Магия. Магия. Если найден магический предмет в квартире. Ч. 2
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  15.09.2023.



Когда человек погибает, Господь вырывает его из привычного хода событий. Это болезненно. Но иначе никак. То, что попускает Господь, имеет цель – пересмотреть, осознать, изменить…

Начало ответа см. «Магия. Если найден магический предмет в квартире. Ч. 1».

Вера – то, что в первую очередь разумно. Целостный взгляд на мироздание, учитывающий духовный аспект, следует отличать от суеверия.

Марксистский тезис «единство и борьба противоположностей» в отношении Христианства не работает, ведь Бог и дьявол не противоположны друг другу. Сатана был одним из высших ангелов. Самым светлым. Самым совершенным. Он возгордился. Пал. И попытался создать свою собственную иерархию. Технический прогресс и открытия медицинской науки (психиатрию я почитываю) не смогли обоснованно оспорить учение всех мировых цивилизаций о существовании мира падших духов. Он есть. Существует и так называемое магическое мышление, одна из форм которого – страх перед порчей. Но! Значительное число различных феноменов психиатрия либо вовсе не объясняет, либо дает достаточно фиктивную интерпретацию. Например, субличность, второе «Я» в сознании, альтернирующая личность и так далее.

Попытка игнорировать инфернальный мир свойственна современному человеку. Подобная точка зрения даже воспринимается, как нечто прогрессивное, но при этом человек становится абсолютно беззащитным и беспомощным перед страхом. Страх он пытается преодолеть магическим мышлением, то есть неким ритуалом. В Вашем случае попытка заказать три сорокоуста скорее связана не с верой в силу молитв Церкви, а надеждой в некое ритуальное действие, способное «защитить».

Вы считаете, что хорошие мысли способны отогнать мысли плохие. Но пытаясь интерпретировать для себя факт происшедшего, Вы стремитесь либо обесценить его в собственном сознании, либо вовсе отменить, то есть победить ситуацию с помощью некоей психологической манипуляции. Как правило, это не работает. Явления духовного порядка существуют на самом деле. Это не обман мышления. Хотя разумный скепсис нужен. Он играет положительную роль. Отсутствие страха лишает тех, кто пытается манипулировать власти над Вами.

Можно вспомнить мультик «Кентервильское приведение». Приведение пугало английских особ в замке. Но вот приехала скептически настроенная семья американского посла, и призрак потерял всякую власть. Мультик на самом деле страшный. Та девочка, которая пожалела призрака и спустилась с ним в подвал, скорее всего, погибла.

Те, кого раньше принимали за пришельцев, по мнению современных ученых не являются существами внеземной цивилизации. Все контакты, сообщения от них тщательно изучались. Исследователи пришли к выводу, что разумного общения с землянами извне нет. Вместо того чтобы бесконечно пытаться уловить вечно ускользающий объект, они переключились на изучение последствий. Интересно, что результаты контакта с так называемыми пришельцами удивительно напоминают последствия контакта с инфернальными существами (психозы, алкоголизм, депрессия, суицидальные мысли), которые являлись людям на протяжении всей истории человечества. Мышление наших предков было архаичным, и существа эти являлись в виде Бабы-Яги, например. Как только мышление  приобрело технологичные черты, эти же существа приняли вид гуманоидов.

Вернемся к магическому мышлению. Для такого человека Бог и дьявол – некие равновесные величины. Так в статье «Религияи Индии и христианство» Н.С. Трубецкой отмечает, что арии, которые впоследствии завоевали Индостан, имели верование схожее с  Христианством. Верховный бог Варуна – хранитель божественного закона. Одна картина мира. Необходимость следовать определенным морально-этическим ценностям. По мере движения к Индостану большую популярность стал завоевывать бог Индра. Он очень похож на «нашего» сатану. Картина мира изменилась. Появился новый тип людей – маги. Они, аккумулируя энергию через эзотерические обряды, могли состязаться с божествами. Эта идея (накопление энергии для состязания с богами) и является сутью магического мышления.

Чем отличается магия от Веры? Религия – связь с живым Богом. В ответ на наше к Нему обращение и доверие, Он ниспосылает благодать, которая и  защищает нас от внешнего воздействия. При магическом мышлении человек, который даже идентифицирует себя с Православием, обращается к Церкви, идет в Храм, заказывает поминовения и даже участвует в Таинствах (правда, участвует с магическим мышлением) не столько обращается к живому Богу с помощью всех этих действий, сколько считает, что сам ритуал обеспечивает ему защиту. Естественно, ее он не получает. Все, что есть в Церкви (и Таинства то же) раскрывается только при условии нашего признания Иисуса Христа сыном Божиим. В период распространения христианской веры древние христиане, исцеляя язычников от смертельных болезней, задавали лишь один вопрос – веришь ли, что Иисус Христос есть Сын Божий? И если язычник  отвечал, что нет иного Бога кроме Него, происходило исцеление. Только приходя с верой, что Таинства Церкви утверждены Иисусом Христом, Сыном Божиим, человек в Исповеди и Причащении  получает утешение. Сказано в Евангелие «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1 Ин 3. 8). Человек с магическим мышлением, во-первых, не понимает сути Таинств. Во-вторых, не может освободиться от страха, потому что воспринимает дьявола как равнозначную Богу личность, и, соответственно, преувеличивает его возможность влияния на мир. Данному вопросу посвящена очень хорошая книжечка «Об одном древнем страхе. Кого и как «портят» колдуны» игумена N. Автор считает, что страх перед порчей – наследие постхристианской цивилизации.

Пока человек признает бытие Божие и следует Его законам, мир понятен. Есть понимание промысла Божия и его защиты. Когда же человек исключает Бога из своего мировоззрения, он остается один на один с дикой природой, с возможностью техногенных катаклизмов, со случайными катастрофами и, соответственно, наедине со страхом. В том числе страхом колдовского воздействия.

Во что верит сам человек, который столкнулся с подброшенным предметом? Если, действительно, он стоит на позициях Веры, то понимает, что если Господь попустил, то попустил для чего-то. Одна знакомая шла с маленьким внуком. Рядом оказалась злая женщина. Увидев ее взгляд, знакомая инстинктивно закрыла ребенка полой пальто и таким образом обнажила свои ноги. Встречная женщина, словно бросила что-то ей в ноги и с тех пор знакомая страдает от рожистого воспаления. Иногда ноги болят так, что невозможно передвигаться. Возможно, это было попущено для того, чтобы она начала духовно двигаться. Знакомая эта вроде верующая, но с большой неохотой Причащалась (некое суеверное представление, что Причастие возможно только на смертном одре). Ее инертность не очень понятная – то ли лень, то ли упорство. Но если внешнее негативное воздействие происходит, это не просто так. Ее родственник как-то посетил вместе с ней монастырь. После службы их пригласили на трапезу. Это почетно. На трапезу приглашают не всех посетителей. Это некий знак внимания. Она отказалась, даже оскорбилась, так как восприняла предложение, как «подачку» (словно ее хотели накормить из жалости, подразумевая отсутствие у нее средств на еду). И сколько родственник не пытался объяснить, что деньги здесь не причем, что ее пригласили в гости, она осталась при своем мнении.

Когда человек застревает в ложных домыслах, когда его с аномальной точки никак не столкнуть, приходит внешнее событие и он раскрывается, если поступает по Заповедям Божиим или событие разрушает человека, если тот не хочет чего-то понять.

Человек, подпавший под влияние инфернального мира, каким-то образом дал на себя право. Например, грех против любви. Апостолу Павлу принадлежат слова «И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи» (2 Сол 2. 11). Оскорбление родителей. Сейчас очень модно поносить ближних. Многие психологические направления главной причиной всех проблем видят в травме, полученной от матери. Поэтому мама воспринимается, как главный враг. Возможно, были другие истории в жизни человека, которые необходимо осознать. Участие в оккультных мероприятиях. Увлечение эзотерикой, астрологией. Все это делает человека открытым. Некое внешнее событие способно встряхнуть его.

Задача наша заключается не в поиске среди знакомых того, кто пришел и подбросил некий магический предмет. В Соловецком монастыре был случай, показывающий бесперспективность данного пути. В Обитель с покаянием приезжал один колдун. Смотришь в его глаза и словно в бездну падаешь и ярость, из-за которой его и попросили оставить Обитель. В его бытность на Соловках повар во время готовки супа для братии обнаружил в кастрюле куриную лапку. На кухне кроме него никого не было. Никто не заходил, и подбросить лапку в суп было банально некому. Позвали духовника. Тот перекрестил лапку и забрал с собой. Сказал, что ничего не надо бояться. Явления могут происходить и в закрытом пространстве, да и предмет мог появиться без участия людей.

Упомяну рассказ «Вражья сила» Сергия Нилуса (цитату см. в сноске)[1]. Описан фантастический случай, но правдивость его нашла подтверждение в собеседовании с людьми.  Мать прокляла своего сына. После случившегося к мальчику подошел «дедка» и забрал его с собой. Он стал невидим для всех. Старик бросил деревянную чурку в реку, и она приняла облик мальчика. Люди чурку подхватили и похоронили. «Компания», в которой оказался этот проклятый мальчик исполняла приказания демонов и чинила беспорядки. «Мы всегда являлись ревностными исполнителями страстей и похотей человеческих и скорыми помощниками в злодеяниях и бедствиях людей: задумает, например, кто-нибудь утопиться или удавиться, мы всеми доступными для нас средствами помогаем ему в этом… На пожарах мы тоже присутствовали, стараясь усилить бедствие. Впрочем, если горели дома людей благочестивых, и пожар происходил не от наказания Божия, попущенного за грех, то тут уже мы никоим образом не могли участвовать. В противном же случае мы в этом деле принимали самое живое и деятельное участие… Особенно, хула и явное презрение к святому давали нам власть входить в общение с людьми, это творящими, и издеваться над ними, как только нам хотелось и позволяло состояние наше. Впрочем, и самая молитва, и крестное знамение получали свою силу только у людей с доброю христианскою нравственностью, а грешник, не желающий оставить своего греха, не избавлялся от нас ни молитвою, ни крестом».  Однажды «утонувший» сын дал о себе весть во сне – “Матушка! ты не думай, что я умер: я жив и теперь нахожусь во власти демонов за то, что ты меня прокляла. Если хочешь, чтобы я воротился к тебе, то кайся в грехе своем, молись обо мне чаще Богу и подавай за меня милостыню”. Хотя общая линия духовных авторов состоит в том, что снам верить нельзя. Те, кто верит сновидениям, запутываются по жизни. Лишь в исключительных случаях сон можно рассмотреть. Духовные авторы видят единственный выход из ситуации, когда снится умерший человек – молитва о нем. Заказывают поминовения, если за него можно молиться в Церкви. Ни в какие общения вступать нельзя. Иначе можно повредиться умом. Мать стала усиленно молиться за своего ребенка. Видимо, старик начал терять власть над ним. Мальчик материализовался. Пришел истощенным в свое родное село спустя двенадцать лет. Поначалу его никто не узнал. Юноша рассказал о себе такие подробности, которых никто кроме него не мог знать. Чтобы подтвердить свою историю (о его исчезновении и злых деяниях темных сил) юноша поведал, что и у кого дома творилось. К чему этот рассказ? Бедствия происходили в домах людей потому, что хозяева были открыты для внешнего воздействия. Это, во-первых. Во-вторых, совершались несчастья  руками вовсе не тех, кого можно видеть телесными очами.

В Православном понимании поиск колдунов – гиблое дело, способное свести человека с ума. Есть неопытные священники, которые этот интерес поддерживают, даже подогревают. Не стоит человеку, подозревающему, что на него колдуют, даже намекать, что он может быть прав. Иначе возникает риск, что он начнет видеть колдунов в каждом прохожем, разовьется психоз. Вплоть до того, что человек начинает переезжать их города в город. Естественно, если его мозг уже разогнался в этом направлении, любое случайное прикосновение в транспорте, например, и даже в Храме воспринимается, как колдовство. Сам я не являюсь сторонником пристального внимания демонической теме. Если бы человек жил во Христе, его бы этот вопрос не беспокоил. Правильная позиция священника (как пояснил один миссионер) настроить человека не на страх перед колдовством, а на связь со Христом и тогда нечего будет бояться.  

Мысль о том, что поиск колдунов может повредить человека, о том, что ответ ищется в другой области, см. подробнее в тексте «БРЕШЬ В СТЕНЕ», часть 3 «О преодолении мучительных состояний, прелести и демонического воздействия».

Страх, кстати, зачастую подогревается ненавистью. Например, человек читает Акафист, чтобы ему не навредили колдуны, а сам при этом ненавидит соседей. Скорее всего, он и не осознает, что именно из-за ненависти становится неспособным усваивать Божественную благодать. Собственной жизнью он разорвал связь с Богом и поэтому мучается, но страдания приписывает колдунам за стенкой. Такой человек хоть и читает Акафист, чтобы освободиться от колдовства, но продолжает страдать дальше. Скорее даже чтение Акафиста подкрепит его в неправильном мнении. Важно понимать, что колдуны действуют не своей силой, а демонической. Падшие духи способны причинить вред человеку только в том случае, если он не защищен Божественной благодатью.  Если человек открыт, то неважно кто и как его мучает. Главное – он открыт.

На сайте Обители опубликованы ответы по данной теме.

«Колдовство. Женщине, которая считает, что на нее кто-то постоянно наводит порчу».

«Колдовство. Обращавшейся к цыганкам, считающей, что над ней тяготеет проклятие, что ей жизнь портят колдуны».

«Колдовство. О страхе перед порчей и колдовским воздействием (выдержки из ответов)».

«Колдовство. Считающей, что за ней охотятся колдуны».

В качестве примера история одной женщины. Она идентифицировала себя с Православием. Правда, это был очень распространенный вариант современности – человек может иногда зайти в Храм, но только, когда ему комфортно. На одной богословской конференции наше время назвали веком терапии. Все должно быть комфортно, предельно «лайтово». Духовная жизнь предполагает усилие. Но! Все связанное с усилием – не гуманистично. Современные люди ­– православные христиане и при этом верующие в реинкарнацию, чакры, йогу, астрологию. Правда, на популистском уровне. Люди, которые не знают толком ни буддизма, ни индуизма, ни христианства, любят рассуждать, что все религии ведут к одной цели. Примерно такой вариант мы и рассматриваем. Культ красоты, здорового тела, правильных продуктов и современных трендов. Произошла трагедия. Муж стал ее избивать. Мир рухнул. Он  бил всем, что попадалось под руку. Переломы многочисленные. Травма позвоночника. Слава Богу, не фатальная. Она восстановилась. В момент, когда происходили избиения, это был не он, словно другой человек. Не его глаза. Да и сам супруг не мог объяснить своего поведения. В суд она не подала. Поняла только, что с этим человеком не может дальше строить совместную жизнь. Развод. Позже выяснилось, что он женился. Не то чтобы это были  подозрения, его новая супруга действительно совершала определенные ритуалы.  И такая история не одна, когда примерный муж меняется на глазах. Невооруженным глазом видны две личности. Буквально во время разговора меняется пластинка – Я свободен, ты меня подавляешь, только сейчас я понял, что значит быть счастливым и любимым. При этом человек абсолютно несчастен.

На каком-то этапе она стала думать об одном докторе. У него была своя клиника. Не из дешевых. Забегая вперед скажу, что сейчас очень много «курсов», где люди получают навыки магического воздействия. Если человек не защищен Божественной благодатью, это, действительно, может работать. Тем более в сфере мошенничества. Кажется, что мошенник имеет контакт с жертвой всего несколько секунд, а человек ему подчиняется и переводит деньги. Он и объяснить не может, почему это сделал. Если кто-то заподозрит гипноз, ошибется. Контакт происходит зачастую через смс-сообщения. Трудно через короткое послание загипнотизировать. Но если адресат состоит в оккультной практике (то есть, не защищен Божественной благодатью), то в момент прочтения текста входит в состояние очарования. На сайте Соловецкой обители опубликована работа, в которой описывалось как люди могут защититься от такого очарования.

«Внешняя жизнь и мир мыслей». Ч. 5: «Эзотерика и бизнес. Молитва и сопротивление манипуляции. Профессиональный тупик. Эмоциональные качели и выравнивание».

Возможно, и он заканчивал некие курсы. Сейчас медицина (не все врачи ведут себя столь  аморально) ориентирована на состоятельного клиента – пациента, кто может дать клинике хороший «чек». Так вот героиня стала ощущать пробуждение женского начала. Нечто подобное есть в жизнеописании Киприана и Иустины. Киприан – известный и могущественный чародей. Но он не смог соблазнить христианку Иустину. Когда дева почувствовала бурление крови, позыв на интимное взаимодействие с юношей, обратившемуся к Киприану с просьбой соблазнить девушку, она победила это искушение молитвой. Но вот наша героиня понимала, что не властна над собой. Одновременно с этим стала отмечать, что утрачивает интеллект (попросту тупеет). Она даже начала подозревать врача. Писала ему. Но он уходил от ответа.

Ответ «Колдовство. Ворожба, любовный приворот и современная его форма – вербовка».

Ответ «Колдовство. Ворожба – мужчина привязался к женщине».

Ответ (пока в текст не переведен) «Ворожба. Семья распалась. Как относится к феномену ворожбы».

Ответ (пока в текст не переведен) «Ворожба. Женщина поняла, что муж был связан с ворожбой (ссылка на два ответа)».

Зная ее увлечение астрологией, предложил в этом поисповедаться. Таков принцип – в любой непонятной истории есть очевидный сегмент, с него и стоит начать.

Ответ «Астрология. Спросившей о подруге-христианке, занимающейся астрологией, считающей, что помогает».

Когда достал епитрахиль, произошло нечто невероятное. Она начала раскачиваться из стороны в сторону. С испугом она спросила, что происходит? Я, если честно, тоже испугался и не знал, как следует поступить в этой ситуации.  В документальном фильме отца Иоанна (Адливанкина), миссионера, занимающегося реабилитацией пострадавших от оккультизма и сатанизма в центре святого праведного Иоанна Кронштадтского в Москве, идет речь о бесконтактных оккультных системах единоборств. Да, они используются в Российской армии и планомерно ведут бойцов к деградации. Это некая боевая магия. Правда, действует она не на всех. Человек незащищенный Божественной благодатью может под нее подпасть. Я все же прочитал над ней разрешительную молитву в Исповеди, предложил освятить дом, послужить водосвятный молебен и совершить Таинство соборования. Знакомая потом рассказывала, что на 3–4 помазывании (всего совершается 7 помазываний) с ее мозга словно была снята пленка. Пропала навязчивая мысль о том враче. Исчезло состояние тупости.

После этих событий героиня этого повествования поняла, что жила в трясине. Вышла замуж в молодые годы. По любви, но жизнь в комфорте и материальные блага были крайне важны. Есть в этом нечто губительное (не утверждаю, что финансовое благосостояние человека губит всегда). Тут пришлось всего лишиться и начать другую жизнь. Она даже осталась благодарна всему произошедшему.

Бывает, что ситуация попускается Господом для нашего пробуждения.

Я знал  одну очень красивую девушку. Вся ее семья (сестра и мама) серьезно занималась магией. Что-то такое происходило, что люди просто теряли сознание рядом с ними. Потом мама осознала гибельность своих занятий. Пришла в Православие. Прошла Чин присоединения. Если человек, будучи крещен, был глубоко погружен в оккультную практику, его возвращение в Церковь происходит не просто через покаяние. Его принимают посредством специального Чин присоединения, подразумевающего отречение от оккультизма и сатанизма. Повторяется Таинство миропомазания (как при Крещении). Ее дочки продолжили занятия магией. Оккультизм тесно связан с глубочайшим развратом, в том числе с перверсиями (перверсия – извращение, инверсия – смена полового вектора). Примечательно, что в то время, когда люди более или менее жили по-христиански, случаев инверсии было мало (очень мало). В оккультных практиках как раз используется инверсия и ритуальная магия, связанная с культом осквернения человеческого тела. Гомосексуальные связи – попрание образа Божия, усиливающее влияние падшего духа на человека. Инициации в оккультные сообщества и происходят через гомосексуальный акт на месте, например, разрушенного Храма. То есть инициируемый перечеркивает все человеческое в себе, чувство в святыни. Так случилось и с этой девушкой. Начались лесбийские отношения. Она была неприступна для уговоров и убеждений. Попала в автокатастрофу. Ее любовница погибла. Она получила серьезные повреждения, которые потом нивелировались. Она излечилась. Случилось некое чудо. Нашелся молодой человек. Он за ней ухаживал. Помог в реабилитации. Когда она была близка к гибели, ее сестра (та, что так же занималась магией) вдруг почувствовала непреодолимое желание читать за умирающую сестру Евангелие. Читала она всю ночь. А умирающая девушка потом рассказала, как к ее кровати подошли те, кого она призывала в магических ритуалах. Только они были в неприкрытом иллюзорном покровом облике. Так они описаны в жития святых – глаза, как горящие угли… Она поняла, что эти сущности ждут разлучения ее души и тела. Как только она умрет, душа попадет в их власть. Состояние пережитого ужаса в эту ночь сбросили все настройки. Потом наши пути разошлись. Не знаю, как у нее теперь дела. На момент последнего нашего общения она готовилась к свадьбе с этим молодым человеком.

Известно достаточно подобных примеров, когда люди поднимались со дна бездны. Так и проявляется чудо Божие. Святой Николай Сербский говорил, что чудо воскрешения человеческой души гораздо больше воскрешения тела. Тяжело воскреснуть человеку с убитой нравственностью, но люди воскресают. Конечно, требуется очень чуткий пасторский подход. Такого человека нельзя просто так  ввести в Церковь. Он должен осознавать, что ему придется сразиться со злом. Падшие духи просто так отпустить  его не захотят. Но с Божией помощью человек сможет освободиться. Придется потерпеть. Необходимо отречься от всех своих занятий. След оккультных практик – многолетний хвост гордыни, гневливость, яростность, желание настаивать на своем.

Когда человек погибает, Господь вырывает его из привычного хода событий. Это болезненно. Но иначе никак. Говорят, что когда организму требуется «перезаписать» нейронные сети, изменить сформировавшиеся связи, нужен подъем температуры. Из состояния лихорадки человек выходит на некий новый уровень здоровья. Когда повышается градус жизни, что-то сдвигается в сознании, привычках. В спокойной обстановке очень трудно себя заставить выйти из инертности, что-то пересмотреть. Когда начинается положительный исход, отчаяние уходит. Человек понимает, что был один этап его жизни, сейчас начнется новый. Приходит новое понимание – да, были потери, были разочарования, было отчаяние, все было, но сейчас с Божией помощью открывается путь, и ты по нему пойдешь с надеждой. 

[1] «Ропот мальчика доходил даже до дерзости, которая, в свою очередь, возбудила сильное негодование в сердце его матери, В порыве гнева, неосторожная крестьянка прокляла сына и оттрепала его, как только было угодно ее раздраженному сердцу… неподалеку от берега увидел поверх воды труп несчастного Михаила уже без всяких признаков жизни… Труп, судя по летам покойника, был небольшой и не представлял собою особенной тяжести, и потому весьма было удивительно для всех присутствовавших, сопровождавших утопленника, что лошадь везла его с большим напряжением, как будто на телеге была навалена огромная тяжесть. … над покойником, по уставу Св. Церкви, был совершен обряд погребения, и тело его было предано земле… однажды утонувший сын ее дал о себе весть в сонном видении и сообщил нечто страшное и столь невероятное о своей мнимой смерти, что если бы не бывавшие тому… – “Матушка! ты не думай, что я умер: я жив и теперь нахожусь во власти демонов за то, что ты меня прокляла. Если хочешь, чтобы я воротился к тебе, то кайся в грехе своем, молись обо мне чаще Богу и подавай за меня милостыню”. Этот сон Трудникова видела три ночи сряду… Сильная скорбь об утрате сына, ужасное во сне извещение о его гибели вследствии материнского проклятия, надежда, хотя и слабая, видеть его опять в живых – все это заставило Трудникову обратиться за советом к одному благоразумному крестьянину, пользовавшемуся доверием среди крестьян всей окрестности. – “Что сын твой жив”, говорит советник, “тому не верь, а молиться Богу за него, подавать по нем милостыню и каяться в грехе своем – это твоя обязанность. Жив ли твой сын, умер ли – во всяком случае, твое покаяние, молитвы и милостыня полезны будут и для него, и для тебя”. … Целых двенадцать лет прошло… очень странный молодой человек из крестьян. Росту он был среднего, телом сух и, что называется, – кости да кожа… Всех он боялся, от всех старался укрыться, и только крайняя необходимость, чтобы не умереть с голоду, заставляла его заходить в дома некоторых крестьян…: “после того как мать меня прокляла, что и было главной причиной моего несчастья, я отправлен был в Лентево пасти скот. Как вам и самим известно, только одну недельку потерпел грехам моим Господь. Прошла неделя. Вдруг подходит ко мне какой-то старик с длинной, седой бородой и говорите мне: “твоя родная мать прокляла тебя, и это материнское проклятье дало мне полную власть над тобой!..” Тотчас начал он скидать с меня все мое платье и, наконец, раздел меня донага. Оставался на мне один только крест, к которому старик не смел прикоснуться и велел самому его снять с себя. Я волей-неволей должен был ему повиноваться… Затем он взял валявшийся по близости около нас отрубок осинового дерева и надел на него все мое платье; а на том месте, где должно было быть моему лицу, он в одно мгновение начертил чем-то лицо, как две капли воды, похожее на меня, и бросил этот отрубок в озеро. И я видел, как сбегался народ смотреть на утопленника, как приезжал становой и приходила моя мать. Видел я, как все дивились, почему лошадь через великую силу тащила мертвое тело… я стал подобен безплотному. До самого погребения мнимого моего тела, я находился при нем неотлучно… И скажу вам – подобных мне людей не мало: помню, что в ином месте собиралось нас человек до тысячи. Самым же любимым местом наших сборищ были различного рода увеселительные гулянья и нескромные зрелища, а также и там, где бывали ссоры и брань – словом там где люди много грешили без всякого страха… Мы всегда являлись ревностными исполнителями страстей и похотей человеческих и скорыми помощниками в злодеяниях и бедствиях людей: задумает, например, кто-нибудь утопиться или удавиться, мы всеми доступными для нас средствами помогаем ему в этом… На пожарах мы тоже присутствовали, стараясь усилить бедствие. Впрочем, если горели дома людей благочестивых, и пожар происходил не от наказания Божия, попущенного за грех, то тут уже мы никоим образом не могли участвовать. В противном же случае мы в этом деле принимали самое живое и деятельное участие. Вот, например, в деревне Зимнине (Устюженского уезда) одна крестьянка ходила ночью с огнем давать корм овцам и заронила маленькую искорку. Так как она была в ссоре со свекром, то это нам дало власть раздуть эту искру в большой пожар, от которого сгорело все их имущество… (Эти факты и другие, рассказанные Михаилом в подробностях, замечательны тем, что все они случились после его мнимой смерти, и о них он ничего бы не мог знать, если бы не был очевидцем да еще таким, для которого никаких тайн не существовало.) Особенно, хула и явное презрение к святому давали нам власть входить в общение с людьми, это творящими, и издеваться над ними, как только нам хотелось и позволяло состояние наше. Впрочем, и самая молитва, и крестное знамение получали свою силу только у людей с доброю христианскою нравственностью, а грешник, не желающий оставить своего греха, не избавлялся от нас ни молитвою, ни крестом. наш “дедка”, не желая в моем лице упустить из рук своих добычу, вознамерился, было, совсем погубить меня: приготовил мне петлю и велел мне самому лезть в нее. Но, как ни было мне плохо жить, а умирать, все-таки, не хотелось… “Материнские ниточки (будучи бедной, Трудникова, по большей части, творила милостыню, раздавая прохожим солдатам нитки своей пряжи… “мать тебя прокляла, мать и вымолила!” – и с этими словами надел на меня крестик… Михаил от искреннего сердца исповедал отцу своему духовному все, что только мог припомнить из своей прежней жизни, когда над ним тяготело материнское проклятие. Прочтена была и молитва, разрешающая его ото всех грехов…»