-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 01.04.2023. |
Страсть – доминирующий, воспитанный годами тип реакции. Лишь смирившись, покаявшись и исповедав свою немощь перед Богом страсть может быть преодолена.
Иногда возникают позывы на хаотизированный интим и здесь очень важно, как человек смотрит на себя в частности и на представление о человеке в общем. «Как Вы яхту назовете, так она и поплывет». Так говорится в известном мультике «Приключения капитана Врунгеля». Многие сексологи ссылаются на природу. Такие мы люди. Так мы биологически детерминированы. Никуда не деться от этого. Против подобной постановки вопроса выступал еще Виктор Франкл, который, как известно, прошел немецкие концентрационные лагеря. Он писал, что являлся специалистом в нескольких областях – психиатрии, неврологии и знает сколь человек детерминирован в своих отправлениях. В то же время он видел, что человек вопреки всем условиям мог противопоставить то, что сам Виктор Франкл называл упрямством духа. Термин «упрямство» здесь ассоциируется не с упертостью, а скорее с тем, что Алексей Арцебушев (примерно в эти годы проходил советские концлагеря) называл пробивной силой. Есть даже такая фраза – дерзай, но не дерзи. Есть ситуации, в которых человек дерзает, то есть идет на какое-то свершение. Прп. Максим Исповедник говорил об огненном преодолении себя. А бывает иначе – человек дерзит, хамит, пытается что-то или кого-то опровергнуть.
Использование опыта немецких концлагерей при разборе сексуальной тематики может показаться неуместным, но все же подобную аналогию можно считать актуальной и здесь, ведь в условиях лагерей некоторые характеристики человеческой природы проявлялись в максимальной степени. По мысли одного автора – если эсэсовцы хотели, чтобы группа заключенных осталась в живых, им объясняли, что они могут повлиять на свое выживание, если же целью эсэсовцев была гибель группы – им говорили, что никакие их действия не повлияют на выживаемость. Примечательно, что последняя трактовка доносится и через масс-медиа. Человеку внушается, что никакие попытки не повлияют на его жизнь. Если возникают сексуальные посылы – отправляй их. Но чем тогда человек отличается от животного? Да, данное сравнение (человека с животным) не является полным. В животном мире сексуальные контакты по большей части происходят в сезонные периоды. У человека нет подобной ориентации. Его тяга круглогодична. При это человек способен преодолевать сексуальные импульсы во имя высших идей. Тяжело, но человек может преодолеть. Например, молодой человек ухаживает за девушкой и у него есть хоть капля достоинства, то узнав о каком-либо препятствии (к примеру, она ждет возлюбленного из армии) для его дальнейших действий – он отступает.
Это первое, о чем хотелось сказать. Если человек рассматривает себя, как более (с точки зрения высших функций) организованное животное, то не сможет вырваться из колеи возникающих сексуальных посылов. Более того – будет сам в себе их продуцировать. Наверное, это можно сравнить с одним из приемов манипуляции – сталкивание в определенную колею поведенческих реакций под видом «естественности» ее для человека. А кто определил ее естественность? Например, исследователь Альфред Кинси проводил исследование в тюрьме, где содержались мужчины, осужденные за преступления, совершенные на сексуальной почве. Результат «исследования» таков – более 90% мужчин склонны к извращению, а значит извращение – это норма. Факт, что исследование проводилось в тюрьме, где заключены люди, осужденные за сексуальные преступления, видимо, не был учтен. Данная информация приведена в лекции ученого христианина В.Н. Тростникова «Христианское миропонимание и наука»[1]. Он упоминал исследователя Маргарет Мид. Она, побывав на острове, где люди жили еще в условиях племенного статуса, заявила, что различные табу на сексуальные отношения – это культурная «заморока». Так люди живут в племени. Спариваются. Тягостных душевных состояний на этот счет у них не возникает. Тростников подверг критике данную трактовку. Как исследовательница, не зная ни языка, ни обычаев этого племени, прожив в нем краткое время так полно и объемно смогла описать их быт? Если же на тему смотреть шире, если вообще посмотреть, как живут люди, относящиеся к племенному статусу, то можно увидеть строжайшее соблюдение ограничений, связанных с брачной жизнью. Уместно здесь упомянуть фильм «Последний король Шотландии», основанный на реальных событиях. Молодой врач вступил с сексуальную связь с одной из жен лидера Уганды. Он был подвергнут казни, но казнь не удалась. В обычаях данного этноса – жестокое наказание тех, кто взошел на ложе другого мужчины.
Как известно из физиологии, мы можем преодолевать формирование условного рефлекса через активацию второй сигнальной системы, то есть силой разума. Это учение академика Павлова о двух сигнальных системах. Как отмечал Брушлинский, академик Павлов под конец жизни перестал вторую сигнальную систему называть сигнальной. Дело в том, что создается она не автоматически и представляет собой семантические (смысловые) сети, которые мы строим в течение всей жизни. Посредством языка человек воспринимает определенные смыслы, встраивает их в свое мировоззрение. С помощью этой системы мы можем препятствовать формированию условного рефлекса. Что такое условный рефлекс? Например, человек с поврежденными лобными долями. Он видит женщину. Возникает некий сексуальный стимул. Далее следует реализация сексуального желания. Но если у человека есть мировоззрение, принципы, ценности, культура, то он может свои желания определенным образом осмыслить, интерпретировать. Вот мужчина идет домой, где ждет его жена и видит женщину. Допустим она напоминает одноклассницу, которая была пределом его мечтаний. Возникает желание познакомиться. Но зачем эта история нужна? Дома ждет любящая и любимая жена. Мужчина отклоняет желание. Если положительная доминанта (состояние нервной системы, которое включает в себя ценность семьи, определенную интенсивность чувств по отношению к супруге, то есть целый комплекс переживаний) не развита, то нечем тормозить возникший сексуальный посыл. Человек будет постоянно ввязываться в истории, которые приведут к краху.
Теперь непосредственно к учению духовных авторов о помысле. Сексуальный посыл можно рассмотреть с точки зрения этого учения. Вначале в сознании рождается помысл. Он может быть инициирован инфернальными силами, связан с сигналом зрительным (увидели плакат с обнаженной натурой или нечто подобное) или всплыло воспоминание. Через некоторое время помысл может привлечь внимание человека. Эту цепочку передаю не в терминах духовных авторов (прилог, сосложение, пленение и так далее), а описываю по существу. Человек начинает размышлять. Ум перемешивается с помыслом и уже трудно изгнать его из сознания. Рождаются соответствующие эмоции. Возникает желание. Происходит разжигание. Ум находится в плену (в этом смысл термина «пленение»). Самостоятельно освободиться от помысла крайне трудно. Уже не человек думает мысль, а мысль думает человеком. Помысл таранит ум. Эту цепочку можно представить в виде следующего образа. На горизонте появляется точка. При приближении она оказывается грузовиком, на котором боевики въезжают в город. Пока они находятся на подступах к городу, уничтожить их легко. Если боевики вошли в город, перемешались с местным населением, взяли заложников, заминировали сады и школы, тогда справиться с ситуацией становится крайне тяжело. Требуется включение больших военных и административных ресурсов. Так же и в отношении помысла. Если человек впустил мысль, она в нем прогрызла ход, то потом справиться можно только большими усилиями и большими слезами. Один человек рассказывал, что у него были гомосексуальные посылы. Он понимал, что любит свою жену и детей. Он на коленях со слезами молился перед иконами. Тогда страсть отступала.
На первых порах помысл к стадии пленения подбирается с боями. В человеке возникает колебание, сомнение, внутренняя борьба. Если же помысл проходит все бастионы, двигаясь к стадии пленения, разбивает преграды, то потом уже по проторенной дорожке проходит раз за разом и формирует страсть, как тип реакции. Если человек уже стал рабом помысла, если не может ему сопротивляться, остается единственное средство – покаяние. Просто опуститься перед Богом на колени и со слезами своими словами начать молиться, открывая Богу, какой помысл сейчас тревожит сердце (конечно, Господь знает, что в нас происходит, но это важно для нас). Мы просим прощения. Тогда Господь дает утешение душе.
Духовные авторы отмечают, что духовная борьба выигрывается в самом начале, то есть, как только помысл появился на горизонте ума. Если человек сразу начинает Иисусову молитву, то отсекает враждебный помысл от сознания. Этот вопрос очень подробно объяснил архимандрит Софроний (Сахаров) такому известному человеку, как Клаус Кеннет. Он прошел через различные религии. Занимался медитативными практиками, магией. Перешел в Православие. Стал чадом отца Софрония. Тот объяснил очень лаконично учение о помысле. Это объяснение приведено в статье «Преодоление игрового механизм. Ч. 5.1: Скорбная радость самозабвения». Один из духовных авторов советовал блюсти главу змия, то есть, как только змей начал заползать внутрь, нужно сразу отсечь ему голову. Если он уже протиснет туловище (мысль развиваю, комментируя своими словами), то человек, подняв духовный меч, отсечет змию голову, тело же змия будет внутри прокапывать ходы, мучая и терзая.
Священником Антонием Голынским-Михайловским в середине 20 века в условиях гонений написан трактат «О молитве Иисусовой». Написан он по существу, своими словами, не ссылаясь на большой корпус святоотеческого наследия. Не ссылается автор не по причине пренебрежительного отношения, а из-за запрета на духовные книги в то время. Писал так, чтобы данного трактата оказалось достаточно. Автор советует творить Иисусову молитву определенное число раз или определенное количество часов, но не на это стоит обращать внимание, а на то, как! следует творить Иисусову молитву. Да, на первых стадиях мы прибегаем к Иисусовой молитве, чтобы избавить ум от помрачения. Надо понять, что внимание необходимо, но враг побеждается вовсе не силой нашего внимания. Побеждает врага Сам Господь, призываемый в молитве (привожу некие комментарии, не всегда цитируя отца Антония). Здесь, возможно, будет уместна такая аналогия. Бойца окружили враги. Он из окопа вызывает штурмовую авиацию. Враги побеждаются не силой его голоса, которым он передает сведения в штаб. Голос – лишь инструмент. Так же важно понять, что молимся мы со смирением. Когда дух человека смиряется, тогда Господь помогает. Лишь тогда человек способен принять Бога. Еще одна аналогия – цветок «Львиный зев». Цветок этот опыляется шмелями. Шмель садится на лепесток и своим весом отгибается его вниз, тогда сможет заползти внутрь. Этот цветок не опыляется другими насекомыми, потому что их тяжести недостаточно, чтобы отогнуть лепесток. Да, аналогия неполная. Человек сам должен этот лепесток отогнуть, чтобы Божественная благодать могла войти и прикоснуться к нему.
В цикле бесед «Любовная зависимость» (перечень бесед – в приложении 2) рассмотрены некоторые причины, по которым человек становится открытым для агрессивного сексуального помысла. Среди причин отмечена гордость. Гордость можно понять и как фиксацию человека на себе самом. Есть здесь момент и духовный. Можно вспомнить слова Апостола «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак 4. 6). От гордого человека отступает Благодать Божия и человек предается искушениям. В слове 79 книги прп. Исаака Сирина «Слова подвижнические» сказано, что гордым попускается разжение блудной мысли. Человек ничего не может с собой поделать. Его словно тащит к падению. Неприятные истории, которые разрушает его жизнь. Человеку необходимо понять, что он охвачен гордостью. Если он смирится, то и лютое разжение от него отступит.
Духовные авторы отмечали, как одну из причин блудной брани – осуждение ближних. Человек осуждает, считает себя святым и попадает в историю, которая покрывает его позором. Так приходит понимание, что до святости ему далековато. На фоне его падения даже те люди, которых он осуждал, выглядят более благочестиво. Так же есть человеческий момент. Гордый человек зациклен на себе самом, на собственных желаниях и поэтому, если на поверхности сознания появляется некий образ, он не может отклонить от себя желание пойти в русле этого образа. Чтобы иметь эту возможность у человека должны быть такие качества, как любовь, милосердие, то есть способность обратить внимание на что-то и кого-то кроме себя. Духовные авторы отмечают, что милосердие, помощь людям страждущим является противоядием блудной страсти. Эту ситуацию тоже можно понять двояко. Как говорил прп. Серафим Саровский – дело, совершенное в русле Божественной заповеди, приобщает человека к благодати Святого Духа, а она уже ограждает человека и делает его недоступным для воздействия лютого помысла. С другой стороны человек, сострадая ближнему, снимает акцент с собственной персоны и для него эротическое желание становится каким-то второстепенным, третьестепенным или вовсе выводится за скобки. Здесь необходим опыт. Если человек чувствует, что находится под воздействием некой лютой мысли, не дающей ему покоя ни днем, ни ночью, следует поставить перед собой вопрос – не осуждаю ли я кого? А если осуждаю, надо попытаться смириться, примириться с этим человеком, перестать его осуждать.
Вопрос может быть и следующий – как я питаюсь? Обильное потребление сладкого разжигает плоть. В идеале ужин должен быть закончен до 19 часов. Иногда возможны исключения. Мы бываем в пути, например. Иначе что получается? Человек приходит домой после работы. Принимает обильную пищу в то время, когда работа желудка уже практически «выключена» и ложится спать с полным животом. Естественно, происходит разжигание. Если человек постится по Уставу Церкви – среда и пятница, 4 многодневных поста, если он разумно относится к сладкому и мясному, то ему уже на порядок легче. Его душа может познать покой.
Когда действует лютая мысль (не только блудная) человек не может порадоваться окружающей жизни, не может понять радость общения и созерцания природы, так как чувства и переживания огрубевают. Его трогает лишь жесткая эротизированная схема. Все то, что относится к области тонких переживаний для него перестает существовать. Человек деградирует.
В цикле «Зазеркалье» проходили следующие беседы:
«Зазеркалье 33.2 О преодолении наплыва образов и идей нецеломудренного характера»
«Зазеркалье 34.2 О преодолении наплыва образов и идей нецеломудренного характера»
«Зазеркалье 34.3 О преодолении наплыва образов и идей нецеломудренного характера»
«Зазеркалье 34.4 О преодолении наплыва образов и идей нецеломудренного характера»
Некоторые мысли по данной теме озвучены в работе «Преодоление игрового механизма. Ч. 4. Эротомания, игровой психоз и неконтролируемая приверженность». Приведена мысль, что активация высших переживаний тормозит агрессивные посылы низших этажей человеческой природы. Здесь можно поставить вопрос о действии духовных переживаний. Когда в человеке действует духовное чувство (переживание), то по мысли святителя Игнатия (Брянчанинова) телесные тормозятся. Духовные состояния – покаяние, благоговение, умиление.
Если совершено падение, то не стоит отчаиваться. Надо понять, что если страсть укоренена в нервных центрах за многие годы жизни в этом потоке, то преодолена она может быть не за один день. Речь не о супераскезе, когда человек становится бесстрастным. Надо понять, что человек, открытый для хаотизированных эротических переживаний (по сути, для блудной страсти), не способен к любви. Он не может полюбить девушку. Один автор отмечал, что зависимый от порно ставится в сексуальном плане бессильным в супружеской жизни. Супруга для такого человека перестает быть интересной. Даже больше. Люди, увлекающие порно, считают, что они таким образом стимулируют свою энергию, а на самом деле в реальной жизни становятся импотентами. Интимную область они способны воспринимать только на уровне агрессивных образов. Отношения же, основанные на любви и доверии, для них становятся ниже порога их восприятия. Отказ от агрессивных сексуальных образов – путь исцеления.
Здесь можно вспомнить массу данных из предания Церкви. Можно упомянуть подвижника, который не мог победить в себе блудную страсть и отчаявшись лег перед логовом хищного зверя, чтобы тот растерзал его. Ему было внушение от Бога, чтобы он не думал побороть блудную страсть своей силой. Нужно исповедать свою немощь перед Богом. Когда человек смиряется перед Богом, когда понимает, что бессилен что-либо сделать и если Господь ему поможет, то он имеет шанс. Можно вспомнить человека (кажется, речь шла о монахе), который днем совокуплялся, а вечером приносил Богу покаяние. Он не лукавил. Он искренне каялся. Просто ничего не мог с собой сделать. Так продолжалось многие годы. Демон сам обратился к Богу – до каких пор Господь будет терпеть этого человека, который кается и вновь блудит? Но если сатана считает человека своим, когда тот пал, то как же Господь не будет считать человека своим по причине того, что человек кается? Человек тот перешел в вечность на стадии покаяния. Здесь пример крайний. Страсть столь укрепилась в человеке, что он уже не может ничего ей противопоставить. Путем долговременного навыка страсть приобретает качество твоей природы. Но есть покаяние! В большинстве случаев можно говорить, что ситуация не заходит так далеко. Через покаяние страсть может быть преодолена с Божией помощью. Тогда, кстати, для человека откроются духовные переживания. Он начнет чувствовать те грани мира, которые раньше были недоступны его восприятию. Радость дружбы. Радость любви. Радость восприятия красоты. Возникает изумление перед мирозданием. Блудная страсть все это сжигает.
Речь не об апатии к супруге (супругу). Отношения переходят на другой уровень. Интимная жизнь между супругами являются следствием их взаимной любви. Бывают ситуации, когда интимные отношения и вовсе прекращаются. Любовь, кстати, мужчины к женщине охладевает, если его сознание наполнено образами других женщин, агрессивными эротическими фантазиями. Сила души, его доминанта направлена в другую сторону. Образ супруги в сознании даже не может сложиться, ведь его внимание акцентировано на другие цели. Тем более для мужчины, ориентированного на порноиндустрию, возникают такие посылы в отношении супруги, которые ее просто могут испугать. Когда такие отношения совершаются по взаимной любви, на уровне выше, чем уровень животных, тогда возникает другое восприятие жизни. Возникает радость бытия.
Один духовник говорил, что человеку, читающему Псалтирь, Господь уже помогает. Он советовал людям, которые одолеваются мыслями, озвученными выше, читать Псалтирь. Человеку становится спокойнее. У него появляется некий иммунитет от мыслей. Или они вообще не возникают. Можно читать хотя бы по одной трети Кафизмы (по одной Славе в день). Псалтирь делится на 20 Кафизм (частей). Чтение одной кафизмы занимает немногим более 20 минут. Треть Кафизмы, соответственно, займет минут 7.
Если человек не хочет смиряться, ему придется смириться поневоле. Если человек не хочется смиряться ни перед Богом, ни перед людьми, то впутывается в столь неприятные и унизительные истории. Речь не о романтической встрече, а о грязи, которой и сам не ожидает и от которой его гордость зашатается. В работе «Кто любит, тот любим: Через любовь вырваться из замкнутости» приведена история о двух царях, которые были страшны для тех, с кем вели войну, но тем не менее в их жизнях были странные эпизоды. Одного из них по щекам хлестала блудница, а другой – завязывал наложнице сандалии.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. КАКИМ СВЯТЫМ МОЖНО МОЛИТЬСЯ ПРИ ИСКУШЕНИИ СТРАСТБЮ БЛУДА (ЭТИ СВЯТЫЕ ПРИ ЖИЗНИ ВЫДЕРЖАЛИ БОРЬБУ ЗА СВОЮ ТЕЛЕСНУЮ ЧИСТОТУ)?
Согласно полному тропариону (Полный тропарион. Книга II. М.: «Ставрос», 2003. С. 621–622) молятся:
В борьбе с плотской (блудной) страстью: Преподобному Виталию, Преподобному Мартиниану, Святителю Евфимию, архиепископу Новгородскому, чудотворцу, Мученице Фомаиде Египетской, Преподобной Таисии, Преподобному Моисею Угрину, Мученикам Хрисанфу и Дарии.
В особенном бесовском нападении на плоть: Преподобному Иоанну Многострадальному, Преподобной Марии Египетской, Преподобной Сарре Египетской.
В блудном сновидении: Своему ангелу хранителю.
Тропарь святому преподобному Виталию, глас 8
В тебе, отче, известно спасеся еже по образу приим бо крест последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, приходит бо: прилежати же о души, вещи безсмертней: тем же и со Ангелы срадуется, преподобне Виталие, дух твой.
Тропарь преподобному Мартиниану Белоезерскому, глас 7
От юности, отче, избран и возлюблен был еси Господом Богом, Иже, провидя доброе твое произволение, научи тя приити к преподобному угоднику Своему, Кириллу всеблаженному, от негоже наставлен быв на путь спасения, в страсе Божии и чистоте душевней, в благоговении же и непрестанных к Богу молитвах житие твое непорочно прешел еси и ныне, со дерзновением предстоя на Небесех Престолу Христову отче Мартиниане всеблаженне, не престай моля Христа Бога спасти и помиловати души наша.
Тропарь святителя Евфимия, архиепископа Новгородского, чудотворца, глас 4
Избран быв Богови от юности,/ святителю Евфимие,/ и, сего ради архиерейства саном почтен быв,/ упасл еси люди, иже тебе Богом врученный;/ темже и по преставлении чудес дарования от Господа приял еси/ исцеляти различный недуги./ Того моли о нас,/ совершающих честную память твою,/ да тебе вси непрестанно ублажаем.
Тропарь мученице Фомаиде Египетской, глас 4
Агница Твоя, Иисусе, Фомаида, зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю, и Тебе ищущи страдальчествую, и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою; но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе. Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.
Тропарь преподобной Таисии, глас 8
В тебе, мати, известно спасеся еже по образу: приимши бо крест последовала еси Христу, и дающи учила еси презирати убо плоть, преходит бо: прилежати же о душе, вещи безсмертней: темже и со Ангелы срадуется, преподобная Таисие, дух твой.
Тропарь преподобному Моисею Угрину, глас 3
Другаго тя Иосифа, великий чистоты и целомудрия рачителю, всечестне и равноангельне Моисее, священными песньми восхваляюще, грешнии, молимтися прилежно: моли Христа Бога, яко да исцелит вся наша страсти и подаст велию милость.
Тропарь мученикам Хрисанфу и Дарии Тропарь, глас 4
Мученицы Твои Господи, во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе Бога нашего: имуще бо крепость Твою, мучителей низложиша, сокрушиша и демонов немощныя дерзости. Тех молитвами спаси душы наша.
Тропарь преподобному Иоанну Многострадальному, глас 8
В тебе, отче, известно спасеся еже по образу приим бо крест последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, приходит бо: прилежати же о души, вещи безсмертней: тем же и со Ангелы срадуется, преподобне Иоанне, дух твой.
Тропарь преподобной Марии Египетской, глас 8
В тебе, мати, известно спасеся еже по образу,/ приимши бо крест, последовала еси Христу,/ и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней.// Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Марие, дух Твой.
Тропарь преподобной Сарре Египетской, глас 8
В тебе, мати, известно спасеся еже по образу: приимши бо крест последовала еси Христу, и дающи учила еси презирати убо плоть, преходит бо: прилежати же о душе, вещи безсмертней: темже и со Ангелы срадуется, преподобная Сарре, дух твой.
Тропарь Ангелу Хранителю, глас 6
Ангеле Божий, хранителю мой святый,/ живот мой соблюди во страсе Христа Бога,/ ум мой утверди во истиннем пути,/ и к любви горней уязви душу мою,/ да тобою направляем,// получу от Христа Бога велию милость.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. БЕСЕДЫ ЦИКЛА «ЛЮБОВНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ».
Любовная зависимость – для кого-то это словосочетание может показаться странным. Любовь – светлое чувство? И причем тут зависимость? Дело в том, что в некоторых языках вся гамма переживаний / чувств / состояний, имеющих отношение к теме любви, «вжимается» в одно слово. Тогда как в реальности, чтобы различить состояния между собой, требуется ввести в обиход массу иных слов («маркеров») и описаний.
Светлое чувство, описанное А.С. Пушкиным в стихотворении «Я вас любил…» явно, что – не то же самое, что и маниакальное тяготение, описанное С. Цвейгом в его рассказе «Амок». Цвейг описал механизм, который действует во всех любовных зависимостях, основанных не на искреннем чувстве, а на уязвленной гордости. Речь идет о внезапной смене: оскорбленное самолюбие, требующее возмездия, резко переходит в ослепленное унижение. Мужчиной, перемолотым этим механизмом, «словно овладела лихорадка», он «потерял способность управлять своими поступками». Он уже не имел власти над собой, уже не понимал себя, лишь как одержимый бежал вперед, видя перед собой только одну цель. Свое состояние он описал термином «амок». «Амок», – «это больше, чем опьянение… это бешенство, напоминающее собачье… припадок бессмысленной, кровожадной мономании, которую нельзя сравнить ни с каким другим видом алкогольного отравления…».
С другой стороны, наличие в человеческих историях таких темных страниц, не должно привести к разочарованию в самой возможности любви. И чтобы разграничить различные переживания / чувства / состояния, и отделить одно от другого, нужно пуститься в путь по жизненным историям, в одних из которых проявляется – одно, а в других – другое.
1. Зависимые отношения. Также – о зависимом отношении в целом
2. Правда ли, что есть со-зависимость
3.1 Монах уходит из монастыря. Меня так еще никто не любил. Любовь и страх. Инфернальное воздействие
3.2 И.С. Шмелев и его книга «Пути небесные». Любовь, смешанная со страхом и мучением
3.3 Инфернальное воздействие. Аномальные чувства, принимаемые за любовь, приводящие в секту. Вербовка
4. Любовная зависимость - смысл аддикции. Не только биология мозга. Депрессия. Правило цитадели
5. Правило цитадели. Через обогащение личности. С. Цвейг и рассказы “Амок”, “24 часа из жизни женщины
6. Водоворот эмоций и выстраивание контекста жизни. От зацикленности на эмоции исцеляет милосердие
7.1 Любовная зависимость: 5 навыков чтоб выкарабкаться. В чем отличие от любви? Еще о доминанте
7.2 Любовная зависимость в вербовке. Компульсивность. Милосердие как выход. Пережить расставание
7.3 Пережить расставание. Стадии прохождения горя. Компульсивность и опыт прп. Исаака Сирина
7.4 «Идиот». Добрачные отношения, случайные связи. Выход из любовной зависимости развитие личности
8.1 Любовная зависимость: выход через духовное переживание. Белые одежды. Смелость видеть Другого
8.2 Ревность, жажда обладать. «Несчастная» любовь. Гиперфиксация. Создание перевеса, иные струны
9. Мужчина и женщина: философия. Мужчина, идентичность, дело. Женщина и поглощение. Роден и Клодель
10. Влюбленность, таланты - конструктив и иное. Желание раствориться в другом человеке. Любовь и аномалии
11. Аддикция - обеднение личности. Восстановление - палитра бытия. Настасья Филипповна. Гордость и компульсия
12. Любовная зависимость как наркомания. Рогожин, Аглая, компульсия. Выход - доброта. Высшее гасит низшее
13. Защита от очарования. Психопаты. О т.н. созависимости. Гордость и необходимость смириться
[1] В.Н. Тростников – «Христианское миропонимание и наука. Русские православные мыслители XIX в.».