-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 23.11.2023. |
Срыв – не повод для уныния. Необходимо взбодриться, оказать сопротивление и тогда ум, наполненный Благом, не допустит срыва.
Тебе перестало нравиться состояние наркотического опьянения, но срывы все равно случаются. Ты недоумеваешь, почему развилась эта привычка?
Зависимость – сформировавшийся навык. Ответ на твой вопрос может быть и таким – где тонко, там и рвется. Например, обида. Формирование высших этажей личности (если можно так сказать), то есть чтение, развитие, приобретение навыков способно привести к тому, что мы простим человека. Возможно, его никто не научил себя вести. Может быть, были у него и извинительные причины. Для себя мы этот вопрос закрыли. Но иногда случается так, что в результате неких обстоятельств душа наша приходит в движение (в плохом смысле слова), как при непогоде рубцы дают о себе знать. Прп. Авве Дорофею принадлежит такой образ – рана затянулась, но рубец еще свежий и удара небольшого камушка хватает, чтобы она вновь открылась. Нужно время.
Старец прп. Иоанн (Алексеев) говорил, что читая Священное Писание, мы поверх негативного опыта наслаиваем нечто новое. Он так же отмечал, что порой события прошлой жизни, как обухом ударят, и лишь развиваясь духовно, мы становимся способными закрыть эти лакуны. Дело не только в том, чтобы только лишь закрывать (иначе это сектантский метод). В работе «Преодоление травматического опыта: Христианские и психологические аспекты. Ч. 4.2», в главе «Интеграция эзотерики и сектантства в психологию» речь шла про десенсибилизацию и переработку движений глаз, а так же о сайентологическом одитинге. Человек вспоминает о некоем неприятном событии (сам испытуемый при этом либо у приборчика находится, либо по указанию психолога вращает глазами) и учится не обращать внимания. Здесь скорее речь о самоконтроле. Говорить о том, что во время десенсибилизации происходит переработка, вряд ли возможно. Переработка негативного опыта может произойти только на основании усвоения высших смыслов, когда мы сознательно, вспоминая о прошлом, выносим уроки и, включая их в жизненный опыт, делаем выводы. Здесь же человек механически уходит от воспоминаний. Возникает риск формирования в сознании некоей комнаты с трупами (как в сказке «Синяя борода»), которая дает о себе знать зловонием.
В работе «ОБРАЩЕНИЕ К ПОЛНОТЕ. Становление личности как путь преодоления зависимого поведения. Ч. 2: Образ жизни, противостоящий зависимому поведению» речь шла о забывании наркотической эмоции. Для зависимых людей характерно с большей отчетливостью вспоминать первое время в наркомании. Вещество еще давало эйфорию. Были средства. Согласно закону Рибо первыми выпадают недавно приобретенные части информации, то есть стираются события недавнего прошлого (закон регрессии, также иногда употребляют формулировку «закон обратного развития памяти», суть в том, что и восстанавливается память в обратном порядке). Память очищается с конца.
Не буду подробно разбирать вопрос десенсибилизации и одитинга. Были и беседы на эту тему. Впрочем, здесь можно сделать оговорку – некоторые специалисты используют данную технику (десенсибилизация и переработка движения глаз), как некое обезболивание, когда на прием приходит человек, участвовавший в боевых действиях, страдающий от тяжелых переживаний. Речь сейчас идет не о тех, кто использует методику в таком ограниченном варианте – выведение из острого состояния.
Скорее я говорю о ситуации из рекламных проспектов, где человека обещают сделать другой личностью. Есть даже некоторые материалы, где говорится, что человек, имея свою прежнюю личность, даже не обнародуя этого психологу, может желать, чтобы его прежняя личность престала его беспокоить. Он представляет внутри себя этот образ, а «специалист» руководит движениями его глаз. Прежняя личность уходит, а новая «закачивается». Человеку обещают, что все его проблемы решатся с помощью этой методики. Нет необходимости ни читать, ни духовно развиваться, ни вырабатывать в себе конструктивные навыки – новые качества души, добродетели. Из самого заявления, что некая методика даст все то, что человек приобретает в результате развития по пути к этике, культуре, в том числе к Вере (не все приходят к Вере), очевидно, что часть здесь выдается за целое. Так не бывает.
Чем отличаются эти методы от того, о чем говорил игумен Анатолий (Берестов) и прп. Иоанн (Алексеев)? Когда мы, например, исследуем свою совесть, читаем духовных авторов и на поверхность всплывает некое качество нашей души или какое-то воспоминание, мы не просто его закрываем, а вырабатываем к нему отношение. Эту веточку (если условно), которая из земли тянется, перенаправляем в другое русло. Даже скорее перестраиваем архитектуру дерева. Эти лакуны, эти выгрызы души, что в нас есть, не просто должны быть закрыты самоконтролем или забвением, их необходимо перекрыть новым опытом. Например, в критической ситуации человеку бывает сложно сориентироваться, начинается паника. В моменты ступора старые болячки (если они есть) всплывают. Вопрос, который уже был решен, снова вовлекает в водоворот мыслей. Часто привожу образ человека, увлеченно говорящего по телефону. Он совершает странные поступки – крутит в руках предметы, рисует произвольные линии и узоры. То есть хаотичные импульсы, которые раньше легко распознавались сознанием, сейчас воспринимаются, как согнал к действию, так как сознание переключено. По мере развития в духовной жизни человек становится более спокойным. Эти трещины сглаживаются.
Не раз говорил, что срыву всегда что-то предшествует. Сознание может быть переключено не только страстью. Например, обида. В этот момент человек обнажается. Есть и духовный мир. Человек, утративший Благодать, беспрепятственно подпадает под влияние инфернального мира. Любая история жизни может принять гипертрофированный размер в сознании. Мир падших духов раздувает ее до вселенских масштабов. Подобный эффект возникает, когда сознание расслаблено. Правило не прочитано. Хаотичные действия. Захотелось поругаться – поругался. Захотелось посмотреть ерунду – посмотрел. В постный день захотелось кефирчика – ну и ладно. И вот эта расслабленность приводит к тому, что высший этаж личности начинает расползаться. Хаотичные импульсы нечем сдержать.
Если подытожить – речь не в постоянном сдерживании (это полусектантские методики), не в отслеживании. В чем здесь ложь? Человек не дает себе отчета, что мысли являются следствием его образа жизни. Почему-то у современных авторов и деятелей нет понимания того, что есть не только проявления, но и предпосылки. Аффективная вспышка имеет причину. И эту причину ты сам в себе формируешь.
Один человек спросил афонского отца о помыслах, а тот предложил отгонять мух от сковороды с остатками рыбы. Сколько он не отгонял – все равно мухи летали. Потом сковороду поставили на огонь. Она нагрелась, и мухи отлетели сами. Так и наш ум, разогретый положительным строем жизни, то есть не находящийся в состоянии пассивности, перестает источать злосмрадие.
Котел и муха
Брат попросил наставления у аввы Пимена. Старец сказал ему:
– Доколе котел разогрет горящим под ним огнем, дотоле не дерзает прикасаться к нему ни муха, ни какое другое пресмыкающееся. Когда же котел остынет, – тогда свободно садятся на него все гады. Подобное этому совершается и с иноком. Доколе инок пребывает в духовном делании, дотоле враг не находит возможности победить его.
(Отечник святителя Игнатия, Авва Пимен Великий, №9)
Сердечное движение порождает многочисленные мысли, и по мысли мы можем узнать присутствие страсти. Старец Фаддей (Витовницкий) говорил, что речь идет об изменении сердечной глубины. Господь сказал «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15:19). Конечно, с помощью Иисусовой молитвы через трезвение (трезвение – некий образ жизни, который позволяет нам отслеживать то, что происходит в сознании и бороться с негативными явлениями) человек вначале отсекает злые мысли и не дает им развиваться, и потихоньку через исполнение Евангельских заповедей меняет строй своего сердца. Сердце, которое исцеляется от страстей, перестает источать эти мысли. Как раз то, чего у сектантов нет. Нет и в эзотерических практиках. Сердце исцеляется жизнью по Евангельским заповедям, то есть неким духовным законам, следуя которым человек преодолевает страсти. Если человек пытается преодолеть страсти вне Евангелия, то получается следующая ситуация – курить бросил, но возгордился (Я смог!) и начал учить жизни, конфликтовать, разорвал отношения. В итоге жизнь разрушается. В душу его заползает уныние и это самое время, чтобы начать пить. Эта цепочка, но в несколько ином виде представлена и толково объяснена в работе архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Семь нечистых духов».
В статье «АКЦЕНТЫ К БЕСЕДАМ О ПРЕОДОЛЕНИИ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ (алкоголь, иные ПАВ, игра и пр.)», озвучена следующая мысль – дело не в веществе (наркотике или алкоголе), дело в том, что у человека формируется некая склонность к вхождению в измененное состояние сознания. Формируется аддиктивная система. С одной стороны ее можно понять, как некую патологическую доминанту, как совокупность навыков, которые толкают человека в «грязь». Но если смотреть на светский подход православными глазами, можно рассмотреть, как тело греховное. Мы должны совлечься тела греховного (совокупность взглядов, опций, пронизанность страстями). По слову прп. Макария Великого – если у человека есть глаза, то эти глаза нацелены на грех, если есть руки – они нацелены на грех.
Преподобный Макарий Великий, Египетский
Духовные беседы (1–50)
Когда Апостол говорит: совлекитесь «ветхаго человека» (Кол.3:9), тогда разумеет человека совершенного, у которого соответствуют очам свои очи, голове – своя голова, ушам – свои уши, рукам – свои руки, и ногам – свои ноги. Ибо лукавый осквернил и увлек к себе всего человека, душу и тело, и облек человека в человека ветхого, оскверненного, нечистого, богоборного, непокорного Божию закону, – в самый грех, чтобы не смотрел уже, как желательно человеку, но и видел лукаво, и слышал лукаво, и ноги его поспешали на злодеяние, и руки делали беззаконие, и сердце замышляло лукавое.
Приведены в работе слова одного молодого человека, который говорил, что глаза того, кто охвачен жаждой употребить ПАВ, лишь высматривают вещество, а его ноги предназначены только чтобы сходить за веществом. Да, аддиктивная система может подогреваться инфернальными силами. Статья является комментарием к одноимённым беседам.
В книжечке «Как я бросил пить» приведены слова святого праведного Иоанна Кронштадтского, что падший дух, когда получает власть над человеком, толкает его на страсти. Инфернальный мир действует там, где мы отказываемся простить, где мы открываем себя навстречу хаосу. Там же описан закон страстей, сформулированный святителем Игнатием (Брянчаниновым) – если человек подчиняет себя страсти по своей воле, то уже против воли вынужден будет подчиниться другой страсти. Например, человек решил скушать зефира. Здесь он волен – скушал две зефиринки и успокоился. Но если съел всю коробочку, то уже потерял равновесие и вынужден подчиниться страсти другой (употребить ПАВ, войти в скандал и так далее). Если человек подчиняется какой-то одной страсти, он подчиняется и всем остальным. Так Адам и Ева нарушили заповедь Божию – съели плод, но следом началось и самооправдание, и обвинение Бога.
К этой же мысли пришли и светские ученые. Один автор заявил об отсутствии социально приемлемых зависимостей. Если человек входит в какую-либо зависимость, то, по сути, прокачивает аддиктивную систему. На каком-то этапе эта страсть перестает приносить необходимое чувство эмоционального накала. Человек будет вынужден искать что-то «пожестче». Задача не в том, чтоб отгородиться от конкретного вещества, необходимо изменить нутро своё, ведь уже сформировались навыки, склонности, нейронные дорожки (назови, как хочешь). Старцу Паисию принадлежит следующий образ – веревка, привязанная к ведру, натирает желобок на барабане колодца и стремится в него попасть. Если есть зависимость, нужно другой «желобок натереть», чтобы в критической ситуации не пойти в сторону ПАВ, а последовать выработанному алгоритму – если есть напряжение, если полный раздрай, значит пришло время углубиться в чтение (Псалтирь, например). Если же такого подхода не сформировано, человек идет в разнос, ругается с ближними. Становится только хуже. Тогда человек оглушает себя, чтобы выйти из ступора.
Да, бывают и срывы. Такова наша природа. Но есть покаяние. Оно всесильно. Главное, не застревая в грехе, покаяться. Если совесть несильно обличает, то можно по ходу действия, занимаясь делами, читая Иисусову молитву, своими словами просить прощение у Бога. Если совесть обличает сильно, то можно встать перед Распятием на коленочки и сказать – Господи, прости меня.
Надо понимать – сила навыка такова, что человек долгое время падает и встает. Это не лицемерие перед Богом. Про одного монаха рассказывали, что он многие годы совершал блуд, но потом каялся. Однажды сатана обратился к Богу и сказал – до каких пор Ты будешь миловать этого лицемера, ведь он каждый раз просит прощения и потом снова возвращается к греху (то есть к демону). Господь ответил, что если сатана считает монаха своим по причине его согрешения, то почему Богу не считать монаха Своим, если тот после греха покаялся. Монах был взят из жизни в то время покаяния (по словами преподобного Симеона Нового Богослова, «Покаяние – это возвращение от диавола к Богу»).
Срыв не означает, что борьба бесполезна. Мы каемся. Мы боремся. И потихоньку в нас появляется навык, который противоположен навыку греховному. Понемногу силы души укрепляются. Со временем борьба может увенчаться победой.
Об одиночестве
По поводу остро переживаемого одиночества. Проанализировав жизнь, тебестало понятно, с чем могут быть связаны срывы. Срыв следует за нарастающим напряжением.
В России существуют называемые семейные клубы трезвости. Протоиерей Алексей (Бабурин) изучал зарубежный опыт преодоления зависимостей и адаптировал определенные подходы к нашей российской православной ментальности. На собраниях речь идет не только о веществе. Люди делятся опытом, который помогает им решать и все прочие проблемы.
Не раз приводил эту мысль, услышанную от одного опытного духовника. Вопрос был о преодолении психоза, когда человек уже не отличает внутреннюю реальность от внешней. Нам всем присуще данное состояние в микродозе. Пока мы находимся в более или менее конструктивном русле, оно (состояние психоза) нами не завладевает. Но если человек социально потерян, не работает, предан, все обостряется и выходит из-под контроля – сейчас употреблю и будь, что будет. Этот духовник сказал, что человек 3–4 года вместе с со своим духовником (от себя добавлю, при отсутствии духовника через книги) разбирает не только свою главную проблему, а весь круг жизни – как относится к детям, родителям, что читает, что ест. Ведь все эти звенья держатся друг за друга. Не справился с эмоциями на работе – накричал на близких. Почувствовал уныние. Если человек этот не знает, что такое покаяние, с помощью которого можно вернуть утраченный мир, то переходит к поиску того, что может заглушить сознание. Разбирая вопросы, встающие перед ним (у кого-то несколько десятков, у кого-то и пару сотен), формируя решение по отношению к ним, вырабатывается и взвешенное отношение к жизни, навыки, система представлений, которые помогают человеку не столько воздерживаться от вещества, сколько пребывать в радостном принятии жизни. Речь не просто о положительных эмоциях, иначе все превратится в фальшь и лицемерие. Человеку необходимо начать любить людей, их слышать, в ними взаимодействовать. Тогда и жить радостно.
В материалах о зависимом поведении, в частности «Акценты к беседам о преодолении зависимого поведения» кажется часть 5.1 и 5.2 и 5.3 приведена мысль прп. Исаака Сирина – человек побеждает страсти не через «уговаривание» себя, а вследствие насыщения ума высшими смыслами. «Снедь нищих гнусна богатым» говорит прп. Исаак Сирин. Тот, кто хорошо поел, не набросится на заплесневелую хлебную корочку, но все иначе, если человек неделю голодал…
5.1. Базовые принципы преодоления зависимости. Тревога, мир души, свойства личности, жить без греха: Видео, текст;
5.2. Базовые принципы преодоления зависимости. Борьба ради большего. Равновесие, если не получается: Видео, текст;
5.3. Базовые принципы преодоления зависимости. Скачки эмоций, полярные состояния, псих. Нездоровье: Видео, текст.
Прп. Порфирий Кавсокаливит подметил, что в корзину, наполненную яблоками, камень уже не положить. То есть, в умах, насыщенных высшим, нет места для раздрая, из которого люди склонны выходить в употребление. Да, необходимо учиться равновесию в жизни. Например, рассердился человек на кого-то. Чувствует некую потерю. В первый день легкое уныние, но если это событие и последствия не осмыслены, не заглажены покаянием, то все нарастает, возникает ощутимая печаль.
Недавно служили молебен о создании и укреплении семьи с акафистом Богородице, где были озвучены некоторое моменты о мужчинах и женщинах. Сказанное перед молебном и после было оформлено в текст – «Слово о семье (сказанное при служении одноименного молебна)».
Многие из тех, кто имел опыт употребления (да и не только), могут признаться, что отмечали следующее и в своей жизни – общение есть, а отношений нет. Все это потому, что мы сами не видим других людей. Нам хочется, чтобы нас оберегали, лелеяли. Но бескорыстного интереса к другому человеку, когда мы без лишних размышлений делаем шаг на встречу, нет. Чтобы оно появилось, нужно хоть чуть-чуть победить в себе себялюбие. Оно отделяет нас стеной от всех и от всего. Мы же постоянно с ближними в конфронтации, даже если не выражаем этого внешне. Нужно прийти к некоей мудрости жизненной – да, человек сделал что-то не так, как нам кажется правильным, но это его выбор. Это не мешает нам его любить.
Есть материалы, в которых тема одиночества представлена и рассмотрена
«ОДИНОЧЕСТВО, ИЗОЛЯЦИЯ – беседы и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко)».
В материалах, помимо прочего, упоминались такие беседы:
Цикл бесед «Женщина и мужчина. Одиночество и счастье»
Никто не любит. Одиночество. Что можно посоветовать. О счастье.
Цикл бесед «Когда жизнь становится игрой, а игра – жизнью».
Об одиночестве. Игра_Беседа_13; Об одиночестве. Игра_Беседа_14; Об одиночестве. Игра_Беседа_15; Об одиночестве. Игра_Беседа_16; Одиночество. Двойная жизнь. Прорваться к собеседнику.
Цикл бесед «Доминанта жизни и самоубийство»
Фильм «13 причин почему». О реакциях и восприятии. Нужность и ненужность. Эгоизм. Одиночество. Книга Маленький принц. Крах мечты.
Цикл бесед «ТРИ СИЛЫ: Цель жизни и развязавшееся стремление к игре (казино, гонки, игра по жизни)»: Уязвимость 2-х взглядов на причины вхождения в зависимость (нехватка серотонина, одиночество и отсутствие связей); Одиночество. Изоляция (часть 1); Одиночество. Изоляция (часть 2).
Цикл бесед «Разноголосица мыслей»
9.1. Травма -– Игра ума – Отрыв от реальности. Одиночество. Не грезы, а через Таинства.
Один из подходов, который реализуется в семейных клубах трезвости, – теория Валентика. Она хорошо ложится на православное мировоззрение. Суть в том, что у человека есть потребность, но не в примитивном западном ключе (есть сексуальная потребность – ее нужно удовлетворить и не имеет значения как и с кем). Акцент на другом – у человека есть какие-то жизненные сферы: я дочь/сын, я специалист, я невеста/жених. И сферы эти могут существовать только внутри адекватных отношений с людьми. Человек, как специалист может реализоваться, если вступал в здоровые отношения с коллегами. Дочь (сын) старается не ссориться с мамой, а уж если не вышло, то мирится. Когда человек реализует данные потребности, то и не возникает того напряжения. ПАВ (психоактивное вещество) не дает избавления от напряжения, но на время его снимает.
Я знал одну огненную, эмоциональную женщину. Она обижалась на супруга за невнимание. Здесь на ум приходят слова, которые во время молебна упоминал. Сщмч. Сергий (Сребрянский) говорил, что мужчины грубые натуры и поэтому в женщине ищут противоположных качеств. Ничто так не отталкивает мужчин от женщины, как присутствие в ней мужских качеств. Это не значит, что женщине не надо быть целеустремленной. Нужно быть и целеустремленной, и работать, но и не потерять что-то женское. А женское основано все-таки на милосердии. Поэтому, когда женщина начинает вести себя, как мужчина – давить, прямолинейно продвигать свою идею, мужчины перестают чувствовать в ней женщину. Не призываю к кокетству и жеманству. Нет! Но вот развитие таких качеств, как кротость и милосердие, пробуждает в женщине женское.
Человек, работающий над собой, начинает замечать, что люди становятся ему дороги. В них просыпается ответная реакция. Эгоистический настрой чувствуется и такого человека сторонятся. А есть те, которых любят дети. Дети тонко чувствуют исходящую от человека любовь. Одиночество преодолевается, когда мы в эту сторону смотрим.
Довелось говорить с один мужчиной. Еще в 90гг он употреблял. Был спортсменом. Деньги. Девушка. Он свысока смотрел на людей. И когда поехал за веществом в трико и тапочках, то понял – он на самом дне. Как-то так сложилось, что он поехал в Дивеево. Заметили его в толпе, предложили поработать сварщиком. Одна монахиня научила его просить о помощи батюшку Серафима (хотя в то время он не был особенно верующим). После этой поездки он не был в системе, случалось лишь эпизодическое употребление. Начал читать Евангелие. Был на Соловках какое-то время. Он понял – обратно в употребление не хочется. И не будет хотеться пока ум насыщен благом.
Теория Валентика, переданная с точки зрения Православия (там все сухо, психологическим языком про удовлетворение потребностей), говорит о том, что человек, чувствующий некое «провисание» недобирает чего-то в духовной жизни. Значит надо воспрянуть, отнестись к себе построже, вспомнить про свое Правило молитвенное, пересмотреть отношение к людям (не презираешь ли, не осуждаешь ли кого) и тогда этот провис уходит. Если человек не обратит внимание и в это время решит развлечься сериалами, вкусненьким, то состояние лишь усугубится. Можно и целенаправленно фильм посмотреть, и покушать вкусно. Беда, когда люди пришли в состояние уныния по какой-то причине и хотят освободиться из этого плена внешними средствами. Святые отцы советуют – сражайся там, где уныние настигло. Если дома человек чувствует себя плохо, то все же нужно остаться здесь (дома), духовно взбодриться. Выйти из состояния раздрая и вот тогда уже можно пойти в гости. Но нужно почувствовать разницу. Одно дело идти в гости, когда человек дорог, ты хочешь с ним пообщаться, обменяться опытом, совместно порадоваться, Бога поблагодарить. Другое, когда человек не важен, когда на первом месте лишь собственное уныние, которое хочется заглушить. Другой человек для тебя лишь инструмент. Вот в чем разница. Одно дело покушать, потому что есть потребность себя подкрепить. Другое, когда и еда – инструмент для решения внутренней проблемы, возникшей по другой причине.