Женщина. Женщина. Рациональной женщине об исповеди, отчаянии, потенциальном самоубийстве
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  14.10.2022.



Человек с избыточной рациональностью заключен в собственную систему мышления, несколько ограничивающую его взгляд на мироздание. Построение полноценной христианской картины мира, расширение собственного мировоззрения, способность посмотреть в сторону ближнего дают возможность взглянуть и на критическую ситуацию с иного ракурса. Помните, что мысль о собственной никчемности может быть оборотной стороной гордости.

У Вас есть одна страсть, которая согласно канонам не дает Вам возможности Причащаться. Оставить эту страсть Вы пока не готовы и в связи с этим не понимаете смысла Исповеди в настоящий момент. Вы имеете юридическое образование, ведете предпринимательскую деятельность. Можно предположить у Вас перевес интеллекта, то есть избыточную интеллектуализацию. Человек с избыточным интеллектом (далее прокомментирую это понятие) видит реальность лишь в определенном срезе. Но не все может быть познано интеллектом. Так в Катехизисе епископа Александра Семенова-Тян-Шанского сказано, что некоторые вещи мы познаем не рационально, а на ином уровне. Здесь же уместно упомянуть статью академика Ухтомского «И. М. Сеченов в Ленинградском университете». Ухтомский (один из основателей нейрофизиологии) описал «процесс» совершения открытий. Принято считать, что ученый сначала накапливал большой массив данный, затем анализировал его и таким образом приходил к синтезу и пониманию вектора движения. Ухтомский считал, что дело обстоит иначе. Великие ученые обладали неким предощущением. Что-то им подсказывало, что-то тянуло в нужную сторону. Впоследствии, обратив взор в этом направлении, накапливая данные, ставя дополнительные эксперименты, ученые приходили к выводу, что в этой плоскости и лежит отгадка. По мысли Ухтомского, способность к предощущению рождается и через воспитание нами способности обратить внимание на ближнего. Если мы способны поставить себя на место другого, переключиться на его жизнь, подумать о нем, то и у нас появится (в нужный момент) некая возможность взглянуть на группу фактов с нового ракурса. Ухтомского, кстати, называют ученым 21 века. Все больше областей знания апеллируют к его наследию.

Избыточная интеллектуализация и ограничение суждения

Человек с избыточной рациональностью заключен в собственную систему мышления, несколько ограничивающую его взгляд на мироздание. В качестве примера следующая ситуация: необходимо запомнить набор слов, несвязанных друг с другом. Неподготовленный человек может воспроизвести лишь определенное число слов. Подготовленный, то есть имеющий определенный навык, сможет запомнить на порядок больше. Точно не помню о каких цифрах идет речь, но они и не имею значения в данный момент. Смысл в том, что в сравнении с мирозданием и та, и другая цифра ничтожно малы. Осознание того колоссального количества различных вариантов, имеющихся в наличии, приводит к пониманию, что и самый гениальный ум ничтожен в сравнении с тем, чем можно было бы обладать. В статье «Об уме вообще, о русском уме в частности» академик И.П. Павлов среди свойств исследователя описывает и способность абстрагироваться от текущей модели восприятия реальности. Он приводил, в частности, историю открытия нерва, управляющего работой мышц сердца. До определенного времени считалось, что нервы отвечают только лишь за сокращение мышц (увеличивают частоту сокращений). Оказалось, что сердечный нерв работает по иному принципу. Он тормозит работу сердечной мышцы. Исследователь, который сумел абстрагироваться от текущей модели, сумел найти и нерв. Человек с избыточной рациональностью смотрит на мир сквозь узкое забрало собственной концепции. Он рискует прийти к отчаянию, потому что среди доступных вариантов не видит тех, что могут вывести из критической ситуации. А ведь такие варианты могут быть, стоит лишь посмотреть в сторону.

Исповедь и выход из мысленного тупика

Тот мысленный тупик, в котором Вы сейчас находитесь, типичен для людей с избыточной рациональностью. Раз Вы не можете оставить свою страсть, то предпочитаете и не исповедоваться. Вы напоминаете человека, решающего математическое уравнение. Но если посмотреть на ситуацию с позиции выравнивания функции, то ситуация решается иначе. Своей исповедью Вы словно говорите – да, Господи, я сейчас не могу оставить свою страсть, у меня не получается, мне не хватает ни мудрости, ни сил, но своим поступком (Исповедью) я свидетельствую, что и с Тобой разорвать отношение не хочу.

Подчерку, что не оправдываю Вашу страсть (Вы знаете мое отношение), но одновременно и не призываю ситуацию разрешить рывком, действуя вне рациональной плоскости. Почему? Тому есть причины. Вам необходимо созреть до данного решения. Если человек пришел к мысли о необходимости поста или к необходимости сделать свой пост более строгим, то у него может получиться прийти к большей строгости и выдержать более серьезные самоограничения. Другая ситуация, если человек не созрел и лишь на уровне интеллекта принял решение. Подобная ситуация описана святителем Феофаном Затворником. Барыня дала распоряжение служанке готовить только постную простую пищу, но так как навыка к строгому посту не имела, то через некоторое время начала злиться, а затем не выдержала и вовсе сорвалась. Некоторые из духовных авторов говорят, что страсти побеждаются ведением (может быть описано, как мудрость). Человек приобщается к картине бытия, понимает причинно-следственные связи в развитии мироздания. Приходит знание, что каждая страсть в итоге приносит печаль. Такой человек принимает осмысленные решения. И даже если они трудны, даже если они связаны с самоограничением, он не испытывает большого страдания, так как понимает что и для чего он делает. Пока что этого понимания у Вас не родилось.

Самооправдание? Избегайте его

Лучше жить с трезвыми глазами, понимая, что за каждое совершенное действие придется отвечать. Разрешение от грехов и то облегчение, что рождается в результате Исповеди, происходит только в том случае, если человек имеет внутреннюю решимость оставить грех. Подробнее об этом в книге «Победить свое пошлое. Исповедь – начало новой жизни». Если человек, как говорил святитель Феофан Затворник, с лукавством исповедуется, а священник читает разрешительную молитву и произносит слова «Прощаю и разрешаю», то Господь может сказать, что не прощает и не разрешает. Но возможен другой вариант (Ваш вариант). Человек пока не видит возможности прекратить то, за что его обличает совесть, но со смирением на Исповеди просит у Господа помощи, поддержки и вразумления. Да, каноны пока не допускают Вас до святого Причастия. Но Господь непостижимым образом будет врачевать и утешать Вашу душу.

Некогда цельное сознание раскалывается вследствие поступка, противоречащего внутреннему устроению. Сознание раздваивается и вызывает страдание. Чтобы эти ветви сшить и формируется бредовая система, в рамках которой человек находит некое мнимое объяснение всем своим поступкам. Цена самооправдания чрезвычайно велика. Человек утрачивает ориентацию в жизни. Часть сознания, доступная для понимания собственного греха, просто выключается из бытия. Человек входит в фазу сознательного противления Истине, Богу, собственной природе. Понятно, эти размышления условны. В реальности ситуация гораздо сложнее, чем можно ее представить в словесных схемах.

Самоубийство

Фильм «Мост». Девушка и молодой человек. Любовь. Он ушел на войну. Она получила свидетельство о его смерти, но известие было ложным. Тем временем девушка вступала в хаотизированные контакты с мужчинами. Вдруг выяснилось, что ее возлюбленный жив и собирается вернуться. Размышляя о собственном нравственном падении, девушка решила окончить с собой. В одной книге, пропагандирующей идею самоубийства, упоминался этот фильм со следующим комментарием – девушка своим поступком восстановила утраченное равновесие. Подлинное равновесие было бы восстановлено, если бы за падением шло покаяние. Да, она утратила чистоту, но в Таинстве Исповеди утраченная цельность восстанавливается на уровне мировоззрения, мышления. В акте покаяния в сознании человека регенерирует подлинная структура бытия (иначе сознание предпримет попытку восстановиться через создание бредовой идеи). Выше было сказано, что вследствие гордости человек смотрит на мир сквозь узкое забрало и среди большого числа вариантов видит только те несколько, что доступны его рациональному уму. Не замечая ответа на вопрос, он решает, что ответа не существует вовсе. Если бы девушка решилась отойти от собственного эгоизма, она могла рискнуть и поговорить с молодым человеком. Встретиться с ним на мосту. Рассказать о случившемся, о собственных переживаниях. Оставить ситуацию на его суд. Оставить решение за ним. Он же мог простить ее, не смотря на падение. Понятно, фильм есть фильм. Но если этот сценарий спроецировать на жизнь, то варианты могли быть разными. В любом случае, при наличии хоть какой-то доли смирения и любви, можно попробовать что-либо изменить в жизни.

Можно в качестве примера привести и реальную историю. Одна девушка ушла из семьи. Бросила двух детей. Уехала из страны. Потребовала у папы часть наследства для покупки земли. Отец согласился, но при условии предоставления информации о месте положения дочери и получил отказ. Папа в свою очередь прекратил ее финансовое обеспечение. Было понятно, что находится она в некоем измененном состоянии сознания. Девушка то раскаивалась, то говорила жестко и непримиримо. Незадолго до описываемых событий девушка начала посещать тренинги (действительно, замечено, что люди покидают семьи после некоторых психологических техник). На подобных тренингах говорят, что каждому человеку необходимо развиваться, а члены семьи блокируют этот процесс. К чему это? Острый период миновал. Наступила фаза трезвости, и муж ее принял. Супруг был готов строить с ней дальнейшие отношения, жить вместе. Но ведь она могла пойти по пути гордости и загнать себя в тупик (все кончено, обратной дороги нет). Хорошо, что муж показал ей другой вариант.

Князь Мышкин, кстати, был готов принять Настасью Филипповну. Но героиня романа Достоевского «Идиот» совершила свой выбор и пошла по пути гордости. Она имела за плечами опыт интимной близости с богатым человеком вне брака. Об этой связи знали многие. Она считала себя «грязной». Князь Мышкин же был готов строить с ней совместную жизнь не смотря на этот опыт ее жизни. Она выбрала свой вариант, который привел к катастрофе.

Никчёмность – Самоуничижение или оборотная сторона гордости?

Не смотря на телесную красоту и интеллект, в момент общения Вы навязчиво повторяете мысль о собственной никчёмности. Вы сравниваете себя с сорняком, который зря растет на этой планете. Современная индустрия предлагает различные тренинги, на которых женщине предлагается полюбить себя, стать независимой и так далее и тому подобное. Но они Вам не помогут. Речь идет о более масштабном процессе, чем просто неуверенность в себе. Мысль собственной никчемности может быть понята, как страсть.

Есть учение Святых отцов о страстях. Так вначале человеку приходит некий помысл. Человек размышляет в русле предлагаемого образа, рождаются определенные эмоции, желания. Совершаются действия. Если эта цепочка повторяется несколько раз, в человеке закрепляется определенный тип реагирования на ситуацию. Рождается страсть. Страсть, как тип реакции на происходящее. Например, необходимость срочно принять решение на предприятии. Унылый человек (у которого доминирующий тип реакции – уныние) начнет унывать. Гневливый – гневаться, с яростью кричать, что его не предупредили. Пьющий – решит, что оптимальный вариант – напиться. Человек, считающий себя никчемным, придумает что-то свое. Тот, кто обладает смирением и любовью – поступит иначе. Смирение подскажет ему вариант, при котором можно спросить совета опытных людей, расширить собственные представления о явлении. Смирение поможет не отчаиваться. Человек не знает, как решить задачу, не видит вариантов, но понимает, что Господь может помочь.

По мысли известного преподавателя Священной Библейской истории И.Ц. Мироновича, Господь открывается людям через их доминирующие качества (мысль комментирую и дополняю). Решительному человеку Господь может открыться на поле битвы через мужество. Например, перед сражением воин перекрестился, помолился и ощутил прилив сил. Ученому Господь может открыться через созерцание соразмерности. Видя четкую структуру в планировке планетных систем, человек приходит к пониманию, что все это не могло произойти просто так. Человеку чувствительному Господь может открыться через умиление. Но ощутив прикосновение Божие, человек должен остальные части своей личности доводить до этой высшей точки. Если воин не будет развивать в себе способность чувствовать и интеллект, то в семье может стать тираном, деспотом, то есть с решительностью будет навязывать им свои взгляды. Человек чувствительный может со временем стать сентиментальным. Он не сможет понять почему, например, его соотечественники сражаются с врагом, ведь все нужно решать дипломатическими методами. Другая сторона при этом может желать только смерти, разрушения и остановить ее можно только силовым способом. Один конструктор (интеллектуал) понял, что в Евангелие изложена Истина. Он предложил новый источник получения энергии, но для этого необходимо переустройство мира, а всех несогласных нужно расстрелять. Математик пришел к Богу, но остальные части своей личности к высшей точке не дотянул.

Наши особенности могут стать как нашими плюсами (конкурентным преимуществом), так и психопатиями. У Вас есть определенный талант – способность логически размышлять, юридически мыслить. Если эта способность распространится на все пространство сознания, то может стать проклятием, приведя Вас к узкому окошку, сквозь которое большая часть мироздания не видна. В статье «Доминанта жизни и самоубийства. Ч. 1.3: “Я знаю все о мире и человеке” – опасная доктрина потенциального самоубийцы» помимо прочего рассмотрен фильм «Восточный экспресс», где описан диалог между человеком верующим и неверующим. Неверующий человек, возможно, и согласен принять Бога, но в его сознании не укладываются некие вещи, ведь он на все пытается смотреть с позиции сухого рассудочного мышления. Если человек имеет некую склонность и все же способен посмотреть в сторону ближнего, то сможет обогатиться лучшими качествами, характерными для других психотипов. Постепенно, извлекая преимущества из своего психотипа, такой человек становится способным пользоваться чертами, заимствованными при наблюдении за другим психотипами. Так и Вы для реализации рабочих задач пользуетесь юридическим мышлением, но вопросы, касающиеся личной и духовной жизни, не всегда решаются сквозь его призму. Иначе доминирующая черта начнет разрушать Вас.

Уместно здесь вспомнить о мультфильме «Форма голоса». Речь о девочке, страдающей глухотой. Мальчик, который издевался над ней, столкнулся с внутренним страданием и понял, что необходимо менять свою внутреннюю позицию. Он стал искать общения с этой девочкой. Родилась любовь. Она надумала себе, что никчемная. Она навязчиво хотела уйти из жизни и прыгнула с балкона. Слава Богу, этот мальчик успел схватить ее за руку. О мультфильме «Форма голоса» идет речь в 1 части статьи «Доминанта жизни и самоубийство. Часть 1.1: ФРУСТРАЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДОВ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ». В конце статьи приведена Поэтическая зарисовка – «Карниз и шоссе». Основная суть стихотворения в следующем: человек совершает самоубийство, находясь в определенной модели, сквозь призму которой воспринимает мироздание. Как только его взгляд на мироздание начинает расширяться, он понимает, что есть иные варианты, которые раньше не были им учтены.

Риск развития подобного сценария есть и у Вас. Перестав исповедоваться, Вы начнете стоить законченную математическую модель. Идущее из детства ощущение собственной никчёмности и навык смотреть на мир сквозь узкое окошко могут привести Вас к балкону или карнизу. Пока этот вариант Вы для себя не рассматриваете, но он может родиться внезапно.

Почему преодолеть тип реагирования «я никчемная» не помогут тренинги? Можно предположить, что ощущение никчемности – оборотная сторона гордости. Есть и такое понятие, как «отчаяние гордых». Тренинги, что предлагают женщине полюбить себя, предлагают по сути гиперфиксацию на собственной персоне. Но она (гиперфиксация) и может породить чувство никчемности. Вот человек считает себя лучше всех, сильным и независимым и вдруг совершает ошибку. Он не может смириться (смириться с ошибкой не означает принципиальный отказ от действий и некую пассивность). Да, ошибка совершена. И совершил ее я. И по определенным причинам. Это трезвое признание позволяет человеку познать свои слабые места и что-то изменить в итоге. Гордый человек не может признать ошибку. Этот момент хорошо показан в фильме «Игры разума», где Джон Нэш будучи студентом проигрывает партию игры «го». Он приходит в состояние шока. Считает это невозможным, ведь он просчитал все ходы. Человек с доминирующим качеством гордости, совершая ошибку, начинает мучить себя размышлением – Как я мог (не рассчитать, допустить, не предусмотреть)? Варианты по исправлению ситуации человеку не видны. Смиренный человек скажет, что и ожидать от него было нечего. О таком типе реагирования можно прочесть в статье Ивана Ильина «Неудача». Человек из своего поражения извлекает уроки, и неудача становится трамплином для последующего разрешения ситуации в конструктивном ключе. Смиренный человек понимает, что если он исполняет заповеди Божии, то Промысел Божий хранит его. Есть замечательное наставление, данное прп. Анатолием (младшим) Оптинским: “Хотя я и песчинка земная, но и обо мне печется Господь, и да свершается надо мной воля Божия”. Здесь уместна так же притча старца Амвросия Оптинского: «Человек, как жук. Когда теплый день и играет солнце, летит он, гордится собою и жужжит: «Все мои леса, все мои луга! Все мои луга, все мои леса!» А как солнце скроется, дохнет холодом и загуляет ветер — забудет жук свою удаль, прижмется к листку и только пищит: «Не спихни!»». Это не слепая вера. Человек, старающийся жить по заповедям Божиим, по совести, на каком-то этапе приходит к ясному убеждению, что Господь есть и Господь хранит его. Господь на жизненном пути человека расставляет маячки, неопровержимые доказательства, что он не один, что он находится под покровом Божиим.

Один молодой человек спросил своего Духовного отца – За что меня миловать Богу, если я вижу себя во всем грешным? Духовник ответил – Господь распялся за всех, в том числе и за тебя. Да, мы в чем-то никчемные, неумелые, боязливые, гордые, страстные. Но, тем не менее, ради нашего спасения пришел Господь.

Кстати, когда человек выходит из поля гордости, то и мысли о никчемности прекращаются. Человек не побеждает их интеллектуально, они просто на ум не приходят. Ощущение никчемности – оборотная черта гордости.

О чем говорит словосочетание «Новый Завет»? Человек исполняет заповеди – Господь поддерживает. Человек с Богом и Бог с человеком заключают Завет. А человек гордый, восхваляющий себя, акцентирующий внимание на собственных достоинствах, столкнувшись с неудачей, видит свою катастрофу исключительной. Если он раньше считал себя самым умным, то совершив ошибку, считает себя самым ничтожным. Выход их такого рода самоощущения совершается лишь, когда человек расширяет свое мировоззрение. Об этом, в статье священника Александра Ельчанинова «Демонская твердыня. О гордости».

Вам каким-то образом должны закончить свою историю с мамой. Вы с мамой не общаетесь. Ее поведение Вы называете агрессивным. Чем больше Вы пытаетесь отпираться от общения с ней, тем более застреваете в собственных проблемах. Многие современные психологи обвиняют родителей в проблемах детей. Это правда, но лишь отчасти. Возможно, в детстве и было нечто травмирующее, но оно преодолимо. Тот факт, что у Вас не сложилась покупка квартиры, и Вы вынуждены жить с мамой, с которой так и не общаетесь, возможно, имеет отношение к Промыслу Божию. Может быть, сейчас и есть то самое время для решения данного вопроса. Как решить? Через любовь. Как только Вы прекратите внутреннюю войну против мамы, многие истории в жизни Вашей разрешатся. Об этом и в других ответах и текстах. В частности текст «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты. Ч. 2.1: Травматический опыт как некогда пережитая, воспроизводимая, изменяемая и преодолевая доминанта» раздел «Последствия насилия физического. Боевая психическая травма (военный синдром)», где рассмотрен роман Эрика Ломакса «Возмездие»

Мысль о маме можно завершить историей одного человека. Его папа специалист по допросам и свой навык реализовывал и в семейной жизни. Он поддевал домочадцев, задавал провокационные вопросы. После общения с родителем молодой человек плакал, чувствовал себя униженным, пытался что-то доказать, ругаться, сопротивляться. Ничто не помогало. Он стал молиться за папу: «Господи, крестом Твоим, удали от меня страсть неприязни, помоги мне полюбить своего обидчика, спаси меня его святыми молитвами». Вопрос решился сам собой, без лишних разговоров и обсуждений. Однажды он увидел в папе не небритое лицо нетрезвого человека, а сердцевину его личности. Так Антоний Сурожский говорил, что нам необходимо увидеть человека таким, каким задумал его Господь. Если человек не исповедуется, не Причащается (как говорится в книге «Победить сове прошлое. Исповедь – начало новой жизни» в разделе «Несколько слов о военнослужащих и душевных травмах»), то он сжигается тем насилием, в пространстве которого вращается. Молодой человек увидел папу с другой стороны. Ведь это папа, не смотря на все недостатки. В нем есть Божия искра. Само собой получилось, что он ласково сказал – Пап, ты чего? Папа встрепенулся, удивленно посмотрел и молча отошел. С тех пор он больше не приставал с провокационными вопросами к сыну.

О том, как преодолевать застаревшую обеду говорится в беседах и текстах, объединенных в подборке «ОБИДА, ГНЕВ, ЗЛОСТЬ… ПРОЩЕНИЕ: Лекции, тексты – иеромонаха Прокопия (также – иных авторов)».

В качестве постскриптума

Миронович И.Ц. (упомянутый выше преподаватель Священной Библейской истории, автор интереснейших лекций) приводит мысль, что люди, ум которых не укреплен Священным Писанием, погибают в водовороте своих мыслей. Никакой опоры для вынесения суждения человек не имеет. Подобное кружение в водовороте мыслей по суждению Мироновича характерны для людей энциклопедического ума, которые на определенном этапе утратили Веру, а Священное Писание изучали только как некий текст, а не как описание того пути, на котором они могут встретиться с Богом. Парадоксально, что пытаясь выпутаться из подобных размышлений, человек и усугубляет их. Возникает попытка скрепить расползающийся ум. Столкнувшись с проблемой, человек считает, что никто ему помочь не может, никто такой глубины горе не прожил. Но смотря на ситуацию сквозь призму христианской картины мира, открывается многое – есть определенные законы мироздания и эта ситуация повторяется в жизни многих людей. Становятся очевидны и инструменты по выходу из тупика.