-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 03.01.2015. |
Узнала, что поклон символизирует падение и восстание. Смущало это знание во время Литургии. Не надо смешивать поэзию и богословие. Есть и другое толкование поклонения.
Ты говоришь, тебя смущает, когда во время Литургии ты некоторое время стоишь на коленях, то обязательно вспоминаешь слова Святителя Игнатия Брянчанинова. В своих трудах он размышлял, что поклон означает падение вниз. А то, что мы встаем с колен, означает восстание вверх. Существуют допустимые пределы абстракций. Есть поэзия, и есть богословие. Например, поэт может сказать, что Господь - это Солнце. А богословие утверждает, что Бог - это Дух. Нас это совсем не смущает, так как мы знаем, что поэзия это одно, а богословие это совсем другое. Все знают, что Солнце это нечто, что состоит из вещества. Оно взрывается, выделяет энергию. Но Бог ведь не может быть таким веществом. Поэтому нужно проводить все-таки грань между, например, символами, поэзией и богословием. Архиепископ Вениамин объяснял поклон иначе. Малый вход во время службы означает пришествие в мир Спасителя. Священник выходит из алтаря, означает, что Сын Божий снисходит с кругов небесных на землю. Священник встает перед Царскими вратами и наклоняется. Этим обозначается сошествие в ад. Он поднимается –восстание, входит в алтарь—вознесение Иисуса Христа на небо. А из-за такого вот смешения на Афоне возник конфликт. Нескольких монахов изгнали с Афона. У них был свой молитвенный опыт. Но проблема началась, когда они свой опыт молитв, так называемую поэзию молитвы, попытались облечь в некое теоретическое учение. Так и ты. Стой на коленях, но не зацикливайся на том, что ты находишься в падении. Проводи грань между поэзией и богословием.