Семья. Семья. Жене о кризисе и измененном состоянии ума
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  04.01.2025.



Этот ответ был дан женщине, которая по выходе из гостей почувствовала свою ущербность. Она была убеждена, и возможно, так оно и было, что семья, в гости к которой она ходила, живет по страстям, по принципам мира сего, а не по христианским заповедям, и у них всё хорошо. А эта женщина старается жить по заповедям, и ей всё тяжело дается, у нее много трудностей.

Следующие ответы по теме:
«Созависимость. При общении с зависимым главное – попытаться сохранить мир».
«Созависимость. Иногда стоит подумать и том, что перестроить в своей жизни».

Она рассказала о себе: что замужем, что ее муж – хороший человек, и у них четверо детей. Но она боится потерять окончательно радость жизни. Атмосфера в семье очень тяжёлая, и отсутствует надежда что-то изменить.

Через некоторое время произошла встреча с этой женщиной и ее мужем, они выглядели как счастливая семья.

Ответ «Женщина. Замужней мешает то, что в юности жила с пьющим папой, сформировалась определенная модель поведения»

Измененное состояние сознания?

Причиной ощущения собственной несчастности может быть изменённое состояние сознания. Нечто подобное было описано в книге иеромонаха Иоакима Сабельникова «Великая стража». Я многим советую прочитать следующие две главы из нее. Особенно интересны «Рассказы о духовной жизни» и «Собственноручные келейные заметки» иеросхимонаха Иеронима.

В одной из глав рассказывается про схимонаха Феофана, который начал хорошо, и у которого даже были Божественные откровения. Но потом он стал испытывать атаки духа хулы, у него в сознании были кричащие голоса. А началось всё с того, что он стал доверять своим мыслям. Однажды отец Феофан занимался духовным деланием, и ему пришел помысел, который он опознал как вражеский. Помысел стал внушать, что пора прекращать молитву, что неплохо было бы сварить борщ, покрошить овощи и приготовить отличный обед.

Отец Феофан не обращал внимания на эти мысли, а помысел стал ему говорить, что мало того, что он себя голодом морит, так еще и кота не кормит. Постепенно монах стал прислушиваться к этим голосам и утратил спасительное состояние. Помысел ему сказал: если сейчас не остановишься, не прекратишь молитву, то я заплачу. Отец Феофан не понимал, как бес может заплакать.

Однажды, когда он был у себя в пустыне, накатило на него уныние, весь его монашеский путь показался ему никчемным, он подумал, что другие люди живут более правильной жизнью. Отец Феофан заплакал от жалости к себе. Потом он понял, что это и было исполнение слов беса о том, что он заплачет. Когда изменённое состояние сознания прошло, отец Феофан вспомнил, что пришел в пустыню не ради того, чтобы быть успешным. Всё искушение было основано на ложном восприятии действительности.

Вот еще один случай. Известный подвижник и миссионер Ефрем Аризонский был послушником и учеником афонского старца Иосифа Исихаста, которого любил как своего духовного отца. На каком-то этапе отцу Ефрему жизнь в монастыре показалась невыносимой и отвратительной, открылась брань на духовника. Это было вражеское наваждение, которое нужно было преодолеть. Хотя приведенные истории взяты из монашеской жизни, но они хорошо комментируют тему измененного состояния сознания.

Конечно, не все явления подобного рода являются искушениями. Мне одна женщина рассказывала, что закончила финансовую академию и работала то в одном, то в другом банке, но ей везде было не по душе, у нее была депрессия. Потом она поняла, что причина не в том, где она работает, а в том, как она живет: для нее деньги были на первом месте.

Все люди, которые дружат, любят, занимаются важными делами, по временам испытывают измененные состояния сознания, когда кажется, что жизнь бессмысленна. Тут надо разбирать, что могло спровоцировать это состояние. Это как в борьбе или в рукопашном бое: кто потерял равновесие, тот бой и проиграл.

Рассмотрим, как мы теряем равновесие. Начинается с состояния аффекта, когда мы возмущаемся, злимся, либо сидим часами перед телевизором и смотрим все подряд, либо было слишком много еды и алкоголя. То есть, сознание расфокусировано, и у нашего противника получается нас толкнуть и бросить.

Любовь не достается даром

Другой момент заключается в том, что люди ошибочно полагают, что любовь достается даром, что она с тобой будет всегда, что можно быть в пассивном состоянии, есть, пить, развлекаться, а любовь будет сама расти и крепнуть. А если так не происходит, значит, эти отношения не твои или дело не твоё. Надо понимать, что иногда мы получаем любовь, которую не заслуживаем. Но чтобы ее сохранить, нужно приложить усилия, как садовнику, который взращивает занесенное ветром семечко драгоценного цветка. Он удобряет и рыхлит вокруг него почву, защищает от ветра, подвязывает, поливает. Хочу сказать, что любовь поселится в твоем сердце, если ты стараешься жить без греха, без гнева, если ты покаянием очищаешь от сорняков свою душу, если возникающие конфликты стараешься разрешать в конструктивном русле.

Также очень важно не сравнивать себя с другими. Часто можно слышать рассуждения, похожие на твои, мол, мы, христиане, стараемся жить по Евангельским заповедям, и наша жизнь трудная, а другие люди беззаботны, ни о чем не беспокоятся, и у них все хорошо. На самом деле нам неизвестно, как живут другие люди.

Я знаком с человеком, который по светским меркам очень успешен, и я знаю те стороны его жизни, которые сокрыты от посторонних глаз. Во-первых, он очень много помогает людям, при этом вообще никак не афишируя свою деятельность. Когда мы с ним познакомились, он еще не был крещен. Тогда у него были финансовые проблемы. О своем состоянии он говорил, что каждый день его голова на плахе. Этот человек проделал очень большой духовный путь. У него были разводы, но с детьми от прошлых браков он сумел сохранить хорошие отношения, они его любят. Сейчас он женат на христианке.

Естественно, своими переживаниями он ни с кем не делится, и с духовными вопросами обращается только к своему духовнику. Снаружи кажется, что у него всё само собой получается. На самом деле это не так. Мы недавно с ним общались, он выбирал дом для покупки. Он лишний раз увидел, как в жизни работают духовные законы. Я эту историю включил в ответ на тему «Жить для себя или как иначе?».

Он рассказал, что встретил человека, который продавал дом. Если он не успеет его продать, то банк заберет дом за долги. Этот человек был очень легкомысленным, в рабочие дни работал, субботу и воскресенье проводил с друзьями в бане, парился и развлекался. Вот и получилось так, что дети выросли, не видя отцовской заботы, получили образование, уехали куда-то. Сейчас он начинает понимать, что впереди у него одинокая старость.

Такие случаи не единичны. Человек до поры до времени живет легкомысленно, беспринципно, но в эти годы определяется кто он и с кем он. А потом он будет пожинать плоды, которые посеял. Сколько историй, когда в молодости человек жил безнравственно, а на старости остался один.

Например, знаю одну очень известную женщину. Ее жизнь со стороны кому-то покажется эталоном успеха. У нее была семья: муж и дети. Эта женщина занималась только своим «успешным успехом». Не приходила домой ночевать, не отвечала на звонки от мужа. Не говорю, что только она виновата, но муж ушёл от неё. Прошло несколько лет после развода, а у неё уже было четверо мужчин. Неизвестно, сколько она еще продержится на пике известности. Дети ее вроде любят, но побаиваются, потому что она не может найти с ними контакт, пытается решать с ними вопросы также, как и с мужем, в ультимативной форме. Но дети тоже долго мириться с таким стилем общения не будут. Еще чуть подрастут, и маме придётся пожинать плоды, которые она посеяла.

Не сравнивайте

Когда мы себя сравниваем с другими, мол, мы живем по заповедям, и ничего не получается, а кто-то живет по страстям, и у них все хорошо, то это – осуждение, потому что мы не знаем чужую внутреннюю жизнь. Действительно, есть люди, которые живут по страстям, но святые отцы говорят, что, возможно, у них есть и какая-то добродетель, ради которой Господь их милует. А святитель Игнатий Брянчанинов замечал, что Бог не даёт скорбей грешникам, потому что они не могут благодарить Бога за скорби. Но дает им периоды благоденствия, чтобы, испытывая благо, они благодарили Бога.

Но ничто не вечно, и жизненные процессы тоже имеют свои стадии. Тоже бывает и в мире бизнеса. Случается, вспыхнет успех фейерверком, но человек не может удержать высоту и падает. Сколько было начальников, которые поднялись по карьерной лестнице, но потом потеряли здравый смысл, стали вести себя нехорошо, возбудили против себя окружающих и рухнули?

Иногда мы просто осуждаем других, видя только внешний фасад и не понимая, что стоит за ним. Ведь очень часто перед нами человек добродетельный и трудолюбивый, ведь ради чего-то Бог милует его, а партнеры доверяют и хотят иметь с ним дело.

Знаю одного очень богатого человека. Он не христианин, но живет по-христиански. Он работает на рынке ценных бумаг. Он говорит, что в его бизнесе главное – это кристальная честность. Если обманешь хоть раз, об этом узнают, и с тобой никто не будет иметь дело.

Я не говорю, что мы, как протестанты, должны измерять свою близость к Богу жизненным успехом. Один парень, который воцерковился через Соловки, рассказывал, что был период, когда он подумывал начать воровать, но одумался. В его жизни и так было много нехорошего, он через многое прошел, но теперь решил жить по заповедям. Прошло лет шесть, как он живет честно. Те, кто сейчас на него смотрят, видят успешного человека, но не знают, через какие трудности он прошел. Когда перед ним стоял выбор, кем и с кем он будет, он сказал себе: «Либо в моей жизни всё будет по-настоящему, либо не будет никак».

Есть еще и другой момент. Мы себя переоцениваем, противопоставляем себя миру, считаем, что мы, христиане, живем правильно. На самом деле это далеко не так. Мы утратили традицию. Многие христианство меряют мерками выдуманными и строят свой быт, не всегда согласовывая его с действительностью.

Святые отцы говорят, что даже свои падения надо обращать в добродетель. Если ты накричал на кого-то, то надо правильно выйти из ситуации, принести покаяние, примириться с человеком, разобрать причины, по которым ты прогневался. Если так поступать, тогда падения невольно будут нас смирять, помогать духовно расти.

Надо еще понимать, что Господь каждому дает испытания на несколько лет, когда мы абсолютно бессильны что-то изменить. Эти испытания формирует наш характер. Если мы их проходим в русле добродетели, то выносим опыт, который помогает нам жить дальше. Ты оказываешься в глубокой яме и ничего не можешь изменить. Время проходит, и ты понимаешь, что этот период сформировал в тебе духовные кости, которые позволяют тебе ходить прямо. Сопротивление, прессинг, под которые ты попал, тебя мобилизовали и дали какую-то основу. Здесь, конечно, очень важно, чтобы тебе было с кем советоваться не только на психологическом уровне, но и на уровне святоотеческом.

Когда был послушником, времени читать не хватало. Я использовал каждую свободную минуту для чтения, приловчился читать на рабочем месте, в каких-то паузах, если был в дороге или в больнице, у меня всегда была с собой какая-то книга.

Когда начитаешься святых отцов, тебе их учение кажется непонятным, и, вроде как, оно вообще не про нас, а не пойми про что. Эти абстрактные советы, которые, казалось бы, вообще не соотносятся с практической жизнью, тебе помогут, когда ты окажешься между двух огней, и тебе нужно будет совершить выбор. Твои переживания анализируются сквозь призму святоотеческих учений, иногда бывает достаточно одного слова, чтобы понять, куда идти.

Выбор протекает не только в анализе существующих явлений. Если ситуация опасна, и ты не знаешь, куда повернуть, ты вспоминаешь какое-то наставление, которое вроде не относится к текущей ситуации, но относится к твоим переживаниям по поводу данной реальности, и на основе этих наставлений совершаешь выбор, а последующая действительность показывает, что выбор был верный. Поэтому надо не просто проживать действительность, а воспринимать ее как жизненный урок.

Если мы после встреч с некоторыми людьми входим в измененное состояние сознания, значит надо держать ухо востро. Во-первых, не завидовать чужому счастью, во-вторых, не осуждать людей, при этом думая, что всё у них получается, потому что они живут по страстям. На самом деле мы же не знаем, сколько усилий они приложили, чтобы сохранить брак, через какие трудности им пришлось пройти прежде, чем было найдено взаимопонимание. Мы видим только результат их стараний. В-третьих, не особо порицать и свое.

Старайся не забывать, что узкие настроения рождаются в измененном состоянии сознания. Например, монахам бывает тяжело рядом с мирянами. Один иеромонах рассказывал, что как-то ему стало очень грустно, когда он крестил ребенка. Он смотрел на счастливую семью, и собственная жизнь показалась ему безрадостной. На какое-то время он забыл, что избрал монашество искренно. В момент измененного состояния сознания собственная жизнь показалась ему ущербной. Ему даже явился Иоанн Креститель, утешил и взбодрил, напомнил унывающему иеромонаху, что монашество стоит на другой ступени. Просто в момент аффекта все забывается.

Готовил как-то подборку материалов, направленных на помочь врачам и людям социальных профессий. Одна медсестра тоже находилась в подобном состоянии. Отвечая на ее вопросы, я ей напомнил, что она выбрала эту профессию, чтобы помогать людям. Когда погружаешься в суету, забываешь смыслы, на основе которых ты начал свою деятельность, меняется восприятие реальности, и на первый план выходят какие-то проблемы. У нее – грязные бинты, дрязги, происки и ругань в коллективе, перебранки с пациентами.

О медсестре: «Цикл «Преодолеть отчуждение (часть 1): Лекции о унынии, депрессии и о причинах ухода в экстремальные активности».
60б ДЕПРЕССИЯ. ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ВЫХОДА. Дополнение о медсестре. Отрыв деятельности человека от глубинных основ его личности. Потеря смысла. Осмысленный труд превращается в работу.
Подборка материалов: «Врачи, медицинские работники, люди социальных профессий – лекции и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко)».

Помнить, как начинали

А когда человек уходит в монастырь, а потом забывает, ради чего он сюда пришёл, на первый план выходят недовольство, соперничество, он начинает сетовать, что у него одежда хуже или послушание тяжелее, чем у других. Поэтому очень важно не отрываться от мироощущения, которое было в начале, иначе очень легко потеряться в эмоциональных качелях.

Сравнение духовной жизни в монастыре с супружеской жизнью мирян в отношении того, что «помнить свою первую любовь», приводится в беседах «Горение сердца». На основе бесед создана расширенная текстовая версия.

Наверно, ваш анализ ситуации был неверен изначально. Дело не в том, что мы живем по заповедям и страдаем, а они – безбожники, и им все легко достается. Бывает, мы сошли с какой-то правильной линии, потеряли душевный мир, трезвый взгляд на вещи, и дальше, как в рукопашном бое, ты потерял устойчивость, и тебя можно кидать куда угодно.

Потеря внутреннего мира – это сигнал. Если внутренний мир есть, то есть и шанс, что мы примем правильное решение. Если мир потерян, если началось озлобление, ропот, недовольство, надо быть крайне внимательным, потому что всё, что в этом состоянии приходит нам в голову, враньё. В измененном состоянии сознания мысли и чувства переворачиваются, приобретают знак минус, и всё, что ты еще вчера любил, вдруг обесценивается. Трудно, практически невозможно донести до человека, который находится в состоянии аффекта, что не надо доверять мыслям, которые сейчас приходят в голову. Голова заполняется ложными мыслями, как водой трюм корабля, в котором появилась трещина.

Мы не знаем законы духовной жизни, поэтому смотрим на мир с какой-то упрощенной позиции. Нам кажется, если мы верим, значит нам всё должно доставаться с легкостью, даром. Но вера не освобождает нас автоматически от страстей.

Кто-то сказал такую фразу «неустранимая реальность». Так вот, неустранимая реальность такова, что если ты совершаешь какие-то ошибки, то страдаешь. Господь через это формирует наш характер. Мы смотрим на духовную жизнь с позиции светского человека, и нам кажется, что Господь должен оградить нас от всего, потому что любит нас.

Педагоги разделяют заботу материнскую и отцовскую. Матери свойственно ограждать свое чадо от всех проблем. Отец же дает столкнуться с последствиями своего выбора, чтобы ребенок понял, как работают духовные законы. Нужны и материнская забота, чтобы ребенок не отчаивался от столкновения с множеством проблем, и отцовское воспитание, в рамках которого ребенок учится преодолевать трудности.

Нам иногда кажется несправедливым, что мы страдаем даже за маленькую ошибку. Но именно такие страдания учат нас внимательности в духовной жизни. Такая собранность делает из нас не роботов, а счастливых людей. Поначалу ты, конечно, строго следишь за собой, но потом это внимание обращается в навык, и ты уже не думаешь целенаправленно о хранении своего сердца, это происходит само собой. Как человек, который только получил права, напряжен за рулем и крутит головой на триста шестьдесят градусов. А со временем, когда навык вождения укоренится, он уже отдыхает за рулем.

Жизнь верующего человека не заключается в принятии определенных установок, чтобы дальше всё происходило само собой. Там, где наблюдается усвоение какой-то модели, формируется удушающая атмосфера. Мы потеряли христианскую традицию, ее носители целенаправленно были уничтожены после семнадцатого года, остались единицы. Сейчас мы двигаемся на ощупь, поэтому модели не работают. Помогает чуткость. В текущей ситуации смотришь, как она отражается на твоей совести и на состоянии другого человека. Если вы оба раздражены, ты учишься самому успокоиться и другому помочь прийти в мирное состояние. И так мы растём.

Кажется, что жизнь рухнула

Ее говорю, что ты живешь моделью. Когда у меня такое происходило, мне духовник говорил, что у меня просто нет опыта. Я сначала обижался, но со временем понял, что, когда человек впервые сталкивается с измененным состоянием сознания, ему кажется, что его вселенная рухнула. Только с опытом приходит понимание происходящего. На первых этапах страшно. Я пока у психиатров не встречал адекватного описания этого состояния. Это не шизофрения, хотя напоминает её. Если у человека проявляется шизофрения, то остаётся дефект, какая-то червоточина.

В измененном состоянии сознания кажется, что жизнь рухнула, испытываешь разочарование. Поначалу из этого состояния выходил через чтение Псалтири. Ты молишься, и какое-то слово тебя касается, изменённое состояние от тебя отступает, и ты вдруг понимаешь, что жизнь продолжается, и ты даже не можешь вспомнить, что тебя печалило, ты вновь счастлив и любишь людей.

Помню состояние ужаса, когда всё, чем ты жил раньше, обесценено, а потом, когда это состояние проходит, ты понимаешь, что ничего страшного не произошло. Святые отцы много писали об этом, но, если ты сам этого состояния не переживал, тебе трудно понять, о чём они говорят.

Слышал рассказ про одного монаха. Послушать его будет полезно и мирянам. Этот монах искал идеальный монастырь и везде встречал одно и то же: интриги и дрязги. Он приехал в Пантелеймонов монастырь, но и тут нашел непорядки, сидел печальный. А мимо шел преподобный Силуан Афонский, который имел духовные дары. Преподобный подошел к монаху и напомнил ему, что самая главная добродетель – это не верить своим помыслам.

Много раз так отношения с духовником портились, что казалось, они больше никогда не восстановятся. Скорее всего, у мирян такого нет, потому что монастырь – это передовая. Мне даже казалось, что моя жизнь на Соловках закончилась, накопилось очень много претензий к священноначалию и духовнику. Я открыл духовнику свои помыслы, рассказал, что у меня против него и против этого святого места накопилось. Когда я еще говорил, я понял, что всё это из меня выходит, и приходит успокоение. Стоило всё открыть, и я вновь пришел в мирное устроение. Я сказал духовнику, что все прошло. Он мне объяснил, что через откровение помыслов мы посрамляем дьявола. Конечно, не всегда это только помыслы, случаются и объективные трудности, которые должны быть разрешены, также бывают недоумения, которое надо разобрать, чтобы человек получил какие-то адекватные объяснения.

Но иногда причина всего – это изменённое состояние сознания. Это состояние действительно излечивается откровением помыслов. И в дружеских отношениях могут произойти какие-то события, когда мы испытываем разные реакции, и нам кажется, что другой человек среагировал слишком равнодушно, рождается обида. Если у нас есть навык обсуждать, то поговорим с человеком и поймем, что он по-своему переживает, просто не так бурно, как мы, выражает свои эмоции. Также другой человек может считать нашу бурную реакцию признаком легкомысленности. В этом молчании дьявол ссорит людей, потому что тебе кажется то, чего нет на самом деле, или ты рассчитываешь на то, что другой человек догадается о твоих желаниях. Кстати, женщины так любят говорить: «Он должен был догадаться!»

Божие благословение и духовное делание

Поэтому духовная жизнь состоит не только в том, что мы усвоили догматы и стараемся поститься, но и в движении вперёд. Успешный по меркам этого мира человек, про которого я рассказывал выше, берёт благословение на все свои предприятия. Когда я рассказываю об этом, многие удивляются, мол, зачем брать благословение. Кто-то даже начинает иронизировать. Люди думают, что если ты берёшь благословение, значит, у тебя нет своего ума. У него, безусловно, есть свой ум. Просто он анализирует какую-то ситуацию и понимает, что в данный момент надо действовать определенным образом, но у него богатый жизненный опыт, и он знает, что рынок – это очень подвижная среда. Ты видишь, как сейчас надо действовать, делаешь шаг, но вдруг все меняется, и ты оказываешься в очень нестабильном положении. Этот человек привел такую аналогию. Работает вентилятор, тебе хочется засунуть руки между лопастями, чтобы что-то достать, ты думаешь, что у тебя получится, но не успеваешь и глазом моргнуть, как остаешься без пальцев. Рынок – это море, где мгновенно может начаться шторм. Поэтому там, где ты на сто процентов убежден, что все верно рассчитал, можешь оказаться в полном провале.

Также он понял, что Господь как-то так устраивает, что, если ты в страстях начинаешь торговать, то тебя преследуют неудачи. По его мнению, не стоит выходить на рынок без чтения Псалтири и Евангелия. Даже есть такое правило, что нельзя торговать, когда очень хочется. Кто-то говорит, что, когда очень хочется, значит, можно. На самом деле нельзя вдвойне, потому что ты находишься в измененном состоянии сознания и что-то не улавливаешь, не понимаешь до конца. Когда у этого человека были определенные грехи, Господь, как ему казалось, общался с ним на языке рынка. Когда он совершал эти грехи, рынок шел против него, поэтому со временем он перестал их совершать. 

Он испрашивает благословение даже на незначительные вещи, о которых, казалось бы, и не стоит спрашивать. У него развилось очень правильное понимание, что, если ты теряешь внутренний мир, значит, что-то в этой ситуации не так. Когда-то он занимался серфингом и заметил, что нельзя выбрать волну и устоять на ней, если ловишь ее с позиции хозяина планеты, что даже здесь необходимо смирение.

Бывает, люди смеются над духовной жизнью, мол, зачем обо всем спрашивать, зачем читать. Конечно, ты и сам можешь решить, кому и что давать, кого принять, а перед кем закрыть дверь. Но бывает так, что, неадекватный человек, например, игрок или наркоман, просит у тебя денег. Что ты дашь ему, что не дашь, всё равно будешь смущаться. Тебе нужен какой-то аргумент, правильное понимание ситуации, чтобы знать, как поступить, независимо от того, есть или нет очевидного решения. Когда у тебя есть личный опыт общения с такими людьми, ты понимаешь, что несмотря на то, что тебе его жалко, что он просит, что у него есть дети, не надо давать ему денег, какими бы слезоточивыми причинами он ни обосновывал свою просьбу.

Если у человека такого опыта нет, то, конечно, он будет смущаться. Кто-то посмеется, мол, неженка, беспокоится из-за таких пустяков. Дело не в том, что он – неженка, а в том, что надо стараться по максимуму оставаться в состоянии внутреннего мира, равновесия, чтобы ты не делал. Как в рукопашном бое, как бы ты ни двигался, ты должен быть в состоянии равновесия.

Если сделаешь что-то против заповедей, конечно, ты разберешься с этой ситуацией, но не сможешь быть в состоянии внутреннего мира. Немирное состояние накапливается, ты перестаешь ясно видеть реальность, и начинаешь совершать ошибки, все начинает сыпаться. Поэтому христианское делание упирается в исполнение заповедей, следование советам святых отцов. Невидимым образом это помогает в жизни, потому что ты понимаешь законы мироздания, понимаешь, откуда зло, почему Господь допускает ему быть в этом мире. Даже события, которые ты видишь в новостях или на улице, тебя не обескураживают. Когда ты находишься в состоянии внутреннего мира, можешь принять более или менее правильное решение.

Конечно, очень часто это состояние теряется, даже, можно сказать, постоянно, но ты учишься понимать причины этого. Ты учишься восстанавливать внутренний мир, и этот навык помогает выстраивать отношения с окружающими, ты начинаешь очень хорошо их чувствовать, потому что ты научился понимать, что тебя выводит из равновесия. И тогда жизнь становится совершенно другой, но, к сожалению, этому мало кто учит, и мало где об этом духовном делании можно услышать или почитать.

Вы просите по пунктам расписать, что вам делать. Во-первых, узнать, что такое изменённое состояние сознания. Мы как раз недавно выложили беседу с Сергеем Комаровым на эту тему. Необходимо хотя бы быть в курсе того, что такое бывает, и что на это не стоит обращать пристальное внимание. Еще я могу вам выслать материалы на тему «С чего начать христианскую жизнь» и записи выступлений про изменённое состояние сознания.

ИЗМЕНЁННОЕ СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ //  Иеромонах Прокопий (Пащенко), Сергей Комаров.

Слушать ли себя во всем?

Один из моих опытов юношества на тему измененного состояния сознания следующий. Мы общались с девушкой, что-то было, как нам казалось, такое большое и искреннее. Мы были в детском лагере и назначили свидание, а она не пришла, потому что проспала. Вечером этого дня она затеяла со мной серьезный разговор, рыдала, потому что «чувствовала, что не чувствует, что чувствовала раньше». Она спала, проснулась и поняла, что опоздала на встречу, нахлынула волна новых чувств и перемкнула прежнии.

Она сказала, что теперь не знает, как быть, запуталась и считает, что нужно сделать паузу. Тогда я серьёзно всё это воспринял. Мне было очень горько. Потом я стал смотреть на случившееся по-другому, не в плане отношений, а в плане того, что, когда люди не понимают принципов внутренней жизни, иногда очень большое значение дают тому, чему вообще не надо придавать значения.

Сейчас пользуются популярностью коучи, которые учат верить в себя и слушать себя. Ну, например, ты переехала в другой город, изменилась погода, ты заболела или выздоровела – всё это отпечатывается на твоем восприятии реальности, иногда твоё восприятие движется скачками. Если целиком и полностью ориентироваться на эти скачки, то ты теряешь разумный вектор жизни. Конечно, эмоции нам для чего-то даны Богом, но они действуют не изолированно от всего, они увязаны со всем прочим: с разумом, с пониманием жизни, с целью, которая у тебя сейчас стоит. Я не говорю, что надо жить, как коучи учат, на всё ставить цели. Но, если твоя задача позаниматься с ребёнком, а твое внимание рассеивается на какие-то другие предметы, надо отстраниться от отвлекающих мыслей.

Придёт время, ты займешься и теми переживаниями, но сейчас перед тобой стоит конкретная задача, ее и надо выполнять.

Ты приходишь к раненому бойцу в госпиталь, тебе хочется плакать при виде его. Если сейчас разрыдаешься, это будет эгоистично с твоей стороны. Ты пришла ему ногти подстричь, помыть его, а если будешь рыдать, во-первых, каково ему будет, а во-вторых, он так и останется не постриженным и не помытым. И какая польза от твоих рыданий? Любовь призывает тебя помочь человеку, рыдания сейчас будут проявлением себялюбия, потому что свои чувства ты поставишь выше чужой нужды. Также заикания и страх выступлений, как мне кажется, исцеляются любовью. Что для тебя сейчас важно: страх плохо выступить или любовь к людям и желание принести пользу? Особенно, если выступление запланировано в рамках какого-то командного мероприятия?

В женском мировосприятии, как мне кажется, изменённые состояния сознания имеют большое значение, потому что женщины более эмоциональны, интуитивны, а от интуиции до бреда недалеко. Существует даже такое предположение, что паранойя и интуиция локализованы в одном отделе мозга. Это предположение кажется справедливым, потому что интуиции и бред проистекают из внутренних тайных смыслов.

Увлеченность чувствами

С одной стороны, женщине нужна интуиция, например, чтобы понять, что ребенок просит или что у него болит, когда он еще не научился говорить. Но, с другой стороны, пытаясь понять внутренний мир другого человека, можно уйти в дичь, начать строить какие-то домыслы и верить в них. Одна женщина мне рассказывала, что муж ей изменяет. Я спросил, какие у неё есть доказательства. Она говорит: «Я же чувствую».

Я не думаю, что только после встреч с определенными людьми возникают изменённые состояния сознания. Иногда причина их возникновения в том, что мы слишком углубляемся в сравнения. Вот, например, монах видит семейных людей и начинает печалиться, что у него этого нет, забывая, что принятие монашества было сознательным решением, за уши же в монастырь его никто не тянул.

Если увлечься такими сравнениями, начнешь постепенно испытывать недовольство к своему духовнику, который предложил тебе монашество, потом к священноначалию, потом к монашеским обетам, а потом и ко всему православию, в рамках которого существует монашество. Если не остановишься, станешь деморализованным, или появится зависть, на фоне которой возникнет желание покрутить хвостом, в тебе проснется тот, кто имеет хвост. Несмотря на то, что члены чужой семьи к тебе хорошо относятся, ты станешь думать, что им всем что-то «докажешь» или «покажешь».

Иногда эта чувствительность возникает рядом с людьми, которые действительно находятся в эзотерическом поле, но тут надо быть очень аккуратным, чтобы никого не оклеветать. Не хочу оговаривать людей, но я достаточно пообщался с эзотериками, и заметил, что в публичном пространстве они сверкают, как фейерверк, у них отработан навык демонстрировать свой успех, но когда ты видишь, что у них внутри, становится страшно.

Есть документальный фильм «Мы не культ». Он на английском языке, но сейчас легко посмотреть с субтитрами. Там семейная пара Джефф и Шали ведут канал, где показывают свою идеальную любовь. У них большой особняк и дорогие машины в гараже. На каком-то этапе у них возникла идея, что им помогает Бог, а потом Джефф возомнил себя христом. Они создали нечто похожее на гностический культ, стали проповедовать, что обладают некими тайными знаниями и умеют находить родственные души. При этом эти души могут быть одного пола. Даже бывали случаи, когда они настаивали на том, чтобы люди меняли пол. Понятно, что их знания ложные, и с ними можно поспорить. Но дело в том, что эта пара полностью контролировала доверившихся им людей. Задача любой секты как можно больше руководить человеком. Я к тому, что внешне для тех, кто оказался в этом культе, все выглядело как большое счастье, и люди начинали зарабатывать вместе с культом, но на самом деле там царили жесточайшая диктатура, насилие и лицемерие. В фильме было очень хорошо показано, насколько со стороны все в секте казалось идеальным, и насколько внутри всё было страшно.

Я не говорю, что ты мало видела, но, если будешь смотреть больше, картинка чужого счастья тебя уже не будет обольщать. После того, как я принял священство и стал слушать исповеди людей, я на многое стал смотреть по-другому. На исповедь приходят люди внешне успешные, красивые и улыбчивые, а ты поговоришь с ними и видишь, насколько всё внутри другое. На первый взгляд успешный и счастливый человек может быть глубоко несчастлив, у него может быть ворох проблем, и он боится признаться, насколько они его гнетут.

Перегруз головы

Я писал ответ одному знакомому по поводу «Жить для себя или как-то иначе?». Это писатели так ставят вопрос: жить для себя или для других, как будто другой альтернативы нет. Сам вопрос, как мне кажется, поставлен неверно. Жить для других – это не значит жить с забвением себя. А жить для себя кто-то воспринимает, как есть, пить и спать на мягкой постели, но в христианском понимании присутствует идея хранения мира: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» То есть, ничего из того, что делаешь, не должно отрывать тебя от Бога, от любви Божией. Поэтому неверно говорить о двух полюсах: о жизни для себя и для других.

Если ты живешь только для других, не следуешь духовным законам, не заботишься о собственной душе, это может закончиться аддикцией или деформацией. Так бывает, например, у людей, которые с головой уходят в социальную деятельность: со временем они сталкиваются с выгоранием, потому что игнорирование принципов, на основании которых существует твоя душа, приводит к коллапсу.

Что касается отдыха, то отдыхать в любом случае надо, но, чтобы это не было долгосрочным лежанием на диване. Академик Павлов пишет, что человек не может находиться только под воздействием возбуждающих раздражителей, следом за возбуждением наступает торможение, мозг входит в гипнотическое трансовое состояние. Люди, которые хотят всегда быть на волне возбуждения и не хотят переключаться на другие виды активности, со временем начинают действовать как роботы. Чтобы мозг был в бодром, активном состоянии, у тебя должны быть включены разные режимы, не в том смысле, что ты сейчас пьёшь алкоголь, а потом кокаин нюхаешь, а ты можешь активно поработать, а потом почитать, погулять, полюбоваться природой. Тогда не происходит коллапса. Когда включаем в доме слишком много электрических приборов, срабатывают предохранители, и выключается электричество, нечто такое происходит и в мозгу.

Совместная деятельность

Чтобы что-то донести до человека, нужна совместная деятельность, сначала нужно выработать какие-то семейные традиции, когда вы вместе что-то делаете. Совместные занятия сближают людей. Когда вы проведете достаточно времени вместе и почувствуете, что человек начинает вам открываться, тогда уже можно и поговорить, что-то обсудить, что-то подсказать.

Надо реалистично смотреть на вещи. Вы хотите вместе с мужем читать Евангелие, но для этого люди должны быть очень духовно сближены. Я Евангелие читаю вместе с бабушкой. После смерти папы она осталась совсем одна, она всех своих подружек пережила, ей больше девяноста лет, но она в здравом уме и по дому всё сама делает. Мы с ней каждый день созваниваемся, читаем дневное Евангелие и Апостол, толкование святителя Феофана и Псалтирь.

Но неподготовленный человек вряд ли согласится читать вместе Евангелие. Надо начать с чего-то интересного для обоих. Евангелие можно когда-нибудь к случаю пересказать своими словами, или человек должен сам его начать читать. Вот когда оба человека читают Евангелие сами, на каком-то этапе можно предложить читать вместе. В таком случае предложение может быть принято.

А так хорошо бы вместе фильм посмотреть, а потом обсудить за чашкой чая. Я бы вам посоветовал с этого начать. Если ты хочешь, чтобы с другим человеком у тебя была общая активность, надо подобрать то, что ему интересно, не навязывать своё, потому что тебе это нравится. У каждого своё развитие, кому-то надо в футбол поиграть, кому-то газету почитать. Надо узнать, что интересно вашему мужу, и вместе с ним это почитать или посмотреть. Если ему интересны фильмы про войну, смотрите военные фильмы.

Когда все наши разговоры про псалмы и про святых отцов, то, конечно, другие люди придут в уныние, потому что они к этому не готовы. Когда я ещё не был монахом, но уже был насельником монастыря, мы с братией иногда ходили гулять на речку. Пока мы делали костёр, варили уху, о чём-то переговаривались, монашествующие отходили в сторону и читали три канона с акафистом. У нас не было потребности такой продолжительной молитвы, и если бы нас перегружали таким долгим правилом, то это могло бы вызвать у нас уныние и ропот.

Сила доброты 

Может, я эту мысль слишком часто повторяю, но я понял следующее, и с каждым годом убеждаюсь, что это так. Мне кажется, если человек раздражен, то с ним можно поладить, только с помощью добрых и ласковых слов. Конечно, очень трудно найти терпение и оставаться спокойным, когда на тебя кричат, ты пытаешься наорать в ответ. Но, если отвечать ласково и спокойно, на каком-то этапе человек переключается на твою волну и успокаивается. А когда один огнем полыхнул, другой полено подкинул, жар усиливается, и разгорается война.

Многие вопросы решаются добрым словом, но не показной ласковостью, когда ты противопоставляешь его раздражительности свое наигранное спокойствие, мол, посмотри, какой ты изверг, а я даже не злюсь. Тогда эту святошу захочется призвать к ответу, сделать так, чтобы она также орала. Говорят же, что женская сила в том, что она умеет обнять и приласкать.

Универсальные принципы работают везде.

Мне понравились некоторые мысли из книги Лоуренс Гонсалес «Остаться в живых. Психология поведения в экстремальных ситуациях». Хотя у автора много ошибок,и он не всегда адекватно анализирует случаи выживания, потому что он – светский человек и отчасти даже эзотерик, но у него была правильная мысль, что самое главное качество, необходимое для выживания, – это смирение. Если ты оказался в незнакомой обстановке, очень важно оставаться спокойным. Смириться – это не значит опустить руки. В незнакомой обстановке важно понять, что произошло, сделать адекватные выводы и тогда приступать к действиям. Иначе человек начинает метаться, бегать, наступает ночь, дикие звери выходят из своих логовищ, а ты даже не приготовил место, где можешь спрятаться. Это я своими словами дополняю мысли автора.

Когда ты укоренен в духовной жизни, тебе удаётся не инфицироваться дискурсом ярости, остаться в здравомыслии. Это как киль у корабля, если он есть, судно, конечно, шатает, но оно не тонет. Вот когда у нас киля нет, мы совершенно открыты для любого внешнего влияния, и мы сразу индуцируемся чужим гневом.

Из того, что я видел, могу сказать, что разрешить конфликтные ситуации удается тем, у кого есть внутренний мир, потому что тогда сами собой и слова подбираются. Я много лет к этому стараюсь прийти, но понимаю, что остаюсь в положении начинающего.

Сложно привыкнуть к такому поведению, особенно, если тебя воспитывали в таком дискурсе, что никому не давай спуска. Как часто, будучи неопытен, я вступал в перепалки, начинал что-то объяснять, доказывать. Ты думаешь, что перед тобой адекватный человек, пытаешься что-то до него донести, а получается, что ты его распаляешь, потому что он сейчас вообще не способен что-то воспринимать. В такие минуты надо человека просто успокоить, либо уйти, но ни в коем случае не провоцировать.

Как-то к нам в монастырь приехал молодой человек, который находится в измененном состоянии сознания, у него по временам возникают суицидальные мысли. У меня с ним возникла переписка, он что-то мне пишет, я пытаюсь ему ответить, он начинает ругаться, я призываю его к разуму, прошу его сформулировать, с чем он не согласен. Наша переписка никак не заканчивается, он сердится на меня, ругает. Я спросил опытного монаха, как мне быть. Он мне посоветовал не трогать неадекватного человека, а написать что-то доброе, приятное. Я написал, что хорошо к нему отношусь, он сразу успокоился и прислал мне стикер, который означает, что всё хорошо.

То, что с другими людьми вы спокойны, объясняется тем, что с ними вы эмоционально не увлечены. Мне одна женщина рассказывала, что она всем дает хорошие советы, поэтому к ней обращаются, но когда дело касается собственных детей, ее мудрость улетучивается, потому что с ними она эмоционально увлечена.

Надо понимать, что иногда за словами человека, который говорит о твоих недостатках, скрывается что-то другое. Меня раньше очень злили советы моего духовника, когда он мне предлагал какой-то вариант, как самый лучший в обсуждаемой ситуации. Может, его вариант был хороший, но меня злило, что он отвергал предложенное мной решение. Потом я успокаивался, и его слова меня больше не смущали. Но поначалу мне хотелось сделать наоборот, поступить по-злому, лишь бы доказать, что есть другие решения. Меня очень оскорбляло, что он считает, что других вариантов нет.

Опять же человеку нужен свой опыт падений и ошибок, чтобы убедиться, что всё, что делаешь вне заповедей, ни к чему хорошему не приведёт. Но, если у человека этого опыта нет, а ты говоришь, что кроме Евангельского другого пути нет, он тебя не послушает.

Здесь надо быть аккуратным. Для нас истинна открыта, и это хорошо. Но если мы другому человеку озвучиваем ее как безальтернативную, то мы можем его очень сильно разозлить. Человек не может уничтожить истину, но он может напасть на того, кто ему сейчас её говорит. Как сатана не может с Богом тягаться, но старается исказить человека, сотворенного Богом. Надо понимать, что Господь нас воспитывает и готовит к вечной жизни. Своим чадам Господь может дать то, чего не даёт тем, кто в него не верит.

Жить исключительно в своей стезе тоже опасно, потому что ты можешь не замечать, как развивается в тебе духовная болезнь. Господь даёт нам проходить разные жизненные ситуации, болезни, потому что другого пути к покою нет, только пройдя тяжелую школу жизни, можно обрести покой. Когда тяжёлые дни проходят, ты понимаешь, что они помогли тебе смириться. Это не значит, что ты стал безвольным. Ты научился жить с внутренним миром и исходя из этого действовать, анализировать происходящее, смотреть на других людей. Но если бы позади не было этих тяжёлых дней, состояния подавленности, отчаянных попыток найти ответ, то ты так бы и жил без внутреннего мира. Со временем становишься благодарным за то, что в твоей жизни были тяжелые периоды.

Жизнь в вере не означает, что Бог тебя должен избавить от всех скорбей. Своим возлюбленным чадам Бог давал пройти через унижения, мучения, истязания, лагеря. Но в скорбных обстоятельствах люди пребывали во внутреннем мире и любви, поэтому и очень познавателен опыт христиан, прошедших гонения. Кстати, думаю вам будет интересно почитать мемуары узников концлагерей. Вот несколько книг, которые я вам советую почитать:

Книга воспоминаний Евгении Гинзбург «Крутой маршрут. Хроника времен культа личности»

Арцыбушев Алексей Петрович «Милосердия двери»

Борис Лукьянович Солоневич «Молодежь и ГПУ (Жизнь и борьба советской молодежи)»

Иван Лукьянович Солоневич «Россия в концлагере»

Возможно, эти книги как раз подойдут для совместного с мужем чтения.

Приложение 1: Материалы о ИСС – измененном состоянии сознания

– ИЗМЕНЁННОЕ СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ // Иеромонах Прокопий (Пащенко), Сергей Комаров. https://vk.com/video-211551872_456249672

– Цикл «Обращение к полноте». https://solovki-monastyr.ru/abba-page/narcomania/#18

4.1 Состояние: Мама, меня никто не любит. https://yadi.sk/d/nJdAjzBWx5zcK

4.2 Состояние: в системе, или волшебная лампа Аладдина. https://yadi.sk/d/ZhY-XelIx5zut.

4.3 В кольце ложных мыслей. https://yadi.sk/d/_aEECBtHx5zzw

4.4 Тема смерти. https://yadi.sk/d/pdF5iDKjx628r

4.5 О демоногенном воздействии. https://yadi.sk/d/xa5FkLT3x62Nr

– Текст «Изменённые состояния сознания», часть 1 «ИСС и травматический опыт». (https://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2556/)

– Текст «Преодолеть отчуждение (в том числе, – и о депрессии)», часть 3 «Игра и тень из разлома». http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2036/

Эфиры про ИСС (измененные состояния сознания):

Часть 1: ИСС и травматический опыт | Эфир 31. https://rutube.ru/video/b9a08be46ccb22d61dcd9431a50974aa/?r=plwd

Часть 2: ИСС – их многообразие | Эфир 32. https://rutube.ru/video/bff4256ba0f7fee6f1ffdf856d29df7e/?r=plwd

Часть 3: ИСС и их многообразие | Эфир 33. https://rutube.ru/video/f3840ab6bfc20b3f79fc6ab1173747e7/?r=plwd

Часть 4: Творчество и интуиция | Эфир 34. https://rutube.ru/video/7361056abffc205568e3194b147a4a1c/?r=plwd

Часть 5: ИСС в терапии – риски, выходы | Эфир 35. (https://rutube.ru/video/db15a58048c4545af33bfd64ff6801c0/?r=plwd)

Часть 6: Выходы, решения | Эфир 36. https://rutube.ru/video/db15a58048c4545af33bfd64ff6801c0/?r=plwd

Часть 7: Выходы, общение с людьми в ИСС | Эфир 37. https://rutube.ru/video/3d88ab63eb1debdbdba1daa2f5104688/?r=plwd

О депрессии и ИСС:

О депрессии более-менее кратко – в ответе «Депрессия. И что все-таки делать» (https://solovki-monastyr.ru/abba-page/voprosy-k-pastyryu-3/275/)

Статья «Преодоление игрового механизма (об игре в широком смысле слова). Часть 1». http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2007/

Если человек пронизан эгоизмом и не знаком с тем, что из себя представляет внутренняя жизнь, то ему постоянно нужна какая-то стимуляция, чтобы как-то взбодрить себя и привести в движение замершую систему восприятия. Вследствие отхода от эгоистической позиции и появления предпосылок для зарождения внутренней жизни, переживания человеком мира меняется. Мир перестает восприниматься как скучный, в нем появляется глубина. Вследствие переживания глубины мира и насыщенности внутренней жизни различные влечения, ранее владевшие человеком, перестают восприниматься им как актуальные.

– Статья «Преодолеть отчуждение (в том числе, – и о депрессии).

Часть 1. «Депрессия и отчуждение от глубинных основ личности».

http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1988/

Часть 2 «Ангедония и две фазы – возбуждения и апатии». http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1987/

Часть 3 «Прорыв скорлупы». http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2036/

Часть 4 «Депрессия как состояние сознания». http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2043/

– Цикл «Преодолеть отчуждение. Часть 1». https://solovki-monastyr.ru/abba-page/narcomania/#19

Беседа 73. Таблетка счастья. Депрессия как состояние ума

https://yadi.sk/d/GRsgznzy3GuqRa

Беседа 74а. Депрессия как состояние ума. https://yadi.sk/d/O215dh-F3GusK9)

Беседа 74б. Депрессия как состояние ума. https://yadi.sk/d/O215dh-F3GusK9

Приложение 2: Материалы о семье

– Беседа «Семейные отношения. Цель супружества. Воспитание детей. Проблемы. Мужественность и женственность». https://vk.com/video-184086372_456239626

– Текст «Слово о семье».

Часть 1. «Вместе и по-отдельности». https://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2485

Часть 2. «Сохранение единства». https://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2614/

Часть 3. «Мужчины учатся у женщин, женщины учатся у мужчин». https://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2618/

– Ответы:

«Семья. Конфликты в семье, разногласия. Жена хочет забрать детей, уйти». https://solovki-monastyr.ru/abba-page/voprosy-k-pastyryu-3/546/

«Зависимость. Жена думает о разводе, муж выпивает, уходит в отд. дом слушать громкую музыку». https://solovki-monastyr.ru/abba-page/voprosy-k-pastyryu-3/600/

«Искушения. Когда тяжело в семейной жизни (и вообще по жизни)». https://t.me/o_Prokopy/2495

– О семье говорилось в некоторых беседах цикла «Разноголосица мыслей». https://solovki-monastyr.ru/abba-page/narcomania/#43

14.  Злость, гнев, обиды, подозрения, мнительность. Семья – конфликты из-за моделей. https://youtu.be/bc3ub9LWBcE

…16.1. Развитие и ложные модели, страдание и гордость, семья и взаимонепонимание. https://youtu.be/aXEcqZwZC3o

16.2. Развитие и ложные модели-невидение мира, семья и взаимонепонимание. https://youtu.be/xhzAprEz2MM

17.1. Семья и взаимонепонимание, ревность, ложный образ мира и непонимание. https://youtu.be/qh7XBpaS1aI

17.2. Семья и взаимонепонимание, непонимание духовных книг и протест. https://youtu.be/c-KPYOryNJU