Женщина. Женщина. Девушке-медику о работе в военном госпитале (на вопрос о возможности изнасилования)
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  28.12.2022.



В преддверии твоего возможного назначения в военный госпиталь ты спрашиваешь о возможном насилии в свой адрес. Подобные истории тебе рассказывали, тебе предупреждали врачи.

См. также ответ «Военное. Девушке-специалисту, призванной помогать раненым воинам. О контакте с ними».

См. также эфиры «Печать войны», в которых разбирался вопрос о том, как люди могли бы сохранить себя от ПТСР. Разбирается вопрос и о помощи воинам. Перечни эфиров приводятся в ответе «Боевые действия (ч. 6). О эфирах на тему тревоги по поводу боевых действий и прочего, с ними связанного».

Когда ты будешь знакомится с ответом, прошу тебя несколько абстрагироваться от темы насилия «вообще». Сейчас модно называть мужчин токсичными и агрессивными. «Мужчина» – это в некоторых современных дискурсах словно приговор, заявляется, что он – насильник по определению. При этом забываться, что насилие может оказывать и женщина, просто с ее стороны оно не всегда идет в явной форме, не всегда оно – с кулаками. Но при отсутствии явных атрибутов, оно может не менее разрушительным. Прошу прощения за это вступление, просто не хочется, чтобы ответ был истолковано в русле отмеченной выше повестки. Мы разбираем конкретную ситуации, а не жизнь вообще. Для читающих этот ответ и желающих всех мужчин видеть в черных тонах, могут ознакомится с деятельностью Дженис Карпински – женщиной, поставленной управлять печально известной тюрьмой Абу-Граиб в Багдаде, в которой к заключенным применяли пытки. Среди отмеченных судом в пытках особ была и женщина Сабрина Харман.

В этом ответе так же не имею в виду, что во всех случаях насилия виновата женщина. Мы разбираем не мировую проблематику, а твою ситуацию, обсуждаем как тебе повести себя.

– См. главу «Последствия насилия сексуального» из части 2.1 текста «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты».

– См. некоторые беседы одноименного цикла.

11o. ПТСР-РОСТ. Травматический опыт как доминанта. Изнасилование. Помогает ли стимуляция памяти?

11p. ПТСР-РОСТ. Спорные концепции работы с ПТСР, игра с воображением. Эйфория не есть исцеление

11q. ПТСР-РОСТ. Изнасилование. Самоконтроль еще не исцеление. Перестройка опыта через обогащение

11r. ПТСР-РОСТ. Горе, травма, боевая травма. Когнитивная переработка. Выход в конструктив. Покаяние

11s. ПТСР-РОСТ. Доминанта и перестраивание угрожающего образа. Помогает ли проговаривание, стимуляция памяти

11t. ПТСР-РОСТ. Помогает ли вообразить месть, прожить. Изнасилование. Ненависть поглощает. Гипноз

11u. ПТСР-РОСТ. Изнасилование. Месть родителям. Грани этики. Вслушивание в себя. Критерии исцеления

***

Это (изнасилование) может произойти и в мирной жизни, за территорией военного госпиталя. Эта тема – не есть тема места действия. Конечно, нет единственного основания утверждать, что всё происходит по вине женщин, но можно допустить, что гордая, высокомерная позиция женщины может уязвить мужское самолюбие, и тогда у мужчины может сработать пусковой механизм отстаивания своего авторитета, пусть и в извращённой, но в «понятийной» для него форме, он просто отработает «по понятиям». Особенно, если он был воспитан в такой парадигме, где у настоящего мужчины всегда должно быть много денег и много женщин, которые должны перед тобой склоняться. А та, которая не склонилась, да ещё и посмеялась, по сути, запускает кнопку обострённой мужской идентичности. И, как правило, это насильственное действие, хоть и непреднамеренно спровоцированное, уже трудно развернуть в обратную сторону, т.к. у мужчины, по его «пацанской идеологии», другого выхода из унижающей его ситуации не остаётся.

При риске возникновения подобной ситуации, когда мужчина настаивает на знакомстве, девушке лучше сослаться на плохое самочувствие, спокойно проговорить это, без возмущённых и унизительных тирад. Тогда даже самый оголтелый «братан» при таком отказе ничего не сможет возразить, потому что при таком отказе его личность, его мужское самолюбие никак не задевается. А когда у него нет уверенности в том, что девушка отказывает исключительно из-за плохого самочувствия, он воспринимает этот отказ по иным причинам – ты не красив, ты беден, у тебя не брендовая одежда и т.п. И если парень действительно беден, и отчаянно пытается выбиться в люди и показать, что он «крут», то этот отказ для него вообще моральная рана.

Ещё во вторую мировую войну сохранялся достаточно высокий статус сестёр милосердия, который сам по себе обезоруживал. Именно Милосердие в этом статусе обезоруживает. Та самая вторая доминанта, которая в раненом человеке пробуждается, другие какие-то инстинкты выходят на поверхность – сыновние или братские. И если женщина (медицинская сестра в госпитале) выполняет свою работу только отстранённо, так сказать, в «лучших» современных традициях «психологической отстранённости», когда считается, что для объективности картины состояния пациента не надо вступать с ним в эмоциональный контакт, подключаться к нему смыслами, то для неё целью работы становится только зарабатывание денег. При таком подходе она и сама не развивается в парадигме милосердия, и на корню срезает эти «братские» ростки, готовые тянуться ей навстречу. Что-то очень важное не улавливается тогда. И вообще, этот тезис, что отсутствие эмоциональной связи делает познание другого человека более объективным, абсолютно не выдерживает критики. Как же тогда, к примеру, супруги познают друг друга при наличии теснейшей эмоциональной связи?

История преподобноисповедницы Параскевы Матиешиной хорошо иллюстрирует ответную реакцию (в данном случае – заключённых) на милосердный, эмоционально включенный подход. Она была сослана в годы гонений на веру, работала поварихой на лесоповале, где преобладали «уголовные элементы». Примечательно, что уголовники уважительно называли её «сестрой» и даже ругаться не смели при ней. Она не то, что останавливала их ругательства, но её внутренняя настроенность и вовлечённость в их судьбу словно призывала этих мужчин возвыситься над самими собой.

Уже сама идея сестёр милосердия сопровождается внутренней чистотой, которая даже в самых чёрствых сердцах способна пробудить нечто высшее. А когда в современной парадигме все акценты смещены со внутреннего на внешнее, и женщина должна быть скорее всегда физически привлекательной, то и на работе она остаётся таковой. Конечно, мысль не в том, чтобы девушка на работе была «страшненькой», никто не против красивых девушек среди медицинского персонала. Здесь имеется ввиду то, что подобный коктейль красивой внешности и современного подхода «психологической отстранённости на работе» со стороны носителя этой внешности и способен вызвать эффект неконтролируемого насилия у определённого контингента пациентов. Эта отстранённость красивой девушки считывается ими, как равнодушие и даже пренебрежение. На самом деле, трудно понять, как медсестра может оставаться медСестрой, этой последовательницей Сестёр Милосердия, психологически отстраняясь от пациентов. И опыт людей, выживших в экстремальных условиях ссылок и лагерей опровергает предубеждение о том, что чрезмерная вовлечённость человека в проблемы другого разрушает его самого. Напротив, только психологическая солидарность способна дать человеку иммунитет против запредельных условий существования.

Если отнестись к общению разумно, то можно просто помнить некоторые принципы духовной безопасности. Если видим, что ход мышления человека запутанный или аномальный, то, может, именно в этом конкретном случае, не надо не надо глубоко погружаться в ход его мысли. Его ситуация целиком не ведома. И особенно не стоит рисковать в том случае, если у человека есть в голове какие-нибудь «тараканы». Они, как известно, имеют свойство «перекочёвывать» из головы в голову, что действительно может стать печальным.

О общении с людьми, находящимися в нестабильном состоянии, см.:

– Из цикла бесед «Зазеркалье» (полностью цикл «Зазеркалье»)

Беседа 65b. Врастание в Истину. С терпением отнестись к человеку, находящемся в измененном состоянии сознания (ИСС); видео

Беседа 66. О общении с людьми в ИСС (См. лекции Проблемы отклоняющегося поведения, Беседы о воспитании, Преодоление игрового механизма (пункт 6b, 7a); видео: 66.1; 66.2.

– Ответ «Конфликт. Нападки со стороны нестабильного в психическом отношении человека».

Некоторые материала про преодоление чувства неприязни и обиды: «ОБИДА, ГНЕВ, ЗЛОСТЬ… ПРОЩЕНИЕ».

– Из цикла «Сектантское не только в сектах».

1. Актуальность темы, сектантские принципы воздействия в окружающем мире, о дальнейших лекциях, принципы общения; видео

1.2.Принципы общения с людьми, попавшими в секты. Любовь – абс. оружие. Навязчивое влечение к другому.

У Виктора Франкла есть такая мысль, что если медсестра просто выполняет свой функционал, то в случае потери работы, она будет испытывать неудовлетворённость жизнью. Дело в том, что в своё время она не раскрыла в себе человека, не была активна в своих человеческих проявлениях с другими людьми. Поправить пациенту подушку не входит в обязанности медсестры, но ты поправила, сказала ласковое слово, приободрила человека. Ты развиваешься как человек. «Задним умом» всё это кажется простым и естественным, отсюда и тоска о несделанном вовремя. Если есть желание, почитай историю медсестры «Любочки» из книги «Отец Арсений» (глава «Доброе слово»).

Мысли Виктора Франкла и комментарии к ним см. в главе «Виктор Франкл о работе. Не только функционал, но и личное» из части 3.2 текста «Внешняя жизнь и мир мыслей». Отдельное называние части 3.2 – «Не только профессиональный труд. Призвание, отношения, что делает человека человеком».

http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2184/

Опыт Любочки и прочие взгляды, помогающие медицинскому работнику сохранить себя как человека и избежать выгорания, см. в материалах, собранных в статье «Врачи, медицинские работники, люди социальных профессий – лекции и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко)».

В контексте проблемы возможного сексуального насилия, речь даже не о том, что женщина, всегда стремящаяся выглядеть сексуально (и в помощь ей в этом «агрессивная» косметика), может как-то провоцировать раненого. Смысл кроется в том, что эта психологическая отстранённость, помноженная на холодный функционал, может вызвать у раненого ощущение собственной униженности и всколыхнуть в его душе чувство ожесточения и, как следствие, гневный порыв к действию – «да не доставайся же ты никому!» (с). Потому что в его восприятии: пришла безразличная кукла, поставила укол, параллельно болтая по телефону с подругой, при этом ведя себя так, будто тебя вообще не существует. И если невозможно достичь общения в любви (в широком смысле этого слова), то возникает «дьявольский» посыл достичь его всеобщим разрушением – хоть так, но ты на меня внимание обратишь[1]!

Унижает больше всего то, что тебя не замечают в принципе. Не в том смысле, что с тобой не поздоровался врач, встретив в коридоре, не имея просто временного ресурса здороваться с каждым пациентом в больнице. А смысл кроется в том, что при непосредственном контакте людей связь человеческим словом, добрым взглядом, да даже только дружеским жестом – это всё очень важно в современной суете дней для того, чтобы не потеряться, не стать механическим роботом. Причём, важно для обеих сторон общения.

Если у человека нет конструктивных целей, он будет стремиться к патологическим. Потому что само стремление к цели заложено в природе человека. Существует принцип святоотеческого объяснения страстей, когда страсти рассматриваются как извращённые добродетели. Не можешь достичь единства в конструктивном общении, значит вылезет на поверхность деструктивное разрушение. И, соответственно, если контакт возник уже на уровне сопереживания, милосердия и доброй улыбки, то это значит, что процесс пошёл по конструктивному каналу. В противной случае, если контакта не случилось, а интересе появился, процесс может войти в русло ненависти.

Святитель Игнатий Брянчанинов отмечал, что если ты испытываешь к кому-то гнев, то сделай что-то доброе для этого человека, и тогда энергия гнева перейдёт в другое русло. Понятно, что все человеческие средства (и приведённое выше, в том числе) работают только совместно с молитвой. И если сам по себе человек двигается в некоем векторе ненависти, то от того, что он нальёт чай человеку, которого ненавидит, мало что изменится. Потому что сам человек живёт в таком непримиримом ключе. Но в целом, если мы стремимся к нормальному единству с другими людьми – к единству в чём-то правильном и хорошем, а не к единству в извращённых и паталогических интересах, – то если даже в рабочем моменте мы «вскипели» в недопонимании, любая мелочь в виде того же стакана чая или улыбки, любой другой добрый жест как тумблер может переключить нашу нейрофизиологическую полноту, и мы словно «вдруг» испытываем к человеку расположение.

Так и если медицинская сестра будет вести себя как сестра милосердия, то тогда она действительно будет вызывать к себе совершенно иные чувства. И необязательно для этого быть замарашкой. Главное в стремлении быть привлекательной не достигнуть противоположного эффекта – эффекта непроницаемой куклы, когда девушка и внешне непроницаема под слоем косметики, и эмоционально непроницаема под установкой психологической отстранённости. Тогда пациент и чувствует, что вообще не существует для неё, что он полный ноль в её глазах.

Во времена массовых репрессий в 1938—1953 годах на месте Свято-Екатерининского монастыря в Подмосковье была организована особорежимная секретная Сухановская тюрьма для особо важных политических преступников, которая находилась под контролем лично Лаврентия Берии. Сама тюрьма представляла собой будто одну большую пыточную камеру, настолько изощрённо в ней были оборудованы специальные пыточные помещения, где заключённые подвергались особой специальной обработке. В кругу посвящённых тюрьму называли «личной тюрьмой Берии» и даже «дачей пыток». В этой тюрьме проходили заключение в основном представители нижнего и среднего звена НКВД, т.е. люди своего рода закалённые, которые умели терпеть боль. Один из узников этой тюрьмы, впоследствии вспоминал, что несмотря на жесточайшие телесные испытания, нестерпимее была боль от психологического ощущения того, что ты никто для этих людей, волею судеб поставленных над тобой в тот момент. Когда конвой вёл его по тюрьме на пытки, проходя мимо открытых дверей кабинетов он слышал, как женщины из отдела кадров обсуждали предстоящие отпуска, сотрудники между делом рассуждали на отвлечённые темы. Будто и не было рядом людей с этим чувством вселенского горя и колоссальной несправедливости в сердце. Вот это ощущение, словно люди – это деревянные поленья, которые можно взять и обстругать, как тебе вздумается, это ощущение убивало.

И всё-таки можно предположить, что немецкие лагеря были страшнее. Там отстранённость от узников была математически выверенной. В своих лекциях один автор объясняет, как сама атмосфера лагерей, их архитектура и весь быт были нацелены на низведение человека в ранг «никто». Для сравнения, если в городе в конце улицы ты видишь храм или фонтан, ты вообще вокруг себя видишь некое разнообразие, то немецкие лагеря были так спроектированы, что взгляд узника впереди себя всегда упирался в серую стену или в колючую проволоку. Одинаковая планировка, одинаковая форма эсэсовцев, всё вокруг одинаково-усреднённое – мозгу человека не за что было цепляться. Постоянные окрики охранки, что на них и пули жалко. Человеку постоянно подчёркивалось, что ничто из того, что он мог бы сделать, никак не повлияет на его спасение, т.е. ты никто, ты не существуешь. На человека не обращалось никакого внимания, он был просто номером. И вот эта потеря ощущения индивидуальности собственного существования – вот что убивало. Человек терял ощущение собственной жизни.

В советских лагерях были, конечно, не менее жёсткие условия существования. Но там, как кто-то считает (конечно, это мнение может носить и дискуссионный характер) было хоть какое-то отношение к человеку – ты был «контрой» (осужденным за т.н. «контреволюцию»), врагом системы, которого нужно уничтожить, но ты «был». Оставался хоть какой-то намёк на бытийность твоей отдельной личности.

В качестве зарисовки к нашей теме вспоминается одна паломница Соловецкого монастыря, которая ранее неоднократно подвергалась насилию. Она приехала, чтобы найти ответы на свои вопросы. Но даже в общении со священником у неё сохранялась манера разговаривать холодно и свысока, взгляд оставался дерзким и унижающим, а лицо искажала презрительная усмешка, будто с возрастом въевшаяся в него – всё это указывало на глубоко укоренённый навык определённого поведения с противоположным полом. Вероятнее всего, её усмешка и презрительный отказ в глазах мужчин являлся своеобразным вызовом на дуэль.

В госпитале же, даже при определённых запросах в сторону медсестры, если она с непоказным сочувствием относится к пациентам, доброжелательно общается с ними, трудно представить такого полностью выжженного человека, который продолжал бы настаивать на своей программе при милосердном отношении к нему. Милосердие с насилием трудно коррелируется. Такого пациента могут приструнить и товарищи по палате, со стороны отчётливо видя всю непристойность данного предложения. А вот если медсестра будет строить из себя этакую холодную, отстранённую «мадам», то эти же товарищи ещё и приободрят – давай, дерзай!

Если всё же какая-то недвусмысленная фраза и прозвучит, то совсем необязательно эту фразу разоблачать, не надо давать ей ход. В духовнической практике существует подобный подход. Когда ты чем-то не доволен и пытаешься на повышенных тонах доказать духовнику свою правоту, то он так мягко, не обличая, переводит тебя в совсем другое русло своим ответом на… незаданный тобою вопрос. Есть такой духовнический принцип: не отвечай на вопрос, который был задан, отвечай на вопрос, который должен был быть задан! То есть, он не опровергает тебя, но своим ответом на непоставленный вопрос показывает необоснованность твоих домыслов. По этому же принципу, замяв развитие темы притязаний, добротой и человеческой сердечностью действительно можно обезоружить человека в его возможных агрессивных намерениях.

Литературные примеры: Соня Мармеладова у Достоевского, которую на каторге называли «матушка ты наша», Любочка из главы «Доброе слово» в книге «Отец Арсений» – поведение этих героинь вызывало и соответствующее отношение к ним.

Как соблюсти золотую середину в общении, находясь в военном госпитале в многочисленном мужском окружении? С одной стороны, тезис – эмоционально не вовлекаться, с другой стороны что-то подсказывает, что при полном отстранении ничего не получится. Но если настроиться определенным, то бОльшая часть опасности окажется преувеличенной и с Божией помощью вообще минует. Если с твоей стороны есть сострадание и участие, то в человеке навстречу тебе пробуждаются другие переживания, отличные от вожделения.

Найдутся, конечно, люди, которые скажут, что всё на самом деле хуже, и вы просто мечтатели и не знаете жизни и т.п. А, с другой стороны, что сами знают о жизни эти люди – бывали ли в их жизни настоящая дружба, настоящая любовь; жертвовали ли они чем-нибудь ради кого-нибудь? Если ничего подобного не было, то возможно у них доминанта такая, они так видят жизнь с черном стороны и считают это мудростью. Но не факт, что такая позиция является мудростью. Это всего лишь определённая картина мира отдельного человека, его угол зрения. «Неудачник, сгорбленный втрое, никогда в зеркале не увидит героя» – эта строка из песни «Кино» российской группы «Грот» точно иллюстрирует подобные суждения. Здесь смысл в том, что каждый человек сам строит свою жизнь – снимает своё кино, он может возгревать в себе огонь и быть факелом для других.

Ефросинья Керсновская, верующая женщина, которая была репрессирована в годы гонений, когда попала на каторгу слышала дружественные советы: никогда не рассказывай о себе, скрывай все свои чувства, не делись ни с кем едой и вообще чем-либо и т.п. Она говорила потом, что, к счастью, не прониклась этой «мудростью» в кавычках. Хотя жизнь в лагере и не опровергла ни одного из утверждений этого советчика, но, всё-таки, она шла своей дорогой, и поздние события подтвердили её правоту. Она делилась едой, но затем, в ситуациях страшного голода, избегала последствий авитаминоза. Её реальность складывалась таким образом, что даже видимые признаки неудачи оказывались потом удачным стечением обстоятельств. Её как-то послали драить солдатскую казарму, она до крови стёрла себе пальцы. А через некоторое время конвоир хотел убить одну женщину, и Ефросинья заступилась, выхватила у него винтовку — это было ЧП, её могли тут же расстрелять на месте. Конвоир направил на неё дуло, но, узнав её, сказал – твоё счастье, что я видел тебя вчера, драящей казарму. То, что вчера казалось несчастьем, сегодня тебя спасает. Даже на краю гибели находился кто-то или что-то, из-за чего она выживала. Так через зримые ситуации и реальных людей действовал Промысел Божий.

[1] Мысль о том, что невозможности достичь единения в любви может сопровождаться стремлением достичь единства во всеобщем разрушении, содержится в книге епископа Александра Семенова-Тан-Шанского «Православный катехизис», в главе «Падение Денницы».