Заметки

Прокопий (Пащенко), иером. Божественное и человеческое в исцелении души

12 апреля 2025 г.

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы с вами вспоминаем воскрешение праведного Лазаря, который уже было умер, четыре дня лежал во гробе и уже смердел, но которого Господь воскресил. Мы это чудо наблюдаем часто и наверняка есть в нашем окружении кто-то, кто подобно Лазарю уже умер душой.

И кто-то из нас, наверное, прошел этот путь, когда ты чувствуешь, что что-то очень важное в тебе умирает и ты пытаешься как-то себя реанимировать. Вначале – какими-то средствами, которые может предоставить мир за деньги: путешествия, развлечения. Понимаешь, что дело плохо, потом – психотерапия, потом и – психиатрия. Но, бывает, ничего не помогает и ты приходишь уже измучившись, измотавшись, к некоторым осмыслениям. Ты смиряешься и становишься способным воспринять божественный луч, который тебя исцеляет.

 На сегодняшнем примере можно увидеть, если спроектировать его на современность, можно прокомментировать тему соотношения божественного и человеческого. Один современный автор, православный христианин, говорил, что человеческая терапия может, если человек, например, потерял ногу, научить его жить без ноги/ Как-то адаптироваться к этой травме, [какие-то мысли, может быть, иметь, которые бы позволили ему увидеть даже плюсы в том, что у него ноги нет], но она не может заменить ему утраченной ноги. Отличие от человеческой терапии божественного вмешательства в жизнь человека состоит в том, что Господь в прямом смысле слова может дать человеку ногу[1].

Не надо иронизировать на тему, что нога не отрастёт, если её нет. Кто хоть раз переживал подобное, может понять, что это значит. Если речь идет о ноге реальной, может быть, Господь тебе не даст ногу напрямую, но он создает тебе условия, может быть, появятся люди, которые тебе будут помогать. В случае с душей Господь может вернуть тебе живой ту часть души, которая была убита. Этого соотношения человеческого и божественного многие люди не понимают. Вкратце прокомментирую это.

 Как-то у меня была беседа с одним очень хорошим психиатром, который возглавляет клинику.  Несмотря на то, что он христианин, у него были очень скептические взгляды в отношении веры. Он говорил примерно следующее: когда мы на территории клиники строили часовню, мы думали, что все наши пациенты выздоровеют, но этого не произошло.

И поэтому он пришел к выводу, что сфера психики – это отдельная сфера, которая должна выравниваться с помощью препаратов, терапии, а вот религиозное – это что-то «другое». Действительно, так мыслят хорошие советские психиатры, которые пришли к вере. В чем здесь ошибка? В том, что Господь не обещает тебе мгновенного исцеления. Хотя мы знаем, что в истории такие случаи были, например, в жизни блаженного Агустина. Но то, что он за секунду изменил свое внутреннее устроение, прочитав апостольское послание произошло не на ровном месте. Надо учесть, что он много лет до этого мучался и пытался сам что-то делать, но у него ничего не получалось.

Размышления блаженного Августина о том, что именно и почему тянуло его вниз, приводятся в главе «Грешит “не  природа чуждая”» из текста «Играет ли свита короля? О “вине” родителей и свободе выбора».

Мы понимаем, что исцеляет Божий луч, но мы люди, если мы помогаем исцелению друг другу, можем создать систему. Например, святоотеческое учение мы можем распределить в системном виде на циклы, беседы, встречи, чтобы страждущий человек дозированно, последовательно получал знания, которые помогают ему удерживаться в Божьем луче (такая система представлена в книге Жана Клода Ларше «Исцеление духовных болезней»). Это человеческое, но оно не заменит Божьего луча.

Что значит система? Например, люди, которые начинают свой путь к вере, опытно узнают, что им становится легче. Например, причастившись, они чувствуют, что ушли суицидальные мысли. Но, так как сознание такого человека отравлено многими образами, полученными во время тренингов, практик, изучения идей всяких блогеров, то постоянно в нем возникает возмущение. Его атакуют какие-то мысли, которые отрывают его от Божьего луча и вводят в состояние гнева.

Например, один человек рассказал, что он прочитал работу Конрада Лоуренса «Агрессия», и теперь он возмущается, почему христианство призывает к любви. Конрад Лоуренс на примере разных животных показывает, что агрессия нужна. Вкратце прокомментирую этот момент, как пример того, что наше человеческое знание может помочь удерживаться в Божьем луче, но не заменит его луча.

Когда мы обращаемся к святоотеческой мысли о гневе, мы понимаем, что западные ученые полемизировали не с христианством как таковым, а только с западной ветвью христианства. Католицизм, протестантизм, утратив глубину христианского понимания, разорвав свою связь с Вселенской Церковью, остались только с одними цитатами. Оперируя только цитатами, они не могут понять глубину человеческого существования, подменяют эту глубину усеченными трактовками, что и вызывает протест светских ученых.

Святые отцы не отвергали гнев как таковой. Они считали, что сила гнева, по-гречески тимос, дана была человеку как сила напряжения, чтобы преодолевать препятствия. И Ева, когда общалась со змием должна была воспротиворечить змею, сказать ему: что ты тут клевещешь, а ну ползи отсюда! Или же, что еще лучше, не вступая с ним в диалог, отвергнуть это предложение. Или, когда мы проявляем минутную слабость или лень, сила тимос дана для того, чтобы мы могли сжечь свою вот эту лень, свою робость, чтобы мы могли пойти дальше. Для этого нам была дана сила гнева.

Вследствие того, что мы выбрали неверные цели в жизни, что мы заразились страстями, мы эту силу направляем друг на друга, сжигая друг друга, если кто-то из нас кем-то недоволен. В православии исцеление от силы гнева подразумевается не в том, что мы становимся апатичными, безвольными и вялыми. А в том, что мы, развиваясь в любви, эту силу учимся перенаправлять на достойные цели, на внутреннее совершенствование. Это тонко почувствовал академик Павлов в своей работе «Рефлекс цели». Он писал, что некоторые коллекционируют пороки, некоторые коллекционируют добродетели.

Подробнее см.:
Текст «ТРИ СИЛЫ: Цель жизни и развязавшееся стремление к игре (казино, гонки, игра по жизни)»;
Ответ: «Агрессия и исцеление. Мужество и духовность».

Человеческая система может позволить человеку, который мечется, объяснить в доступной для него форме учение христианства, чтобы он мог пойти дальше. Почему человек не может выздороветь даже в православии? Потому что, у находящегося в состоянии протеста человека, такие вспышки ярости на целую неделю выключают его способности думать, как-то жить созидательно. Он измучается, измотается, снова дойдёт до суицидальных мыслей и потом через неделю смирится и может продолжить свой христианский путь дальше.

Что здесь еще можно сделать человеческое? Человеческое, если мы с вами такие христиане, которые ищут исцеления, должно нас научить хотя бы этике, хотя бы базовой стандартной этике. Люди часто не могут исцелиться, потому что вцепились в свою больную идею, и когда им кто-то что-то объясняет, они сходу отвергают. Нет, говорят они, ты не прав, ты мне какую-то ерунду говоришь, ты ничего не понимаешь. Соответственно, когда у человека нет даже банального, даже атеистического воспитания, когда ты просто слушаешь, что тебе говорят, как было в советских школах, он не способен выздороветь.

Люди, не имеющие базы этической, не способны выздороветь. Но не потому, что луч Божий бессилен, а потому что страстные реакции постоянно закрывают доступ к этому лучу в твоей душе. Здесь помогает такое правило. Если ты в чем-то кипишь, перекипи, через два дня подумай, что тебя конкретно смущает. Если ты с кем-то не согласен, сформулируй, что конкретно тебе не нравится, какие конкретные мысли у этого христианского проповедника тебя смущают. А не просто, в целом, говори, что это все какая-то ерунда. Тогда ты научишься формулировать свои мысли, свои идеи, начнешь искать конкретные на них ответы. Рано или поздно ты их найдешь.

Как-то я готовился отвечать одному человеку, который мучался, придя в эзотерику, но пытаясь двигаться в христианство. Он задал сложный вопрос, я долго готовился, ответил. А он мне написал по электронной почте «отец Прокопий, вы мне ничего нового не сказали». Что-то в этом роде. Я расстроился, а один миссионер мне сказал, что этика – это показатель.

Если бы тот человек был способен к выздоровлению, он, наверное, написал бы: «отец Прокопий, спасибо, что потратили столько времени на меня! Хотя, я и не согласен, но у всех разные точки зрения». Это было бы нормально. Он проявил бы свое несогласие, но не в таком хамском ключе. Когда человек проявляет несогласие в хамском ключе и считает себя абсолютно правым, то надо понимать, что его исцеление затянется. До тех пор, пока он не научится общаться с людьми.

Поэтому, если у нас есть какая-то проблема внутренняя, мы должны понять, что наши вспышки отсрочивают наше исцеление. И если когда-то и будет создана православная терапия, то она будет создана в таком ключе, чтобы помочь человеку удерживаться в этом божественном луче. А уже человеческое поможет создать систему, изучить святоотеческое наследие в приемлемом для человека виде, систематизировать и дозированно, например, распределив на несколько лет, помогать человеку это наследие изучать.

И сам человек, в течение нескольких лет, изучая это наследие, меняет своим мысли и привычки. Формируется новый образ мыслей, новая система навыков, новые принципы взаимодействия с окружающими людьми и с мирозданием. Если человек идет таким путем, у него появляется основа для выздоровления. Такой ответ можно было бы дать упомянутому психиатру.

Божий луч действует, но трудно полученное удержать вследствие того, что мы подвержены вспышкам негативных эмоций, своими поступками вызываем в себе возмущение души и тела. Нужны знания и годы труда, чтобы научиться удерживать то, что рождается в душе от прикосновения луча. Душа как бы прогревается и в ней раскрывается то, что соответствует первоначальному замыслу о ней Бога (см. начало упомянутой книги Жан Клода Ларше).

Подробнее о реализации описанного принципа:

– Текст «Внешняя жизнь и мир мыслей», часть 4.1 «Главная проблема конкретного человека [например: срыв, психоз] и обретение равновесия, внутреннего мира»;
– О том, как могли бы проходить встречи на приходах, учитывая опыт центра во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского: «Миссионер и образ жизни, ориентированный на связь со Христом. Часть 1»;
– Текст «О вере», часть 4.2 «Преодоление внутреннего раскола через связь со Христом»;
– Текст «О вере», часть 5 «О вере и кризисе веры».

Чего и вам всем желаю. Проходите этот путь, чтобы когда-то выздороветь по аналогии со св. Лазарем, который воскрес.

Мы помним, что Господь иногда не исцеляет до конца, что у Лазаря была отметка на шее. Он ведь уже был мертвым, он гнил, и когда Господь его исцелил, у него осталась отметка на шее. Чтобы он помнил, что это ему не приснилось, что действительно его исцелили, что милость Божья ему помогла. Также и у нас после наших исцелений остаются какие-то детали наших прошлых искажений, чтобы мы, помня откуда мы пришли, сохраняли благодарность. Потому что часто бывает, когда человека исцелишь, он начинает считать, что это он сам своим усилием все это достиг, и тогда болезнь возвращается снова. С праздником и всем дожить до грядущей Пасхи.

[1] Щелин П. Исповедь на кушетке.

Тип: Заметки