Духовная жизнь. Духовная жизнь. Не ладится. Не получается соблюдать правила, шаг вперед и два назад
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  13.07.2021.



Говоришь: «Духовная жизнь не ладится. Не получается соблюдать правила, шаг вперед и два назад».

Хотел прокомментировать ситуацию о трудности духовной жизни. Шаг вперед, два назад и отсутствие постоянства.

Следующий ответ: «Духовная жизнь. Непостоянство в шагах духовного делания».

Духовная жизнь продвигается вперед не только тогда, когда мы соблюдаем какие-то правила, а когда мы чувствуем внутренний мир и уже идем за ним. Правила же служат укреплению нашего внутреннего мира, как бы создают основу для того, чтобы из плоскости эпизодической, перейти в плоскость постоянную.

Рассмотрим, пример пения. Когда настроение хорошее, погода ясная, небо прозрачное, то настроение поднимается и песня льется. Но когда профессионального уровня нет, то подобные моменты часто эпизодические, и зависят от погоды, от настроения. И не всегда есть возможность прийти к этому правильному звукоизвлечению.

А когда человек постоянно занимается, особенно с педагогом, проходит какое-то время, и, конечно, некий фактор нестабильности остается, но, по крайней мере, ему удается не фальшивить. Какой-то минимальный уровень звукоизвлечения у него получается уже держать.

Мне понравилась и другая аналогия. У одного из духовных авторов было сравнение, основанное на образе охотничьей собаки. Когда во время охоты она почувствует на зубах вкус крови, схватив зайца, то бежит за зайцем по оврагам, не обращая внимание, что колючки обдирают ей бока, а охотники кличут ее. Так же и люди, которые ощутили прикосновение благодати, могу совершать поступки, с нашей точки зрения, непонятные.

В книге «В горах Кавказа» рассказывается об одной монахине, которая еще в советские годы даже не знала, что такое храм, так как людям внушалось, что туда нельзя даже заходить. И однажды ее подруга предложила ей зайти в храм и поставить свечку, чтобы хорошо шли дела. И она внезапно ощутила некое веяние не от мира сего. И ей захотелось быть уже ближе к храму. Она пыталась вернуть то, что однажды почувствовала. Так постепенно она стала монахиней.

Конечно, смысл не в том, что все становятся монахинями и монахами, а в том, что все-таки не только правила важны, но важна и личная связь. И как раз совесть помогает нам прийти в такое состояние, в котором эта связь становится возможной. Если прислушаться к совести, то она все-таки выявит, что деятельная жизнь верующего человека не ограничивается только вычитыванием правил и посещением служб. От того, как ты ведешь себя со всеми людьми, зависит приживется ли в тебе это «веяние» или не приживется. Как говорит Симеон Афонский, одного косого взгляда достаточно, чтобы потерять благодать.

И здесь необходимо уже учиться искать возможности хранить и в своей профессиональной, и в социальной жизни какое-то равновесие, чтобы не терять связи со Христом. А к этому уже потом многое будет прикладываться само собой. Человек со временем ощутит, что это состояние не удержать, если ты регулярно не читаешь молитвенное правило. Оно помогает тебе не терять этот импульс движения.

Например, если колесо крутануть, то оно какое-то время крутится, а потом останавливается. Вот так же и у нас бывает импульс духовной жизни. Но окружающие нас внешние неурядицы, на которые мы реагируем, раздражаемся, гневаемся, как писал Иван Ильин, ложатся грузом и тянут нас вниз. И здесь, конечно, нужно, чтобы каким-то образом в ритме нашего дня были моменты, когда мы это колесо подкручиваем, чтобы импульс не угас, чтобы мы не были погребены под ворохом этой сумятицы.

И еще можно даже упомянуть мысль из проповеди Афанасия Лимасольского, которая называется «Открытое сердце Церкви». Он говорил, что было время, когда в Греции молодых людей пытались заманивать в храм: дарили теннисные шарики, а в храмах ставили удобные кресла, как в кинотеатрах. Но все равно отпадение людей от церкви шло все быстрее и быстрее. И тогда концепция такого заманивания была пересмотрена. И некоторым пастырям стало очевидно, что если помочь человеку найти эту живую связь со Христом, то людям, может быть, самим захочется молиться, читать духовные книги, вникать.

Если человека мотивировать только интеллектуально, то это может способствовать, чтобы он полистал какую-то небольшую простенькую брошюру, но побудить его читать что-то серьезное – вряд ли получится.

Но если эту связь «веяния» человек ощутит сам, то он уже будет читать и серьезные книги, вникать, прорубать эти смыслы. Вот об этом хотелось тебе сказать.

Когда небольшой огонек в душе есть, важно поставить вопрос, как его не потерять. Потому что, когда огонек гаснет, человек остается во мраке, и состояние это тоскливое. И тут уже встает дилемма, необходимость совершать какие-то шаги по сохранению этого огонька, даже если непривычно, трудно, а иногда и просто не хочется. И человек, вроде, и тоскует, и лежит на диване в депрессии, но сделать что-то в правильном направлении ему не хочется, не получается, нет времени. И здесь встает вопрос, какая внутренняя тенденция победит?

Если подытожить, то голос совести выведет, если только совесть не будет погребена под грузом поступков, которыми мы ее перечеркиваем: «молчи – слушать тебя не хочу». Она наберет силу и уже более-менее ясно будет человеку говорить, что делать в той или иной ситуации. Она будет подсказывать не только нравственные моменты, где человек поступил правильно или неправильно, а сможет так же подсказывать вообще, куда по жизни поворачивать, что предпринимать, что не предпринимать, есть ли перспектива или нет. Есть перспектива расширить и углубить, если слово перспектива применимо.

Подробнее в текстах и беседах цикла «Внешняя жизнь и мир мыслей», а также – в тексте «С чего начать христианскую жизнь».