-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
17 октября 2023 г. О вере. Ч. 4.2: Преодоление внутреннего раскола через связь со Христом
В части 4.2 текста «О вере» рассказывается о том, что связь со Христом – реальна. Хранение этой связи и ее укрепление помогают человеку развиваться, выживать в запредельных условиях.
Данный текст основан на записи беседы с паломниками Соловецкого монастыря. В более структурном виде в следующих материалах рассказывается, что со Христом – дает реальную точку опоры в условиях, когда среда размывает человека; помогает человеку развиваться и перестраивать своей негативный опыт, формируя новую систему восприятия; помогает остаться собой, создавая условия для развития в условиях давления и изоляции; помогает достичь цельности, наличие которой дает иммунитет в отношении аддикций.
– О том, что связь со Христом дает реальную точку опоры в условиях, когда среда размывает человека, – в главе «Связь с Христом и точка опоры» из части 4.1 текста «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря».
– О том, что связь со Христом помогает человеку развиваться и перестраивать своей негативный опыт, формируя новую систему восприятия, – в главах «Связь с Христом», «Связь с Христом, дополнительный афферентный комплекс и акцептор действия» из части 3 текста «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты».
– О том, что связь со Христом помогает остаться собой, создавая условия для развития в условиях давления и изоляции, – в главе «Хранение благодати. Истинная опора» из доклада «Интеллектуальная деятельность как стратегия выживания в условиях тотального давления».
– О том, что связь со Христом помогает достичь цельности, наличие которой дает иммунитет в отношении аддикций, – в главах «Непреображенная природа человека», «Непреображенная природа и ее восстановление во Христе», Непреображенная природа и учение святого священномученика Илариона (Троицкого)» из текста «Тирания мысли и алкоголь: О выходе из состояния “тирании мысли” и преодолении того, что толкает человека к алкоголю».
Тезисы: В Таинстве Крещения Господь дает нам возможность превзойти над падшей человеческой природой, победить страсти, обрести Его попечение и прочную связь с Ним. Полноценная, интересная жизнь, ведущая к блаженству в вечности, возможна только тогда, когда эта связь с Господом Христом в нас живет и укрепляется. Поэтому выстраивать свою жизнь нужно так, чтобы не только не терять связь со Христом – не идти против совести, не нарушать заповеди и т.д. – но и развивать ее через работу над собой. Порой эта работа требует самоограничения и отказа от привычных удовольствий, но только такой путь способен избавить человека от тревог, патологических внутренних состояний, и дать ему единственно стоящую цель в жизни – обретение того духовного состояния, которое он заберет с собой в вечность со Христом.
Религиозные вопросы надо разбирать применительно к реальной жизни
Патриарх Сергий (Страгородский) высказывал мысль о том, что религиозные вопросы надо разбирать применительно к реальной жизни. Когда вопрос разбирается в теоретическом ключе, возникает опасность спекуляции. Каждый автор может создавать видимость логичности своей модели, отсылая читателя к каким-то мыслям и выстраивая эти мысли в какой-то логический ряд. И когда какие-то аргументы плотно подгоняются друг к другу, может возникнуть ощущение справедливости такой модели даже там, где конкретная модель не соответствует реальной жизни.
Когда религиозная концепция соотносится с реальной жизнью, мы видим сразу, правдива она или ложна. Этот принцип можно использовать и применительно к психологической литературе. Можно сколько угодно размышлять на различные темы, но важно показать, чему соответствует та или иная модель в реальной жизни. Можно сколько угодно говорить, что детям в начальных классах важно дать свободу, ссылаясь на различных авторов, принципы социальных устройств в те или иные исторические периоды, но, сталкиваясь с реальной жизнью, мы видим, что ребенок в начальных классах школы не очень-то способен управлять собой. И если человеку в начальных классах попустить развиваться, как он захочет, то, скорее всего, большинство детей выберет игры, причем не те, которые развивают (например, социальные), а игры индивидуалистические, которые ведут к изоляции. Ребенок выберет есть вкусности, гулять на свежем воздухе. А способность управлять собой и своим поведением формируется только в более старшем возрасте.
Если ребенок с детства не войдет в тематику ценностей, то к тому времени, когда родители от него будут ждать, что «он выберет» сам, его мозг может переключиться на обратку сигналов иного рода. См. подробнее см. главу «Навыки, противостоящие аддикции, религиозное воспитание» из части 4.1 текста «Родители и дети».
Вопросы религии, вопросы путей спасения – это вопросы внутреннего состояния. В человеке в течение жизни должно сформироваться некое состояние, которое открывает в нем возможность приобщения к внутреннему миру (мирному состоянию духа), и в этом состоянии человек переходит в вечность. Нужно постепенно постараться победить страстные движения, сформировать добродетели, чтобы победа над страстями и формирование добродетелей открыли возможность обретения внутреннего мира. Проблема в том, что без живого участия в таинствах, которые даны человеку Христом, без деятельности, направленной на приобщение к благодати Святого Духа, войти в это состояние невозможно.
О том см. подробнее текст эфира «Только православные спасутся? А как же – другие?».
Преодоление внутреннего раскола через приобщение природе Христа
Путем определенных практик и самодисциплины каким-то образом можно снизить внешние проявления зла, более или менее стабилизировать свое поведение, но все равно внутреннее страдание остается. Даже на высших ступенях медитативных практик у человека остается ощущение какого-то внутреннего раскола. По сути, все ощущают это наследие Адама. Поэтому в разных религиях, если люди живут по совести, возможно снижение интенсивности внутреннего раскола, введение своего поведения в какое-то этическое русло. Но окончательное преодоление этого внутреннего раскола нашей личности без приобщения природе Христа невозможно.
Христос, придя на землю, взял на себя нашу телесную природу со всеми ее немощами и предрасположенностями. Однако природа человека, склонная ко греху, земной жизнью Христа, безгрешного Бога, выпрямляется. Например, Христос выдерживает мучительно невыносимый сорокадневный пост в Иорданской пустыни, среди раскаленных песков и камней, без еды и питья. И в этот момент Сатана предлагает Ему воспользоваться Божественной силой ради удовлетворения своих потребностей. Но когда Христос отклоняет эти искушения, Он возносит человеческую природу на новый уровень, излечивает ее. Что конкретно означает это для нас? Чиновнику выделяется определенная сумма от государства на строительство дома ветеранов. И вдруг ему приходит помысел заказать не качественный кирпич с проверенного завода, а более дешевый, у другого поставщика. Кто проверит? Кирпич закроется краской, шпаклевкой, а какая-то сумма высвободится, и она пойдет на машину, квартиру. Помысел говорит: воспользуйся этими деньгами для своей личной выгоды. Христос искушения отклоняет, говоря, что «не хлебом единым будет жив человек» (Мф 4. 4). И в этот момент природа человека, склонная ко греху, выпрямляется. Как корпус от автомобиля, который был поврежден от удара, деформируется, и жестянщик, выстукивая это место, определенным образом обрабатывая, выправляет вмятину.
Соответственно, Христос выпрямляет нашу склонность к падению. Когда Он висел на кресте, как писал свт. Николай Сербский, дьявол особо искушал палачей подвергнуть Христа особенно тяжким мучениям, добиваясь того, чтобы в этих мучениях Он проклял человечество. Если бы Он с креста проклял людей, то история человечества на этом бы и закончилась. Но Христос простил Своих мучителей, молился за них, тем самым давая и нам возможность прощать своих обидчиков.
Ведь и мы часто бываем в таком положении, когда сделали человеку добро, а тот еще на нас и пожаловался. И возникает большой соблазн перестать помогать людям. Например, одна знакомая женщина работает в центре для бездомных. Когда бездомные начинают вести себя неподобающе, их просят удалиться. И некоторые пишут жалобы в прокуратуру о том, что якобы над ними издевались. Первое время прокуратура разбиралась с этими делами, потом стало ясно, что это просто клевета. По прошествии какого-то времени директору сообщали, мол, на вас поступило столько-то жалоб. Но когда эти бездомные наголодаются, придут обратно в центр, и возникнет соблазн отказать им в помощи, то нужно вспомнить, что Христос с креста прощает своих мучителей и Своим последователям дает возможность приобщиться к этой же способности. В результате Своей земной жизни, выпрямив, исправив человеческую природу, Христос через Таинство Крещения дает возможность к этой природе приобщиться и нам.
Это преображение даруется человеку в Крещении не как данность, а как возможность. Как, например, родители дают своему ребенку возможность учиться и оплачивают образование и квартиру в центре города, выдают ежемесячно какую-то сумму на жизнь. Но уже от него зависит, что он будет делать с этими возможностями: собирать ли вечеринки и проводить время в пьяном угаре или учиться, развивать свои таланты и конструктивно выстраивать жизнь.
В Таинстве Крещения дается возможность преображения природы и ее очищения. И если человек воспользуется этим даром и будет жить так, как учит Евангелие, в том числе принимая ту благодать, которую Христос дарует людям в таинствах, то в человеке сформируется то состояние, которое перейдет с ним в вечность. Соответственно, если человек лишен этих плодов, то в нем преодоление внутреннего раскола не происходит, и это состояние не формируется. Что будет с этими людьми в вечности? Наверное, на эту тему здесь и не стоит размышлять. Священное Писание об этом не говорит, и, возможно, в этом молчании тоже есть какой-то смысл. Наверное, нельзя сказать студенту, мол, ты точно не сдашь экзамен – у него опустятся руки. И наоборот, если сообщить ему, что он на сто процентов сдаст, и с руководством будет все договорено, и папа обо всем позаботится, будет ли он учиться? Если же сохраняется состояние неопределенности, то теоретически для него остается возможность поступления в вуз, но эта гарантия для него не прописана, – и тогда ему придется шевелиться, учиться, готовиться. Так же и позиция западного христианства, которая заключается в том, что ты еще до своего рождения искуплен и выкуплен, и становится непонятно, зачем же тебе тогда жить напряженной христианской жизнью и совершать ежедневные усилия.
См. подробнее в тексте (подготовлен на основе записи беседы) «Прокопий (Пащенко), иером. Христианская картина мира. Беседа перед Крещением».
О понятии искупления и целостном мировоззрении
Слова об искуплении надо сопоставлять с реальной жизнью, понимая, что представляет собой понятие искупления. Богослов Б. А. Тихомиров пишет, что искупление – это «один из образов, которым передается представление о спасительном участии Бога в судьбах мира». Он стоит в ряду других образов. Взятый сам по себе и рассмотренный сквозь призму повседневной жизни, где человек человеку волк, он предполагает внесение «в кассу» некоего выкупа. Как писал богослов В.Н. Лосский, если эти слова рассматривать с точки зрения людей, воспитанных на римском праве, тогда возникает следующая модель. Человек согрешил перед бесконечным Богом, соответственно, вина человека – бесконечно велика. Следовательно, она не может быть нейтрализована, кроме как бесконечно великой жертвой Сына Божия. Но подвиг Христа при таком прагматическом подходе остается непонятен. Бог начинает восприниматься как некий тиран, который не может успокоиться, пока Его возлюбленный Сын не будет истерзан и не принесет Своей кровью выкуп за эту вину.
Такие рассуждения больше напоминают реалии тех народов, которые принимают идеи кровной мести. Лосский писал[1], что речь идет вовсе не о каком-то убогом выкупе. Он писал о том, что слово «искупление» можно понимать, когда оно встроено в ряд других понятий. А также речь идет о том, что Христос стал человеком ради того, чтобы человек стал Богом и получил возможность преобразить свою природу. Когда наша природа преображается, мы становимся способны приобщиться благодати Святого Духа, стать, как писал Апостол Петр, «причастниками Божественного естества» (2 Пет 1. 4).
Здесь нужно поговорить и об общей тенденции нашего мышления. Чем отличается шизофреническое мышление от условно нормального? По сути, грань очень тонкая. В условиях адекватного мышления понятия существуют в процентном соотношении. Человек, который ведет адекватный образ жизни, уделяет внимание семье, детям, домашнему питомцу. Домашнему питомцу уделяет внимание минут 15-20 в день. Само понятие заботы о нем балансируется понятиями заботы о детях, необходимостью читать книги и т.д. Когда этот баланс нарушается, забота о питомце может приобретать гипертрофированное значение. Например, один человек, у которого стоял диагноз шизофрении, по несколько часов в день педантично рассчитывал рацион для кошки в то время, как его семья бедствовала. Или другой пример – когда человек с таким же диагнозом по несколько часов в день раскладывал вещи перед объективом фотоаппарата, считая, что это расширят мировоззрение. Теоретически, и человек с адекватным мышлением может стараться достичь гармоничной, целостной картины, но, когда это происходит в течение нескольких часов, очевидно, что с человеком не все в порядке. В нашем мышлении существуют сотни понятий, которые должны находиться во взвешенном взаимоподчинении.
Нельзя построить мост через широкую реку, просто бросив две стальные рельсы. Делаются опоры, ставятся высокие столбы, протягиваются натяжные тросы, которые поддерживают мост. Та же Эйфелева башня – нельзя просто поставить один столб, его свалит ветер. Взаимоподчиненные элементы конструкции должны поддерживать ее, балансировать между собой, и тогда возникнет возможность создать подобное сооружение.
Соответственно, и термин «искупление» должен быть встроен в какую-то систему, чтобы фиксация на нем не приводила к деформации других понятий. Если этот термин воспринимать в чисто житейском представлении, то Бог превращается в кровожадного тирана, который, кроме как жертвой Сына, не мог быть ничем успокоен.
Итак, в богословии важна целостность, а не противоречивость, – когда мы одновременно способны рассматривать всю жизнь человека в целом: и земную жизнь, и его путь в вечность, в том числе, и жизнь в вечности, как мы можем потенциально ее предполагать. Тот, кто хочет разобраться, например, в разных религиях, должен осмыслить идеи непротиворечивости. Потому что какая-та богословская система, когда рассматривает локальные вопросы, может создавать видимость логичности. Но если она не истинна, то выводы, сделанные по отношению к другим вопросам этой богословской системы, будут противоречивы.
Все определяется какими-то принципами мышления. Если в мышлении человека уже есть определенная заточенность на какую-то доминанту, на конкретную тематику, то, когда он будет разбирать какие-то богословские вопросы, он будет разбирать их с точки зрения определенного внутреннего строя. Соответственно, придет к одним выводам, будет пытаться сопоставить их с другими частями системы. Неподлинное богословие заметно по невозможности скрыть это несоответствие. Как бы ложные системы ни стремились скрыть свои несостыковки, они все равно будут явны. Православное богословие же непротиворечиво. Например, учение Святых Отцов сопоставляется с любой частью системы. Противоречий нет.
О профанации богословского учения. История обращения Клауса Кеннета
Иногда, чтобы привлечь молодежь, богословское учение начинают профанировать. Но тут возникает несколько проблем одновременно. Не везде развита настоящая приходская жизнь. Она формируется не один год. И человека с внутренними проблемами, попадающего в общину, можно сравнить с больной клеткой, которая входит в здоровое тело. Польскому писателю Генрику Сенкевичу, автору романа «Камо грядеши», возможно, удалось схватить дух той православной общины, которой жили первоначально. Но для создания такой общины необходим совместный труд, чтобы ни богословие, ни внутренняя жизнь не профанировались, чтобы не превалировало желание достичь каких-то краткосрочных результатов: например, привлечь новых членов общины с помощью каких–то приемов эмоционального, психического возбуждения.
Есть лекторы, которые пользуются этими приемами краткосрочного возбуждения, но они не дают понимания вопроса, возможности его дальнейшего осмысления. Но есть и те, кто не бьет на временный эффект, а учит слушателя расти и развиваться. На такую работу не все согласны. Подлинная жизнь возможна только на таких путях, где человек исцеляется внутренне, потом начинает исцеляться и внешне: в его отношениях с близкими, в его деятельности. Речь не идет о черной юбке в пол и потупленных глазах. Преображение внешней жизни естественным образом следует за преображением внутренним.
Интересной иллюстрацией этих мыслей служит книга Клауса Кеннета «Два миллиона километра до любви»[2]. Автор с детства причислял себя к католикам, перешел в индуизм, потом в буддизм; разочаровавшись во всем, захотел изучать магические практики манипулятивного воздействия на сознание и столкнулся с прямой угрозой смерти. В момент, когда смерть должна была его настигнуть, он напрямую обратился к Богу с молитвой: если Он есть, пусть явным образом засвидетельствует ему избавление от смерти. Клаус находился в автобусе, захваченном террористами. К тому времени он уже поднаторел в манипуляциях и умел парализовывать волю человека взглядом. Он писал, что хотел привлечь взгляд одного террориста, но тот ударил Клауса прикладом. Дело шло к тому, что его могут просто расстрелять, но внезапно появились индейцы, за которыми погнались террористы. Пропала также и его сумка с дневником, в котором он записывал все свои размышления о путешествиях по миру. Восстановить их не представлялось возможности. По необыкновенной случайности, дневник остался в автобусе, хотя сумку и забрали.
Клаус писал, что, когда он увидел, что Христос реально существует, вначале он стал протестантом, но с годами понял, что протестантизм делает упор на какие-то эмоции, но не дает человеку глубины религиозной жизни. И даже протестантские богослужения в первую очередь были направлены на какое-то эмоциональное воздействие. Он стал ощущать неудовлетворенность. Как мы обсуждали выше, спасение – это то состояние, которое мы заберем с собой в вечность. Впоследствии Клаус познакомился с отцом Софронием (Сахаровым), учеником преподобного Силуана Афонского, и через общение с ним прикоснулся к аскетическому опыту православия. И тогда он понял, что это то, что он искал. Отец Софроний научил его преодолевать собственные страсти. [То, что он рассказал Клаусу, напоминает, в том числе, и учение академика Ухтомского. См. о Клаусе Кеннете и об академике Ухтомском в части 5.1 текста «Преодоление игрового механизма», главу «Разрыв паталогической доминанты и молитва Иисусова», а также – прочие главы].
Многие порочные устремления, от которых люди не знают, как избавиться, зарождаются с мысли и проходят определенные ступени. Сначала в сознании человека возникает прилог, это первая ступень возможного развития греховного помысла и проникновения его в душу. Если человек принимает прилог, то затем он начинает размышлять над образом помысла, далее в нем просыпается тяга реализовать его в действии, что на определенном этапе и происходит. Например, желание мести, стремление к ней и – акт мести. Но если человек осваивает практику Иисусовой молитвы, она открывает перед ним возможность эту цепочку разорвать в самом начале.
Впоследствии Клаус Кеннет сознательно принял православие. Интересно, что отец Софроний его отговаривал от перехода. У Клауса была очень яркая жизнь, и многие общины: и католические, и протестантские – стремились заполучить его в качестве трофея, чтобы «пиарить» себя с помощью его образа. Когда он захотел принять православие, отец Софроний говорил ему: мол, ты просто не знаешь, с чем ты столкнешься, потому что это уже будет не показная жизнь, а реальный труд по изменению себя и своего мировоззрения. Готов ли человек к такому подвигу?
Если же попытаться «облегчить» воцерковление человека путем увлечения его какими-то внешними активностями, в Церкви он долго не продержится. Один монах рассказывал: еще в миру он активно занимался спортом, и, когда у него стали нарастать проблемы внутреннего плана, он пришел в храм. А там ему предложили пойти позаниматься спортом, но уже на приходе. Человек же пришел искать другого. Понятно, что нужен какой-то контакт с реальным миром, но не путем профанации. Иначе люди, приходя в Церковь, могут найти только то, что могут найти и в любом другом месте. Один бывший хулиган, сейчас уже активный прихожанин, рассказывал, что для хулигана слаще поиграть в футбол во дворе, выпить водки и подраться, чем поиграть в футбол в беленькой футболочке на зеленой траве, чтобы потом был дан репортаж, как команда одного прихода сыграла с другим. Эта рафинированная обстановка – не то, что ищут хулиганы. Определенный тупик, к которому они пришли в жизни, призывает найти подлинные основания, а если подлинной глубины на этом приходе человек найти не сможет, там он задерживаться не станет, он пойдет дальше.
Истина как основа церковной и духовной жизни
Но что формирует приход? Да и вообще – что на самом деле поможет человеку остаться в Церкви, если не внешние активности в рафинированной обстановке? Поможет Истина. А Истина – это Христос. То есть правильно организованная духовная и церковная жизнь – это поиск и упрочнение своей связи со Христом. Богословие всегда было практической наукой, отвечающей на вопрос, как сформировать нашу жизнь таким образом, чтобы она привела нас к вечности. Если человека что-то внутренне тревожит, он находится в разладе с собой, выше уровнем он подняться не сможет. И если священник, миссионер сам этот путь нашел в стремлении организовать свою жизнь так, чтобы связь со Христом не была утрачена, то у него с годами формируется колоссальный опыт, который может помочь и другим людям эту связь обрести. Также у него будет опыт, как эту связь сохранить и тогда, когда ты общаешься с десятками людей ежедневно.
Применительно к священнику / миссионеру см. беседу «МИССИОНЕР. Его личный путь и отношение к другим» (в 2-х частях).
Применительно к приходу / людям см. беседу «О вере и кризисе веры. Иеромонах Прокопий (Пащенко) и Анна Леонтьева | Беседа проекта “ПроСмыслы”».
– Более полно применительно к механике процесса – текст «Внешняя жизнь и мир мыслей», часть 4.1 «Главная проблема конкретного человека и обретение равновесия, внутреннего мира».
Н.И. Пирогов в книге «Записки врача»[3] говорит о том, что мы должны сопоставить свое призвание в вечности с призванием земным. Хирург оперируют людей, но в каждой точке операции он не должен терять связь со Христом. Такой человек может научить других, каким образом они, занимаясь на лекциях, участвуя в научных мероприятиях, работая при загруженном графике, могут сохранить молитвенную жизнь. Если встречи на приходе исходят из этого стремления, они будут интересны.
Почему встречи на приходе часто угасают? Например, предметом встреч становится изучение церковных праздников, но, когда эта тема повторяется в последующие года, людям становится неинтересно. У многих людей, несмотря на то, что они не понимают какие-то вещи церковные, по два высших образования, они имеют определенные навыки работы с информацией, и если вместо глубины им предлагают такую профанацию знаний, то к таким знаниям быстро утрачивается интерес. Но если на приходе разбираются те проблемы, которые реально стоят перед людьми, – интерес не угаснет. Например, вопрос: как сохранить молитвенную жизнь в большом городе? Или – как реализовать святоотеческое делание в условиях работы в офисе? Вот эти темы всегда интересовали людей. Разбирать опыт людей, которые прошли через гонения[4], учиться их стойкости и жизнелюбию, перенимать их опыт и использовать его в своей повседневной жизни – вот это невероятно интересно. Это требует труда и от священников, которые стоят во главе приходской жизни, и от самих прихожан. Но жизнь, напитанная такими смыслами, становится насыщенной, полноценной. И предыдущие годы, когда человек жил эгоистическими желаниями, становятся для него скучными и неинтересными. В новой жизни нужно будет что-то преодолевать, от чего-то отказываться, но она будет иметь цель, она будет интересной.
Испытание совести как возможность сохранять связь со Христом в течение дня
Нужно самому учиться благоговению, чтобы понимать, какая мера движения во внутренней жизни для нас возможна. Для этого хорошо 10-15 минут каждый вечер посвящать испытанию совести: встать дома на колени перед распятием и, вспоминая прожитый день, попросить у Господа прощения за все моменты, когда мы теряли внутренний мир. Такая практика позволяет со временем научиться распознавать ситуации, когда мы срываемся на бег. Если мы находится в благоговейном состоянии, эти «срывы на бег», как и неверные мысли, мы сможем контролировать. Когда в течение дня мы срываемся на бег, у нас акцент смещается на точку, в которую нам нужно успеть попасть. Наше сознание находится уже в нескольких метрах от нас. Рождаются образы гнева, мести, зависти, блуда – и мы уже не можем их разорвать, они доходят до того, что могут нас разрушить. Родился образ лица начальника – и мы уже воспринимаем его с агрессией, и наше сердце успевает отозваться греховной эмоцией. И уже через какое-то время сердце будет в клочки разорвано страстями. Остановиться будет тяжело. И в таком помрачении мы идем на работу…
Но в Таинстве Крещения нам Богом дана благодать и возможность через участие в Таинствах, через исполнение заповедей, сохранять связь с Ним. Поэтому, приходя вечером домой, мы должны зафиксировать, с какой внутренней точки сегодня начался раздрай, и в следующий раз постараться его остановить в самом начале. Со временем приходит понимание, что переключение на бег всегда чревато последствиями для нашего сознания, и мы должны уметь в этой точке себя схватывать. И выстраивать так свой образ жизни, чтобы эта связь со Христом, благодать Божия оставались с нами на протяжении всего дня. Трезвение выражается в выстраивании определенного образа жизни под определенную цель, когда мы формируем соответствующие навыки, которые помогают сохранить связь со Христом (см. в самом начале статьи ссылки на тексты, в которых эта идея развивается подробнее). Не стоит бояться, что такая жизнь приведет к какой-то пассивности, потому что если вы, например, не будете реагировать на просьбы ближнего, то эта связь разорвется, ведь совесть будет вас обличать.
Истории людей, которые обрели полноту жизни через связь со Христом: девушка-эзотерик, «человек из ванной»
В одной из бесед мы обсуждали девушку, которая достигла высот медитативной практики, высот «безмолвной вечности» и «чистого одинокого сознания». И у нее началась паника. В таких состояниях мир для тебя уже не существует, так как сознание введено в аномальный режим. Эзотерика пытается убедить людей, что все вокруг – иллюзорно, а значит, нужно жить в вере, что всего окружающего не существует. Многолетние психопрактики привели девушку к тому, что ее мозг стал функционировать в режиме убежденности, что мир иллюзорен, и на этом фоне развилась тотальная паника. Девушка стала искать выход, родился интерес к личности Христа, и она решила прожить Великий пост так, как предписывается жить христианам. И в Пасху вера раскрылась. Девушка ощутила полноту жизни, нашла смысл, прошла чин присоединения к Православной Церкви. Что-то было у нее общее с Клаусом Кеннетом: два высших образования, Тайланд, психопрактики…
История девушки – в тексте «Цикл бесед “Восточный цикл” и входящие в цикл беседы про буддизм», в главе «О беседе 21-ой (в котором православный монах рассказывает о своем прошлом опыте обращения к буддизму) и о беседе 23-ей».
Есть такой термин «патологическая учеба» – процесс непрестанного обучения, когда человек, не имеющий реальной опоры в этой жизни, пребывает в иллюзии, будто через следующее знание эту опору обретет. С точки зрения одного психиатра, именно поэтому психологическое образование является таким популярным: люди в нем ищут опоры. Но, как правило, психологическое образование является конгломератом сотни противоречивых идей. При этом человек, читая множество литературы, так и не достигает полноты. Существует множество психологических книг на темы, как стать счастливым человеком, как стать успешной женой и т.д. Возникает иллюзия, что после очередного тренинга все в жизни наладится, но этого не происходит. Когда девушка поняла, что дошла до глубин психопрактик и ничего там не нашла, она постепенно обратилась ко Христу. Когда связь со Христом появилась, нужно было ее поддерживать, опять же, чем-то жертвуя, рискуя, отказываясь от аморальных предложений, надеясь, что Бог нас поддержит. Но такая жизнь становится осмысленной и наполненной.
Часто я привожу пример «человека из ванны», который в период своего хулиганства куролесил в гостиницах, а так как у него была специфическая реакция на алкоголь, и его тошнило, он ложился спать всегда в ванну. Но однажды он проснулся в ванне в своем обычном положении и испытал чувство мерзости к себе, которое не проходило. Он начал метаться по жизни и что-то предпринимать, думал, что он ненормальный. Но однажды в 4 утра ему позвонил друг, который переживал похожий опыт, и предложил помыть полы в храме. «Может, нас простят», – сказал друг. И человек понял, что его друг испытывал то же самое чувство мерзости к себе. Его состояние, как он описывал, напоминало сцену в фильме, где футбольные фанаты, избивая друг друга до полусмерти, добивают жертву в состоянии бесчувствия кирпичом. Он понимал, что если снова пойдет обычным путем, то нечто подобное случится и с ним. Он еще не знал, куда двигаться, но, по крайней мере, перестал пить. Затем приехал в один из монастырей, с которым была связана его мама. Однако монастырская жизнь не совсем соответствовала его представлениям о духовной жизни. Здесь его попросили помыть посуду. У него стали рождаться мысли, мол, а что, собственно, изменится, если он будет мыть посуду? Но справиться с этим сомнением помог его папа-атеист, который дал хороший совет. На совершеннолетие он подарил ему сертификат на прыжок с парашютом с наставлением: «Запомни, если ты не прыгнешь сейчас, ты потом можешь прыгнуть тысячу раз, но каждый раз ты будешь вспоминать, что не прыгнул в тот первый раз». И когда «человек из ванной» позвонил из монастыря, чтобы сообщить папе, что он собрался уезжать, что все не соответствует его представлениям, папа ответил: «Сынок, ты можешь ныть сколько угодно. Но если ты сейчас подожмешь хвост и уедешь, ты потом можешь сколько угодно что-то делать в жизни, но ты всегда будешь вспоминать, что тогда ты оказался в полном дерьме». Мол, ты всегда будешь помнить, что струсил и сбежал.
И тогда человек остался в монастыре и увидел, что отношение к жизни здесь основано на других ценностях, более глубоких. Увидел насельников и паломников, и перед ним стала открываться новая жизнь, к которой он раньше не был приобщен. Он понял, что уехать всегда успеет, но сейчас ему захотелось к этой жизни приобщиться. А когда он уже пожил в монастыре, через некоторое время жизнь стала перед ним раскрываться. Раньше он старался свое состояние притушить алкоголем или наркотиками, потому что на трезвую голову жить ему было неинтересно. Но тут, приехав обратно в свой родной город, он удивился, что, когда ты ощущаешь себя частью Божьего мира, осознаешь эту жизнь, видишь людей – у тебя рождается полнота радости. И даже когда он пришел к своей родственнице и выпил бокал вина за встречу, ощущение опьянения стало восприниматься им как мерзопакостное. Потому что алкоголь мешал воспринимать ему этот мир.
Но эта новая жизнь с Богом стала накладывать на него и определенные обязательства. Когда его попросили поухаживать за больным родственником, которому нужно было менять памперсы, он не мог отказаться. Молодой человек, все кипит, планы, все дни расписаны. Он очень много возмущался, но пришлось поехать, потому что, отказавшись, он не смог бы дальше жить в данной картине мира, в которой теперь он – хоть и великий грешник – не лишен был попечения Божия. В тот момент он еще не мог избавиться от курения и других страстей, но уже слышал голос совести, который подсказывал ему, как правилно поступать, чтобы не потерять это Божие попечение.
Интересно, что у «человека из ванной» быстро прошло и обсессивно-компульсивное расстройство. Раньше, когда он уезжал в гости, у него начиналась паника: он думал, что забыл выключить дома утюг или что-то такое. Ему приходилось даже снимать на телефон, все ли замки он закрыл и т.д. А когда он стал читать Евангелие, это прошло. Однажды он заработался, перестал это делать, и проснулся ночью от панической атаки, у него возобновились обычные приступы. Так, чтение Евангелия пришлось возобновить.
– Его историю см. в главе «”Конец игры”: Рассказ студента» из части 4-ой текста «Обращение к полноте: Становление личности как путь преодоления зависимого поведения».
– А также в части 2-ой текста «КОНЦЕПЦИЯ текстов и бесед иеромонаха Прокопия (Пащенко) на тему ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ».
У «человека из ванной» был компаньон, который раньше был атеистом, а через некоторое время стал называть себя агностиком. Человек очень образованный, любит читать психологическую литературу, преподает в престижном вузе. И «человек из ванны» однажды задал ему вопрос: «Скажи мне прямо, что тебе помогает не быть дерьмом по жизни?». Для этого нужно иметь какую-то мотивированную позицию, особенно если обстоятельства тебя толкают на предательство, люди на это предательство мотивируют или предупреждают о грозящих последствиях. Чтобы противостоять давлению, нужна определенная взвешенная позиция. И его компаньон не нашел, что ответить. Он тоже страдал от обсессивно-компульсивного расстройства, которое усиливалось, когда он пытался понять его природу и задумывался о происхождении навязчивых мыслей. Есть хорошая книга «Философские пропасти» преподобного Иустина (Поповича), где он говорит о том, что мысль – самый главный мучитель человека, и особенно поражает невозможность мыслить о природе мысли. Компаньон «человека из ванной» пытался найти объяснение своим мыслям и навязчивым состояниям в психологической литературе, где все сводилось к проблемам из детства, унижениям в школе и недостаточному вниманию матери в первые годы жизни ребенка. Все это рождало впоследствии еще большую тревогу. Однако из внимания подобных теорий выпадают годы сознательной жизни самого человека, когда он с кем-то ругался, курил марихуану и вообще не понятно чем занимался.
В итоге между компаньонами возник конфликт мировоззрений. «Человек из ванной» сказал: «Ты же помнишь меня, каким я был – кокс, женщины, психозы?». Во время уличных драк его «перемыкало», он шел напролом, не контролируя свои действия. «Помнишь, как тогда меня зашкаливало, а сейчас это прошло. И я верю во Христа и верю, что эта христианская картина жизни является истинной, и мне это дает радость и полноту жизни. Ты же, хоть и называешь себя агностиком, но тоже веришь. Только веришь в то, что какие-то моменты твоего детства тебя искалечили, деформировали, и ты не хочешь с этой точки зрения сойти».
Связь со Христом как свобода и полнота жизни
«Человек из ванной» был игроком по жизни, он был подвержен разным импульсивными увлечениям, но, когда новая жизнь стала раскрываться, она также стала накладывать на него определенные обязательства. И когда у него появилась невеста, они сознательно решили до брака не вступать в отношения. Это было полностью осознанное решение, причем с ее стороны были посылы, и она даже оскорбилась, когда он ее остановил. Они договорились больше не ночевать в одном помещении до брака, ближе к вечеру разъезжаться, хотя раньше «человек из ванной» был известен как человек хаотизированной интимной жизни. Но он понял, что жизнь со Христом, как он выразился, – «это штука дорогая». И потерять ее не хочется.
Да, она требует от тебя определенного подвига в каком-то доступном тебе ключе. Невеста его в этом поддержала. Он также рассказывал, что связь со Христом дала ему свободу. Раньше у него были определенные стереотипы красоты, и, соответственно, девушка, как он понимал, должна была быть такая, чтобы с ней «при пацанах не стыдно было показаться». И когда он познакомился с очень хорошей симпатичной девушкой, которая подходила ему по внутреннему строению, некоторое время он боялся показать ее «на людях», так как переживал, что «пацаны» его не поймут. Стандартам вызывающей красоты и манере одеваться, принятым в том окружении, в котором он вращался, она не соответствовала. Она была симпатичной, но скромной девушкой. И он просто понял, что есть определенная свобода во Христе, а есть стереотипы. И люди, которые пытаются освободиться от каких-то норм поведения (например, стараются нарочно выглядеть и вести себя вызывающе), считая себя свободными, в итоге попадают в рабство тех же общественных стереотипов, общественных моделей, стандартов, которым они далее пытаются соответствовать.
Общение с этой девушкой, которая была душевно близким ему человеком, стало его свободным выбором. И соответственно, перестало быть важным, что скажут остальные и насколько внешность человека будет соответствовать принятым в его окружении стандартам. А люди, которые отказываются от Христа, как раз и становятся зависимыми от этих стереотипов.
О ситуации с комментариями см. подробнее главу «Страх следовать жизненным принципам – одно из условий проваливания в паталогический процесс» из части 2.1 текста «Преодоление игрового механизма».
Когда у «человека из ванной» появилась на определенном уровне какая-то молитвенная жизнь, изменилось и его отношение к работе, ему приходилось отказываться от того заработка, который не соответствовал его внутреннему устроению или противоречил голосу совести. Ему не хотелось, следуя примеру некоторых друзей, просто заниматься тем, что ему не нравится, а возвращаясь домой, напиваться, говорить, как все достало, и искать себе развлечений. Теперь у него появилась сама полнота жизни, которая воспринималась как благо.
Изменилось и его отношение к деньгам. Жизнь со Христом налагает определенные обязательства – необходимость жить в подвиге. И когда у него появлялись возможности дополнительного заработка за спиной своего работодателя, о чем никто бы и не узнал, он не шел ни на какие подлоги, понимания, что в этом состоянии ему будет трудно, и в условиях нечестного заработка не получится дальше реализовывать его связь со Христом.
И так сложилось, что взамен тех копеек, которые он мог заработать с помощью подлогов, у него раскрылась способность очень быстро налаживать контакты, деловые связи, и люди стали ему доверять. На него стало выходить большое количество потенциальных клиентов. А человек, предлагавший ему побочный заработок за спиной работодателя, удивлялся, почему никто не хочет иметь с ним дело.
Сейчас «человеку из ванной» предложили работу уже серьезные люди на серьезных условиях, так как в нем видят человека, которой способен нести ответственность и самостоятельно реализовывать дело. Если человек развивает связь со Христом, то он вынужден и самостоятельно думать, он уже не может переложить свою ответственность на другого. Священник может благословить, например, на какие-то вещи (дела), и ты можешь опереться на это благословение, но никакой священник не может тебя благословить на грех.
И даже когда наш герой размышлял, как ему быть c невестой, жить ли до брака вместе или нет, он советовался со священниками, но потом понял, что отвечать за последствия своего шага придется самому. И если ты, например, захотел себя каким-то логическим изворотом оправдать и убедить, что ничего страшного в этом грехе нет, то в итоге твоя душа расколется, и связь со Христом, которую ты так берег, станет для тебя невозможна.
Связь со Христом и развитие новых навыков мышления
Соответственно, эта необходимость каждый день решать нравственные дилеммы (эта тема подробно разбирается в части 4.1 текста «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря», в главе «Связь с Христом и точка опоры»), формирует у человека способность очень быстро принимать значимые решения и в жизни светской, гражданской. Многие люди кажутся себе самостоятельными, но они привыкли принимать решения в рамках своей работы, в отношениях с детьми, а в остальном их мозг спит. У человека же, который стремится связь со Христом реализовывать, мозг, в самом хорошем смысле этого слова, работает постоянно, находится в движении, в развитии, и этого засыпания, стагнации не происходит.
На физиологическом уровне можно сказать о развитии лобных долей. Мы разбирали эту тему в беседах. Левая лобная доля мозга занимается изучением фабулы и дает человеку способность быстро понять, какой причинно-следственной связью объединены события ситуации, что позволяет предугадать и следующее событие. В жизни гражданской это дает огромное преимущество, и такое качество ценится в бизнесе. Восемьдесят же процентов школьников, по крайней мере, в нашей стране, функционально безграмотны и неспособны, прочитав текст, понять его смысл и увидеть причинно-следственные связи.
О лобных долях и пр. см. в части 1-ой текста «Внешняя жизнь и мир мыслей», в частности, в главе «1-й пункт: Основание и причина».
Даже соблюдение поста приводит в движение способность думать, тогда как в обычное время человек живет в условиях определенного алгоритма. У него нет навыков ежедневного испытания совести. А вечером главная забота – забыться, посмотреть боевик, поплакать над мелодрамой, выпить кружку пива, хорошо поесть и завалиться спать. И так проходит весь день вне процесса мышления, а необходимость думать вызывает в человеке страх. Как только просыпается способность мыслить, человек видит, столько его окружает проблем. Например, закрадываются подозрения, что сын употребляет наркотики, и тогда снова возникает желание быстрее спрятаться в алкоголь, фитнесы, загрузить себя, чтобы только не думать о проблемах. Соответственно, когда люди сталкиваются с какой-то критической ситуацией, например, узнают, что их дети – наркоманы, они не способны быстро адаптироваться, принять решения, а в совсем критической ситуации иногда не способны даже выжить.
А человеку, который даже просто постится, приходится постоянно выбирать, что можно есть в холодильнике, ограничивать себя и заранее учиться планировать свои шаги хотя бы даже в плане меню, выстраивать свои действия. У такого человека формируется способность извлекать фабулу даже из такой небольшой ситуации, как подготовить себе в среду постный завтрак.
Такие ограничения человека не только стесняют, но и развивают. И вещи, основанные на Истине, такие как хранение заповедей, определенных устоев, пост, – они развивают человека постоянно, и человек каждый день становится пред решением значимых вопросов для своей религиозной жизни. И когда он сталкивается с критической ситуацией внешней, она становиться для него не такой трагичной, он способен быстро принять какое-то решение, извлечь фабулу из окружающих событий, т.е. понять причинно-следственные связи и принять правильное решение.
Часто у людей, которые попали в экстремальную ситуацию, отсутствует рефлекс правильного реагирования. Если наше сознание не развивается постоянно, то оно становится зависимо от внешних обстоятельств. Человек, у которого нет внутри ядра, вынужден, если ситуация внешняя негативна, постоянно думать об этом внешнем негативе. И люди, оказавшиеся, например, в концлагере, либо в других экстремальных обстоятельствах, особенно в условиях голода, не могли оторвать мысль от вопросов еды. Т.е. все свое свободное время они могли размышлять о том, когда настанет время кормежки, какую принесут баланду: погуще или жидкую. И эти приземленные мысли их разрушали, эти люди не могли уже найти опору в жизни для того, чтобы радоваться, помогать другим или искать выход для собственного выживания.
Христос сформировал для нас эту опору, дал нам возможность спасения, а воспользоваться этой возможностью, развить ее или нет – зависит уже от нас.
[1] Эти мысли взяты из его работ: Очерк мистического богословия Восточной церкви; Догматическое богословие. В.Н. Лосский. Москва: Центр «СЭИ», 1991. 287 с.
[2] 2 000 000 километров до любви, или «Одиссея грешника». Кеннет К. М.: Никея, 2022. 336 с.
[3] Быть хирургом. Записки старого врача. Пирогов Н.И. М.: Родина, 2023. 544 с.
[4] Например, опыт монахини Елены (Казимирчак-Полонская) (ее книга «О действии благодати Божией в современном мире»), Б.Л. Солоневича (его книга «Молодежь о ОГПУ»), А.П. Арцыбушева (его книга «Милосердия двери»), прот. Михаила Труханова (его книга «Первые 40 лет моей жизни») и др.