Наркомания. Наркомания. Чтобы вырваться из зависимого поведения нужно строить вертикаль. Логотерапия и ее ограничения (Ч. 2)
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  05.12.2022.



Человек, обретший вертикаль, на ином уровне осознает свою жизнь. Но для начала необходимо сформировать картину мира, осознать законы бытия и накопить навыки. Тогда и монотонный труд станет орудием самосовершенствования.

См. материалы о преодолении зависимого поведения:
«Преодоление зависимого поведения», часть 1-ая «Зависимым и их близким: лекции и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко)»

Продолжая тему, озвученную в части 1 ответа, уточню что имел в виду под горизонталью и вертикалью.

«Наркомания. Полезно ли зависимым говорить о своих переживаниях и если да, то в каком ключе». Ч. 1.

Не упоминая авторов (подчеркиваю, не вся психология плоха) скажу, что довелось читать о терапии смыслов в пожилом возрасте. Человеку предлагалось увидеть смысл в том, что он делает (масло масляное, если сказать грубо). Конечно, это возможно только в том случае, если есть высшая точка зрения.

На сайте Соловецкой Обители опубликован ответ «Семья. Домохозяйке, унывающей вследствие многих трудностей», в котором идет речь о монотонной деятельности. Но если человек понимает во имя чего совершает, то или иное действие (гладишь белье и стараешься сохранить душевный мир, ведь знаешь, что с этим состоянием тебе придется войти в вечность), тогда и повседневные труды становятся инструментом для духовного самосовершенствования. Появляется вертикаль. Того, кто не видит смысла, переключать на ощущение еды или нечто подобное – утопия.

Необходимо строить картину мира, систему навыков. На данную тему в книгу «Депрессия и травма: Как преодолеть?» включил слова одного профессора, ее слова можно посмотреть в сноске[1]. (можно посмотреть в части 2.2, в главе «Ядро травматического опыта».

Большим утешением для меня было читать книги Жан-Клода Ларше. В частности, главный посыл книги «Духовное бессознательное» таков: страсти – это извращенные добродетели. Мысль эта святоотеческая, но очень грамотно автором изложена. Ведь инициативность (именно об этом шла речь) при низком духовном и культурном уровне способна найти себе агрессивные формы выражения (уличные драки, например). При высоком же уровне инициативность находит себе конструктивное воплощение. Принцип элевации – поднятие духовного и культурного уровня, вследствие чего человек получает возможность свои бушующие стремления пустить в конструктивное русло. Эта мысль подробно рассмотрена в тексте «игрового механизма. Ч. 4. Эротомания, игровой психоз и неконтролируемая приверженность». Так же в цикле бесед «Преодоление игрового механизма» поднята тема элевации и тема трудных подростков (в рамках цикла «Радикализации молодежи»).

– Цикл бесед «Преодоление игрового механизма».

17.3 Духовность как возможность развернуть черты характера в конструктивном ключе (принцип элевации). Видео

17.4 Выход – обогащение личности (ГЛАВНОЕ). Вадим Туманов. Вики Оболенская, Борис Вильде (см. 17.2). Видео

19.1 Неуправляемые состояния, вспышки эмоций: что делать – промежуточные итоги. Обогащения навыками. Видео

19.2 Исцеление – антихрупкость. Погружение в мечты (истероидный тип). Воспитание – что дать ребенку. Видео

19.3 Николай Кузнецов – самый дерзкий разведчик в СССР. Жажда внимания. От патологии к конструктиву. Видео

20.1 Не сломать, а обогатить. Логика и эмоции. Психические модели и обсессивно-компульсивное расстройство. Видео

21.3 Фильм «На грани краха» – эмоциональный капитализм, не жизнь, а алгоритм. Исцеление – мир становится красивым. Видео

– Цикл бесед «Радикализация молодежи: Компьютерные игры, экстремизм, неозычество, неофашизм».

102. «О Духовном развитии молодежи (духовность и мужественность)», 27.10.2021г., Дмитров.

Все беседы в аудио.

Человек, обретший вертикаль на новом уровне осмысляет свою жизнь (так называемая субъектность). Если вертикали не появляется, то в перспективе бесконечное хождение по кругу, а в современных психологических терминах – взять на себя ответственность, поднять самооценку, проработать чувства. Человек прорабатывает, но никуда не идет.

В отношении зависимости идея горизонтального движения может выражаться в смене одной зависимости на другую. Человек не перестал быть гордым (а гордость основа наркомании) и попытался уйти от потребления ПАВ (психоактивных веществ) в психологический культ. Теперь в организации сектантского типа он раздает листовки о здоровом образе жизни. Вроде бы переключился. Но на подобных собраниях часто используются практики введения человека в измененное состояние сознания маниакального типа. Речь об искусственном возбуждении. Он пытается себя убедить, что отныне не является наркозависимым, а проблема осталась. Просто она видоизменилась. Социализации как таковой не произошло. Человек не может создать семьи, потому что в быту невыносим. Он перестал принимать наркотики, но стал тираном. Если в психологической программе получил инструмент проговаривания своих чувств, то супруге (потенциальной или официальной) озвучивает все, игнорируя ее позицию.  Он остается несчастным человеком и ни к чему не приходит. Хотя на первый взгляд и бросил наркотики.

О вертикали говорил Борис Якименко в 18 лекции цикла про немецкие концентрационные лагеря. Люди, интеллектуально подкованные, в лагере были совершенно беспомощны. Они не могли объяснить себе происходящее. Не были способны обрести смысл в ситуации постоянного абсурда. Вера давала человеку такое измерение. Человек верующий свое пребывание в лагере видел, как возможность проявить любовь по отношению к другим людям. Стойкость воспринималась, как возможность проявить усилие по сохранению в себе Веры.

Описанный прием относится к логотерапии. Человек может попытаться обрести смысл в том, что ему жизнь приносит. Экзюпери писал «И не та, что изменяла, откликаясь на посулы ночи, – о Боге ведает та, что смиренно копила себя, не видя ничего, кроме прялки». Он предлагает найти женщине смысл в стрижке овец, сжигании лозы.

Но! Когда Виктор Франкл осмыслял свою логотерапию, общество жило в условиях традиционного мышления. Этот момент тонкий, но его необходимо учитывать. Сделаю краткое отступление и расскажу о трех типах мышления. Слово «Традиционное» себя несколько дискредитировало и ассоциируется теперь с чем-то средневековым, ригидным. Традиционное мышление предполагает наличие добра и зла. Истина познается через определенные явления в мире. Через эти символы Истину может усвоить даже неграмотный крестьянин. Прп. Антоний Великий на вопрос о его мудрости (читать он не умел) ответил, что наблюдая за книгой природы, он познает законы духовные. Традиционное мышление предполагает наличие неких универсальных законов, познав которые можно открыть для себя реальность в совокупности. В данном типе мышления есть вертикаль. Задача культуры и искусства – поднимать человека от низшего к высшему. В модерне духовность отброшена. Религия воспринимается не как Божественное откровение, а как свод принципов, сформировавшийся вследствие эволюции мысли. Идея жизни вечной исключена, но осталась идея прогресса. Цель жизни – прогресс, наращивание благ и прочего. Культура и искусство нацелены на воспитание активно трудящегося человека, подготавливают его к производственным прорывам. Мораль (хоть и в извращенном виде) остается. Морально то, что полезно. Примером модерна может служить коммунистическая эпоха. В постмодерне отрицается наличие смысла, верха – низа, добра – зла. Нет ни Бога, ни дьявола. Вернее, они есть, но равно безразличны человеку. Говорить о том, что какая-то религия более адекватно описывает мир и духовные законы с точки зрения постмодернизма неправомочно, ведь таким образом вводится субординация (что-то более правильно, а что-то менее), что в данной системе мировоззрения неприемлемо.

О чем речь? Некоторые книги, относящиеся к логотерпии, апеллируют к человеку, живущему в традиционном мышлении. Для него (пусть он и не имеет Веры или ее утерял), действительно, могут быть утешающими слова – если ты потерял Веру, если ты утратил смысл, живи, чтобы детей поднять, старайся честь по чести встретить находящий день. Когда я только поступил в монастырь, было непросто. Вера во всей полноте не открылась. Но я видел смысл в том, чтобы провести день в послушании духовному отцу (речь не о рабстве, ведь духовник дает советы, реализация которых помогает сохранить внутренний мир), по максимуму стараясь не переступать через собственную совесть, сохраняя то, что важно в плане духовных ценностей.  Послушание духовному отцу – попытка сохранить все то, что питает и согревает. Но изначально я совершил этот выбор. Приехал на Соловки. Согласился здесь быть. Да, пусть изначально и не видел жизнь в целом. Нынешние ребята живут в эпоху постмодерна. У них отсутствует картина мира. Нет даже ощущения, что эта картина есть и быть может. Поэтому для них слова, приведенные выше, могут ничего не значить.

Андрей Бледный (один из солистов группы «25/17», кстати, имевший серьезный наркотический опыт) отмечал в интервью, что именно бессмыслица послужила одной из причин употребления наркотиков. Для чего жить? Те, кто постиг тему смерти во всей ее полноте, знает, что смерть все обнуляет. Иустин Попович в книге «Философские пропасти» (в другом переводе – «Философские обрывы») так и писал, что перед лицом смерти все обнуляется, если ты не можешь перешагнуть через порог смерти хотя бы в ощущении перспективы. Может быть, не все люди раньше (во времена Виктора Франкла) могли дать себе ответ на вопрос – Что находится за порогом смерти? Но, по крайней мере, была выстроена социальная структура, которая несла в себе смыслы, рожденные Христианством. В прямую эти люди не имели в себе ответа, но ощущение некоего бессмертия человеческой личности все же доносилось до них через произведения искусства, песни, народные гуляния. Сейчас внешняя культура постмодернистская. Прежде чем давать эти смыслы простые, нужно выстроить контекст, сформировать представление о наличии той картины, в которую человек может войти. У меня был опыт зависимости. Я понимаю Андрея Бледного. Учиться ради того, чтобы учиться? Мне это было непонятно. Глухое движение. Делать что-то ради того, чтобы делать. В целом я и мое окружение не имели понимания простых «вещей». Что такое семья? Для чего она нужна? Супружество и дети воспринималась, как некое самоограничение. Молодой человек приходит в ужас. У него нет чувства отцовства. Он не способен стать для кого-то опорой. Он сам в инфантильном состоянии. Прежде нужно вырастить мужчину в нем. О подобном процессе взращивания (если не брать супердуховность) идет речь в интервью Мерзликина на канале «Эмпатия Манучи». Вопрос к театру у Христианства имеется, ведь роли разрушают актера. Если и есть в этом направлении что-то конструктивное, это и демонстрирует Мерзликин[2].

Конечно, ситуация может обернуться и вечной гибелью, если человек постоянно меняет роли. По сути, это и есть постмодернистское мировоззрение – есть огромное количество репрезентаций, но нет сути. Это копия копии. Есть в постмодернизме такой термин – копия с оригинала, которого никогда не существовало. Поэтому постмодернизм так хорошо и коррелируется с наркоманией. Оригинала нет. Конечно, когда актер или актриса живут в условиях постоянно меняющихся ролей, они на каком-то этапе теряют себя. Если человек крепко (по выражению Экзюпери) выстроен изнутри, если он понимает, что он делает и для чего, тогда у него появляется вертикаль. Он иначе смотрит и на свою деятельность. Это вопрос отдельный. Я знал актера, желавшего служить народу и искусству. В итоге он погрузился в пучину разврата и понял, что погибает. Надеюсь, здесь случай другой. Мерзликин верующий человек. Исповедуется. Причащается. Это интервью о важных вещах. О глубоких, серьезных вопросах. Он говорит простым языком, оперирует доступными образами.

Как в его жизни начала строиться вертикаль? Работал. Жил на съемной квартире. Варил пельмени. Однажды в журнале «Men’s Health» прочел, что нужно (полезно) есть рукколу. Но он и не знал, что это такое. Нашел в магазине. Купил. Стоила она в три раза дороже, чем его трапеза из пельменей. Скушал. Не наелся. Но денег не было. Кушать нечего. Но зато испытал некое чувство удовлетворения. Появилось новое качество жизни. Он вышел из колеи, когда просто на автомате кушал пельмени. С этого начались масштабные изменения его жизни. Он понял – как произошло с рукколой, так может произойти с социальными сетями, с книгами и фильмами, с людьми вокруг тебя. Он стал меняться. От него отошли те, кому с ним стало неинтересно. Изменился его язык, образ жизни. Но зато притянулись новые люди, кто стали его питать, сообщать смыслы, содержания, согревать. Вот что можно назвать вертикалью.

Горизонталь – переключение от тягот текущего бытия на вкусовые ощущения (тех же пельменей). Человек не выходит за рамки своей капсулы. Также Мерзликин рассказывает о встрече со священником. Слава Богу, попался человек грамотный, сумевший ответить на разные вопросы. После общения со священником у него словно появился код к этой реальности. Ты словно находишься в комнате, где есть wi-fi, но нет пароля. Ты находишься в ситуации. Ты чувствуешь, что она разворачивается. А доступа к ее пониманию нет. И вот тебе сообщают код. Вдруг ситуация становится понятной. Ты начинаешь напоминать человека, кто жил в полном хаосе, а потом вдруг взял и убрался в квартире и все разложил по полочкам. Потом, может быть, снова наступит беспорядок. Но ты ощущение чистоты помнишь. Ты знаешь, как к этому ощущению вернуться. Ощущение мира и порядка внутри родилось после Исповеди и Причастия.

Человеку нужно нечто большее. Не раз упоминал об одном работнике монастыря, несущем труды свои на Архангельском подворье (он разрешил упоминать свои имя и готов ответить на все вопросы). Он на подворье проводит очень много времени. Но жена его не ругает, если он задерживается. Когда он пришел на подворье, то перестал пить. Выпивал серьезно. Он не был БОМЖом или неудачником. Бизнес. Деньги. Но не видел смысла. На подворье он увидел некую картину. Есть Соловецкий монастырь. В нем люди получают помощь. Приезжают со всех уголков России. Здесь происходят очень хорошие вещи. А он является важным звеном во всем этом процессе. Монастырь нуждается в стройматериалах, продуктах питания. Поставки идут через Архангельск. Он помогает эти грузы сформировать. Встречает и провожает братию. Селит. Кормит. Он чувствует свой труд важным. При этом он простой человек. Пьющему человеку, чтобы перестать пить, необходимо понимать, что его труд потребен, что он в бытие вносит нечто, имеющее смысл.

Кстати, о работнике подворья упоминал в статье «ТИРАНИЯ МЫСЛИ И АЛКОГОЛЬ: О выходе из состояния «тирании мысли» и преодолении того, что толкает человека к алкоголю» (см. главу «История водителя»).

Применительно к его опыту приведено учение о талантах. Если человек реализует дар, данный ему Богом не только на свою пользу, но и на пользу других, то Святой Дух, как источник этого дара, в том числе помогает решать и свои собственные проблемы. Человек может быть сам по себе прост, но за счет того, что он с любовью к другим помогает им свои даром, он оказывается приобщенным к благодатному переживанию, которое дает ему смысл, тормозит в нем аддиктивные стремления, помогает подняться над желанием употребить.

Как-то готовил два ответа в ответ на вопрос об отношении к брошюрке о поведении в стрессовой ситуации:

 «Стресс (Ч. 1). О разных взглядах на тему управления стрессом»
«Стресс (Ч. 2). О разных взглядах на тему управления стрессом»   

В этой методичке приведено несколько приемов. Сосредоточиться на том, что происходит во вне. Сконцентрироваться на произносимых словах, на проживаемых  чувствах. Идея понятна – снять акцент с переживания одного (что тебя уволили, например) и зафиксировать человека на кончике его носа (условно). Кому-то это и поможет в течение ближайших 15 минут, но ведь важно и понять почему тебя уволили. Получить новые профессиональные навыки. Требуется постоянное преобразование этой реальности в себе или снаружи. Без этого человек так и будет заниматься переключением внимания. Речь должна пойти о формировании контекста, находясь в котором человек может выстраивать себя и свою жизнь.

Отечественная школа психиатрии говорит о важности такого фактора, как деятельность. Включившись в нее (деятельность), начинается преобразование отношения к жизни. Лично у меня опыт обретения вертикали был связан с трудом. Вот изнеженный городской мальчик получает послушание на кухне. Надо вымыть много посуды. Даже в глазах рябит от ее количества. Страшно браться за такую работу. Но постепенно привыкаешь – глаза боятся, а руки делают. Понимаешь, что ты можешь с Божией Помощью. Потом ты просто перестаешь бояться любой работы (не только посуды). Постепенно входишь в жизнь, и жизнь перестает пугать. Появляются навыки. Адаптация к трудностям.

В вышеупомянутой статье «Преодоление игрового механизма» часть 4 приведена мысль святителя Игнатия Брянчанинова, что духовные переживания (умиление, покаяние, благоговение) тормозят движения животные. Исааку Сирину принадлежит мысль, что человек преодолевает страсти не столько вследствие настроя на борьбу с ними, сколько насыщением ума дивным созерцанием (мысль передана своими словами). Человеку, насыщенному внутри, не хочется входить в грязь страстей. Мысль эта раскрыта в статье «ОБРАЩЕНИЕ К ПОЛНОТЕ. Ч. 3: Обращение к полноте и доминанта на лицо другого».

Тот, кто старается жить по любви, помогает своим даром другим, может быть простым по интеллектуальным характеристикам, но внутри есть глубокий мудрец. Он тонко понимает жизнь, потому что постигает ее исходя из благодатного переживания. Действительно, присутствие благодатного переживания тормозит аддиктивность. Попадалась автобиография одного крестьянина. Имени, к сожалению, не помню. В годы массовых репрессий он был гоним. Скрывался. Ходил по деревням. Шил. Жил на нелегальном положении. Под полом в одном доме была выкопана яма, где его прятали. Он называл свою жизнь счастливой. В праздники собирались, пели и плясали. Работали нескучно. Зимними вечерами занимались рукоделием. В конце рассказа своей жизни он дает наставления. Хотя пишет простой человек, но не покидает ощущение, что читаешь нечто на уровне Евангелия от Иоанна. Такой человек, несмотря на выпавшие на его долю трудности, причем немалые, свою жизнь описывает, как счастливую. Это и есть то, что можно назвать вертикалью.

Еще пару примеров пришло на ум. К вопросу о том сколь трудно методики, рассчитанные на человека с традиционным мышлением, применить к тем, кто сформирован в условиях иной парадигмы. Было в сети видео под названием «Колхоз – дело добровольное». Диалог христианина и двух парней из колхоза. Парни из глубинки. Их запросы просты. Удивительно, но их собеседник не манипулятивными техниками и практиками, а по сути, ведет их к чему-то большему. У них нет целей, планов по жизни. Хочется купить машину, чтобы до работы можно было добираться в более спокойном и комфортном режиме. Христианин в эту грубоватость мышления вносит ростки, обладающие свойствами вертикали. Один из колхозников сетует, что тяжело и хочет уйти с работы. Верующий человек приводит аргумент – Раз тяжело, значит, тебе доверяют. Значит, ты человек ответственный и справишься. Может, ты не случайно находишься именно здесь. Тебе нужно пройти некую школу на этом месте. Приобретя навыки, ты сможешь идти дальше. Даже мысль о покупке машины может представлять собой цель. Люди раньше копили, себя ограничивали, но шли вперед. Сейчас же просто берут кредит, не развиваются. Их цель оказывается позади. Машина стареет, а ты платишь за нее, как за новую. Если в первом случае ты постоянно вкладываешь, приплюсовываешь, то здесь – отдаешь, двигаешься назад. В результате диалога у парня изменилось выражение лица. Взгляд стал более осмысленным. Разговор заинтересовал, воодушевил. Конечно, речь не идет здесь о наркотиках. Но на этом фоне запросто может начаться употребление. Как в Сибири. Работы нет. Смысла нет. Безнадега. Безысходность. Сибирь погибает под ударами синтетики.

Второй пример. Человек не употребляет наркотики, но принимает антидепрессанты. Он приехал в большой город на учебу. Снял квартиру с другим парнем. Но учиться не смог. Переводился из вуза в вуз. Учеба ведь подразумевает хоть минимальное напряжение. А такой опции у него еще нет. Он вернулся домой. Сейчас помышляет о переезде из России (вдруг он захочет вступить в гомосексуальные отношения, а в России это не приветствуется). Если он не справился с переездом в другой город, то как справится с переездом в другую страну? Это же более масштабный проект.  Этот парень существует в рамках концепции Лакана. Он играет. Он постоянно в игре. Русскому человеку данная концепция покажется абсурдной, но так люди живут в Европе.

Цикл бесед «Игра и неигра. Взаимопроникновение и грань».
5.3. Постмодернизм и зомби. Учение Ж. Локана, грезы. Разрыв с реальным. Разные версии происходящего

Возможно, так живет то поколение, которое воспитано на блогерах, на современных каналах. У этого парня депрессия. Он принимает препараты. При этом отсутствует представление о связи депрессии с его образом жизни. Я сам прекрасно помню то состояние, которое нарастает при жизни в хаосе. Большая ложь или маленькая. Хаос. Подставляешь людей. Не держишь слова. Ты погружаешься в болото и не знаешь, как оттуда выпутаться. Нарастает лень и апатия. Тебе что-то предлагают, но ты напоминаешь персонажа из фильма «Влюблен по собственному желанию». Тебя ни что не греет. Сложно пользоваться логотерапией Франкла – все, что человеку предлагают, вызывает у него апатию.

Дело в том, что и первому и второму герою вряд ли удастся указать на смысл жизни в работе, в воспитании детей. Конфликт между двумя культурами, между двумя парадигмами мышления, который иногда воспринимается, как конфликт поколений. На самом деле не всегда поколения конфликтуют между собой. Есть представители разных «эпох», которые нормально воспринимают друг друга. Возможно, речь идет о том, что люди в разных парадигмах мыслят.  

Те смыслы, которые транслирует современное поколение, не всегда ему (современному поколению) понятны. Они скорее живут на основании парадигмы западной. Была хорошая передача в рамках «Экспертизы Дугина» про Лакана. Лакан – имитатор Фрейда. С точки его зрения бытие – ничто. Для человека эгоистически живущего трудно усмотреть причины, на основании которых происходят какие-то события. Он и не допускает мысли, что у других могут быть свои взгляды на происходящее, своя мотивация. Бога он знать не желает. Бог (для него) не является причиной всего происходящего. Бытие порождает ужас. Люди, эгоистически настроенные, живущие без Бога, понимая, что в основании мира лежит «ничто», пытаются от него убежать. Они создают уровень символического – маски, игры. Играют в друзей, в отношения. Следующий уровень, третий (первый – ничто, второй – символический) воображаемый. Уровень символического застывает и воспринимается ошибочно за реальность. С точки зрения Лакана, исцеление (если начинаются какие-то конфликты внутренние или с другими людьми) состоит в возвращении на символический уровень. Если у людей на религиозной почве возник некий конфликт, то с точки зрения данной парадигмы необходимо просто вспомнить, что причины конфликта нет и вернуться к игре.

В работе «Мировоззренческий сдвиг – детонатор наркотического бума и распада общества». Часть 2 говорил, почему в Христианстве наркотики и другие ПАВ являются злом (трансформируют сознание человека, который более не способен к контакту с Богом). С точки зрения Лакана аддиктивные состояния служат нормой, чем-то правильным, тем, что помогает избежать кризиса. Попытка прямолинейно донести понятия, ценности тем, кто находится в парадигме постмодерна, Лакана не имеют никакого смысла. Необходимо учитывая стиль их мышления и таким образом транслировать смыслы, чтобы в их системе «координат»  они приобретали значения.

В рамках цикла «Игра и не игра» в беседе второй «Игра и десоциализация. Совместная деятельность. Ограничение в экране и прорыв в образовании» совершена попытка разобрать доктрину Лакана и ситуацию, когда человек заигрывается. Что такое реальность? Как освободиться от масок, иллюзий?

В ответе «Девушке, зависимой от просмотра сериалов» (публикация – апрель 2023 г.) объяснял необходимость вначале выстроить вторую доминанту, то пространство, в рамках которой может быть поставлен вопрос о смысле, о преодолении аддикции. Для чего человеку преодолевать свою страсть? Да, он разрушается. Его жизнь идет под откос. Ему плохо. Но в рамках его мышления, аддикция – все, что у него есть.

[1] «Профессор (здесь ее фамилия не приводится, так как свои взгляды она излагала в устной форме во время частной беседы) считала, что, когда вопрос ставится о травматическом опыте, следует определиться в характеристиках личности, чтобы каким-то образом ставить вопрос о характере помощи.

Имеет значение тип нервной деятельности; что преобладает – возбуждение или торможение. Если преобладает торможение, то в результате травмы есть риск ухода человека в «капсулу», апатию, если – возбуждение, то – риск ухода в агрессию (пить, крушить).

Целеполагание: если у человека цель. Если есть, то он в результате столкновения с травматическим переживанием может погоревать-погоревать, да и пойти дальше. Если он и до столкновения с травматическим переживание жил без смысла, еле-еле “полз по грядке”, а тут сверху его еще придавит травматический опыт, то есть риск того, что он “с этой грядки и не слезет”.

Имеет значение и возраст. Если умирает родственник человека, у которого уже есть опыт зрелости, то человек может перенести этот опыт и остаться устойчивым. Малыш, узнавая о смерти близкого, может не сильно горевать в силу своего возраста. Реакция подростка, у которого и так все переживания обострены и оголены, может быть непредсказуемой. Также стоит учесть, что люди пожилые в отличии от более молодых нередко менее способны к быстрому пересмотру своих убеждений и к отказу от выработанных стереотипов (молодой гибкий прутик и вокруг пальца можно обернуть, а высохший, если попытаться обернуть, – сломается).

Близко по смысловой структуре к фактору возраста подходит и фактор интеллектуального развития. Так один мальчик из коррекционной школы, видя врача, с улыбкой сказал, что “они” сегодня папу похоронили. [Но с другой стороны, интеллект помогает осмыслить травматический опыт с иных углов, то есть “десенсибилизировать” его, лишить его остроты переживания, о чем рассказывалось в части 2.1. В той же части так же рассказывалось, что, чем больше площадей коры головного мозга человек активировал своей интеллектуальной деятельностью до травмы, тем большее количество площадей может переключиться на деятельность по преодолению последствий травмы].

Понимание особенностей личности помогает продумать стратегию помощи. Если человек не пришел к вере, то не всегда возможно его сходу привлекать к тому, чтобы с позиции веры взглянуть на происходящее. В данном случае начать, возможно, придется с чего-то другого.

С чего – начать? С того, чтобы выровнять соотношение между возбуждением-торможением, поднять интеллектуальный уровень. Научить прислушиваться к точкам зрения других людей (речь о разумном, осмысленном процессе, а не о слепом подражании), что позволит человеку начать расширять свои видения различных вопросов и потихоньку выходить из ”кастрюльки”.

В виде этой “кастрюльки” можно представить различные расстройства личности. Специфика их различна, но в каком-то смысле можно сказать, что каждое расстройство личности представляет свою “кастрюльку”. Речь идет о том, что человек попадает в какую-то капсулу, у него формируется своеобразный способ восприятия мира, своеобразное видение различных вопросов, исходя из которого он строит свое поведение, и из своей капсулы он не хочется выбираться. Если есть интерес к миру, эмпатия, любовь, то со временем, можно надеяться, что человек нащупает “конструктивный” путь, идя по которому он выберется из капсулы, преодолеет предпосылки, на которых базируется расстройство» / Глава «Ядро травматического опыта», из части 2.2 текста «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты». 

[2] Андрей Мерзликин: мобилизация, пацифизм и вера // ЭМПАТИЯ МАНУЧИ.