Игра и самоубийство. Игра и самоубийство
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  26.10.2024.



Бывает так, что случаются трагедии, и люди через игру заходят в тему самоубийства.

Дополнительные материалы про игру

«Игромания (суммируя сказанное в иных текстах и лекциях)».
Часть 1; часть 2.

Дополнительные материалы про игру и самоубийство

Как связаны игра и самоубийство? Этой теме посвящено немало материалов, в том числе в подборке «Доминанта. Жизнь и самоубийство», где представлены беседы, раскрывающие взаимосвязь между азартной игрой и трагическим финалом. Один из типичных сценариев –  человек влезает в долги, не видит, как сможет их отдать, отчаяние нарастает, и он совершает роковой шаг.

«ДОМИНАНТА ЖИЗНИ И САМОУБИЙТВО
Лекции и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко)
».

В статье «Преодоление игрового механизма. Часть 2.1» описан случай мужчины, который вышел из дома с намерением покончить с собой. В тот момент он обратился к своему ангелу-хранителю –  и с этого мгновения его жизнь начала меняться. Примечательно, что в художественной литературе проигрыш, отчаяние и попытка самоубийства часто связываются с порабощением человека инфернальными силами. Как говорил один миссионер, некоторые игроки теряют себя в игре, но со временем признают, что во время игры ощущали рядом чуждое, коварное сознание.

Состояние «выхода нет»

В момент перевозбуждения, сопровождающего азартную игру, человек погружается в изменённое состояние сознания. Его реакции становятся неадекватными, гипертрофированными, и он перестаёт видеть выход, даже если он совсем рядом. Поэтому так важно развивать навыки эмоциональной саморегуляции, чтобы не втягиваться в поток разрушительных эмоций. Проблема заключается в том, что многих людей, включая военных, с детства не учат внутренней устойчивости. Им внушают: «Ты –  лучший», и человек привыкает считать свои мысли априори правильными. И когда приходит мысль об отчаянии, он не подвергает ее сомнению, а принимает как истину. Смирение –  это не слабость, а способность поставить под сомнение свои собственные эмоции, в том числе и отчаяние. Это один из ключевых навыков выхода из кризисных состояний.

Изменённое сознание

Когда человек хочет «отыграться», он входит в состояние изменённого сознания. Даже физически крепкий и волевой человек может не справиться, если у него нет внутренних опор. В момент гиперэмоционального всплеска он оказывается безоружным перед собственным импульсом, потому что привык следовать за каждым желанием: захотел –  посмотрел сериал, поругался, съел что-то вкусное. Это и есть навык –  безудержно исследовать и удовлетворять каждое своё желание. Современная культура подкрепляет это через лозунги: «Следуй за своей мечтой! Игнорируй всё остальное!» Но без внутренней дисциплины, без навыков устойчивости и самонаблюдения, такая «погоня за мечтой» легко оборачивается разрушением.

Игнорируй всё остальное, не смотри ни на кого –  такой посыл часто звучит как девиз в современном обществе. Человек, гордящийся тем, что “живёт сам по себе”, не ориентируясь на других, может легко попасть в ловушку. Потому что в такие моменты в сознание могут прийти разрушительные импульсы –  суицидальные мысли или навязчивое желание играть. И тогда он уже не способен себя остановить.

Если человек верующий вдруг оказался в этом потоке, из которого не может выйти, важно хотя бы в таком разобранном состоянии прийти к исповеди и причастию –  с верой, что Господь поможет. Но в более широком смысле речь идёт о духовном и культурном обогащении, о формировании системы внутренних навыков.

ИЗМЕНЁННОЕ СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ
Иеромонах Прокопий (Пащенко), Сергей Комаров.

Духовная подпитка через литературу

Знаю одного человека, у которого регулярно накапливалось внутреннее напряжение. Раз в месяц он «срывался»: кокаин, женщины, беспорядочные развлечения. Если он волевым усилием сдерживал себя, то начиналась нервозность, раздражительность. Но со временем, начав читать духовную литературу и даже просто материалы о зависимости (в том числе статьи и лекции на тему игровой зависимости), он стал меняться. Поменялось его восприятие реальности, отношение к жене, детям и окружающим. Прошло два месяца без срывов –  и при этом он чувствует себя нормально. Постепенно эта устойчивость может укрепляться.

Про мат и отсутствие самоконтроля

Был случай с человеком, который сильно ругался матом, особенно в пробках. Эффект безудержности может уйти в мат, а может уйти в игроманию. У него была дорогая машина, чёткие планы, но в дороге он не молился. В результате это привело к тому, что он не мог остановиться от мата. Когда он пришёл к вере, крестился, он стал по-другому смотреть на окружающих –  даже на тех, кто едет на машинах попроще. Он понял, что у всех свои планы, у всех своя жизнь. Опоздание –  не всегда зло. Иногда промысл Божий может отвести от беды. Бывали случаи, когда именно из-за задержки люди избегали смертельных ситуаций.

Про моральные ограничения

Один человек, в 90-е участвовавший в «стрелках», однажды опаздывал на такую встречу. Он стоял на мосту и не мог двинуться ни вперёд, ни назад. А в это время на встречу приехал киллер с автоматом и всех расстрелял. Этот эпизод заставил задуматься: не всё зависит от него, и, возможно, только Божья воля его спасла. Позже он стал азартным игроком, проигрывал много. Когда несколько десятков раз ставишь на «ноль» –  и всё мимо, а, выходя из-за стола, слышишь свой номер –  хочется повеситься. Но именно тогда в нём начали проявляться внутренние ограничения –  «красные флажки», как он их называл. Он уже не мог спокойно смотреть, как за долги кому-то отрезают пальцы. Он не мог считать это нормой. По всей видимости, если бы он не прислушался к этим моральным сигналам, он мог бы не выжить. Но именно эти ограничения стали его спасением.

Про опоздания

Есть известный случай из жизни преподобного Амвросия Оптинского. Один купец привёз в Оптину Пустынь золочёный иконостас, получил за него значительную сумму и спешил уехать, чтобы успеть на важную сделку. Однако преподобный Амвросий не отпускал его три дня. Купец смущался, роптал, но всё же не решился ослушаться. Прошли годы, и один человек, умирая, подозвал этого купца попросить прощения и признался: он вместе с подельниками в те три дня ждал его под мостом, чтобы убить и забрать деньги. Господь, по молитвам, сохранил его –  через послушание старцу. И на сделку он тоже успел: другие купцы задержались. Это пример того, как опоздание может быть не случайным. Иногда задержка –  это защита свыше. Более того, этот купец через всё это начал молиться, пришёл к вере и перестал даже ругаться матом –  изменилась сама внутренняя природа.

Про навыки

Когда человека начинает «тащить» эмоциональный поток –  будь то страсть, отчаяние, или тяга к игре –  удержать себя помогает не волевое усилие (в моменте оно может быть слишком слабым), а система навыков. Пять основных навыков, о которых часто упоминается в беседах: пост, воздержание, молитва, режим и любовь.

Пост и воздержание

Когда человек по любви к Богу отказывается от того, чего очень хочется –  еды в пост, просмотра фильма, раздражения –  он закладывает фундамент внутренней силы. Постепенно эта сила помогает сопротивляться и более серьёзным искушениям: вспышке гнева, желанию играть или даже самоубийственным мыслям.

Послушание

Иногда важно просто выполнить просьбу другого –  не из страха, а по любви. Это и есть навык отсечения собственной воли. Здесь нет раболепства. Ведь если наша воля когда-нибудь окажется заражена отчаянием, именно навык послушания может удержать нас от безумного шага. Как и ребёнок, который сначала возмущается, если его не пускают гулять, пока он не уберётся, учится преодолевать недовольство –  так и взрослый может научиться преодолевать отчаяние.

Режим

Регулярный распорядок –  простой, но действенный навык. Апатия не нападает спонтанно –  чаще всего она настигает тех, кто живёт в хаотичном режиме. Поздние сериалы, отсутствие сна, пассивность –  всё это подрывает волю. Человек не может оторваться от увлекательного фильма, но, когда придут мысли поставить все деньги на «красное» или в отчаянии покончить с собой, он не сможет им сопротивляться. Если человек учится вовремя ложиться спать, отрываться от экрана даже в момент захватывающего эпизода, он уже тренирует навык выхода из потока разрушительных эмоций и аномальных состояний. Так же, очень важно, в апатии не давать себе лежать, а заниматься хоть каким-то механическим трудом или просто пройтись по улице.

Молитва

Во время чтения Псалтири мысли мечутся, сложно сосредоточиться на словах молитвы–  но именно через это усилие и рождается навык внутреннего внимания. Со временем он срабатывает автоматически, когда человек сталкивается с волной паники, страхом или искушением. Навык молитвы –  это якорь в шторм.

Любовь

Любовь – это способность выйти из круга своих страданий и посмотреть на ситуацию глазами другого. Гордый человек отмахнется и скажет: «Ты не понимаешь, все плохо! Моя жизнь окончена!» –  и никого не услышит. А человек, у которого есть хоть капля любви, прислушается. Даже мысли о родителях могут спасти: были случаи, когда девочки хотели спрыгнуть с крыши, но их остановила мысль –  как же будут страдать мама и папа? И этого оказалось достаточно.

Связь между игрой и самоубийством глубже, чем кажется на первый взгляд. Она рассматривается в статье «Доминанта жизни и самоубийство» (часть 1.1) –  см. раздел «Параллельные источники». Там можно найти живые истории, беседы и материалы, где прослеживается, как увлечение игрой может доводить до отчаяния, а отчаяние –  до гибельных поступков. Но выход есть. Он лежит через навыки, молитву, духовную культуру, послушание и любовь.