-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 23.04.2023. |
См. также ответ «Эрос. Мысли нецеломудренного характера. Что делать, когда приходят. Как как противодействовать».
Главная задача не только и не столько отказаться от наркотиков, сколько восстановить в себе культурного человека. Все страсти связаны между собой. Активируя одну, мы приводим в движение целую цепочку привычек, паттернов и страстей. Связаны между собой и все добродетели. Укрепляя одну, мы становимся сильнее вцелом.
Давно ты с наркотиками «завязала». Потом началось эпизодическое употребление. Сейчас стабильно потребляешь раз в неделю. Ты почувствовала влечение к мужчине, хотя с хаотизированным интимом, как казалось, было покончено. Исповедуешься, но Таинства помогают ненадолго.
Здесь надо понимать, что Исповедью и Причастием духовная жизнь не ограничивается. Кстати, в «Добротолюбие» (книги, в которых собраны творения духовных авторов) о Таинствах очень мало, что можно прочитать. Описана идея трезвения, то есть определенный образ жизни и определенный образ мысли, при которых человек понимает, что происходит в нем самом и во вне. Это настрой, позволяющий почувствовать вторжение патологической идеи. При этом человек имеет средства, инструменты, чтобы не допустить ее в глубь своего сознания и преодолеть влечение, на которое эта идея толкает. Необходимо выстраивать определенный образ жизни. На Исповедь мы приносим то, что у нас не получилось, где мы оступились. Через Исповедь Господь исцеляет. Но помимо Исповеди нам необходимо понимание, как жить и поступать, чтобы не нанести рану своей душе.
Конечно, твоя догадка о связи этих дух процессов (наркотики и хаос интимной жизни) верна. Но не только это. Некая душевная расслабленность приводит к тому, что то влечение, которое казалось уже было побеждено, вновь становится выпуклым и пробуждается. Компульсивное влечение к чему-либо может рассматриваться с нескольких аспектов. Влечение сильно само по себе. Но также нужно учесть, что влечение имеет силу, когда душа находится в некоем расслабленном состоянии и ее иммунитет подавлен. В беседах нередко привожу образ человека, увлеченно говорящего по телефону. Он совершает вещи, которые со стороны кажутся абсурдными – грызет ногти, задирает ноги, рисует каракули. То есть импульсы, поступающие из глубин, человек в нормальном состоянии легко отсеивает, опознает, как хаотичные, бесперспективные. В то время, когда внимание отключено разговором, импульсы поднимаются из глубин (Господь сказал «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф 15. 19)) и человек не имеет возможности отловить, опознать их.
Нечто подобное происходит и с возвращением страсти. В чем-то человек допустил слабину. Здесь необходимо говорить о выстраивании определенного образа жизни. В том числе и в отношении питания. Можно кушать все то, что нужно для здоровья, но не делать акцент на том, что тебе нравится. Конечно, бывает, что нравится именно то, что приносит пользу. Поэтому, чтобы обезопасить себя от действия страсти можно есть все в разумном балансе, но ни в коем случае не делать ставку на один вид питания, тем более если ты испытываешь к нему дрожь. Тогда будь крайне осторожна и не позволяй себе полностью отдаться этому влечению. Если сейчас твоя душа пойдет во след этого переживания, то она станет открытой для переживания более сильного.
В японском трактате по боевым искусствам Миямото Мусаси «Книга пяти колец» приводится один прием – привести в смущение. Боец перед противником совершает, казалось бы, бессмысленные движения. Противник задумывается (что бы это значило?). В этот момент воин наносит удар. Человек, находящийся в смущении, не может реагировать достаточно быстро и продуктивно. Так же известно, что в Японии были развиты техники переключения внимания. Боец щелкнул пальцами. Противник переводит взгляд в сторону щелчка и в этот момент его поражает меч.
Так же и здесь. Так же и в аналогии с телефонным разговором. Ты переключаешься на что-то сладкое. Душа ослабевает и получает удар от наркотического влечения. Можно обратить внимание, что как только ты включаешь животный механизм (например, накидываешься на картошку), тут же из глубин памяти всплывают образы употребления. Я сейчас не уничижаю животных, они действуют согласно инстинктам, а просто использую метафору, применимую в отношении людей, теряющих человеческий облик. Уподобляя себя животному, человек активирует те паттерны, что были сформированы во время употребления.
Были проведены и опубликованы эфиры на тему преодоления наркотической зависимости. Озвучена следующая мысль – важность и даже необходимость преодоления тех привычек, сформированных в годы потребления, в годы хаотизированной жизни (см. часть 4).
«Внутренняя раздробленность и зависимости. Часть 1»
«Внутренняя раздробленность и зависимости. Часть 2»
«Внутренняя раздробленность и зависимости. Часть 3: ПРИЗВАНИЕ»
«Внутренняя раздробленность и зависимости. Часть 4: ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ преодоления»
На основе части 4 создана несколько расширенная текстовая версия. «Преодоление зависимого поведения – практические советы – о навыках».
Речь человека. Образ его поведения. Его одежда. Если человек начинает говорить с той же интонацией, что и в годы потребления, в нем всплывают и паттерны, сформированные в то время. По этой причине люди не могут исцелиться долгие годы от душевных ран, полученных в годы хаотизированной жизни. Одного миссионера священники монастыря попросили поговорить с насельником, который испытывает определенные трудности. Разговор начался. Насельник, сложив пальцы так, как складывали представители мафии, рассказал, где и сколько лет «чалил». Миссионер остановил его. Предложил выйти за дверь, а потом войти и вести себя иначе. Как только изменилось его движение рук, манера говорить, начались и положительные сдвиги в его жизни.
В эпилоге книги «Победить свое прошлое. Исповедь – начало новой жизни» приведен автобиографический рассказ бывшего рецидивиста. Он изменил даже обстановку квартиры, чтобы ничто не напоминало о былом. Однажды он увидел украденный им бумажник. Вернуть владельцу возможности уже не было. Он был убран. Отсутствие журналов и газет с порнографическими картинками. Они нажимают на определенные кнопки и так активируют механизмы, сформированные в годы разгульной жизни.
Так и тебе нужно исследовать что именно послужило пусковым механизмом для активации наркотической тяги. У тебя должно быть 1000% понимание, что употребление раз в неделю – утопия. Я знал одного человека, который несколько раз в жизни был при смерти. Он решался бросить употребление. Потом разрешал себе раз в неделю покурить марихуану. Потом два раз в неделю. Все приходило к тому, что он героин варил в половнике (происходило это в годы, когда еще можно было купить героин). Сделаю ремарку – сейчас в обращении синтетические аналоги героина. Конечно, наркотики – зло всегда. Но героин не разрушал психику так быстро. Синтетические аналоги делают человека безумным. У зависимого, употребляющего героин, при всем ужасе этого процесса, если он не умрет от передозировки, было несколько лет, чтобы изучить проблему и подумать о своей жизни. По крайней мере они не сходили с ума так быстро. Да, совершали противоправные действия. Да, вели себя, как демоны во плоти, когда искали средства на наркотики. Но получив желаемое, у человека появлялось хоть какое-то осознание того, что происходит. Такие аналоги, как триметил, разрушают психику. Это некое отступление.
Ты должна проанализировать – что послужило стартовым механизмом. Может быть, неприязнь. Человек продуцирует собственную гордыню и если не хочет смиряться сам, то ему приходится смириться вследствие определенных обстоятельств. В отношении людей пьющих я слышал такое мнение и с ним соглашусь, что эти люди горды. У нас, в частности, был на Соловках один человек. Его жена прислала. Он пил. Причем, парень был на все руки мастер. За свою жизнь он открыл несколько бизнесов, причем успешных. У него все получалось. И как только его дела шли в гору, у него случался запой. Он падал на самое дно. Возможно, вскрылась причина его падений. Он приехал в монастырь искать помощи. Но в момент разговора с его стороны прозвучал вопрос – Батюшка, сколько Вам лет? Исходя из контекста и его внешнего облика смысл этой фразы можно сформулировать так – Вы так молоды, что Вы можете сказать полезного (того, чего не знаю я)? Есть, действительно, такая черта у пьющих – они знают все. На любую фразу пьющий человек предложит контраргумент, укажет на твою неправоту и предложит свою версию (как ему кажется более справедливую). Возникает закономерный вопрос – Как при таких знаниях, умениях и компетенциях, человек не может перестать пить? Вообще-то мы не принимаем в монастырь людей зависимых, у нас не реабилитационный центр. Но исключения бывают. Для этого человека был выход. Если бы он попытался делать, как ему скажут (здесь не надо искать аналогий с рабским трудом). Самое главное для зависимого человека – на время абстрагироваться от своих паттернов мышления. Если бы он доверился промыслу Божию, монастырскому образу жизни. Если бы он исповедался, возможно, что-то изменилось бы в лучшую сторону. Но началось своеволие. Не надо путать своеволие с креативностью, с которой живя в городах и селах христиане улучшают производства и так далее. Человек получил послушание, но вдруг решил, что ему лучше работать на коровнике. Потом ему пришло решение ехать в скит. Началось настроение неконструктивное. Человек маялся. Он уехал. Трагедия и его отъезд произошел в мое отсутствие, поэтому я реконструирую его жизнь, возможно, не совсем достоверно, но, по сути, правдиво. Естественно, твердых душевных качеств невозможно сформировать, когда ты никого не слушаешь, живешь исходя из своего отравленного алкоголем мышления. Он сбил человека в состоянии алкогольного опьянения. Был за рулем. Прикуривал сигарету. Отвлекся от дороги. И вдруг услышал грохот. Увидел, как через лобовое стекло перелетает человек. Испугался останавливаться и с места происшествия скрылся. Дело было ночью. Его не нашли. Но тяжесть содеянного жила с ним. Господь дал ему искупить эту вину. Его нашли на трассе с разбитой головой. Как версия, его ударил зеркалом дальнего вида грузовик. Кстати, многие об этом не знают, но безопасная зона начинается не сразу за поребриком. Машина едет по дороге, но зеркало заднего вида выведено в сторону. И находится как раз на уровне головы взрослого человека. Незадолго до смерти он Причастился. Можно надеяться, что Господь примет его душу.
К чему история? Срывы имеют причину. Например, ты на кого-то держишь зло. Даже если кажется, что гнев твой справедлив и обоснован, то на фоне этого активируются и хаотический интим, и желание напиться. После падения растаптываются все представления о себе, как о человеке достойном. Конечно, это не повод для отчаяния, если подобное произошло. Это повод задуматься – вследствие каких причин потянуло на такую грязь? Если мы чувствуем, что что-то в жизни идет против Заповедей Евангелия, если мы чувствуем неприязнь, необходимо тут же начать себя тормозить. Тогда мы не дойдем до падения.
В цикле бесед «Любовная зависимость» рассмотрены некоторые мысли прп. Исаака Сирина применительно к гиперфиксации на эротических движениях, блудной страсти. Прп. Исаак Сирин не писал впрямую только об этом. Он говорил в целом о причинах, по которым человек погружается в патологию. Свое слово он адресовал аскетам, но на беседах мысли рассмотрены применительно к мирянам. Он говорил, что добродетель аскета – неисходное пребывание аскета в келье и непрестанный пост. Применительно к мирянам – разумная стабильность в перемещениях и недопущение обжорства и сластолюбия. Святителю Феофану Затворнику принадлежит похожая мысль в отношении юноши. Испытывая беспричинную грусть и тоску, он начинает перемещаться по улицам и в этом расслабленном состоянии видит девушку, которая поражает его воображение. Он становится больным. Есть любовь, а есть просто эротическая тяга, когда человек становится буквально одержимым каким-либо образом. Подобная ситуация описана Стефаном Цвейгом в «Амок» (разобран в беседах). Некая болезненная мания. Желание обладать именно этой женщиной. Святитель Феофан советует гнать от себя изначально беспричинную грусть и тоску, заняться чем-то полезным. Если человек ищет себе приключений, он их находит. Конечно, мы не отшельники (возвращаясь к прп. Исааку Сирину). К мирянам не все советы применимы. Но можно из этого совета вычленить следующее: прежде чем куда-либо идти подумай – Зачем иду? Что там я ищу? Если некий агрессивный образ наслаивается на расслабленность, он таранит нашу душу. Идея постоянного поста, конечно, в полной мере к мирянам не применима, но в разумном отношении возможна. Определенный образ жизни должен быть. Четыре многодневных поста. Среда и пятница. Говеть перед Причастием. А если тебя тянет на какой-то вид продуктов, подумать – что тебя толкает к этому? Конечно, бывает в отдельных случаях нехватка конкретных веществ. Но случается, человек начинает процесс по объективной причине, а втянувшись прекращает разумную деятельность. Чтобы пристрастие к какому-либо пищевому продукту не переросло в страсть, необходимо постоянно восстанавливать в разуме причину такового поведения и просить у Бога прощения. Страсть – влечение человека к реализации процесса поневоле. Если человек привык «накидываться» на какой-то вид пищи, тогда формируется сам этот паттерн «кидания». И когда он видит в окружении яркий образ, привлекающий внимание, а наркотики привлекают внимание и блудная страсть тоже, то он реализует тот механизм, что был натренирован.
Прп. Никодим Святогорец говорил, что страсть должна стать твоим небом и твоей землей. Эта мысль приведена в тексте «Две доминанты» (текст подготовлен на основе одноименной беседы) на тему наркотического влечения. Задача состоит не только и не столько в том, чтобы победить наркотики, скорее – восстановить в себе культурного человека. Культурного не в том смысле, чтобы знать всего Достоевского, хотя и это неплохо. Необходимо, чтобы появился высший этаж личности. Эпидемия зависимости появляется, когда культурный человек нивелируется – либо изначально не формируется, либо ломается вследствие каких-то причин.
Игумен Анатолий (Берестов) автор книги «Возвращение жизненного» (книга о преодолении зависимого поведения) использует термин «депривация духовности». Некоторые люди изначально росли в тех условиях, где ничего не слышали о духовном и культурном обогащении личности. Борьбу необходимо направить не только против тяги к хаотизированному интиму и наркотикам. Борись с неприязнью. Борись со сластолюбием. Все страсти, как писал святитель Игнатий (Брянчанинов) связаны друг с другом. Если ты объедаешься, завидуешь, гневаешься, ненавидишь, то тем самым питаешь и этих двух змей – тягу к наркотикам и хаотизированному интиму. По мысли Святителя Игнатия Брянчанинова и все добродетели связаны друг с другом. Если ты сегодня понудил себя на конструктивное чтение вместо того, чтобы бесцельно смотреть все подряд в интернете, то испытаешь некое облегчение в отношении тяги в двум означенным явлениям. Твоя душа чуточку укрепится. Если ты простишь, если приложишь усилие разумное и даже деятельное, станешь сильнее. И так во всем.
В цикле бесед «Любовная зависимость» рассмотрен опыт прп. Исаака Сирина «7.3. Пережить расставание, стадии прохождения горя. Компульсивность и опыт прп. Исаака Сирина», где мысли прп. Исаака Сирина применены в отношении человека, существующего в условиях городской среды. Как сформировать определенный иммунитет перед агрессивными воздействиями, что направлены на разрушение личности? Так же опубликована подборка материалов (несколько сообщений, объединенных одной тематикой) «Духовная жизнь в условиях города и агрессивной информации»: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6 (заключительная).
Вернемся к началу ответа. Если ты сорвалась в употребление (пусть даже ты себя оправдываешь – лишь раз в неделю), твоя душа ослабела и словно из небытия возникли те паттерны, которые, казалось, были забыты (хаотизированнные связи). Потянуло и на ту «дичь», которая связана с наркоупотерблением. Расплата своим телом за дозу – в наркоманическом мире обычное явление. Дергая за один конец цепи, ты одновременно двигаешь и все прочие звенья.
В отношении эротической тяги подготовлен ответ «Эрос. Мысли нецеломудренного характера. Что делать, когда приходят. Как как противодействовать».
В тексте «Преодоление игрового механизма. Ч. 4. Эротомания, игровой психоз и неконтролируемая приверженность» рассмотрен процесс выхода из-под прессинга аномального влечения. О том, как сформировать свою христианскую жизнь, чтобы обрести иммунитет в тексте «Внешняя жизнь и мир мыслей. Ч. 4. Главная проблема конкретного человека и обретение равновесия, внутреннего мира: Срыв, психоз, главная проблема и обретение равновесия, внутреннего мира».
В рамках цикла бесед «Зазеркалье» обсуждались мысли нецеломудренного характера, примеры сопротивления этим мыслям, состояниям, влечениям:
33.1 О преодолении наплыва образов и идей нецеломудренного характера
33.2 О преодолении наплыва образов и идей нецеломудренного характера
34.2 О преодолении наплыва образов и идей нецеломудренного характера
34.3 О преодолении наплыва образов и идей нецеломудренного характера
34.4 О преодолении наплыва образов и идей нецеломудренного характера