Соловецкий листок

Прокопий (Пащенко), иером. Родители–Дети–Воспитание. Лекции и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко)

5 августа 2021 г.

Даже, когда дети перестают, вроде бы, быть детьми, когда им становится 25, 30, 40 (и далее лет), трудности, протянутые между ними и их родителями, не всегда уходят и истончаются. Более того, – превращаются в канаты, крепнут и разрастаются (и потому, можно сказать, что заметка сохраняет свое значение, даже если дети, вроде бы и выросли; да, дети выросли, но проблемы не всегда с их ростом разрешаются). Заметка аккумулирует лекции, прочитанные, в том числе, в центре святителя Василия Великого – центре социальной адаптации для трудных подростков. А также – тексты, созданные, в том числе, на их основе. Среди многих приводимых в заметке материалов тексты «Родители и дети» (много частей) являются базовыми. Заметка идет в паре с другой – «Преодоление зависимого поведения (часть 2). Родственникам, близким»).

Многие годы родители (и педагоги) ставят раз за разом вопросы: «Говорить ли что-то им (маленьким и подросшим детям) или молчать?», «А если говорить, то – что?» Ответы на такие и им подобные вопросы человек находит (вернее, дорастает до ответов), когда не останавливается в своем развитии, когда работает над собой.

Увидеть целиком бегущего коня можно лишь когда бежишь рядом. Дело не в том, что родители должны читать молодежные журналы и искать значение сленговых выражений. Дело в том, чтобы быть живым, чем-то по-настоящему интересующимся. Если человек развивается, перерабатывает для себя ему свойственные содержания жизни, то он становится способным понимать другого человека, хотя перебатывающего и иные, свойственные тому иному человеку содержания жизни (познав принципы развития в собственной жизни, человек может быть заметить действие принципов и в жизни другого). Так человек становится способным в результате внутреннего обогащения понимать других людей «на кончиках» пальцев.

(О том, нужно сохранить мир и не вовлекаться в водоворот мыслей, возникающих по поводу негативных эмоций, которые рождаются иногда как отклик на поведение другого человека; а также о том, что кризисная ситуация призывает к пересмотру мировоззрения – во второй части статьи «Преодоление зависимого поведения» (о тексте – далее). В этой статье речь идет не только об отношении с зависимыми людьми, но и «вообще» универсальных принципах общения. В частности, к родителям «вообще» относится глава «От страдания к развитию и выходу из скорлупы (подробнее – о понимании «на кончиках пальцев»)».

Развиваясь в любви, строя жизнь на этом основании, родители в долгосрочной перспективе закладывают в отношения с своими детьми то, что в итоге может привести их к сближению. Утрачивая этот главенствующий принцип жизни, человек утрачивает способность понимать других. Если родители не только в своей жизни реализуют указанный принцип, но и каким-то образом находят возможность привить его детям, но вместе с ним дети получат если не все, то многое.

Чтобы родители / взрослые могли увидеть основу для построения диалога с ребенком, они должны каким-то образом поддерживать в активированном состоянии в себе то, что условно можно назвать «культурным» человеком (не в смысле знания книжек, а в смысле наличия того «личного» слоя, сквозь призму которого человек воспринимает мир и других людей).

Стратегия, избираемая родителями в отношении жизни в целом, каким-то образом коррелируется и с качеством обратной связи, которую родили получают от своих детей. Для одних, как отмечает академик Ухтомский, дети являются возмездием, для других – умножением любви и общественного роста (заложенных родителями в основу их собственной, то есть родительской жизни). «В первом случае дети преимущественно уничтожают дело отцов, в свою очередь уничтожаясь своими детьми и внуками. … Во втором случае дети продолжают и укрепляют обновленными силами дело отцов». [Все зависит от главенствующего принципа, положенного в основу построения жизни]. В одном случае – «последовательное пожирание отцов детьми», в другом – развитие любви как принципа жизни[1].

До тех пор, пока взаимопонимание не найдено (если оно действительно не найдено; ведь в некоторых случаях хотя бы худо-бедно, с переменных успехом родители находят путь к своим детям) остается только стараться сохранить саму связь, не дать ей разорваться. Не слышат дети сейчас – может, впоследствии, если связь будет сохранена, откроется возможность к диалогу. Если же связь оборвать (прогнав другого с глаз долой и хлопнув дверью), то не факт, что когда-то такая возможность откроется.

Думая, подыскивая нужные слова, работая над сохранением связи и собственным развитием, родители выходят из «капсулы» самозамыкания, в которую многие из нас себя с течением времени замуровывают. Необходимость развиваться, чтобы поддерживать контакт с детьми в актуальном состоянии, помогает не войти в полосу стагнации, в которую родители иногда входят вследствие возраста (хочется сесть на диван перед ТВ), жизненных неудач (апатия, жаление себя) или, наоборот, жизненного успеха (создание, как принято говорить, зоны личного, нередко, разлагающе действующего комфорта).

Если родители не находят ту глубину, в которой вызревает зерно духовной жизни, то они практически неизбежно сталкиваются с «заваливанием» во внешнее. В частности, – в гипер-фиксацию на жизни детей. Гипер-фиксацию на жизни детей следует отличаться от здоровой вовлеченности в жизнь другой человека, от здорового проявления интереса и внимания кдругом. В здоровом варианте мы интересуемся жизнью другого, он ценен для нас сам по себе как личность. В случае с гипер-фиксацией, не столько интересуемся другим, сколько входим в его жизнь в связи с какими-то своими проблемными моментами. Так, какой-то родитель, например, испытывает сильную тревожность, когда остается один, и чтобы унять эту тревожность, звонит ребенку «каждые полчаса».

Если в человеке не проросло зерно духовной жизни, то он практически неизбежно уходит в бесконечное «пережевывание» внешних впечатлений или внутренних страхов. В этом случае хоровод его мыслей может закружиться вокруг жизни ребенка, в частности, вокруг его неблаговидных поступков. Родитель без конца о них думает и свои думы транслирует вовне, производя на окружающих людей впечатление, будто для иных тем его сознание иссякло. Естественно, при таком настрое он не может стать полноценным собеседником и для своего ребенка. Слыша от своего ребенка рассказ о каких-то проблемных ситуациях, «пережевывая» впечатления, воспринятые вследствие знакомства с его неблаговидными поступками, такой родитель заражается тревожностью. И эту тревожность транслирует обратно ребенку, чем, нередко, вызывает у последнего чувства протеста и отторжения.

Такому родителю могут сказать «займись собой», но, если глубина личности не проявилась, эту фразу ему трудно будет понять на каком-то ином уровне, кроме как на уровне «займись каким-нибудь хобби». И получается, что, если ранее он «заваливался» вследствие духовной скудости в гипер-фиксацию на жизни детей, то теперь, чтобы оторваться от этой гипер-фиксации, он с такой же яростью (остервенением) бросается в фиксацию на иной «активности».

Если родитель вследствие духовного обогащения обретает внутренний мир, то он не только выходит из-под гнета тревожности, но обретает возможность помочь и детям. Вследствие внутреннего обогащения он сможет не только сам разобраться в какой-то проблемной ситуации, но и детей обучить справляться с трудностями (см. беседы и тексты «Внешняя жизнь и мир мыслей»). Трудности ведь бывает разными, иногда близкие люди входят в полосу взаимных неудовольствий, и нужна мудрость, чтобы выйти из этой полосы сохранившими отношения. Если родители сами воистину приобщатся к такой мудрости, то не только с детьми смогут сохранить отношения, но и помочь им.

Если мы хотим помочь человеку, который одержим какой-либо страстью, то нужно молиться. Должна быть молитва. Если будем действовать только человеческими средствами, то все придем в тупик. О молитве и о некоторых примерах, показывающих, что и трудные ситуации сдвигаются с мертвой точке, если человек начинает менять свой образ жизни и приглашает Господа войти в его жизнь, рассказывается в главе «О молитве. Постскриптум к третьей части. Дополнительные источники», в третьей части текста «Родители и дети».

Этот раздел можно дополнить еще одной историей. Речь идет о молодом человеке, который ввязался в неприятную историю с наркотиками. Родители напрягли свои силы, чтобы заработать денег, на которые можно было бы отправить его пожить куда-то подальше от мегаполиса и соблазнов. Но само отдаление от источника соблазна хотя и приносит пользу, но автоматически не исцеляет, ведь чтобы душевные склонности были исцелены, необходима работа в определенном направлении (см. упоминавшийся выше текст «Преодоление зависимого поведения (часть 1)). Не представляется возможным утверждать, чтобы молодой человек предпринимал значительные усилия по изменению образа жизни. Красивый, видный, он и новом месте продолжил реализовывать в чем-то привычный для себя образ жизни

Родители не знали, что делать. Всю жизнь на новом месте он не проживет, зарабатывать еще и на него (а он привык жить «на широкую ногу») у них уже в силу возраста не было сил. Забирать же его домой – страшно, существенным был риск того, что он опять вовлечется в прежний водоворот. И вот, по благословению одного духовника мама стала читать в течение сорока дней чин пения 12-ти избранных псалмов. Этот чин читают, когда сталкиваются с большими скорбями или непреодолимыми обстоятельствами (если немного этот чин сократить, то его можно прочитать минут за 25; можно пропустить несколько раз повторяющиеся молитвы с «Трисвятое» по «Отче наш» и повторяющие блоки из молитвы «Господи, помилуй» (несколько раз по 30 молитв)).

Через сорок дней ушло отчаяние и появилась какая-то надежда, у нее возникло желание читать еще сорок дней. А потом родители забрали молодого человека домой.

Произошло чудо. Он ни с кем целый год не встречался, находился дома, если и выходил куда из дома, то, в основном, – в храм. Ранее ему трудно было доверить какое-то дело, складывалось такое ощущение, что ему не удавалось сконцентрировать на деле внимания. Его начинал кружить хоровод фантастический идей и нереальных проектов, в которые он то и дело вовлекался (трудно ответить на вопрос, удавалось ли ему хоть какое-то значимое дело довести до конца). В данном же случае, он не просто находился дома, а активно готовился к поступлению в ВУЗ. В течение года он занимался точными науками (не гуманитарными!) и поступил. У него появилась осмысленная (не фантастическая, подобная прежним) цель, к которой он и начал последовательно и с молитвой идти.

***

ЗАМЕТКА СОСТОИТ ИЗ НЕСКЛЬКИХ БЛОКОВ:

1 – Тексты иеромонаха Прокопия о детях, воспитании, общении с детьми (подростками или теми, которые уже подросли и выросли).

2 – Лекции иеромонаха Прокопия.

3 – тексты и лекции иных авторов.

***

ТЕКСТЫ ИЕРОМОНАХА ПРОКОПИЯ (ПАЩЕНКО):

В текстах «Родители и дети», помимо прочего, описывается опыт работы центра социальной адаптации во имя свт. Василия Великого. Стоит отметить, что большинство подростков, прошедших реабилитацию в центре, не возвращаются к «конфликтному» образу жизни и меняют свою жизнь к лучшему.

– «РОДИТЕЛИ И ДЕТИ» (часть 1): «О принципах общения с “трудными” людьми и воспитании. Беседа с сотрудниками Центра свт. Василия Великого».

– «РОДИТЕЛИ И ДЕТИ» (часть 2): «Бесполезно ли воспитание? Беседа с сотрудниками Центра свт. Василия Великого о принципах общения с трудными подростками».

– «Родители и дети» (часть 3): «Уважение за уважение…»

– «Родители и дети» (часть 4.1). «Мозг родителей и мозг детей».

– «Родители и дети» (часть 4.2). «Развитие личности подростка и опыт центра свт. Василия Великого».

– «Родители и дети» (часть 4.3). «Опыт центра свт. Василия Великого, навыки и ядро педагогического процесса».

***

«Профилактика наркомании, исходя из понимания действия наркотической тяги».

(Профилактика наркомании как помочь детям обрести ресурс, помогающий не соскользнуть в наркоманию и прочие виды зависимого поведения? На что обратить внимание?)

***

Установить контакт с человеком можно тогда, когда чувствуешь ситуацию «на кончиках пальцев». Хотя три идущие далее текста написаны с упором на тему общения с людьми, находящимися под влиянием зависимости, идеи текстов применимы и к тем ситуациям, когда дети, вроде бы (на первый взгляд) не вовлечены в зависимость (аддикцию). Ведь стоит учесть, что есть не только химические аддикции (зависимость от алкоголя, наркотиков), но есть и процессные аддикции (зависимость от вовлечения в процесс игры, покупок и пр.).

– «Преодоление зависимого поведения» (часть 2). «Родственникам, близким».

– В первой части данной работы также содержатся некоторые материалы, адресованные родителям зависимого человека, его близким, педагогам.

«Преодоление зависимого поведения (часть 1)». «Зависимым и их близким: лекции и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко)».

– Более подробно о родителях и близких зависимого человека (а также о некоторых общих принципах общения) – в заметке:

«Родственникам зависимых (справедлива ли концепция «созависимости»?). Лекции и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко)».

***

– «Дети, которых теряют родители: “Готы”, и не только они».

(О том, что в жизненной катастрофе детей могут, отчасти, принять участие и родители, а также, и о том, как они могут помочь им из ямы начать выбираться).

– «Играет ли свита короля? О “вине” родителей и свободе выбора».

(О том, что у детей есть ответственность за свой выбор и винить во всех их жизненных неудачах их родителей – неверно, а также, и о том, что, если эта неверность не будет осознана, из ямы выбраться будет трудно (возможно ли?)).

– Глава «Мысль о ценности жизни основана на проповеди Христа. Не основанная ни на чем, эта мысль становится несуществующей» из первой части статьи «Мировоззренческий сдвиг – детонатор наркотического бума и распада общества».

(Без прогревания бытия человека теплом духовной жизни контакт с детьми в долгосрочной перспективе сохранить трудно; нет единой основы, в пространстве которой поколения могли бы встретить друг друга).

– «Компьютерные игры и дети, дети и родители».

(Без прогревания бытия человека теплом духовной жизни его уносит в зависимости (в частности, игровую); с восстановлением вертикали духовной жизни начинается выход из зависимости, причем, не в никуда, а в иную созидательную жизнь).

– «К чему стремиться молодежи? К вопросу о избрании жизненного пути и о образовании».

(В том числе, и о той самой, созидательной жизни).

– «Детям – жизнь от родителей или родителям – жизнь от детей?»

(О родителях много пишут и говорят. Что пишут и что говорят? Что «во всем» виноваты именно они, это они «травмировали» детей, «не долюбили» их, «не поняли». Детские суициды, наркомания, а также – «взрослые» – алкоголизм, разводы, неумение и нежелание работать, апатия, сломанные жизни – все это родители – смерть им! При малейшей попытке возразить, валится вал ссылок на работы по психологии с посылом: приговор окончателен и обжалованию не подлежит!)

– «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты» (часть 1).

(В этом тексте, помимо прочего, кратко дается комментарий к некоторым лекциям одноименного цикла, относящимся к теме родителей и детей. Лекции с 20-й по 25-ю организуются вокруг следующей проблемы. Некоторые люди, вступившие в затяжную полосу жизненного кризиса (кризиса психологического, религиозного, кризиса отношений, кризиса профессиональной деятельности) активно пытаются найти выход из создавшегося положения. Кто-то хватается за распространенную гипотезу о том, что причины поразившего личность на всех уровнях кризиса заключаются в травматическом опыте, пережитом в детстве вследствие неправильных действий родителей.

В дальнейших частях статьи и в прочих лекциях ставится вопрос о том, на каких основаниях можно из кризиса выйти.

«“Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты” – тексты и беседы иеромонаха Прокопия (Пащенко)».

***

ЛЕКЦИИ ИЕРОМОНАХА ПРОКОПИЯ (ПАЩЕНКО):

Беседа с родителями и родственниками трудных подростков

– «Беседа с родителями и родственниками трудных подростков».

Две беседы на основе, которых были созданы части 1 и 2 текста «Родители и дети»:

«Беседа о принципах общения с трудными подростками».

Бесполезно ли воспитание?

– Цикл бесед «Родители и дети. Воспитание».

– Цикл «Сектантское не только в сектах», конец пункта 1, пункт 2 (дети уходят в секты и в отказ общаться с родителями).

***

Цикл бесед «Проблема отклоняющегося поведения: родственникам, родителям, педагогам».

Пункты 12 (в этом интервале содержится множество подпунктов) – о воспитании, образовании, некоторых особенностях общения с детьми, живущими в эпоху постмодерна.

Комментарий к циклу бесед: Проблема отклоняющегося поведения: родственникам, родителям, педагогам

Некоторые беседы данного цикла, на основе которых были созданы некоторые тексты проекта «Родители и дети»:

– 2.7.1. «Воспитание (мозг и 4 этапа формир. отклон. поведения, воспит. и вера, главное, что – учесть)»: Аудио; Видео

– 2.7.2. «Воспитание и вера (отдельно фрагмент из 2g)»: Аудио; Видео

– 2.8. «Воспитание (аддиктивное поведение, совместн. деят-ть с детьми, центр свт. Василия Великого)»: Аудио; Видео

– 2.9. «Воспитание (опыт центра свт. Василия Великого, необходимость в новых подходах)»: Аудио; Видео

– 6.1. «Близким зависимых (страдание и преображ., осторожно со схемами, о интервенции, все – индивидно)»: Аудио; Видео.

***

МАТЕРИАЛЫ ИНЫХ АВТОРОВ:

– Преподобный Порфирий Кавсокаливит (имел опыт общения с тысячами людей, оставил глубокие наблюдения о воспитании и общении с детьми).

О воспитании и общении с детьми: в книге «Цветослов советов», раздел «Дети и молодежь»:

В книге «Житие и слова», раздел «О воспитании»:

– Лекции монахини Нины (Крыгиной). Обладая серьезным психологическим образованием, она говорит не столько как психолог (хотя и в качестве психолога она на высоком уровне комментирует множество вопросов, возникающих в контексте воспитания и общения с детьми), сколько как верующий человек.

Передачи на радио о детях и беседы о семье

– Протоиерей Федор Бородин, статья «Как вырастить счастливого ребенка». Свои советы насчет воспитания и общения с детьми он основывает, в том числе, и на личном опыте воспитания многих детей.

– Интересны размышления музыкального педагога Георгия Мищенко о воспитании и педагогическом процессе, которые изложены в главе «О профессии учителя» из его книги «Моё созвездие».

Некоторые идеи этого автора изложены в пунктах 2 и 5 цикла бесед о игре «Когда жизнь становится игрой, а игра – жизнью».

[1] См. «От двойника к собеседнику (19271929)» из сборника творений Ухтомского А.А. «Доминанта. Статьи разных лет. 18871939».

Тип: Соловецкий листок