-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 07.08.2021. |
Удержать свой ум от «сползания» в состояние охваченности страхом можно только по благодати Божией. Сосредоточение на духовном, а также на историях людей, явившим в трудные времена высоту христианской жизни, поможет выстоять в трудные времена. Только те, кто способны посмотреть на реальность не с позиции эгоизма и страха, а с позиции любви и веры, могут проложить иные жизненные маршруты, иначе организовать сферу земного бытия, не войти в этот циклически повторяющийся процесс войны всех против всех.
Данные ответы были предложены частным лицам на их частные вопросы и не претендуют на полноту и всеохватность. Речь идет скорее о коротких («на коленке написанных») записках, чем о полномасштабном тексте. Вопросы были предложены в связи с темой страха перед вирусом и эпидемией. Ответы построены, в основном, на материалах лекций и текстов иеромонаха Прокопия (Пащенко).
ВОПРОС 1: Как не поддаваться массовому страху и сохранить надежду на лучшее?
ОТВЕТ 1: Удержать свой ум от сползания в состояние охваченности страхом можно только по благодати Божией.
В слове 49-ом преподобный Исаак Сирин пишет – есть Промысл Божий, действием Которого тело, готовое подвергнуться вреду, «охраняется среди сопротивного ему и не преодолевается тем». Тот, кто опирается на Божественную Премудрость и возлагает свое попечение на Бога, а также заменяет свои помышления («думки» бесконечные на тему того, как и что будет) Его Промышлением, тот при условии молитвы может сподобиться дара Веры (см. слова святителя Игнатия (Брянчанинова): «На встречу всем помыслам и мечтаниям говори: «Я всецело предал себя воле Бога моего, и потому нет для меня никакой нужды разглагольствовать, предполагать, предугадывать, ибо Господь близ“»).
Тогда появляется у человека некая сила, «ощутив которую в себе, многие идут в огонь, и не боятся, и, ходя по водам, не колеблются в помысле своем опасением потонуть, потому что вера укрепляет душевные чувства, и человек ощущает в себе, что как будто нечто невидимое убеждает его не внимать видению вещей страшных и не взирать на видение, невыносимое для чувств».
Слова о том, что человек может взирать на видение, невыносимое для чувств, можно отнести и к теме нынешних страхов, продуцируемых сообщениями о вирусе. В слове 79 преподобный Исаак пишет также, что если человек начинает гордиться, то у него отнимается сила терпения, и он начинает бояться всего. Если переложить некоторые мысли этого слова на современный язык, то можно сказать, что помимо прочего речь идет о тревожной депрессии. Тот, кто почитает себя мерилом всего и центром Вселенной, вследствие гордости лишается Божественной помощи и начинает уничтожаться собственными страхами.
Для укрепления в вере можно почитать книгу протоиерея Михаила Труханова «Первые 40 лет моей жизни», в которой повествуется, как Промысл Божий хранил его в годы гонений. Отец Михаил во времена тотальных репрессий и гонений за веру был ввергнут в заключение, в котором провел 15 лет. Не раз он находился в условиях, к которым применима современная формулировка – «несовместимы с жизнью». Но он был храним (о нем рассказывается в третьей части цикла лекций «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря», в пункте 13 – «Не на князей надежда. Протоирей Михаил Труханов – взгляд на скорби с положительной стороны. Скорби и отношение к ним»).
Об этой книге идет речь, в частности, во второй беседе из трех, объединенных общим названием «Внешняя жизнь и мир мыслей». Во второй беседе приведена мысль, что Господь может, не изымая из скорбных обстоятельств существования, дать путь в жизни человеку на том месте, где он находится. То есть в жизни человека может проявиться какой-то просвет, перспектива, даже если они теоретически в данных обстоятельствах не предполагались и даже не мыслились. Дело обстоит совсем не так, как думают некоторые: человек верит, и его вера воспринимается как некая интеллектуальная игра. Вера – активна. Человек с молитвой полагается на Господа, и Он откликается на веру человека реальной поддержкой.
Бывает, что дается массив информации, и с каждым новым штрихом отношение к этому массиву может кардинально измениться. Кто-то казался, например, из «медийных» личностей добрым, вдруг – новый вброс информации и «вчерашняя доброта» представляется коварным притворством. Новый вброс – и «коварного притворства», оказывается, не было, а была лишь оклеветанность недругами. Новый вброс – оказывается, что «медийный персонаж» подстроил оклеветанность, чтобы скрыть свое «коварное притворство».
Если по благодати ждать решения от Господа, то Он явственно может просветить, как поступать.
Общая идея трех бесед: чтобы быть способным к удержанию в себе Божественной благодати, человек должен в определенном ключе структурировать свою жизнь. Часть 1: аудио; видео, Часть 2: аудио; видео, Часть 3.1: аудио; видео, Часть 3.2: аудио; видео.
Кому-то может показаться, что Вера – это нечто эфемерное и легкомысленное. Такая мысль неверна. Вера – активна, чтобы быть способным жить по вере, нужно двигаться по жизни в определенном ключе.
В Евангелии сказано, что люди будут издыхать от страха ожидания того, что грядет на вселенную. Разобраться во всем происходящем чисто по-человечески – вряд ли возможно. Появилась информация, она кажется логичной. Вдруг появилась другая, и в ее логичности нет сомнений. Разные точки зрения сталкиваются между собой, порождая хаос, а человек лишается опоры, начинает входить в состояние паники.
Если есть внутренняя жизнь, то человеку присущ некий благодатный огонёк, свет которого разгоняет тьму. При наличии этого огонька у человека появляется какая-то ориентация в море информации, ему многое становится понятным. Помимо прочего, о этом шла речь во второй части статьи «Подводная часть айсберга: о соблазне церковного РАСКОЛА», в главе «Информационные потоки и трансформация сознания».
Стоит обращать особое внимание на опыт христиан, имевших опыт противостояния переживаниям, которые, у «среднестатистического человека» должны (по идее) возникать при гонениях, потере имущества, ссылке и прочем. Еще пример такой книги – дневники преподобного Никона (Беляева), которые могут издаваться с разными названиями, но одно из названий которых – «На Господа возвергаю надежду».
Алексей Арцыбушев в книге «Милосердия двери», описывая своей опыт заключения, перенесенный в годы масштабных репрессий. Он лагере работал фельдшером в инфекционном бараке. Снабжение было на таком уровне, что ни лекарств, ни средств защиты практически не было. При всем этом он ничем не заболел. Речь не идет об отказе от средств индивидуальной защиты, но в жизни не все происходит так, как описано в учебниках.
***
ВОПРОС 2: У меня истерика за истерикой от происходящего. Моя психика не справляется с этим моральным издевательством. Помимо уныния, возникла апатия к жизни. К сожалению, я сейчас даже не способна читать лекции и слушать. Помолитесь обо мне, пожалуйста, чтобы Господь меня помиловал, потому что я не могу не унывать, не гневаться, не осуждать. Я даже поесть не могу себе приготовить, могу только реветь от этого ужаса.
ОТВЕТ 2: Хорошо бы читать «Чин пения 12 избранных псалмов», даже, если «не читается».
Необходимо изо всех сил стараться не осуждать. Осуждающий не может целостно воспринимать ситуацию, так как сознание смещено в сторону какой-то персоны.
Вспомните, как вороны у собаки еду отбирают? Собака стоит над миской. Подходит ворона и ходит рядом-рядом, провоцируя ее. Собака не выдерживает, бросается. Другая ворона тем временем быстро что-то выхватывает из миски. Собака – за ней. И тут первая – к миске. Если бы собака меньше бы думала о воронах, миску бы не растащили.
Это личное мнение, не претендующее на полноту изложения. См. беседы «Вера, любовь vs эгоизм, страх, паника» (часть 1; часть 2; часть 3).
***
ВОПРОС 3: Много разговоров про бессимптомную пневмонию, как люди внезапно задыхаются. Даже супруг стал этого бояться. Я с упованием жила, да и бояться устала. Вы писали: «Ни в коем случае не пускай мысли на самотек. Можно сойти с ума, если бесконтрольно думать о всем этом». На чем сосредоточиться?
ОТВЕТ 3: На чем сосредоточиться? – вопрос не очень верен.
Должен быть режим дня (даже в выходные, нерабочие дни): время молиться, кушать, ложиться спать. Не надо бояться, скучно не будет. Наоборот, дни будут проходить динамично.
Как и с другими страстями – ни минуты не проводить праздно. Смысл не в постоянной работе и суете, нужен и отдых (если есть потребность). Только важно, избегать «лежания на диване с бесцельным созерцанием потолка или просмотром ТВ». Важно, чтобы человек сам решал, что и когда посмотреть, а не безвольно вовлекался в поток хаотичных мыслей и желаний. Тогда с Божией помощью появляется некий ресурс для сопротивления наплывам страха.
Можно провести некую параллель между сопротивлением наплывам страха с сопротивлением мыслям о наркоупотреблении. В цикле «Что делать и как жить» проведены беседы, имеющие отношение и к данной ситуации: «3. Чтение и молитва. Отгоняются страсти, забывается прошлое», «4. Как начать. Непреодолимость желания. Навязчивые мысли. Режим. Общение. Найти себя».
С паломниками так же была разобрана тема неуправляемых состояний. Родились такие два ответа: «Ревность. Что делать, если ревность начала давать о себе знать», «Любовная зависимость, зависимые отношения (также – о зависимом отношении в целом)».
Из всего массива информации на тему эпидемии, наиболее запомнились мысли из статьи «ЧТО О КОРОНАВИРУСЕ ГОВОРИЛИ СВЯТЫЕ ХХ ВЕКА?» Беседа с архиепископом Феодосием (Снигирёвым).
Сосредоточьтесь на духовном, а также на историях людей, явившим в трудные времена высоту христианской жизни. Некоторые мысли из книги «Мученики Ленинградской блокады» (рекомендуем к прочтению) вместе с иными свидетельствами людей, переживших блокаду Ленинграда, приводятся в статье «Преодоление травматического опыта: Христианские и психологические аспекты», в части 2.3, которая имеет отдельное название «Вера и любовь как иммунитет, защищающий от “сползания” в “воронку” паталогической доминанты».
Несколько слов из предисловия к части 2.3: «Несколько месяцев карантина и самоизоляции, пережитые людьми во время эпидемии коронавируса, буквально поставили многих на грань психического срыва. И, причем, люди находились дома, у многих были холодильники с едой, душ, возможность звонить другим, общаться, изучать мир пользуясь средствами связи. У людей же, поставленных в условия блокады, ничего из перечисленных возможностей на протяжении почти что трех лет не имелось.
Книга, написанная теми, кто пережил блокаду будучи детьми, переворачивает популярные представления о травматическом опыте. Исходя из популярных представлений, чуть ли не все проблемы человека объявляются «родом из детства». Чуть ли не все проблемы объявляются проистекающими из травмы, которую человеку в детстве нанесли, как заявляется, его родители. Причем нередко эта концепция применяется в тех случаях, когда родители действительно старались делать все возможное, чтобы ребенок рос здоровым и счастливым.
Да, травма, полученная в детстве, может действительно иметь огромное влияние на жизнь человека. Но только в том случае, если жизнь человека лишенной конструктивной доминанты. Травматический опыт перемалывает человека если в его жизни нет ни мировоззрения, ни ценностей сквозь призму которых он мог бы взглянуть на опыт прошлого и переработать его».
***
ВОПРОС 4: То, что происходит, напоминает описанное в антиутопиях, например, в романе Замятина «Мы». Олдос Хаксли, тоже написавший антиутопию, был, говорят, родным братом масона, который ему, наверняка, рассказала о планах.
ОТВЕТ 4: Есть некая глубокая неправда в разговорах о масонах. Конечно, тайные общества есть, но, упоминая о них (к месту и не к месту), люди упускают из вида, что невыносимую жизнь создаем мы сами. Руководствуясь эгоизмом, и без посредства масонов сильные начинают подавлять слабейших.
Например, Александр Гезалов в книге «Соленое детство», описывает свою жизнь в детдоме. Автор упоминал, что старшие ребята терроризировали младших, а некоторые воспитатели терроризировали всех. Люди, руководствующие в жизни эгоизмом, способны ли создать форму жизни, не основанную на насилии? См. подробнее часть 6-ую статьи «Мировоззренческий сдвиг – детонатор наркотического “бума” и распада общества»?
Происходящее на микроуровне в семьях, детдомах, школах, компаниях, происходит и на макроуровне. Люди обозлены и разобщены, а во время карантина эта внутренняя язва просто обострилась и вышла наружу.
В годы репрессий каждый подозревал в ближнем врага и шпиона. Страх разобщил людей перед возможными доносам, теперь причина разобщения – страх заразиться друг от друга.
Раньше, чтобы сломать человека, его изолировали от окружающих, объявляли врагом народа. Теперь люди сами рвут все социальные связи, порабощаясь паническому ужасу перед вирусом. Опыт людей, выживших в экстремальных обстоятельствах, показывает, что жизненно необходимо – сохранить социальные связи (см. указанную часть 2.3 работы о преодолении травматического опыта).
Только те, кто способны посмотреть на реальность не с позиции эгоизма и страха, а с позиции любви и веры, могут проложить иные жизненные маршруты, иначе организовать сферу земного бытия, не войти в этот циклически повторяющийся процесс войны всех против всех.