-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
21 октября 2021 г. «”Три Д” – Депрессия, Деперсонализация, Дереализация»: «Преодолеть отчуждение: в том числе, и о депрессии» – лекции и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко)
Иногда нарастает чувство глубокого внутреннего неблагополучия при, казалось бы, полном материальном успехе. Эмоции словно отчуждаются от человека, он живет так, как будто «ест и не чувствует вкуса еды».
Иногда эмоциональная сфера не просто подавляется, а словно исторгается из почвы, отрывается от корня. Человека «несет», его эмоциональные реакции перестают быть ему подвластны. Ощущение отчуждения самого себя от собственных эмоций – один из симптомов деперсонализации.
Если рассматривать вопрос с точки зрения духовной, то самоотчуждение возникает, когда деятельность человека отрывается от глубинных основ его личности.
Вся глубинная основа содержится в фразе, сформулированной одним автором – Слушай себя вечного. Это не тот слой, где содержатся общественные установки (например, купить машину последней модели, чтобы чувствовать себя хорошо). То, что нас определяет как человека, лежит глубже. Если деятельность отрывается от глубинных основ (например, вследствие каких-то воспринятых человеком установок, к которым он, несмотря ни на что и ни на кого начинает маниакально стремиться), то нарастает ощущение самоотчуждения. Возникает чувство, что твоя жизнь – мультфильм, который ты смотришь со стороны. Человек воспринимает себя, как некоего персонажа игры или мультфильма, даже –механического робота, выполняющего определенную программу.
Словно появляется пленка (пелена) отчуждения – стена из ваты, отделяющая человека от мира. Через эту стену и звуки проникают с трудом. Находящийся в таком состоянии человек испытывает большую потребность в стимуляции экстримом в надежде вызвать настолько сильные переживания, чтобы эту пелену отчуждения «прорвать».
Пройдя это испытание (состояние), человек начинает понимать правду жизни. Когда ни одна из стратегий «самовзбадривания» уже не работает, приходится искать смыслы иные, подлинные.
Бывает, что деперсонализация выступает в составе двух других подобных явлений. Они часто идут вместе – дереализация и депрессия. Дереализация – это ощущение искаженности восприятия реальности. Мучительное состояние. Иногда сопровождается искаженным восприятием времени, человек воспринимает себя «застрявшим» в каком-то дне (временном промежутке). Визуально это состояние показано в фильмах «День сурка» (хотя и комедийный фильм, но смысл глубокий) и «Повторяющие реальность».
Депрессия – это не состояние, когда тебе «взгрустнулось». Нет. На тебя постепенно ложится бетонная плита. Выключаются все «датчики». Все, что тебя когда-то радовало, начинает «обрубаться». Если сопоставить данные (духовных авторов и научные), то в каком-то смысле это состояние можно назвать частью механизма принятия решения. Во время депрессии активируется зона мозга, ответственная за принятие решений. Можно предположить следующую ситуацию. Жизнь человека вступает в противоречие с законами, вложенными в основание мироздания, с основами собственной личности. Но человек того еще не понимает. Организм с помощью вложенных Творцом механизмов начинает сигнализировать, что человек идет не туда.
Как детская игра: «горячо – холодно». Если ты отдаляешься от искомого предмета, то получаешь вводную – «холодно», «совсем ледышка». Эта «ледышка» и есть депрессия. Ситуация исключает все прочие направления для проявления внимания (удовольствие, еда и прочее) и словно говорит тебе: туда не смотри, сюда смотри.
Иногда «ледышка» выступает как сплетение трех состояний – деперсонализация, дереализация и депрессия. Глубокое изменение жизни способно вывести человека из этого состояния.
Здесь не утверждается, что «три Д» (депрессия, деперсонализация, дереализация) возникают только в связи с указанными причинами, не утверждается, что иных причин нет. Скорее здесь просто подчеркивается мысль, что нельзя сбрасывать указанные причины со счетов.
Кто-то может сказать, что нельзя смотреть на «три Д» с указанных позиций. Что «три Д» – это психические расстройства, а потому слова о духовных и этических причинах к «трем Д» неприменимы.
Если кто-то захочет оспорить мысли, изложенные здесь и в указанных далее материалах, то пусть даст свою развернутую картину генезиса «трех Д». Да, и что такое психические расстройства и как именно они возникают? На этот вопрос люди, отрицающие влияние духовных причин, могут ли ответить? А если не могут, то на каком основании они утверждают свое отрицание?
В материалах приводятся данные, в том числе, заимствованные и из научной литературы (см., например, последние два из приводимых источников). Эти данные свидетельствуют, что состояния, входящие в спектр «трех Д», могут быть связаны с реакцией человека на внешние обстоятельства и на собственные поступки (например, поступки могут входить в противоречия с убеждениями; после некоторых поступков следует взрывная реакция, она закрепляется в нервных центрах, на нее наматывается гнев, желание напиться и пр.). Иными словами, – в каком-то смысле, следствием болезненной адаптации человека к аномальным условиям (в которые он попал; в которые он сам себя поместил; которые сам создал).
В материалах приводятся примеры, в которых видна точка входа (причина) и точка выхода (комплекс осознаний и действий, приводящий к результату) из «трех Д». В примерах мы видим причину, видим течение процесса, может предугадать его дальнейшее развитие. Знакомство с реальными примерами дает возможность сформулировать метод – последовательность действий и внутренних изменений, направленных на выход из «трех Д».
***
Лекции и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко), которые не повторяют друг друга, а, скорее, дополняют.
О депрессии более-менее кратко – в ответе:
«Депрессия. И что все-таки делать».
Книга «Преодолеть отчуждение (в том числе, – и о депрессии)»
– Часть 1. «Депрессия и отчуждение от глубинных основ личности»;
– Часть 2. «Ангедония и две фазы – возбуждения и апатии»;
– Часть 3. «Прорыв скорлупы»;
– Часть 4. «Депрессия как состояние сознания».
Лекции «Преодолеть отчуждение»
Существует два цикла:
«Преодолеть отчуждение. Часть 1 (Лекции о унынии, депрессии и о причинах ухода в экстремальные активности)».
«Преодолеть отчуждение. Часть 2».
Ниже приводятся название только некоторых бесед из первой части:
– Беседа 73. «Таблетка счастья. Депрессия как состояние ума»;
– Беседа 74а. «Депрессия как состояние ума»;
– Беседа 74б. «Депрессия как состояние ума»;
– Беседа 75. «Кратко основное о преодолении. Депрессия как следствие нецеломудренного поведения. См. также цикл ЗАЗЕРКАЛЬЕ, беседы 33–34»;
– Беседа 76. «Депрессия как следствие неправильного образа жизни. Ушел не туда – холодно. Прорыв в сознание злых сил. Осмысление и выход из депрессии».
О связи между «тремя Д» и эзотерическими практиками рассказывается в некоторых беседах цикла «Зазеркалье».
Лекции, в которых рассказывает о комплексе причин, влекущих к психологическому упадку (в том числе, депрессии), а также – о комплексе причин, на основании которых человек приходит к духовному расцвету.
– Цикл лекций «Горение сердца».
Расшифровка (текст) по отношению к лекциям дополнена в восьмой части, снабжена дополнительной главой «Талант: Благословение или проклятие?»;
– Цикле лекций «Искра жизни: Свет, сумерки, тьма».
К лекциям прилагается текстовый комментарий с тем же названием.
Тексты, в которых тема депрессии и состояний, входящих в спектр «трех Д», поднимается не как главная, а как входящая в состав иной темы:
– «Дети, которых теряют родители»;
– «Доминанта жизни и самоубийство»;
– «ТРИ СИЛЫ: Цель жизни и развязавшееся стремление к игре (казино, гонки, игра по жизни)». Ч. 1: «Сила словесная»
Глава «Преподобный Порфирий Кавсокаливит о преодолении депрессии»;
– Часть 5-ая статьи «Мировоззренческий сдвиг – детонатор наркотического “бума” и распада общества».
Главы: «Идеи сексуальной революции, депрессия и пропаганда наркотиков», «Идеи сексуальной революции – фиксация на них приводит не к свободе, а к ее потере».
– «Преодоление игрового механизма (об игре в широком смысле слова)». Ч. 1: «Игра и стимуляция». Глава «Деперсонализация и дереализация. Скука»
Если человек пронизан эгоизмом и не знаком с тем, что из себя представляет внутренняя жизнь, то ему постоянно нужна какая-то стимуляция, чтобы как-то взбодрить себя и привести в движение замершую систему восприятия. Вследствие отхода от эгоистической позиции и появления предпосылок для зарождения внутренней жизни, переживания человеком мира меняется. Мир перестает восприниматься как скучный, в нем появляется глубина. Вследствие переживания глубины мира и насыщенности внутренней жизни различные влечения, ранее владевшие человеком, перестают восприниматься им как актуальные.
– «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы и лагеря». Ч. 4.2: «Мы человеческого рода…»
Главы: «Апатия, омертвение, ощущение призрачности, роботизированности собственного бытия в лагере, офисе, мегаполисе»; «Омертвение, роботизация и обсессивно-компульсивная психическая организация»; «Самоотчуждение и потеря идентичности»; «Энде Михаэль и его сказка для взрослых и детей «”Момо”»; «”Три Д” – Дереализация, Деперсонализация, Депрессия»; «”Три Д”, “снятие человека” и отказ совести».