-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 30.12.2021. |
Духовная культура, основанная на Православии – фундамент для психологического выживания. Собственный ритм (духовные часы), правило, рукоделие (как средство против праздности), чтение Писания, помощь другим создают иммунитет от навязанной внешней обстановки и расчеловечивания.
Предыдущий ответ – «Убийство. Находящемуся под следствием о покаянии и сохранении человеческого облика».
Ты спрашиваешь, как сохранить человечность в условиях заключения.
Тебе осталось еще несколько лет сидеть в тюрьме. То, что можно сказать о покаянии, в принципе, тебе известно (имею в виду совершенное преступление). Но не эту тему хотел сейчас поднять. Основная задача остаться человеком за эти годы. Очень хорошо, что ты стал заниматься резьбой. В то время, когда руки будут заняты, ум станет обдумывать рисунок, который нужно в резьбе воплотить. Можно сказать, что ты будешь, как человек жить. В другое время тебя окружает коллектив известных людей, однообразная обстановка, череда будней.
Специфика погруженности человека в однообразную жизнь заключается в том, что при отсутствии внутреннего источника движения, думы начинают вращаться в двух плоскостях. Во-первых, обдумывание окружающей обстановки (пересчитывание гвоздей в полу, трещин в стене и т.д.). За счет того, что окружающая обстановка очень однообразна, она не дает человеку пищу для «творческого» обдумывания информации. Мышление становится плоским, единообразным, таким, как убогая внешняя обстановка.
Вторая плоскость: человек начинает «обсасывать» свои страхи, сожаления, неудачи, потери, падения. Весь этот внутренний кошмар превращается в настоящий ад. Некий выход со знаком минус состоит в том, что мышление у человека начинает деградировать. Происходит (в плохом смысле слова) адаптация к окружающей обстановке. Уплощаются, а затем и вовсе пропадают высшие интересы. Весь мир начинает вращаться вокруг какого-то мелкого факта (например, возможность попить чая, съесть конфетку).
Пример такого уплощения человека показан в рассказе Солженицына «Один день из жизни Ивана Денисовича». Герой был очень трудолюбивым человеком. Он старался даже в условиях каторжного труда выполнять свою работу хорошо. Солженицын детально описывает, как Иван Денисович даже с определённым риском для себя, сохранял инструмент. В одном из эпизодов герой с большой заботой припрятывал хороший мастерок, чтобы следующий раз качественно вывести стену. Но, несмотря, на какие-то положительные качества, внутренний мир Ивана Денисовича вращался вокруг дополнительной миски баланды, которую срезал (получил некой хитростью сверх установленной пайки). Тюрьма составляет весь мир такого человека.
В концлагерях была категория заключённых, которых называли «стариками». Это люди, в которых умерла мысленная деятельность. Они полностью переключились на регламент, навязываемый извне. Происходящее в лагере, стало единственным содержанием их жизни.
Чтобы тебе не утратить человеческое лицо, необходимо цепляться за всё то, за что только можешь зацепиться. Если проанализировать опыт людей, побывавших в концлагерях, можно сказать, что духовная культура, основанная на Православии, выстраивает фундамент для психологического выживания. Если у тебя нет возможности читать Евангелие и Псалтирь, читай Псалмы на память во время работы. Твори Иисусову молитву, уподобляясь в этом делании аскетам. Примечательно, что аскеты жили в убогой обстановке. Келия стояла в пустыне. Они плели веревки из пальмовых листьев. Окружающая среда не изобиловала сигналами, образами, которые могли бы стимулировать мозг. Тем не менее, они не деградировали, потому что свое сознание стимулировали иными сигналами: смыслы, почерпнутые при созерцании окружающего мира; внутреннее делание по очищению себя от страстей. То есть перед ними всегда стояла актуальная задача. Например, факт уныния – повод для борьбы с ним. Им было всегда что делать, даже если внешняя обстановка им не предоставляла «повода» для занятия.
Этой теме посвящена статья, подготовленная на основе доклада «Интеллектуальная деятельность как стратегия выживания в условиях тотального давления» и вторая часть статьи: «Остаться человеком. Офисы, мегаполисы, концлагеря» (отдельное название второй части – «Внутренний источник движения»), где озвучены некоторые мысли на счет деградации, поисков путей выживания и внутреннего источника движения. Иисусова молитва может быть таким источником. Или работая, ты должен помнить, что Господь рядом. Святые отцы называют это памятью Божией. Она заменяет молитву. Насколько это возможно следуй своему режиму. Есть такое выражение – биологические часы, но у христиан есть часы духовные, если можно так сказать. Если у тебя есть духовный ритм, старайся его не терять. Когда человек теряет собственный ритм, он незаметно переключается на ритм, навязанный средой, а затем и вовсе становится продуктом среды.
Ведь важно не просто отсидеть положенный срок, но выйти человеком, суметь каким-то образом наладить свою жизнь, сберечь человеческие качества. В своих поступках руководствуйся Евангелием, хотя над Евангелием кто-то может смеяться.
В частности, Ефросиния Керсновская, которая в годы гонений прошла через лагеря, рассказывала, что один человек учил её ни с кем не делиться (то есть учил ее волчьей жизни). И хотя жизнь не опровергла ни одним из постулатов, предложенных этим человеком, тем не менее, она не усвоила те наставления и продолжала руководствоваться своим принципами. Кстати, поэтому она и выжила. Может быть, кому-то казалось смешным, что она, будучи голодной, делилась. Но когда люди умирали от истощения и пеллагры, она каким-то образом сумела избежать разрушительных для организма последствий голода. Пеллагра – это последствие предельной степени истощения и авитаминоза. Ситуация развивалась таким образом, что всё-таки выживала. Как-то охранник проявил насилие над одной заключенной (речь шла о не сексуальном насилии, а о физическом), Ефросиния Керсновская выхватила у него винтовку. Это было ЧП. Но охранник оставил ее в живых, так видел, что ее пальцы стерты в кровь от мытья пола в их казарме. События, которые казались ей плохими, потом приводили её к выживанию. Конечно, здесь проявлялся Промысел Божий. Она была верующим человеком и свидетельствовала о Божественном вмешательстве в её жизнь.
Не знаю если у вас в библиотеке такие книги: Ефросиния Керсновская «Сколько стоит человек», Алексей Арцебушев «Милосердия двери», Иван Солоневич «Россия в концлагере», Борис Солоневич «Молодежь и ОГПУ», Юрий Бессонов «26 тюрем и побег с Соловков». Книгу «Отец Арсений» ты читал. В перечисленных книгах показано, как люди сохраняли в себе человеческое.
Ещё один момент. Сохранить человеческое, это не значит сохранить только для себя. Помогая другим сохранять в себе человека, в то же время будешь сохранять себя самого. Помогаю другим восстановиться в человеческом достоинстве, ты поможешь и себе. Речь не о том, чтобы ходить с чопорным видом. С христианской точки зрения (как писал богослов Лосский) человек неопределим внешними импульсами, поступающими со стороны (климат, историческая обстановка), но неопределим и внутренними импульсами. На нас давит иногда темперамент, чувство голода. Возможность подняться над всеми этими импульсами, и не определяться ими, в этом и заключается христианское достоинство. Помогая людям остаться людьми, ты и сам с Божией помощью сможешь остаться человеком. Речь идет не о навязывании другим своей помощи, долгих разговорах и проповедях. Ситуация подскажет. Если ты живешь с Богом, Промысл предоставит ситуацию для помощи другому человеку. Иногда бывает достаточно одного участливого слова, взгляда без укоризны, движения сочувственного сердца. И вот человек чувствует, что ты его не призираешь, душа его оттаивает, а его благодарный взгляд поддерживает и тебя.
Как говорил прп. Серафим Саровский – то, что мы делаем по заповеди Спасителя, приобщает нас к благодати Святого Духа. Сохраняя ее (Благодать), мы начинаем тем самым вырабатывать в себе массу навыков, которые не завязаны на внешнюю среду. Мы приходим к деланию, помогающему нам остаться людьми – самостоятельная деятельность ума, собственный ритм жизни. Но вокруг чего его устраивать? Стремясь найти искру, пытаясь измениться (если в результате ошибок искра утеряна), ты всегда находишься в движении, в хорошем смысле слова. Ты не замыкаешься на текущую обстановку. Ты все видишь, чувствуешь, понимаешь и осознаешь, но с другой стороны имеешь собственный взгляд на всё происходящее. Этот самый собственный взгляд не связан с гордыней, чопорностью. Те, кто пытаются сохранить идентичность в условиях заключения через гордыню (считают себя уникальными), со временем перестают что-то понимать и уже не способны совершить шаги, помогающие им выжить.
Некоторые подобные моменты в отношении людей с чувством собственной исключительности, отражены в книге Бруно Беттельгейма «Просвещенное сердце». Им рассмотрены психологические аспекты жизни человека в концлагере. Кто-то, чтобы не быть перемолотым окружающей обстановкой, уходил в грёзы, погружался в свой вымышленный мир (кстати, погружением в грёзы может стать и резьба). То есть человек совершает бегство в некую деятельность, при этом перестает ориентироваться во внешней обстановке. В одном случае резьба вовлекает весь ум человека и тогда это не лучший вариант. В другом, рукоделие – средство преодоления праздности. В состоянии праздности мы наполняемся деструктивными мыслями. Некоторые из святых отцов говорили (мысль озвучена в отношении монашествующих, но применима и к мирянам), что с монахом, находящимся в праздности, борется несколько демонов и удобно его побеждают, а с человеком, занятым рукоделием, борется только один демон, монах этого демона удобно побеждает. Если человек ничем не занят, ум его находится в праздности и запутывается в лабиринте несходных помыслов.
Когда мы рукоделие воспринимаем, как средство для сохранения связи со Христом, оно гармонично встраивается в наш ритм жизни. При этом деформации и переключение внимания не происходит. Ведь смысл зависимости – гиперфиксация на одной деятельности с угнетением других сторон человеческой личности. Когда ты будешь искать пути сохранения Божией искры, у тебя сформируется своя точка отсчета. Даже жесткая регламентация, отсутствие внешней информации, не лишит ум иммунитета против регрессий. Даже сидя в темной комнате, тебе всегда будет чем заняться, куда направить свое внимание. Ты можешь читать правило из Иисусовой молитвы (при отсутствии четок просто зажимай пальцы). Если ум начинает наполняться нехорошими мыслями – с ними борись. У тебя всегда есть ради чего бороться – сохранить свой ум в связи со Иисусом Христом. Это делание убережет тебя от расчеловечевания.
P.S.Если тебе приходится молится в камере при шуме и звуке телевизоров, вспоминай наших предков – христиан, в годы гонения брошенных в тюрьмы не за преступления, а за то, что не стали отрекаться от веры. Молились среди шума и тюремной жизни. Только не раздражайся на сокамерников, что шумят и не дают молиться, постарайся обойтись без злобы. Будешь раздражаться – не сможешь молиться.
Ты писал, что читаешь три кафизмы. Читай хотя бы одну. Общий смысл наставлений духовных наставников: лучше малое правило, но регулярно исполняемое, чем большое, но которое бросают.