Церковь. Церковь. Музыканту и общественному деятелю в ответ на его заявление о разрыве с Церковью (часть 2)
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  22.08.2022.



Этот ответ был подготовлен после того, как один музыкант и общественный деятельность не совсем прямо, но вполне конкретно дал понять, что не воспринимает Православие, как он писал, в современном виде. Его имя впрямую не указывается, во-первых, по той причине, что он не делал прямого заявления. А, во-вторых, по той причине, что его слова, мнения, позиция – типичны для определенного склада людей, поэтому, заостряя внимание только на одной персоне, можно уйти в полемику и упустить вопрос в целом. Поэтому ответ адресован не только данному музыканту и общественному деятелю, но и всем, интересующимся темой, обозначенной в названии.

Первая часть ответа.

Совершая поступки, молясь или отвергая молитву, двигаясь к Церкви или разрывая с ней отношения, человек формирует в себе определенное внутреннее состояние и с ним переходит в жизнь вечную, где и продолжает развиваться в выбранном векторе. Идущий дорогой страстей, сталкивается на определённом этапе с тоской, с потерей возможности радоваться, любить, сопереживать. Церковь дает ориентиры , критерии для отбора информации.

Церковь. Для чего нужна? Почему разрыв с ней приведет к угасанию веры?

Русский мыслитель Константин Леонтьев (со временем принявший монашество с именем Климент) объяснял следующим образом значение церковных обрядов. Чтобы сохранить и поддержать возникшее религиозное чувство, необходима определенная деятельность. Формируется некая последовательность шагов, которая и составляет обряд. Например, молитве помогает благоговение. Это чувство бывает трудно ухватить. Но вот человек попадает в Храм, где богослужение ведется по уставу, и благоговение возникает само собой. Человек входит. Полумрак. Молчание. Душа сама вытягивается (в хорошем смысле слова) в струнку. Нечто подобное описал и Саграда в интервью. Он рассказывал сколь большое впечатление на него произвело Шестопсалмие (чтение шести Псалмов, символизирующих страшный суд). Гасят свечи. Так происходит не везде, но по уставу свечи должны быть погашены. Темнота. Слышны только слова Псалмов. Ты освобождаешься от мыслей (Смотрят ли на меня? Как меня воспринимают другие?). Если человек внимательно молится (у меня самого такой молитвы нет, поэтому говорю лишь теоретически, как это предполагается), в это момент он предстоит перед судом собственной совести. По словам духовных авторов, страшный суд – не суд Бога над людьми, потому что Бог есть любовь. Как писал сщмч. Андрей Ухтомский в книжечке «О любви Божией на страшном суде», страшный суд – время самоопределения человека. То содержание жизни, воспитанное человеком в себе в рамках земной реальности, получит определенное выражение в вечности. Здесь человек может скрываться под масками, мимикрировать под доброго Христианина, нося в себе зло, либо наоборот имея зерно доброты в силу определенных причин не может его раскрыть. Совершая поступки, молясь или отвергая молитву, применительно к данному ответу – двигаясь к Церкви или разрывая с ней отношения, человек формирует в себе определенное внутреннее состояние и с ним переходит в жизнь вечную, где и продолжает развиваться в выбранном векторе. Мы сталкиваемся либо с вечным страданием, либо приобщаемся вечному блаженству.

Как аналогия Церковному обряду простой поступок – мужчина дарит женщине цветы. Благоговейное отношение к своей второй половинке. Чтобы это чувство не потерять, чтобы его укреплять и развивать, необходимо действие определенного направления – дарить цветы, встречать с работы, и так далее. Если мужчина сочтет все эти поступки ненужными или неважными, есть риск утраты отношений. Любовь умерла и от этого становится горько. А произошло это от того, что человек не совершал поступков, укрепляющих ее, а предпочел деяния, способствующие разрушению этого чувства.

Не в мертвой закрепощающей форме смысл обрядов, а в том, что Экзюпери в книге «Цитадель» назвал ловушкой для определенных состояний. В каком-то смысле ловушками для мужества – спаринги. Что такое отсутствие страха во время боя? Как это можно объяснить? Один знакомый, занимавшийся контактными видами, утверждал, что страх столкновения остается. Он преодолевается только отработкой полного контакта вплоть до синяков, до разбитого лица. На определенном уровне приходит понимание того уровня стресса и боли, способные возникнуть в столкновении и страх уходит. Потом, работая в солидной фирме, он отрабатывал удары только лишь на груше – не солидно на деловую встречу приехать с помятым лицом. Есть определенные состояния, душевный навык (отсутствие страха и мужество), но, чтобы их закрепить и развивать, нужны конкретные шаги в нужном направлении.

Для духовной жизни Церковь является училищем (если так можно сказать). Эти и другие мысли изложил в ряде эфиров, проведенных совместно с телеграмм-каналом «Доброта на завтрак». Вопрос первого эфира «Почему в церкви я вижу злость и непонятные правила?».

«Мне непонятно православное учение»

«Неужели одни православные спасутся? А как же – другие?»

«Я верю в душе. Зачем мне Церковь?»

Царствие Божие – что под этим подразумевается?

В последующих эфирах разобраны часто задаваемые вопросы. В частности, вопрос загробной участи человека. Если Бог есть любовь, то почему есть и вечные муки? Не Бог отправляет человека на муки, а человек формирует предрасположенность, находясь здесь на земле, выбирая определенный вектор развития. По мнению духовных авторов, чтобы понять участь человека в жизни вечной, достаточно присмотреть к внутреннему состоянию. Неправильной является точка зрения, утверждающая, что воздаяние будет только за гробом. Нет, оно будет еще здесь. Человек, который идет дорогой страстей, сталкивается на определённом этапе с тоской, с потерей возможности радоваться, любить, сопереживать. Жить тошно (буквально). Он тащит самого себя (по выражению одного наркомана), как некую поклажу.

Человек настолько мучается от самого себя, что уподобляется узнику, мучимого страшной пыткой, практиковавшейся на ближнем востоке (аналогия принадлежит одному духовному автору). К нему привязывали труп. И вот этот человек тащит смердящее мертвое тело и не может от него освободится. Каждый новый шаг по страсти усиливает отвращение человека к самому себе. С этим состоянием человеку придется войти в жизнь вечную.

В эфирах разобраны и другие вопросы. Некоторые люди говорят, что в Церкви, в книгах многого не понимают. Для этих людей (кто хочет войти, но кому непонятно) в пяти эфирах разобраны вопросы, часто всплывающие в разговорах. По крайней мере такой срез сформировался в результате общения.

Прилагаю ссылку на две части текста «Подводная часть айсберга: о соблазне церковного РАСКОЛА» часть 1 и часть 2 («Ожидание антихриста, гностицизм и его тяжба с епископами»).

Тексты эти писал не столько для людей, сколько для самого себя, так уж устроен. Мне близки слова Ивана Ильина – разум должен быть верующим, а вера разумной. Мне было сложно поверить во что-то. Первоначально пришел к Церкви по аналогии с Вашей песней «От хулигана до мужчины», потому что поверил. Даже не столько поверил, а стал читать книги, которых раньше никогда не читал. Увидел ту глубину, которую раньше не встречал. Душа искала этой глубины, но на определенном этапе (еще до прихода в Христианство) разочаровался даже в мировой литературе. Не находил той глубины, способной зажечь дух. Оказавшись в Церкви, одной из первых прочел книгу святителя Игнатия (Брянчанинова) «Слово о чувственном и духовном видении духов». Мало что понял и запомнил, но увидел, что написано серьезно и по существу.

Один знакомый священник говорил, что люди, войдя в Церковь по касательной, могут закрепиться, увидев в ней человека, в котором духовные ценности Православия обрели реальное воплощение. Пока человек может и не понимает Православия, но видит другого, кого Православие воспитало и сформировало. Он (тот другой) серьезный, в нем есть цельность, свет внутри, чего нет в тебе. На него хотелось бы быть похожим. За церковной оградой человек видит новую жизнь. Он понимает, по крайней мере допускает, что в ней может быть нечто цельное и конструктивное. Возникает желание ставить вопросы, следовать этому пути. Значит в нем есть смысл.

В работе «Подводная часть айсберга…» (часть 1) начат разбор вопроса о недостатках, которые мы видим (или приписываем) в Церкви. Для меня, как для человека, вошедшего в Церковь, на определенном этапе это тоже явилось серьезным вопросом, но каждый человек должен сам себе на него ответить. Видел такое, что смутило и даже возмутило.

Один из ответов, который был обретен – книга «У стен Церкви». Автор Сергей Фудель, прошедший через гонения, через репрессии. Он жил в тот самый период, который Вы никогда не признаете, как не признаете святых, прославленных в 1960г (как и было сказано в 1 части ответа, я не нашел святых, прославленных в 1960г, а если нет списка прославления, то сколь обоснованы Ваши слова). Возможно, Вы имели в виду, что не примите тех, кто жил в 1960г. Например, в это время был прославлен святитель Николай Касаткин. Но как он жил в Японии. Как он проповедовал. Трудно возникнуть сомнениям относительно чистоты жизни этого человека. Первоначально его встретили крайне враждебно. Только, когда японские дворяне (самураи) увидели в нем цельность, конструктив, стали переходить на его сторону, ведь чужеземцев японцы воспринимали, как варваров.

Сергей Фудель писал о двойнике Церкви. Да, в Церкви есть люди, которые торгуют, преследуют свои цели. Те, кто в Церкви ищет не Христа, а чего-то другого. Анонимные алкоголики ведь ищут в Боге высшую силу, которая вернет им трезвомыслие. Человек, обращаясь к Богу, идут не по любви к Нему, а как к таблетке, которая поможет не пить. Такие люди могут зайти в Храм. Но начавшиеся реальные трудности, а они начнутся, испугают и оттолкнут. Опыт духовной жизни показывает, что первоначально человеку Благодать дается даром (буквально). Несколько лет Благодать «носит на руках». Человеку хочется много молиться. Ему без труда удается жить по Евангелию. Но затем Благодать отступает. Как мама, которая сначала носит ребенка на ручках, а потом ставит его на землю. Иначе не сформируется способность ходить. Благодать отступает от человека и теперь он должен трудиться сам. Вырабатывать в себе добродетели, душевные навыки, которые помогут ему реализовывать Евангелие в своей социальной жизни. Человек сталкивается с трудностями. Ради Истины ему придется идти на лишения. Но ведь этот человек пришел в Церковь только для того, что бросить «бухать» (прошу меня простить за выражение), а тут трудности, нестыковки. Такой человек уходит. Значит он искал не Бога. Если человек, придя в Церковь, ищет Христа, то над ним соблазны не будут иметь сил (мысль Сергея Фуделя высказана своими словами). Если же человек сфокусировал свое внимание не на Христе, а на нечто ином, то сталкивается с этим церковным двойником.

Во второй части работы «Подводная часть айсберга…» рассмотрен вопрос о влиянии информации на сознание человека, формировании определенного фокуса восприятия, внимания. В качестве примера человек. Мы можем обратить внимание на его гнилые зубы, татуировки, запах и в какой-то степени это будет правдой. Но в целом это неправда! У этого человека есть цели. Да, может быть, он был разбойником. Но сейчас он изо всех сил пытается изменить свою жизнь и даже при том, что результат его слабо виден, человек этот прекрасен. В свои годы, когда меняться уже тяжело, исходя из сил, что у него есть, он все же пытается что-то сделать, тогда как другие и не пытаются изменить себя в лучшую сторону. Переводя фокус с мотивов этого человека, с его целей на его «внешность» мы совершаем акт подмены.

Так же во второй части текста рассматривается значение в Церкви епископов. Сейчас модно говорить, что власть развращает. Под сомнением сейчас и значение епископов. Опыт церковной жизни показал (особенно первые века), что существует риск вхождения в Церковь лжеучений, прикрытых христианскими терминами. Речь о гностицизме. Это смесь мистической философии с экстатическими практиками Востока. Современный гностик – айтишник, занимающийся йогой. Древние гностики, познакомившись с Христианством, признали его за истинную религию, но захотели войти в Христианство со всем своим багажом. Об этом писал профессор М. Э. Поснов в книге «Гностицизм II века и победа христианской Церкви над ним». Но внедриться в Церковь со всем своим опытом не получилось (и сейчас есть такая практика – человек, занимавшийся оккультизмом, входя в Церковь, должен отречься от своих прежних заблуждений), и они стали создавать свои системы. Христианские мысли наполнялись оккультным, эзотерическим содержанием. Книги, изданные гностиками, циркулировали, читались. Человеку, не разбирающемуся в тонкостях тех или иных учений, трудно вычленить привнесенную ложь. Церковная иерархия как раз и несет в себе функцию защиты Церкви от подобного рода искажений.

В 90гг началось возрождение Церкви. Церкви передавались храмы. В это время был бум увлечения эзотерикой (известный факт). Подобные книги издаются и сейчас. Люди, крещенные в детстве, увлекшись лжеучениями, пытались составлять свои версии Христианства. Профессор Кондратьев (специалист НИИ имени Сербского, принимавший участие в судебной-психиатрической экспертизе) описывал с какими теориями приходилось иногда иметь им дело[1].

Люди, которые верят в Иисуса Христа, но отвергают Церковь, сталкиваются в первую очередь с вопросом – как понимать Священное Писание? Многие места Писания могут быть поняты лишь в определенной традиции. Конечно, человек эту традицию может отвергнуть и посчитать объяснения ненужными. Сочиняя собственное видение, человек рискует прийти к «диким» умозаключениям. Сначала они кажутся логичными и нормальными, но со временем проявляются в последствиях. В сознание человек закладывает определенные принципы поведения, сформированные исходя из своеобразного толкования Священного Писания. Как результат – обратная связь на поступки. К чему это?

Вы объясняли причины разрыва с Церковью и критиковали фразу «Кому Церковь не Мать – тому Бог не Отец». О смысле фразы можно говорить долго, но не в рамках данного ответа. Действительно, если для человека Церковь не является Матерью, то он теряет критерии отбора информации. В сознании может начать формироваться гремучая смесь из язычества, восточной мистики, обрывков христианских идей. Такой человек открыт для процессов, которым были подвержены гностики.

P.S.Пока от Вашего канала не отписываюсь, поскольку считаю, что многие наши поступки являются определенными сакральными актами. В частности, данный шаг будет означать некий ментальный разрыв с Вами. Пока же просто прекращаю знакомиться с Вашим творчеством.

Еще раз повторю свое пожелание – если появится духовник, способный помочь разобраться в перипетиях жизненных, то Ваш потенциал может быть многократно усилен. В обыденном сознании понятие «Духовник» ассоциируется с выражением «жить чужой головой», но это не так. Есть даже такое высказывание – Совет старцев. Поясню. Как-то я с двумя товарищами ездил на Афон (еще до всей этой истории, когда некоторые афонские монастыри поддержали определенные процессы, развивающиеся в Украине). Мы ставили перед собой простые задачи и вопросы – Какой следующим монастырь посетить? Как провести день? Но мы обнаружили, что, совещаясь друг с другом с готовностью прислушаться к точке зрения Другого, мы всегда выбирали такое решение, которое являлось лучшим нежели то, что каждый из нас мог бы предложить по отдельности.

С Духовником мы общаемся не принципу «вместо», а «вместе». Не вместо моей головы, а вместе со мной. Один знакомый монах в свое время был и бизнесменом, и буддистом. Кем он только не был. Будучи взрослым человеком, состоявшимся серьезным бизнесменом, он стал ходить на исповедь к одному известному духовнику, пережившему гонения, угрозу убийства со стороны карательных органов. Над ним посмеивались друзья, что он живет чужой головой. Духовник сказал – Правильно говорят. Не надо жить чужой головой. Но когда возникнет необходимость принять решение, нужно собрать всю информацию, все обдумать и все взвесить, а перед окончательным решением – прийти и посоветоваться. При отсутствии в жизни человека духовника, даже самые лучшие начинания могут перерождаться в свою противоположность. Тем более человек, который делает доброе большое хорошее дело, сталкивается с противодействием мира невидимого. Начинается апатия. Все кажется бессмысленным и бесполезным. Опускаются руки. На душу накатывает мрак. В этот момент необходимо, чтобы кто-то поддержал. Поддержал духовно. Мрачные дни начинаются с подачи невидимых врагов. Товарищи, способные сказать «ты крут» в данной борьбе помощи оказать не могут. Нужен человек, который умеет молиться, который способен дать именно духовный совет. Этот совет не всегда кажется логичным.

Вот здесь могу вернуться к теме Церкви. Решения ее иногда кажутся иррациональными. Церковь не от мира сего. Человек, который исходит из понятий земных, этнического противостояния или солидарности внутри своего этноса, вещи из других областей не всегда может понять. Человек, принявший в свое сердце Христа и ищущий ответа на вопрос – Как поступить по правде Божией, способен дать рациональный ответ на возникающую ситуацию.

Опыт жизненный показывает, что побеждают те, кто способен предложить тот выход из ситуации, который противниками не учитывается. Человек, который в Церкви ищет только реализации своих человеческих мотивов (национальное единство, сила характера и прочее), столкнувшись с иррациональным решением Церкви, не сможет его понять, и, возможно, соблазнится.

Иногда опытные духовники дают решение, которое на первых порах кажется «необычным». Но при попытке последовать этому пути вдруг оказывается, что именно это решение и срабатывает. Словно дверь в стене появляется и можно идти дальше. Самое главное, что появляются силы идти дальше.

Поэтому, если возникнет желание ответить, можете поискать мой адрес o.proc… а конец найдете в полученных письмах или архиве.

[1] Как жить нам на этой обезумевшей от зла земле?

«Крах тоталитарной системы в России рубежа веков принес состояние религиозного вакуума и полного несложения в умах русских людей. Те резкие социокультурные изменения, которые произошли со сменой политической парадигмы в нашей стране с конца 80-х годов, привели как к деформациям сложившегося за годы советской власти общественного менталитета, так и к нарушениям жизненного стереотипа нашего населения. Резкий слом устоявшегося атеистического менталитета homo soveticus привел к непривычной для него идеологической дезориентации. В догматически-материалистическом мировоззрении появилась брешь. Постепенно оживал потенциальный интерес к религиозным ценностям. Жизненный стереотип нашего населения был нарушен непривычными для него требованиями новой социально-экономической ситуации, переориентацией на западный характер приоритета пресловутых материальных ценностей общества потребления. Для многих само крушение старого мировоззрения оказалось тем стрессовым обстоятельством, которое и предрасположило к восприятию неокультовых учений.
О процессах, происходивших на тот момент в обществе, лучшим образом свидетельствовала корреспонденция, поступавшая в Информационно-консультационный центр святого Иринея Лионского Патриархата Алексия II, с которой мне в течении 8 лет приходилось работать: анализировать, делать выводы о состоянии общества и т.д. Так вот, во многих письмах отмечалась мешанина из традиционных и неокультовых религиозных представлений и научной мистики. В них присутствовали идеи «информационной константы реинкарнации», компьютерные интерпретации предсказаний Нострадамуса и Откровения св. Иоанна Богослова об Армагеддоне, наукообразные идеи о подключении к мировому Космосу и заселении Земли душами давно умерших людей. Авторы предлагали Патриархату принять квазирелигиозные идеи типа “астроматематической теории” развития человека и возникновения Христианства на основе “эфирной сущности человека” и “энергии глубинных корешков человеческого организма”, использовать современные технологии для “дистанционного общения с Богом, принятия таинств исповедания и причастия” и т.д.
На фоне явных пробелов нынешнего россиянина в знании сущности традиционных религий стало расхожим положение, будто любая дорога ведет к Храму, что любая “духовность” – это благо. Такое положение делало людей беззащитными перед каждым гуру, который приходит к ним с каким бы то ни было «писанием» в руке и утверждает, что Бог – един, а посему не важно, как в него верить и во что, собственно, верить – лишь бы была ”духовность”».