Соловецкий листок

Прокопий (Пащенко), иером. Ситуация на грани: не справляюсь или возрождаюсь из пепла? Ч. 1

4 апреля 2023 г.

Что можно сказать о формировании такого качества как стрессоустойчивость? Особенно тогда, когда речь идет о непростых временах? Данный текст подготовлен на основе одноименного эфира, проведенного иеромонахом Прокопием совместно с Татьяной Ковальковой (канал «Доброта на завтрак»). 

Прочие материалы по теме: «Боевые действия. Осмысление. Преодоление тревоги, ПТСР. Чувство вины».
Материалы про выживание и преодоление ПТСР (пост-травматического стрессового расстройства).

ПТСР – изобретение нашего времени? Почему раньше люди были психически выносливее. История женщины, пережившей в детстве концентрационный лагерь. Идея исцеления в православии.

Современные специалисты считают, что все психологические трудности, которые встречаются у людей сегодня, существовали и в прошлые века, просто их еще не умели диагностировать. Вряд ли можно согласиться с такой точкой зрения. Учителя старой формации, которые застали среднюю школу другого образца, говорят, что раньше на класс было один-два ученика, которые не могли вписаться в какой-то регламент, срывали из-за этого уроки, а сейчас таких детей – на порядок больше. Видно, что идет процесс раскачки мировоззрения. Вероятно, этому способствует глобальный процесс внедрения эзотерики в психологию. Это не значит, что вся вообще психология плоха, но факт того, что происходит интеграция эзотерики, уже предполагает некую лабильность точек зрения, когда под видом психологической «гибкости» человеку предлагается жить вообще без каких-либо корней. Пока социальная среда человека более-менее благополучна, ему это удается, но как только что-то неуловимо меняется, а его сознание уже открыто навстречу потоку, человек уже не может выдержать какие-то трудности.

Такого масштабного ПТСР (посттравматического стрессового расстройства), как сейчас, раньше не наблюдалось просто потому, что люди были немного другими. Вспоминается видео, история одной женщины, которая в четырехлетнем возрасте пережила концентрационный лагерь. Слушать было напряженно. Она рассказывала, что их угнали в Германию. Все матери, которые отказались отдать детей немцам, были заперты в деревянном доме и сожжены на глазах детей. В Германию ехали без какого-либо пропитания. В концентрационном лагере девочка видела, как повесили ее отца. Лагерь был для забора крови: детей ничем не кормили, если ребенок при заборе крови начинал плакать, его били по лицу. Кровь брали для раненых немецких офицеров. Когда к Германии подходили союзники, по громкой связи лагеря дали объявление, чтобы все дети, а их было несколько тысяч, вышли во двор. Но эта девочка ранее была ранена в ногу и могла передвигаться только ползком. Когда дети выходили из бараков, охрана из пулеметов их расстреливала. Из всего лагеря выжило всего несколько человек, в том числе эта девочка – благодаря простреленной ноге. Все последующие годы она никому не рассказывала о пережитом, потому что в Советском Союзе заключенные немецких лагерей считались врагами народа. Естественно, девочка не получала никакой психологической помощи. И в конце этого видео ее, уже очень пожилую женщину, спрашивают: «Как вы относитесь к своей прожитой жизни?» И она отвечает: «Я считаю себя счастливым человеком». Это трудно уложить в голове, потому что современная картина мира провоцируют человека на психологическую травму, и в итоге человек в собственном своем мышлении начинает воспринимать себя, как ежика в тумане, чрезвычайно зыбком. На самом деле, все зависит от того, как мы настраиваемся на жизнь, и поэтому человек, который сейчас становится слабым из-за фармацевтики, из-за идеи, что все процессы нужно психологизировать, прорабатывать, в итоге не развивается в целостном единстве. У него нет каких-то жизненных принципов, нет опоры, которая слагается, когда полнота наших навыков устремлена к Богу.

Идея исцеления человека, которая есть в православии, состоит не в том, что у человека должна быть какая-то абстрактная вера. Православие утверждает, что наши силы – воображение, память, сознание – часто бывают устремлены к неконструктивным процессам, мы ими перерабатываем какой-то мусор. И если эзотерика предлагает нам отключение всего механизма, который обрабатывает эту реальность, то православие предлагает эти силы души оторвать от неконструктивного и соединить с конструктивным, то есть направить их на развитие личности в Боге[1]. Тогда человек действительно вырастает целостным, и силы его сознания не занимаются постоянно обработкой каких-то ужасов, ведь сознание устремлено в другое.

История Е.Н. Невесского, москвича, попавшего в немецкое окружение в 1941 году. Что препятствует развитию ПТСР.

Вспоминается еще одна история, рассказ московского ополченца Е.Н. Невесского, который в 1941 году попал в Первый эшелон[2]. Перед началом войны к границам Советского Союза были стянуты ударные силы Красной армии, но советское командование не наносило превентивный удар, вероятно, желая выглядеть политкорректно или пытаясь разрешить ситуацию дипломатическим путем. Советские танки, стоявшие на границе в качестве «ударного кулака», как потом оказалось, были вообще без танкистов. В результате такого ожидания немецкие войска атаковали первыми, разбомбили всю советскую авиацию, уничтожили передовые советские части, и волна эта дошла почти до Москвы. И только после этого нападения командование СССР, наконец, дало приказ первым российским армиям выдвинуться навстречу врагу. Но из-за того, что все происходило в спешке, не очень хорошо организовано, хотя при превентивном ударе все могло быть иначе, Первый эшелон полностью попал в немецкое окружение.

Невесский рассказывает: кругом горят деревни, их эшелон загоняют в окружение, у всех – ощущение полной паники и подавленности. Но примечательно, что в нем самом – какая-то искра, в обстановке общего отчаяния – отчаяние его не захлестывало. И вот однажды в плену расстреляли российского военнопленного, его вещи разобрали, кому что было нужно, а оставшийся вещмешок бросили к печке. Почему-то Невесский решил заглянуть в этот мешок. Видимо, в этом порыве был Божий промысел, потому что в вещмешке он нашел Библию.

Что-то похожее случилось с о. Кириллом Павловым, который участвовал в обороне Сталинграда, и в одном разрушенном здании нашел покореженное Евангелие, которое пронес с собой всю войну и которое давало ему силы. И Невесский начал читать найденную Библию. Может быть, у него уже были какие-то начатки веры, от которых и горела в нем искра, и тьма не могла ее объять, но сознательной веры еще не было. И вот, читая Библию, он случайно открыл Песнь песней. В этой книге царя Соломона под видом любви невесты к жениху описана любовь души человеческой к Богу. И вдруг – пишет Невесский – при чтении Песни песней он ощутил, что в его сердце начал расцветать цветок. И тогда он понял, что этот цветок может цвести в любое время, даже когда окружающие обстоятельства отчаянны до невозможности. И когда этот цветок зажегся, он больше не покидал его сердце. И в Невесском было что-то такое, из-за чего окружающие люди ему всегда помогали. Когда он замерзал, будучи раненым, кто-то дал ему телогрейку. Когда женщина, работавшая в немецком концлагере, зашла с собакой, он попросил отдать ему собаку (чтобы съесть ее), и она отдала. Когда он уже погибал от голода, холода и ранений в результате побега, его приютила одна семья, в которой была женщина-христианка. И там он впервые по-настоящему увидел, что такое христианская любовь. И в своей книге он пишет, что именно любовь помогала людям посреди этого ужаса не сойти с ума. При переписи населения, рискуя своими жизнями, приютившее его семейство указало Невесского как своего родственника. Если бы кто-то донес – расстреляли бы всех.

Позже Невесского настигло еще одно большое испытание: когда с другими военнопленными он прорвался к советской армии, никто из них еще не знал, что все побывавшие в плену объявлялись в СССР врагами Родины. Какое здесь должно быть разочарование и раздражение: они столько всего испытали, чтобы вернуться к своим, а «свои», как сказано в Евангелии, их «не приняли» (Ин 1. 11). Невесского отправили в штафбат, кидали на самые трудные участки фронта. Казалось бы, в таком положении человек и вовсе может сгореть от обиды и обвинить всех вокруг! Жизнь человеческая ничего не стоила, и что-то звериное, по воспоминаниям Невесского, уже стало пускать в нем корни, но он понимал, что нужно сохранить внутри осознание себя человеком, и не встал на этот путь ненависти.

Был на войне момент, который Невесский назвал своим «звездным часом». На полосе между немцами и русскими лежал раненый солдат. Его невозможно было вытащить, потому что полоса полностью простреливалась. Поскольку это было смертельно опасное задание, командир не назначил никого приказом, но спросил, есть ли добровольцы – спасти этого раненого. Невесский понял, что должен идти. Вместе с сослуживцами, под ежесекундной угрозой гибели, они оттащили этого солдата к своим. И когда Невесский полз в свой окоп, по его воспоминаниям, у него поднялась какая-то невероятная волна одушевления, любви, он понял, что все его беды печали – забыты. В таких ситуациях действует принцип доминанты Ухтомского[3]: правильная доминанта человеческого мышления может затормозить весь внешний негатив. Также в подобных критических ситуациях и Сам Бог может давать Свою силу[4] человеку, когда тот поступает по заповедям.

Биографическое повествование Невесского заканчивается тем, что Российская армия переходит в контрнаступление, и хотя вокруг все еще рвутся мины, это уже совсем не то, что было в начале войны, когда наши войска отступали и положение было отчаянным. Невесский был реабилитирован, переведен в действующую воинскую часть, и это воодушевление погасило в нем весь негативный опыт, который он пережил. У него были все основания для того, чтобы возникло ПТСР, но оно не возникло. Почему? Во-первых, у него была опора на истину, на веру, была та правильная акцентуация, которую академик Ухтомский называет доминантой мышления, а академик И.П. Павлов – второй сигнальной системой. ПТСР возникает тогда, когда у человека нет собственного мировоззрения, нет выстроенных ведущих его точек, на основании которых формируется личность, – тогда уродливые обстоятельства действительно формируют в человеке уродливые отпечатки. И поэтому очень важно в пылу сражения или внутри сложной ситуации не потерять то, что помогает оставаться нам человеком.

Когда начинают действовать современные глобальные процессы – экономические, военные – у человека возникает ощущение, что он просто щепка в этом адском котле. Некоторые психотерапевтические методики нацеливают человека на ощущение того, что он изначально травмирован, что он – некий отпечаток того, что в него вложили родители, общество. Так думать удобно, ведь тогда у тебя есть оправдание того, что ты, например, злой или раздражительный. И если человек, придерживающийся такой точки зрения, попадает в глобальные процессы, например, в современную войну (даже как мирный житель), то полностью теряется. В Средние века человек мог выступить со своим кинжалом или вилами против рыцаря и гипотетически имел какие-то шансы на победу. Но сейчас при бомбардировке с самолетов ты как мирный житель ничего сделать не можешь, и если ты при этом еще и теряешь ощущение того, что ты человек, что миром правят не масоны, не нефтяные компании, а Бог – то очень легко потеряться, стать песчинкой в этом адском водовороте. И тогда это просто конец, эта ситуация тебя просто засосет, раздавит, и впоследствии ПТСР и прочие проблемы тебе обеспечены. Но на примере Невесского мы видим: если в человеке живет искра, то он выходит из самых плохих условий – человеком.

Очень важно, что после войны Невесский не стал тем ветераном, которых показывают в американских фильмах: закрывшимся от людей, снова и снова переживающим ужасы войны. Нет, он окончил учебу, у него родились дети. И даже если смотреть на стиль его письма – это не просто военная публицистика. Это проза, которая стоит на той вершине, где находятся образцы мировой художественной литературы. То есть человек прошел всю войну – от начала до конца, – но не был разрушен, сломлен.

Что помогает человеку проявлять стойкость в кризисных ситуациях. Какие искушения бывают у врагов и друзей Божиих.

Преподобный Авва Дорофей говорит, что человек способен выдерживать искушения и проявлять стойкость тогда, когда он старается жить без греха, вследствие чего душа приобретает твердость. Такой человек может иногда покричать, понервничать, побунтовать, но все-таки негативные эмоции его не захлестнут. А человек, который, наоборот, привык в своей ежедневной жизни обзываться, гневаться, швыряться какими-то предметами, в кризисной ситуации не сможет совладать с собой: эти привычки проявятся в многократном увеличении.

Интересную мысль высказывает преподобный Исаак Сирин в Слове 79-ом, которое он адресует врагам Божиим (гордым людям). По мысли преподобного, человек, который считает себя мудрым, в кризисной ситуации пропадает полностью, потому что его ограниченный разум начнет эту ситуацию просчитывать и просчитывать таким образом, что выхода человек не видит. Ведь когда мы просчитываем ситуацию, мы не можем учесть ту телогрейку, которую кто-то отдал замерзающему Невесскому, ту семью, которая его приютила… То есть мы учитываем только то, что нам известно, и поэтому люди, которые считают себя мудрыми – очень большие паникеры. Они не предполагают, что ситуация может измениться. Искушения, свойственные для друзей Божиих (смиренных), по слову Исаака Сирина, другие: это лишение помощи Божией. То есть это искушения, которые людей призывают к большей добродетели: еще больше возложить упование на Бога, еще больше приблизиться к своим ближним. То есть Господь попускает какую-то нужду, которая в итоге сделает тебя мудрее и сильнее. У гордых – другие искушения. Это отнятие силы терпения, если сказать мирским языком – это тревожность, депрессия, когда у человека не остается ни грамма способности терпеть кризисную ситуацию. Это в каком-то смысле возмездие, которое гордый несет всю жизнь, когда любая мало-мальски тревожная ситуация вызывает у него взрыв. Поэтому нужно очень внимательно относиться к своим ежедневным поступкам и мыслям: все они формируют нашу личность, которая в кризисной ситуации может выстоять, а может полностью рассыпаться.

Пять навыков для стойкого перенесения кризисных ситуаций.

Мне очень запомнились слова одного инока, убиенного в Оптиной пустыни. Когда женщина в храме совершила земной поклон, а служба этого не предполагала, он сказал: так быть не должно. Есть такие женщины и мужчины, которые поступают по принципу «а мне так захотелось». Конечно, в некоторых ситуациях спонтанность нужна, но, если поступать спонтанно всегда, какая-то тревожная идея, случайно попавшая в голову, может завтра предложить выйти в окно. Если человек привык поступать хаотично, привык давать ход любой мысли, которая залетела в сознание, он может пойти у этой мысли на поводу.

Соответственно, чтобы мы могли владеть ситуацией, нужно помнить про пять навыков: пост, послушание, режим, любовь, молитва[5]. Например, если хочется ближнего назвать дурой или дураком – нужно остановиться, и тогда со временем у нас выработается навык, который поможет в панической ситуации сохранять внутренний ресурс. Или – ждем человека, он опаздывает, деваться некуда, но нужно немножко потерпеть, не входить в состояние ярости. Когда в своей ежедневной жизни мы стараемся поступать по совести и достойно несем какие-то скорби, то и в критических условиях мы сможем не впасть в крайности, все вынести. Нужно уходить от гордости и стараться по совести переносить мелкие искушение, тогда у нас будет возможность перенести и большую скорбь.

Дебрифинг. Разбор навыков, предложенных ООН для борьбы со стрессом.

В современной психологии практикуется дебрифинг – способ снизить нервное и эмоциональное напряжение человека, пережившего сильный стресс (например, только что эвакуированного из-под бомбежки), до оказания ему более длительной психологической помощи. Смысл дебрифинга заключается в том, что пострадавший человек проговаривает психологу все негативные чувства, которые испытывает в данный момент. Предполагается, что через это высказывание человек выговаривается и отвлекается от своих переживаний. В чем-то это, конечно, и неплохо, но проблема в том, что дебрифинг не предполагает ответов на вопросы. Он не предполагает объяснение человеку его участия в пережитой им ситуации не в том смысле, что он в ней виноват, а в том – как ее воспринять. То есть это лишь некое отвлечение сознания от проблемы. Но само свойство сознания вовлекаться в проблему формируется в течение ежедневной жизни человека, и, к сожалению, не все авторы об этом помнят.

Какое-то время назад ООН выпустила брошюру для широкой аудитории о том, как управлять стрессом. ООН предлагает пять простых приемов. Во-первых, во время стрессовой ситуации – сосредоточиться на вещах, которые вас окружают, на чувствах, которые вы испытываете от каких-то повседневных действий. Например, когда ваш город условно бомбят, вы пьете кофе и пытаетесь сосредоточиться на его вкусе, запахе. Идея отчасти понятна, но на деле она оказывается очень утопической и работает только в ситуациях такого уровня напряжения, с которым вы бы и сами справились. Второй совет – это назвать свои чувства по имени: «я ощущаю, что я испытываю беспокойство». Этот совет уже лучше, потому что исследования показывают, что, когда мы даем наименование своим эмоциям, органы, которые отвечают за сильные переживания, притормаживаются. Есть некий поток, который разрушает наше сознание, но, когда мы называем вещи своими именами, мы понимаем, что в этом потоке есть струйки, а из каждой струйки мы уже можем что-то сделать, куда-то выйти. Только очень важно называть чувства именно своими именами, а не какими-то ложными терминами, перевирая свои состояния. Иначе мы просто запутаемся.

Третий пункт – тоже неплохой – напомнить себе, что у нас есть какие-то ценности, задать себе вопрос: кто этот человек, которым я хотел бы быть? Если я мудр, благороден, то в критической ситуации я все равно буду поступать согласно своим ценностям: скажу «доброе утро» вахтеру, даже если меня только что уволили с работы, потому что я хочу развивать в себе вежливость, благородство.

Четвертый пункт – это доброта друг другу в любой обстановке. Но пятый – уже немножко странный: создать пространство для боли, то есть представлять боль в виде каких-то визуальных образов, представлять, как эту боль обволакивает наше дыхание, как мы рукой эту боль снимаем. Это уже близко к экстрасенсорным практикам. Вероятно, брошюра ООН адресована людям, которые уже находятся в стрессовой ситуации – она сделана по типу комиксов. Но печально, что в ней ни капли не сказано о том, что все эти ценности должны быть в человеке и до кризиса. Получается акцент на том, что все, что мы читаем в этой инструкции, например, доброта – это всего лишь инструмент, который помогает побороть стрессовую ситуацию. Но то, что стрессовая ситуация и возникает тогда, когда основа (например, та же доброта) внутри человека не выстроена – об этом не сказано.

Также о брошюре и о стрессе см. ответ:
«Стресс (Ч. 1). О разных взглядах на тему управления стрессом»
«Стресс (Ч. 2). О разных взглядах на тему управления стрессом»

Внутренняя опора, которая помогает выдержать критические ситуации.

Пример человека, который в подростковом возрасте пережил настоящий ад, но смог из него выйти и сохранить здоровую психику – книга Ишмаэля Биха «Завтра я иду убивать»[6]. Это воспоминания мальчика-солдата, который участвовал в вооруженном конфликте, убивал людей, но в 15 лет смог сознательно вернуться к нормальной жизни, потому что у него в детстве была сформирована внутренняя опора. У него была дружба, был контакт с родителями, и за счет этого опыта он не сломался внутренне. Сейчас много людей, которые не могут выносить критические ситуации, и важно понимать, что в повседневной жизни нужно выстраивать в себе те ценности, которые помогли выстоять, например, Ишмаэлю. Понятно, что не у всех, как у него, были друзья и хорошие отношения с родителями, но все равно всегда можно стараться поступать с людьми по-доброму. И этот навык в итоге вырастит в нас опору.

Русский историк и культуролог Н.П. Анциферов, христианин, который прошел сталинские лагеря, говорил: чтобы человек мог выдерживать критические ситуации, нужна способность видеть положительное вокруг. Это вопрос той же правильной доминанты: то есть даже в аду лагерной жизни нужно уметь обращать внимание не на жестокости, а на любовь, милосердие, потому что они тоже всегда есть вокруг нас. И нужно понимать, что критическая ситуация, с которой мы таким образом справимся, в итоге сделает нас более стойкими.

Вспоминается пример одной девушки, которая сейчас находится в очень плохом психологическом состоянии, которое совершенно, казалось бы, невозможно объяснить. Несколько лет назад она изучала истории людей, которые пережили экстремальные обстоятельства и публиковала заметки о них у себя в социальных сетях. Но многие ее знакомые заметили, что выбирает она именно самые циничные случаи, акты какой-то подлости и жестокости. То есть ее мышление работало уже в таком ключе, следовательно, когда наступил кризис, проявилось то, что в человеке не сформировалось ничего ценного, положительного.

На логическом уровне надо понимать, что таким людям и объяснить ситуацию внутри кризиса невозможно. Если хватит терпения, можно чисто по-человечески поддержать, успокоить, но, если есть возможность строить какие-то долгосрочные отношения, –сработает только поднятие духовного, культурного уровня человека. И тогда начать надо с того, что нужно помочь человеку выстраивать отношения с ближними, выстраивать свои ежедневные поступки в русле правильной доминанты. Так сформируются линзы, сквозь которые мы воспринимаем мир, а в критической ситуации то, что мы выстроили внутри себя в течение всей прожитой жизни, – либо нам поможет, либо уничтожит нас.

Почему ересь мешает переносить критические ситуации. Чин отречения.

При ближайшем рассмотрении биографий людей, которые не справляются с критическими ситуациями, можно выделить еще один момент – ересь. Современные люди не понимают, что это такое, некоторые даже думают, что называться еретиком – это какая-то похвала: им представляется чопорность, ригидность средневековой церкви, которая всех свободомыслящих людей клеймит и анафемаствует, и получается, если тебя анафемаствуют, тебе еще и заслуга некая. Это не так. Есть мироздание, а наш мозг – это тот инструмент, которым мы это мироздание познаем, наш посредник между нами и мирозданием. Исходя из тех условий, тех кодов, которые мы прописываем в нашем мозге, формируется та картинка, которую мы получаем в итоге. Она либо полная, либо усеченная: либо мы видим мир уродливым, либо красивым, но это происходит на основании тех предпосылок, которые мы сами закладываем в мозг. Может быть, не всегда мы это понимаем, но все, что мы смотрим, анализируем, слышим – все это формирует нейронную сеть, сквозь призму которой мы будем смотреть на мир.

Итак, что такое ересь? Учение Церкви предполагает, что у тебя, например, одна жена, а тебе хочется, чтобы их было три. Но так нельзя, и тогда ты начинаешь критиковать, например, Патриарха за дорогую машину, часы, и в итоге делаешь вывод, что раз Патриарх ездит на дорогой машине, то и тебе можно иметь вторую, третью жену. Это ересь.

Интересно, что многие главы псевдоправославных сект – развратники: учение Православной Церкви их обличало, поэтому они создавали свой вариант упрощенного, «легкого» Православия и оправдывали разврат тем, что христианство призывает любить всех людей. Но слово «эрос» (чувственная любовь), одно из четырех слов, означающих «любовь» в древнегреческом языке, в Библии вообще не встречается.

Таким образом, человек, впадший в ересь, как колобок в сказке: ушел от бабушки, ушел от дедушки, может быть, ушел от назойливого духовника, который ему говорил, что так жить нехорошо… Но от бабушки и дедушки ты можешь уйти, а от зубастой и клыкастой – рано или поздно мы все с ней встретимся – от нее уже не уйдешь.

Ересь в каком-то смысле настолько поражает человеческое сознание, что человек в принципе не способен понять реальность. Поэтому человек, который был поражен ересью (был в секте, в деструктивном культе и т.д.) и хочет вернуться в Православную Церковь, должен пройти чин отречения, чтобы вычистить из сознания все ложные идеи, которые в нем укоренены, признать, что эти идеи ложные и отречься от них. Невозможно на рациональном уровне объяснить человеку ситуацию, пока его сознание занимают ложные утверждения. Человек как будто находится в королевстве кривых зеркал, и все, что вы ему говорите сейчас, входит в него сквозь эти кривые зеркала его ложных установок, и поэтому в таком случае самый конструктивный шаг – это оставить разговоры и помочь человеку начать выстраивать социальную жизнь и те ментальные основания, на основании которых мы выстраиваем ежедневные поступки.

Доминанта на лицо другого. Медиальная префронтальная кора. Подлинное понимание исторических процессов. История «глазами Бога» и современная ситуация в мире.

Первое, что происходит в критической ситуации – это крушение картины мира. На сайте есть история девушки «История лечения депрессии длиною в жизнь»[7]. На примере этой истории можно проследить, как формируется ситуация, с которой человек в итоге не справляется. Героиня этой история – очень талантливая девушка, единственный ребенок в семье, избалованная и немного капризная оттого, что в детстве ей все разрешали. Взрослея, она стала отрицать все авторитеты: и христианство, и великих людей, и в итоге она решила, что будет создавать свои религии. Ей нравилось осознавать себя таким индуистским богом, который создает и разрушает свои миры, чтобы просто на это посмотреть. Но когда началась Первая Мировая война, все ее сознание словно молотом было разбито, разлетелась на осколки, и она погрузилась в состояние тяжелейшей депрессии, у нее не было сил даже встать с кровати. Это плата за ее игры. Такие игры разума заканчивается тем, что сознание человека просто разбивается на мелкие кусочки, которые уже невозможно собрать.

Вследствие того, что она по собственной прихоти строила миры, в критической ситуации она оказалась не способна понять, что вообще происходит, каким-то образом интерпретировать факт, что люди вокруг гибнут. Ведь каким образом мы понимаем масштабные исторические процессы? Это миллионы сигналов, которые мы выстраиваем в единую концепцию. С точки зрения академика Ухтомского, доминанта на лицо другого (ближнего), то есть способность проявить внимание к ближнему, приводит к тому, что в нас формируется локатор, некая антенна, которая начинает собирать сигналы со всего мира, причем это происходит не всегда явно для самого человека, само собой. Тот, кто с любовью старается относиться к собеседнику, если рассказывает, например, какую-то шутку, и увидит, что лицо собеседника изменилось, сразу это заметит и изменит тему разговора. Поэтому такой человек способен охватить максимально большое количество сигналов со всего мира. Это первый момент. Второй момент – вера. Есть очень хорошие, но неверующие аналитики. Если человек главное в жизни не понял, как он может понять все остальное? А главное – это то, что можно понять только сердцем – вера, сострадание. Если человек не пришел к вере, у него нет сострадательного элемента, то что-то всегда будет закрыто от него и в историческом процессе. Он будет строить концепции на идее борьбы за нефть и т.д., но какой-то пробел всегда будет оставаться.

Важно упомянуть о медиальной префронтальной коре – органе нашего мозга, который занимается принятием социальных решений. Он принимает решения в тех ситуациях, в которых может быть очень много участников, и мы в эти ситуации должны как-то вписаться. Этот орган правильно развивается, когда мы стараемся оценивать свои поступки на основании понимания добра и зла и когда у нас есть эмпатия, когда, принимая решение, мы думаем о других. Так постепенно, неявно развивается этот орган, и в итоге он дает нам возможность охватить ситуацию с множеством разных сторон, в которую вовлечены миллионы участников с множеством разных интересов. Эта ситуация становится нам понятной, и, следовательно, уровень стресса падает. Страсти побеждаются ве́дением в том числе. Ве́дение – это осознание масштабной панорамы мироздания, включающей в себя понимание того, что есть добро и зло и – самое главное – того, что есть исторический процесс, который более глубок, чем то, что аналитики и геополитики о нем говорят.

Пример такого взгляда на историю приводится в книге В.Н. Тростникова «Бог в русской истории»[8]. Автор говорит, что мы по-другому можем взглянуть на нашу историю, если мы понимаем ее глазами Бога, а это возможно, если смотреть на историю сквозь призму Священного Писания. Тростников описывает историю России как историю сохранения в ней веры. Как только люди были увлечены чем-то немецким, был целый культ Германии в России, пришла Анна Иоанновна и нас в этом культе разочаровала. Затем был культ всего французского, который закончился нашествием Наполеона. Это хорошо показано в романе Толстого «Война и мир»: народ говорит по-русски, а вся наша знать – по-французски. Приходит Наполеон и нас излечивает от этого культа. В настоящее время, еще совсем недавно, мы были просто пронизаны культурой Вавилона – антихристианского мира в лице, например, огромных компаний с их корпоративной культурой, которая не всегда плоха, но часто включает в людях эзотерические взгляды на мир. Все это очень глубоко проникло в нас, мы были парализованы этим ложным пониманием мироздания. И вот сейчас, Промыслом, конечно, с болью, это все вырывается из нас, и каким-то образом вдруг, за раз, в течение нескольких дней все это удалилось. Сейчас у нас есть возможность строить тот мир, тот путь, который мы утратили и который можем возродить.

В книге святителя Николая Сербского (Велимировича) «Царев завет» ставится вопрос, почему из всех православных стран именно Сербия была порабощена турками: ведь Бог был с ними, почему они проиграли? И святитель дает ответ: народ настолько был поражен различными соблазнами, что, видимо, никаким другим образом нельзя было остановить эту развращенность.

Когда человек понимает происходящее, в нем нет уже этого дикого ужаса, потому что он может вложить в происходящее свою конструктивную лепту. Он может сделать гораздо больше, чем написано в брошюре ООН: не просто создавать какие-то фиктивные идеи, чтобы побороть стресс, а действительно работать на созидание.

И еще один важный момент – что мы стали очень разобщены. У нас уже давно справедлива поговорка «человек человеку – волк», а нынешняя ситуация заставляет нас не только искать креативные силы в своем народе, не бегая за бесконечными подсказками, но и объединиться друг с другом. Конечно, из этого строительства могут выпасть люди, которые не захотят пересмотреть свое мышление не только в отношении происходящих ныне событий. Как сказано в Апокалипсисе, даже когда будут последние бедствия, люди не обратятся (к Богу), а будут хулить Бога Всевышнего. Есть люди, которые, например, занимались напрямую магией. Эти люди сейчас очень сильно страдают, потому что непонимание ситуации плюс полностью расшатанная психика приводят к тому, что даже антидепрессанты не помогают справиться со стрессом.

Медитация и ее отличие от молитвы. Чин пения двенадцати избранных псалмов. Творение Иисусовой молитвы.

Один из популярных ныне способов успокоиться в стрессовой ситуации – медитация. Есть несколько взглядов на медитацию, один из них похож на первый пункт в брошюре ООН – это некое переключение внимания на бытовые ситуации вокруг, например, думать о вкусе кофе, который вы пьете, концентрироваться на собственных шагах и т.д. Это еще не совсем медитация, скорее – некий навык отвлекаться от сильного стресса и думать о чем-то другом. Это не опасно, но и не полезно.

Второй тип медитации видится уже опасным – когда речь идет о попытке выключить какую-то часть сознания. Человек садится в неудобную позу, часами терпит дискомфорт, у него появляется дикая усталость, хочется сменить положение, часть его сознания постоянно интерпретирует происходящее, сигнализирует, что организму плохо, и на каком-то этапе эта часть сознания выключается. И человек считает, что он освободился от критика в себе, и радуется. Но, с точки зрения православной аскетики, сознание человеку для чего-то было дано. И я еще не встречал на Востоке объяснений вопроса: если весь мир – иллюзия, то зачем нам дано сознание, чтобы осознавать эту иллюзию?

Жан-Клод Ларше развивает мысль о том, что силы нашей души были даны нам Богом на благо. Например, наша познавательная способность должна помогать нам изумляться мирозданию, находить какие-то причинно-следственные связи. Но вследствие наших грехов эта способность извратилась, и вместо того, чтобы размышлять о чем-то хорошем, мы занимаемся осуждением, критикой ближнего, и в каком-то смысле мы эту часть сознания уже натренировали, чтобы реагировать на все происходящее в ключе осуждения и негатива. Естественно, на каком-то этапе такое положение дел начнет человека разрушать. То есть человек сам разогнал этот процесс и сам же теперь от него мучается. Но если просто взять и отключить эту часть сознания, то человек, пусть и избавится от боли и страдания, но одновременно и потеряет способность воспринимать мир во всей полноте. Если читать писания эзотериков – это часто просто нарушение логики. Православное же учение состоит в том, чтобы не выключить эту силу души, а очистить ее, оторвав ее от страсти и соединив с добродетелью. То есть сама сила должна остаться, но мы должны дать ей другое направление, и она должна выработать другой навык.

Сохранять психику и сознание в больших скорбях и сложных жизненных ситуациях помогает чтение «Чина пения двенадцати избранных псалмов»[9] Также помогает чтение утренних и вечерних молитв. Эти молитвы – как бронежилет: ты идешь в бронежилете – пули в тебя попадают по-прежнему, тебя может даже отбросить, но они не пробивают жилет насквозь, и ты остаешься жив. У тебя остаются синяки, но ты можешь идти дальше, читать Священное Писание, стараться жить без греха, не раздражаться, не гневаться, потому что все эти навыки в критической ситуации помножатся на сто.

Также очень помогает творение Иисусовой молитвы («Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго») в течение дня. На первый взгляд, здесь есть сходство с медитацией. Например, схиархимандрит Серафим Воронцов советовал, если рядом нет людей, читать Иисусову молитву шепотом вслух и сосредотачивать внимание на губах (чтобы не погружаться в водоворот бытовых мыслей). Но, в отличие от медитации, в молитве есть обращение к Богу. То есть посредством молитвы мы соединяем наш ум с Творцом[10].

Каждому, кто испытывает запредельный стресс, надо осваивать Иисусову молитву, потому что она приходит на помощь там, где не работают человеческие техники борьбы со стрессом и тем, у кого какие-то положительные навыки еще не успели сформироваться. Молитва соединяет нас Богом, а Бог есть источник всякого блага, и этот Источник дает мир и покой сердцу даже посреди страдания.

Иисусова молитва также уводит нас от соблазна войти в панику. У человека, который опирается только на себя, каждый раз в стрессовой ситуации может появляться надежда, что в этот-то раз он найдет какое-то решение, войдя в панику, поймет, как выйти из нее. Действительно, мы находим какие-то решения, когда о чем-то думаем, но, если мы сделали круг или два, а решений не найдено, значит, нужно этот вопрос отложить и вернуться к нему потом. Но человек гордый не может выйти из этого потока, потому что у него всегда есть убеждение, что он найдет ответы. А смирение состоит в том, чтобы признаться, что ответа пока нет, что пока мышление закольцовано, что пока я нахожусь в измененном состоянии сознания, поэтому сейчас я сосредотачиваюсь на Иисусовой молитве. Когда ум человека входит в Иисусову молитву, происходит то, чего люди ищут в том числе в медитации. Как будто бетономешалка перестает мешать бетон, мы выходим из тревожного потока, но, в отличие от медитации, человек, вошедший в Иисусову молитву, выходит из негативного потока мысли, оставляя у себя мысли конструктивные. То есть Иисусова молитва дает человеку понимание окружающего мира, человек начинает лучше понимать себя, и он действует в этом мире дальше, ничего не перечеркивая, ничего не отбрасывая и не исключая. И когда человек продержится некоторое время в Иисусовой молитве, даже если ум снова входит в состояние водоворота, случится такой момент, когда Бог даст ему понимание какого-то смысла происходящего, который человека успокоит, примирит со всем, и внутренняя брань прекратится.

Два примера действия Промысла Божия в сложных жизненных обстоятельствах.

В книге «Записки игумении Таисии» мы встречаем удивительный пример Промысла Божия в преодолении тяжелых искушений. Игумения Таисия (Солопова), будучи еще мирянкой, путешествовала по монастырям. Она была очень образованной женщиной, дворянкой, и в одном из монастырей, по просьбе местных меценатов, стала руководить образованием детей. Эти люди в благодарность за ее труды выстроили в обители большой корпус, но с условием, что в этом корпусе для нее будет отведено отдельное комфортное помещение. Вероятно, из зависти, на будущую м. Таисию стали клеветать, и игумения этого монастыря, до того момента ее любившая, почему-то поверила клевете. Будущая м. Таисия настолько сильно переживала, что, приходя в свою келью, она даже не молилась, а просто ложилась сразу спать, потому что боялась сойти с ума от стресса. Через некоторое время клевета вскрылась, ситуация разрешилась, к ней вернулось хорошее отношение сестер, но она все еще не могла прийти в себя, потому что боялась, что подобная история может повториться ее снова начнут гнать. Можно назвать ее состояние ПТСР. И тогда у нее было откровение. Понятно, что мы сами откровением верить не должны, потому что под видом откровения наша психика может выдать нам неправильные образы. Но очевидно, что в истории с будущей игуменией действовал Промысел Божий, чтобы она впоследствии донесла нам свой опыт. В откровении ей представилось, что она находится в храме, где стоят три мужа и спрашивают ее, какое название у этого монастыря. Она отвечает им, но они говорят: «Нет, это Крестокрещенский монастырь». И этот диалог повторяется трижды. Она вспоминает, что проснулась с чувством невероятной радости. Конечно, такого названия монастырей нет. Но через это откровение она как человек, ищущий монашества, поняла, что монах крещается скорбями и что она должна пройти этот путь. И от искушения не осталось и следа. В каком-то смысле наш народ сейчас тоже очищается скорбями от глубоко проникшего в нас чуждого мировоззрения.

Еще один пример был описан одним заключенным Соловецкого лагеря, который был на Секирной горе в штрафном лазарете. На вершине горы находился ад посреди ада. Во времена Соловецкого лагеря туда отправляли узников для еще более утонченных попыток, и этот заключенный на каком-то этапе уже хотел покончить собой, потому что сил выносить это дальше уже не было. Он разбежался, чтобы скинуться с горы, но вдруг увидел, что на краю обрыва стоит дух преподобного Савватия. Заключенный с протестом обратился к нему: мол, если Бог есть, пусть явит чудо. На это ему был ответ: зачем в чуде ты просишь о чуде? Между ним и преподобным состоялась немая беседа, не на уровне слов, а на уровне духовном. И он понял, что это и есть то самое чудо, о котором он вопрошал. Ситуация лагеря осталась прежней, но внутри него поселился некий невыразимый мир, ситуация перестал его угнетать и подавлять.

Трудности и страдания как источник мудрости и стимул к росту.

Мы теряем внутренний мир, когда он начинает определяться ситуации внешней. Но когда внутренний мир есть – человек в своих действиях определяется не той ситуацией, которая на него накидывается, не собственными разрушительными эмоциями, а каким-то конструктивным смыслом.

В творении Иисусовой молитвы бывает такой момент, когда Господь дает утешение и прекращает брань каким-то прозрением. Например, человек может вдруг вспомнить слова Священного Писания, или какая-то мысль может проникнуть настолько глубоко, что вдруг она даст ему ответы на все вопросы. Конечно, здесь нужно быть очень аккуратным, потому что иногда это бывает от Бога, а иногда это может быть момент искусительный. Одного аскета спросили: «Кто научил тебя Иисусовой молитве?» Он ответил: «Бесы. Они меня мучили, и чтобы от них защищаться, я стал учиться Иисусовой молитве». Когда мозг развивается, мы учимся, на каком-то этапе и мы найдем этот навык Иисусовой молитвы и даже останемся впоследствии благодарными за те страдания, которые научили нас доступу к этому внутреннему благу. Если это внутреннее благо мы найдем, то мы всегда будем иметь внутреннюю опору, что бы ни происходило с нами внешне. Но чтобы опора была найдена, возможно, какое-то страдание должно быть перенесено.

Идея посттравматического роста становится актуальной тогда, когда человек не останавливается на страдании самом по себе, но когда страдание становится для него источником мудрости и возрастания. Даже та ситуация, которую сейчас переживает наш народ и которая, конечно, может нас и убить, может в итоге выявить созидательные силы нашего народа, таланты, которые создадут новые системы. Один из таких примеров – проект «Киноуроки» журналиста Юрия Подоляка. Смысл проекта в том, что берется сто конструктивных качеств человека – милосердие, ответственность, целомудрие – и на каждое качество профессионально снимается короткометражный многоуровневый фильм. Эти фильмы уже показываются и обсуждаются со школьниками во многих школах России и Белоруссии. А значит, рано нас пока хоронить. Действительно, намечается какой-то перелом, потому что российская школа раньше не занималась воспитанием детей, а теперь кризисная ситуация привела к положительным переменам.

Возможно, люди скоро поймут, что выжить можно только сообща, что даже начальник может выжить только вместе с подчиненными. Может быть, как говорит Тростников, миссия России действительно – явить миру воплощенный евангельский идеал не на уровне богословия, а на уровне человеческого сообщества, явить пример того, как и экономика, и жизнь могут быть построены в конструктивном ключе. Именно сейчас, когда нас закрыли со всех сторон, мы можем внутри себя выковать это сокровище, если не скатимся в осуждение, взаимные оскорбления. Мы должны понять, что в ближнем – наше спасение, что ближние – это наши братья и наши сестры. А если человек сумеет вырастить в себе правильную доминанту, если еще и вера возрастет, тогда человеческая бесконечность будет завершена, дополнена Христом, дополнена добродетелями. Как говорит Жан-Клод Ларше, человека нельзя называть в полном смысле человеком, даже если у него есть таланты, пока эти таланты в нем не будут завершены добродетелью. Нынешняя ситуация одних людей будет стаскивать в бездну, а других будет возводить к совершенству. А куда мы пойдем – мы выбираем сами.

[1] Подробно эти вопросы рассматривает современный православный богослов Жан-Клод Ларше в книгах «Исцеление духовных болезней. Введение в аскетическую традицию Православной Церкви» (Сергиев Посад: Московская духовная академия, 2018) и «Духовное бессознательное. Православная концепция бессознательного и ее применение в лечении психических и духовных недугов» (М.: Сретенский монастырь, 2021).

[2] Е.Н. Невесский написал и опубликовал книгу воспоминаний, в которой подробно изложена его история – «Первый эшелон (Воспоминания московского ополченца)». Невесский Е. М., 1994. 132 с.

[3] Подробнее об идее доминанты академика А.А. Ухтомского см. материалы: «Идеи академика А.А. Ухтомского в адаптированном для современного читателя виде в лекциях и текстах иеромонаха Прокопия (Пащенко)».

[4] Жан-Клод Ларше описывает православное понимание источника энергии: если мы приобретаем добродетель, то становимся способными усваивать божественную благодать, по-гречески ἐνέργεια («энергия, действие, сила»). Это богословский термин, хотя сейчас он нечасто используется, так как дискредитировал себя из-за эзотерических практик.

[5] Подробнее о каждом навыке см. в статье «Внешняя жизнь и мир мыслей. Ч. 1. Духовная жизнь в условиях большого потока дел и мыслей», иеромонах Прокопий (Пащенко).

[6] Ишмаэль Бих: Завтра я иду убивать. Воспоминания мальчика-солдата. М.: Эксмо, 2014. 336 с.

[7] История лечения депрессии длиною в жизнь (Исповедь больной)

[8] Тростников В.Н. Бог в русской истории. Сибирская Благозвонница, 2008. 208 с.

[9] Подробнее о «Чине пения двенадцати избранных псалмов» см. материал иеромонаха Прокопия (Пащенко).

[10] Подробно отличия медитации от молитвы разбирает Русский мыслитель Л.А. Тихомиров в книге «Религиозно-философские основы истории», глава «Достоверны ли источники оккультного познания»: Религиозно-философские основы истории / Л.А. Тихомиров. М.: Изд. «ФИВ», 2012. 808 с.

Тип: Соловецкий листок