-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 05.08.2021. |
Осуждающий, отказывающийся простить, затаивший обиду человек, становится не способным в полной мере усваивать Божественную благодать. А значит, становится открытым для врага рода человеческого, который начинает мучить тяжелыми, неотвязными мыслями. С помощью Иисусовой молитвы человек может развязать цепочку помыслов. Во время Иисусовой молитвы сосредоточиться необходимо на самой молитве, а не на тех мыслях, которые приходят на ум.
Вы писали о беспокоящих противоестественных мыслях и чувствах интимного характера. Вы даже считаете себя бесноватой, после того как в десятом классе были испуганы изнасилованием. Вы спрашиваете, как относиться к этим мыслям – как к беснованию или как к болезни?
Теории о бессознательных процессах слишком смутны, чтобы на них полагаться. В своих творениях психиатр Виктор Франкл указывал на многие несостыковки в этих теориях.
В учении Святых отцов мы имеем множество указаний, на основании которых возможно выстроить стратегию противодействия мыслям и чувствам нецеломудренного характера. Среди них есть суждение, что иногда натиск подобных мыслей попускается человеку вследствие осуждения и гордости.
Проверьте свою совесть. Не осуждаете ли Вы кого-то? Не держите ли в сердце неприязнь? Осуждающий, отказывающийся простить, затаивший обиду человек, становится не способным в полной мере усваивать Божественную благодать. А значит, становится открытым для врага рода человеческого, который начинает мучить (по выражению святителя Игнатия Брянчанинова – топтать) тяжелыми, неотвязными мыслями. Эти страдания будут продолжаться до тех пор, пока человек не смирится. В одном случае смириться – простить. В другом случае – что-то другое. Здесь требуется индивидуальный подход.
Вопрос, заданный Вами, обширен. О нем писал игумен N (схиигумен Гавриил Виноградов-Лакербая) в своей статье «О причинах неправильного сексуального поведения». Мысли отца Гавриила, а также мысли некоторых иных авторов приводятся в четвертой части статьи «Преодоление игрового механизма», отдельное название части – «Эротомания. Игровой психоз. Неконтролируемая приверженность».
На сайте Соловецкого монастыря в разделе «Пастырская страничка» подразделе «Беседы о проблемах личности» по Вашему вопросу могут быть полезны следующие опубликованные материалы:
– Несколько лекций из цикла «Зазеркалье» (27–30 – о инверсии, мыслях гомосексуального характера; 33-34 – о преодолении наплыва мыслей нецеломудренного характера).
– Отдельные лекции «Дети 404, гомосексуализм, ЛГТБ с точки зрения пастырского осмысления» (часть 1; часть 2).
– Лекция «Кто любит, тот любим» (некоторые аспекты тяги, влечения).
– Некоторые мысли не о инверсии, а, в целом, о тяге, о влечении см. в ответе «Любовная зависимость, зависимые отношения (также – о зависимом отношении в целом)».
***
В конце ответа Вы найдете тропари (краткие молитвы) Святым, которые в течение своей жизни побеждали влечения нецеломудренного характера. Попробуйте читать эти Тропари во время натиска описанных мыслей и, возможно, заметите некую поддержку.
Один человек, в котором просыпались гомосексуальные влечения, рассказывал, что нашел для себя выход – молился со слезами и только тогда эти влечения отступали. К ним можно относиться так же, как мы относимся к любым помыслам.
У каждого есть своя главная проблема. Одного человека беспокоят сильные позывы к объедению. Другой гнется под ударами гнева. Третий ненавидит. Четвертый хочет кого-то убить. Пятый гордится и т. д. В Вашем случае акцент на мыслях противоестественного сексуального характера. Здесь можно провести аналогию с методами борьбы с так называемыми хульными помыслами. В уме человека возникает брань (часто нецензурная) против Христа и Божией матери. В этом случае Святые отцы не советуют считать эти мысли своими. Если человек принимает их, как свои, т. е. происходящие из глубин его сознания, то рискует впустить их в себя и заразиться их ядом.
Известно Святоотеческое учение – о борьбе с помыслами. Сначала в сознании человека появляется просто мысль. Если человек обращает на нее внимание и начинает ее рассматривать, то постепенно к этому помыслу рождается интерес. Ум человека буквально пропитывается этой мыслью. Так рождается эмоция. Следом желание. Затем неудержимое желание исполнить помышляемое на деле.
В качестве аналогии возьмем уголек, попавший на одежду. Если его сразу стряхнуть, то он не прожигает ткань. Так же, когда нецеломудренная мысль падает в сознание, если замедлить и не предпринять никаких мер, то сознание уподобляется ткани, пропитывается помыслом и он (помысел) падает внутрь, зажигает сердце, а так же и все те физиологические системы, которые участвуют в интимной деятельности.
Святые Отцы говорят, что с помощью Иисусовой молитвы человек может развязать цепочку помыслов. Как только помысел попадает в сознание, человек тут же начинает творить Иисусову молитву и помысел не развивается дальше. Полноценное руководство об Иисусовой молитве оставил священник Антоний (Голынский). Он написал свой «Трактат об Иисусовой молитве и Божественной благодати» в середине 20 века в условиях гонений, когда другой духовной литературы получить не было возможности. Читая Трактат, стоит обращать внимание не на количество молитв, которые советует читать Священник Антоний (Голынский). Для мирянина такие объемы (тысячи сотворенных молитв) могут оказаться непосильными. Нужно уловить саму суть наставлений. Во время Иисусовой молитвы сосредоточиться необходимо на самой молитве, а не на тех мыслях, которые приходят на ум. Попробуйте и Вы приходящие мысли не развивать, а пресекать их с помощью Иисусовой молитвы.
В цикле бесед «Зазеркалье» есть также беседы об Иисусовой молитве (см. беседы 57-58). В кратком виде некоторые мысли цикла «Зазеркалье» приводятся в четвертой части цикла «Внешняя жизнь и мир мыслей».
***
На счет душевной болезни вопрос сложный. Хорошо бы пройти полную генеральную исповедь у опытного духовника. Исповедь – таинство, при котором человек встречается с Божественной благодать. Преподобный Порфирий Кавсокаливит говорил, что Божественная благодать освобождает человека от душевных травм.
О такой исповеди Соловецким монастырем была издана книга «”Победить свое прошлое: Исповедь – начало новой жизни». Электронную версию книги см. на сайте Соловецкого монастыря, в разделе «Пастырская страничка», в подразделе «Исповедь».
Уместен вопрос, что же исповедовать человеку, который чуть не стал объектом изнасилования? Когда человек говорит на исповеди о тех переживаниях, которые он испытывал даже когда-то давно, благодать, присутствующая в Таинстве, может исцелить его.
Тема преодоления последствия насилия (в том числе, сексуального) отчасти была озвучена в части 2.1 работы «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты» (отдельное название «Травматический опыт как некогда пережитая, воспроизводимая, изменяемая и преодолевая доминанта»; см. в этой части главу «Последствия насилия сексуального». В статье рассматриваются принципы формирования того, что мы можем назвать травматическим опытом, а также принципы его преодоления.
***
Кому можно молиться во время искушения страстью блуда?
Согласно полному тропариону (Полный тропарион. Книга II. М.: «Ставрос», 2003. С. 621-622) молятся:
В борьбе с плотской (блудной) страстью
Преподобному Виталию
Преподобному Мартиниану
Святителю Евфимию, архиепископу Новгородскому, чудотворцу
Мученице Фомаиде Египетской
Преподобной Таисии
Преподобному Моисею Угрину
Мученикам Хрисанфу и Дарии
В особенном бесовском нападении на плоть
Преподобному Иоанну Многострадальному
Преподобной Марии Египетской
Преподобной Сарре Египетской
В блудном сновидении
Своему ангелу хранителю
Тропарь святому преподобному Виталию, глас 8
В тебе, отче, известно спасеся еже по образу приим бо крест последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, приходит бо: прилежати же о души, вещи безсмертней: тем же и со Ангелы срадуется, преподобне Виталие, дух твой.
Тропарь преподобному Мартиниану Белоезерскому, глас 7
От юности, отче, избран и возлюблен был еси Господом Богом, Иже, провидя доброе твое произволение, научи тя приити к преподобному угоднику Своему, Кириллу всеблаженному, от негоже наставлен быв на путь спасения, в страсе Божии и чистоте душевней, в благоговении же и непрестанных к Богу молитвах житие твое непорочно прешел еси и ныне, со дерзновением предстоя на Небесех Престолу Христову отче Мартиниане всеблаженне, не престай моля Христа Бога спасти и помиловати души наша.
Тропарь святителя Евфимия, архиепископа Новгородского, чудотворца, глас 4
Избран быв Богови от юности,/ святителю Евфимие,/ и, сего ради архиерейства саном почтен быв,/ упасл еси люди, иже тебе Богом врученный;/ темже и по преставлении чудес дарования от Господа приял еси/ исцеляти различный недуги./ Того моли о нас,/ совершающих честную память твою,/ да тебе вси непрестанно ублажаем.
Тропарь мученице Фомаиде Египетской, глас 4
Агница Твоя, Иисусе, Фомаида, зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю, и Тебе ищущи страдальчествую, и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою; но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе. Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.
Тропарь преподобной Таисии, глас 8
В тебе, мати, известно спасеся еже по образу: приимши бо крест последовала еси Христу, и дающи учила еси презирати убо плоть, преходит бо: прилежати же о душе, вещи безсмертней: темже и со Ангелы срадуется, преподобная Таисие, дух твой.
Тропарь преподобному Моисею Угрину, глас 3
Другаго тя Иосифа, великий чистоты и целомудрия рачителю, всечестне и равноангельне Моисее, священными песньми восхваляюще, грешнии, молимтися прилежно: моли Христа Бога, яко да исцелит вся наша страсти и подаст велию милость.
Тропарь мученикам Хрисанфу и Дарии Тропарь, глас 4
Мученицы Твои Господи, во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе Бога нашего: имуще бо крепость Твою, мучителей низложиша, сокрушиша и демонов немощныя дерзости. Тех молитвами спаси душы наша.
Тропарь преподобному Иоанну Многострадальному, глас 8
В тебе, отче, известно спасеся еже по образу приим бо крест последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, приходит бо: прилежати же о души, вещи безсмертней: тем же и со Ангелы срадуется, преподобне Иоанне, дух твой.
Тропарь преподобной Марии Египетской, глас 8
В тебе, мати, известно спасеся еже по образу,/ приимши бо крест, последовала еси Христу,/ и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней.// Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Марие, дух Твой.
Тропарь преподобной Сарре Египетской, глас 8
В тебе, мати, известно спасеся еже по образу: приимши бо крест последовала еси Христу, и дающи учила еси презирати убо плоть, преходит бо: прилежати же о душе, вещи безсмертней: темже и со Ангелы срадуется, преподобная Сарре, дух твой.
Тропарь Ангелу Хранителю, глас 6
Ангеле Божий, хранителю мой святый,/ живот мой соблюди во страсе Христа Бога,/ ум мой утверди во истиннем пути,/ и к любви горней уязви душу мою,/ да тобою направляем,// получу от Христа Бога велию милость.