-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 26.08.2023. |
Выход из зависимости начинается с обретения целостности. Безусловно, аномальные отношения с зависимым родственником деформируют нас, и возникает соблазн вовсе отгородиться от общения, но, возможно, эти отношения для нас так болезненны, потому что в нас до этого не было сформировано внутренней цельности. Мало выйти из одних зависимых отношений или из одной зависимости – нужно укрепиться так, чтобы в дальнейшем не впасть в другие зависимости. Для этого необходимо развиваться духовно и интеллектуально, учиться думать, принимать самостоятельные решения, вступать в какое-то конструктивное общение с близкими. То есть – в хорошем смысле – должна появиться полнота жизни, которая не допустит провала в очередную аддикцию.
Почему не всегда возможен диалог с зависимым человеком
При общении с зависимыми людьми надо понимать, что, когда человек находится в аномальном состоянии, попытки что-то ему объяснить, устроить какую-то дискуссию, скорее всего, будут тщетными. Однажды я сопровождал в больницу на «скорой помощи» одного человека, который долго пил, потом упал в ванной и рассек себе кожу на лице. Опыта общения с зависимыми людьми тогда совсем не было. И когда он начал угрожать, что сейчас выпрыгнет из машины скорой, затем начал меня унижать, я вступил с ним в полемику: мол, я тебе помогаю, зачем ты меня унижаешь? Сильно переживал. А видавшая виды врач сказала: «Даже не тратьте силы и время, это бесполезно при алкогольном психозе». Поэтому не нужно вступать в дискуссии, достаточно стараться просто сохранить мир. Это хоть и не решает вопрос, но хотя бы не усугубляет ситуацию.
Когда человек на пределе, ему трудно адекватно реагировать, потому что адекватная реакция требует творческого равновесия, а не состояния загона. Равновесие – это состояние творческое, похожее на состояние бойца с двумя клинками: он стоит в полном покое, вокруг него 15 человек противников, вооруженных холодным оружием, – они мечутся, а он стоит. Это видимый покой, потому что, как только они нападут, он сразу начнет действовать. Смысл христианской жизни – найти какое-то подобное равновесие. Даже не столько найти, сколько воспитать его в себе. И когда случится экстремальная ситуация, человек, воспитавший в себе равновесие, не отреагирует условным рефлексом, не поведет себя предсказуемо (кстати, предсказуемость реакций абьюзеры понимают и пользуются ею). Выход начинается тогда, когда человек перестает реагировать на критическую ситуацию предсказуемо, как испуганное животное, и у него появляется возможность как-то с иных углов включиться в ситуацию. Конечно, это не очень просто.
История отношений акциониста П. Павленского и его спутницы. Жёны олигархов
Возьмем в качестве примера абьюзивные отношения, которые закончились разрывом. Есть такой известный художник-акционист Петр Павленский (одна из его известных акций – когда он прибил гвоздями мошонку к брусчатке Красной площади). В какой-то момент он с гражданской женой уехал за границу, но он над ней издевался, а когда она не выдерживала этих издевательств и уходила, он говорил, что готов принять ее обратно, только если она отрежет себе палец, мол, тогда он ее простит. При этом у него самого были какие-то женщины. Очень часто мужчины оправдывают свои измены тем, что это не любовь, а физиология, мол, если мужчина не сбрасывает семя, то у него якобы будет невроз. Вроде как жена еще и виновата в том, что излишне его подозревает, мучает своими подозрениями, хочет, чтобы у мужчины был невроз. Здесь никакого конструктивного разговора быть не может. И спутница Павленского что-то подобное, видимо, проглатывала.
Абьюз строится на том, что с человека снимают шкурку, потом убеждают его, что это норма, и человек со временем привыкает к такой норме. Я читал одного психолога, пациентками которого были жены олигархов. У них были лексусы, бриллианты, поездки, но мужья их избивали. В каком-то смысле этих жен тоже можно понять, ведь если уйти от такого мужа, они всё потеряют. И поэтому они выбирают ходить к психотерапевту, который время от времени разжимает эту пружину в мозгах. Но психотерапевты не учитывают, что есть какие-то духовные законы, и понимание этих духовных законов нам помогает выйти из какой-то трудной ситуации. Как понимание математических формул: если ты понимаешь формулу, то ты видишь уже не набор странных символов, а то, что здесь можно применить такое-то решение.
Мне довелось разговаривать с одной женщиной, которая еще в 90-е познакомилось с будущим мужем. Тогда он не был тем, кем стал потом: потом начались большие деньги, бизнес, на уровне своего города он стал большой величиной. А в те годы большой бизнес было трудно отделить от криминальной или коррупционной составляющих. Потом что-то произошло, рядом с мужем появилась какая-то женщина, которая, видимо, совершала какие-то обряды, ездила то ли на Урал, то ли на Алтай. Православный христианин этих обрядов может не бояться, потому что мы знаем, что Господь защищает нас Своей благодатью. Но эта магия существует на сто процентов, и на тех людей, которые благодатью не защищены, она действует. Жена этого мужчины рассказала, что однажды муж просто ее вывез в лес и стал убивать: бил ее всем, что под руку попадалось, сломал ей челюсть, проломил лицо, прыгал на нее. Она говорит, что глаза в этот момент были – не его. Потом она сопоставила его лик звериный с информацией про эту женщину, про ее обряды… Жена выжила, ей сделали операцию, потом она проходила реабилитацию. В суд подавать не стала: даже не из-за страха перед ним, а из-за внутренней этики, все-таки у нее было какое-то воспитание, она не из тех женщин, которые продаются за деньги. А ничего другого суд все равно бы не изменил. После всего, что было, она простила своего мужа, но развелась с ним. У неё есть экономическое образование, она работает, муж помогает их общим детям. Она даже потом сказала, что благодарна, что Господь через эту ситуацию вытащил ее из этого болота. Когда она познакомилось с мужем, он был еще нормальным, но быть женой олигарха – это другая жизнь. Когда у тебя всё есть, чего ни пожелаешь, но при этом как человек ты никуда не двигаешься, и выплыть из этого болота не можешь.
После одной из акций Павленского ему были выдвинуты обвинения, но последствия расхлебывала его спутница. Интересно, что это и изменило её отношение к такой жизни. Когда она находилась дома, она была под его контролем круглые сутки, он по пятам за ней ходил, естественно, своих мыслей у неё уже не осталось, она жила уже только его убеждениями. А в тюрьме она впервые за долгое время осталась одна, без постороннего давления. У нее впервые появились самостоятельные мысли. У неё впервые появилась мысль: «Почему акцию устроил он, а в тюрьме сижу я?» Она даже написала книгу об отношениях с Павленским. Но не знаю, есть ли в книге рефлексия о том, куда идти дальше по жизни. Одно дело, что ты вышел из абьюзивных отношений, совсем другое – что ты понял, куда тебе дальше двигаться. Сам по себе выход из абьюзивных отношений не означает, что ты не впутаешься в подобную ситуацию снова.
Выход из зависимостей начинается с обретения целостности. «Духовное бессознательное» – книга Жана-Клода Ларше
Современная психология (я не говорю про всю психологию, но можно сделать некоторые выводы из популярных курсов для созависимых, из книг по психологии и т.д.) ориентирует человека на дистанцирование и отстранение. Но, дистанцируясь и отстраняясь, человек не становится автоматически целостным. Если человек был отчасти разрушен в каких-то аномальных отношениях, он становится похожим на зайца, который попал в коридор фар и не может выпрыгнуть в сторону и убежать в лес. С одной стороны, на этих курсах человека научили выпрыгивать в сторону, но его не научили ориентироваться в лесу. Поэтому через некоторое время, прыгнув в сторону, он опять выбегает на трассу и попадает в коридор фар, только уже не легковой машины, а фургона. Поэтому выход начинается с обретения какой-то целостности.
Ссылка на материал для жен, у которых мужья пьют, принимают наркотики и матерей, у которых сыновья пьют и т.д. «Преодоление зависимого поведения (часть 2). Родственникам, близким».
Для жен и матерей зависимых характерна одна и та же картина: некая подавленность, расслабленность, когда все их мысли вращаются только в одной плоскости – в плоскости того, как меня унизил мой зависимый сын и т.д. – и человек может говорить только об этом. Первоначально кажется, что мать таким образом делится своим горем: если человек поделился, замолчал и ждет ответа, – то он еще не разрушен, потому что он адекватно объяснил, что произошло и он еще способен к диалогу. Но часто люди бывают настолько деформированы в том числе – разными курсами, что они страдают, но в то же время настолько фиксируются на своей проблеме, что становятся способными вращаться только вокруг нее, как пластинка. Конечно, таких людей приглашают на курсы борьбы с созависимостью, но они не выздоравливают.
В течение подобных курсов формируется некая перезависимость. Эти курсы часто построены на принципах юнгианской психологии. В книге «Духовное бессознательное» православный французский богослов Жан-Клод Ларше пишет, почему учение Фрейда и Юнга для нас неприемлемо и как мы, православные, понимаем духовное бессознательное как совесть и стремление к добродетели. В том числе, Ларше пишет, что юнгианское направление не определяет, что из себя представляет человек здоровый. С точки зрения юнгианской психологии, достаточно, если человек начнет считать себя здоровым. Но при этом, если его жизнь в социуме носила аномальные черты, – всё останется, как было. И достаточно ли тогда того, что он начнет считать себя здоровым? Есть такой анекдот. Мужчина с энурезом стал ходить к психоаналитику, друзья спросили его, перестал ли он мочиться в кровать, он ответил: «Нет, продолжаю». Тогда друзья спросили: «В чем же помощь психоаналитика?». И мужчина ответил: «Теперь я этим горжусь!».
Ошибки курсов для созависимых. Необходимость формирования навыков
Когда на курсы для созависимых приходит подавленная женщина или алкоголик, их начинают убеждать в некой избранности. Есть в современной психологии такие методики, когда страдающего человека начинают напитывать черной энергией гордыни: мол, ты все можешь, ты же сильная женщина, скажи этим отношениям «нет и другие речёвки. За счет того, что собралось несколько женщин, они друг друга подогревают, и пока они находятся в этой группе, у них зарождается ощущение всемогущества, мол, они всевластны справиться с проблемой.
Что-то похожее бывает, когда мальчик посмотрел боевик, выходит на улицу – и ему кажется, что он готов решить все вопросы, потому что он на эмоциональном подъеме от кино. Но, естественно, так как у него нет соответствующих бойцовских навыков, как только возникнет критическая ситуация – у него включатся прежние навыки: страх и так далее. Как говорили древние: не имеющий ничего – не может дать ничего. Или, как гласит восточная пословица: из кувшина может быть вылито только то, что было налито. Если человек не тренировался, то в критической ситуации вряд ли он покажет какой-то результат. Хотя бывают исключения, но опытные спортсмены-борцы говорят, что в экстремальной ситуации ты упадешь до низшего уровня своей ежедневной натренированности. Бывает, что приходится принимать бой в худших для себя условиях: например, пошел дождь, ты устал, не заметил нападавшего вовремя, кастетом ударили по голове… И вот тогда, если боец тренировался в зале, наработанные навыки могут включиться и его вытянуть. Один знакомый, который служил в элитном подразделении, рассказывал, что однажды на него напали с кастетом, и, видимо, он был нетрезвым, более расслабленным, чем на войне. Ему кастетом проломили голову, вокруг была толпа – человек тридцать. И он даже с такой травмой сумел отбиться и потом пошел в ближайший травмпункт. В этот же травмпункт пришли нападавшая парни, он их там встретил и ещё поддал. То есть эти выработанные навыки ему помогли.
В православной традиции страсти и добродетели понимаются как навыки души. Если ты воспитал в себе страсть – она станет твоей типичной реакцией. Страсть начинается с мысли, а за счёт того, что эта мыслительная цепочка повторяется много раз и переходит в действие, это действие и становится нашей типичной реакцией. Замахнулись – ты сжался в комок и, соответственно, через несколько повторений сформируется эта связка: замах-комок. И потом человек привыкает жить согнувшись, ссутулившись, и при любом форс-мажоре у него включается психологическая «сутулость». Соответственно, эта психологическая сутулость на этих группах остается, но человека просто прокачивают на уровне мозгового штурма, напитывают его, и он несколько дней после этого чувствует себя на коне.
Чаще всего от людей требуют постоянного хождения на эти группы, и это свидетельствует о том, что эти группы не помогают. Потому что, если бы они помогали, человек в какой-то момент перестал бы в них нуждаться. Два года – это минимум для того, чтобы сформировались какие-то навыки, 5–7 лет – это время, за которое полностью перестраиваются нейронные сети. То есть за это время, если у человека есть хороший духовник, человек становится способным справляться с критическим ситуациями самостоятельно, и он перестает нуждаться в духовнике в хорошем смысле слова. Основные ситуации были перебраны, он чему-то научился, дальше он идет в свободное плавание и с духовником лишь время от времени может корректировать какие-то важные вопросы. Так как в группах человеку не дается ничего основательного, то он может существовать только за счет этой эмоциональной подпитки, поэтому это бесконечный процесс до конца жизни. Если это требует такого долгого срока – значит, это не принесло никаких положительных изменений.
Корень всех страстей – самолюбие
Заточенность на патологические реакции – эта психологическая сутулость – отчасти может быть сопоставлена с гордостью. Потому что корень всех страстей – это самолюбие, неразумная любовь к собственному телу. В православной традиции страсти понимаются как извращенные добродетели. Богом человеку даны были какие-то процессы для благих целей, но, когда эти процессы отщепляются от первоначального замысла, они становятся страстями. Например, человеку дана любовь, чтобы с помощью этой любви найти высшее благо в жизни и к этому благу стремиться. Например, художнику любовь помогает выбрать из всех пейзажей самый интересный, самый красивый и его нарисовать. В идеале, любовь развивается в любовь к Богу, Высшему Благу. Но гордость, при которой человек вожделеет самого себя, извращает эту любовь. В этом самовожделении пребывают и родственники зависимых. В нем есть ядовитое наслаждение уныния, когда ты начинаешь питаться собственным уязвленным самолюбием. Даже ощущение собственного разложения тебя манит.
Есть один фантастический роман, где люди живут в городах, построенных в океанах на планете с гигантской растительностью, которая крайне агрессивна. Контрабанда иногда с этой планеты доставляет редкие экземпляры. И за огромные деньги люди заказывают одного паразита, который из себя представляет некое живое покрывало: оно обволакивает человека и поедает его. Но чтобы человек не дергался, это растение успокаивает жертву выработанными им наркотическими ядами, чтобы человек испытывал гипервозбуждение, эйфорию. И люди платили колоссальные деньги, чтобы таким способом совершить самоубийство. Человек неделю жил в этих восторгах, в то время как это существо потихоньку его переваривало. Это похоже на то уныние, когда тебе самого себя жалко, когда твоя жизнь гибнет, но ты при этом питаешься этими мыслями. Как при чесотке: пока ты чешешься – ты испытываешь кайф. Перестал чесаться – видишь, что у тебя грудь вся в кровь стёрта, и еще сильнее зудит.
Эта ориентация на самого себя роднит все страсти. Гордый ориентируется на самого себя, ему важны только свои ощущения, а другие люди не важны. Так же люди, которые варятся в собственном горе: собственное горе – это для них всё, а чужое – ничто. Есть замечательная статья священника Александра Ельчанинова «Демонская твердыня. О гордости». В ней автор определяет гордость как фиксацию на себе. И гордость – это не обязательно мания величия, потому что гордый человек может быть очень несчастным и униженным, но при этом на собственном унижении он испытывает потребность фиксироваться. И окружающий мир для него становится нереальным, далеким, он меркнет. Эта гордость объединяет как алкоголиков и наркоманов, так и их родственников.
Принцип действия аддикции
Сам термин «созависимость» видится неверным. Это ложная концепция, которая только затемняет суть дела. Конечно, нас деформируют аномальные отношения с кем-то, но важна причинно-следственная связь: возможно, эти отношения нас деформируют, потому что у нас до этого не было сформировано что-то внутри. Мы не умели ходить по лесу, поэтому мы заблудились в лесу и попали на трассу, в коридор фар. Важно учиться не только выпрыгивать из этого луча, но и – жить в лесу.
Основная мысль всех наших бесед о зависимостях в том, что пока у человека не появилось внутреннего центра, системы каких-то навыков, качеств души, христианских добродетелей, то он неизбежно прогибается под внешнюю обстановку. Если у жены истерики – муж в этих отношениях станет больным, если у него не сформирован сильный внутренний центр. Если муж употребляет наркотики – значит, жена станет больной. Если это сын, который унижает мать, – мать будет говорит только об этом и ни о чем другом.
Если с позиции аддиктологии посмотреть на то, что из себя представляют аддикции, можно увидеть, что у них всех есть общий механизм и общая цепочка последствий, общая система признаков. При аддикции человек относится к другим только как к средству удовлетворения своих целей. Например, наркоман с людьми будет общаться только в поиске денег, сломленная мать будет общаться с другими людьми только как с бесплатными ушами. Она не нуждается в их сострадании, ей просто важно постоянно проговаривать свои проблемы, потому что прочие маршруты нейронных сетей уже подавлены. Если нейроны не выстраивают новые связи – они просто выключаются из общего процесса. Лампочку, которая не горит, выкручивают. Соответственно, чтобы человек не впадал в аддикции, он должен развиваться, учиться думать, принимать самостоятельные решения, вступать в какое-то общение с близкими. То есть – в хорошем смысле должна появиться полнота жизни. А если у человека есть только один коридор мысли – он думает либо только наркотиках, либо только о муже-наркомане – то остальные нейроны, так как они становятся неактивными, просто выключаются, много граней жизни просто пропадает, окружающие люди начинают восприниматься очень инструментально. Иногда видно таких людей на Исповеди. Когда в очереди стоит много людей, которые хотят с духовником поговорить, а женщина, у которой проблемы с мужем или сыном, не останавливается в своей речи. Понятно, что ей надо выговориться, но, если ее не остановить, она может говорить и час, и два, потому что процесс деформации становится закрепленным.
Из-за того, что нейроны выключаются из общего процесса, человек начинает мыслить канализированно. Он даже перестает понимать глубокие литературные произведения, ведь их можно понять только целостно, задумавшись, погрузившись, вспомнив что-то подобное из своей жизни. Когда у человека все подавлено, он читает и думает: зачем Достоевский столько бумаги извел? Человек становится неспособным понять музыкальные произведения, они кажутся ему слишком затянутыми. Нарушается связь с природой, со своей совестью. Внутри у человека есть некое представление о том, каким он должен быть в идеале – это духовное бессознательное, о котором говорил Жан-Клод Ларше. Мы отвергаем учение Юнга и Фрейда, и он объясняет почему: в том числе потому, что через эти бессознательные структуры могут проникать демонические помыслы, которые враг рода человеческого вбрасывает в сознание (это называется демонический прилог), например, отчаяние. Я не говорю, что все психологи так делают, но некоторые психологи вместо того, чтобы ориентировать человека на выход из этой «дичи», побуждают человека интегрировать это «бессознательное» в себя, исходя из того, что оно – часть личности человека. И тогда происходит катастрофа. Демонический прилог для человека – это нечто внешнее, а человек пытается вплести его в самого себя, потому что ему говорят, что таким образом он придет в целостность.
Ургентная зависимость
Очень хорошо аддикция была описана на примере ургентной зависимости[1] в книге «Психосоциальная аддиктология» Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриевой. Авторы описывают состояние гонки во времени, когда человек пытается сделать все больше дел в меньшие промежутки времени. В этом описании схвачено максимальное количество признаков аддикции. Когда человек начинает жить только работой, он перестает понимать окружающих людей, сам человек обнуляется. Разрывается связь с представлением о том, каким ты должен быть. Женщина, у которой есть дети, понимает, что она мать, что она должна быть с детьми, а здесь происходит сдвиг: некогда, проекты горят. Центр принятия решений смещается куда-то вовне. Вовне есть какой-то индекс, который определяет, что ты будешь делать.
Есть один психолог, который утверждает, что личности нет, что вы – это просто ваш мозг. Это логическая ошибка, которая называется «предвосхищение основания», потому что человек может сказать, что ты – это твой мозг только в том случае, если он определит, что такое мозг. Определять одно неизвестное путем другого неизвестного – это ошибка. А что такое мозг, мы не знаем, и за последние сто лет мы мало продвинулись в этом отношении. Какие-то грубые реакции мы изучили, нам известно, как они протекают, но в целом, как мозг управляет организмом, нам неизвестно, это тайна до сих пор.
Итак, человек начинает себя мерить какими-то внешними показателями: ты продал 200 машин, значит, ты как человек состоялся. А что у тебя при этом внутри? И вот при ургентной зависимости то, что у тебя внутри, перестает тебя интересовать. И происходит распад, потому что человеку кажется, что он продаст 300 машин, заработает больше денег, будет больше счастья. Но когда умирает то, что у тебя внутри, ты продаешь 500 машин в неделю, у тебя денег в пять раз больше, но ты с ними ничего не можешь сделать, потому что ты потерял способность испытывать радость.
У иеромонаха Симеона (Мазаева) было интервью на одном православном телеканале, которое называлось «Грех как антропологический просчет». Он приводит в пример арию Квазимодо из «Собора Парижской Богоматери»: «И после смерти мне не обрести покой, я душу дьяволу продам за ночь с тобой». То есть герой хочет продать свою душу за общение с женщиной, к которой он испытывает влечение. Но если ты продаешь душу дьяволу, она перестает тебе принадлежать, то даже если эта женщина будет с тобой, ты не сможешь ничего испытать, соответственно, ты просчитываешься. Если ты делаешь ставку на грех, на дьявола, – в итоге ты теряешь все.
Выход из ургентной зависимости очень тяжелый, потому что человек даже не может осознать, что его зависимость – это форма духовной болезни. Все попытки до него достучаться, сказать ему, что он деградирует, что его жизнь рушится, он воспринимает так: я хочу быть эффективным, а вы все против моего заработка, вы меня тормозите. Свойство загнанного человека – бинарные взгляды. Когда ему говорят, что не надо столько работать, он говорит, мол, что я должен, дома сидеть? Он не может понять, что можно чуть-чуть сбавить темп, что есть много других вариантов, необязательно только дома сидеть и смотреть на жену. Теоретик Дэвид Аллен, который был личным тренером топ-менеджеров крупнейших компаний мира, говорил, в чем ошибка многих руководителей: когда люди на производстве что-то не успевают, им говорят, мол, давайте будем делать быстрее, без выходных и перерывов. Так люди просто перегорают. Но кому-то в голову может прийти действительно гениальная мысль: а давайте мы сорганизуемся, давайте мы оптимизируем процесс за счет новой технологии, а не гонки по времени. Давайте, например, делать табуретки немного по-другому, и тогда мы сократим цепочку производства. Когда люди в загоне, и ты предлагаешь им остановиться, они воспринимают остановку как снижение эффективности. Но на самом деле эта остановка может помочь тебе просто обдумать ситуацию, и ты сможешь найти какое-то другое, более адекватное решение.
Выход из ургентной зависимости подразумевает восстановление связи со своими биологическими часами, связи с природой, потому что в природе есть свои ритмы, шум волн, ветра. Один академик говорил, что самый естественный ритм – это 24 Гц, то есть шаг и бег. А скорости неестественны для человека. И только когда мы оказываемся на природе, видим, как ветер колеблет листву, течение речки – мы видим и эти естественные ритмы и приходим в себя. Один православный монах, в прошлом – буддист, рассказывал, что когда-то ходил со своей девушкой на буддистские собрания и там мучил учителей. Как блаженный Августин, когда общался с лидером манихеев, он замучил его вопросами, на которые тот не смог ответить. И этот человек задавал вопросы какому-то известному буддистскому учителю, тот не мог ответить на его вопросы, и человека удалили из собрания. Он говорит, когда он вышел на улицу и увидел, как ветер колеблет листву на деревьях, у него спал с глаз морок, и он понял, что естественная жизнь – в этом, а то, что было там – это искусственное, затуманенное, пластмассовое. Только когда у тебя есть опыт реального благодатного переживания, ты сможешь распознать ложное. А если ты всю жизнь ел пластмассовое яблоко, – ты не сможешь понять, что это пластмасса.
Выходя из ургентной зависимости, человек устанавливает связь со своей совестью, совесть говорит ему, правильно ли он поступает или нет. Ты восстанавливаешь общение с близкими, ты учишься понимать, в том числе, какие-то книжки. Ты вникаешь в диалоги, ты их проживаешь и понимаешь, в чем может быть и твой выход. Человек в этой ургентной зависимости не способен оценить то, что длится больше двух минут. Восстановление связи с совестью, с природой и – самое главное – религиозные переживания являются выходом из этого вида аддикции. На фоне религиозного переживания мы очень ясно начинаем ощущать переход в аномальную сферу.
Ядро личности как необходимое условия для выхода из критической ситуации
Сравнивал жен зависимых с узниками концлагерей, потому что деформация у них похожа. Чтобы выжить в концлагере, важно было чувствовать ту черту, которую нельзя было переступать. Потому что, когда ты переступаешь эту черту, твоя жизнь теряет смысл. Подобное происходит и в абьюзе: с тебя сняли шкурку, и ты думаешь, что это норма. И та женщина, спутница акциониста Павленского, в какой-то момент думала, что измены мужа, его требование отрезать себе палец – это нормально, жизнь такая. Так делают в сектах: человека потихоньку подводят к чему-то, и потихоньку это закрепляется. Подробнее о том, как это происходит в сектах и как из этого выйти, рассказывается в цикле бесед «Сектантское не только в сектах» (см. отдельный плейлист).
Выход из этого состояния состоит не в том, чтоб человеку сходить на курсы для созависимых, чтобы его там научили эмоционально отстраняться. Выход состоит в восстановлении связи с совестью, с окружающими людьми, с которыми мы можем вступать в какое-то общение: мы им дарим тепло, они нам дарят тепло, мы друг друга поддерживаем.
В пунктах 24–31 5-ой части бесед цикла «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря» я пытался проанализировать опыт выживших в концлагерях, потому что там много аналогий, только в концлагерях было тяжелее. Здесь – один муж терроризирует, а там – вся администрация концлагеря тебя унижает.
В беседах 5.24–5.31 цикла бесед «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря» на примере женщин, прошедших концентрационные лагеря и экстремальные обстоятельства, в том числе, обсуждается и вопрос о родственниках зависимого человека. Как им удалось не сломаться? Какие ошибочные стратегии использовали узники и как эти стратегии воспроизводятся в современной популярной психологии?
5.24 Ошибки выживания и психо-практик: любить себя, отрицание вины, отстранение. Родственникам зависимых
5.26 Ошибки выживания и психо-практик. Уход в грезы. Голод и деформация. Родственникам зависимых
И опыт показывает, что ты выживаешь и остаешься здоровым внутренне, только если у тебя есть внутреннее ядро личности, конструктивные качества души. [Я больше люблю святоотеческое слово навыки, но не всегда его употребляю, потому что в современном психологическом дискурсе слово навыки имеет оттенок американской психологии, оно уравнено с «компетенциями». То есть там как будто самого человека нет, сам человек себя потерял в мелькании дней, ты себя не развиваешь как человека, но ты развиваешь свои компетенции для рынка труда: английский язык на каком-то уровне, что-то такое, мол, купите меня. В христианском понимании навыки – это какие-то глубинные качества души. Был навык: замахнулись – сразу же в комок, а стал навык: замахнулись – ты меняешь свое поведение].
В статье «ПОБЕДА – не только на войне, но и – над войной внутри себя» попытался совместить опыт современной физиологии и нейрофозиологии с христианским пониманием проблемы зависимости. Там приводится в пример роман П. Капицы «Когда исчезает страх». В нем хорошо показано переформатирование навыков из деструктивных в конструктивные. Герой романа – мальчик, которого избивали в детстве. Когда он попал в секцию бокса, тренер увидел, что он тщедушный, но он фантастически быстро реагировал на замах. Видимо, из-за постоянных избиений он привык к такой защите. И тренер понял, что у мальчика фантастическое чутье на ситуацию, и если с этой реакцией поработать, переделать этот рефлекс и на эту реакцию навесить атакующие приемы, то можно сделать из мальчика чемпиона. Чтобы была реакция не уйти в сутулость, а с большой скоростью подвернуть под руку противника и пробить боковой в челюсть.
Я не говорю, что всегда надо атаковать, это метафора того, как можно выходить из состояния сломленности, и тогда каждая новая критическая ситуация, если раньше она нам все больше вгоняла голову в плечи, то теперь она все более и более нас обогащает. И на каком-то этапе, обогащаясь таким образом, мы потихоньку понимаем, как в следующий раз можно повлиять на обстановку и совершить какой-то осмысленный выбор. И это будет выбор не загнанного животного, которое просто спасается от пожара, а уже рождается понимание: либо оставаться здесь что-то строить, либо уходить отсюда.
Разводиться или терпеть?
Конечно, некоторые люди говорят, что надо терпеть своего зависимого мужа до конца. Некоторые говорят, что надо разводиться. И то, и другое, может быть, не совсем правильно, потому что жизнь каждого человека индивидуальна. Есть еще и Промысел Божий: эти люди как-то встретились, почему-то они вместе. Я знал одну пару супругов, где муж пил; они оба пошли на курсы – муж пошел на 12-тишаговую программу, жена – на курсы для созависимых. Ей сказали на этих курсах, чтобы она дала ему упасть на дно. Конечно, красиво звучит: упасть на дно. Но попробуйте, когда поедете из Соловков в Кемь, прыгнуть в Белое море с корабля: вы сможете упасть на дно и оттолкнуться? Пока вы будете падать на дно, вы просто захлебнитесь. Это не значит, что надо терпеть, но это значит, что надо развиваться, развиваться, развиваться, и тогда тебе станет понятно, как выйти из ситуации.
Не всегда надо обязательно сразу разводиться, можно продумывать и другие пути. Я знаю людей, бывших наркоманов и алкоголиков, которые выжили только потому, что родители от них не отказались, помогали с зависимостью, хотя на курсах говорят, что такие отношения однозначно надо отсечь. Но на каком основании человек, которого отсекли, потом сможет сказать: мол, мамочка, ты такая классная, я наконец-то понял, что ты отстранилась, чтобы мне помочь упасть на дно? А кто-то с такой гордостью рассказывает про мать, сын которой пришел после реабилитации, и она не открыла ему дверь. Мол, она молодец, она все делает по программе. А может, он изменился уже? С другой стороны, в Православии часто говорят, что нужно терпеть до конца… А на самом деле нужно, в первую очередь, уходить от бинарных позиций, где есть только два варианта.
Учение о доминанте Ухтомского
В беседах для родственников зависимых и в контексте этих бесед я часто объясняю, в чем смысл учения о доминанте. Доминанта, по учению академика А.А. Ухтомского – это стойкий очаг в коре головного мозга, который обладает несколькими свойствами. Во время возбуждения текущего очага все поступающие импульсы притягиваются к текущему очагу. То есть, если человек находится в состоянии тревожности и рядом что-то упало – он вздрогнет, потому что ему покажется, что возникла новая опасность. Одновременно все прочие отделы коры головного мозга подавляются, и человек не думает о том, как он выйдет на работу в понедельник или о чем-то еще.
Цикл лекций «Проблема отклоняющегося поведения: родственникам, родителям, педагогам»
См. страничку
3. ЗАВИСИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ. РОДИТЕЛЯМ И РОДСТВЕННИКАМ ЗАВИСИМЫХ (ПРАВОМОЧЕН ЛИ ТЕРМИН – СОЗАВИСИМОСТЬ)
3d. Ответы на вопросы. Победить неприязнь. Выйти умом из депрессивного коридора
3e. Что предшествует срыву. Душевный мир и способность разобраться в ситуации. Начать меняться
4. ЗАВИСИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ. ДЕТЯМ, РОДИТЕЛЯМ И РОДСТВЕННИКАМ ЗАВИСИМЫХ (КРИЗИС – ПРИЗЫВ К РАЗВИТИЮ)
4c. Победить неприязнь. С молитвой. Отнестись как к человеку
4d. О примирении. Отвечать добром. О гневе. Не злиться. Сохранить мир души. Стараться говорить спокойно
4f. Примеры помощи Божией. Что можем – делаем, что не можем – оставляем Промыслу Божию
7a. Созависимость или «заточенность» на свои модели. Ассертивность – выход ли из т.н. созависимости (Аудио, Видео)
7b. Созависимость или деформация психики, общая для многих случаев. Эгоизм, болезненный восторг собой (Аудио, Видео)
7c. Несколько об общении с зависимым (женам, матерям). Психопатия – зависимые, с которыми сложно (Аудио, Видео).
Доминанта является маховым колесом, которое позволяет нам из миллиона сигналов выбрать те, что нам биологически интересны. Поэтому человек гневливый, даже когда он придет в Церковь, будет говорить, что там все плохие, и не будет замечать ничего остального. Общий колорит, в котором нам рисуется мир, связан с текущей доминантой. То есть женщина, пережившая насилие, весь мир считает угрожающим, плохим, не тем миром, в котором стоит жить. Нюанс в том, что, когда у человека сформировалась патологическая доминанта наркотиков или патологическая доминанта зависимого родственника, – ее трудно разрушать самими по себе убеждениями, потому что общий принцип в том, что, когда доминанта действует, все остальные сигналы притягиваются к текущему очагу. Это все равно что наркоману говорить о вреде наркотиков: он будет думать в это время, мол, может, пойти употребить? Потому что все его мысли вертятся вокруг наркотиков.
Когда академика Ухтомского спросили, как же быть, он ответил, что нужно строить новую, бодрую доминанту, – и тогда она затормозит патологическую. На этом строится принцип выхода из зависимости. Когда у человека появляется любовь к другим людям, добродетели, какие-то конструктивные занятия, но он к этим занятиям идет не только ради отвлечения от прошлого. Ведь в чем смысл, например, трудоголизма? У человека внутри какие-то тяжелые переживания, и он уходит в работу, чтобы их заглушить. Смысл курсов для зависимых в том же – человеку говорят: переключись на что-то, человек переключается на что-то, на общение с людьми, но не видит в них какой-то самостоятельной ценности. На двенадцатитишаговой программе говорят, что «высшая сила» вернет трезвомыслие, то есть, человек идет к Богу не потому, что он хочет выстроить какие-то личные отношения с Ним, а потому, что для него Бог – это некий инструмент для решения внутренних вопросов. Естественно, когда будет религиозный кризис, такой человек его не переживет. Первоначально люди приходят к Богу, испытывая какие-то благодатный переживания, благодать их носит на руках, а потом Господь ставит человека на землю, чтобы он научился ходит сам. И через несколько лет в Церкви человек испытывает чувство сухости, утомление. И ему нужно уже своими усилиями научиться идти к Богу. Человек, который пришел к Богу, чтобы справиться со своими проблемами, этот период не пройдет. И поэтому, только когда мы начинаем искать красоту в целостном плане (не в смысле эстетизма: можно увидеть красоту в истории, в людях) – мы этим строим новую доминанту, которая просто затормозит все патологические сигналы. То есть мы видим эти сигналы, чувствуем, понимаем, но эти сигналы перестают иметь для нас решающее значение. Мы помним, что что-то плохое было и где оно осталось, но не это плохое определяет нашу жизнь.
Вышла книга «Союзом любви во Христе соединенные. Письма духовенства из Соловецкого лагеря и северной ссылки»[2] монахини (Осипенко) про узников-христиан – когда читаешь, сперва думаешь, что это бесполезное чтение, потому что ты привык, что должен быть какой-то «драйв»: где кого-то изнасиловали, кого-то убили, сплошное нагнетание мрака; и ты ждешь драматизма, а там его нет. Описываются люди в заключении, которые благодарят за посылки, переписываются, узнают какие-то новости. И ты думаешь: а в чем же смысл, может, я зря читаю эту книгу? А потом ты понимаешь, что смысл в этом и есть: люди в отчаянных обстоятельствах, лишенные социального статуса, имущества, сосланные, кругом них – тьма, но внутри есть такой свет, который не охватывается этой тьмой, поэтому они даже там не погружены в свое горе на сто процентов. Они осознают, что они в ссылке, но они строят и там какую-то жизнь. Этим отличаются православные христиане от западных писателей: у последних очень много драматизма, переживаний, и после освобождения они сходят с ума, кончают с собой. Они даже начинают писать для того, чтобы не сойти с ума. Но при другом подходе люди начинают писать, чтобы помочь другим. Это два принципиально разных подхода.
Когда человек начинает формировать вторую доминанту, многое решается само собой, у него появляется новая картина мира. Когда у нас есть бодрая доминанта, мы сами собой начинаем вычленять из окружающей реальности другую группу сигналов. Мы замечаем какую-то красоту. Даже в человеке, который нам казался извергом, замечаем что-то человеческое. А то, что мы заметили что-то человеческое, помогает нам выстроить какие-то новые отношения. Бруно Беттельхейм, прошедший концлагеря, в книге «Просвещенное сердце», описывая узников, предупреждал, что никогда нельзя на человеке ставить клеймо изверга, потому что, когда вы это делаете, вы теряете возможность с ним установить человеческий контакт. Он привел в пример свою ситуацию: когда ему надо было получить медицинскую помощь – он отморозил руки, а евреям был запрет на медицинскую помощь – другие евреи, которые хотели получить медицинскую помощь, спрашивали, какую стратегию он хочет использовать, и он сказал: никакую. Они даже стали на него злиться. Одни пытались разжалобить эсэсовцев. Но они не учитывали, что для эсэсовца идеал солдата – это солдат без страха и упрека, то есть, когда его пытаются разжалобить, он чувствует угрозу собственной идентичности, начинает разрушаться его образ воина, который не знает жалости. Естественно, он быстро собирался и этого человека пессимизировал. Другие евреи пытались основать свою стратегию на своих заслугах перед Германией. Но они не учитывали, что немцы период заключения Версальского договора воспринимали как период униженной Германии. Если человек говорил, что он работал на экономику страны, то они считали, что он работал на позор, что то поколение, которое тогда работало, привело Германию к этому позору, и только Гитлер им указал путь. Бруно Беттельхейм же не придерживался никакой стратегии. Он просто подошел к эсэсовцу, показал свои руки и сказал: я не могу работать. Что для эсэсовца важно – чтобы заключенные работали. Беттельхейм не взывал к жалости, не говорил о своих заслугах. И эсэсовец дал ему жетон на получение медицинской помощи. Когда Беттельхейм вышел из медпункта, эсэсовец думал, что тот начнет упрашивать его, чтобы ему позволили посещать медпункт и дальше. Но Бруно этого не сделал. Эсэсовец удивился: мол, что, вы не будете меня просить о медицинской помощи дальше? Бруно сказал: «Нет, я получил, что хотел». И немец выписал ему пропуск на медицинскую помощь в дальнейшем.
Одна знакомая рассказывала, что как-то задумалась на дороге и проехала на красный. Ее остановил человек в форме и сказал: «Вы сейчас проехали на красный». Она сказала: «Да». Он удивился и спросил: «Разве вы ничего не будете мне рассказывать? Что ваш ребенок был болен, вы спешили, и так далее?». Она сказала: «Нет, ничего не буду рассказывать». Гаишник выписал ей какой-то мелкий штраф и отпустил. А когда человек заведомо думает, что человек перед ним – изверг, он будет либо плакать при нем, либо его проклинать. Но тогда ты теряешь возможность почувствовать в нем какую-то человеческую черту. Все равно даже у эсэсовца какие-то струны остались необорванными, какие-то искры остались незатушенными.
Принцип православного старчества – это не угнетение человека, а попытка раздуть эту искру.
Индивидуальный подход
И если вернуться к теме развода, одни говорят: разводись сразу. Это может быть ошибкой, потому что что-то еще можно изменить. Другие говорят: терпи до конца. Но и это тоже может быть ошибкой, потому что, если у женщины нет великой веры и великой решимости идти до конца, она может сломаться. В Ветхом Завете есть фраза: «Боязливый на брань да не исходит». Есть великая доминанта мужества. Ухтомской говорил, что свойство доминанты – тормозить прочие отделы коры головного мозга. Если у тебя есть доминанта мужества, ты видишь отрубленные руки, ноги, головы, и тебя это не страшит, потому что у тебя есть воодушевление идти в бой. Это воодушевление – как скала, о которую разбиваются все страхи. Но если этого воодушевления нет, и ты видишь отрезанную голову, ты тушуешься, впадаешь в ступор. Так ты только подведешь своих товарищей и сам погибнешь.
Есть женщины с великой верой, которые говорят: я спасу мужа, я буду за него молиться. Такие есть. Но если у женщины нет искры доминанты, этой решимости, великой веры, то может получиться, что она сломается. Потому что бывают ситуации, например, когда муж в пьяном состоянии требует от нее интимной близости, а ее физически тошнит. И мы просто можем получить еще одного сломленного человека. Сколько есть историй, когда женщина сидит в тюрьме за то, что убила собственного мужа, не вынеся его издевательств. Был похожий случай и у нас в Православной Церкви: священник сигнализировал своему епископу, что он уже на грани из-за кучи послушаний. Человеку надо просто отдохнуть, а ему говорят: «С креста не сходят, с креста снимают». У него нет никакой отдушины. Это закончилось трагедией: он сорвался, вывез матушку в лес и зарубил ее. Естественно, с ним какая-то не очень хорошая история дальше произошла.
Или – женщина взяла приемного сына. У него с детства началась тяга к побегам, к аномальному поведению, теперь он вырос и угрожает ей расправой, требует паспортные данные (может быть, хочет взять кредит). Конечно, ей советовали сразу отказываться от него. Но нельзя просто автоматически, как испуганное животное, взять и отказаться. Есть генетика, но бывает, что и генетика преодолевается. И если дать ему самостоятельность – скоро его совершеннолетие – это надо делать осмысленно, пообщаться с человеком, изучить вопрос. Здесь нужен не просто психолог на уровне «поговорить», а тот человек, который специализируется на таких ситуациях. Может быть, с судебным опытом. Например, в Центре для трудных подростков, с которым мы дружим, есть работник, который занимается с ребятами. У него есть опыт судебной практики, он в этих делах разбирается. И если уж совсем не получается – тогда, действительно, может быть, разойтись. Потому что, бывает, людей обвиняют, дескать они взяли ребенка, а потом отдали. Но надо понимать, что у каждого человека есть свои силы, и выше сил не прыгнешь. Если мы понимаем, что у человека планка еще есть, есть порох в пороховницах, – то, может быть, он еще эту ситуацию тянет и справится с ней. Но если человек уже на грани – надо исходить из его сил.
[1] Ургентная зависимость – один из видов зависимости, который заключается в постоянном внутреннем ощущении нехватки времени на какие-либо дела.
[2] Союзом любви во Христе соединенные. Письма духовенства из Соловецкого лагеря и северной ссылки / Ред. кол.: архим. Ианнуарий (Недачин), мон. Никона (Осипенко) и др.. Архангельск: Соловецкий монастырь, 2020.