Наркомания. Наркомания. Реабилитация – риски состояния здесь и сейчас, деятельность, отношение к ИТ, построение картины мира. Ч. 3
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  25.12.2022.



Пропаганда состояния «здесь и сейчас» может закрепить людей в наркоманическом понимании жизни. Состояние включенности в полноту бытия не доступно тем, кто пытается работать техниками. Формирование конструктивных навыков, движение к перспективе, дают человеку возможность и способность обрести связь с действительностью, начать ее понимать.

Первые две части ответа:
Наркомания. Полезно ли зависимым говорить о своих переживаниях и если да, то в каком ключе. Ч. 1
Наркомания. Чтобы вырваться из зависимого поведения нужно строить вертикаль. Логотерапия и ее ограничения. Ч. 2

Прокомментирую некоторые Ваши заметки по поводу двух предыдущих ответов. Вы отмечаете, что нужно фиксировать людей зависимых на состоянии «здесь и сейчас». Очевидно, что имеете в виду фиксацию не столько на текущем моменте, сколько на реальности. Все же очень важно, чтобы наш язык соответствовал тому, что мы хотим сказать.

Выражение «здесь и сейчас» является некой психологической фикцией, за которой непонятно что и стоит. О чем это? Наркоман и так живет здесь и сейчас. Если у него есть сейчас в кармане доза, ему не важно, что будет завтра. Сейчас употреблю, а остальное – не имеет значения. И даже прошлого нет (в каком-то смысле). В чем нюанс этого состояния? При условии наличия картина мира, понимания, что Христос пришел на землю, что сам человек включен в исторический процесс и процесс этот имеет направление, что есть действующие духовные законы, у человека появляется ощущение значимости каждого шага. Но некоторые люди, пропагандируя это состояние, совершают подмену. Говорят, что человек проводит много времени в печали о прошлом и в страхе перед будущим. Но это не единственная форма взаимодействия со временем. Где-то и на прошлое стоит обратить внимание. Не исцелив прошлого, человек будет страдать в настоящем, и формировать в себе неприглядное будущее. Например, ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство). К примеру, человек пережил акт насилия в свой адрес. У него сформировался определенный взгляд на реальность. Отныне он подозревает всех, кто с ним взаимодействует. Событие в прошлом начинает определять настоящее и в том числе будущее. Человек старается ни с кем не сходиться близко. Разрывает отношения. Боится, что они вновь приведут к боли. Как можно сказать, что прошлого нет? Как можно сказать, что нет будущего?

Академик Ухтомский утверждал, что время телеологично, то есть оно стремиться к определённой цели. Если мы беседуем и знаем, что у нас есть полтора часа в запасе, то определённым образом структурируем информацию. Если в нашем распоряжении лишь пять минут, то будем распределять его иначе. Есть даже такое «домашнее задание» – прописать свое поведение, если человек узнает, что у него осталось несколько лет жизни, год жизни, месяц. Один наш паломник сказал так: если месяц – составлю завещание, доделаю дела, если несколько дней – куплю билет на Соловки, чтобы умереть на Соловках. Ощущение перспективы позволяет определить наиболее актуальный шаг в текущем моменте. Лишить человека прошлого и будущего, поместить его в «здесь и сейчас», значит лишить его понимания – куда этот шаг может быть совершен. Можно привести в качестве аналогии сустав, вырванный борцовским приемом из своего «гнезда». Рука болтается на 360 градусов. Она абсолютно свободна, но совершенно не функциональна.

Как родилась эта техника? Люди, погруженные в работу, не способные абстрагироваться от цифр и дел, проблем, должны сосредоточиться на «здесь и сейчас». Они набирают глоточек коньяка в рот и чувствуют вкус на языке. Но есть и другие люди. Академик Ухтомский говорил, что нервная система занята важными вопросами и поэтому окружающая реальность схватывается нами наскоро. Мы улавливаем и фиксируем лишь несколько признаков, а остальное достраиваем. Если человек произвольно смещает акцент внимания на кончик языка (как в примере с коньяком), качество жизни может не улучшиться, а наоборот снизиться. Концентрируя внимание на стене или собственном шаге, чтобы почувствовать «здесь и сейчас», человек начинает хуже анализировать ситуацию, тормозятся некие внутренние процессы. Академик Лихачев говорил, что смысл текущей ноты можно понять, когда ты помнишь звучание предыдущей и предвкушаешь последующую.

Исследователи, описывающие психологическое состояние узников в немецких концентрационных лагерях, отмечали, что во время длительного нахождения в экстремальной ситуации у человека теряется ощущение конструктивного прошлого. У человека стирается представление о себе, как о личности. Человек забывает, что читал, кого любил. Теряется ощущение перспективы. Даже говорят, что для людей, переживших травматический опыт, нет будущего. Человек погружен в кошмарное настоящее. Какое можно сделать предположение? Человек, тренирующий свою психику жить «здесь и сейчас» в ситуации, когда есть возможность держать во рту коньяк, может, и удержится на плаву, но, если попадет в экстремальную ситуацию, и на поверхность сознания выйдет отчаяние (а его психика уже предрасположена к тому, чтобы жить без опоры на прошлое и будущее) не сумеет выгрести из кошмарного настоящего. Оно его затопит.

Наркоманическая тяга – чистое «здесь и сейчас». Я понимаю, что Вы имели в виду не это, но специально расширил данное представление, чтобы родилось понимание, что пропагандируя «здесь и сейчас» мы можем закрепить людей в наркоманическом понимании жизни. Слова о связи с реальностью – совсем другой вопрос. Связь с реальностью как раз и предполагает наличие и прошлого, и будущего. Когда я был на экскурсии в реабилитационном центре «Саперное», обратил внимание, что отец Сергий старается в программу реабилитации включать деятельность по уходу за животными. Свинюшка живая. Возможно, я излишне утрирую и философствую, но здесь прослеживается прошлое и будущее. Твои текущие отношения с животинкой основаны на предыдущем опыте. Если ты был с ней ласков – она к тебе тянется, если бил – пугается. В будущем будет то, что ты вложишь в нее. В этом Центре все сделано для того (такое ощущение создается), чтобы реальность была ощутима. В плоть до тарелок и столовых приборов (не знаю сделано это специально или так просто получилось). Тарелки реально тяжелые. Это густой, тяжелый, толстый фарфор (или керамика, значения не имеет). Такой тяжелой ложки я не держал в жизни. Скажу честно – мне понравилось ощущение тяжести ложки в руке. У меня родилась такая мысль – наркоман живет в мире виртуальном, мире фальшивых эмоций. У этих отношений нет ни прошлого, ни перспективы. Нет ничего. Чистое «здесь и сейчас». И вот он пытается выгрести из этого состояния и попадает куда-то. Единый офисный стиль. Одинаковая канцелярская атрибутика. Одинаковые компьютеры. Одинаковые запахи. Кулеры с теплой водой, в которой даже не особенно заваривается пакетированный чай. Ощущение ненастоящности. А тут человек погружается в реальность. Свинюшка, требующая ухода. Тарелка и ложка лежат в руке. Центр расположен загородом и построен по типу монастыря. Ограда из брёвен. Двери с коваными ручками. Каждый уголок реальности создан особенно. Действительно, вспоминаешь слова об Адаме, которому было заповедано возделывать райский сад. В этом Центре реальность присутствует. Причем присутствует в хорошем смысле этого слова.

Дополню про «здесь и сейчас» в отношении узников. Они находились на грани только настоящего момента. Потери. Боль. Апатия. Унижение. Но важно ощущение перспективы. Точка опоры в будущем. Ощущение, что тот мрак, который здесь и сейчас может пройти. Важно исцелить прошлое. Через исповедь в том числе. Через осмысление. Как один спецназовец отметил, что ему стало легче только, когда он честно стал разбирать прошлое – это было правильно, а вот это нет. То, что было признано неверным, принесено на исповедь. Поиск противоположных точек зрения на ситуации, в которых повёл себя неверно, в которых отступил. Выковывая навыки, двигаясь к перспективе, человек и обретает связь с действительностью, начинает ее понимать. Поняв борьбу в себе, человек начинает понимать борьбу других. Пройдя через боль, становится понятнее чужая боль. Соответственно, можно помогать другим исцелять боль. А помогая исцеляться другим, человек будет исцеляться сам.

Очень важен фактор деятельности. В статье «Преодоление отчуждения в том числе и о депрессии» часть 1, в главе «О значении деятельности в постижении духовных понятий» (этот текст вошел в книгу «Травма и депрессия: как преодолеть?») приведены слова одной женщины профессора. Она написала работу о доктринах западной психологии (о некой увлеченности медиаобразами). Есть такая идея – если ты ситуацию проиграл в уме, ты ее исцелил. Кстати, ложность этой идеи была показана Шарлем Бодлером в произведении «Поэма о гашише». Шарль Бодлер пытался основать свое творчество на употреблении ПАВ и понял – это тупик. Из темы он вышел, проанализировал и описал свои состояния в этой работе. Он утверждает, что опьяняться можно и без гашиша. Опьяненный человек впадает в гордыню. И сами мысли о добродетели он считает уже сверлившейся добродетелью. Стоит ему подумать о милосердии, как он считает себя уже достигшим его. Одно дело – мальчишки чувствуют в себе «силу» после просмотра боевика. Другое дело – реальная ситуация. Так в некоторых секциях бокса и рукопашного боя приветствуется полный контакт. Да, больно. Да, остаются синяки. В чем суть? Получив удар по лицу, если человек не знает, что делать, впадает в ступор (даже несмотря на то, что во время тренировок чему-то учился). Если же в зале прошел ситуацию некоего шока, то уже не боится идти на полный контакт. Он знает примерные последствия, уже проходил и все понимает. Есть и другие аспекты. Такой человек считает весь мир созданным для него одного.

Профессор в своей работе отмечала, что именно фактор деятельности скрепляет между собой все, получаемое через органы чувств. Эту мысль она описала научно с опорой на Православие и духовных авторов. Некто говорил о принципе «приходи и читай», в Православии же – «приходи и живи». Один духовный автор советовал читать книги святых отцов в деяниях. Человек не только понимает духовные законы, но и как жить по ним.

В житии разворачивается полотно действительности, картина мира, в которую он может себя вписать. Появляется перспектива. Желание жить. Двигаться. Каждый миг ощущается реальным. Человек понимает, что этот миг входит в вечность. Состояние включенности в полноту бытия не доступно тем, кто пытается работать техниками. Психотехника появляется, когда человек утрачивает реальную основу для достижения той или иной духовной цели. Человек стремиться к Богу. Ощущает внутри мир, спокойствие. Психотехника ставит своей задачей имитацию состояний, но без движения к Богу. Получается некая подмена, сформированная через игру ума. Столкновение с реальной жизнью разбивает все эти игры. Видно сколь важен даже внешний принцип хождения в Храм. Ты можешь, конечно, считать себя молодцом, но поток новостей посыпает ум пеплом. Если будет хотя бы навык посещения Храма, то колесо духовной жизни время от времени подкручивается. Как и любовь между молодым человеком и девушкой. Через деятельность поддерживаются чувства. Он встречает и провожает домой. Дарит цветы. Если аспекты внешней деятельности отбросить, то выветрится и все, что было.

Человека надо учить жить в действительности. Мы формируем навык некоего бесстрашия. Пару раз попросить прощения в сложной ситуации, сделать попытки примирения, и мы увидим, что на самом деле можно отношения сохранить даже после большой ссоры. Это сбережет нас от отчаяния. Нужен реальный конструктивный жизненный опыт.

Вы утверждаете, что современное технологическое общество развивает лишь горизонталь и единственный путь – Вера. Сошлюсь на доклад одного автора[1]. К взглядам автора, возглавляющего лабораторию нейронаук, есть вопросы. Девушка, прочитав его книгу[2], впала в депрессию. Продвигается следующая идея: аннигиляция смысла – то, что нужно искать. То есть отсутствие смысла – и есть смысл. Русский челочек так уж устроен, ему смысл необходим. Но если не брать в расчет личные взгляды на медитативные практики и сосредоточится на теме доклада, то можно отметить такую необходимую для реабилитации информацию: человеку присущи три типа работы мозга – получение информации, ориентировка (на местности, например) и собственно мышление («мышление чистого листа», то есть генерация идей). Мозг отвечает на запросы, что мы ему даем. Для включения данной функции необходимо минимум 23 минуты. Интересно. Некоторые люди утверждают, что нет нужды в длительных молитвенных правилах, что можно и нужно помолиться кратко. Конечно, нужно молиться и кратко. Старец Феодор Соколов молился по несколько минут и совершал чудеса. Но! «Затраченное» на утренние и вечерние молитвы время мы проводим вне гаджета. Молитва дает связь с Богом. Господь посылает хорошие мысли через благодатную связь. Но даже если не рассматривать момент именно духовный, а чисто физиологический, то после 23 минут в состоянии отрыва от гаджета человек уже становится способным задуматься на счет своей жизни.

Один из смыслов упомянутого выше доклада в следующем – если человек постоянно обращается к гаджетам (разговаривает, просматривает и так далее), у него не включается тот механизм, благодаря которому можно выстраивать некое цельное мировоззрение. Он остается на горизонтали. Незаметно для себя человек начинает потреблять все более примитивную информацию, на обработку которой требуется меньше сил. В докладе была упомянута ссылка на исследование, показавшее, что эти три системы являются своего рода антагонистами. То есть активация одной из них блокирует деятельность других. Если человек находится в состоянии потребления информации, просмотра контента, то ему трудно подумать о своей жизни. Конечно, чтобы не говорили эти исследования, ссылаясь на учение академика И.П. Павлова можно сделать предположение, что человек с достаточно развитой второй сигнальной системой, при просмотре видеоряда при условии активации коры головного мозга (выводы как просматриваемое применимо к жизни) способен генерировать идеи. Но на это нужен навык. Необходимы натренированные нейронные сети. Иными словами, человек, который хочет найти себя, стремится найти выход из трудного положения, и занят постоянным просмотров роликов, блогеров, лекций (пусть даже и хороших) лишается возможности достичь своей цели.

Кстати, один из человеческих законов: тот, кто стремится к цели напрямую – ее не достигает. Чтобы появилась возможность построить цельное мировоззрение, в рамках которого человек мог бы осмыслить свою жизнь, необходимо время, в которое он отключен от гаджетов и сосредоточен на духовных смыслах. То есть отключение гаджетов в конструктивном варианте не подразумевает ситуацию безвременья, безделья и апатии (когда человек и гаджетами не пользуется, и лежит в состоянии духовной лени, глядя в потолок).

О значении цельного мировоззрения в деле реабилитации людей, зависимых от ПАВ, см. к примеру, в цикле бесед «Акценты к беседам о преодолении зависимого поведения:

4.1.Зависимость от ПАВ. Новая жизнь – цельность, смысл, ближний. Роман Щипок. Фильм Красивый мальчик

4.2.Зависимость от ПАВ. К цельности движение. Навыки помогающие. Менять язык. Пусть к смерти vs вера

По поводу разрыва поколений. В работе «Мировоззренческий сдвиг – детонатор наркотического “бума” и распада общества» приведена история наркозависимого (надеюсь уже в прошлом). Верующая жена помогла ему встать на ноги. Родился сын. И он протестует против того, чтобы жена и теща водили по воскресеньям ребенка в Храм. В качестве аргумента – желание побыть вместе с чадом в выходной. Вера дает общие точки соприкосновения. Вера развивается на основании универсальных законов. На их базе строится жизнь каждого взрослого и каждого ребенка. Пройдет время, и сыну станут не интересны зоопарки и гамбургеры. Ему захочется выпить пива или еще чего покрепче с ребятами. А в детстве отец ему не привил то, что составляет основу общения, вечные ценности.

На сайте Соловецкой обители опубликованы тексты «Родители и дети» (созданы на основе проведенных лекций). В части 4.1 «РОДИТЕЛИ И ДЕТИ (часть 1): О принципах общения с «трудными» людьми и воспитании» разобрана тема, в том числе, и зависимости. Как помочь ребенку не стать зависимым человеком? Как сформировать навыки? Эти навыки, кстати, основаны, в том числе, и на Вере. Чтобы противостоять собственным разрушительным желаниям, должна быть четкая мотивация. Например, человек отказывается от того, к чему тянется сердце, заболевшее страстью, во имя любви к Богу. При отсутствии четкого мотива, не удастся отстранить от себя болезненную тягу. Некоторые мысли на этот счет озвучены в статье «Профилактика наркомании, исходя из понимания действия наркотической тяги». В упомянутой выше части 4.1 работы «Родители и дети» в том числе рассмотрен вопрос родителей, не желающих вести детей к Вере. Позиция подобная строится на убеждении – вырастут и сами сделают выбор. Есть здесь некая подмена. Если бы дети жили на необитаемом острове, в окружении благонамеренных взрослых и первоклассных учителей, возможно, план родителей бы и удался. Ребенок вырастает на классической литературе, классической музыке и делает свой выбор. Но родители, устраняясь от воспитания, по сути ребенка отдают на растерзание социальным сетям и всем тем процессам, озвученным в упоминаемом выше докладе. Если в детстве (иными словами) перед ребенком не были поставлены духовные задачи, не привиты духовные понятия, то отделы мозга, ответственные за решение подобных задач, вследствие отсутствия нагрузки переключаются на выполнение других задач. Так в ходе одного эксперимента котенку зашили глаз. Зрительный анализатор был здоров, но исключен из функционирования. Когда глаз освободили, он не видел (хотя не был поврежден). Нейроны, отвечающие за обработку сигнала, поступающего с сетчатки, вследствие отсутствия стимуляции переключились на выполнение другой задачи. В мозге есть принцип – что не используется, то умирает. Родители надеялись, что ребенок подрастет и совершит сознательный выбор. А он даже до этого возраста не дошел, до того самого сознательного выбора. Конечно, если родители привили детям Веру, у них есть шанс сохранить контакт на всю жизнь, дать им иммунитет против зависимости и помочь заложить основу для совершения подлинного собственного выбора. При наличии мировоззрения ребенок совершит сознательный выбор, а не тот, что подсунут в сети.

То есть для строительства чего-то конструктивного необходимо сначала несколько ослабить конкурирующие сети, чтобы высвободилось (если сказать метафорически) некое «пространство» для формирования картины мира, мировоззрения. Как этого достичь? Ограничить деятельность в мире социальных сетей. Снизить нагрузку, что идет через гаджеты. Иначе сознание постоянно будет занято обработкой этих сигналов.

Эти мысли нашли свое воплощение в идее православного поста. Ведь в это время человек ослабляет действие конкурирующих сетей (фильмы, новостные ленты). Человек создает предпосылки для активации тех сетей, что связаны с его возрастанием, как личности. Для этого и нужны эти 23 минуты, чтобы мозг человека, система мышления включились. Человеку необходимо продумать режим дня – утренние и вечерние молитвы, чтение духовной литературы, но полчаса должны пройти определённым образом, чтобы человек смог начать размышлять о своей жизни. Я убежден в другом. При условии развитой второй сигнальной системы, даже имея дело с информационным контентом, человек не будет выпадать из системы мышления, так как работа с информацией подчинена управляющей нейронной сети. Необходима определенная дисциплина ума. Нужен навык. Человек должен реагировать не на звук смс (по аналогии с животным, перед которым зажигается лампочка), а понимать – что и для чего он делает.

Опубликована работа «ОБРАЩЕНИЕ К ПОЛНОТЕ. Становление личности как путь преодоления зависимого поведения. Ч. 2: Образ жизни, противостоящий зависимому поведению. Через любовь вырваться из замкнутости», где приведены идеи Блеза Паскаля. По мысли автора основная причина поиска развлечения человеком – неумение быть наедине с собой. В глубине души возникает немощь, досада, страхи, тревоги относительно будущего. Человек ищет развлечений, чтобы спастись от неприятных переживаний и мыслей. Но то, что кажется человеку другом, на самом деле является врагом. Оно (развлечение) не дает возможности задуматься об истинных причинах страданий. Если бы человек мужественно встретился со скукой, разобрался с тем, что происходит у него внутри, то нашел средство исцеления данного разлада. Эти размышления, приведенные Блезом Паскалем в 5 главе «Жалкое состояние человека» книги «Мысли о религии», автор подводит к Богу. Душа помнит о блаженстве, к которому могла быть приобщена, если бы находилась в общении с Богом. Но возможность эта утрачена в результате грехопадения. К данной мысли человек может подобраться лишь в состоянии тишины, в процессе поиска пути соединения со Христом. Тогда будет преодолена и скука.

Среди параллельных источников в статье «ОБРАЩЕНИЕ К ПОЛНОТЕ. Становление личности как путь преодоления зависимого поведения. Ч. 2: Образ жизни, противостоящий зависимому поведению. Через любовь вырваться из замкнутости», в числе прочих, упомянут текст «Преодоление игрового механизма». В части 1-ой приведены слова одного современного рэп-исполнителя. Причина употребления наркотиков – скучно и скучно постоянно.

Если человек идет вопреки законам мироздания, то неизбежно сталкивается со страданием. Постоянная суета. Давление информационного контента. Человек не может провести причинно-следственные связи, чтобы понять истоки своего страдания.

И в 1 части статьи «Преодоление игрового механизма», и во 2 части текста «Обращение к полноте» озвучена следующая мысль – человек находит выход из патологической ситуации, когда у него возникает возможность обратить внимание на другого. Человек, находящийся в ситуации жесткого эгоизма, жизнь понять не сможет, не сумеет накопить данные, чтобы выстроить картину мира. Он не видит в жизни глубины. При проявлении внимания к ближнему мир и обретает глубину, становится интересно жить.

В заключении. Упомянутый докладчик во время другого доклада[3] отметил, что медитация помогает решить когнитивные вопросы. Очень спорное утверждение. Масштабное исследование проведено в ФРГ в городе Бернштейн. Подростки. Трансцедентальная медитация (как известно Битлз способствовали рекламе этого направления). Исследование выявило регрессию адаптационных механизмов психики. Человек погружается в некое измененное состояние сознания. Его перестают трогать агрессивные импульсы внешней среды. Но одновременно происходит и утрата навыков реагирования на эти самые импульсы. Общение с «обычными» людьми в «стандартных» ситуациях может порождать запредельный стресс. Человек все более и более концентрируется на контакте с людьми, находящимися в зоне определенной идеологии и двигающихся к определенному измененному состоянию сознания (как и он сам). Бывает, хватает небольшого толчка, чтобы вызвать психическое нарушение. Часть этого исследования переведена на русский язык и можно с ней ознакомиться.

P.S.На сайте Обители опубликованы ответы, посвященные медитации:

Медитация. В ответ спросившей об отношении православного христианина к медитативным практикам. Ч. 1
Медитация. Ч. 2: Нужна ли медитация в системе образования? Почему дети затопляются когнитивным хаосом?

В них приведены мысли, в том числе, игумена Анатолия (Берестова). Были изучены данные относительно восточных направлений. Речь идет о неестественном состоянии мозга, при котором фаза бодрствования наслаивается на фазу сна. Получается нечто между сном и бодрствованием. Это состояние может и любопытно, но неестественно. Обнародованы данные, что к 35 годам люди, которые пытаются таким путем воспитать в себе креативность (с помощью методик вхождение в измененное состояние сознания) сходят с дистанции. Мозг истощается.

Молитва имеет совсем другой принцип. Руководитель лаборатории нейро- и психофизиологии Санкт-Петербургского психоневрологического научно-исследовательского института им. В.М. Бехтерева профессор Валерий Слезин полагал, что есть две фазы сна – быстрая и медленная. Исходя из принципа симметрии организма, ученый предположил наличие двух фаз бодрствования. Обнаружить вторую фазу никак не удавалось. Однажды в лабораторию зашел священник. Батюшка сел в кресло. К нему подключили датчики и попросили молиться (видимо, священник понимал, что такое молитва). В этом «эксперименте» и было зарегистрировано вхождение во вторую фазу бодрствования. Сознание сохраняется, но кора головного мозга притормаживается. Негативные импульсы перестают быть гиперактуальными. Одновременно сознание сохраняется и даже ограждается за счет обращения человека к Богу.

В медитации имеет место ярко выраженный эффект торможения коры. Человек становится открытым для внешнего воздействия. Все, что в этот момент будет проникать в сознание (будет вброшено), человек воспринимает, как некое руководство к действию. Факта обращения к Богу нет. Это, конечно, все в очень упрощенной форме. Данный комментарий имеет целью нейтрализацию мыслей, изложенных докладчиком в сообщении.

Вы отмечаете, что идеология современного человека, по сути, эгоистична. Вам кажется, что общение с искусственным интеллектом только подпитывает эгоизм и приводит к еще большей зависимости. В упомянутой выше 2 части текста «Обращение к полноте» озвучена следующая мысль: эгоизм – гордость, по сути. Вследствие фиксации на собственных ощущениях окружающий мир (по выражению митрополита Антония Сурожского) меркнет и становится далеким. В каком-то смысле идеологические схемы, которые могут быть реализованы в рамках реабилитационных программ (не те программы, что основаны на православном миросозерцании, а технологические концепции типа АА (анонимных алкоголиков)) предлагают рассматривать мир вокруг и людей сквозь сетку психологизмов. Контакт с живым человеком утрачивается. Контакт требует твоей разносторонности. Кстати, по мнению профессора Короленко и академика Дмитриевой, эта разносторонность является мощным барьером на пути формирования зависимости. На первых порах возможно и нужны алгоритмы (тем, кто только стал выбираться из зависимости). Но если происходит фиксация на схеме, то человек в целом не уходит от фиксации на самом себе. Человек должен в своей совести проанализировать получаемые данные. Разум, освященный законом Божиим, выберет то, что из потока сигналов стоит включить в свое мировоззрение, а что нет. Центральное звено зависимости – инструментальное отношение к человеку. Человек другой – лишь инструмент для достижения собственных целей. Если это отношение не будет преодолено, соответственно, говорить о выходе из зависимого поведения не приходится. Возможно, человек и перестанет употреблять те или иные вещества (на физиологическом уровне), но предпосылки для формирования зависимости остаются. Тот механизм, который раньше обеспечивал зависимое поведение, вновь может выйти на арену. Отчаяние, уныние, способны заставить человека махнуть рукой на психологизмы. Помогает навык любви, воспринимаемый не как эмоциональное состояние, а деятельное внимание к ближнему, способность подумать над альтернативным вариантом (помимо того, который есть у тебя сейчас). Хочешь потребить, но понимаешь, что это шаг может причинить кому-то боль. Любовь оказывается сильнее зависимости. Если, конечно, человек трудится над ее возрастанием.

[1] Доклад Андрея Курпатова в Федеральном Собрании «Трансформация человека в цифровую».

[2] «Красная таблетка».

[3] На экономической форуме в Давосе.