с человеком обойтись как с ребёнком, а наша жестокость сердца не позволяет пойти таким путем. Но в целом, если есть проблема, ее надо решать, иначе человек так и останется в детской позиции. Как говорится, «будем резать, не дожидаясь перитонита».

Здесь можно вспомнить Евангельские события, когда при взятии Господа в Гефсиманском саду все ученики Его разбежались : «Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною» (Ин 16. 32–32). Одно из речений Иисуса на кресте: «Элои, Элои! ламма савахфани?» – что значит: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты оставил Меня?» (Пс 21:2; Мф 27. 46; Мк 15. 34) Cвятые отцы пишут, что пока на апостолов не снизошла благодать Святого Духа, у них не было той смелости, той внутренней силы исповедовать Христа перед лицом мучителей, но после Пятидесятницы они были преображены и уже бесстрашно проповедовали в различных странах, не боясь идти даже на смерть.

Речь здесь идет не о просто повторении какой-то фразы, а о погружении в Евангельскую ткань, где фраза становится ключом, который открывает дверь к размышлениям: «Я не один, со мной Отец». Когда человек начинает вводить в ум это делание, со временем триггер, запускающий чувство одиночества и оставленности, перестраивается, и позднее, когда он оказывается в подобной ситуации, сами собой возникают мысли на Евангельскую тему. Также в любом смятении и опасности, Псалтирь для нас – кладезь Божественной мудрости. Царь Давид долгое время скрывался в горах от убийц, был в безвыходном положении. Можно посмотреть, что откликнется самому из слов Псалтири. Если однажды рядом что-то взорвалось и теперь возникает состояние ужаса, нужно настраивать себя таким образом, чтобы данная точка стала стартом не к эмоциям страха, а к иным размышлениям. В Псалтири есть такие слова: «Глас радости и спасения в селениях праведных: десница Господня явила силу!» Здесь речь идёт о том ликовании, которое слышно из уст праведников. Можно прочитать даже толкование, провести аналогию – шум взрыва и шум, который создают ликующие люди.

Формирование патологического рефлекса

Самый главный путь формирования патологического рефлекса – это пассивность сознания. Хорошо почитать книгу «Мученики ленинградской блокады», написанную двумя девочками, которые жили в блокаду под бомбежками. Одна рассказывала, как мама разворачивала карту города, когда начиналась воздушная атака, и, чтобы детский ум не фиксировался на взрывах, показывала, где идет обстрел, объясняя, что вероятность попадания снаряда в дом – маленькая. Либо родители начинали играть с детьми. Если человек просто сидит и трясется в ужасе, то происходит формирование патологического рефлекса, а со временем реакция усиливается.

Например, один знакомый стал переживать на тему вирусов. Конечно, была информация о разработке вирусных систем, но он, видимо, слишком глубоко погрузился в эти данные, и сама идея стала для него вирусом. Он даже довёл себя до язвы желудка. Когда у него прихватывало спину, он начал колоть себе обезболивающее. И хотя в инструкции было написано продолжать лечение не более нескольких дней, иначе могут возникнуть проблемы с желудком, он решил, что в отличие от таблетированной формы укол – безвреден. Когда же заболел желудок, он обвинил живущих рядом людей, подозревая их в том, что они кормят его плохими продуктами. Когда стало совсем плохо и кровь уже пошла в желудок, его увезли на «Скорой». Один из родственников задумался, с чего могла появиться язва, ничего острого и пряного они не ели. Он случайно увидел упаковку препарата в мусорном ведре, среди побочных действий которого были как раз проблемы с желудком, что подтвердил и доктор.

Предостережение

Антихрупкость – понятие, которое ввел экономист и трейдер Нассим Талеб в книге «Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса», обозначает свойство системы, при котором ветер не тушит свечу, а наоборот раздувает ее пламя. То есть пережитые стрессы не разрушают систему, а делают её крепче. Похожая фраза была и у Ницше: «То, что нас не убивает, делает нас сильнее». Но он закончил свою жизнь в психиатрической клинике, поэтому нельзя считать его экспертом по психическому здоровью. Надо сказать, что в Индии, хотя я и не фанат Индии, в дискурсе есть два дополнительных вопроса, которых нет у европейцев. В Индийской риторике есть специальный механизм, который предотвращает полнейшую ошибку. Европейцы считают, то, что нас не убивает, делает нас слабее или, наоборот, делает нас сильнее. В Индии фраза будет звучать иначе: то, что нас не убивает, делает нас и сильнее, и слабее или – ни сильнее, и ни слабее. Бывают ситуации, когда кризис тебя не убил (например, при взрыве), но и сильнее тебя тоже не сделал, а сделал пугливым. Как в сказке Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь», которому старик-отец рассказывал, как однажды его выловили сетями вместе со множеством другой рыбы и хотели уже кинуть в кипящую воду, но он оказался слишком мал для ухи,и его выпустили в реку. Натерпелся он тогда страху. Пескарь хорошо запомнил поучения отца и решил прожить жизнь, ни во что не ввязываясь. Он сделал себе нору, куда никто другой забраться не мог. Прожил он так больше ста лет, и однажды ему привиделся сон, будто он выиграл в лотерею. От сладких фантазий его нос высунулся из норы, и пескаря не стало.

Нассим Талеб говорит, что примером антихрупкости может служить, например, развитый иммунитет. Человек закаляется, активен, и организм его адекватно реагирует на внешние раздражители. А хрупкость – это когда человек принимает много антибиотиков и сидит в стерильной комнате. Вроде бы, сейчас он не болеет, но его механизмы адаптации к окружающей среде не работают. Он держится только за счёт внешних корректировок. По сути такому человеку достаточно легкого сквозняка, чтобы он слег в постель.

Михаил Овчинников, переживший онкологию, понял, что крайне важно в болезни сохранить мирный дух, тогда есть возможность сопротивляться, потому что избыточные переживания губят. В интернете можно найти его книгу «Терновый венец болезни. Опыт преодоления рака». Он даже ссылался на исследования о натрий-калиевых перегородках, которые служат барьером и помогают клетке не пускать в себя нечто чуждое. Этот барьер хорошо работает, когда мы находимся в мирном духе.

Скатывание в негативные суждения

Человек, про которого я рассказывал, начал избыточно погружаться в тему вирусов, заявляя, что его домочадцы его травят, хотя все заболели одновременно. При этом он совершенно проигнорировал тот факт, что его близкие вызвали «Скорую», заплатили деньги, отвезли, положили его в больницу. То есть, если бы хотели отравить – давно бы отравили. Он стал говорить, что живёт рядом с убийцами, стал выдвигать требования, что никто не должен никуда ходить. Если человек начинает пассивно погружаться в поток информации, но при этом ему нечего противопоставить, он заболевает. В его случае была видна определенная взаимосвязь с событиями, произошедшими несколько лет назад. Он начал кипятиться по поводу одного общественного деятеля и, как только слышал упоминание о нем, начинал говорить, что тот делает неправильные шаги. Постепенно все разговоры стали сводить к этому человеку, о чем бы не шла речь. Осуждение превратилось в доминанту. Человек стал чаще и чаще скатываться в позицию ненависти. А по духовным законам действует принцип: если ты не примешь одного человека, очаг возбуждения разгорается в коре головного мозга, и в это пекло залетают и все остальные. Соответственно, если на каком-то этапе появился враг номер один, от которого все беды, то позднее все домашние стали восприниматься как враги.

Пассивное состояние ума

Когда ум находится в пассивном состоянии, у человека, постоянно просматривающего ролики, формируется устойчивая связь. Скотт Стоссел в своей книге «Век тревожности: страхи, надежды, неврозы и поиски душевного покоя» рассказывает, что у него был страх тошноты, и мысль о возможной тошноте вызывала тошноту. Книга, можно сказать, типично американская, со специфическими американскими паттернами. Не уверен, делает ли автор конструктивные выводы и предлагает ли выходы, но он собрал очень много фактов и материалов. Оказывается, существует огромное количество нарушений, например, страх перед собственной тошнотой или страх перед синдромом раздраженного кишечника, когда даже мысль сразу вызывает опорожнение. Конечно, могут существовать медицинские показатели, но важно отметить, что если у человека в сознании нет точки притяжения, если он не знает ни о Боге, ни о Евангелие, то естественно при звуке взрыва, он может думать только о взрыве.

Как справиться

В книге Эриха Мария Ремарка «Искра жизни» герой слышал звук летящего снаряда и понимал, что если он только зафиксируется на этом звуке, то сойдёт с ума. Он пытался петь. Пение не всегда помогает, тут нужна всё-таки божественная сила. Я вспоминаю Зосиму (Сокура), которого пытали в камере, называемой «Музыкальной шкатулкой», – в камере без окон, без дверей, обитой резиной, в полной темноте человек слышит одну и ту же депрессивную музыку. Через некоторое время мозг настраивается исключительно на эту мелодию, и из жизни уходит всё, что с ней не связано. Человек сходит с ума, пытается разбить голову, чтобы умереть или прекратить зацикленность на этих звуках. Но о стены, обитые резиной, голову разбить невозможно. Если бы не Иисусова молитва, как писал Зосима (Сокур), он бы рехнулся. Самое главное – не дать уму зафиксироваться на состоянии ужаса, и выводить его из потока. Если нет опыта делания Иисусовой молитвы, хотя бы иметь заранее заготовленную фразу, которая запускает цепь размышлений, содержит пучок смыслов. Хотя один духовник говорил, что эти фразы можно использовать, когда ум еще находится более-менее в равновесии. Если человек потерялся его совсем, тогда надо сосредоточиться на Иисусовой молитве, потому что невозможно произвести какой-то ход рассуждений, когда ум подавлен. Когда затопляет ужас, можно петь, какое-нибудь коротенькое песнопение Божьей Матери.

Превозмогание проблемы

Здесь могут также пригодиться небольшие посты про страх и состояние ужаса (ссылки приводятся в конце ответа), которые рассказывают про советы мудрых людей, которые помогли мне самому, когда у меня были подобные приступы. Духовное делание позволяет перестроить рефлекс. А если человек пассивно, как мой знакомый, сидит и боится вируса, получается гиперфиксация на теме, которая приводит к разрыву социального контакта, в то время, как его домашние демонстрировали всё-таки другую стратегию – лечились, делали, что было в их силах.

Одну женщину в 16 лет сбила машина, ее ноги были переломаны, тазобедренные суставы раздроблены. Она приехала из Союзной республики в большой город учиться, где у неё вообще никого не было. Родители были небогаты и не могли оказать помощь. Врачи не дали никакой надежды, сказали, что она никогда не будет ходить и у неё никогда не будет детей. Кусая в кровь язык, она вставала на костыли, а потом стала пробовать ходить без них. Из больницы просто выгнали, никто не хотел нести за нее ответственность. Год она ездила далеко в поликлинику, где были занятия ЛФК и реабилитация. Зимой было скользко, на костылях приходилось как-то забираться в трамвай, а затем спускаться, но надо было попасть на реабилитацию. Сложно представить, каково было 16-тилетней девочке без какой-либо помощи ходить на костылях, да ещё с таким прогнозом – никогда не будет детей. Она говорит, что это приучило ее к какой-то конкретности. Если бы она боялась всего, то негативные эмоции полностью бы затопили сознание. Нельзя было сидеть и бояться! Как говорил отец Иоанн, проблемы надо решать по мере их поступления. Эта женщина рассказывала, когда ты всего боишься, ты делаешь неверные шаги. Идёт снег, и ты думаешь, что всё кругом засыплет и ты не сможешь выехать – начинаешь заранее чистить дорожку, которую, кажется, занесет снегом. В итоге, после неимоверного труда, когда ты уже устал, ты обнаруживаешь, что снег намело совершенно в другом месте, что теперь является проблемой, но убирать снег уже нет сил. Если человек не боится заранее, то он реагирует адекватно.

Самое плохое происходит, когда человек сидит и трясётся. Этот момент ломки психики хорошо показан в фильме «Охотник на оленей» с Робертом Де Ниро, где он, кстати, играет православного. Картина повествует о судьбе трёх молодых американцах русского происхождения, призванных на войну во Вьетнам. Их держат в клетке и выпускают для смертельных игр в русскую рулетку. Обычно такие зверства по отношению к военнопленным на официальном уровне отрицаются, но по факту они являются атрибутом практически любой войны. Один из членов общины слышит наверху щелчки револьвера, в барабане один патрон, и два человека играют в русскую рулетку, поочерёдно стреляя себе в висок. Его сознание фиксируется на этих звуках, и каждый щелчок становится всё более и более болезненным. На каком-то этапе он не выдерживает, и психика слетает с катушек.

Молитва в помощь

Один человек рассказывал про китайскую пытку, когда на камень размеренно падает капля. Ты вслушиваешься в этот звук и начинаешь постепенно на нем фиксироваться, так формируется все более и более активный отклик мозга на данный процесс. На каком-то этапе капля, падающая на каменную плиту, кажется, сотрясает всю вселенную, и ты сходишь с ума. Когда я однажды лежал в больнице под капельницей, ко мне зашёл духовник и посоветовал не пребывать в праздности, а читать Иисусову молитву, а капли будут отбивать счёт: Господи – капля – Иисусе – капля – Христе – капля. В китайской пытке человек мог бы между падениями капли прочитать «Отче Наш», либо подобрать другую молитву, чтобы сложился беспрестанный цикл, а каждый удар капли был бы не началом дрожи, боязни и ужаса, а началом отсчёта для молитвы, соединяющей с Богом. Тогда последовало бы утешение.

Религиозное совладание

Проф. Ф.Е. Василюк в статье «Религиозное совладание» приводит историю одной католической монахини, которая заболела раком и стала ходить очень медленно, останавливаясь каждый раз, чтобы отдышаться. Болезнь помогла ей впервые обратить внимание красоту природы, которую она раньше не замечала, спеша на службу. Он так же рассказывал о человеке, которого посадили в темное помещение, где он должен был сойти с ума, но он фиксировался не на темноте, а на молитве, которая соединяла его с Богом. Было два похожих случая. Религиозный путь Сергея Овсянникова, известного священника в Голландии, тоже начался через такую камеру-одиночку. В своей книге «Книга про свободу» он забавно описывает, как в советские годы, когда служил в армии, поделился своими размышлениями с сослуживцами, за что и оказался в «одиночке: «У нас людей конвоируют автоматчики, но у каждого человека есть свой страх, и получается, что рядом с каждым из нас стоит еще и невидимый автоматчик». Оказавшись предоставлен самому себе, он мог уйти в ужас переживаний о собственной нелегкой участи, но он стал размышлять о бытие. Кто ты? Откуда ты и для чего? Так «одиночка» стала для него колыбелью веры. Другая история произошла с Романом Брагой, румынским православным священником, который при коммунистической Румынии оказался в «одиночке», где люди сходят с ума при полной сенсорной депривации. И хотя он уже тогда писал работы про Иисусову молитву, только там он понял, что Бога он и не знал, знал Его только теоретически. Когда вовне идти было некуда, единственное, куда можно было направиться – это внутрь. Он углубился в Иисусову молитву, и только тогда обрел Бога на действительно реальном уровне.

Профессор Василюк в своей статье «Религиозное совладание» пишет, что для человека неверующего проблема является досадным препятствием, от которого нужно избавиться. Как у Скотта Стоссела, при страхе тошноты или синдроме раздраженного кишечника ты просто мучаешься, ищешь выхода, но не понимаешь причины. Кстати, заставляет задуматься тот факт, что, оказывается, у Чарльза Дарвина было много расстройств панического спектра. Он был очень больным человеком. Возможно, его деятельность, которую он вел, давала такую реакцию, и это был некий сигнал, что надо остановиться, но он не хотел прислушаться. У Исаака Сирина в 79-ом слове есть слова подвижнические, если человек горд, то Господь попускает ему искушение сверх сил. Говорят, что Господь даёт по силам, но в случае с гордостью – сверх сил. Такой человек лишается всего того, что давало ему божественную помощь, и оказывается в ситуации, которая превышает его способность ее преодолеть.

Видео «Искушения сверх сил. Когда совсем невмоготу. Даёт ли Бог больше, чем человек может понести, и кому?»

Однако Стоссел Скотт даже не рассматривает вопрос о возможных причинах. Он упоминает про молитву, но молитва для него не личное общение с Богом, а один из обладающих терапевтическим эффектом приёмов, сродни медитации, бегу трусцой или игре в баскетбол. Василюк пишет, что для неверующего человека кризис – некое досадное препятствие, которое вдруг вторгается в его жизнь, а для человека верующего кризисные ситуации – некий разлом, в котором показываются те вопросы, которых он раньше перед собой не ставил.

Опасность «пассивности ума» и способы выхода из этого состояния

В известном фильме «Остров» с Мамоновым в сценарии включено много из жития святых, отчасти элементы из жизни преподобного Севастьяна (Карагандинского), житие которого – неиссякаемый источник мудрости. В Казахстан, куда многих отправляли в ссылку, он провел многие годы своей жизни. Один человек работал там шахтером. После работы, будучи весь мокрый, несколько километров он шел по морозу домой в землянку. Спустя какое-то время ему разрешили жить в землянке непосредственно рядом с работой. «И зажили мы там как в Раю!» Когда читаешь эту историю, думаешь, какая же красота была у человека в душе, что он мог написать про подобное существование, что он жил как в Раю! В фильме также много заимствовано из жизни Феофила Киево-Печерского. Из его биографии изветсно, когда он был маленьким, мама на него даже кидалась с топором и хотела убить много раз. Однозначно для травмы у него тоже были все основания.

Вспомните эпизод, в котором настоятель, после пожара в своей келии, пришел ночевать к о. Анатолию в кочегарку, не забыв прихватить с собой шикарное одеяло. «Сейчас бесов гонять будем», – говорит главный герой. Топчет одеяло ногами и выкидывает в море, а любимые сапоги настоятеля сжигает в печи: «Ты что, не знал, что на голенищах архиерейских сапог больше всего грехов-то умещается?» Открыв вентель паром внутрь помещения, о. Анатолий вводит настоятеля в состояние ужаса и паники, обнаруживая его страсть. «А главное показал ты мне, что веры во мне мало. Я ведь по настоящему испугался – ой, уморит он меня в своей кочегарке, ой, уморит. Смерти испугался, маловерный», – признался настоятель. Боязнь смерти вплоть до потери памяти о Боге. Об этом важно было узнать, чтобы в кризисной ситуации сразу настроиться на правильный лад. Как в приемах рукопашного боя, у бойца нет времени думать над приёмом, он должен его воспроизводить автоматически.

Одна знакомая, занимающаяся альпинизмом, рассказывала, что есть горы очень высокого уровня сложности. Туда могут ходить только люди, у которых альпинистские навыки отработаны до автоматизма. При падении с ледяной скалы у тебя будет сотая доля секунды, чтобы успеть что-то сделать. Нет времени посмотреть в книжку, руки автоматически должны успеть завязать узел. Примерно та же история с ситуацией в фильме, когда открыли вентиль и человек начал задыхаться, вместо паники у него автоматически должна была быть наготове молитва.

Одна паломница, когда мы собирались после беседы в христианской общине за трапезой, рассказывала, что в 90-е у нее был большой «джип» со сложной системой управления, не как у современных машин. Однажды во время пути её ребёнок неожиданно выбежал из машины. В этой шоковой ситуации от ужаса, что она вот-вот задавит своего сын, она перестала понимать, что нужно делать, страх заблокировал работу мозга. В такой ситуации человек может просто перепутать газ с тормозом. Она только успела сказать: «Господи, помоги!» – и машина остановилась. Это было настоящее чудо!

Как говорит профессор Василюк, состояние кризиса – этот разлом, из которого виднеется вопрос, на который мы в своё время не нашли ответа. Для архимандрита состояние ужаса стало откровением, что у него нет крепкой веры, нет упования, что Господь – действительно промыслитель. Для начала хотя бы важно это признать, а затем прокладывать новые пути в своем сознании, чтобы триггер, который в условиях пассивности нас вводит в состояние ужаса, приводил память о Боге, о том, что нас укрепляет. При пассивности ума грубые сигналы проходят, не встречая никакого контрдействия. Раз за разом система получает подкрепление, и действие сигнала разрастается. Человек паническими мыслями наоборот убыстряет консолидацию системы и ее переход из гибкого, пластичного состояния в состояние фиксированное.

Преподобный Марк Подвижник называл неведение, разленение и небрежение самыми большими грехами, что можно обозначить одним словом – «пассивный ум». В таком состоянии человек видит красоту женскую и уязвляется похотью. Речь идет не только о красоте женской, любой яркий образ начинает владеть человеком. В небрежении ты не заботишься о молитве, о духовном делании, твой ум пассивен и любой яркий образ запускает аномальные мысли, вращению которых ты не можешь воспрепятствовать. В состоянии пассивности ты не можешь воспрять. Уныние считается очень опасной страстью, как писал схиархимандрит Гавриил (Бунге). Например, при обжорстве, мы наелись, наш ум на время затуманился, но потом мы можем покаяться и придумать стратегию для сопротивления этой страсти. А уныние парализует ум и волю настолько, что в сознание человека беспрепятственно затекают самые страшные мысли, которые формируют его уже в ином ключе. Пассивность ума в таком состоянии делает уныние очень опасным. Важно не только понимание, но и деятельность, потому что только она закрепляет результат и формирует новые связи.

Иные материалы о страхе и тревожности

Эфиры:

Эфир «Страх принимать самостоятельные решения. Я не верю в себя. Тревога» (https://youtu.be/9SdwgGenSbE)

Эфир «Имея веру, не боишься. В чем причины неуверенности в себе?» (https://youtu.be/lCIaOwA3cSM)

Эфир «Эмоции и интеллект. Эмоциональный интеллект? Страхи». Часть 5 (25 эфир) (https://youtu.be/XZyVCz8TdVc)

Ответы:

Ответ «Страх. Страх потерять, что имеешь. Прочие страхи» (https://solovki-monastyr.ru/abba-page/voprosy-k-pastyryu-3/475/)

Ответ «Страх. Дополнение к ответу про страх. Отсутствие страха патологическое и нормальное» (https://solovki-monastyr.ru/abba-page/voprosy-k-pastyryu-3/499/)

Ответ «Страх. Тяжелые мысли – противопоставить пение» (https://solovki-monastyr.ru/abba-page/voprosy-k-pastyryu-3/307/)

– Ответ «Травма. Страх поездки за рулём (выходить из дома и пр.)» (https://solovki-monastyr.ru/abba-page/voprosy-k-pastyryu-3/506/)

Страх. Ч. 4. Страх, что близкие люди умрут. Смотрит ночью, дышит ли супруг. (https://solovki-monastyr.ru/abba-page/voprosy-k-pastyryu-3/531/)

Страх. Ч. 5: Страх, что близкие люди умрут. (https://solovki-monastyr.ru/abba-page/voprosy-k-pastyryu-3/536/)

Страх. Ч. 6: Страх, что близкие люди умрут. (https://solovki-monastyr.ru/abba-page/voprosy-k-pastyryu-3/568/)

Ответ «Страх (ч.7). На одной дороге было совершено нападение с целью насилия, теперь – страх ходить тем путём». (https://vk.com/o_prokopy?w=wall-184086372_2188)

Посты:

Страхования — приступы страха.

Часть 1. (https://t.me/o_Prokopy/2197)

Часть 2. (https://t.me/o_Prokopy/2198)

Часть 3. (https://t.me/o_Prokopy/2204)

Часть 4. (https://t.me/o_Prokopy/2208)

Часть 5. (https://t.me/o_Prokopy/2225)

Что делать, когда человек испытывает насилие негативной мысли?

Часть 1. (https://t.me/o_Prokopy/2281)

Часть 2. (https://t.me/o_Prokopy/2294)

Часть 3. (https://t.me/o_Prokopy/2295)

Часть 4. (https://t.me/o_Prokopy/2301)

Часть 5. (https://t.me/o_Prokopy/2308)

Часть 6. (https://t.me/o_Prokopy/2315)

Часть 7. (https://t.me/o_Prokopy/2316)

Часть 8. (https://t.me/o_Prokopy/2324)

О преодолении зацикленности:

«Болезнь и ее смысл», часть 2 «Причины, понимание, молитва, облегчение» (https://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2589/)

Молитва:

Крестом рвутся все сети вражии, которые нас окружают. Нужно крестить крестом на восток, запад, юг и север утром и вечером и во всех трудных обстоятельствах жизни (когда разгневаешься, испугаешься, поспоришь с кем-нибудь, плохой сон приснится и т.д.), читая молитву сию: «КРЕСТ ХРИСТОВ НА ВЕСЬ МИР ОСВЯЩЕННЫЙ БЛАГОДАТИЮ И КРОВИЮ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА ДАН НАМ ОРУЖИЕ НА ВСЕХ ВРАГОВ НАШИХ ВИДИМЫХ И НЕВИДИМЫХ ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТАГО ДУХА. АМИНЬ».

Вкушай натощак утром св. просфору со св. водою Крещенской. Святую воду пей по всякой нужде, хотя бы и поел (когда внезапно заболеешь, разгневаешься, испугаешься, плохой сон приснится и т.д.).

Кропи святой водой Крещенской на все 4 стороны (также потолок и пол) и говори: «ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТАГО ДУХА ОКРОПЛЕНИЕМ ВОДЫ СИЯ СВЯЩЕННЫЯ В БЕГСТВО ДА ПРЕВРАТИТСЯ ВСЕ ЛУКАВОЕ, БЕСОВСКОЕ ДЕЙСТВО. АМИНЬ».

(Использованы материалы брошюры «Покаяния двери отверзи ми двери… Молитвы и святоотеческие наставления готовящемуся к святой исповеди» (издательство «Светоч». С. 43-44))

Можно также выучить молитву “Да воскреснет Бог” и псалом 90-ый.

Молитву можно читать, если сильный испуг, например, страхования.

Псалом можно хотя бы читать 3 раза в день на память, когда делается механическая работа (моём посуду, куда-то идём, умываемся); утром, вечером и между двумя чтениями - как-то умудриться прочитать.

Статьи:

«Ситуация на грани: не справляюсь или возрождаюсь из пепла?», часть 1 (https://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2411/)

«Ситуация на грани: не справляюсь или возрождаюсь из пепла?», часть 2 (https://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2424/)

«Внешняя жизнь и мир мыслей», часть 2 «Современный работник. Вера и путь посреди трудностей» (http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2168/)

Упомянуто о христианах, прошедших гонения. Их воспоминаний бесценное сокровище. Как они преодолевали трудности, страх их не захлестывал.

О преодолении страха можно много сказать, но основа – регулярные Исповедь и Причащение, чтение Псалтири и Евангелия. Это – основа.

Ответы:

Фобии и навязчивые вспышки страстей (боязнь глистов, трихотилломания и прочее) (https://solovki-monastyr.ru/abba-page/voprosy-k-pastyryu-3/258/)

Страх. Девочке, испугавшейся бездомного, сказали нарисовать страх и закопать (1). О ТРАВМАТИЧЕСКОМ ОПЫТЕ. (https://solovki-monastyr.ru/abba-page/voprosy-k-pastyryu-3/305/)

Страх. Девочке, испугавшейся бездомного, сказали нарисовать страх и закопать (2). О СОЦИАЛИЗАЦИИ. (https://solovki-monastyr.ru/abba-page/voprosy-k-pastyryu-3/306/)

«Страх перед вирусом и эпидемией – 4 ответа на частные вопросы». (https://solovki-monastyr.ru/abba-page/voprosy-k-pastyryu-3/332/)