-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
1 июня 2022 г. «Мировоззренческий сдвиг – детонатор наркотического "бума" и распада общества». Ч. 7.2: Экстремизм – о некоторых причинах его появления и о некоторых путях его преодоления
В части 7.2 текста «Мировоззренческий сдвиг – детонатор наркотического “бума” и распада общества» рассматриваются некоторые причины развития такого явления как экстремизм. Ставится вопрос о том, при каких условиях развитие этого явления как в социальном пространстве, так и в жизнедеятельности отдельного человека может быть приостановлено. Ставится также вопрос и о системе образования. Способно ли одно образование, понимаемое как усвоение знания, укрепить как в обществе, так и в отдельном человеке иммунитет, защищающий от прорастания в жизненную ткань метастаз экстремизма?
ФРАГМЕНТ
«…Когда инфантильный человек сталкивается с невозможностью удовлетворить свои желания, он рискует не пойти по пути поиска решений, изучения вопроса, усилия. Он рискует поддаться желанию крушить все вокруг, ругаться, даже – убивать (многие, например, знакомы с видео типа такого, на которым запечатлен ребенок, у которого родители забрали телефон, а он кричит, что убьет их).
Происходит какая-то масштабная, если выразиться сленговым языком, «подстава». С детей «сдувают» пылинки, к ним нельзя прикасаться, нельзя вовлекать их в деятельность. Но после окончания школы, их, при их несформировавшихся навыках, выбрасывают в жесткий мир, которому они (выросшие школьники) практически не нужны. Может, они думали, что «сдувать пылинки» с них будут все и всегда? Некоторые из них оказывают потрясенными тем, как перевернулось их положение. А у нет практически никаких навыков, чтобы как-то адаптироваться к суровой реальности (в которой далее их кроме родителей и близких может никто и не поддержать).
Педагоги отмечают, что у школьников (некоторых) словно отсутствует понятие грани между допустимым и недопустим. Репетир сказала ученице, что если той – холодно, то окно в доме репетитора будет закрыто. На что девочка сказала, что она и сама может окно закрыть, причем, у нее не возникала рефлексия на счет того, что она не у себя дома находится. И явления данного порядка набирают обороты.
Не чувствующий этической грани, не имеющий навыков преодоления себя (то есть преодоления лени), не научившийся вести дело от начала и до конца (чему учатся через вовлечение в конструктивную деятельность, например, на уроках труда) человек не может найти себя в жизни. Он рискует стать частичкой той «мировой пыли», о которой Иван Ильин писал в своем произведении, которое так и называется – «Мировая пыль».
Люди без корней, никого и ничего не любящие, не имеющие дела, к которому могли бы «прикипеть» – словно прах, взметаемый ветром революции. Человеку, имеющему любимое дело, не нужна революция. Человеку, который такого дела не имеет, революция – «по кайфу», она становится для него всем: главным делом жизни, гипер-возбуждением и «невестой» (есть даже такое выражение – «наркоманы революции»).
О том, как люди, не нашедшие себя, сбиваются в устойчивые экстремистские сообщества, наглядно показано в фильме «Бойцовский клуб» (а начало пути – отрыв от общества и уход в экстремистскую деятельность – в фильме «Джокер»).
Тайлер Дерден – руководитель Бойцовского Клуба (есть еще выражение – «демоны революции) говорит своим подопечным (цитата приводится по фильму, по тексту книги слова немного выглядят иначе): «…мы вкалываем на фабриках и в ресторанах, гнем спину в офисах. Нас дразнят, рекламируя одежду. Мы работаем в дерьме, чтоб купить дерьмо, нам не нужное. Мы пасынки истории, ребята, мы не востребованы. Ни тебе великой войны, ни великой депрессии. Наша война – война духовная, наша депрессия – наша судьба. Телевидение внушило нам веру в то, что все мы станем миллионерами, звездами кино и рок-н-рола, все вранье и мы начали это осознавать. И это приводит всех в ярость…»
Пока лучшие люди общества дебатируют вопросы о «том-как-лучше» тихой сапой формируется поколение (несколько поколений), открытые как для отмеченных выше процессов, так и для иных им подобных.
На каком-то этапе обществу, наверное, нужно будет решить, что важнее: воспитание учащихся или документооборот, в котором тонут учителя. Один из руководителей профессионального учебного заведения рассказывал, что ранее мастер мог взять за руку воспитанника и с ним пройтись по предприятиям города, чтобы воспитанник своими глазами «все увидел». Чтобы мог с глазу на глазах поговорить со своими потенциально-будущими коллегами, понять, хочет он работать на том или ином предприятии, или нет. Теперь такой поход с воспитанником перешел в разряд дел почти что невозможных, ведь нужно оформить кучу бумаг-согласований. Кто из педагогов решится таранить эту стену? А парень, не нашедший себя, куда пойдет?
И вот эта армия, не нашедших себя, воспитанных смартфоном, может свести на нет все внешние успехи страны. Если у этой массы учащихся не сформируются конструктивные навыки в отношении регуляции эмоций, а также навыки социального плана, то они становятся уязвимыми перед разрушительными тенденциями, как возникающими «внутри», так и «проникающими» в сознание «извне». И их число увеличивается, а число людей, способных их как-то сдерживать (в силу течения времени) уменьшается…»
Экстремизм – проблема невежества и недостатка образования?
Иногда можно слышать, что причиной появления экстремизма является невежество. Мнение понятное и законное. В отношении данного мнения, в частности, можно привести наблюдение священномученика Иоанна Восторгова, предпринявшего масштабную миссионерскую поездку по России незадолго до революции 1917 года.
Путешествуя за Волгой в 1913 году, видя кругом разгул, сквернословие, хулиганство, табак, пьянство, он чувствовал, как сердце заполняется ужасом о будущем. «Чего можно ожидать от этого пьянства, разгульного и развратного народа? Куда он идет? Какую страшную гибель он себе готовит?» В отношении начавшейся первой мировой войны отец Иоанн отмечал, что во время войны «людям свойственно искать какой-то источник воодушевления». Беда, если люди прибегут к источнику с гнилой водой. В данном случае он имел в виду «ложный патриотизм, чувство злобы, месть или опьянение». Далее он писал, что в 1917 году наступило «всенародное помешательство».
[Комментируя слова насчет «ложного патриотизма», можно привести мысль, которую довольно часто транслируют в своих публикациях и видео певец и общественный деятель Миша Маваши. Он нередко обращается к тем, кого называет «оголтелыми». Когда такие люди пишут комментарии к материалам, выявляющим проблемные точки, в частности, в отношении вопроса мигрантов, то пишут что-то типа: растоптать, уничтожить, убить. Михаил призывает таких людей читать книги, хоть – какие, иначе они так и не поднимутся над подобными реакциями. Если человек с чем-то не согласен, то стратеги выражения несогласия через «поливание грязью» видится сомнительной. Человеку, как считает Михаил, нужно уметь аргументировать свое несогласие и свою позицию. В идеале – предложить конструктивное решение и возможность осуществления этого решения – тоже аргументировать].
Анализируя причины описываемых им явлений отец Иоанн акцентировал внимание на том, что вслед за расшатыванием устоев государства, словно вороны над трупом начинают появляться различные учения. С одной стороны, космополитические учения, с другой, – учения, предлагающие личное наслаждение «в качестве единственной ценности жизни».
При том, отец Иоанн обращал внимание (на миссионерском съезде в 1908 году) на возрастающее в то время религиозное и нравственное одичание народа. В народе уже давно замечался особый бесшабашный и безудержный «мужицкий нигилизм», выражавшийся в бесстрашии перед преступлениями[1]. [Иногда можно наблюдать удивительные «вещи»: человек знает, что его посадят в тюрьму, если будет воровать. Но тем не менее – ворует и идет в тюрьму].
Прорастание агрессивной идеи при отсутствии контр-представлений
Суть процесса, наблюдаемого священномучеников Иоанном, гениально была изложена преподобным Марком Подвижником. Он отмечал, что, когда душа поражена неведением и разленением, то в душу имеют свободу входить (и действовать там) всякие страсти. Когда душа покрыта забвением, разленением и неведением, тогда ум удобно привязывается к каждой вещи, которую видит или о которой помышляет, «видит, например, красоту женскую, и тотчас уязвляется плотскою похотию»[2].
О чем идет речь? О том, что зрительный стимул вызывает соответствующий запрограммированный манипуляторами отклик. Сознание, объятое неведением и разлением, – пассивно. Оно опечатлевает все, что привносится извне. То, что рождается внутри, без сопротивления сознания переходит в действие. Импульсы похоти и насилия наиболее эмоционольно окрашены для пассивного сознания (радости браткой дружбы и полновкровной любви оно не знает, ибо для реализации этих направления нужен труд).
Модель, описанная преподобным Марком Подвижником, ассоциируется с современным представвлением о инфантизме. А также – о внушаемости, возникающей при блокировки того, что академик Павлов называл второй сигнальной системой. Действие второй сигнальной системы, которыю мы, люди, строим через чтение, размышления, душевные усилия и работу над собой, способно отклонить позыв пойти за увлекающим к действию ярким импульсом.
Сознание человека, не способного отклонить от себя соблазн ринутся вслед за ярким ипульсом, называется октрытым. Сознание такого человека не снабжено картиной мира, системой представлений, которые могли бы выступить сдерживающим фактором при возбуждении похоти или ярости. В некоторых случаях, как можно предположить, идея насилия прорастается в таком сознании, не встречая значительных препятствий. Ведь чтобы отклонить от себя яркий импульс, человек должен знать, во имя чего и по какой причине он от себя этот импульс отклоняет.
Процесс возникновения октрытой личности вследствие крушения шкалы координат, системы представлений «хорошо/плохо», а также вследствие отказа от релиозной картины мира рассматривается в тексте «Мировоззренческий сдвиг – детонатор наркотического “бума” и распада общества» (система представлений «хорошо/плохо» крепится на религозных посылах, укоренных в культруном самосознании народа). В контексте темы возникновения склонности к экстремизму можно отметить часть первую, а также главу «”Открытая личность” и заражение вирусом идеи» из части четвертой.
«Я [Господь] утвержу столпы» земли: Мировоззренческий сдвиг – детонатор наркотического бума и распада общества. Ч. 1.
Мировоззренческий сдвиг – детонатор наркотического бума и распада общества. Ч. 4.
Отсюда возникают вопросы: может ли образование закрыть эту брешь в «открытой личности»? Снабдить человека системой представлений, с помощью которой он мог бы отклонить от себя гипнотический действующий на него зов агрессивных импульсов?
Если, согласно мысли, преподобного Марка Подвижника «открытая личность» ассоциируется с неведением, то не лишнем делом будет узнать, как духовные авторы понимали «ведение». Ведь видится логичным, что неведению человек противостоит с помощью ведения.
По словам одного из современных духовных авторов, ведение понимается как плод благодати и человеческих усилий. [Чтобы достичь состояния просвещения благодатью и удержать ее в себе, необходимы усилия, нередко, весьма значительные. Употребляемые усилия со временем приобретают качество навыков, становятся, если хотите, функциональными системами. С их помощью человек, в том числе, становится способным глубже и полнее постигать законы сотворенного Богом мира, а также законы мира социальных отношений]. Ведение охватывает метафизику и понимание законов сотворенного мира, включает в себя философию и теологию, теорию и практику. Все указанные сегменты соединяются «в созерцание грандиозной панорамы тварной действительности. Поэтому и представление о человеке, свойственное такому ведению, обладает той полнотой и объемом, которыми, к большому сожалению, не располагают современные научные дисциплины, несмотря на умножение их количества»[3].
В отношении ведения духовные авторы, чьи творения приводятся в книге «Добротолюбие», не раз отмечают ту мысль, что ведением угашаются страсти. То есть человек, обладающий ведением, обладает пониманием, в том числе, причинно-следственных связей, лежащих в основе различны процессов. Он понимает, к примеру, что насилием он не изменит жизнь к лучшему. Понимает, что, реализуя насилие, он деформирует свою душу, тем самым разрывая свою связь с Богом (он становится неспособным вследствие деформации поддерживать связь с Богом и удерживать в себе Божественную благодать). Если позыв на насилие и рождается в глубине такого человека, то одновременно рождается и контр-представление, удерживающее от насилия.
Образование без конструктивных навыков сможет ли дать иммунитет сознанию от заражения идеями экстремизма?
Примечательно, что духовная традиция Православия содержит принцип деятельного построения системы представлений: «читай книги деянием», «хочешь знать – приходи и живи». То есть реализуя на практике прочитанное в книгах, человек активирует определенные силы души и те области сознания (ассоциируемые с определенными участками коры головного мозга). И, будучи активными, эти области становятся способными обработать и теоретический массив изучаемого знания. Вдвойне примечательно, что эта духовная традиция соотносится с деятельным подходом российской школы психиатрии.
Подробнее см. в главе «О значении деятельности в постижении духовных понятий» из первой части текста «Преодолеть отчуждение (в том числе, – и о депрессии)».
Что можно сказать о ситуации, при которой человеческая деятельность не учитывается при проектировании образовательной модели, призванной, по идее, противостоять экстремистским тенденциям? Можно предположить, что такая модель не оправдает возложенных на нее надежд. Само-по-себе образование, понимаемое как наслаивание интеллектуальной пленки на сознание, способно ли справится с поставленной задачей?
Мы знаем, что простые люди нередко являют пример глубокого понимания жизни, а также – пример глубокой религиозности. Тогда как во главе экстремистских течений иногда вставили очень образованные люди (например, Фетхуллах Гюлен в Турции). Как известно, Христос полемизировал с образованнейшими людьми своего народа, и они, вступив в сговор друг с другом, пошли на сотрудничество с оккупационной властью с целью погубить Христа.
Здесь ни в коем случае не умаляется значение образования, здесь ставится вопрос о недостаточности образования в деле противодействия развитию экстремистских тенденций (по принципу, сформулированному Эдвардом де Боно: «хорошо, но недостаточно»).
Образование само по себе не спасает от развития экстремистских тенденций. В этом смысле можно привести несколько комментариев. Первый комментарий принадлежит преподобному Иустину (Поповичу), который писал, что «диавол – это большая интеллектуальная способность без малейшей доброты и любви»[4].
Эта мысль, отчасти, может быть соотнесена с таким явлением как психопатия. Психопаты, согласно данным всемирно известного специалиста по психопатии Роберта Хаэра, могут быть очень интеллектуально развитыми. Они могут выучивать наизусть сложные психологические тесты, с помощью которых определяют характеристики личности. Они выучивают тесты, чтобы определенным образом отвечая на поставленные вопросы, вызвать о себе нужное им мнение у психологов (например, чтобы добиться в итоге досрочного освобождения из места лишения свободы). Но их интеллект специфичен. Это интеллект хищника, знающего лишь свои интересы, готового переступить через страдания жертвы. При наблюдении за психопатами, возникает ощущение, что такие качества как сострадание и эмпатия им не ведомы[5].
Роберт Хаэр отмечает, что в основе поступков психопатических убийц «лежит не душевная болезнь, а холодный и расчетливый рассудок вкупе с ужасной неспособностью относиться к окружающим как к мыслящим и чувствующим созданиям». Автор советует не завораживаться бесчеловечными примерами некоторых преступлений, так как в данном случае мы рискует не заметить «психопатов, которые хотя и не совершают убийств, но все равно вмешиваются в нашу повседневную жизнь» [то есть рискуем не понять, что помимо психопатизированных убийц, есть и психопатизированные люди, живущие рядом с нами]. В своей книге «Лишённые совести: пугающий мир психопатов» он приводит примеры, комментирующие их «разительную неспособность воспринимать чужие боль и страдание и другими словами, полное отсутствие сочувствия и, соответственно, любви»[6].
Без эмпатии, без сострадания затруднено получение обратной связи от людей и окружающего мира. Следовательно, тормозится развитие определенных структур мозга, которые развиваются, в том числе, и вследствие реализации эмпатии. Целостная картина мир не формируется, так как человек не добирает данных, «кирпичиков», из которых картина мира слагается.
О последствиях нехватки эмпатии применительно к вопросу построения мировоззрения, см. в тексте «Мозаика идей (часть 2)», в главе «О некоторых идеях Льва Выготского. Формирование мировоззрения человека. Абсолютная замкнутость на себе как начало шизофренистического процесса распада сознания».
О том, что «орган» мозга, с помощью которого человек принимает социальные решения (медиальная префронтальная кора) формируется вследствие саморефлексии и эмпатии см. в части первой текста «Внешняя жизнь и мир мыслей», в разделе «2-й пункт: Испытание совести».
Роберт Хаэр не готов дать объяснения в отношении причин возникновения психопатии. Возможно, в связи с тем, что бихевиористские модели, имевшие хождение в США (а Р. Хаэр работает в США) долгое время вообще отказывали человеку в сознании (и преодолена ли эта тенденция?). А если сознание на серьёзной основе не изучается, то каким же образом исследователь сможет дать ответ о процессах, протекающих в сознании?
Если не погружаться глубоко в тему психопатии, то можно отметить хотя бы мимоходом влияние новостей и СМИ. Как говорил один миссионер, новостная лента, упоминающая начальника, который съел свою секретаршу – это и есть мир психопата. Агрессивная информация, в которой человек подается в обезличенном, расчеловеченном и дегуманизированном виде накапливается в сознании, трансформируя его (по ТВ передают, что еще столько-то тысяч человек было уничтожено в ходе вооруженного конфликта, со временем к таким новостям возникает привычка, озвучиваемые в них данные уже не вызывают сострадания).
Подробнее о книге Роберта Хаэра, психопатии, насилии см. в главе «Заключение (скорее – многоточие). Лобные доли и эмпатия» из статьи «Детям – жизнь от родителей или родителям – жизнь от детей?»
Насилие и компьютерные игры
Отдельным подпунктом вопроса о влиянии медиа стоит указать на вопрос о компьютерных играх, главной темой которых является убийство. Участие в таких играх, хотим мы того или нет, формирует определенную модель поведения. Формирует рефлекс на убийство, как о том писал полковник Гроссман, изучавший психологию убийства[7]. Он заявлял, что некоторые компьютерные игры и были созданы для того, чтобы солдаты преодолевали во время игры психологический барьер, удерживающих их от убийства. Речь идет о том, что обученные и снабженные огнестрельным оружием солдаты не могли нажать на курок, чтобы убить реального противника. Если же они отрабатывали нажатие на курок, расстреливая противника на экране, то выработанный рефлекс мог быть воспроизведен и в боевой обстановке.
Здесь можно привести и мнение другого ученого, вместе с группой исследователей изучавшего влияние компьютерных игр на психологию поведения. Он считает, что «с детьми нового поколения, которые режутся в компьютерные игры чуть ли не с пеленок, в общество придут новые и страшные проблемы, доселе человечеству неведомые. Именно такие “дети виртуальности” будут более всего склонны решать возникающие проблемы войной»[8].
Подробнее о влиянии медиа-образом и комьютерных игр – в беседах 110а-110d цикла бесед «Радикализация молодежи: Компьютерные игры, экстремизм, неоязычество, неофашизм».
То есть определенная склонность к насилию может формироваться параллельно получаемому образованию, если человек играет, например, в агрессивные компьютерные игры. Или иными образом формирует в своем сознании очаг склонности к насилию.
Склонность к насилию может подмять под себя и полученное образование
Если сознание человека поражено страстью, то на службу этой страсти встает и полученное образование. В этом смысле явление экстремизма можно рассмотреть с точки зрения учения академика Ухтомского о доминанте. Академик Ухтомский – ученый-христианин, несший в своей душе свет Христов даже и в годы атеистического периода нашего государства. Его учение прекрасно согласуется с аскетическим учением святых отцов, на которых, он, кстати, тоже ссылается.
Учение академика А.А. Ухтомского применительно к теме формирования склонности к насилию даже при полученном образовании представлено в тексте «Откуда берется религиозный экстремизм: О чем спросил мусульманин, посетивший Соловки?» (этот текст в качестве первой части входит в состав проекта «О вере»).
Текст появился появилась в результате диалога с мусульманином, посетившим Соловки. Его, как жителя Ирана, вопрос о причинах такого явления как экстремизм очень волнует. Одна из идей текста состоит в том, что при склонности к насилию, человек специфическим образом может интерпретировать и Священное Писание, акцентируя внимание на определенные отрывки и закрывая глаза на другие.
То, что образование само-по-себе может и не справится с задачей противодействия экстремизму иллюстрирует и пример митрополита Вениамина (Федченкова). В своей книге «На рубеже двух эпох», в главе «Две революции» он рассказывает о времени получения им духовного образования накануне революции.
Именно в семинарии он узнал о революции «гораздо больше», в первого же класса он был «очень ловко» втянут в революционную деятельность. Он рассказывал, как с ним завязали знакомство некоторые семинаристы и начали снабжать его запрещенной в те времена литературой. После «двухлетней обработки» его наставники объявили ему о наличии у движения подпольной библиотеки. Как оказалось, деятельность подпольной организации была продуманной. Лучшие ученики каждого класса попадали в обработку старшими товарищами, вводились в качестве членов в подпольную организацию. Завербованные доказывали свою верность распространением подпольной литературы среди своего класса. «Так получалась уже целая сеть пропаганды».
Прозрение наступило на одном из собраний, во время которой юноша по фамилии Шацкий (18-19 лет) выступил с речью против правительства. И ни много ни мало – предложил «совершить террористические акты, и в первую очередь цареубийство…»
Через некоторое время у все понявшего будущего митрополита открылось кровотечение, в котором он усмотрел действие Промысла Божия, способствующее выходу из подпольной организации.
Кстати, митрополит Вениамин считал, что войны оттого, что в людях присутствует «равнодушная холодность к братьям». И, по его мнению, далеко было людям его времени до братской жизни. Слишком глубоко укоренились гордость и себялюбие [в случае с психопатией эти качества проявляются в крайней спепени]. И такое положение дел не исправить политко-социальными реформами да умственным просвещением. «Немного подлечить и подправить еще можно и должно, но корни греха останутся и опять будут давать новые ростки, приспособительно к новым условиям жизни»[9].
Понятно, что образование, понимаемое лишь в виде трансляции «образовательных услуг» не всегда учит развитию эмпатии, не всегда способствует построению картины мира. Чтобы строить картину мира, нужны ответы на фундаментальные вопросы: кто я? Куда я иду? Для чего мне нужно получаемое мною знание? Что я собираюсь делать с ним в дальнейшем? Как получаемое знание связано с фундаментальными вопросами моего бытия? Почему это знание должно быть мне интересно (нет интереса к книге, труднее запоминать описанное в ней)?
Есть ли школьников ответы на эти вопросы? Соответственно, каждый может сам сделать выводы в отношении наличия или не-наличия у системы трансляции «образовательных услуг» ресурса по противодействию идеям экстремизма.
Плюс ко всему, в «головную копилку» можно добавить и такой штрих как выпадение из системы образования такого звена развития волевых качеств. Если образование перестает развивать у учащихся волевые качества и, более того, ставит своей задачей воспитание «потребителя», то следствием такого положения дел является развитие инфантильности.
В данном случае, при развитии инфантильности человек утрачивает возможность подняться над своими инстинктами. В ситуации более-менее стабильной экономической ситуации, он еще может держаться «на плаву». Но по мерее ухудшения экономической ситуации повышается риск того, что инфантильный человек пойдет по пути насилия. Безволие порождает насилие, – эту мысль внятно и аргументированно доносит слушателям одной из передач канала «День ТВ» военный психолог Александр Захаров, отвечая на вопросы Андрея Фурсова[10].
Если сложить все сказанное в отношении образования, то мы упираемся в слова, озвученные Ростиславом Прокопишиным – специалистом, изучающий экстремальные состояния и деятельность сект (секты с помощью определенных методик производят реформирование мышления адептов, вводят их в измененное состояние сознания, в измененном же состоянии сознания, при учете других факторов, может блокироваться «стоп» в отношении насилия). Ростислав Прокопишин, в частности, в соавторстве с коллегами давал оценку разрушающим сознание методикам секты Аум Сенрике. Эта секта прибрела печальную известность своей ярко выраженной экстремистской деятельностью[11].
Также Прокопишин высказывался о методиках, упомянутого выше Феттулаха Гюлена, который приобрел печальную известность в результате попытки совершения переворота в Турции. Примечательно, что Гюлен делал ставку на образование. Выстраиваемая им система включала в себя сеть лицеев, в которых готовились адепты движения[12].
Итак, Прокопишин отмечает, что запрещенная в Российской Федерации организация ИГИЛ – является продуктом нового времени. Это искусственно созданная конструкция использует для своего развития определенные компоненты.
Например, – проблему развития ребенка в мегаполисе, когда родители не успевают отследить, чем ребенок занимается. Школа при данном затруднении помочь не может, так как школа стала местом получения «образовательной услуги». «Компонента воспитания в тех школах, где учителя разумные – сохранена. Там, где директора формально относятся к своим обязанностям – там только услуги». Вследствие того, что услуги платны [сошла на нет система бесплатных кружков], то из поля зрения выпадает категория людей малоимущих, а именно на них нацелена пропаганда [экстремистского толка].
Например, исследования, которые проводились в Татарстане в 2012 году (не были опубликованы) показали, что «профиль средне-учащегося из сельской школы полностью совпадает с социально-психологическим профилем боевика из арабских стран». То есть данная категория учащихся готова «стать под знамена», стоит только бросить клич. Речь идет о людях, которые не имеют достаточных знаний и которые никуда не стремятся. Они ничего не желают менять в своей жизни, при этом хотят всего и сразу [о таком положении дел, как одном из оснований потенциального развертывания масштабного насилия говорил упомянутый выше полковник Александр Захаров]. И именно наличие таких компонентов в профиле, по мнению Прокопишина, толкает людей идти за идеологией [экстремистской].
Если у государства не появится доктрины [которая могла бы дать конструктивную основу для развития], «нас так развалят попросту». Ведь, чтобы завербовать одного человека, нужен один вербовщик, два от силы. А «чтобы извлечь человека обратно – уходит работа шести-семи специалистов на протяжении нескольких лет: 2-х – 3-х лет. Это серьёзно, к тому же просто информационным материалом мы просто не обойдёмся. Нужна стратегия, строго выстроенная стратегия в информационном пространстве, мы не успеваем за ними»[13].
Дополняя слова Ростислава стоит акцентировать внимание на теме исчезновения из поля зрения учащихся доступных им кружков, в которых они могли бы реализовывать свои интересы и совместную деятельность с другими, общаться. Если учащимся, не имеющим возможность платить, некуда в плане кружков идти, то возникает риск их вливания в экстремистские группы. В таких группах люди обретают, пусть и построенное на искаженных принципах, какое-никакое, но – общение.
В этом смысле обращают также на себя внимание слова профессора С.Г. Кара-Мурза о связи между экстремизмом и нехваткой материальных ресурсов (он считает, что терроризм как явление лишается социальной и культурной базы, если жизнеустройство общества основывается на солидарности). В частности, он писал, что для шасштабно развертываемого терроризма нужны условия. «Чтобы добывать, хранить, развозить и взрывать тонны взрывчатки за две тысячи километров от дома, нужно много надежных и умелых людей. Тысячи должны созреть для этого – и из них отбирают сотню». Профессор, акцентируя внимание на условиях, имеет в виду, в том числе, фактор обеднения ранее благополучных «и достаточно образованных людей». Когда привычный мир рушится для большого числа молодых людей, они оказываются вытесненными «этим обществом»[14].
Возникла даже определенная риторика на тему так называемых «исключенных». Так, один из специалистов, изучающих уголовное право и преступность, отмечает, что человечество разделяется на «включенных» (included) в активную экономическую, политическую, культурную жизнь и «исключенных» (excluded) из нее. «”Исключенные» – основная социальная база преступности, алкоголизации, наркопотребления, проституции, самоубийств <…> жертв преступлений», и их количество увеличивается[15].
Также данный специалист отмечает, что одним из факторов вовлечения людей в преступную деятельность является философия постмодернизма. [Речь идет не о том, что упомянутые люди изучают философию, речь идет о том, что философия постмодернизма инициирует процессы распада картины мира, шкалы ценностей, представлений «хорошо»/«плохо»]. Речь идет о массовом изменении психики, вхождении людей в состояние психологической растерянности, о непонимании мира и неумении в нем осваиваться. «Ф. Джеймисон, один из теоретиков постмодерна, пишет: “Психическая жизнь становится хаотичной и судорожной, подверженной внезапным перепадам настроения, несколько напоминающим шизофреническую расщепленность». Жизнь людей, находящихся в состоянии подобного рода психологического кризиса, «сопровождается вспышками немотивированной агрессии, взаимной ненависти, «преступлениями ненависти» (hatecrimes), актами внешне необоснованного уничтожения десятков и сотен людей ценой собственной жизни».
Необходимо также отметить, что вследствие разрушения картины мира и шкалы ценностей из сознания людей начинает испаряться представление о преступлении как о чем-то недолжном. Все становится относительным. Феномен преступления начинает восприниматься, как существующий лишь в сознании людей. Мол, дескать, люди договорились называть определенные поступки преступлениями, а на деле, мол, как пишет один автор, «преступление как таковое не существует в природе; это выдумка людей». Стирание границ между дозволенным и недозволенным – одна из характерных особенностей эпохи и философии посмодерна.
– О постмодернизм и преступности для воспитанников центра во имя святителя Василия Великого (центр социальной адаптации подростков, находящихся в конфликте с законом) был прочитан ряд лекций.
Подробнее см. в статье «Трудным подросткам о трудных подростках – лекции и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко)».
– Лекции – в рамках 3-ей части цикла беседа «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря»:
27. ВЫЖИВАНИЕ В КАЧЕСТВЕ СУБЪЕКТА. ПОСТМОДЕРН И ПРЕСТУПНОСТЬ
28a. Искажение понятий. Окна Овертона. Можно ли сохранить себя, зайдя за грань.
28b. По своим правилам. Сохранить себя от окончат. распада. Пропаганда преступного образа жизни.
28c. Криминальный мир без прикрас. Очеловечивание как стратегия выживания. Слияние с идеологией, эгоизм – потеря личного.
29a. Разбор книги одного авторитета. Свои принципы. Влияние среды. О свободе выбора.
29b. Положительные изменения и вера. Потеря себя или развитие. Последняя черта.
30a. Постмодернизм и преступность. О беседах 27-30, о дальнейшем. Вчувствование как основа выживания.
30b. Обсуждение фильма Билли Элиот. Учиться думать. Вчувствование и выживание. Преодоление травматического опыта.
31. Беседа с ребятами из центра свт. Василия Великого о выживании, сохранении личности, криминальной идеологии, социальных отношениях и перспективах.
– Лекции – в рамках 4-ой части цикла беседа «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря».
1.1 ПОСТМОДЕРНИЗМ И ПРЕСТУПНОСТЬ (ПМиПР). Выжить – собственное отношение к происходящему. Фильм «Пророк».
1.2 ПМиПР. Потеря личного – слияние с моделью. Выжить – не переступать черту, социальный контакт с другими.
1.3 ПМиПР. Выжить – способность быть верным (принципам, людям), рефлексия (потеря рефлексии – живой труп).
2.1 ПМиПР. Кратко о СУТИ. Выжить – думать. Потеря рефлексии, шаги за черту – все меньше тебя. Зомби.
2.2 ПМиПР. Выжить – социальные отношения, информация. Взгляд, исходя не из системы, а с других точек зрения (совесть, вера).
2.3 ПМиПР. Выжить – личный выбор. Книга «Побег из лагеря смерти». Риск слияния со средой и книга «Шантарам».
2.4 ПМиПР. Выжить – человечность, любовь – разведчик Д. А. Быстролетов. Выжить – личная позиция – актер Г. С. Жженов.
3.1 ПМиПР. Выбор – поступки – изменение образа жизни и видения мира – в итоге – катастрофа или выживание.
3.2 ПМиПР. Постепенно – деформация личности. Компьютерные игры и насилие. Выжить – результат жизни до критической ситуации.
4.1 ПМиПР. Шаг за черту – деформация. Решение поступить по совести – возможность что-то изменить.
4.2 ПМиПР. Выбор и возможность что-то изменить. Психологические, нейрофизиологические обоснования возможности совершить выбор.
4.3 ПМиПР. Выбор и возможность что-то изменить. Способность откликнуться – шанс выжить.
5.1 ПМиПР. Размывающий личность поток (сетевая война). Выжить – сохранение ядра. О центре свт. Василия Великого.
5.2 ПМиПР. Сохранение ядра. История девушки, ушедшей из компании и об ее проекте по строительству дороги.
5.3 ПМиПР. Манипуляция, перепрошивание сознания. Выжить – совесть, на ситуацию – с разных углов. Фильмы.
5.4 ПМиПР. Тупак Шакур молодым ребятам: Учись смотреть на меня как на брата, время исцелять друг друга.
Некоторые взгляды Ростислава Прокопишина рассматривались в беседах цикла «Сектантское не только в сектах». В беседах также рассматривались механизмы вовлечения человека в секты и экстремистские организации, тема слома личности вплоть до образования внушаемости (феномена открытой личности). В беседах ставились вопросы не только в отношении таких «минусовых» факторов как отсутствие картины мира, системы понятий, воспитательного компонента в образовании. Но ставились вопросы и в отношении факторов со знаком «плюс», таких как поиск призвания, цели в жизни.
Лекции проводились при участии воспитанников и педагогов центра во имя святителя Василия Великого. В центре по приговору суда проходят реабилитацию подростки, находящиеся в конфликте с законом. 80% процентов воспитанников, прошедших реабилитацию, не совершают повторных правонарушений. Важным пунктом программы реабилитации является подведение воспитанника к следующим вопросам: Чего он сам хочет от жизни? Чем бы он хотел заниматься? Как он видит свое место в жизни?
Если человек не найдет себя в жизни, то возникает риск того, что он так и останется «по ту сторону закона». Ведь криминальная идеология дает ему пусть хоть и ложную, но все-таки хоть какую-то систему взглядов. Пусть даже и выраженную словами главного персонажа фильма Юрия Быкова «Жить» – Андрея. Андрей имел довольно четкий взгляд на жизнь: Мол, родился с зубами, живи хищником, а Бога, мол, придумали овцы, чтобы хищников стыдить.
Тиражирование опыта центра святителя Василия Великого в регионах и может стать ответом на вопрос о методах противостояния экстремизму.
– Принципы работы центра изложены в «Родители и дети» (часть 4.2). «Развитие личности подростка и опыт центра свт. Василия Великого», «Родители и дети» (часть 4.3). «Опыт центра свт. Василия Великого, навыки и ядро педагогического процесса».
– Принципы работы центра святителя Василия Великого в связи с задачами воспитания и реабилитации рассматриваются также в статье «Подсадить нельзя вылечить? Часть 1. О метадоне, заместительной опиоидной терапии (ЗОТ) и другом взгляде на проблему наркопотребления и противодействия ему».
С учетом специфики центра и специфики мировоззрения воспитанников готовились лекции цикла «Сектантское не только в сектах».
О цикле лекций «Сектантское не только в сектах»
Принято считать, что секты – это что-то очень далекое, исключительно – для сломленных людей, а также – легко заметное в своей аномальности. Секты давно вышли из подполья. В сектах используются технологии подавления личности, обкатные в концентрационных лагерях и взятые на вооружение современными корпорациями. Секты научились «отжимать» у человека его личное время, имущество. Секты научились таким образом воздействовать на сферу эмоций человека, что он не просто что-то делает для секты, а делает «с энтузиазмом». Захват эмоциональной сферы все шире и шире используется в современных компаниях, имеющих вполне презентабельный вид и, вроде бы, не напоминающих образ классической секты с его агрессивным вмешательством в жизнь человека. Современные сектантские технологии действуют мягче, незаметнее, чем то, как такое воздействие представляется сознанию современного человека.
По принципу секты действуют не только некоторые (многие?) современные корпорации. Криминальные субкультуры, полувоенизированные сообщества, а также – различные сообщества, особым образом интерпретирующие вопросы психологии и работы сознания, разного рода курсы, обещающие гипер-успех, а также – некоторые программы, причисляющие себя к образовательным. Перечислять можно долго, ибо имя им – легион. Все глубже и прочнее входят в современную жизнь техники взлома сознания, отработанные в сектах. Все незаметнее и неразличимее на общем фоне становится воздействие, нацеленное на захват сознания.
В беседах рассматриваются различные аспекты подавления личности сквозь призму главного вопроса: Как человек может сопротивляться слому личности и как он может восстановиться, если этот слом произошел?
В беседах 2-20 рассматриваются вопросы, связанные с насилием. Беседы строятся вокруг феномена деформации личности, в результате которой патология начинает приниматься за норму. Усилия сломанной личности по само-восстановлению умело канализируются, направляются в определенное русло. Человеку, ищущему исцеления секта дает патологические смыслы, вокруг которых человек заново пытается собрать распадающееся «я». Личность претерпевается процесс трансформации, человек становится «новым», в том смысле, что связь с собой-прежним в каком-то смысле разрывается. Человек сталкивается с риском полной потери себя и само-уничтожения в то время, как очарованный «сектантским, которое не только в сектах», с восторгом смотрит на новую свою миссию, открытую им в секте.
1. Актуальность темы, сектантские принципы воздействия в окружающем мире, о дальнейших лекциях, принципы общения (АУДИО, ВИДЕО)
2.1 Эгоизм – нет выхода. Стирание личного – деформация – квазичеловек (АУДИО, ВИДЕО)
2.2 Сопротивление деформации. Фильм «Колония Дигнидат». Травматический опыт (АУДИО, ВИДЕО)
3.1 Слом личности. Психопатия. Подготовка убийц. Связь с мучителем (АУДИО, ВИДЕО)
3.2 Отступление от темы – о преодолении наркотической зависимости (АУДИО, ВИДЕО)
4. Насилие и деформация личности. Травматический опыт. Расчеловечивание (АУДИО, ВИДЕО)
5.1 Аномальная среда и слом сопротивления, вход в патологическую группу (АУДИО, ВИДЕО)
5.2 Пиковые состояния. Неосексуальность. Трансформация личности (АУДИО, ВИДЕО)
6.1 Неосексуальность. Перестройка нейронный сетей. Деформация (АУДИО, ВИДЕО)
6.2 Неосексуальность и терапия. Выход в плюс, уход в минус (АУДИО, ВИДЕО)
7. Выйти за рамки навязываемой модели. Любовь к другому как выход (АУДИО, ВИДЕО)
8.1 (Беседы 8–12). Слом психики на примере дрессировки орла. Дети-воины в Африке (АУДИО, ВИДЕО)
8.2 Где грань, дети и убийство. Леонид Билунов. Марк Леви и французское «Сопротивление» (АУДИО, ВИДЕО)
8.3 Марк Леви о грани. Секты – личное на стадное. Язык и реформирование мышления (АУДИО, ВИДЕО)
8.4 Марк Леви, грань. Тренинги, слом, обвинение родителей. Михаил Довлатов о деформации (АУДИО, ВИДЕО)
9.1 Чувство грани. Социальная деструкция. Личное – на стадное. Тяга к сообществу (АУДИО, ВИДЕО)
9.2 Дети-воины в Африке. Помогут ли слова: «Ты ни в чем не виноват». Выход – личное (АУДИО, ВИДЕО)
Экстремизм – проблема ложно понятых цели и призвания?
Было отмечено, что человек не найдет себя в жизни, то возникает риск его ухода в экстремистскую деятельность. Ведь экстремистско-криминальная идеология дает ему пусть хоть и ложную, но все-таки хоть какую-то систему взглядов, путь ложные, но все-таки цель и смысл (в определенных языковых формах понятие жизненных смысла и цели ассоциируется с понятием миссии).
В качестве примера использовании ложно понятной миссии (цели) можно привести вербовочный процесс в запрещенную в Российской Федерации организацию ИГИЛ. В документальном фильме «Солдаты Аллаха» французский журналист, внедрившийся в боевую ячейку рассказывает о своих наблюдениях за участниками движения (фильм вышел на французском языке). В частности, автор отмечал, что встречал много молодых людей, испытывавших депрессию, чувствовавших себя отбросами. В экстремальной ситуации они вдруг нашли смысл. Им говорят, что ни должны «выполнить миссию», что они избраны для этого. Им говорят, что они могут сделать что-то не только для себя, но и для всего человечества. «И подростки готовы сделать что-то для человечества» [речь идет о террористическом акте].
Механизм формирования этой страшной подмены – понимания акта само-подрыва (или иного террористического акта) как благодеяния, оказываемого человечеству – был показан протоиереем Александром Новопашиным в его фильме «Рядом с нами». Стоит отметить, что отец Александр является экспертом в отношении сект и приглашается в качестве консультанта силовыми ведомствами, когда расследование касается сект и измененных состояний сознания.
Главными персонажами фильма являются молодой человек и любившая его девушка. Пройдя определенную обработку в секте, они начали считать, что, совершая само-подрыв в общественном месте, они переходят в вечность. Понятно, что в результате взрыва гибнут люди, оказавшиеся на месте катастрофы. Но с точки зрения секты, само-подрыв являлся не убийством, а актом «жертвенной любви», ведь адепт секты, мол, забирал с собой вечность людей, погибших в результате террористического акта.
Сюжетную линию фильма можно сопоставить с данными, которые были озвучены немецким журналистом Юргеном Тоденхофером, побывшем в 2014 в ИГИЛ (деятельность организации запрещена в Российской Федерации). Среди боевиков он видел выходцев из обеспеченных европейских семей. У кого-то был диплом, свидетельствующий о получении образования, обладатель которого мог бы обеспечить себе безбедное существование. Причиной появления таких людей в рядах боевиков, по мнению журналиста, является специфическое свойство западной цивилизации. Она не дает иного смысла жизни человеку, кроме как покупку новой марки телефона.
Подробнее о взглядах Юргена Тоденхофера и упоминаемого ниже психиатра Виктора Франкла, а о также о чувстве омертвения см. в части 4.2 текста «Остаться человеком», в главе «Апатия, омертвение, ощущение призрачности, роботизированности собственного бытия в лагере, офисе, мегаполисе».
Слова Юргена Т. согласуются со словами известного психиатра Виктора Франкла. Он считал, что если молодежь лишена идеалов, то она лишена здорового напряжения, необходимого для достижения этих идеалов. Общество избегает темы идеалов, цель тактики избегания в том, чтобы молодые люди не испытывали напряжения. Но напряжения им как раз и не хватает. Не имея возможности реализовать напряжение в конструктивной ключе, они реализуют напряжение в ключе паталогическом (противоправная деятельность и пр.).
«Молодежь хочет чего-то другого, – говорил о ИГИЛ (деятельность организации запрещена в Российской Федерации) один общественный деятель[16]. Просто сидеть дома, работа, зарплата, кухня – это их не устраивает. Им хочется двигаться. И политические мотивы – это проблема справедливости, борьба с богатыми, создание какого-то великого государства, мусульманского халифата».
Отсюда мы приходим к важному выводу. Если у человека нет значимой цели, то он ухватится за цель паталогическую. Если он не находится в связи с сообществом, занимающемся конструктивной деятельностью, то возникает риск того, что он установит связь с сообществом, реализующим деятельность паталогическую. Если он не знает, как конструктивным способом реализовать свое призвание и жажду счастья, если он имеет здоровых представлений насчет того, что такое счастье и призвание, то возникает риск отравления подделками.
То есть у человека имеемся потребность реализовать в своей жизни значимые смыслы, использую данные ему душевные и телесные силы. Если человека обогатить духовно и культурно, то у него появится возможность силы души направить в конструктив.
Яркий пример тому – пример Вадима Туманова. Попав в годы массовых репрессий на Колыму по абсурдному обвинению (играл в карты с иностранцем и был обвинен в шпионаже) он вошел в полосу событий, состоящих из драк и побегов. Со временем поняв, что пора что-от менять в своей жизни, он собрал вокруг себя тех, кто хотел работать, коллектив стал показывать реальные результаты по добыче золота. С Вадима Туманова была снята судимость, он стал признанным специалистом не только в России, но в мире по добыче полезных ископаемых. Артель под его руководством решала задачи с освоением самых труднодоступных месторождения. Впоследствии зоной его активности стало также строительство, и опять он готов был браться за самые сложные проекты. Его огненная натура нашла конструктивных исход для своих сил.
Этот путь – путь культурного и духовного обогащения является одной из ведущих тем проекта «Трудным подросткам о трудных подростках». В этот проект вошли тексты и лекции, некоторые из которых были прочитаны воспитанниками упомянутого центра во им святителя Василия Великого.
«Трудным подросткам о трудных подростках – лекции и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко)»
Отдельно здесь упоминается лекция «О духовном развитии молодежи (духовность и мужественность)», в которой рассказывалось о Вадиме Туманове и о принципе духовного и культурного обогащения. Этот принцип можно воспринимать как основной в деле формирования иммунитета по отношению к сползанию в экстремизм.
Вот, о чем рассказывается в аннотации: «У некоторых молодых людей (разных полов) образуется взрывоопасная смесь из желаний, нереализованных амбиций, разочарования, боли и пр.. Таланты, способности и ожидания от мира, перемешиваясь с этой смесью, могут принять разрушительное направление (околофутбола, богемная жизнь, зависимости, участие в вооруженных конфликтах и пр.). Они вступают в «жесткие» сообщества, едут на войну, просто «прожигают» жизнь как могут и как понимают (насколько у кого хватает запала). Если человека обогатить духовно и культурно, он может придать своим стремлениям конструктивное воплощение. Речь идет не том, чтобы сломать в человеке то, что делает его агрессивным, а в том, чтобы дать ему основу, картину мира. Тогда его агрессивность может претвориться в мужество, здоровую пробивную силу, с помощью которой он сможет достигать здоровых, конструктивных целей».
Лекция «О духовном развитии молодежи (духовность и мужественность)» (АУДИО, ВИДЕО).
Лекция входит в состав цикла «Радикализация молодежи: Компьютерные игры, экстремизм, неоязычество, неофашизм». Тема цикла имеет отношения к поставленному в данном тексте вопросу о экстремизме.
Еще одной из причин вхождения в экстремистскую деятельность, как можно предположить, является отсутствие спаянной идентичности. Отсутствие спаянной идентичности – понятие, заимствованное из психологической литературы. Если это понятие перевести на простой язык, то может получится что-то вроде словосочетания «душевная смута».
В этом состоянии человек испытывает сильную тревожность, и она снижается, если он примыкает к группе. Группа дает ему пусть и фиктивные, как было отмечено, но – цель и смысл. Взамен человек должен отказаться от себя и потерять себя в группе.
Так Бруно Беттельхейм в своей работе «Просвещеннное сердце. Исследование психологических последствий существования в экстремальных условиях страха и террора» писал, в том числе, о присоединении немецких граждан к идеологии СС и Третьего Рейха. Эта идеология, как отмечал в своих лекциях Борис Якеменко, отменяла правовые, этические, нравственные и моральные принципы[17].
А, переступая через моральные принципы, люди, по мысли Бруно Б. лишались самоуважения [речь идет не о психологии нарцисса, а том самоуважении, которое рождается у человека, живущего по совести и зарабатывающего себе на пропитание трудами рук своих]. И потому они испытывали потребность в источнике внешней силы, на которую они могли бы опереться. «И большинство немцев, внутри и вне концентрационных лагерей, припадали к этому “отравленному источнику” удовлетворения и самоуважения».
[То есть, они примыкали к сверкающему механизму Третьего Рейха и получали статус в этом механизме в обмен на потерю своей отдельной индивидуальности, от которой должны были отказаться]. Чтобы противостоять соблазну слияния с нацистской идеологией нужно было быть «крепко выстроенной личностью и сохранить ее с помощью близких людей» (эмпатия) или иметь такие достижения, которые приносили бы чувство удовлетворения.
Подробнее о взглядах Бруно Беттельхейма, о потере идентичности, о формировании ощущения мертвости и о необходимости покаяния деле сохранения личности – в части 4.2 текста «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы и лагеря», в главах «Омертвение, роботизация и обсессивно-компульсивная психическая организация», «Три “Д” [депрессия, деперсонализация, дереализация]» “снятие человека” и отказ совести».
Конечно, восстановить самоуважение можно было через покаяние. Но чтобы реализовать этот путь, нужно было обладать определенной культурой. Если ее нет, то человек может начать искать исцеления своим кровоточащим душевным язвам в секте, в экстремистской организации Таковое исцеление лидеры секты и экстремистских организаций нередко и обещают своим адептам.
В данном смысле можно упомянуть о сериале «Последователи». Хотя речь идет о художественном фильме, но некоторые психологические зарисовки видятся не лишенными смыслами (методы захвата личности, описанные фильме, также рассматривались в беседах «Сектантское не только в сектах» с той целью, чтобы слушатели – воспитанники центра во имя святителя Василия Великого могли противостоять этим методам, если таковые будут применены к ним).
В фильме рассказывается о секте, деятельность адептов которой выражается в убийствах. Один из адептов секты – ветеран войны в Ираке, испытывает муки совести по поводу убийства им гражданских лиц. Лидер секты захватывает душевное состояние ветерана и встраивает это состояние в паталогический сценарий идеологии секты, направляя ветерана по ложному направлению. С точки зрения этого сценария, убивающий – выше своей жертвы, обладает превосходством [такая манипулятивная стратегия – деление на избранных и недостойных жизни – наблюдается во многих реально существующих экстремистских сообществах]. Лидер секты давал своим последователям паталогическую цель – совершить убийство по сценарию, написанному либо им, либо самими последователями (но в итоге, все равно утвержденному лидером).
Кстати, деление на избранных и недостойных жизни наблюдалось и в идеологии Третьего Рейха, о чем рассказывал в своих лекциях Борис Якеменко. Жертвы воспринимались как сорняки, которые солдатами Третьего Рейха выпалывались с «грядки», чтобы освободить место тем, кого Третий Рейх считал достойными жизни (мысль Бориса Якеменко выражена своими словами). В идеологии экстремисткой структуры гражданское население может «демонизироваться». Уничтожение население может воспринимать адептами в их деформированном сознании как «священная задача» (ср. «Наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Ин 16. 2).
Желанию примкнуть к группе, чтобы каким-то образом компенсировать возрастающую тревожность особенно заметно в постмодернистскую эпоху. Для постмодернизма, как было отмечено, характерен отказ от таких представлений как Истина, центр, смысл, любовь.
В окружающем человека пространстве утрачиваются следы критериев, с помощью которых человек мог бы определить грань между должным и недолжным. Наблюдается «исчезновение критериев правильности общепринятых систем ценностей, положений, мнений, стратегий поведения, принятия решений». Те правила и положения, которые декларируются в постмодернистском обществе, оказываются неполными, незавершенными, двойственными. Неспособность отделить правильное от неправильного [речь идет о исчезновении даже самих представлений о правильном и неправильном] приводит человека «к отчуждению, изоляции, возникновению экзистенциального страха аннигиляции».
Человек в данных условиях испытывает то, что один автор назвал «паникой на фоне обломков». У человека появляется желание почувствовать себя «хоть в какой-то степени и, хотя бы временно, внутренне интегрированным, спаянным, целостным». Это чувство толкает к стремлению испытать «безответственное возбуждение … становясь членом, частичкой толпы». Сливаясь с толпой, человек переживает ослабление чувства одиночества, заполнения внутренней пустоты, начинает чувствовать себя более уверенно[18].
Понятно, что толпа начинает заражать человека своим коллективным настроением. Если доминирующим настроением является жажда насилия, то человек включается в поток насилия.
«Nota bene» – «Примечай хорошо» (лат.)
Если человек не найдет конструктивного решения имеющих у него проблем, возникает риск сползания па путь паталогической. Отсюда понятно, как важно возродить принцип совместной деятельности в школах и ВУЗах. Учащиеся школ и ВУЗов, если имеют возможность на конструктивных началах вступать в сообщества, реализующие созидательные принципы, менее подвержены риску присоединения к сообществам экстремистского толка.
О значении совместной деятельности, школе, постмодернизме, преступности – в начальных беседах цикла лекций «Проблема отклоняющегося поведения: Родственникам, родителям, педагогам».
2a. Дети и взрослые в эпоху постмодернизма. Страсти, преступность и постмодерн
2b. Понятие нормы (если говорим об отклоняющемся поведении, надо спросить – отклоняющемся от чего)
2e. Что может противостоять разрушительной эмоции (о навыках см. также 1d–2d)
Пример вовлечения в конструктивную созидательную деятельность с параллельным установлением созидательных связей с другими людьми дает своим воспитанникам центр святителя Василия Великого. В результате прохождения реабилитации воспитанники начинают видеть альтернативу, понимают, что криминальная идеология не является путем реализации себя, например, как мужчины.
О том, как принципы, найденные во время работы этого православного центра, могут быть перенесены хотя бы частично в деятельность школ, ВУЗов, лицеев и прочих объединений, разговор отдельный. Возможность реализовать эту задачу, как можно предположить, появится в том случае, когда работники школ, ВУЗов и прочих объединений пройдут стажировку в центре. Принципы работы центра нужно видеть в действии, посещая педсоветы и мероприятия центра.
Прошедший стажировку работник сможет понять, каким образом в данном конкретном учебном заведении наладить работу, нацеленную на помощь воспитанникам (в обретении навыков совладания с своими эмоциями, в осознании истоков само-разрушительных стремлений, в поиске конструктивных форм взаимодействия с окружающими). Хотя бы один работник из всего коллектива учебного заведения, если пройдет стажировку, – это уже много. Да, конечно, у работника и без центра есть нужный диплом, но, как говорится, – «книги-книгами, а жизнь-жизнью».
Конечно, теоретически образовательные программы вроде бы включают в себе все «обеспечивающие-успех-компоненты». Но, что если только – на бумаге? Главный принцип – деятельный подход – словно отрицается. Одних слайдов и картинок мало, чтобы у воспитанника сформировалась волевая сфера, наличие которой помогло бы ему удержаться «на плаву» при эмоциональном скачке.
Воспитанники не всегда готовы усваивать советы, окошки в их внутренние миры открываются не всегда во время выделенных для этой цели уроков. Найти воспитанника готовым к принятию совета может тот взрослый, который находится в условиях включенности в совместную деятельность с воспитанником.
Деятельность, направленная к конструктивным целям, помогает воспитаннику научиться владеть собой, преодолевать трудности. Формируется то самое волевое начало, которое препятствует сползанию в бессмысленное насилие при встречающихся трудностях.
Но совместная деятельность уходит из системы образования. Если инициативный учитель пойдет с воспитанниками в поход, и кто-то один «прищемит палец», одна инициативная мама может разрушить все дело. Она начнет писать жалобы, и чтобы ее успокоить пожертвуют учителем. А все прочие педагогии получат massage – «не лезьте, вас, в случае чего, никто не защитит».
Один заслуженный учитель во время спортивного урока в детском саду поставил воспитанника в угол. [Действительно, иногда есть нужда в таких действиях. Мальчики, бывает, что начинают баловаться, драться друг с другом, а то и – бить девочек. Надо как-то остудить любителей избыточной активности]. Причем, «отдыхал» мальчик не в подвале, а в углу «открытого» помещения. На него пошли потоком жалобы от мамы, руководство тут же его уволило, завели уголовное дело.
Какой massage получают учителя? Бьют девочку – не вмешивайся, начинается у малолетних воспитанников «беспредел» – не вмешивайся. Получается, что, если и начинают зарождаться тенденции к сползанию в экстремизм, никто может и не отреагировать.
За реакцию могут наказать. Если на «твоем участке» – ЧП (чрезвычайная ситуация), значит, по мнению руководства: «плохо смотришь». Поэтому кто-то выбирает стратегию заметания проблемы под ковер. И этот кто-то может начать считать, что главное выпустить воспитанников, а там – «пусть сами разбираются».
Да, и как реагировать?
При попытках поговорить с воспитанниками учителя натыкаются на сопротивление родителей, при попытках поговорить с родителями, иногда – не нежелание такие разговоры вести. «Мы сами будет воспитывать, а вы учите», – говорят. Но по факту детей «воспитывают» не родители, а смартфон.
Учителя находятся в «загнанном» положении. Никакой инициативы в сторону учеников показать нельзя. Если кто-то что-то неправильно поймет, – будут проблемы. Да, и некогда проявлять инициативу, устанавливать доверительные отношения – за всеми этими отчетами и проставлениями оценок в электронных журналах.
Сходить с детьми в поход? А если кто-то прищемит палец? Ведь может найтись мамочка, которая за этот палец, образно говоря, «душу вынет» из учителя. Письма в прокуратуру отучают от таких инициатив.
Не то, чтобы в поход сходить с учениками (учителя, тренеры, имеющие поддержу родителей и руководства, предпринимают шаги, способствующие развитию детей), стереть мел с доски учитель не имеет право попросить учеников. Ибо считается, что такая просьба является эксплуатацией детского труда (уважаемый читатель, прости, пожалуйста, что излагаю такие банальные, общеизвестные «вещи»).
Практическое значение невозможности вовлечь детей в деятельность выражается в том, что у них не формируются навыки преодоления себя. А раз навыки не формируются, то дети становятся беззащитными перед когнитивным хаосом, перед наркоманической тягой (если таковая в дальнейшим появится), перед наплывом идей агрессивного характера. Они вырастают инфантильными, а инфантилизм, как было отмечено, выше порождает насилие.
См. подробнее в ответе «Медитация (часть 2). Нужна ли медитация в системе образования? Почему дети затопляются когнитивным хаосом?»
Когда инфантильный человек сталкивается с невозможностью удовлетворить свои желания, он рискует не пойти по пути поиска решений, изучения вопроса, усилия. Он рискует поддаться желанию крушить все вокруг, ругаться, даже – убивать (многие, например, знакомы с видео типа такого, на которым запечатлен ребенок, у которого родители забрали телефон, а он кричит, что убьет их).
Происходит какая-то масштабная, если выразиться сленговым языком, «подстава». С детей «сдувают» пылинки, к ним нельзя прикасаться, нельзя вовлекать их в деятельность. Но после окончания школы, их, при их несформировавшихся навыках, выбрасывают в жесткий мир, которому они (выросшие школьники) практически не нужны. Может, они думали, что «сдувать пылинки» с них будут все и всегда? Некоторые из них оказывают потрясенными тем, как перевернулось их положение. А у нет практически никаких навыков, чтобы как-то адаптироваться к суровой реальности (в которой далее их кроме родителей и близких может никто и не поддержать).
Педагоги отмечают, что у школьников (некоторых) словно отсутствует понятие грани между допустимым и недопустим. Репетир сказала ученице, что если той – холодно, то окно в доме репетитора будет закрыто. На что девочка сказала, что она и сама может окно закрыть, причем, у нее не возникала рефлексия на счет того, что она не у себя дома находится. И явления данного порядка набирают обороты.
Не чувствующий этической грани, не имеющий навыков преодоления себя (то есть преодоления лени), не научившийся вести дело от начала и до конца (чему учатся через вовлечение в конструктивную деятельность, например, на уроках труда) человек не может найти себя в жизни. Он рискует стать частичкой той «мировой пыли», о которой Иван Ильин писал в своем произведении, которое так и называется – «Мировая пыль».
Люди без корней, никого и ничего не любящие, не имеющие дела, к которому могли бы «прикипеть» – словно прах, взметаемый ветром революции. Человеку, имеющему любимое дело, не нужна революция. Человеку, который такого дела не имеет, революция – «по кайфу», она становится для него всем: главным делом жизни, гипер-возбуждением и «невестой» (есть даже такое выражение – «наркоманы революции»).
О том, как люди, не нашедшие себя, сбиваются в устойчивые экстремистские сообщества, наглядно показано в фильме «Бойцовский клуб» (а начало пути – отрыв от общества и уход в экстремистскую деятельность – в фильме «Джокер»).
Тайлер Дерден – руководитель Бойцовского Клуба (есть еще выражение – «демоны революции) говорит своим подопечным (цитата приводится по фильму, по тексту книги слова немного выглядят иначе): «…мы вкалываем на фабриках и в ресторанах, гнем спину в офисах. Нас дразнят, рекламируя одежду. Мы работаем в дерьме, чтоб купить дерьмо, нам не нужное. Мы пасынки истории, ребята, мы не востребованы. Ни тебе великой войны, ни великой депрессии. Наша война – война духовная, наша депрессия – наша судьба. Телевидение внушило нам веру в то, что все мы станем миллионерами, звездами кино и рок-н-рола, все вранье и мы начали это осознавать. И это приводит всех в ярость…»
Пока лучшие люди общества дебатируют вопросы о «том-как-лучше» тихой сапой формируется поколение (несколько поколений), открытые как для отмеченных выше процессов, так и для иных им подобных.
На каком-то этапе обществу, наверное, нужно будет решить, что важнее: воспитание учащихся или документооборот, в котором тонут учителя. Один из руководителей профессионального учебного заведения рассказывал, что ранее мастер мог взять за руку воспитанника и с ним пройтись по предприятиям города, чтобы воспитанник своими глазами «все увидел». Чтобы мог с глазу на глазах поговорить со своими потенциально-будущими коллегами, понять, хочет он работать на том или ином предприятии, или нет. Теперь такой поход с воспитанником перешел в разряд дел почти что невозможных, ведь нужно оформить кучу бумаг-согласований. Кто из педагогов решится таранить эту стену? А парень, не нашедший себя, куда пойдет?
И вот эта армия, не нашедших себя, воспитанных смартфоном, может свести на нет все внешние успехи страны. Если у этой массы учащихся не сформируются конструктивные навыки в отношении регуляции эмоций, а также навыки социального плана, то они становятся уязвимыми перед разрушительными тенденциями, как возникающими «внутри», так и «проникающими» в сознание «извне». И их число увеличивается, а число людей, способных их как-то сдерживать (в силу течения времени) уменьшается.
О конструктивных навыках, противостоящих сползанию в девиантное поведение, на примере такой темы, как противостояние сползанию в наркоманию, – в тексе «Профилактика наркомании, исходя из понимания действия наркотической тяги».
[1] Иоанн Восторгов, священномученик. О совести: Беседы пастыря к прихожанам о Боге, Церкви, Родине, о правде и долге. 1917–1918 гг.; [житие] / Сост. жития архим. Иов (Гумеров). М., 2018.
[2] См. «Послание к иноку Николаю», параграф 20 из наставлений Марка подвижника о духовной жизни представленных в первом томе книги «Добротолюбие».
[3] Схиархимандрит Гавриил (Бунге). Объядение, лакомство, чревоугодие: Учение отцов-пустынников о еде и посте (на основе текстов Евагрия Понтийского) / Пер. с нем. А. Фролова; ред. Пер. свящ. Димитрия Дружинина. 2-е изд., испр. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2014. С. 18–20, 23–24, 27.
[4] Из книги преподобного Иустина (Поповича) «Философские пропасти».
[5] Роберт Д. Хаэр. Лишённые совести: пугающий мир психопатов.
[6] См., к примеру, главу «За чертой эмоциональной бедности».
[7] Медиа-насилие: детям прививают страсть к убийству. Интервью с подполковником Дэвидом Гроссманом, бывшим рейнджером американской армии, автором книги «Не учите наших детей убивать».
[8] Опасны ли жестокие компьютерные игры.
[9] См. главу «Социальный переворот» из книги митрополита Вениамина (Федченкова) «На рубеже двух эпох».
[10] Рабы глобальной матрицы. Чего хочет поколение потребителей?
[11] Прокопишин Р.А., Герасимов А.В., Кудеярова Н.Ю. Институт психологии Российской академии наук. Москва. Особенности динамики изменений личности у последователей псевдорелигиозных корпораций (Работа выполнена при поддержке РГНФ, грант № 98-06-08079а.).
[12] Точка опоры: Психологическая война. Корни турецкого путча (часть 1).
[13] Прокопишин Р. В борьбе с экстремизмом нужна стратегия.
[14] См. раздел 2, главу 7, параграф 5 в книге Кара-Мурза С.Г. «Манипуляция сознанием».
[15] Гилинский Я.И. Преступность и социальный контроль над ней в современном обществе постмодерна: взгляд криминолога.
[16] Жириновский В.Ф. Цит. по: Спецпроект «Замужем за ИГИЛ [деятельность организации запрещена в Российской Федерации]», вышел 30.10.15 в 17-00 на РЕН ТВ.
[17] Якеменко Б. Концентрационный мир нацистской Германии. Цикл лекций.
[18] Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Номо Postmodernus. Психологические и психические нарушения в постмодернистском мире: Монография / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009.