Соловецкий листок

Прокопий (Пащенко), иером. Базовые принципы преодоления зависимости / страстей. Ч. 1

12 октября 2023 г.

Текст является расшифровкой одноименной аудио-беседы, входящей в цикл «Акценты к беседам о преодолении зависимого поведения» (в порядке бесед – 5.1). В данном случае принципы приводятся в порядке перечисления, а не так, как они представлены текстах и беседах «Преодоление зависимого поведения», где ход мыслей выстраивается так, где все части были логично связаны друг с другом.

Данный текст высвечивает лишь некоторые сегменты опыта преодоления страстей и зависимого поведения. Более полно насчет того, что явление зависимости можно рассмотреть с позиции святоотеческого учения о страстях, а также более полно о преодолении зависимого поведения см. в текстах:

«АКЦЕНТЫ К БЕСЕДАМ О ПРЕОДОЛЕНИИ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ (алкоголь, иные ПАВ, игра и пр.)».

«Преодоление зависимого поведения», часть 1-ая «Зависимым и их близким: лекции и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко)».

– «Зависимость от психоактивных веществ и навыки, которые ей могут противостоять».

– «Преодоление зависимого поведения – практические советы – о навыках».

– А также в материалах, упоминаемых в приведенных источниках.

Духовная жизнь. Необходимость цельного понимания проблемы

Когда перед человеком встаёт вопрос преодоления зависимого поведения, надо понимать, что невозможно исцелить только один сегмент реальности. На войне колонна бронетехники заходит на территорию противника и движется к его столице. Если не налажена тыловая служба, охрана подступов и прочее, – диверсионные отряды из леса просто сожгут эту колонну. Нельзя занять одно узкое шоссе и долбить только в него.

Тема зависимости вырастает на образе жизни человека. Есть психология фундаментальная, экспериментально подтверждённая. Но современная психология часто носит характер популистский, будто она отрицает общечеловеческий опыт, не говоря уже о Православии в частности, о Христианстве вообще и ещё больше – о религии. Есть люди, которые принципиально не заходят в область религиозного мировоззрения, но даже они обладают культурным багажом, лучших людей своей страны, писателей, формировавших мировоззрения того или иного этноса. Современная психология иногда отрицает весь этот багаж, пытается свести человека в одну какую-то психотехнику.

Надо учесть, что, как говорила одна профессор, современные книги и курсы построены так, чтобы быть продаваемыми. В книгах создаётся вау-эффект: «Сейчас тебе будет передана схема из 5-7-15-20 ступеней, со стопроцентным результатом. Ты станешь счастливым, успешным, богатым». Эта же женщина рассказывала, как полемизировала с коллегой из Германии, который писал книгу и создавал курс о развитии внимания. Она и её соратники на конференции припёрли его к стене и доказали, что функция внимания неотрывна от человека в целом. Невозможно развивать одно внимания. Внимание тесно связано, например, с эмпатией. Если тебе неинтересны окружающие – как ты будешь запоминать то, что они тебе говорят? Создатель курса в итоге согласился, но сказал: «А куда деваться? Надо как-то продавать этот курс». Вот такое, по сути, предложение, подобных горе-учителей: берётся изолированно функция внимания и отдельно прокачивается.

Также зависимость неразрывно связана, например, с темой тревожности. Что бы ни говорили психиатры и наркологи, – иногда люди пьют, просто потому что у них очень много мыслей, которые хочется от себя отсечь. Почему же эти мысли возникают?

Святоотеческий подход

Обратимся к святоотеческому учению. В трудах преподобного Исаака Сирина есть слова о трёх типах ведения. Ведение – это некая парадигма мышления.

На первом этапе находятся люди целиком рациональные и считающие, что нет промысла Божьего в мире, нет чего-то высшего над этой реальностью. Они, вроде бы, чувствуют себя уверенными, никто им не указ. Но такие люди не могут освободиться от страха. Когда ты живёшь, пытаясь всё кругом проконтролировать, – то на каком-то этапе ты понимаешь, что движения глобальных рынков, заключение мира или война не поддаются твоему контролю. И если раньше ты был просто новичком, учившимся справляться с собственной неуспеваемостью, то теперь, входя во «взрослое» дело, ты вынужден вникать в глобальные процессы. И теперь ты понимаешь, насколько всё шатко, как всё не подчиняется тебе. Человек, который целиком и полностью рационалистичен, становится неспособным освободиться от страха. Он начинает бояться всего и на многое не может решиться.

На втором этапе – это «базовая» вера, когда человек опытным путём узнаёт оприсутствии Бога в его жизни. Такой человек узнаёт, например, об Евангельском призыве: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем, достаточно для каждого дня своей заботы» (Мф 6. 34). Это не призыв к бездеятельности и пассивности – ты работаешь, делаешь своё дело. Но ты понимаешь: даже если у тебя будет суперинтеллект – ты не просчитаешь всех мелочей, твой мозг будет просто работать вхолостую. И на каком-то этапе верующий человек понимает: «Как будет – так и будет. В завтрашнем дне Господь даст какое-то вразумление, Господь не оставит, если я буду поступать по совести», – и спит спокойно.

На третьем этапе является вера, которая развилась настолько, что человек может идти и в огонь, и в воду, как в словах 22 псалма: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что ты со мной».

У прп. Исаака есть также слово 79-е о врагах Божиих. У людей, которые стремятся жить по заповедям, свои искушения: бывает, они испытывают отсутствие человеческой помощи, например. Они стремятся к Богу, но в жизни их возникают какие-то трудности, которые не получается преодолеть, чтобы через них стать к Богу ещё ближе. Таким образом, приближению к Богу способствует определенная ситуация. Это примерно то же, что происходит с людьми, которые живут по морально-этическим принципам и вдруг попадают на фронт.

Но есть искушения, которые постигают врагов Божиих. Эти искушения состоят в том, что человек впутывается в безвыходные ситуации, его окружают люди безбожные, злые. Он испытывает «сокрушительные падение со скал». Он сталкивается с трудностями, которые превышают его меру способностей их понести. От человека отступает сила терпения, и он предаётся в руки малодушию. Говоря современным языком, его охватывает тревожная депрессия.

Как описала одна девушка, депрессия – это когда тебе просто воткнули топор в грудь, и ты ходишь с ощущением этого топора внутри, а тревожная депрессия – это когда этот топор ещё и раскачивают. Всё в жизни человека ходит ходуном. При этом он постоянно попадает в чрезвычайные ситуации и ничего не может в них поделать.

Святой Исаак говорит: если в тебя начинают входить такие искушения – это сигнал, что ты одержим гордостью. Можно не видеть и не понимать этого, но через внешние обстоятельства Господь показывает тебе это. Здесь стоит смириться.

Смирение – это не пассивность или раболепство. Говоря современным языком, это способность отодвинуть свою страстную реакцию. Человек высказывает тебе нечто, ты негодуешь, потому что он посмел критиковать твоё мнение, но ты смиряешься. Думаешь: а что же на самом деле тебе говорят, почему? Возможно, говорят по делу. Да, он критикует, но явно показывает, что я ошибся, а значит, он прав. К чему нас приводит опора на истину? Если другой человек прав – как бы мне ни было обидно, что это не моя точка зрения, но я эту истину должен принять.

Даже если тебе что-то говорит священник, который моложе тебя, но говорит по делу – не смотри на его молодость, вникай в суть того, что он говорит.

Если нет опоры на веру, на культуру, и человек сталкивается с тревожностью – он не может осмыслить её истоков, начинает рассматривать её только с помощью биологии, поведенческих механизмов. Но опираясь на биологию, нужно рассматривать само следствие. У тревожного человека определённая комбинация в процентном соотношении нейромедиаторов, серотонина меньше, дофамина меньше. Человеку диагностируют эту нехватку, но не объясняют почему случилась нехватка? Этот сегмент выпадает, найти причину так и не получается.

Причём, даже если современная психология обращается к религии, она использует религию как инструмент для достижения цели или как некое хобби: есть, мол, люди, которые читают стихи, а есть – которые молятся. Для некоторых современных авторов это одно и то же. Люди, которые писали подобные книги, говорят: «Мы пробовали молиться, нам не помогло». Но даже если у такого человека был когда-то религиозный опыт – он обращался к нему как к очередной психотерапевтической инструкции. Но он не понимал, что молитва – это не то, что ты произносишь, а приведение себя и всей твоей жизни к соответствию заповедям. Только тогда у тебя будет более-менее мирное состояние духа, в котором ты сможешь молиться.

Молитва призывает тебя приводить жизнь к соответствию заповедям. Когда ты будешь это делать – у тебя родится понимание, что твоя зависимость стоит между тобой и Богом. Молитва будет показывать тебе твоё внутреннее состояние, высвечивать все внутренние проблемы, которые нужно решать. В суете есть возможность их не замечать, но когда начинаешь молиться – все эти душевные гнойники вылезают наружу. Человек приходит к тому, что есть некий клубок, который нужно размотать. Рассматривать не только преодоление зависимости, но и вопрос тревожности: почему ты тревожен? Почему возникает уныние?

Уныние иногда возникает у людей гневливых, которые с напряжением, с яростью стараются достигнуть своей цели, но упираются в стену. Об этом говорил схиархимандрит Гавриил (Бунге). Когда такие люди сталкиваются с невозможностью реализовать свой план – у них возникает полное уныние. Лекарство от уныния – это разумное ожидание Бога. Сейчас не получилось – и в состоянии уныния тебе кажется, что так плохо будет всегда. Но всё-таки ты веришь, что Господь тебя не оставит.

Подробней об этом в цикле бесед «Преодолеть отчуждение (в том числе, – и о депрессии)»: часть 1, часть 2.

Картина мира. История Джека Лондона

Правильная картина мира позволяет адекватно оценить разочарование. Не нужно выдумывать себе какие-то грёзы, внося психологические установки в свой мозг, чтобы как-то искусственно реализовать принцип «из кислого лимона сделай лимонад». Такие интеллектуальные игры с самим собой даром человеку не проходят. Выйти в конструктив помогает только решение, основанное на истине. У группы «Грот» есть очень хорошая песня на эту тему.

К сожалению, на данный момент ребята отреклись от Православия, но, возможно, жизнь сама им покажет всю правду. Как говорил один духовник, взлёт европейской культуры был основан на Христианстве. С точки зрения современной психиатрии и настоящей, не популистской психологии, основа творчества – социальное взаимодействие с Другим. Осуществляя это взаимодействие, ты развиваешься сам. А замыкаясь в собственном мире, начинаешь регрессировать. Пока группа «Грот» была в христианском контексте, у них были очень хорошие тексты. Сейчас есть ощущение, что началось угасание.

Итак, под хорошей песней на тему подразумевалась псеня «Постмиражи», где есть слова: «Лучше сто раз промазать, но отыскать свой причал, чем безошибочно и тихо так и не начать». Лучшая подсказка может заключаться в том, что у тебя ничего не получилось. Эту ветку ты прошёл, она не выгорела, и ты понимаешь: здесь искать закончили, ищем дальше. «Разочарование – кристальная линза», если мы правильно к нему относимся. Разочарование помогает накопить адекватный опыт, если есть высшая система ценностей.

Для пьющего Джека Лондона разочарование стало основой для самоубийства. Это можно проследить в его повести «Джон Ячменное Зерно». Хотя многие биографы и отрицают факт самоубийства, но есть версия, что это было представлено как отравление снотворным, потому что, будь это самоубийство, его близкие не получили бы страховку.

В своей повести Джек Лондон в открытую писал, что думал о самоубийстве с бесстрастием самурая. Из повествования видно, что разочарование у него было не конструктивным, как в песне группы Грот. Это была не кристальная линза, позволяющая увидеть все неправильные пути, которыми не надо идти, и благодаря которой рано или поздно ты найдёшь свой путь. Джек Лондон принял сознательное решение пить. Хотя его здоровье было железным, даже оно сломалось. В юности он пил, потому что был устричным пиратом – видимо, опустошал лотки, где выращивали устриц и общался с взрослыми мужчинами, среди которых было почётно выпить алкоголь с каким-нибудь матёрым морским волком.

Подробнее его история описана в статье «Доминанта жизни и самоубийство», часть 1.3

Позже Джек начитался книг, которые построены примерно на тех же идеях, на которые опирается современная популистская психология в проблемах преодоления зависимого поведения. С точки зрения бихевиоризма, который появился в США, человек представляет собой просто сумму рефлексов, а сознания, как такового, нет. Надо представлять, на каком уровне тогда была наука. Сейчас учёные пришли к тому, что мозг не есть сознание. Мозг – это то, через что сознание себя проявляет. А что такое сознание, не знает никто. Один нейрохирург говорил про случаи, когда у человека прострелена или удалена большая часть мозга: есть какой-то предел, когда душа уже не может себя проявить через этот инструмент.

Духовные православные авторы сравнивают тело с роялем, а душу – с игроком. Если рояль сломан – музыкант не может себя проявить. Бывает, у человека значительная часть мозга, но сознание действует. Бывает наоборот: мельчайшее вмешательство в мозг приводит к катастрофическим изменениям.

Сейчас наука пришла к тому, что всё не так просто. Тогда же учёные были готовы заявить, что вот-вот всё откроют.

Вчерашний матрос, Джек Лондон, при всём к нему уважении, начитался таких книжек. У него началась белая логика: всё, что он видел, стало восприниматься им с позиции дарвинистического учения. Когда он выезжал осматривать шикарное поместье, он думал только о том, сколько людей пролило кровь, чтобы до него купить эти земли. Он рассматривал себя как звено в этой биологической цепочке, где каждый рождается только для того, чтобы умереть. Это его убивало. Он мог более-менее нормально себя чувствовать, только когда напивался. Ещё его держал режим, ритм дня. Встав утром, он писал определённое количество текста и только потом выпивал. Потом у него сбился режим, он не мог начать работать не выпив. Всё стало сползать в пропасть…

Высшая система ценностей. Любовь к ближним

Если есть у человека высшая система ценностей – разочарование воспринимается конструктивно. Без этой системы разочарование – катастрофа. У человека нет никаких инструментов, чтобы выйти из своей негативной закапсулированности. Он начинает глушить себя алкоголем. Чтобы справиться с зависимостью, у человека должна появиться духовная жизнь, мировоззрение, чтобы он понимал, как справляться с унынием, с разочарованием. Но не путём красивых фразочек, вроде «смени угол зрения». Когда тебе бьют сапогом в лицо – очень трудно сменить угол зрения, если у тебя не выстроено глубокое мировоззрение, в рамках которого ты мог бы осмыслить текущую ситуацию.

У человека должна появиться любовь к ближним. Пока не появится любовь к ближним – никуда не уйдёт тревожность, всё кругом будет его злить, раздражать.

Мы говорим, что уныние – следствие того, что ты очень стремишься к своей цели. Но дело не только в сильном стремлении. Когда гнев исцеляется любовью, пробивная сила напряжения остаётся у человека, но он спокойно реагирует на других. Если что-то не получилось – человек не воспринимает это как катастрофу. Не получилось сейчас – подкоплю сил, пересмотрю ситуацию… Либо сменю ветку несостоявшуюся (может, туда и не надо идти), либо буду пробивать эту стену дальше. А может, её надо преодолевать не сверху, а сделать подкоп или как-то обойти.

Как человек срывается на алкоголь? Поругался с коллегами или с семьёй и говорит: «Вы всё испортили, меня жжёт внутри» – и идёт выпивать. Если бы была любовь – он бы, желая что-то делать и встретив сопротивление своих домочадцев, не кипятился, сохранил бы мир. Даже если бы он с кем-то поругался – если бы у него был навык покаяния – как только он что-то сделал не так и почувствовал разлад внутри – тут же обратился бы к Богу. Как говорил прав. Иоанн Кронштадтский про сугубую молитву: уйди в свою комнату, встань на коленочки и скажи: «Господи, прости, я снова накричал на кого-то», – тогда тяжесть с души действительно снимается. Не путём психологической выдумки, а потому что Господь ответил на твою молитву.

Как только у тебя начинает жечь душу, вместо того, чтобы глушить её алкоголем – попроси у Бога прощения, что снова накричал на своих домочадцев, помирился с ними – и всё, вопрос решён. Если навыка покаяния нет – ты идёшь дальше: тебя жжёт, ты обвиняешь всех, все плохие. Ты не можешь с ними оставаться, идёшь искать приключений…

Как река питается водами, спускающимися с гор, прилежащими болотами, так и зависимость питается образом жизни человека. Пытаться решить её отдельно, изолировать от образа жизни – неперспективно.

Итак, у человека должны появиться дисциплина, целеустремлённость, основанная на высшей системе ценностей, наладиться духовная жизнь.

Востребованность

Один водитель на подворье в Архангельске в прошлом пил. Он был бизнесменом: у него были деньги, но не было смысла жизни. Деньги приносят деньги, но где в этом круговороте лично ты? Когда же он пришёл на подворье, он понял, что его труд включён в масштабный сценарий. Есть Соловецкий монастырь, сюда приезжает много паломников. Чтобы их разместить – нужно сделать ремонт, а чтобы сделать ремонт – нужны инструменты. Он их достаёт, закупает, готовит к отгрузке. Если монахи едут через Архангельск – он их встречает, провожает. Он ощущает, что его жизнь осмыслена. Он говорит, что для алкоголика важно осознавать ценность своего труда, важна социализация. Но не в смысле социальной состоятельности – в этом плане стиральная машина тоже социально состоявшаяся – она тарахтит с утра до вечера, но это не делает её личностью. Важно осознавать, что твой труд востребован – и тогда он осмыслен.

См. подробнее главу «История водителя» из текста «Тирания мысли и алкоголь: О выходе из состояния “тирании мысли” и преодолении того, что толкает человека к алкоголю».

Вечернее испытание совести

Об этом методе пишут многие духовные авторы. Каждый вечер мы вспоминаем по 5–15 минут, как прошёл день, и анализируем. Ставим вопрос: «Почему потерян внутренний мир?»

Похожая практика есть в разных культурах, но очень важно, с каких позиций мы осмысливаем прошедший день. Например, люди, которые разводят других на деньги, могут осмысливать его так: «Этого я кинул на деньги – класс! Другого ещё круче! Надо кому-то рассказать, какой я классный».

Мы рассматриваем день с позиции Евангельской. Почему я потерял внутренний мир? Если ты потерял мир – тут же просишь у Господа прощения – и Господь даёт мир твоей душе. Святые отцы говорят: смертные грехи – это то, что лишает тебя благодати Божией. Но есть грехи не смертные – это не значит, что они позволительные, и что на них можно закрыть глаза. Например, если ты объелся или поругался – это поправимо. Пища выветрилась из желудка – и ты в порядке. Если же ты кого-то убил в состоянии ярости – ты сделал свою душу неспособной к общению с Богом. Возникает адское духовное состояние, из которого только два выхода: деградация через психотехники и алкоголь, заглушая свои совесть, разум; либо выход наверх через осознание, покаяние и изменение жизни.

Когда мы спрашиваем себя почему мы потеряли мир, перед нами раскрывается ясная картина нашей жизни, жизни вокруг, и появляется понимание что нужно изменить. Поначалу мы не можем себя понять, пытаясь вспомнить подробности прошедшего дня, видим будто завесу или белый шум на экране. Но потихоньку внимание обостряется, человек начинает вспоминать события дня, и в какой-то момент он может вспомнить весь день за несколько минут во всех подробностях. Это можно сопровождать молитвой Иисусовой или просто «Господи, помилуй», читая молитву с покаянием, подразумевая, что параллельно с воспоминанием ты ещё и исповедуешься. Господь незримо для тебя лечит твои раны. И, если грех был не смертный, ты ощущаешь, как все мелкие порезы на твоей душе исцеляются. После такого испытания совести желание глушить себя отходит – потому что ты успокоился.

Возникает понимание что в жизни нужно исправить. Ты видишь, где на каких шагах ты теряешь. Если ты увидел причину потери мира – ты думаешь, как его восстановить. Ты совершаешь усилие, и это конструктивное усилие помогает тебе развиваться. А развиваясь, на каком-то этапе ты накапливаешь такое количество конструктивных представлений о жизни, формируешь в себе столько качеств души, что становишься способен вырваться из зависимого поведения.

Развитие страсти

Выше говорилось о развитии конструктивных качеств души: неконфликтности или банальном умении выслушать другого. Важно иногда уметь дать человеку выговориться, подождать две минуты, не прерывая, не уходя – и конфликтная ситуация не возникнет. Тогда не захочется и выпить.

Так же, как тип реакции, в нас формируются страсти. Выполняя одно и то же страстное действие, мы испытываем тревожность. Сначала мы думаем: пить или не пить? Может лучше помолиться, пойти погулять? Если решаем пить – то из всего веера реакций одна дорожка подсвечивается красным. В следующий раз в подобной ситуации, когда мы будем решать, как реагировать, варианты будут не равноценны – один из них будет наиболее яркий. Если каждый раз ходить этой дорогой – со временем она станет багровой жилой, а другие веточки будут засыхать в мозгу. Мы забудем, что были вообще другие варианты.

Сначала человек колеблется несколько часов и под конец решает: «Всё. Пойду выпью». А постепенно это начинает происходить на автомате на огромной скорости, как у бойца, который отработал удар и бьёт на рефлексе. Человек подбирается к этой ветке реакции за доли секунды. По мере развития какого-либо процесса он всё более автоматизируется, закрепляется реакция, которая воспринимается как вторая натура. У человека даже не возникает мысли поступить по-другому. Для человека пьющего, его жена, опоздавшая с работы – повод напиться. Он не в состоянии подумать: «Может, сбегать и купить ей цветов, приготовить ужин, встретить…»

Вторая природа – как лишай на коже. Он на коже, но он не кожа. Он зудит, хочется его расчесывать, и пока ты чешешь – вроде ничего страшного. Но стоит только остановиться – будет зудеть ещё сильнее, потому что ты его расчесал.

Чтобы страсть побороть, нужно не столько бороться с ней, сколько вкладывать в положительные качества души. В дальнейших текстах будет объяснено подробней, что такое доминанта[1], а сейчас – вкратце о принципе.

5 навыков

В лоб паталогическую доминанту штурмовать тяжело. Одно из свойств доминанты заключается в том, что в момент возбуждения все импульсы притягиваются к текущему очагу. Если пьющему или употребляющему наркотики человеку говорить, что алкоголь – это плохо, наркотики – это плохо, то можно просто расковырять само желание употребить. Очень важно формировать бодрую доминанту, конструктивную, положительную. Этому помогает развитие пяти навыков, позволяющим нам выйти из охваченности паталогическим состоянием: пост, послушание, режим, молитва и любовь.

В пост хочется кинуться на что-то вкусное, к чему ты привык, а этот процесс, паттерн «кидания» (необдуманно и резко устремиться к чему-то) – как раз присутствует и в зависимости.

Есть т.н. «функциональные паттерны» – типы движений и в танце, и в рукопашном бое, которые человек выучивает. Как эти паттерны тренировать, использовать в жизни – решает он сам.

Через пост мы учимся совладать с собой по любви к Богу.

Через послушание учимся выходить из своей матрицы: если близкий человек просит о чём-то, что не противоречит совести и согласно с Евангелием, если это нам посильно – мы можем исполнить эту просьбу, даже если у нас другие планы или другой взгляд на вещи.

Режим понуждает отложить просмотр сериала, так как, например, приходит время спать. Вроде бы тебе и печально, что ты не досмотрел, но, с другой стороны, когда душа будет бурлить, будет желание выпить – ты сможешь выйти из этого потока, благодаря выработанной привычке.

Любовь к ближнему – это когда ты можешь услышать другого и пойти ему навстречу. Например, у вас с супругой разные взгляды и планы на отпуск, но ты не ругаешься с ней, уступаешь, хотя тебе может быть и печально. Здесь же проявляется и послушание.

Когда мозг будет взрываться, тащить тебя целиком в какую-то страсть – у тебя уже будет навык выйти.

Когда человека душат – у него есть считаные секунды, чтобы высвободиться, и часто их тратят на панику, бессмысленно размахивают руками и ногами. Существуют жёсткие тренировки (не уверен, хороши ли они), где во время тренировочного процесса человека по-настоящему душат, чтобы выработать у него навык тратить эти несколько секунд на эффективную контратаку, потому что времени попусту махать руками уже не будет.

Ежедневно, день за днём, укрепляя себя в навыках поста, послушания, режима, молитвы, любви, мы отрабатываем это высвобождение из захвата, из захвата собственной гордыни.

В молитве мы сосредотачиваем внимание на словах Псалтири, Священного Писания, когда хочется думать о своём. Когда мозг будет ходить ходуном – поможет навык переключать внимание на божественные смыслы.

Формирование привычки к добродетели

Не можешь победить крупную страсть – вкладывай в добродетель. Формируй вторую доминанту, не только эти пять навыков. Например, приучи себя не смотреть хаотично всё, что попадается в интернете. Некоторые люди привыкают забивать свой мозг роликами на авто-воспроизведении – создавая в мозгу белый шум. Но так люди привыкают к хаосу и пассивности. Человек, который приучает свой мозг к пассивному восприятию внешней информации, когда случится сильная вспышка эмоций, ничего не сможет с собой поделать. Его просто потащит, потому что никаких духовных мышц у него не сформировалось. По аналогии, если человека тащить в перетягивании каната, а у него развиты икры, пресс, руки, – он сможет сопротивляться. Так же у нас работают функциональная система, цепочки нейронов, определённые навыки. Если они сформированы – то помогают нам регулировать своё поведение.

Избегать греха в мелочах

Мы должны приучать себя жить без хаоса.

Один духовник давал совет: чтобы избавиться от зависимости – живи без греха. Вроде бы легко это исполнить, когда мы воспринимаем грех на уровне интеллекта. Грех – это состояние природы, когда душевные процессы, которые дал Творец человеку, он использует не в согласии с замыслом, а хаотично. Они отщепляются от всей жизни в целом.

Например, страх – это конструктивная вещь: это и инстинкт самосохранения, и страх потерять благодать. Страх человека, который боится потерять связь с Богом, конструктивен. Он побуждает тебя думать перед тем, как что-то делать. Тогда человек не боится, потому что понимает: если главное с тобой – то потерял ли ты деньги, на рынке ли непонятная ситуация… главная связь – с Богом – у тебя есть.

Главная проблема – когда эти процессы отщепляются от первоначального замысла и становятся фобиями. Человек боится, что купил новый костюм, а его не оценят. Чтобы исцелиться, нужно не столько глушить эту фобию, сколько вернуть первоначальный страх. Замысел страха был не в том, чтобы бояться, что тебя не примут, а в том, чтобы бояться греха. Не так важно – примут тебя или нет. Если ты боишься греха – люди чувствуют твою внутреннюю силу, и не важно, в каком костюме ты придёшь.

Смысл в том, чтобы избегать греха даже в мелочах: не смотреть хаотично ролики, не ругаться с людьми, не лгать. Бывает, человека, который солгал, ещё можно понять. Например, он боялся наказания или думает, что лжёт во благо.

У наркоманов есть такая странность – лгать на ровном месте, когда все это видят, все понимают, и непонятно, какая у него мотивация. Он приучает себя к хаосу. Естественно, все его попытки избавиться от зависимости ни к чему не приводят. Его попытки оставить страсть в отрыве от изменения всего спектра своей жизни похожи на обстановку, когда вокруг тебя леса, наполненные диверсионными отрядами противника, а ты по трассе пускаешь танки, которые сожгут через 15 минут. У такого человека элементарно нет базы.

Одна женщина, которая занималась реабилитацией зависимых, рассказывала, как люди после лечения возвращаются к зависимости. Они потихоньку начинают расслабляться. Появляется мат, потом сигареты, алкоголь, блуд, и потом человек уже не понимает, как вернулся туда, откуда начал.

Когда же человек мобилизуется, вкладывает силы в развитие лучших качеств душиу него со временем появляется внутренняя возможность сопротивляться страсти.

Но если он, напротив, следует хаотичным стремлениям появляется склонность к изменённым состояниям сознания, что является корнем зависимости. Куда он прорастет – это вопрос второстепенный. Это может быть алкоголь, а срежешь эту ветку – вырастет какая-то другая.

Это не значит, например, что нельзя смотреть фильмы вообще. Если человек считает, что какой-то фильм будет полезен – пусть смотрит. Лишь бы не было бесцельного серфинга по каналам. Когда сознание человека пребывает в бесцельном состояниион беззащитен для какой-то сильной эмоции, которая может захватить его беспрепятственно, вследствие чего он наломает дров.

Делай то, что можешь

Можно привести слова преподобного Паисия Святогорца, сказанные одному юноше. У него был интимный хаос, с которым он никак не мог совладать. Прп. Паисий спросил, может ли тот иногда совершать милостыню, заходить в храм, помолиться, соблюдать среду и пятницу. Он предложил ему вкладываться в те дела, которые он мог совершить – тогда Господь совершит то, чего юноша не может. Конечно, здесь больше играет роль помощь божественная, но надо учитывать и аспект человеческий: вкладывая в какие-то действия, человек развивает себя в соответствующем ключе. Так юноша постепенно исцелился от блуда[2].

Добродетели и страсти как звенья цепи: если ты тянешь одно звено – тянешь и всю цепь[3].

О том, что, преодолевая тягу к зависимости, нужно обращать внимание не на нее одну, а на и, в том числе, преодоление прочих страстей, см., к примеру, главу «Обращение к новой жизни» из текста «АКЦЕНТЫ К БЕСЕДАМ О ПРЕОДОЛЕНИИ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ (алкоголь, иные ПАВ, игра и пр.)».

Если борешься с алкоголем или наркотиками, интимным хаосом, но при этом ни с того ни с сего осуждаешь и ругаешь людей – ты активизируешь внутренний хаос. Потом, на фоне этого, тебе где-то захочется употребить. Если ты пока не в силах совладать со своими главными страстями, но учишься хотя бы в чём-то одерживать верх над хаотичными желаниями – ты притягиваешь к себе добродетель, которая однажды поможет тебе победить большую страсть. Положительная доминанта, укрепившись, затормозит паталогическую доминанту.

Один духовник очень точно сказал в своей проповеди: покаяние – это не только исповедь, покаяние заключается и в милостыне, и в посте. Если мы совершили зло какому-то человеку – покаянием будет не только сказать об этом на исповеди. Нужно будет, может, в чём-то помочь его семье.

Через добродетели человек напитывает свою душу, укрепляет её и становится способным скинуть с себя бремя страсти.

Извращение природных качеств и их исправление. Три силы

Подробнее остановимся на том, что духовными болезнями становятся первоначально вложенные Богом в человека свойства, данные для конструктивных целей.

Хотя и было сказано «скинуть бремя страсти», но в реальности мы не столько пытаемся победить страсть исключением её из своего круга жизни, сколько преображением всего круга жизни. Обогащаясь духовно и культурно, поднимая свой уровень, мы становимся способными остановить и эту страсть.

Дано, например, человеку стремление к цели. Об этом писал даже академик Павлов: есть рефлекс цели. Человек может коллекционировать марки, может – добродетели, а может коллекционировать пороки. Некоторые мужчины коллекционируют фотографии женщин, которых они соблазнили.

Есть нечто такое, что присуще человеку по природе. К этому относится и стремление к цели. Оно дано Богом, чтобы человек мог достигать совершенства. Но в состоянии греховной затемненности он неправильно пользуется данной ему душевной силой. Хочет, например, соблазнить 300 женщин – и пытается достичь этой цели.

Речь не о том, чтобы сломать человека, его инстинкт, а в том, чтобы направить инстинкт в конструктив. Был князь Владимир: широта его натуры уходила в блуд, пьянство и разбой, но когда он стал христианином – его сила с тем же размахом ушла в благотворительность.

Унылый в трудной ситуации унывает, алкоголик хочет выпить, гневливый гневается, а любящий – любит.

У Николая II была сестра, воспоминания которой сохранились. Жила она во дворце – всё было прекрасно. Началась первая мировая – она 3 года работала сестрой милосердия в режиме 24/7, было очень тяжело. Но читаешь её воспоминания – и всё прекрасно. Эмиграция, люди теряли всё, уезжали из Родины, чтобы сохранить себе жизнь, – но, тем не менее, это не довлело над ней, она сохраняла благодушие. У человека было такое духовно-культурное богатство внутри, что внешние события теряли над ним власть. Когда этот положительный внутренний перевес развит – тогда мы своё стремление к цели можем направить к подлинному благу.

Ещё древние говорили: эрос – это сила вожделения, тимос – сила преодоления препятствий, логос – разум. Логос как возничий, а две другие силы – как кони. Если у возничего твёрдая рука – он может направить коней в нужную сторону. А если он не умеет управлять – кони несут и могут загнать человека в пропасть.

Эрос – это то, что помогает человеку найти в мироздании цель, к которой он мог бы стремиться. Людям нужна эта сила, чтобы искать высшее благо – Бога. Даже есть выражение «божественный эрос». В одном из объяснений Евангелияна слова Христа, сказанные о блуднице: «Прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много» (Лк. 7:47), автор замечает, что Христос не сказал: прощаются многие грехи, потому что много каялась. Но благодаря любви ко Христу сила её вожделения, которая, если не уходит в любовь Божественную, уходит в похоть – прилепилась к истине, к благу. И мгновенно произошло преображение человека.

По поводу учения духовных авторов о трех силах:

См. текст «ТРИ СИЛЫ: Цель жизни и развязавшееся стремление к игре (казино, гонки, игра по жизни)».

Более кратко см. главу «Приложение 1. Расшифровка фрагментов лекции, проведенной в центре «Неугасимая надежда“» из 1-ой части текста «Преодоление игрового механизма (о игре в широком смысле слова)».

Исповедь. Епитимия

В покаянии важно учитывать и аспект Исповеди. У одного духовного автора была такая мысль: если батюшка готов слушать (потому что не всегда удаётся поговорить на исповеди подробно обо всём) – нужно говорить ему о своей главной страсти.

У каждого есть главная страсть, хотя присутствуют и свойственные многим «мелкие» грешки. О том, что для нас не является доминирующим, что не является раковой опухолью нашей души, можно сказать в двух словах: согрешил неправдами, осуждением и т.д. А что до доминирующей страсти – нужно говорить, в чём конкретно она проявилась. Не просто «каюсь, что выпивал», а подробно, если священник готов слушать: «Мы договорились с женой, что я встречу её из аэропорта. Решил, 6 часов до вылета – посижу немного. И всё – провалился куда-то, выплыл только через 3 дня». Когда человек начинает так исповедоваться – между ним и грехом будто возникает стена. Человек начинает видеть грех, видит, что это лишай, а не его кожа.

Один духовник советовал человеку, который хотел бросить курить, чтобы он делал поклоны по количеству его лет. Когда человек начал делать поклоны – изменилось его отношение к курению. Хотя он срывался, но если раньше курение воспринималось как нечто вожделенное – то, когда он начал исповедоваться, стал понимать, что это что-то неестественное для него. Поначалу иммунитет предупреждает, заставляет человека кашлять, кривиться – организм показывает, что этот дым ему не нужен. Потом он ломает свой иммунитет, а ведь совесть – это тоже иммунитет. Но через покаяние духовный иммунитет восстанавливается и начинает всё это выталкивать из себя. Этот человек замечал: «Если я срывался – я чувствовал себя отвратительно и ужасно. Сигареты перестали приносить кайф. Конечно, после срыва меня сотрясало. Духовник наказал, когда в следующий раз захочется покурить, – подойти к нему и сказать». Резинка не может тянуться вечно, она тянется-тянется – и в какой-то момент лопается. Так и связь со страстью разрывается.

Чем заполнить внутреннюю пустоту – блаженством или кайфом?

[Не очень нравится выражение «заполнить пустоту». Мы не относимся к Богу как к шпаклевке, которой заделывают щели. Если человек стремится к Богу бескорыстно, то и полнота жизни развивается. Но если человек воспринимает Бога только как инструмент для решения своих вопросов (мол, надо заполнить пустоту), то чего-то важного он так и не поймет и не ощутит. Или так: одно дело, если любишь другого воистину, то можешь пережить счастье. Но если, желая пережить «эмоциональный движ» ищешь к кому бы примкнуть, то здесь уже на первый план выходит нечто эгоистическое].

Людей, не пришедших к духовной жизни, к высшим смыслам, ужасает мысль о том, чтобы оставить зависимость: «Что же тогда у меня останется? Что останется от моей жизни? У меня только работа. Единственная отдушина – алкоголь, любовницы, сигареты, наркотики…»

Если не появилась у человека духовная жизнь, связь с Богом, с ближними – то не будет у него настоящей, не искусственной, радости. Поэтому, хотя одной частью мозга он будет стонать от своей зависимости, но другой частью мозга будет атаковать всех, кто покушается на его право жить таким образом.

Но в истории выше молодой человек сказал, что он испытал настоящий кайф, бросив курить. Пётр Мамонов также говорил нечто подобное, что всю жизнь искал кайфа, а нашёл Православие.

Историю Петра Мамонова см. главу «Ситуация невозможности и выход из нее Петра Мамонова» из части 1.2 текста «Доминанта жизни и самоубийство».

Святитель Феофан Затворник в своём толковании на 118-й псалом писал: все ищут блаженство, но не все понимают, где его искать. Это блаженство не в страстях, а в том, чтобы быть непорочным.

«Блаженны непорочные в путь, ходящие в законе Господнем». Если ты будешь в законе Господнем, если будешь непорочным (при этом понятно, что по мере своих возможностей, ведь никто из нас не совершенен) – ты будешь блаженствовать.

Блаженны милостивые. Так как страсти формируются через повторение цепочек и становятся частью природы – так же следует формировать и добродетели. Эгоисту надо учиться помогать другому через «не хочу», через «жаль», или хотя бы, как говорил прп. Авва Дорофей, начиная с того, чтобы не ругать ближнего, не злословить, – и потом потихоньку родится сочувствие, со временем он полюбит человека как самого себя. Если воспитать в себе это качество – обретешь радость на ровном месте.

Так же и человек, который бросил курить, освободился от страсти и заметил, что теперь во всех ситуациях, в которых раньше он доставал сигарету, у него был прилив счастья. Было настолько хорошо, что это даже необъяснимо. Радость, что ты теперь не раб этой страсти.

Если человек победил гнев, а раньше от ярости он хотел человека убить – теперь, глядя на ближнего, он чувствует некое блаженство. Что-то такое даёт пережить Господь.

Без формирования мировоззрения, на основании которого рождается духовная жизнь, оторваться от страстей невозможно. Человек будет чувствовать ущербность своей жизни. Один мужчина лежал в отделении больницы, где находился пациент с атеросклерозом, которому собирались ампутировать ноги (атеросклероз возникает, в том числе, от алкоголя, сигарет и мяса). И вот он сказал, что, дескать некие исследователи посчитали, что у многих уровень жизни падает на 70%, когда эти позиции уходят. То есть, если у человека нет ничего кроме мяса, алкоголя и сигарет, ему трудно будет от этих позиций отказаться, ведь жизнь без этих позиций таким человеком воспринимается как катастрофа.

Жизнь человека настолько пуста, что без жареного мяса, алкоголя и сигарет ему незачем жить. Такой человек не освободится от страсти.

У одного автора, который писал на тему зависимости, была идея, что алкоголь возникает на пересечении отчаяния и тревожных мыслей. Поэтому, чтобы бросить пить, человеку нужно разобраться с отдельными позициями, с которых сливается непереносимое внутреннее состояние. Если отчаяние – то по какому повод? Если отчаяние подступает – ты будешь знать, что с ним делать, если разберешься, с чем оно связано.

Благодарение. Молитва

У свт. Игнатия (Брянчанинова) есть статья «Слава Богу», где святитель пишет: если скорби одолевают – то даже без сочувствия ума, одними устами, даже с усилием через «не хочу» начинай говорить: «Слава Богу». Некоторые духовные авторы советуют произносить молитвы вслух: когда наш ум оглушён, слова молитвы он не понимает, но если ухо слышит слова, – сигнал идёт через слух, мозг начинает схватывать. Постепенно ты начинаешь понимать, что, раз это произошло, может, меня оторвало от чего-то худшего – как в песне «Постмиражи».

Этот же автор писал, что когда исследуемые бросали зависимость – их мозг был более развит, чем мозг людей без зависимостей. Человек, который не сидел в яме, не был вынужден прикладывать усилия, чтобы из этой ямы выбраться. Но человек, который выбирался из ямы, нарастил себе мышцы. Пытаясь справиться с отчаянием, с тревожностью, с желанием конфликтовать, мы развиваем нейронные сети, качества души, которые позволяют нам организовать регуляцию поведения.

[1] Доминанта – очаг возбуждения в коре головного мозга.

[2] «Однажды ко мне в каливу пришел юноша, который впадал в плотской грех и не мог освободиться от этой страсти. Несчастный пришел в отчаяние. До меня он был у двух духовников, которые строго пытались объяснить ему, что он тяжело грешит. Паренек потерял всякую надежду. “Раз я знаю, что совершаю грех, – решил он, – и не могу исправиться, то лучше мне порвать все отношения с Богом”. Когда я услышал о том, что с ним происходит, мне стало больно за несчастного, и я сказал ему: “Послушай меня, благословенная душа. Никогда не начинай свою борьбу с того, что ты не можешь сделать, но начинай ее с того, что ты сделать можешь. Давай посмотрим, что тебе по силам, и ты начнешь с этого. Можешь ли ты ходить в церковь каждое воскресенье?” – “Могу”, – ответил он. “А можешь ли ты поститься каждую среду и пятницу?” – спросил я снова. “Могу”, – ответил он. “А можешь раздавать в милостыню десятую часть от твоей зарплаты или же посещать больных и помогать им?” – “Могу”. – “А можешь ли ты – даже впав в грех – молиться каждый вечер и просить: “Боже мой, спаси мою душу”?” – “Геронда, – сказал мне он, – я буду все это делать”. – “Ну так вот, – говорю, – начинай прямо с сегодняшнего дня делать все, что тебе по силам, а Всесильный Бог сделает то единственное, что тебе не по силам”. Несчастный юноша успокоился и не переставая повторял: “Благодарю тебя, отче”. Видишь: у него было любочестие и Благий Бог помог ему» (Паисий Святогорец. Слова / Пер. греческого иеромонаха Доримедонта. Т. 3. М., 2003. С. 319–320).

[3] См., например, главу 47 «О сродстве между собою как добродетелей, так и пороков» из книги святителя Игнатия (Брянчанинова) «Приношение современному монашеству».

Тип: Соловецкий листок