-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 25.01.2022. |
Образ жизни, когда вся психофизическая полнота человека устремлена к связи со Христом (чтение Евангелия, участие в Таинствах, конструктивные привычки, режим дня и молитвенное правило) позволяет приобщиться и быть защищенным Божественной Благодатью. Те, кто не знает Истинного Бога, но хранит свою совесть, так же хранимы Им. Картина мира, система навыков, ориентированная на Истину дают человеку способность отклонить желание пойти в русле страсти (когда страсть еще на подходе) или не впасть в состояние охваченности.
Вы спрашивали про панические атаки. Первые Ваши панические атаки были связаны с определенными причинами.
Панические атаки можно условно подразделить на три типа. Одни из них обусловлены медицинскими предпосылками. Другие являются следствием возбуждения доминанты (психическое возбуждение в нейрофизиологии называется возбуждение доминанты). Третьи – воздействие инфернальных сил. На счет третьего пункта. Люди, считающие себя атеистами, так же и люди, занимающиеся наукой, склонны отрицать существование инфернальных сил. Это вопрос дискуссии. На самом деле ученые, говорящие о чистоте науки, не готовы к диалогу, когда дело касается моментов, выходящих за рамки их привычной осведомленности. В честной научной дискуссии побеждает тот, чья аргументация более обоснованная и развернутая, кто не только может опровергнуть оппонента и доказать свою точку зрения, но и предоставить адекватную картину, учитывающую как частные случаи, так и общее понимание вопроса. Одного голого отрицания мало. Необходимо развернутое адекватное описание процесса (например, множественные личности или феномен панических атак).
В первую очередь панические атаки рассматриваются, явление физиологического плана. Это никто не отрицает. Здесь можно вспомнить фразу одного современного автора «Хорошо, но не достаточно». Физиология имеет место быть, но только лишь одной ссылки на нее не хватит. Иногда панические атаки связывают с нарушениями в работе сердца. Кто-то считает, что это не долеченный гайморит. Имеются указания, что паническая атака может возникнуть в результате напряженного ожидания чего-либо или длительного страха перед чем-либо. Безусловно, медицинский аспект от инфернального отличается. Паническая атака, происходящая по физиологическим причинам, не сопровождается суицидальными мыслями и прочими ужасами, которые заполоняют голову. Человек может столкнуться с удушьем, страхом, но не со смертельным ужасом, от которого «шевелятся волосы».
Второй момент. Приходит в возбуждение очаг в коре головного мозга. Возможно, он (очаг) был сформирован следствие проживания человеком травмирующей ситуации, насилием. Вот, например, человек попадал на самолете в воздушную яму. Сейчас, по прошествии нескольких лет, на улице он видит огонек, напоминающий сигнал самолета. Мысль начинает вращаться вокруг данной тематики и через некоторые ассоциации переходит к воспоминаниям о происшедшем. Вновь приходит в движение тот комплекс переживаний, который был сформирован во время падения в воздушную яму. То есть ассоциация послужила кнопкой, запустившей процесс воспроизводства переживаний, сформированных в критической ситуации.
Каким образом человек может перестраивать и преодолевать такого рода доминанты говорится в части 2.1 и дальнейших частях статьи «Преодоление травматического опыта. Христианские и психологические аспекты». В части 2.1 есть раздел «Травматический опыт, доминанта и панические атаки (кратко)».
Этот является комментарием к циклу одноименных бесед. В частности, в беседах с 10 пункта речь идет о феномене посттравматического роста. Некоторые люди, испытав травмирующие переживания, становятся сильнее и мудрее.
Исходя из описания Ваших двух историй можно предположить, что речь идет о третьем моменте (третьем типе атак). Первая паническая атака возникла после связи с молодым человеком (речь не шла о браке). Вторую, когда приняли решение отмечать Хэллоуин.
Человек может защититься от инфернального мира, когда приобщен к Божественной Благодати. Не все люди на земле приобщены к Церкви. До тех пор, пока человек хранит свою совесть, пока следует законам, которые Творец положил в основу Мироздания, он храним Богом. Люди, читающие Евангелие, принимающие участие в Таинствах, в полноте могу приобщиться к Божественной Благодати. Те, кто не знают Истинного Бога, но хранят свою совесть, то они хранимы Им (как было сказано). Когда же человек принимает решение переступить через голос совести, он выходит из-под покрова охраняющего его Божественной Благодати и, естественно, сталкивается с неприятными для себя последствиями.
В конце текста «Преодолеть отчуждение (часть 4)» приведены несколько мыслей, как именно хаотизация интимной сферы приводит к столкновению с инфернальными последствиями. В частности, светский неверующий психиатр Антон Кемпинский писал, что подростковая депрессия (которую нужно еще уметь отличить от шизофрении) может быть связана с ранними половыми контактами. Будучи неверующим психиатром и честно фиксируя этот факт, он пытается объяснить его с позиции психологии (его доводы кажутся неубедительными и здесь они не будут приведены). Важно, что он регистрирует сам факт.
(В нескольких частях текста «Преодолеть отчуждение» и в двух частях одноименного цикла бесед разбирается тема депрессии и не только она).
Для христиан ситуация понятна. Заповедь «не блуди» («не прелюбы сотвори») указывает на направление мысли. Чтобы быть блаженным и в этой жизни, и в будущей, следует уклоняться от блуда. Интимные отношения супругов в браке не являются чем-то разрушительным. В браке супруги общаются не только на интимном уровне (если мы говорим о настоящем браке, который был совершен по любви), но соприкасаются друг с другом и другими точками – переживают совместно радость и горе, рожают детей, воспитывают их. Интимная сфера не выделяется в сферу изолированную, не становится аддикцией. Когда отношения происходят вне брака, тогда интимная сфера быстро выделяется в некий изолированно существующий процесс. Ум человека заполняется соответствующими образами, а гиперфиксация в одной области происходит за счет угнетения всех прочих сторон. Ум человека, наполненный хаотическими образами страстного характера не способен соприкасаться с Божественной Благодатью. Такой человек становится уязвимым (и не только для инфернальных сил). Люди, вступающие в хаотизированные интимные отношения, как написано в Катехизисе, составленном епископом Александром (Семеновым-Тян-Шанским), становятся неразборчивыми в отношениях вообще. Такие люди теряют способность контролировать свои эмоциональные реакции. В конце 4 части статьи «Преодолеть отчуждение» приводится и рассказ одной девушки, к перенесшей после такого хаотизированного контакта приступ шизофрении. Все люди начали казаться ей инопланетянами. Выход из ситуации состоял и в пересозидании всего образа жизни.
По поводу Хэллоуина говорить, в принципе, и нет нужды. Само действие, связанное с активацией образов нечистой силы уже неким образом вводит их присутствие в наше сознание. Конечно, не все люди после подобного испытывают панические атаки, но не все и эмоционально погружаются в действия, связанные с Хэллоуином. Некоторые относятся довольно прохладно, даже из участников. А кто-то страстно желает погрузиться, соприкоснуться с перевоплощением в образ ведьмы или вампира.
Человек открывается как для инфернального мира, так и для манипуляторов и злоумышленников в основном двумя путями. Во-первых, гипервозбуждение, экстатические практики и танцы, фанатское боление и подобное. Во-вторых, торможение коры головного мозга (медитативные практики, психоактивные вещества тормозящего спектра, вхождение в состояние апатии и так далее). Крайности смыкаются при развитии двух процессов – гипервозбуждения и торможения. Человек перестает принадлежать себе, теряет способность контролировать сознание. Термин «контроль» здесь употребляется не в смысле современных тренинговых практик, пропагандирующих идею тотального самоконтроля. Человек перестает понимать, что с ним происходит. В момент гипервозбуждения, экстаза или в момент торможения коры головного мозга, человек не хозяин тому, что происходит в его голове. Мысли приходят в его голову сами.
Выход из склонности впадать в состояние охваченности паническими атаками состоит в построении картины мира, система навыков, ориентированных на соприкосновение с Божественной благодатью. С Благодатью мы соприкасаемся, участвуя в Таинствах. Но после Исповеди и Причастия мы довольно быстро можем потерять полученный мир души, если начинаем ругаться, напиваться и прочее. Человек ставит раз за разом вопрос – почему я потерял внутренний мир? Сегодня поругался. На следующий день, может быть, он придет к мнению, что допустимо смотреть не более двух фильмов за раз (если уж считает, что фильмы надо смотреть). Просмотр третье фильма будет связан с сильным рассеянием ума. Человек после длительного пребывания перед телевизором становится способным сорваться в истерику или ругань, потому что его сознание столь расслабилось и размягчилось, что уже не может отклонить от себя внутренние посылы пойти в русле какой-либо страсти.
В результате работы над собой за несколько лет человек выстраивает картину мира и систему навыков, ориентированную на Истину и становится способным отклонить от себя желание пойти в русле страсти, когда страсть еще на подходе. Например, в человеке зарождается желание с кем-то поспорить, но отсекает его при первых начатках. Он понимает, что стоит начать это желание развивать, то есть риск войти в состояние неистового гнева (был подобный опыт).
Путь преодоления подобной склонности к вхождению в состояние панических атак и прочие неприятные для человека процессы, описан в беседе «Внешняя жизнь и мир мыслей (часть 4.1)»; есть одноименный текст на основе беседы.
А также в статье «Преодоление игрового механизма (часть 4)». Эта часть имеет отдельное название «Эротомания, психоз и неконтролируемая приверженность».
То, что люди называют паническими атаками, можно описать как (если речь идет не о физиологическом аспекте) внезапную вспышку, которая сносит все настройки ума, сбивает все датчики и неудержимо влечет человека к какому-то истерическому процессу. Чтобы воспитать иммунитет к подобному «сползанию», человек должен обращать внимание не только на сам процесс, но и на всю жизнь в целом. Если человек пока не способен что-то исправить в центре, пусть исправляет периферию – выстраивание привычек в конструктивном русле, режим дня, молитвенное правило, определенность и упорядоченность жизни. Тогда по совокупности решений отдельных вопросов появится ресурс, чтобы справиться с главной проблемой.
Более подробно тема преодоления неуправляемых состояний разбиралась в цикле бесед «Зазеркалье» начиная с беседы 40. В некоторых беседах (см. оглавление) упоминается Иисусова молитва. Данный навык очень помогает человеку, страдающему от склонности к неуправляемым состояниям.
Вы так же спрашивали – Стоит ли оставаться с мужем, либо строить отношения с молодым человеком, который Вашем мужем не является, но при общении с которым панические атаки отступали.
Мы не знаем по какой причине может становиться легче при общении с тем или иным человеком. Может быть, значение имеет физиология, эмоциональное отношение к человеку. Возможно, выделяются определенные химические вещества, которые тормозят процессы. Вы не имеете «экспериментально» доказанного факта длительного снижения уровня панических атак при общении с молодым человеком, не являющимся Вашим мужем. У Вас нет гарантий. Вдруг Вы уйдете к нему, а через неделю панические атаки возобновятся и поймете, что эффект иммунитета носит краткосрочный характер.
Бывают и такие истории, описанные и в святоотеческом наследии – демоны отступают, чтобы ввести человека в еще более глубокую страсть. Нет нужды в пагубе меньшей, где возникает риск, что человек попадет в пагубу большую. Для Вашей души и духовной жизни, большую опасность представляет как раз внебрачные отношения и измена мужу. Иоанну Лествичнику принадлежит мысль, что при определенных обстоятельствах брань (определенные мысленные искушения) может отступить от человека, чтобы расчистить ему дорогу к впадению в противоестественный блуд.
Тот факт, что Вы ругаетесь с мужем, указывает на наличие большого пространства для работы над собой. Есть в доступе замечательные лекции монахини Нины (Крыгиной) как по воспитанию детей, так и по семейной жизни. Чтобы люди в браке могли мирно уживаться друг с другом, им необходимо трудиться над собой, бороться с собственным эгоизмом. По сути, речь идет о той же самой работе, о которой было сказано выше. Выстраивая мировоззрения, шлифуя привычки, Вы не только сможете преодолеть в себе склонность поддаваться неуправляемым состояниям, но и так же станете способной сделать совместную жизнь с супругом более мирной. Вспышки страстей, которые разрывают наше сердце и ум на части, открывают нас для внешнего воздействия. И речь не только об инфернальном воздействии. Такой человек уязвим перед своим необдуманным желанием. Например, человек долгое время не пил, держался. Но вот поругался с супругой, стал кричать, вышел из себя и вот он уже не в состоянии сдержать свое желание. Счастливая жизнь, можно даже сказать блаженная, возможна, когда утихнут грубые вспышки страстей. Тогда человек станет способным хранить мир с ближними и внутри себя.
В заключении (хотя это уже не относится непосредственно к Вашему вопросу) еще несколько слов на тему. Часто люди, подвергающиеся паническим атакам, говорят об оккультных контактах в прошлом. В каком-то смысле паническая атака является неким маркером (не 100%) оккультного опыта.
В качестве примера недавно произошедший эпизод. Одна женщина хотела пойти на прием к биоэнерготерапевту. Ее муж недавно (несколько лет назад) обратившийся к Православию, пытался ее остановить, но она настояла на своем. Через некоторое время произошла паническая атака. Причем на столько сильная, что пришлось отменить запланированную поезду. Не факт, что эти две ситуации женщина сопоставила (факт обращения и факт панической атаки). Так уж устроено, что если человек изо всех сил желает сделать по-своему, то закрывает глаза на моменты, призывающие к пересмотру его позиции. Этот момент интересно показан в мультфильме «Фердинанд». В одном из эпизодов бык, о котором идет речь в мультике, хочет поехать на праздник цветов, куда его не взяли. Фердинанд решает идти туда самостоятельно. Он смотрит на плот и думает, что если досчитает до 100 и тот не упадет, то отправится в путь. Плот падает. Он смотрит на камень и думает, что если он досчитает до 100 и камень останется на месте, то следует идти. Прилетает птица и уносит камень. Он подошел к яйцу и решил, что если досчитает до 10 и никто не вылупится, то пойдет на праздник. После первого счета скорлупа треснула, но пока из яйца никто не успевает появиться на свет, Бык говорит «десять». Он пошел на праздник, где его захомутали и отправили на ферму (дела его могли закончиться плохо, но мультик детский и все завершилось хорошо).
Так же и человек, страстно желающий погружаться в эзотерику, не слушает предупреждений. Эзотерика отравляет ядом гордыни. Человеку кажется, что он знает, как жить лучше, чем остальные. Не без демонической помощи в нем возникает чувство собственного превосходства, обладания некоей тайной, сверхвозможностями. Не смотря на ухудшения здоровья и разрушение психики, человек долго не решается выйти из круга деятельности, создающего предпосылки для панических атак и подобных явлений. О выходе из подобного состояния вкратце сказано в двух ответах для «пришедшей из эзотерики».
«Эзотерика. Пришедшей из эзотерики», Эзотерика. Пришедшей из эзотерики к храму, но не ощущающей утешения.
Здесь необходим Чин отречения. В принципе помимо покаяния и Чина отречения (человек отказывается от своей связи с оккультным миром), необходимо еще и построение картины мира, воспитание навыков, основанных на Евангельском мировоззрении. Речь идет об образе жизни, при котором вся психофизическая полнота человека устремлена к связи со Христом. Если есть соединение со Христом, то человек приобщается к Благодати, защищающей от указанных воздействий.
Приобщение должно быть не единократным. Даже приобщившись, когда наши старые навыки воспроизводятся (мы гневаемся, ругаемся, объедаемся), то выходим из-под покрова Благодати. Вновь оказываемся в состоянии, при котором наша душа рвется, наполняется мраком и открывается для внешнего воздействия.
Нужно время, чтобы человек мог воспитать в себе устойчивые навыки, которые в духовной жизни станут основой для приобщения к Благодати, а в жизни социальной – фундаментом для семейного благополучия. Человек будет меньше взрываться, предаваться разрушительным эмоциям, станет ровным, спокойным, с ним будет легче общаться, он будет больше радоваться жизни.
О том, каким образом бороться с предпосылками, стягивающими нас к срыву рассказывалось в эфире «Ошибки и срывы (часть 2)».