Уныние. Уныние. Ч. 1: Несколько слов о духовной жизни
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  05.03.2025.



Материалы подборки «Депрессия, уныние»

Доминирующий навык. Где оступился?

Уныние можно представить, как сформированный навык реагирования. В форс-мажорных обстоятельствах: гневливый переворачивает столы, унылый унывает, алкоголик напивается, любящий Бога обращается к Нему с молитвой и благодарением. Причем, когда сформировался определенный навык, человеку кажется, что вести себя именно так – это самый естественный способ.

У святителя Иоанна Златоуста была мысль, что печаль дана нам как маркер того, что мы где-то оступились. Надо посмотреть, что мы сделали не так, где отступили от евангельской заповеди. Конечно, не все люди в принципе знают, что такие заповеди есть. Но многие интуитивно понимают, что если ты стараешься держать внутреннее равновесие, то более-менее чувствуешь себя хорошо.

Также у Иоанна Лествичника была мысль, которую он высказывал по отношению к монахам, но и к мирянам ее можно применить: если ты уязвился печалью, то знай, что где-то ты поступил по страсти. Так, например, если после какого-то корпоратива ты уходишь с печалью, значит где-то перешел должную меру. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что печаль нам дана для того, чтобы мы задумались о своем упущении и что-то изменили в лучшую сторону. Но, к сожалению, при столкновении с печалью люди фиксируются на ней самой.

У святых отцов есть образ собаки, который они применяли по отношению к другой страсти, но который подойдет и здесь: если бросить в неё камень, то вместо того, чтобы обратиться к бросившему, она начинает грызть сам камень. Также и печаль возникает по какому-то поводу. И вместо того, чтобы обратиться к рассмотрению этого повода и попытаться понять, где мы потеряли равновесие, мы фиксируемся на самой печали. Она представляет собой определенную модель поведения: начинается с помысла, а со временем формирует вокруг себя образ жизни и мысли, который нам кажется уже чем-тоестественным, нашей второй природой.

Со временем, если мы начнем видеть страсть, которая нас охватила, то перед нами будет стоять две задачи: тормозить её и возбуждать в себе другой образ действования. Страсть побеждается противоположными добродетелями.

В книге «Исцеление духовных болезней» Жан-Клода Ларше систематизирует святоотеческий взгляд на тему преодоления страстей и говорит, что человеку Богом даны определенные качества для реализации благих целей. Но когда ум человека затемнился и человек утратил представление о благе, то именно эти качества становятся страстями. Жан-Клод Ларше описывает, что борьба со страстями предполагает не сколько борьбу с ними (хотя и это тоже необходимо), сколько формирование добродетелей, противоположных этим страстям. Этот святоотеческий принцип согласуется с тем, что говорит нам учение о физиологии мозга. Так, академик А.А. Ухтомский отмечает, что доминанту, сформированную как очаг возбуждения в коре головного мозга, трудно штурмовать в лоб. Чем дольше мы думаем, например, о вреде наркотиков, тем больше нам может захотеться самих наркотиков. Нужно создавать другую доминанту, конкурирующую с первой. Укрепившись, она не сколько затормозит первую, сколько перестроит ее.

Период созерцания

Пушкин говорил, что поэтам необходима страсть уныния. На эту фразу можно посмотреть двояко. Кто-то ищет терзания, чтобы из него вычленить элементы для включения их творческую ткань. Это спорный путь.

Но, с другой стороны, необходимы периоды созерцания и углубления в какой-то вопрос. Когда все сигналы, транслируемые окружающей действительностью, ослабляют свое действие. Глядя на такого человека, можно сказать, что он даже унывает. Но если он обратился не на камень, а на бросившего, то здесь процесс, взятый в своей созидательной основе, может действительно привести его к отгадке вопросов жизни.

Однако страсть уныния паразитирует на этом, в принципе, неплохом качествах. Мы сидим с потухшим взором, раз за разом прокручиваем в сознании один и тот же эпизод, никуда не выходим. Если мы направлены к добродетели, то можем уйти в некое отшельничество (на некоторое время полезно в том числе и для мирян) с благой целью: сосредоточиться, обдумать свою жизнь: что в ней хорошего, что плохого, куда мы идем.

Но если в уединении мы умом погружаемся в свою жизнь и при этом не движемся ко благу, вращаемся вокруг одного и того же эпизода, то на этом, в принципе, неплохом качестве начинают прогрессировать страсти.

Испытание совести

Многие авторы, в том числе преподобный авва Дорофей, упоминает в таком делании, как испытание совести: 5−10−15 минут уделите рассмотрению того, как прошел день. При этом можно читать, например, Иисусову молитву либо «Господи, помилуй», тем самым, даже не проговаривая каждый грех в отдельности, мы уже приносим покаяние.

Так мы начинаем рассматривать прошедший день: с утра и до вечера. Поначалу это может оказаться тяжело, но постепенно мы начнем видеть, что мы унываем, когда, например, слишком веселимся. Радоваться не плохо. Если ты порадовался в меру, то не потерял равновесия. А если от радости ты перешел к безудержному смеху, когда не понимаешь, по какому поводу веселишься, то становишься «чумным». Вот после этого возникает печаль и уныние.

Так бывает и с едой. Например, ты хорошо покушал и вышел из-за стола, не съев лишнего. А бывает, что даже один маленький кусочек сверх меры приводит к ощущению тяжести и даже уныния. Уловить этот лишний кусочек можно только тогда, когда ты наблюдаешь за прошедшим днем. Вот ты с кем-то поругался, стал «чумным», потерял чувство меры, съел лишнего. И вот уже твой внутренний свет померк.

Режим дня

Иногда спокойно поесть, сколько нужно, помогает удержаться от уныния (понятно, что эта мысль не может рассматриваться в отрыве от всего того, что здесь и в других источниках рассказывается об унынии). Так преподобный Серафим Саровский говорил сестрам держать хлеб под подушкой. В том смысле, что человек бывает настолько измотан, что когда хорошо поспит и нормально поест, то жить становится легче. А когда он отягощен различными обязательствами, то уже не в состоянии нести новую задачу. Мельчайшее напряжение приводит к тому, что ты не можешь ограничить себя хоть в чем-то. И тогда, если какую-то отдельную область жизни разжать (например, не спеша поесть), становится легче.

Во многом нам помогает режим дня. Академик И.П. Павлов говорил о необходимости возбуждения и торможения. Не просто понуждать себя, пока резинка не разорвется, а чередовать эти процессы. Например, до обеда напряглись в чем-то, после обеда вышли на улицу почистить снег, потом немного отдохнули. Когда это делается в определенное время, тогда нейросистема укрепляется. Человек привыкает даже в форс-мажорные обстоятельства напрячься, а в спокойное время воспользоваться возможностью отдохнуть.

Учиться любить людей

Один священник рассказывал: «В первое время моего воцерковления в монастыре у меня было много послушаний. Тогда большим утешением становилась возможность в молчании походить с четками.

Я сам прошел моменты, когда не хочется просыпаться. И первый луч, который пробил стенку депрессии, был связан с «минимальной» любовью. У меня было послушание трапезником. А раньше было благословение после трапезы уносить всю еду (сейчас если после обеда остается еда, то люди могут прийти и взять ее), И если люди опаздывали, либо ты их кормишь, либо ты игнорируешь. И ты начинаешь ненавидеть тех, кто опаздывает и на кого приходится отвлекаться. Когда приходил брат, я либо игнорировал его, либо с раздражением приносил что-то поесть. В такой ситуации ты либо сходишь с ума, либо учишься любить людей. Я помню, что первый проблеск случился тогда, когда пришел человек, и мне захотелось подать ему еду красиво. Это был первый луч благодати.

Потом долгое время я учился ловить первое негативное движение в сторону ближнего. Как только в сердце возникало что-то подобное, начинался упадок. Преподобный Силуан Афонский говорит: чтобы потерять благодать достаточно косого взгляда. Когда ты живешь в греховном водовороте, ты этого упадка даже не замечаешь. Тебе просто всегда плохо, и при этом ты не можешь эту боль локализовать: где у тебя больно и с чего все начинается.

Первое время духовник говорил: если ты потерял мир, читай Псалтирь, пока не успокоишься. Я читал кафизму, а духовник говорил читать вторую, если с кем-то поругался. Я досадовал, ведь времени было и так мало, а мне приходилось читать дополнительные молитвы из-за того, что я на кого-то раздражался. Постепенно, чтобы не читать эту вторую кафизму, при встрече с людьми я мобилизовался, чтобы не испытывать раздражение и не терять мирный дух. Потом духовник сказал, что можно не читать дополнительных молитв, если человек не заметил твоего раздражения. Если чувствуешь, что мог задеть человека, сгладь ситуацию, примирись и попроси прощения. Сейчас я, конечно, тоже срываюсь, но понимаю, что если сразу после конфликтной ситуации не покаяться, то потом начинает развиваться уныние».

Не утверждаю, что современная психология плоха. Если сказать более сглажена, если некоторый тренд, среди всего, что есть в ней, когда человека учат оправдывать себя и разрешать себе гнев. В этом случае человек начинает завинчиваться в ворох мыслей, которые потом заканчиваются унынием.

Чудо покаяния

Бывает, что ты приходишь раздерганный за весь день и вообще не знаешь, как молиться, потому что у тебя голова «квадратная». В такие моменты очень важно просто встать перед распятием на коленочки и перебрать день в покаянной молитве: «Господи, прости, вот здесь я сорвался». Таким образом, происходит чудо покаяния, и ты освобождаешься от последствий этих греховных цепочек. Ведь после срыва в гнев следует уныние, а если ты покажешься в гневе, то и его последствие в виде уныния уходит. То есть, если мы находится в более-менее терпимом состоянии, то вечернее испытание совести проходит, как было показано выше. Если душа болит, то тогда по событиям дня мы может пройти уже в покаянной молитве.

Со временем ты привыкаешь находиться в этом обновленном состоянии. И хотя поначалу быстро его теряешь, но со временем учишься удерживать. Также, как и в спорте: ты смотришь на профессиональных акробатов и тебе кажется нереальным все, что он делает. Но, когда человек тренируется, для него эти сложные трюки становятся чем-то, что – в порядке вещей.

Формирование образа мыслей

Избавление от уныния происходит, когда у человека формируется определенный образ мыслей и действования. Когда ты понимаешь, что происходит вокруг и в тебе. Это, как если бы ты переделывал свою походку. Раньше ты ходил как увалень, но потом начал тренироваться и походка поменялась. Также в результате системы «духовных тренировок» человек начинает по-другому всё видеть, чувствовать, понимать, формируется другая картина мира. И, когда ты сталкиваешься с событиями, они порождают в тебе совершенно другие смыслы.

Например, ты смотришь на ребёнка и не думаешь, как раньше в унынии, зачем мама родила его, если он все равно умрёт. Ты смотришь на него и вспоминаешь смыслы, сказанные в Евангелии: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин 16. 21).

Когда у человека на основе страстей формируется картина мира, нацеленная на упадок, и закрепляется с помощью повторяющихся мыслей и действий, то он не видит никаких смыслов этой жизни. Но, если формируется картина мира на иных основах, то человек видит перспективу и там, где ранее ее не замечал. Так, академик И.П. Павлов говорил, что вторая сигнальная система (разум) способна видоизменять или отменять наши условные рефлексы.

Игумен Никон (Беляев) отмечал, что очень важно не осуждать и не роптать. Этот совет кажется очень простым, но на самом деле исполнить его сложно. Академик А.А. Ухтомский говорил, что когда мы предполагаем в людях что-то лучшее, нежели то, что мы видим, тогда в них просыпается именно это лучшее.

Если у нас активная работа, это тоже может стать поводом для уныния. Вспомним пример, как – покушать, но не переесть. То есть сделать работу, но не сделать лишнего шага, не уйти в лишние эмоции раздражения и ропота. Поначалу этого можно достичь только через самонаблюдение. После тяжелого рабочего дня разобрать, где мы потеряли мир. Это поможет отслеживать те реакции, которые нас срывают в состояние упадка. Ведь на самом деле много не надо. Как, например, в бою с быками: ты поставил неправильно ногу, и бык подцепил тебя рогом именно за эту неубранную ногу, перевернул и ты погиб.

Когда не хочется просыпаться

Многие сталкиваются с ситуацией, когда не хочется вставать по утрам. Не в смысле, когда физически глаза не разлепить от недосыпа или усталости. А когда ты метафизически не готов приветствовать новый день и для тебя предпочтительнее пребывать в оцепенении, при котором не чувствуется внутренний раздрай.

Но надо понимать, что это только следствие. Иногда надо сосредоточиться не на поиске метода, как вставать, когда не хочется, а в целом выравнивать свою жизнь.

Если человек со временем вырабатывает устойчивые навыки (например разбор дня перед сном), то потихоньку его положение выравнивается. Помыслы больше не колеблются, человек может управлять собой. Но не в американском смысле этого слова, когда ты воспринимаешься себя как корпорацию, которой надо управлять, а когда твое нутро тебе подчиняется. Тебе нужно почитать, почитаешь. Нужно отдохнуть, ты отдыхаешь. Нужно поговорить с человеком, который ведет себя агрессивно, ты не захлёстываешься неприязнью к нему.

Святые отцы писали, что в исцеленном человеке ум понимает, в чем состоит благо, а тело послушно ему решениям ума. И когда ты двигаешься к благу, сердце переживает ощущение радости. Так, когда в человеке присутствует распад и раздрай, то тело отказывается следовать тому, к чему его призывают. А сердце вместо ощущения радости чувствует отвращение: «…не хочу делиться с другим, он сволочь и гад».

Устойчивое состояние достигается только глубокой внутренней работой. Мы начинаем фиксировать цели для этого внутреннего делания тогда, когда испытываем совесть.

Ритм духовной жизни

При этом основой должны стать следующие составляющие:

1. Молитвенное правило. Пусть и небольшое. Если не получается читать утренние и вечерние молитвы, то надо читать правило Серафима Саровского. Хотя бы по ходу дела: вставая, умываясь, идя на работу.

2. Чтение Псалтири. Хотя быть треть кафизмы. Если очень тяжело, то можно читать 12 избранных псалмов (можно чуть сокращать). Когда у меня был полный упадок, я два года читал их, пока внутри и вовне меня все не стало меняться.

3. Чтение Евангелия. Если не получается главу, то хотя бы какую-то часть.

4. Регулярная исповедь и причастие. Если очень тяжело, то один раз в неделю. Если терпимо, то один раз в две недели.

Когда мы привыкнем включать эти пункты в свою жизнь, то начнем «тренировать определенные духовые мышцы» и наслаивать способность отвечать людям с любовью. По крайней мере, перехватывать первое чувство неприязни. Цыган Будулай в фильме «Цыган» очень хорошо сказал, что не дорога утомляет идущего, а злость и отчаяние. То есть утомляют именно эти реакции: человек делает то, что должен, а про себя говорит, что все – «уроды, которые его постоянно дергают». Это вызывает уныние. Когда я был в трапезной и приходил незапланированный гость, то я накрывал и злился. Так преподобный Иерофей Дидаскал пытался привить своим ученикам навык реагировать на обстоятельства молитвой. То есть – не пуская вперед злобу.

О подходе старца Иерофея Дидаскала:
См. главу «Преодолеть страстные реакции и сформировать новые, основанные на евангельском мировоззрении» из первой части текста «Духовное руководство: Духовник и его слово в картине мира человека».
См. главу «Постижение Истины через деятельную жизнь, направленную к Истине» из текста «О вере», часть 3 «Как познать Истину: Что спросил паломник из Великобритании?»

И со временем можно научиться даже на агрессию человека не отвечать ответной агрессией. Он в свою очередь, видя такое отношением, успокаивается. И не правы те, кто боится, что люди в ответ на такое поведение сядут вам на шею и свесят ножки. Наоборот, когда мы реагируем с миролюбивым духом, люди не видят в нас источника угрозы и расслабляются (понятно, здесь не исчерпываются все возможные варианты развития ситуации).

Ответ «Конфликт. Нападки со стороны нестабильного в психическом отношении человека».

Заметить движение страсти

Если вы встречаете человека, который говорит вам гадости, значит это то, что посылает вам Господь. Преподобный Никодим Святогорец говорил, что страсть, которая тебя беспокоит, это твое небо и твоя земля, твоя жизненная задача. Так, у нас на Соловках врагу особо не во что людей втягивать, в основном это – либо помыслы, либо конфликты. Поэтому стандартное искушение в монастыре, когда человек, который проходит с тебой послушание, вызывает в тебе дрожь. Тебе кажется, что это – злодей и все твои беды именно из-за него.

Нам надо научиться через это проходить. Записывайте в течение дня то, что лишило вас мира, и исследуйте именно это движение души. Это похоже на рукопашный бой. Не зря мы используем такую метафору, как духовная брань. Так в бою, если ты в чем-то не дотягиваешь (не хватает скорости или выносливости), значит именно это качество и нужно развивать.

Если тебя беспокоит какая-то страсть, то почитай что-то в отношении нее. Есть симфонии (подборки цитат по темам) по творениям святого праведного Иоанна Кронштадского, святителя Игнатия Брянчанинова и святителя Феофана Затворника. Можно открыть оглавление и выбирать, что читать в отношении уныния, печали и того, что с этими страстями связано.

Когда я даю их людям, чтобы они почитали в отношении того или иного вопроса, то они всегда находят что-то полезное. При этом, около 90% информации ты уже знаешь (где-то слышал, думал подобным образом), но всегда попадается что-то такое, что помогает увидеть ситуацию под другим углом. Вроде встреченная мысль – совершенно простая, но вдруг пазл складывается и тебе становится понятно, как тебе поступить.

Жан-Клод Ларше хорошо описал в отношении страха, что человек может реагировать только одним путем: либо иметь страх человеческий, либо страх Божий – страх потерять связь с тем, Кого мы любим. Мы понимаем, что если сейчас, например, прогневаемся, то потеряем связь с Богом. И когда ты осознаешь, что именно для тебя важно, то человеческий, животный страх уходит.

Не надо никого учить жизни

Не надо никого учить жизни. Если при тебе кто-то начинает роптать и осуждать, то сослаться на занятость и уйти (в книге преподобного аввы Дорофея «Душеполезные поучения» совет этот был приложен несколько к иным обстоятельствам). Если же это беседа, которая не может быть пресечена (мы едем в одном купе или находимся в одном помещении), то старайся переключить тему на что-то конструктивное. А для этого надо больше читать, чтобы иметь возможность рассказать что-то интересное и полезное. Если человек верующий, то можно привести примеры, как кто-то из святых видел выход из подобной ситуации. Зачастую люди очень хорошо отзываются на предложенные здравые смыслы. Может, они и осуждают из-за того, что не знают, как еще на данную проблему реагировать. Наша задача – не заблокировать саму реакцию, а дать этой реакции здоровое выражение, соответствующее тому замыслу, который есть у Бога о ней (см. начало книги Жана Клода Ларше «Исцеление духовных болезней»).

Много ли надо для уныния? Немного про эзотерические учения

Бывает, что машина стукнулась совсем чуть-чуть, а повреждение оказалось сильным. У меня есть знакомый, который серьезно занимался рукопашным боем и «прокачивал» себя в плане бойцовских навыков. Однажды на него сзади наехал грузовик, казалось бы, совсем чуть-чуть, но он несколько лет провел в больницах и перенес не одну операцию. Также бывает, что люди с тонкой психикой усвоили какую-то ересь и потом долгие годы не могут прийти в себя.

Один монах рассказал мне, что прочитал книгу, в которой приводятся творения преподобного Исаака Сирина, которые якобы были обнаружены недавно. По мнению авторов, святой высказывал мысль, что все спасутся.

Хотя в своей книге, признанной всеми, преподобный Исаак писал, что смерть – это как царская печать на свитке, когда после ничего нельзя не прибавить, не убавить. Мой знакомый монах заметил, что после прочтения книги первой, о которой идут споры, он понял, что не может молиться. И когда он исследовал для себя этот вопрос, то обнаружил, что это состояние началось с момента, когда он прочитал про всеобщее спасение. Эта мысль приводила к тому, что нет смысла спасаться, учиться Иисусовой молитве, нет смысла вообще ни в чем. Тогда он понял, что эта мысль незаметно прошмыгнула в него и исказила внутреннюю жизнь.

Если человек заразился неверными смыслами, то пока он не вычистит их из себя, то «духовный механизм» не заведется. Можно привести такую аналогию: вы вышли в интернет и поймали вирус. Или нажимаете на документ, который вам нужен, а он не открывается и перебрасывает вас на сайт с рекламой. Чтобы этого не происходило, вам надо установить антивирус или программу, которая не дозволяет происходить несанкционированным переходам. Также и с внутренней жизнью: ты вроде бы хочешь выйти из этого водоворота мыслей, а не можешь, потому что у тебя укоренилось какое-то неверное убеждение. Здесь важно восстановить ту картину мира, которая соответствует реальности.

Если говорить про эзотерические учения, то Евангелие напрямую не описывает, как вести с ними полемику. Мы опираемся на мысли тех людей, которые глубоко освоили Священное Писание, и на основе этого понимания предлагают нам тот образ жизни, который соответствует евангельскому. Они помогают нам раскрывать заблуждения восточного мистицизма и освобождаться от навязанных нам идей. Если же они продолжают ползать где-то в глубине души, то это можно сравнить с болезнью, которая сидит в организме и перешла в хроническую форму. Вроде и нарывов никаких нет, а ходить не получается.

Материалы подборки «Эзотерики (ответы пришедшим из эзотерики)».
Из цикла бесед «Восточный цикл»
24.1. ЧИН ПРИСОЕДИНЕНИЯ. О Чине. Не дискриминируем. Чакры. Открытость для инфернального мира. Изменённое сознание (видео, аудио)
24.2. ЧИН ПРИСОЕДИНЕНИЯ. Боевые практики, замещение сознания. Искушения космогониями. Понять в системе (видео, аудио)
24.3. ЧИН ПРИСОЕДИНЕНИЯ. Реинкарнация, трансформация. Исчезает ли сознание? Трипы. Кришнаиты. Трансферинг (видео, аудио)
О чинах отречения и Присоединения см. также в книге иеромонаха Прокопия «“Победить свое прошлое”: Исповедь – начало новой жизни» в главах «Несколько слов бывшим оккультистам, а также тем, кто обращался к ним за помощью», «Чин отречения от занятий оккультизмом. Исповедь обращавшихся к услугам оккультистов».
В pdf файле – С. 51–79, текст чина отречения – С. 256–261.
«Слово перед Чином отречения от занятий оккультизмом, связи с оккультистами».
Эту беседу проводил перед чином отречения с паломниками (беседа выложена в рамках цикла «Зазеркалье»).

Отчаяние

Отчаяние это изменение состояния сознания. Когда мы поглощены унынием и прочими страстями, наш ум показывает нам другую реальность, не ту, которая есть на самом деле.

В книге «Великая стража» есть два хороших раздела, которые были составлены иеросхимонахом Иеронимом (Соломенцевым): «Собственноручные келейные заметки» и «Рассказы о духовной жизни». В них очень дается очень глубокий взгляд на ошибки в духовной жизни, которые приводят к катастрофам.

В том числе, рассказывается о схимонахе Ноне, который приехал на Афон со странной целью – стать великим святым (см. во второй главе «Рассказ иеросхимонаха Нона о старческом вразумлении и спасении его жизни»). Он стал развивать в себе мысль подобную тому, которая получила называние – мысль Антония Великого: все спасутся, я один погибну. Преподобному Силуану Афонскому это делание подсказал Сам Господь, когда явился ему воочию. С помощью этой мысли преподобный Силуан побеждал гордыню, в его случае мысль звучала так: держи ум в аде и отчаивайся.

Этот же монах, не взяв благословения, стал развивать в себе эту мысль. Дьявол, видя его гордость, убедил, что так и есть на самом деле, что так он и погибнешь. Он вошел в измененное состояние сознания. Бог казался ему немилосердным и жестоким, отец Нон перестал видеть смысл в духовном делании.

Когда он говорил с духовником, то через какое-то время забывал, что тот ему говорил по данному по вопросу. И только когда он начал заниматься Иисусовой молитвой по благословению духовника, Господь открылся ему как Любовь.

У отчаяние есть разные причины. Иногда оно – это следствие измененного состояния сознания, ложный способ видения мира, который базируется на наших страстях. Мы не можем получить доступ к Божественной благодати, и враг дает нам ложное восприятие действительности: «все плохо», «я – ничтожество» и так далее. Так и этот монах видел Бога жестоким и немилосердным.

Чтобы победить отчаяние, нужно время и личный опыт духовной жизни, когда человек через Иисусову молитву (и другие делания) соединяется с Божественной благодатью и опытно постигает Бога. Некто из наших духовных авторов писал, что тот, кто исполняет заповеди и участвует в Таинствах, имеет надежду на спасение.

Материалы об отчаянии.


Теги: