Соловецкий листок

Прокопий (Пащенко), иером. Родители и дети. Ч. 5.2: Выдержки из цикла бесед «Родители и дети. Воспитание»

23 апреля 2024 г.

В части пятой теста «Родители и дети» приводятся выдержки из цикла «Родители и дети. Воспитание».

Темы: «Дать ли ребенку свободу, чтобы сам выбирал?»; «Саморефлексия и эмпатия – основа для развития медиальной префронтальной коры (органа принятия социальных решений)»; «Развитие родителей»; «Обучение детей и вера»; «О безусловной любви»; «О созависимости»; «Вера и семья; «Культура детства»; «Между строгостью и любовью»; Заметки о принципах общения с детьми, сделанные теми, кто контакт с детьми хотел установить.

Прочие материалы «”Родители – Дети – Воспитание“. Лекции и тексты иеромонаха (Прокопия)».

1. Дать ли ребенку свободу, чтобы сам выбирал?

Протоиерею Владимиру Янгичеру принадлежат слова: «Свобода не в выборе добра и зла, а свобода в выборе добра – и еще бо́льшего добра. Необходимо дать ребенку понять, что он не имеет права выбирать между добром и злом. «…Нельзя давать детям, пока они слушаются, возможность выбирать между добром и злом. Мы знаем, к чему привел этот трагический опыт у Адама с Евой. Поэтому выбирать можно только между добром больши́м и добром еще бо́льшим. Но и строгая любовь нужна. Не сюсюканье, не потакание страстям, а любовь к душе, которая отсекает страсть».
Действительно, строгость нужна. Это может быть тяжело, но это правильно. Иногда больной зуб нет смысла лечить, его нужно вырвать. Больно, неприятно, но если этого не сделать (из ложной жалости), будет только хуже.

Однако строгость – это не слепой деспотизм. Чужую свободу нужно уважать. Как и Господь. Он нам ничего не навязывает, ни к чему не принуждает. Лишь иногда, когда человек переходит границы добра и зла, Господь ограничивает нашу свободу.
Часто родители, бабушки, дедушки жалуются на детей, на внуков: «Не можем затащить их в Храм», «Не можем заставить молиться» и т.д. Иногда такие подходы ведут к отрицательным последствиям – вспомним историю А.П. Чехова. Вследствие определенных действий его отца у Чехова сложились сложные отношения с Церковью, хотя все-таки, как можно судить по его творчеству, он оставался верующим человеком (см. его рассказ «Студент»).

И не все мы знали Бога с детства. Он сам нас привел в свой Храм. Так и детей наших может привести. Родители со своей стороны должны посеять в их душе добрые семена, которые взойдут при благоприятных условиях. Впрочем, эти мысли нуждаются в дополнении, чтобы возникал равновесная система.
С другой стороны, уважать свободу ребенка – не значит полностью отстраниться, не принимать никакого участия в его воспитании, в формировании его личности. Если дать ребенку полную свободу, он не будет учиться, он не будет ходить в школу, не будет развиваться. Будет только смотреть мультики, «залипать» в телефон и кидать камни в голубей. Родители, которые дают своему ребенку абсолютную свободу – пусть сам выбирает религию, пол и прочее – они же просто лукавят, снимают с себя ответственность. Дети растут не в вакууме, не на необитаемом острове. Пока родители отстраняются, ребенка «воспитывают» улица, телевизор и интернет. Неокрепший детский ум не готов к потокам агрессивной информации, поступающей отовсюду. И даже когда он повзрослеет, он не научится с ними справляться. Он не станет вдруг добрее, когда повзрослеет, если в детстве его этому не учили. И любовь к знаниям сама не проснется. И к Богу, вероятно, не придет.

Здесь можно вспомнить толковое размышление ученика академика Ухтомского – Д.А. Эльконина. Он считал, что полноценной деятельность может быть лишь на полюсе взрослого, на полюсе же ребенка наблюдается пока что протодеятельность, не предметная активность, а манипулятивная. К данным примитивным формам относятся команды, с помощью которых ребенок думает управлять взрослым, капризы и пр.. Причем, эти протоформы не всегда становятся со временем полноценными формами деятельности. Есть люди, у которых указующий перст является не только первой, но и единственной формой общения[1].

Однажды ученые провели интересный (хотя, быть может, жестокий) эксперимент. Здоровый глаз котенка перевязали на длительный срок. Так, чтобы он вообще не видел. Когда глаз открыли, выяснилось, что он «сломался». Котенок уже никогда не сможет видеть этим глазом. Участок мозга, который был ответственен за обработку сигналов от этого глаза переключился на обработку других сигналов. Так и наш мозг устроен. Если с детства не развивать, например, префронтальную кору, которая отвечает за эмпатию и рефлексию, во взрослом возрасте может и не получится «наверстать» упущенное.

Подробнее см. в главе «Навыки, противостоящие аддикции, религиозное воспитание» из части 4.1 теста «Родители и дети».

Протоиерей Федор Бородин в книге «Сотвори Любовь. Как вырастить счастливого ребенка» отмечает, что ребенку нужен контроль. «Ребенок чувствует себя несчастным, он не понимает мира, который его окружает, если он не чувствует родительской власти». В здоровой картине мира ребенка должна быть иерархия. В этой иерархии ребенок должен знать свою позицию, позицию родителей, позиции всех остальных людей.

Мама и папа не могут быть просто друзьями со своими детьми. Да, такой взгляд на воспитание сейчас в моде, но это обман. В такой ситуации ребенок находится в некоторой неопределенности. То ли он наравне со взрослыми, то ли взрослые наравне с ним. Но ведь это не так.

Федор Бородин далее в своей книге пишет: «Дело в том, что родительская власть дана Богом, и любая власть необходимо предполагает служение по пресечению зла, то есть разрастания зла в ребенке. И эта власть необходима, как бы педагоги ни трубили об обратном: у ребенка нет своей силы, нету своей крепости сопротивляться злу. И эта сила должна быть и у отца, и у матери. И если они не сопротивляются злу в душе ребенка, то ребенок, конечно, несчастен, просто потому, что зло его поглощает. У меня есть друг, одноклассник по школе, ему 50 лет, у него распался последний брак, потому что он играл в «Танчики». Вот, он не мог с этим справиться никак, с пиком этой игры совпал Чемпионат мира по футболу, и жена этого не выдержала. Она сказала: “Я не могу, он как пьяница. Его нет дома, он там”. Если взрослый, сильный человек не может этому сопротивляться, то как этому будет сопротивляться ребенок? Несмотря на все его крики и прочее, надо отобрать у него эту возможность или свести ее к минимуму. Допустим, он играет в какую-то нормальную игру без убийств, в стратегию, например, которую вы проверили, раз в неделю, в воскресенье вечером, или два раза в неделю. То есть борьба за чистоту души ребенка – это необходимое условие. Он сам соблазнам противостоять не может, если родитель слагает с себя эту обязанность, то ребенку, конечно, очень плохо. И он, конечно, несчастлив, потому что эти вещи еще и разрушают свойства души, прежде всего, разрушают волю».

Это очень хороший пример того, как отсутствие разумной строгости приводит человека к гибели. Я такие примеры тоже видел, и не мало. Я учился в университете, где было много богатых отпрысков. Нередко наблюдал, к каким плачевным последствиям их приводила полная свобода.

В Писании есть эпизод о Самуиле – мальчике, которого мать с детства отдала на служение Богу. Она отдала его первосвященнику Илию. Илий вел жизнь благочестивую, однако двое его сыновей, тоже священники, были с дурными наклонностями. Однажды Господь открыл Самуилу, что Илий с сыновьями будет искоренен с этой земли. За то, что он никак не препятствовал злу, которое творили его дети. «В тот день Я исполню над Илием все то, что Я говорил о доме его .Я начну и окончу; Я объявил ему, что Я накажу дом его навеки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их» (1 Цар 3. 12).

Евангельские слова «кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» – тоже об этом. Речь ведь не о том, что мы не должны любить своих близких. Речь о том, что между следованием Божьим заповедям и потаканием чужим грехам или порокам, нельзя выбирать последнее. Если ребенок поступает неправильно, нужно его остановить. Это и есть настоящая любовь.

Следует отметить, что Самуилу было всего 12 лет, когда Господь стал говорить с ним. Он находился всегда при Храме, даже ночью. Когда он стал слышать голос, звавший его по имени, он поначалу думал, что это зовёт его старец. «Ты звал меня, отче? – Нет, я не звал, иди спи». Опять раздается голос и Самуил снова идет к Илию. «Ты звал меня, отче?» Илий понял, что мальчик слышит глас Божий и говорит ему: «Если услышишь Зовущего, когда позовет тебя ты скажи: говори, Господи, ибо слышит раб Твой…» Библеист Игорь Цезаревич Миронович так комментирует эту сцену: «Вот на основании этого – ведь ему только 12 лет – на основании этого мы должны с вами с детьми говорить так же серьёзно о Боге, как и со взрослыми. А все разговоры о «боженьке», что «боженька» накажет, вот они и выливаются в конечном-то итоге у человека в соответствующую реакцию. Он принимает всё это за сказки и полностью не хочет слышать … следовательно, надо с ними так же говорить о Триипостасном Боге, о воплощении, о догматике, об истории Церкви – учение о Боге Триипостасном преподавать. И вы увидите, что он воспринимает и понимает глубже, чем мы сами. Вот настроить его нужно. Опустите этот момент – беда. Это будет беда».

Далее Игорь Цезаревич пишет: «…а как их разумно обуздывать? Как? Вот здесь весь секрет и заключается, и вся мудрость воспитания. Одному нужен ремень, другому – слово твёрдое, третьего надо влечь узами любви, и усмирять его, и вот смотреть, и просить Бога, чтобы Он поставил его в рамки, какие необходимы пока. А иначе как, я не знаю».

Миронович отдельно отмечал роль матери в процессе становления ребенка. Он считает, что для воспитания благочестивого ребенка нужна благочестивая женщина. Передача культурного кода идет, прежде всего, через женщину. Между матерью и чадом устанавливается особая, тесная связь. Женщина первая чувствует движение младенца, первая слышит его голос, первая учит его правильно креститься, первая учит его молитве. Первые свои знания о вере ребенок получает от матери. Поэтому роль женского миссионерства невозможно переоценить.

Религия у нас сейчас превращается в культ. Что-то куда-то принесли, поставили, сожгли, какие-то слова сказали… А что за всеми этими действиями кроется – мало кто понимает. Вера – движение сердца. Как раз этому должна научить мать.

Очень важно, чтобы родители не суетились. Если они сами живут не собранно, в постоянной суете, то ребенок находится в постоянном стрессе. Сейчас повальная зависимость от онлайн-магазинов, где выбор товаров просто безумный. И вот мамочки, казалось бы, из лучших побуждений часами выбирают самую навороченную соску, а ребенку в итоге понравится самая простая за 15 рублей. И сколько люди времени тратят за этими бездумными и бесполезными покупками. Это все самообман. На самом деле, эти люди чувствуют внутреннее неудовлетворение, недостаток «движухи» какой-то, вот и пытаются заполнить эту пустоту. Ребенку вроде все самое лучшее выбрали, а любви настоящей, теплого общения он недополучил.

Наталия Николаевна Соколова, дочь известного духовного писателя, доктора химических наук, профессора Николая Евграфовича Пестова, в своей автобиографической книге «Под кровом Всевышнего» пишет: «Только находясь мыслию перед лицом Всевышнего, вручая Ему постоянно Его детей, которых Он дал мне только на время, чтобы мне их вырастить и вернуть Ему, только в таком молитвенном настроении я могла находить покой своей душе. Я делаю домашнюю работу, но знаю, что ангел хранит детей.

Вот я полощу белье у колодца, недалеко от меня купаются в пруду мои детки. Симочка отстал от них, так как помогал мне донести до колодца тяжёлые тазы с мокрым бельём. Вдруг слышу его крик, бегу к пруду. Сынок стоит в воде, держит руками свою ногу, а вокруг него все красно от крови. Оказывается, что Сима наступил на разбитую бутылку и порезал на ступне кровеносные сосуды. Поясом от своего платья я перетягиваю порезанную ногу, из которой кровь бьёт ключом. Коля в плавках несётся домой, зовёт на помощь дедушку и дядю.
Симу возили в больницу, зашивали рану. Он очень ослаб, долго спал, а потом целый месяц провёл в постели, так как не мог ходить. Слава Богу, нога зажила, но всем нам был урок: смотрите, как опасно ходите — гласят слова Священного Писания. Поэтому призывайте всегда своего ангела-хранителя и ходите всегда, как пред лицом Господа. Так учили мы детей, но ведь только один Бог без греха».

Старец-мирянин Федор Соколов жил в советское время, сложное для людей верующих. Конечно, власти его не жаловали и запрещали ему принимать народ. Тогда люди просто собирались около его дома на пригорочке и ждали, пока он их хотя бы издали перекрестит. И все получали то, за чем пришли. Ответ на вопрос, решение проблемы, даже исцеление. Интересно, что молился он всего 5-7 минут в день. Это не значит, что в остальное время он думал о всякой ерунде. Нет. Душа его каждую секунду стремилась к Богу. Просто молитвенное правило у него было коротенькое. И людям он говорил, что не нужно переусердствовать. Молитесь понемногу, но с душой. Родителям он советовал учить детей самым главным молитвам: «Богородице Дево», «Отче наш», «Символ Веры»… Учить надо с самых ранних лет, как только дети начинают маленько говорить. Понятное дело, не сразу, потихоньку, и опираясь на индивидуальные способности ребенка. Старец учил, что родители должны научить ребенка стремиться к добру и избегать зла. Ребенок должен знать, что за дурные поступки будет наказание не только от мамы или папы, но и от Господа, ведь Он все видит. Старец также отмечал, что родители сами должны служить примером. Нельзя при ребенке говорить о ком-то плохо, нельзя самим спорить – если есть разногласия, решайте их наедине. Старец просил быть с детьми терпеливыми, никогда не проклинать их, не говорить им злых слов или пожеланий.

Со словами всегда нужно быть осторожными. Я не говорю, что слова материализуются, нет (хотя это модная нынче идея). Но в них мы можем призывать силы, которые способны воздействовать на нашу жизнь. Архимандрит Фаддей Витовницкий, почитаемый сербский старец, говорил, что родителям дана некая даже мистическая власть над своими детьми. Родительское слово может физически влиять на жизни детей. Конечно, это не значит, что родители, пользуясь своей властью, могут давить на детей. Если вы, например, молодой юноша, которого склоняют к браку, который вам не по душе, – вы не обязаны в такой ситуации слепо следовать родительскому слову. Родитель должен понимать, что его благословение имеет силу только тогда, когда на его стороне правда. И проклятие действует только, если оно по-настоящему заслуженно.

Русский религиозный писатель и публицист Сергей Александрович Нилус в рассказе «Вражья сила» поведал нам чудесную историю, которая основана на реальных событиях. История эта очень необычная. Настолько, что какие-нибудь именитые психологи обязательно над ней посмеются. Однако в этом насмешливом отвержении нет никакой конструктивности. Это какая-то детская позиция – не соглашаться, отрицать, но не предлагать какое-то свое фиктивное объяснение. А психиатрия-то все еще не способна ответить на многие вопросы. Например, раздвоение личности. Абсолютно необъяснимый с научной точки зрения вопрос (сейчас в него входить не будем; см., к примеру, ответ «Инфернальное. Психологу, считавшему, что субличность (второе Я) проявляется в результате травмы»).

Сергей Александрович ведет повествование от первого лица. Рассказывает о своем детстве, полном рассказов о невидимом духовном мире, об Ангелах и нечистой силе. Детское сердце автора свято верило всем этим рассказам. «Да и могло ли детское сердце, чуткое ко всякой правде, не верить этим рассказам, когда и сама няня и другие ее собеседницы и рассказчицы в них были уверены еще больше…»
Но прошло время, и «дух времени, дух всяческого скептицизма не заглушил было в нем совсем всякой веры в то, что «умные» люди называют сверхъестественным, что обозвали они «бабьими сказками и бреднями» и чему они строго-настрого приказали не верить, пригрозив позорной кличкой «дикого обскуранта», а в худшем случае и сумасшедшего. И пришлось мне подчиняться приказу «умных» людей и надолго на место детской своей веры в мір духовный поставить иную веру в иных богов и в иных кумиров, которым поклонялись и сами «умные» люди: и то сказать, кому была охота в век прогресса прослыть «обскурантом»?»

В тот период Россия переживала сильный духовный упадок. В обществе пользовались большой популярностью разные эзотерические практики, спиритизм. Иоанн (Крестьянкин) писал, что такой столп веры – Серафим Саровский – был послан именно в это время для того, чтобы восстановить Православие на Руси. Бытует мнение, что преподобный Серафим был малообразованным монахом – простачком. На самом деле, он был человеком хорошо образованным и начитанным[2]. Ему не составляло труда побеседовать и с простым крестьянином, и с высокопоставленным чиновником.

Однажды в руки к Сергею Нилусу попадает рукопись отца Амвросия Оптинского. В рукописи есть рассказ о мальчике Михаиле. Когда ему исполнилось 15, мать решила отдать его в пастухи. Михаил был очень недоволен. Ропот его дошел до дерзости. Мать, в порыве гнева, прокляла своего сына. Вскоре Михаил утонул в озере. После похорон он часто снится матери и говорит, что сейчас он во власти нечистой силы, потому что она его прокляла. Мальчик просит мать покаяться в ее грехе, молиться за него и подавать чаще милостыню. Женщина рассказала священнику об этом сне. Он посоветовал ей снам не доверять (со снами вообще нужно быть очень осторожными[3]), но за сына молиться, это будет полезно и ей самой, и мальчику. Через некоторое время появляется тут какой-то молодой крестьянин. Худой – кожа до кости. Зовет себя Михаилом. И знает этот Михаил всё о жителях той деревни. Даже тайные грехи. Рассказал он, что после материнского проклятия к нему подошел какой-то старик и забрал к себе. Но был он такой не один, были у старика и другие молодые люди. Находились они в невидимом для остальных людей состоянии. Вместе они вредили людям, живущим греховной жизнью. Людям благочестивым вреда они нанести не могли. Нельзя ему было не поверить, ведь он действительно знал о жителях то, чего знать не мог. История заканчивается тем, что Михаила ссылают в острог, потому что он раскрыл тайные беззакония местного начальника.

2. Саморефлексия и эмпатия – основа для развития медиальной префронтальной коры (органа принятия социальных решений)

Воспитывать детей нужно не только верующим, но и неверующим. Если не учитывать веру, идеал воспитания для большинства родителей максимально схож. Вырастить думающего, рассудительного человека, гражданина; способного сочувствовать, сопереживать, не лишенного чувства прекрасного.

Наш цикл бесед о воспитании строится вокруг четырех базовых аспектов. Они универсальны. Первые два – саморефлексия и эмпатия. Развитие этих качеств влияет на развитие медиальной префронтальной коры. Она отвечает за принятие социальных решений. Человек, у которого этот орган развит, может принимать сложные социальные решения и ориентироваться в сложной обстановке. Префронтальная кора формируется примерно к годам двадцати. Кто-то считает, что в условиях современности и заточенности на взаимодействие с экраном, –годам к двадцати пяти, так как данное взаимодействие активирует подкорковые структуры (эмоции, инстинкты). А длительная активация этих структур приводит к угнетению деятельности коры, то есть она будет отставать в созревании.

Задача префронтальной коры – определить максимально полезную цель. Естественно, ребенку трудно ее определить. Чем заняться: играть в футбол или готовиться к экзаменам? Возможно, он выберет первое. Что-то веселое, увлекательное, но не факт, что полезное для будущего. Формирование образа будущего – тоже – задача коры (которая созревает, как было сказано годам к 20-25). Поэтому разговоры «почему ты меня не любишь?», «почему не ценишь?» можно оставить лет до двадцати.

Но вы можете повлиять на процесс развития медиальной префронтальной коры и на развитие способности к саморефлексии (хорошо или плохо я поступил с позиции понимания добра и зла?) и к эмпатии (поставить себя на место другого: включил я ночью музыку, а как там соседу за стеной спится?).
Идеальную цель воспитания мы чувствуем, но метода не имеем. В спорте есть цель, есть и методика для ее достижения. Но когда цель – воспитание человека, способного отвечать за свои поступки, различающего добро и зло, – трудно определить последовательность шагов, ведущих к цели. Если мы ставим перед ребенком эти два вопроса: «как ты оцениваешь свои поступки и как оцениваешь ситуацию с позиции другого?», то потихоньку у него формируется то, что академик Ухтомский назвал интуицией совести.

Человек потихоньку становится способным разобраться в каком-то масштабном процессе. Если он может ответить на два этих вопроса, то со временем он разберется и куда ему поступать в ВУЗ. Даже со временем может прийти к вере. Человек, у которого есть эти два качества (эмпатия и саморефлексия) способен, потихоньку накапливая информацию, слушая других людей, читая, вдумываясь, развиваясь, строить картину мира и подмечать, что в истории и в его жизни все не просто так, и потихоньку подходить к пониманию высшей правды. Например, священномученик Иоанн Стеблин-Каменский писал, что «эгоист не может быть христианином, а движимый любовью непременно попадает на крестный путь и пойдет вслед за Христом, может быть даже долго этого не замечая»[4].

Третий аспект. Взрослый, видя в своем ребенке или ученике какие-то черты характера, наклонности, которые ему не нравятся, отметает все: ты не прав, а надо жить вот так. Естественно, ребенок протестует, потому что чувствует, что в чем-то прав. И здесь мы подходим к святоотеческому учению о борьбе со страстями. Страсти являются деформацией, искаженной версией тех процессов, которые Богом даны были для добра. У человека есть стремление к цели, как академик Павлов говорил «рефлекс цели». Это, безусловно вещь хорошая, но человек в силу своей низкой культуры не способен определить, что есть благая цель. Отомстить обидчику, например. Плохая цель. Искаженная версия справедливости.

О «рефлексе цели» в соотнесенности с учением св. отцов см. в тексте «ТРИ СИЛЫ: Цель жизни и развязавшееся стремление к игре (казино, гонки, игра по жизни)».

У человека нет пока понимания, как стремление к справедливости выразить правильно. И слова «ты не прав» он не будет воспринимать, потому что в чем-то он прав. В такой ситуации лучше сказать, «здорово, что ты не спрятался, а заявил свою позицию, но, если ты будешь злом отвечать на зло, тебя никто не услышит». Стремление к цели и познавательная способность заложены у каждого человека. Но как мы этим пользуемся – зависит от картины мира. Чтобы картина мира не была искаженной, нужно потихоньку обогащать ребенка духовно и культурно, прививать ему какие-то ростки мировоззренческие.

А. Развитие родителей

Четвертый аспект. Можно предположить, что дети даны, что бы родители развивались. Теоретически, Бог мог устроить так, чтобы дети не нуждались в родителях. Ну, например, как носороги. Родились, и через час уже самостоятельные. Но с детьми нужно нянчиться и, может, это больше нужно родителям, чем детям. Родители «застревают» в своем каком-то алгоритме поведения, в капсуле; со временем в этой капсуле становится слишком комфортно, к ней привыкают. Алгоритм становится все более четким, монотонным, постоянным. В такой среде мозг начинает попросту тупеть, потому что для него нет работы. И только ребенок вырывает родителей из устоявшегося алгоритма.

Подробнее см. главу «От страдания к развитию и выходу из скорлупы (подробнее – о понимании “на кончиках пальцев”)» из части 2-ой текста «Преодоление зависимого поведения. Ч. 2: Родственникам, близким».

В свое время американские нейробиологи считали, что у людей после двадцати лет прекращается масштабный процесс образования нейронных сетей. В какой-то степени, может быть, это было и справедливо для того общества, потому что человеку, которому нет смысла обращать внимания на кого-то другого, нет смысла и развиваться. Мысли о двадцати годах как о времени возможного ступора прозвучала в книге Роберта Кигана и Лайза Лейхи «Неприятие перемен» (о книге – подробнее применительно к теме общения с детьми – в приведенном выше источнике, во второй части текста «Преодоление зависимого поведения. Родственникам, близким»). Главная идея книги – если люди перестают понимать друг друга, это приводит к потерям и нежелательным последствиям для всех сторон. На производстве стопорится работа, слаженные действия невозможны.

Или, если все участники группы лидеры, то возникает опасность, что в какой-то критической ситуации они не смогут между собой договориться[5], потому что каждый из них считает себя и свое мнение важнее. А раз не могут договориться, то не могут согласованно работать. И тут задача научить их сотрудничать друг с другом. Задача профессора Кигана состояла в том, чтобы научить людей слышать друг друга. Если слушают друг друга, то нейронные сети вырабатывается и после двадцати лет. А если каждый замкнут в себе, то дела с развитием обстоят туго.

Еще пара слов о книге. Почему она называется «Неприятие перемен». Авторы просили людей заполнить три колонки. Первая – чего я реально хочу от жизни. Мне нравится один пример. Миллиардер, хозяин крупной компании с большими оборотами, и он мечтает о молодых перспективных сотрудниках, которых он будет продвигать, давать их идеям зеленый свет; все его любят как отца, а он помогает им развиваться.

Вторая колонка – «как я поступаю на самом деле». Как только появляется молодой и перспективный сотрудник, я тут же его «гашу», потому что боюсь, что он перехватит инициативу, составит мне конкуренцию, не даю никому хода, всех торможу, всех третирую.

Третья колонка – «что ты предлагаешь делать». Ну, естественно, либо человек говорит, что исправится, либо скажет, что это – «ерунда какая-то». Т.е. кто-то принимает перемены, а кто-то нет. И люди находят тысячи оправданий своему нежеланию меняться.

Пример из практики. Недавно обратился с вопросом человек, страдающий от определенных проблем, он ходил на группы ВДА – Взрослые Дети Алкоголиков, а также изучал программу «12-ти шагов». Написал ему кое-что.

Этот человек ответил примерно следующее: «я требую, чтобы вы прекратили все свои недалекие суждения о проблемах анонимных алкоголиков, о которых вы ничего не знаете. Потому что я ощущаю ущерб от ваших сообщений». То есть человек не готов к переменам.

Ну и дети – это маленький профессор Роберт Киган, который вошел в семью и помогает взрослым людям понять, что пора обратить внимание на свою жизнь. Можно сказать, что после 20 лет человек переживает свой первый кризис. И в это время появляются дети, которые заставляют пересматривать сложившейся жизненный алгоритм.

Многие люди обращают внимание еще на цифру 40. Советский писатель Михаил Зощенко в работе «Возвращенная молодость» писал, что к сорока годам великие ученые сходили с дистанции. Можно предположить, что этому возрасту нейронные сети в мозгу составляют самодовлеющую систему, и мы не видим реального мира. Об этом писал и академик Ухтомский, это явление он назвал «Двойником». Двойник – система условий, при которой человек, пытаясь обратить к миру и другим людям, видит лишь самого себя. О том же примерно писал и Экзюпери в своей книге «Цитадель» – «Нет для меня благодетельного обмена, в ответ я всегда слышу лишь собственный голос, он возвращается ко мне леденящим эхом» (в сноске полная цитата, ее можно применить и к случаю с детьми)[6]. О том же примерно писал и священник Александр Ельчанинов, ведя речь о гордости, – гордый «в окружающих он видит только те свойства, которые он сам им навязал»[7] (полная цитата в сноске).

Подробнее об угасании такого рода и о путях выхода из состояния регрессии – в цикле бесед «Искра жизни (свет, сумерки, тьма)».
1. 
Построение картина мира. Доминанта юности и старость. Оживание картины мира и ее распад
2. Мозг. Угасание в 37–40 лет. Эгоизм и тупик. Неутраченное внимание к совести, к ближним и к миру как возможность развития
3. Мозг, угасание в 37–40. Только – любимое дело, а потом – тошно. Что-то большее, чем твои интересы. Благотворительность

Беседы сопровождаются (дополняются) одноименным текстом – «ИСКРА ЖИЗНИ: Свет, сумерки, тьма» – комментарии к циклу лекций (беседы о развитии творческих сил (в широком смысле этого слова) и о их угасании).

И вот, когда родителям уже лет сорок, у детей начинаются первые серьезные проблемы: драки; приводы в полицию; одна девушка, например, в 15 лет сказала маме, что беременна, вместе они решили, что она будет рожать. Только родители сели на диван, только собрались расслабиться, надо с дивана вставать. Может, неспроста так оно и задумано.

Б. Обучение детей и вера

Какие навыки можно дать ребенку (ученику), чтобы он имел иммунитет перед зависимостью?

Подробнее см. в тексте «Профилактика наркомании, исходя из понимания действия наркотической тяги».

Хотелось бы привести несколько примеров, относящихся к тем аспектам, которые были выше озвучены. В книге Натальи Соколовой “Под кровом Всевышнего” автор много размышляет о воздействии благодати на детей. Например, когда ее дети играли в игру типа «Царь горы», они падали, ударялись, им иногда было больно, но никогда не возникала взаимная обида, не терялся оптимизм. Но потом к ним присоединились другие дети, живущие безбожно, не причащающиеся. Из-за отсутствия благодати, проигрыш эти дети воспринимали очень болезненно, они становились мрачными и озверелыми. И их пришлось отстранить от игры, потому что озлобленность от проигрыша нарушала мир, терялся интерес к игре.
Далее Наталья вспоминает: «Я понимала, что сама я уже не могу охранять детей, они выросли. Теперь вся надежда была на Бога. И все же я провожала их летом на купания в пруду, когда им было уже одиннадцать и двенадцать лет. Коля и Сима отлично плавали и ныряли, особенно когда отец привез им ласты и маски. Но сердце мое замирало, когда они пропадали надолго из вида. Я боялась, что они переохладятся, звала их выходить на берег, но докричаться было трудно. В жаркие дни купающихся было много, над водой стоял визг и крик, близко от берега брызгались мои младшие дети, которые были послушнее. Ребятам было удовольствие, а мне – нервотрепка. Я решила все рассказать Володе…Они уже достаточно взрослые, чтобы самим отвечать за свое здоровье и жизнь. Переохладятся и заболеют – будут сидеть дома, они это понимают. Спасать их в воде некому, поэтому пусть сами берегут свою жизнь. Они знают, как они всем нам дороги, они не захотят причинить всем нам горе». На этом примере мы видим разницу между мужским и женским подходом к воспитанию. Мужчина прививает ребенку объективные законы окружающей реальности. Женщина же во многих ситуациях старается создавать более-менее приемлемый быт, избегая всего травмирующего для своего ребенка. В воспитании мужчина спокойно смотрит, как сын набивает шишки (ничего, будет опыт), женщина же воспринимает ребенка как часть себя.

Для мальчика очень важен опыт ведения какого-то дела, достижения какой-то цели. Но часто ему не дают этого из опасения, что разобьет коленку. И если ему в детстве не дали себя никак проявить, во всем его «гасили», то во взрослой жизни, скорее всего, он будет безынициативным.

В. О безусловной любви

О безусловной любви. Одна из ошибок родителей слишком острая реакция в кризисной ситуации. Ребенок в будущем может попытаться избежать криков и нетерпимости, решив проблему самостоятельно. Это может привести к катастрофе (особенно, если ребенок свяжется с проблемами криминального плана; пытаясь решить проблему самостоятельно, он может вообще «лишиться головы»). Родитель, не думая произносит фразу: «сделаешь так, я от тебя откажусь». Ребенок может воспринимать это серьезно и прекратить все отношения. Должна быть безусловная любовь, от человека не отказываемся, каким бы он ни был. Был случай, когда верующая девушка отвергала идею о сохранении чистоты до брака. В разговоре ей объяснили, почему лучше хранить чистоту, но что это ее выбор, и что ее примут, независимо от того, последует она совету или нет. Кто-то может подумать, что это благословение на грех, но на самом деле эта безусловная любовь дала ей силу жить с принятым ею решением.

Один современный исполнитель в своей книге рассказывал, что ему мать говорила: «я приму любое твое решение. Лишь бы ты был счастлив. Но подумай, что для тебя счастье?» Сын, конечно, был благодарен и не мог не любить свою маму в ответ: «это моя самая большая награда – ее спокойствие и счастье. Она прошла со мной огромный путь и зачастую, когда я уже сдавался, именно она заставляла и мотивировала меня идти дальше».

Г. О созависимости

Сейчас, к сожалению, матери перестают слушать свое сердце (сердце – не в смысле эмоций, а смысле – сердце как корень человеческой личности), а попадают на, например, на курсы программы «двенадцать шагов» Там им объясняют, что если ваш сын начал выпивать или принимать наркотики, надо дать ему упасть на дно, чтобы оттолкнуться и пойти наверх. Это хорошо, когда два метра глубины. Но можно погибнуть, даже не достигнув дна.

Подробнее см. в материалах, упоминаемых в тексте, «КОНЦЕПЦИЯ материалов о преодолении ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ, подготовленных иеромонахом Прокопием (Пащенко)».

Ч. 3.1: О близких и родственниках зависимого человека, о созависимости;
Ч. 3.2: О близких и родственниках зависимого человека, о созависимости

Концепция созависимости на курсах ложная. Эта гипотеза появилась в Штатах, где люди утратили возможность с помощью культуры и веры помогать зависимому человеку. Если член семьи отклонился в нехорошую сторону, у них нет механизмов ему помочь. И единственный способ решения вопроса – это его отсечь. Они говорят мы отсекаем тебя ради твоей же пользы. Но ребенок, которого покинули родители в трудную минуту, даже если и ради его же пользы, вряд ли простит это и вряд ли сам справится со своей проблемой. Речь идет не о крайности, когда потакают слабостям детей, но и отказываться сразу – это тоже неверно. Такие серьезные проблемы не решаются так примитивно. Где-то нужно, как говорится, впрячься за человека. А где-то, если мы видим, что он не хочет исправляться, дать ему возможность пострадать.

Часто матери, следующие таким лживым инструкциям, испытывают внутренний диссонанс. Как же так, как я могу бросить своего ребенка в такой сложной ситуации?! Бывает, мама, заглушает в себе эти мысли, ломает себя ради следования этой программе, стирает индивидуальные качества в себе. Или же она выходит из программы, так как понимает, что в первую очередь она мать. Я знаю случаи, когда только помощь родителей помогла детям справиться с зависимостью.

Если культура в широком смысле этого слова в людях умерла, у них нет возможности видеть какие-то альтернативные варианты. Когда мама всю жизнь работала, никогда ничего не читала, не молилась, никак не развивалась, у нее нет никаких представлений, как из этой ситуации выйти. Но, если она начинает обогащаться духовно и культурно, у нее появляется понимание, как общаться с зависимыми людьми. Однако это сложная, глубокая проблема, достойная отдельной беседы.

См. подробнее цикл бесед «Проблема отклоняющегося поведения: родственникам, родителям, педагогам».

Д. Вера и семья

Наталья Соколова рассказывала о вере. Она была дочерью известного православного автора Евграфа Пестова. Она застала трудные военные годы, но вера, которая перешла ей от папы, помогла ей не впасть в отчаяние. Был голод, гонения и репрессии. Нищие были повсюду. Они стучались в квартиры и просили хлеба. Однако, несмотря на все трудности и кажущуюся бесперспективность, ее родители создали семью. Вот что такое вера.

Преподобный Исаак Сирин говорил о видах восприятия реальности (слова 25-25 из его книги «Слова подвижнические»). Первый тип – это когда человек считает, что промысла Божия нет, а мир движется только по его звонкам. Такие люди считают себя главными в этой жизни, но в то же время не могут освободиться от страха перед всем: инфляцией, разбойниками, кризисом, войнами. Второй тип – это когда человек двигается на основе веры. Если надо плыть, то он плывет, даже если нет гарантии. Но он доплывает, потому что начинает все-таки что-то делать. Тогда как людям первого типа на все нужны гарантии, поэтому они так и не могут ни на что решиться. И, как писал Исаак Сирин, они всю жизнь сидят у порогов своих домов, так и не отправившись в путь.

Ко второму типу относятся родители Натальи Соколовой. Тяжелые послереволюционные годы, репрессии и голод, а они создают семью. Это духовный подвиг. Ее мама говорила: «Не надо смотреть на волны житейского бурного моря, надо с верою взирать на Христа, тогда пойдешь по волнам, как апостол Петр».

Также это относится и к вопросу зависимости. Неверующим родителям трудно справляться с кризисами. Статистика неутешительная была и раньше, чуть ли не один процент только побеждает свой диагноз, (хотя у православного реабилитационного центра для наркозависимых в Саперном восемьдесят процентов). Но употребляющий героин мог лет семь еще работать, его голова еще худо-бедно соображала. Современные синтетические наркотики сразу стирают социальные связи в мозгу. Здесь, кстати преимущество у женщин. Женщины более спонтанно мыслят, они решаются что- тоделать, даже если шансов нет. Мужчины же здесь проигрывают. Они что-то почитают, посоветуются. Узнав про лишь один процент вероятности успеха, мужчины опускают руки.

Далее Наталья Соколова пишет: «Господь близко, но надо беспрестанно звать Его, не забывать о Нем. А то как-то слышу грохот и жалобный плач. Бегу наверх, вижу: сидит Катюша на полу, рядом с ней приемник. Кате было года два, но она уже говорила: «Он падал на меня, я его держала и просила – Господи, помилуй!». Так Катя стянула за шнур с невысокого шкафчика огромный приемник, но чудо в том, что он не упал на ребенка, что двухлетняя крошка смогла удержать его. Подобные случаи часто бывают с детьми, и всякая верующая мать должна ежечасно, ежеминутно предстоять душой пред Богом, ибо в Нем наше спасение. Так и поют в храме: «Работайте Господу со страхом и радуйтеся Ему с трепетом».

Такие ситуации часто бывают. Возможности уйти из жизни у ребенка много. И когда родители молятся, Господь хранит их детей.

Однажды у Натальи заболел тяжело сын. «Мне приснился сон. Сижу я с Феденькой на диване, а из коридора через открытую дверь на нас надвигается фигура смерти. Она похожа на огромного запеленатого ребенка. Я оцепенела от ужаса, не могу ни сдвинуться, ни шевельнуться. С трудом протягиваю вперед одну ногу и делаю ногой в воздухе крест, а сама говорю: “Силою Иисуса Христа! Силою Иисуса Христа!”. Я сама бессильна, как окаменела, но силою Бога Иисуса Христа как бы перегораживаю путь смерти. И она остановилась на пороге, будто не смея противиться Господу. Я в ужасе проснулась. “Все-таки не взяла она у меня Феденьку”, – подумала я».

Еще про войну у нее же. «С вечера, прочитав очередной акафист святому, мы ложились спать в шубах, не раздеваясь, чтобы можно было быстро выскочить из дома, если он начнет рушиться от бомбы. Дневные и ночные тревоги гудели по три-четыре раза в сутки, но мы на них не реагировали. Нам было смешно, когда мы видели соседей, бегущих с узлами в бомбоубежище, чтобы через полчаса возвратиться обратно, а потом снова в панике бежать. Мы твердо верили, что, поручив сегодня нашу жизнь Святителю Николаю, или преподобному Серафиму, или Преподобному Сергию, можно быть спокойным и крепко спать». «И все же трудности военного времени мы переносили с энтузиазмом, с радостью, с гордостью, что и нам Бог послал эти испытания, дал возможность разделять страдания своего народа. А мы страданий пока не испытывали, мы были молоды и веселы».

У нас в монастыре есть пожилой монах из Архангельска. Его бабушка была верующей. А он сам пошел, что называется «по кривой дорожке» (но потом, возможно, за него кто-то молился, он в корне изменил свою жизнь, нашел Христа). И вот он тоже про войну вспоминал, что в городе не было бомбоубежища, а соседи во время бомбежки сбегались к бабушке во двор и ложились на землю, а она вслух читала молитву «Отче наш». И за всю войну в ее двор не упала ни одна бомба.

Есть книга «Мученики ленинградской блокады», которая в каком-то перечеркивает представления современной психотерапии (современные авторы нередко высказывают идеи насчет травмы; этот человек травмирован в детстве, поэтому жизнь идет наперкосяк). Ее написали две женщины, пережившие блокаду детьми. Вера им помогла не стать травмированными на всю жизнь, а вырасти и стать людьми. Если у детей есть вера, у них есть иммунитет против трудностей.

Подробнее см. в части 2.3 текста «Преодоление травматического опыта: Христианские и психологические аспекты». Главы: «Книга “Мученики ленинградской блокады» и комментарии к ней», «Вера, любовь и жизнь в соответствии с деятельностью по вере как иммунитет, защищающий от “сползания” в “воронку” паталогической доминанты».

Наталья Соколова сама воспитывалась в верующей семье, поэтому ей было в определенной степени проще растить своих детей в Православии. Но когда родители приходят к Богу в зрелом возрасте, они часто становятся чересчур требовательными или даже деспотичными. Не помнят, какими сами были в детстве, как носились по лужам, шалили иногда. Они воспринимают веру как хождение строем, они «ломают» детей, требуют быть «тише воды, ниже травы». Родители, придя к вере в двадцать, тридцать лет, начитаются аскетической литературы и отрабатывают на детях основные принципы святости, что, естественно, порождает протест. В этом смысле можно привести слова одного миссионера, который говорил, что аскетика – это то, что мы должны сделать с собой, а не то, что мы должны сделать с другими.

(Конечно, зрелому человеку, проходящему духовный путь в монастыре даже с прицелом на то, чтобы вернуться в мир и жениться (кто-то приезжает, например, на год), можно сказать: «будь тише воды, ниже травы». Ведь зрелый человек может понять духовный посыл такого послания: раз ты приехал сюда напитываться опытом, не трать время в бесконечных дискуссиях со всеми о том о сём, сосредоточься).

У нас наместник однажды обратился к братии с просьбой не смирять, не дрессировать друг друга, не играть в старцев. Чтобы смирять других, необходимо самому сперва достичь смирения. Если же один начинает неразумно смирять другого, то другой какое-то время терпит, а потом взрывается и – происходит конфликт. Иногда – болезненный.

Родители тоже должны это понимать, иначе у детей может родиться полное отвращение к вере (в своем автобиографическом произведении «Мэ-э, паршивая овца» Редьярд Киплинг рассказывает о жестоком воспитании, вследствие которого он стал атеистом и масоном). Всё-таки детям нужны и дни рождения, и беготня, и баловство. Функция же родителей вводить все это в конструктивное русло, научить ребенка реализовывать свои желания в здоровом ключе, без разбитых стекол. Обучать детей надо не через чтение нудных безжизненных лекций.

Один мудрый священник сказал, что монахам нужно быть крайне аккуратным, когда они дают советы мирянам. Если человек вырос в монастыре, он может не понять, что такое детское – день рождения, игры с детьми. Духовникам из монашествующих надо очень осторожными, чтобы не начать отрицать все это. Этот вопрос прочувствовал, когда ездил с нашими паломниками, там были и дети.

Раньше думал, что прочитать правило ко причастию с детьми – это просто. Нет, не просто. Мы даже ни разу не успели к службе вовремя. Дети долго собираются, вышли, вот одному надо в туалет, другому. Если начать нервничать, давить на детей, то они впадают в ступор.

Взрослым людям надо больше чувствительности, иначе произойдет трагедия. Вспоминается Чехов. Его папа хотел, чтоб дети выросли верующими, заставлял ходить их в храм насильно. В итоге все мы знаем, чем эта история закончилась. У Чехова были сложные отношения с Церковью (хотя его рассказ «Студент» характеризует его все-таки как верующего человека). Знаем и стандартные истории, когда белокурые мальчики пономарят в храме, а вырастают хулиганами, более «оторванными», чем даже парни из неверующей семьи. Родители должны к вере детей подвигать собственным примером.

Есть большая разница между папой Чеховым и Натальей Соколовой.

«К приходу отца дети всегда собирали игрушки, мели пол – в общем, наводили порядок. Отец, благословив встретивших его детей, всегда проглядывал комнаты. Ребята впивались в него глазами, ждали похвалы. “Молодцы, порядок, – говорил отец. – А гуляли сегодня? Почему мокрые валенки не на батарее?” Заслужить похвалу отца было счастьем. Он ласкал, целовал детей, особенно нежен был с Колей. По ночам Коля зачастую перебирался со своего дивана под бочок к отцу. Зачем? Коля говорил: “Мне ночью в темноте становится страшно. Я переберусь к папе, нащупаю его пушистую бороду, тогда сплю спокойно”».

«Слово батюшки было для детей законом, им и в голову не приходило ослушаться отца, – пишет Наталья Соколова. Однако Федюшка стал рано проявлять своеволие, с которым приходилось бороться. Возможно, это было последствием присутствия Наталии Ивановны, в поведении которой чуткое дитя подмечало порою протесты».
Наталья Ивановна – эта работница проявляла свой воинствующий характер, что негативно сказалось на ребенке.

3. Культура детства

В наше время резко стоит проблема детской культуры. В советское время культура детства была развита. А сейчас ее не стало. Какие-то фильмы детские снимают, мультфильмы, но смысла в них трудно иногда разглядеть. Иногда – какая-то мешанина из пародий на запад, русского фольклора и примитивного юмора. Советский и российский режиссёр мультипликационного кино и художник-мультипликатор Юрий Борисович Норштейн в одном интервью сдержанно говорит о современном кинематографа, рассказывает о том, что [при всех дискуссионных моментах cоветского строя] развивалась культура детства. Снимались именно детские фильмы, записывались именно детские песни[8]. В своем интервью он излагает ценные мысли в плане воспитания и развития детей.

Ни для кого не секрет, что в интернете постоянно вербуют людей для всяких нехороших дел. В связи с последними событиями на Украине таких новостей все больше. А кого они вербуют, кто в зоне риска? В первую очередь, молодежь. Озлобленные подростки с неустоявшейся психикой. Это – рабочие кулаки всех майданов.

Если подросткам не прививается культура, если они ничего не читают, то их становятся открытыми для засевания радикальными идеями. Как в головах подростков формируются условия для появления взрывоопасной смеси, рассказывал протоирей Андрей Ткачев в своем интервью с названием «“Коктейль Молотова” украинской души» (отец Андрей был прямым свидетелем тому, о чем рассказывал).

Норштейн в интервью говорил: «Единственное право возвыситься над другим – это возвыситься внутренне над собой. Все остальные права исключаются, потому что своим следствием имеют унижение другого». К сожалению, многие родители даже не понимают, что, постоянно подчеркивая социальный статус своей семьи, они создают самые благоприятные условия для того, чтобы ребенок НЕ учился, НЕ хотел получать знания.

Ребенок, ощущающий свое превосходство над остальными, не будет уважать учителя, да вообще никого уважать не будет. Конечно, процесс обучения от этого страдает, потому как в голове у таких детей засела мысль «мы крутые, мы богатые, чему меня может научить эта училка, которая зарабатывает три копейки». Таким детям сложно не только учиться. Им сложно дружить, устанавливать социальные контакты. Этот снобизм никуда со временем не исчезает. Он – все еще в голове, все еще приносит много вреда. Неопределенность – одна из главных сложностей современной жизни. Наше будущее, даже ближайшее, туманно, непредсказуемо. Здесь опять можно вспоминать идею Ухтомского Алексея Алексеевича – русского ученого-физиолога, академика и мыслителя – о доминанте на лицо другого. Он считал главной способностью – умение вжиться в другого человека. Эту мысль можно наслоить на предположение, что в условиях неопределенности может выжить и преуспеть тот, кто способен замечать изменения в реальности. А развивать умение замечать изменения нужно начинать с ближнего. Человек, умеющий обращать внимание на мелочи, видеть изменения в малом (изменение в лице, настроении собеседника), сможет и в глобальных процессах разобраться.

В этом же интервью Норштейн рассуждает и об институте детства. В советское время воспитанию подрастающего поколения уделяли много внимания. Поэтому существовали детская мультипликация, музыка, театр. Однако в период девяностых все это развалилось. Государство и общество сфокусировались на новых идолах: бизнесе, капитале. Институт детства развалился. Сейчас, вроде, предпринимаются какие-то попытки восстановить эту индустрию, но выходит несколько необнозначно.

В одной серии современного «Ну, погоди!» исполняет песня про шоколадного зайца и ласкового мерзавца (которые касается чьих-то губ и тает). По свидетельствую одного ди-джея, когда в клубе начинала звучать эта композиция, толпа начинала бесноваться буквально с первых секунд[9]. И теоретически предполагается, что мультфильм, в котором проигрывается эта композиция, – для детей.

В беседах о преодолении травматического опыта часто приводились слова советского и российского психолога Андрея Брушлинского о том, что внешние условия действуют на человека не сами по себе, а проходя сквозь барьер его внутреннего опыта, мировоззрения, системы убеждений. Если ребенка обогатить духовно и культурно, привить ему здоровые представления о мире, тогда он будет иметь иммунитет против травматического воздействия внешней реальности. Сегодня ставится вопрос, в реализации данной задачи помощники у родителей будут ли? Если нет, то данную задачу придется реализовать в семье.

См. «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты», часть 4.2, главу «Призма и изменение внешнего импульса».

Один папа взял с собой на встречу со своими друзьями маленького сына. Сначала они проводили время в бане. А баня была настоящая, парили, как положено. Конечно, ребенок такой досуг не оценил. И в какой-то момент начинает потихоньку папе говорить «ну, может, уже домой пойдем». Но вечер продолжился; после бани компания отправилась поужинать в ресторан. И тут ребенок снова стал тянуть папу домой. Отец стал сердиться, ругать сына, мол, непослушный какой.

Однако один из его взрослых товарищей его остановил и сказал, что ребенок проявил удивительное терпение, дав взрослым столько времени пообщаться. И действительно, для ребенка ведь там был скучно, но он не истерил, не плакал, он просто спокойно говорил, что уже хочет домой. Эта мысль стала некоторым откровением для отца, он посмотрел на ситуацию свежим взглядом и был даже воодушевлен такой постановкой вопроса. Товарищ, который заступился за ребенка, рассказал, что сам, будучи ребенком, бывал не раз в похожих ситуациях (ну, а кто не был!). Он был энергичным, шумным ребенком. Когда в доме были гости, любил бегать вокруг стола. Гости делали родителям замечания – непослушный какой». Родители подхватывали и ругали мальчика. Тогда он стал делать просто назло: « Ах, раз я такой плохой, значит, буду плохим».

Родители должны быть чуткими. Должны уметь поставить себя на место ребенка, должны понимать его чувства. Если сынок просится на ручки – это необязательно значит, что он капризничает. Он мог действительно устать.

Преподобный авва Макарий говорил: «Злое слово и добрых делает злыми, доброе же слово и злых соделывает добрыми». Есть для этих слов наглядная иллюстрация – один маленький эпизод из его жития. Шли они с послушником по каким-то делам. Послушник ушел вперед, старец остался позади. Послушник встречает языческого жреца, который нес куда-то тяжелые бревна. Послушник кричит ему «Куда бежишь, демон?» Жрец разозлился и избил молодого послушника. Чуть позже авва Макарий тоже встречает этого жреца и говорит ему «Спасайся, трудолюбец, спасайся». Язычник спрашивает: «А что это ты ласковый такой?», на что Макарий ему отвечает, что видит, как тот трудится. Умилился жрец и поблагодарил авву за добрые слова (он стал христианином), а на послушника пожаловался.

С детьми тоже нужно говорить по-доброму. Не спешите ругаться, повышать голос. Спокойный разговор принесет больше пользы. Если увлечения ребенка вам не нравятся, если вы не одобряете его профессию, не отметайте сразу его выбор. И не ставьте ультиматумов, не заставляйте его выбирать «Или я, или твое актерство». Скорее всего, вы ребенка потеряете. Может, даже навсегда. Вместо этого, попытайтесь понять его мотивы, поинтересуйтесь его мнением. Не теряйте связи с ребенком. Тогда у вас потихоньку и со временем, может, получится перевести его в увлечение в конструктивную плоскость или предложить ему что-то иное.

В качестве комментария к этой мысли можно упомянуть про фильм «Дирижер» (2012), в котором рассказывается о непростых отношениях отца и сына. Сын занялся рисунком, а папа посчитал, что такие занятия сыну не нужны. Стал давить, сын разорвал отношения с отцом, впоследствии покончил с собой. Отец мог бы потихоньку, если финансы позволяли, снять для сына студию недалеко от дома, познакомить с хорошими художниками. Со временем, если бы сын обогащался духовно и культурно, его стиль, может, и изменился бы.

См. подробнее беседу 1 из цикла «Горение сердца». Расширенный текстовый вариант бесед в одноименной работе «Горение сердца».

Некоторые родители начинают давить на ребенка, выбравшего для себя определенное занятие: «Мол, это занятие не принесет тебе денег». В итоге чувствительная натура может сломаться. Важно, что, занимаясь тем, что нравится, ребенок вырабатывает определенные навыки, которые со временем может использовать в иной области. Научиться усидчивости, научиться достигать поставленной задачи – он может и, занимаясь рисунком. Если он займется в свое время ИТ, у него будут выработанные навыки, которые помогут ему развиваться и в данном направлении. А если ребенка сломать, если будут убиты интерес к делу и инициативность, есть риск, что он и не двинется дальше в развитии. А если интерес и инициативность развиты по поводу какого-то дела (в русле более-менее все-таки конструктивной истории), то и иное дело в будущем может окраситься в их тона.

См. подробнее:

– Текст «Игра. Нужна ли игра детям?»;
– Ответ «Воспитание. Сыну сказали вместо музыки заниматься техносом. В итоге – нервное расстройство».

4. Между строгостью и любовью.

Вопрос: О воспитании. Вы могли бы дать кратко какие-то рекомендации учителю относительно того, что важно. Как себя вести, например, учителю в школе с детьми, что правильно? Ты должен быть добрым или лучше, когда ты строгий? Внимательный или невнимательный и тд?

Ответ о. Прокопия: Сами эти вопросы по отдельности не совсем верные. В ответе я стараюсь привести целую подборку по теме. Вопрос между строгостью и любовью - вопрос золотой середины. Ее можно определить, когда, во-первых, есть выборка какая-то. А кроме того, как сказала монахиня Нина (Крыгина), кандидат психологических наук, что эту меру могут найти только те взрослые, которые сами движутся, развиваются в духовной жизни! Когда мы сами тоже чувствуем какое-то внутреннее ядро, а не просто абстрактно рассуждаем.

Очень важно самим это чувствовать. Не как, например, психопаты, которые анализируют, считывают эмоции других только математически. Они не могут понять смысл эмоций. Например (может это не напрямую соотносится с темой), один психопат в тюрьме, когда рассказывал про свои преступления, он бахвалился. И когда он увидел, что тюремный психиатр- женщина, которая интервьюировала его, в ужасе, он считал ее эмоции, мимику и понял, что сейчас перегибает палку. Он сразу сменил тон разговора и стал говорить: «мне так жаль, так жаль!», хотя за секунду до этого бахвалился. То есть у них сломан момент чувствования другого человека, они воспринимают другого человека только математически, анализируя его как компьютер.

То есть, когда мы себя развиваем не только в отношении школы и учительства, а вообще, когда мы развиваемся, то в нас также постепенно развивается способность свой внутренний мир хранить.

Надо в этих вопросах быть аккуратными. Например, если мы делаем шаг вперед, начинаем что-то говорить и чувствуем внутреннее смущение, что мы что-то теряем, значит, что-то не то происходит, надо остановиться, как-то выйти из этой ситуации, осмотреться. И в итоге эта связь с Богом не разрывается, так как мы успели вовремя среагировать!

 В каком-то смысле это сродни инстинкту опасности на войне. (Может следующий пример и не в кассу, но я часто его вспоминаю- поучителен. Один паломник рассказывал, что у него был друг- военный, который прошел многие военные точки, человек с опытом, у которого как раз было хорошо развито чутье на опасность.

И вот еще в 90-х- начале 2000-х, когда вся эта бандитская тема была развита, они гуляли по мегаполису, зашли в какой-то подвальный ресторанчик, сели и неожиданно его друг говорит, что надо срочно оттуда уходить. Тот не понял, почему надо уходить, стал пререкаться. Но друг настаивал, что надо побыстрее оттуда уйти. А потом оглянулся и понял, что весь ресторан был заполнен представителями одного этноса, группировки- вероятно там была большая сходка.

Они туда зашли случайно, но официантка дала знак: «будьте осторожны- в зале чужие!». Она поставила на их стол свечку. Ни у кого такой свечи больше не было. И, соответственно, у того опытного вояки за мгновения сформировалось ощущение, что есть потенциальная угроза: ни у кого фонаря на столе нет, а у них есть. Они увидели, что все на них смотрят, и поняли, что им грозит опасность. А поскольку в те годы стрельба была обычным делом и любое неосторожное взаимодействие могло плачевно или трагически закончится, без каких-либо разбирательств. Так они почувствовали опасность и сумели вовремя выйти из ситуации.

Таким же образом и мы должны в себе развивать чувство осторожности и чуткости к ситуации. Если чувствуем, что что-то не то, то должны выходить из ситуации. Если человек к себе не чуток, то он не только в отношении строгости или мягкости, он в отношении уже всего поймет, что вляпался только тогда, когда уже совсем вляпался.

Но и также, когда мы не только в отношении детей в школе, но и в отношении всех вообще стараемся быть чуткими и действовать по любви, мы стараемся чувствовать эту грань. С детьми надо особо чувствовать эту грань. Как точно отмечено, сильно натянешь-оборвется, но и, если слишком ослабишь-расслабится. Чувствовать ситуацию, повторюсь, можно только тогда, когда ты сам как человек развиваешься! А никакими механическими средствами, никакими механическими признаками это нельзя вывести в технологию. Это также, как боксеры, например, чувствуют дистанцию на ринге, или как люди чувствуют склон горы, когда по ней едут.

А когда люди пытаются поставить вопрос: строгость или любовь, то сама постановка уже не в верном ключе. То есть, люди начинают рассматривать вопрос только интеллектуально. Так нельзя. Мы ведь и в этих беседах стараемся ориентироваться на опыт людей, у которых что-то получилось. И нам становится понятно только тогда, когда приводится череда опытов, линейка.

Видим, что где-то и строгость нужна, где-то и любовь. Надо чувствовать, почему в этой ситуации с этим человеком именно так поступить надо, например, строго. Бывает и так, что когда человек поступает вообще, даже жестко, а не просто строго, но когда он понимает, для чего он это сделал, то вреда не будет. Но если он это сделал (был суров) под воздействием эмоций, то тогда и себе человек повредит, и пользу это не принесет, и разрушит отношения. Другими словами, на кого-то ты рыкнул, но, когда ты остаешься сам спокойным и целенаправленно понимаешь, что ты делаешь и осознаешь, в чем резон. Цель назидания, по апостолу Павлу, в любви от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры (1 Тим 1. 5), ну а применительно к учительскому процессу -знание.

То есть, если Вы как учитель даете задание прочитать книжку, и выбрали для своего посыла и сообщения строгость, то в чем смысл этой строгости?! -Дети деморализованы, никто ничего не выучил, эффекта мало.-Какой результат вашего такого подхода?! И наоборот, если учитель видит, что дети нормально двигаются, никто не злоупотребляет вниманием, к детям относятся лояльнее, мягче, дают им больше свободы. Ученики это чувствуют и, соответственно, и эффект другой. Но, конечно, при условии, что это обоюдно, то есть, и со стороны детей есть отклик на просьбы учителя и соблюдается паритет. Тогда нормально всем!

 При этом игра в одни ворота не должна происходить, когда дети начинают злоупотреблять доверием, мягким к себе отношением учителя, то в итоге они начинают издеваться, неуместно заигрывать, и тогда учитель лишается здорового авторитета, теряется вообще разумное взаимодействие. Об этом, кстати, писал архиепископ Тверской священномученик Фаддей Успенский в своих «Записках по дидактике».

 В первой части его работы есть важные рекомендации, которые актуальны для всех учителей. Они короткие – по одной странице всего, но очень полезные. Например, учитель должен быть твердым. Но эта твердость должна компенсироваться любовью. Учитель должен быть интересным, но этот интерес должен соотноситься с глубиной подачи материала и содержанием предмета, а не с дешевыми приемами по манипуляции и захвату внимания, и тд. То есть, на каждую определенную позицию дается «противовес», который компенсирует эту позицию.

О том, чем заканчивается учительская строгость, было даже однажды показано в тележурнале «Ералаш». Если вспомнить серию с персонажем Хазанова – итальянским учителем, который завоевал уважение старшеклассников непростого школьного класса отнюдь не строгостью и даже не пистолетом, с которым он вошел в класс, а нашел общий язык и сблизился с подростками при помощи рогатки - атрибута хулигана.

Или, вспоминая старца Порфирия Кавсокаливита, который рассказывал, что один учитель пошел в класс, где был самый хулиганистый парень, и о том, как они подружились.

В итоге после урока преподаватель обратился к классу с просьбой научить его кататься на велосипеде, который ему подарили, чтобы добираться домой. В ответ именно этот самый хулиганистый парень вызвался первым помочь учителю. Дружба закрепилась! Вот это как раз еще один хороший пример, как был найден правильный баланс в отношениях.

Но только надо помнить, что не должно быть заигрываний и заискиваний. Все должно быть по-взрослому, честно и обосновано. Если за проступок идет наказание или ограничение, то тут же объявляется, каким образом можно все вернуть на круги своя и избежать подобных наказаний или ограничений в будущем. Именно по этому пути идут в реабилитационном Центре социальной адаптации Василия Великого в Санкт-Петербурге. Если грань какая-то подростком переступается, то проступок обозначается, за ним следует наказание, какая-то мера. Но при этом всегда есть и выход, он сразу оговаривается. То есть, если после проступка человек извиняется, осознает содеянное, что-то делает, как-то исправляется, то и блага его возвращаются!

Приложение.

В приложении приводятся дневниковые записи одной девушки, которая, готовясь к приему на Соловках воспитанников детского дома, прошла стажировку в центре во имя святителя Василия Великого.

Ее опыт отчасти приводится в части 4.2 текста «Родители и дети», в главе «Опыт общения с воспитанниками детского дома».

Здесь приводятся ее записи, как они есть. В пункте А – записи, сделанные во время стажировки в центре. В пункте Б – записи, сделанные во время общения на Соловках с воспитанниками детского дома.

В пункте В – приводятся записки еще одной девушки, которая работала с детьми (после школы занималась с детьми рисованием, занималась и прочим, создавая для них атмосферу, в которой им было бы интересно). Мысли, изложенные в записках, которые являются как бы криком души, в принципе, общеизвестны и уже, наверняка знакомы читателям.

А. Наблюдения, полученные в Центре свт. Василия Великого:

Педсовет – «ручное управление» подростками, каждый – как под микроскопом, с целью мгновенной реакции на любые отклонения от правил, чтобы корректировать, возвращать в правильное русло, учить ощущать ответственность за свои поступки, давать возможно учиться альтернативным вариантам поведения и реагированию, плюс – возможность рефлексировать воспитателям, давать обратную связь друг другу, обсуждать и находить оптимальные для всех варианты решения любых проблем.

Разбор конфликтов – важность понять и выслушать обе стороны, приглашаются и выслушиваются оба участника.

Не говорить о диагнозах и шутить о состоянии при всех – это внушается воспитанникам, но все правила действуют также и на воспитателей, поэтому они тоже за этом следят в своей речи.

Объяснительные – форма научения ответственности, отслеживания своих слов и действий, плюс из-за скучности – небольшой наказательный момент, который возможно где-то может удержать впоследствии от совершения проступка опять.

Перетасовка коллективов – убирают из коллектива того, кто наносит вред воспитательному процессу другим, после нескольких предупреждений – насовсем.

Какие есть таланты и интересы – снятие напряжения, выплеск эмоций через альтернативные деструктивным увлечениям занятия (например театр, творчество, спорт), важно найти что по душе ребенку и что может помочь ему реализовывать себя разрушения.

Обратная связь воспитателей друг другу по итогам разговора с воспитанниками.
«Мы ни на чьей стороне, и одновременно на стороне и того и другого» – в случае конфликтов между воспитанниками.

«Приди поговорить с воспитателем если конфликт» – полная готовность помогать каждому в любой затруднительной для него ситуации, чтобы была возможность расширить варианты здоровых действий и реагирования через опыт людей не из круга воспитанника.

Внимание на себя только – это одна из основных проблем у всех воспитанников, приводящая к конфликтам и всем остальным проблемам.

Неуважительное обращение и проявления – также одна из распространенных проблем, которую проговаривают с детьми, так как она часто служит причиной последующих конфликтов и вытекает из внимания на себя.

 «Нужно учиться контролировать, если нужна помощь – без проблем» – предлагается помощь любых специалистов, если ребенок понимает, что он сам не способен справиться.

Проговорить проступок с подростком + прописать меру (например, уборка или за мат – заучивание стихов).

Проговариваются мысли о будущем – куда поступать, о чем мечтаешь – очень важно перенаправлять внимание подростка на будущее и на достижение того, что он в этом будущем хочет – разрабатывается поэтапный план – что для этого нужно уметь и иметь, где и как этому учиться и предоставляется помощь для достижения этих целей, но важно, чтобы это было интересно самому человеку, чтобы он постарался «найти себя».

Взаимоотношения с родителями – анализируются отношения подростка с родителями и окружением до поступления в Центр и в процессе реабилитации, так как негативный опыт и негативное положение дел в настоящем мешает оздоровлению внутреннего состояния человека и его жизни.

Что было с родными – изучается наследственность и примеры, которые были перед ребенком, это тоже может объяснять многие вещи в поведении.

Репетиторы – предоставляются в помощь, это помогает получить новый, более здоровый круг общения, увидеть, как живут и общаются другие люди, и возможность закончить школу и подготовиться к поступлению в то место, где хочется учиться далее.

Личный пример + мгновенная реакция на неправильное действие – то, через что прививаются правильные модели поведения.

Физический контакт – часто воспринимается подростками «с улицы» как опасность, нужно избегать в общении

Б. Рекомендации, полученные перед встречей с детьми из детского дома от Иулиании Владимировны:

Труд, игры – основа времяпрепровождения (по факту трудовые задания частично выполняли, без особого интереса, с играми не получилось совсем).

Настольные, подвижные - любые, но побольше, дети любят играть.

Во что любят играть – выяснить какие их любимые игры (по факту – любят компьютерные игры, в другие и не играют).

Интеллектуальные ассоциации.

Жития святых для детей (их святых) – хорошо выбрать что-то из чтения, что относится к самим детям, например, жития их потенциальных или существующих Небесных покровителей (по факту действительно заинтересовало, пару вечеров часть девочек слушали житие перед сном, потом удалось поговорить).

Подарки – Прсв. Богородица, кулончики – очень хорошие небольшие подарки (по факту подарки порадовали).

На ночь, у костра – Джек Лондон, Всадник без головы, Робинзон Крузо (15 минут) – то есть читать что-то интересное, но прерываться по времени, даже если место интересное, чтобы была интрига на следующий раз.

Белухи – то, что кажется интересным нам, например, поход к белухам, может быть нагрузочным и не интересным детям, не нужно думать, что то, что нравится нам, автоматически нравится им, они другие, у них другие вещи, которые им нравятся (по факту никакие походы никуда не заинтересовали, не пошли даже на экскурсию по самому скиту).

Важно учится бесконфликтному общению, обращать внимание, что какие-то вещи меня радуют, а другого нет, вообще учится обращать внимание на другого, переводить внимание с себя (по факту конфликты были все время, в основном перепалки между воспитателями и детьми, частично между нами и детьми, частично - между о. Иаковом и детьми, попытки донести какие-то мысли “как правильно” реагировать и общаться и вести себя также воспринимались «в штыки»).

Читается текст для одной половины группы, другой половине текст пересказывает первая половина – научение делать что-то для ближнего.

Игра в ассоциации.

Игры на раскрытие – нельзя, плохо, если будет задействовано что-то, что может вызвать сильную эмоциональную реакцию, это потом может стать поводом для шуток со стороны других детей.

На память – футболки по ткани.

Лучше – если один ребенок может сделать футболку или другой подарок для другого.

В случаях, когда кто-то унижает или обижает другого – важно отреагировать на любое неправильное поведение, но не обидно, просто обозначить свои чувства относительно этого («Стоп! Я заметила, я переживаю, когда такое вижу»).

При позиции «Нас должны жалеть» – позиция взрослых «ну, и дальше что? Другой ситуации не будет, нужно учиться вырулить», то есть не поддаваться на манипулирование их положением, а учить их искать конструктивные выходы из любой ситуации.

Мы – не «свои в доску», важно, чтобы дети не привязались, но при этом были отношения.

 «Не могу обещать…» – не обещать того, что не сможешь выполнить (не сможешь приезжать, например, можно договориться писать друг другу или что-то, что посильно).

Жан Ванье – книги об общении.

Русский музей – картины «Последний день Помпеи», большие полотна, показать детям картины, дети рассказывают, что там происходит, а потом ведущий рассказывает сам.

Интрига!

Орешки – каждому выдаётся грецкий орех, не есть, съешь в последний день, увидеть, чем он отличается от других, кидают в общий котел, нужно найти свой, мораль – мы все разные – хорошо найти своего.

В. Записки девушки, занимающейся с детьми после школы.

Задача учителя на сегодняшний день, как он считает и ему так дают в сегодняшних Вузах, – выдавать материал в нужном объеме, а дошло до детей или нет, понятно или нет, – это уже учителя не интересует.

Самостоятельность запрещена. А как же подать так, чтобы было интересно и, чтобы ребенок запомнил? Ведь прочитать детям учебник может и не учитель.

Никто не учит работать с источником, материалом, но требуются проекты, которые в основном делают родители. И проекты выглядят хорошо, все – красиво, презентабильно, но все – поверхностно. И дети даже не понимают, о чем это и для чего (мишура). Главное – картинка красивая.

Когда я училась в колледже у нас было одно из первых заданий нарисовать фонтан, очень необычный, без проработки деталей. Мне было сложно абстрагироваться, я думала все время, что вода должна откуда-то подаваться и иметь выход. Так мне кажется сейчас все и происходит…

Дети все разные и некоторые могут нормально развиваться и в том, что есть, но их мало…

Я раньше думала, что педагоги старой закалки могут дать детям все по-другому, но пришла к выводу:

Отношение и качество его работы зависит от потребностей самого человека. Глубокий человек не сможет дать поверхностных знаний, он будет добиваться усвоения материала и возраст здесь не причем…

Формирует ли школа личность? Только на бумаге. Положительный эффект есть, если только родители участвуют в процессе воспитания и образования. У отличников тоже личность не может правильно сформироваться – мышление потребителя.

Никто не ставит конкретных целей, все размыто и не понятно.

Если раньше была задача служения, то сейчас в большем случае мы воспитываем грамотных потребителей.

Детей готовых заниматься служением, благотворительностью очень мало.

А те, кто и занимается волонтерством и благотворительностью, насколько они это делают бескорыстно, за идею??? Платят, фотографируют, а потом везде выставляют и пиарят себя…

Работодатели, директора хотят создать видимость, пустить пыль в глаза, а на самом деле не хотят ни чего развивать…, а многие и просто отмывают деньги.

Родители от собственной беспомощности выбирают из двух зол меньшее, находиться в собственной среде детям стало не безопасно, родители вынуждены запихивать детей в разные кружки. И больше – не с целью развить, а больше для погружения в другую среду, для общения и отстранения от информационного поля и двора. А еще – такое ощущение, что посещение максимального количества кружков ребенком стало «модным». Если твой ребенок посещает кучу кружков, то ты его, как позиционируется, всесторонне развиваешь. Но насколько это так по факту???

Мы запутались в целях нашего существования, гонимся за формой без содержания.

Дня матери раньше не было, но отношение к маме, уважение и любовь были. День матери был всегда,а сейчас столько пиара вокруг этого, а по сути???

Пример одного из бесполезных заданий в школе – это портфолио, учителя жестко требуют, и никто не понимает для чего оно нужно…потом они оказываются в макулатуре.

Что действительно работает в работе с детьми?

Искренность, живое общение, отношение как к взрослым, настоящая заинтересованность педагога в процессе (что я умею делать и делаю с удовольствием), сотворчество.

Что я делаю: дети хорошо откликаются на взаимодействие. Становлюсь с детьми на равных, делаю что-то вместе с ними, выступаю в роли модератора процесса, поддерживаю инициативу. Создаю вокруг детей среду, когда у них возникает желание у самих что-то делать.

Не просто рассказываю, как делать то или иное дело, но и сама делаю свою работу и параллельно помогаю, консультирую.

А иногда просто начинаю делать что-то интересное и они начинают проситься в процесс. Стараюсь максимально включить в процесс новые и интересные материалы и техники. Иногда разрешаю ничего не делать и мы просто разговариваем за чаем, это способствует еще более лучшему контакту.

Постаралась раскрыть ответы на вопросы, надеюсь получилось и все – понятно.

Еще такой момент, сейчас учителей загоняют в очень плотные рамки и сложно за них выйти, тем более если работодатель, директор – не глубокие и им нужно создать видимось. А еще учителя сейчас вынуждены заполнять столько разных бумаг, и они отнимают очень много времени и сил, у учителя не хватает времени на энтузиазм. Многие учителя сейчас про себя говорят «станочники», а еще говорят о том, что иногда в глаза ребенку посмотреть некогда, а классы с каждым годом становятся все больше и больше. В мои школьные годы в классах было по 25 учеников, сейчас же по 40…

Многие сейчас уходят на домашнее образование, но дети не умеют самостоятельно работать с материалом, искать то, что им нужно.

[1] Зинченко В.П. Алексей Алексеевич Ухтомский и психология (к 125-летию со дня рождения).

[2] Иоанн (Крестьянкин), архим. Преподобный Серафим Саровский чудотворец и его значение для русской религиозно-нравственной жизни того времени».

[3] См. ответ «Сновидения. Можно ли верить снам». К ответу можно прибавить ссылку на короткое сочинение святителя Игнатия (Брянчанинова) «О сновидениях» (из книги «Приношение современному монашеству»).

[4] Иоанн (Стеблин-Каменский), свмч. Письмо с Соловков // Дамаскин (Орловский), иг. Соловецкие Новомученики. Соловецкий монастырь, 2009. С. 201.

[5] Документальный фильм. ОРТ. Спезназ. Синал для «Рыси».

[6] «Господи, научи меня, – взмолился я. – Мои друзья, сотоварищи, слуги – всего лишь говорящие марионетки. Я держу их в руке и передвигаю по своей воле. Но не их послушливость мучительна для меня – я рад, если моя мудрость становится их достоянием. Мучает меня то, что они сделались моим отражением, и теперь я одинок, словно прокаженный. Я смеюсь, и они смеются. Я молчу, и они затихают. Моими словами, каждое из которых мне знакомо, говорят они, будто деревья шумом ветра. Только я наполняю их. Нет для меня благодетельного обмена, в ответ я всегда слышу лишь собственный голос, он возвращается ко мне леденящим эхом пустого храма. Почему их любовь повергает меня в ужас, чего мне ждать от любви, которая множит лишь меня самого?» [См. главу LXXIII из книги Антуана Де Сент Экзюпери «Цитадель»].

[7] «Собственно говоря, такое состояние мало чем отличается от помешательства.

Гордый – и в этой жизни пребывает в состоянии полной изоляции (тьма кромешная). Посмотрите, как он беседует и спорит: он или вовсе не слышит того, что ему говорят, или слышит только то, что совпадает с его взглядами; если же ему говорят что-либо несогласное с его мнениями, он злится, как от личной обиды, издевается и яростно отрицает. В окружающих он видит только те свойства, которые он сам им навязал, так что даже в похвалах своих он остается гордым, в себе замкнутым, непроницаемым для объективного» [Александр Ельчанинов. Демонская твердыня (о гордости)].

[8] Юрий Норштейн: чёлка Сечина, картофель Ван Гога и ср… Сити.

[9] Став диск-жокеем и «поболтавшись по ночным клубам мегаполиса» один диджей «быстро натаскался и набил руку». Достигнув определенного уровня мастерства, он «стал придумывать свои фирменные штучки». Он заметил, что каждую выходку в танцевальном зале можно развязать под конкретную мелодию. Для развязывания драки в ход шли композиции группы «Звери». Для истерики подходила песня «Я шоколадный заяц, я ласковый мерзавец». «Толпа начинала бесноваться через несколько секунд. Часто били кого-то под тот хит, который занял 1 место недели. … Самые изощренные конфликты происходили под современный рок… Под классику все приунывали и злились, требуя… крови!» [Николаев В.Н. безОтцовщина/ Документальная повесть. М.:СофтИздат, 2008. С. 101].

Тип: Соловецкий листок