-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 28.10.2023. |
В профессии врача существует множество нюансов, которые влияют на тот или иной случай. Важно прислушиваться всё же к голосу совести и осознавать свои возможности. Но главное – помнить, что есть промысел Божий, и что есть и жизнь вечная.
Вы спрашивали, как отнестись к ситуации, когда, после того как пациенту отменили препараты, он скончался.
Действительно профессия врача предполагает риски. Один врач говорил, что иногда приходится смиряться, когда возникает определённый уровень осведомлённости. Иногда уровень знаний и компетенции таков, что врач может помочь людям, от которых отказались другие врачи. А иногда попадаются такие пациенты, при знакомстве с которыми у врача возникает ощущение, что их удастся вылечить как говорится на раз-два, однако порой проблема оказывается не такой легкоразрешимой, как это виделось в моменте её определения. Он говорил, что дальше приходится лишь смиряться и приходить к пониманию того, что сам по себе ты можешь оказаться бессилен.
Ещё один момент, который иногда может нагружать психику, это чувство вины, хотя конечно моментов, которые могут выполнять функцию «подводных камней», в профессии врача гораздо больше. Знал одного академика, который ушёл из военной хирургии в связи с тем, что не мог предупредить смерть пациентов. Борешься-борешься за человека, а он уходит. В таких ситуациях, как можно предположить, врач либо черствеет, либо начинает всё-таки смотреть на ситуацию через призму божественного промысла: человек не уходит, не исчезает совсем, лишь переходит в вечность, в новую форму своего существования. Душа бессмертна. Поэтому любовь и усилия, направленные на пациента, не проходят даром, они не обесцениваются смертью пациентов. Можно привести рассказ митрополита Антония Сурожского о времени, когда он занимался врачебной практикой. Он сидел рядом с постелью умирающего, и честно рассказал человеку, что тот умрёт, но также сказал, что он будет рядом. И он держал человека за руку, пока тот тихо не скончался.
Некоторые мысли на тему уходящих пациентов приводятся в статье «Преодолеть отчуждение. Часть 1», в главе «Некоторые особенности состояния отчуждения у медицинских работников».
Другие моменты на тему выгорания врачей приводятся в подборке «Врачи, медицинские работники, люди социальных профессий – лекции и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко)».
Какие-то вопросы там разобраны подробно.
Подобные случаи бывают не только среди мирян, но и у монахов. Преподобный авва Дорофей в своё время был начальником монастырской больницы. В частности, с подобным вопросом, который мы сейчас разбираем, он обращался к наставнику. Преподобный авва Дорофей говорил, что бывало так, что человеку становится хуже вследствие того назначения, которое ему было предложено. «Отец мой: иногда случается, что приношу больному вещь, по-видимому, полезную, но она нередко ему вредит, и я скорблю, что исполнил в том свою волю?»
И вот что преподобный Варсонофий Великий отвечал ему: «Если ты, думая, что какая-либо вещь доставит больным пользу, сделаешь по-своему и случится напротив, что она принесет им вред, то Бог, взирающий на твоё сердце, не осудит тебя, ибо знает, что ты сделал вред, желая принести пользу. Если же кто-нибудь знающий скажет тебе о сём наперёд, а ты с пренебрежением преслушаешь его, то это будет гордость и своеволие» (см. вопрос 77).
Была в книге описана и такая история, по памяти её расскажу: послушник аввы Дорофея, Досифей, впал в болезнь и стал харкать кровью. И пришло ему на ум, что могут быть полезны при такой болезни недоваренные яйца. Но Досифей, попросил преподобного авву Дорофея не давать ему яиц, так как смущал его помысел его, само пристрастие его и одержимость мыслями об этом. Тогда преподобный авва Дофорей стал давать ему иное, что находил полезным. Он сказал, что мысль о яйцах не пришла ему на ум.
В одной из молитв мы просим Господа простить нам прегрешения вольные и невольные. Есть ошибки, которые мы знаем, что совершаем, а есть ошибки, которые мы совершаем по неведению. Если так сложилось, что после того, как вы отменили назначение, пациенту стало хуже, но вы всё-таки честно старались, всё-таки руководствовались здравым смыслом и голосом совести, когда отменили назначение, то возможно совет, который услышал преподобный авва Дорофей, применим и к вашему случаю. Если произошла какая-то ситуация по недосмотру, либо в связи с каким-то случаем, который объективно оставил царапину на вашей совести, то тут конечно надо разбираться отдельно. Очень внимательно нужно выяснять все обстоятельства дела.
То, что я мог бы сказать в продолжении этого ответа, уже есть в ответе «Смерть. Девушке, которая перестала встречаться с зависимым человеком. Он умер, и она себя винит». Её как раз мучало чувство вины. Там разбирается её ситуация.
Если что-то ваша совесть говорит, и тот факт, о котором она говорит, является объективным, а не придуманным, то его конечно надо уже рассмотреть отдельно.