АА/АН. АА. Стороннице программы «12 шагов» – о заявлении АА, что программа духовная, а не религиозная. Ч. 3
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  02.01.2024.



Основа правильной духовности – смирение

Опора находится в этике. Как уже было отмечено в первой части ответа, чтобы духовный путь развивался конструктивно, у человека должна быть основа в виде определенных навыков. В начале деяния, а уже потом – умственные настройки, созерцания.

Приведу пример, хотя он относится уже к глубокой монашеской аскезе, но его можно применить в данном разговоре. Существует предание, в соответствии с которым т.н. художественная Иисусова молитва, глубокая молитва, совершается при достижении человеком смирения. Смирение – не значит раболепство. Здесь нас интересует аспект смирения, благодаря которому человек способен не фиксироваться на случайных и хаотических мыслях.

Бывает, нам в голову приходит какая-то нелепица. Если мы горды, то начинаем считать эту нелепицу некой идеей, которую нужно продвигать. В романе Ф.М. Достоевского «Идиот» про Настасью Филипповну было сказано, что, во-первых, она была горда, во-вторых, следовала своим капризным желаниям с беспощадной решимостью.

Если человек приобрёл смирение – он, как писал святитель Игнатий (Брянчанинов), уже храним Богом. Смиренный человек, если взять практическое, социальное средство этого понятия, по крайней мере способен поставить под сомнение свои мысли: «Правильно ли я вообще вижу ситуацию? Может, мне надо ещё с кем-то посоветоваться, навести справки, уточнить своё понимание вопроса?»

Такой человек за счёт своей позиции постоянно учится, в хорошем смысле слова. У него есть отработанные алгоритмы наличие которых помогает ему не запутаться. У него уже выработан навык не кидаться безрассудно в пекло, а лишний раз подумать, размыслить, навести справки.

Святоотеческие творения изобилуют упоминаниями, что именно гордые люди становятся жертвами обольщения. К гордым людям, бывает, приходит демон в виде ангела.

Один мой собеседник говорил: «Я сейчас ищу Бога, пытаюсь понять Его волю». Но человек не имеет здоровых представлений о Боге, он имеет только опыт своей хаотичной жизни. Его представление о духовной сфере очень расплывчато, а духовный мир не однороден, он имеет и сегменты со знаком минус. И когда человек вступает в общение с абстрактно понимаемым «небом», надо понимать, что это «небо» достаточно густо «населено». И совершенно не факт, что, если ты призываешь некую абстрактную высшую силу, – то с тобой на связь выйдет Сам Господь.

Об этом писал Лев Александрович Тихомиров в своей книге «Религиозно-философские основы истории». Говоря о достоверных источниках оккультного познания, он упоминал медитацию. По сути, люди добровольно выключают ту часть сознания, которая ответственна за определение истины и отделение её от лжи. Откуда у них уверенность, что именно в этот момент Вселенная должна выложить перед ними свои тайны? Эзотерики считают, что, как только ты входишь в трансовое состояние, Вселенной просто больше нечем заняться, кроме как начать тебе сообщать то, что тебя интересует. Но если человек в пассивном состоянии отпечатлевает сигнал, попадающий в сознании, – где гарантия, что это сигнал не индуцирован демоном?

К тому же сама духовная, абстрактная, область выводит нас не только в понятие религии, но и в понятия гипноза, «инсайта», транса, медитации, трансперсональной психологии, выхода из тела и так далее. Человек, который просто не имеет здоровых представлений о принципах духовной жизни, попав в эту область, может начать плавать в ней, терять ориентацию.

В городе Берштайм проводилось исследование, где изучались последствия трансцендентальной медитации. Исследование было сделано по заказу правительства ФРГ после того, как появились люди, повредившиеся в результате таких медитаций.

Там отмечалось, что человека ориентируют на медитативный процесс, а те аффекты, которые у человека возникают при этом процессе, в рамках сообщества интерпретируется согласно постулатам сообщества. Аффект, возникший у человека в медитации, пропускается сквозь призму доктрины сообщества, что на выходе рождает убежденность человека в том, что у него нет личности.

Также один миссионер говорил, что в сектах используется такой прием: человека опрокидывают в бессознательное, говорят ему постоянно наблюдать за своим внутренним пространством. Вследствие того, что внутреннее пространство изобилует разными движениями, откликами, процессами, –  человек, у которого нет никаких здоровых представлений о том, что происходит внутри, либо начинает путаться, либо он вынужден постоянно обращаться за интерпретацией к руководителю сообщества.

Смирение предполагает, что человек уже обрёл некую устойчивость, его душа находится в состоянии мира. В слове смирение корень – «мир». Лишь обретя внутренний мир, человек может переходить к высшему деланию.

Постепенность в духовном развитии

До нас дошла история двух старцев – отца Феодосия Карульского и Никодима, бывшего у него в послушании. До поры до времени старец не разрешал к тому читать «Добротолюбие». Когда в отсутствии старца отец Никодим все-таки почитал «Добротолюбие», старец понял, что ученик ослушался, и сказал тому уходить. Ученик стал просить прощения, и ситуация разрешилась.

Чем мог руководствоваться о. Феодосий, запрещая читать, в общем-то, полезную книгу?

Есть несколько очень хороших источников про ошибки в духовной жизни. Я их приводил в статье «Книги. Что можно почитать, чтобы выстраивать Христианскую картину мира?»

В разделе об изменённых состояниях сознания упоминается глава «Об отшельнической жизни» из книги свт. Игнатия (Бранчанинова) «Приношение современному монашеству». Там приводился эпизод, подобный тому, что произошло между двумя этими святыми отцами. Свт. Игнатий описывает искушение свт. Никиты Новгородского, тогда ещё просто монаха Киево-Печерской Лавры.

Тот просил у своего духовного руководителя благословение уйти в затвор, но Никиту не благословили из-за опасения, что он станет жертвой вражеского искушения. Впрочем, когда Никита проявил непреклонность, он был отпущен в затвор, но это было очень самонадеянно.

В затворе он предался подвигу, и вот подвиг принёс плод, основанный на гордости –  к нему пришёл демон в виде ангела и сказал, чтобы свт. Никита больше не молился, а только помогал людям, отвечая на их вопросы. Свт. Никита действительно стал помогать людям. Он мог сказать, например, где спрятано украденное у какого-то человека или даже предсказать некое событие, к нему приезжали даже князья. О нём разнеслась слава, как о великом прозорливце.

Но святые отцы Киево-Печерской Лавры поняли, что свт. Никита находится в прелести. Он ссылался исключительно на Ветхий Завет, а когда при нём упоминали Евангелие, – он даже гневался. Они начали за него соборно молиться. И когда демон отпустил свт. Никиту, он забыл и те тексты, которые цитировал, стал умом как ребёнок. Он утверждал, что никогда не читал тех книг Ветхого Завета, которые он цитировал наизусть. Кажется, ему даже пришлось учиться читать заново. Настолько было сильно действие на сознание, индуцированное демоническим искушением. Но потом он разобрал ошибки свои, усвоил урок, и, пересмотрев своё поведение в духовном отношении, позже достиг святости и стал епископом Новгородским.

Гарантии, что человек в своём духовном поиске не заблудится, нет (если последует тем путем, на основании которых возникали некоторые секты, – имеется в виду подход, при котором происходящее внутри человек принимает ли индивидуальное откровение).

Святоотеческий путь

Другое дело, когда он начинает жить по святым отцам. Можно начать, например, с прочтения полного жития преподобного Льва Оптинского. Там приводится огромное количество жизненных ситуаций и реакция прп. Льва на эти ситуации.

На примере его мы прекрасно видим, как человек, имеющий дар рассуждения, реагирует на те иные события. И потихоньку мы учимся его стилю, подходу в разборе ситуации.

Примечательно, что, когда я доносил эту мысль до своего собеседника, он стал спорить. Сказал, что рассуждение не помогает. И здесь вскрылась новая проблематика.

Почему нам необходимо смирение? Человек услышал знакомое слово и посчитал, что он верно понимает его суть.

Но суть этого слова он сравнял с термином «философствование», не философия, а именно философствование в смысле бесплодного плетения словесных кружев –  когда люди просто сидят, рассуждают и лузгают семечки.

Дар рассуждения совсем о другом. Нужно тебе входить в эту ситуацию или не нужно? Продолжать тебе заниматься тем, что ты делаешь или не продолжать? – Дар рассуждения помогает человеку выйти в иную плоскость, посмотреть на ситуацию под другим углом. При таком подходе, то, что человек воспринимал как проблему, перестает ему казаться проблемой.

Одной женщине-медсестре приходилось очень долго добираться до работы. Она хотела сменить или жильё, или работу, чтобы не тратить так много времени на дорогу. Но духовник ответил ей, что в древности женщины-христианки ходили по тюрьмам, в которые были брошены христиане, омывали их раны, старались как-то снизить накал страдания. И если эта женщина так отнесется к своей работе, то такой длинный путь будет частью её личного подвига.

Когда человек начинает смотреть с высших позиций на то, что казалось ему раньше трудным, – он перестаёт считать это дело как трудное.

Неправославное Православие

Мой собеседник немного с яростью отнёсся к упоминаниям про Льва Оптинского, сказав, что он не знает столько святых. Иногда это удивляет в отношении движения АА. То ли он говорил вещи, которые полагаются по программе: программа 12 шагов нацелена на людей вне религии… Но странно, что он не читал святых, потому что он заявлял, что уже много лет является прихожанином, у него даже есть какое-то послушание на приходе.

Человек находится в вакууме, хотя является лет членом Церкви в течение многих лет. Он восставал против такого, как он говорит, религиозного подхода, и это наблюдалось в его жизни. Возможно, человек просто не нашел духовника, который мог бы ему привить ориентацию на святоотеческое понимание жизни, которое насыщает душу, выводит на простор.

Свт. Игнатий (Брянчанинов), когда дошёл до вершин науки своей эпохи (он был очень хорошо образован), говорил, что науки не давали ему понимания цели жизни. Сейчас, например, многое построено на психологии, которая так широко пропагандируется движением АА. Но свт. Игнатий не находил понимание цели жизни в науках, и тогда ему был некий помысел – обратиться к святым отцам. Когда он стал читать творения святых отцов, то обратил внимание на следующее. Живя на разных континентах, в разные эпохи, обладая разным уровнем образования, но они описывали, в принципе одну, и ту же духовную реальность, их мнения, слова, мысли неким образом сходились. И это стало для свт. Игнатия веской причиной полагать, что то, о чём они писали, – реально. Он обнаружил у них удивительное согласие, которое даже получилосвой термин – consensus partum – согласие отцов. И тогда его душа стала напитываться смыслами, которые позволили ему выйти из коллапса.

Конечно, пока человек не вышел из этого коллапса, он ищет какие-то направления, которые бы хоть как-то напитали его душу.

Недавно на канале «Экзегет» вышла беседа с моим участием «Гордость – демонская твердыня. Самая опасная страсть» https://youtu.be/fayuYSi8jR0 Там говорится, что, когда Денница (Люцифер) отпал от Бога, его самозамкнувшаяся личность стала опустошаться. А так как природа не терпит пустоты, его личность начала наполняться плодами собственного воображения – суррогатами. Так рождаются страсти и влечения ко множеству идолов.

Там же было сказано, что ангелы, как и люди, были созданы таким образом, чтобы как сообщающиеся сосуды постоянно наполняться, передавая своё содержание друг другу.

Про ошибки ума

Один человек, в прошлом буддист, рассказывал, как, когда он ушёл из буддизма в Православие и стал читать творения святых отцов, то обратил внимание на моменты, которые, вроде бы, не были специально направлены на полемику с эзотериками. Духовные авторы Православия описывали только ошибки, встречающиеся в процессе молитвы, но в их творениях он увидел ошибки, с которыми он столкнулся, находясь в буддизме.

В частности, он встретился с такой мыслью, что ум был создан ради общения с Богом. Когда это общения не происходит, то ум из самого себя начинает порождать образы. Эти образы эзотерики воспринимают как свою подлинную жизнь.

Если общения с истинным Богом не происходит – человек начинает жить в своих иллюзиях, которые принимает за духовную жизнь. Чтобы этого не произошло, люди и читают святых отцов.

В духовной жизни человека подстерегают некоторые ошибки, связанные с отсутствием смирения. Характерный признак, что именно святоотеческие идеи при правильном понимании делают человека более уравновешенным и спокойным, смиренным. Это не значит, что человек становится пассивным, – он может жить очень активно, деятельно, но не кичиться этим. А это очень важно для человека, который только-только вышел из зависимого поведения.

В центре «Неугасимая надежда» проходила встреча в рамках цикла «Акценты к беседам о преодолении зависимого поведения»

4.1. Зависимость от ПАВ. Новая жизнь: цельность, смысл, ближний. Роман Щипок. Фильм «”Красивый мальчик»”;
4.2. Зависимость от ПАВ. Движение к цельности. Помогающие навыки. Менять язык. Путь смерти vs вера;
5.1. Базовые принципы преодоления зависимости. Тревога, мир души, свойства личности, жить без греха;
5.2.
Базовые принципы преодоления зависимости. Борьба ради большего. Равновесие, если не получается;
5.3. Базовые принципы преодоления зависимости. Скачки эмоций, полярные состояния, псих. Нездоровье

Там я рассказывал об Андрее Бледном, современном рэпере, и ещё об одном – Артёме Саграда. С ним есть интересное интервью, кажется, под названием «Путь».

У Андрея были очень серьезные правонарушения, серьезные истории с наркотиками. Он пытался завязать, но происходит так, что, когда человек приходит к успеху в борьбе со своей зависимостью, у него начинается тяга себя превознести. Об этом очень хорошо писал архим. Иоанн (Крестьянкин) в своей работе «7 злых духов». Человек бросил алкоголь, но не воздал славу Богу, начал гордиться. Начав гордиться, начал уничижать других, рассорился со своими ближними, впал в уныние и снова запил. Это стандартная цепочка.

Андрей Бледный впал в ещё большее употребление. В свой день рождения он обратился ко Христу с просьбой сделать ему подарок, и до сих пор он не употребляет.

Артём Саграда рассказывал о своём случае, который упоминал в своей песне «Непокорённая вера в добро». У него были суицидальные мысли, зависимость. После своего первого прихода в храм он начал читать много книг, от чего у него сильно развилось самомнение, он стал очень много думать о себе. В итоге он сорвался в злоупотребление, которое происходило в гораздо больших объемах, чем раньше. И только потом, смирившись, он вышел из этого пике.

Ситуация, когда человек возмутился, услышав слова про рассуждение, показывает, что человек начинает смотреть на жизнь с позиции шаблонов. Происходит так, что человек, набравшись таких законченных утверждений, входит в систему закрепленных ошибок и перестаёт видеть реальность.

Например, человек убедил себя в этом делении на религиозное и духовное. Себя он посчитает духовным. Но здесь видится некая несуразность. Человек, который сам про себя говорит, что он безумен, что у него раздувшееся эго, на деле не подтверждает эти слова. На деле он отказывается принять те суждения, которые не совсем соответствуют его пониманию действительности.

В его картине мира всё, что связано с религией, – это нечто законсервированное. Он уже даже не принимает информацию ни про духовных авторов, ни про святоотеческий подход, он остаётся в своём закреплённом шаблоне.

Если в рамках этой шаблонной схемы находятся несколько человек – им более-менее комфортно общаться между собой. Но они становятся неспособными к общению с людьми извне, что, к сожалению, происходит с теми, кто увязает в программе АА.

Ещё о духовных ошибках

Также один источник, который приводится в статье о книгах, которые можно почитать, – это «Великая Стража», книга о русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на горе Афон. Там есть две главы: «Собственноручные келейные заметки» и «Записки о духовной жизни».

Иеросхимонах Иероним (Соломенцев), духовник этого монастыря, описывает, как насельники, схимники, отшельники, очень серьёзно сходили с ума в духовном отношении, духовно повреждались. А всё начиналось из-за доверия собственным мыслям.

Итак, где же гарантия незаблудности духовного пути? – В обогащении человека духовными представлениями, основанными на святоотеческом понимании духовной жизни.

Примечательно, что программа 12 шагов создана на основе протестантизма. Как говорил сщмч. Илларион (Троицкий), протестанты забрали папскую тиару и водрузили на каждого протестанта. Протестантизм как движение появился вследствие протеста тем злоупотреблениям, которые были в католической церкви. Но вместо того, чтобы вернуться к отцам, вернуться к апостолам, ученикам Христовым, вместо того, чтобы посмотреть, как они мыслят, протестантизм начал движение, основанное на личном мнении человека.

У протоиерея Олега Стеняева есть лекция «Как расцерковлялся западный мир». В ней говорится о том, что в начале было некое движение, когда разум поставили выше откровений, а потом – чувство.

Один из президентов Америки говорил, зачем нужен догмат о Троице – он слишком сложный, поэтому, зачем он, дескать, нужен?  Примат собственных эмоций, мнений над Откровением как раз и составляет одну из таких фундаментальных основ протестантизма[1].

Поэтому, когда говорится о духовной жизни, может постулироваться некое не конкретизированное движение. При этом, как уже было отмечено, духовная жизнь – понятие очень многоплановое. Что это такое? Дзен-медитация, созерцание родника? Возникает больший риск, что человек просто запутается в своих фантазиях

Отчаяние гордых

Одна женщина, которая прошла 12-ти шаговую программу, как-то сказала, что она отошла от идеи критикующего Бога, и пришла к Богу понимающему. В разговоре я пытался разобраться, что она имеет в виду.

Выяснилось, что она раньше себя критиковала, а сейчас она себя приняла. Но причём здесь Бог? Выходит, она проецировала собственное «я» на Бога. Бог для неё был просто некой конструкцией. Для чего она занимается такими делами – это уже другой вопрос.

Общаясь с ней, я объяснял, что такое «отчаяние гордых»: когда человек не может смириться с допущенной ошибкой, потому что имеет некий образ идеального я, до которого не может тянуться. Или реальная жизнь показывает, что ты до этого образа не дотягиваешься. У человека начинается мандраж.

Это хорошо было показано в фильме «Игры разума». В этом фильме не всё показано так, как было в реальности. Некоторые моменты добавлены, но добавлены по делу, так, как это могло быть. У Джона Нэша были только слуховые галлюцинации, а в фильме добавлены визуальные.

Один студент предлагает Джону сыграть в игру Го, а Джон настолько уверен в своей победе, что ещё до игры говорит тому студенту, что ему стирать без крахмала (действие происходит в студенческом городке, они играют на действия, и проигравший стирает другому вещи). Но Джон Нэш проигрывает и не может понять, как это произошло. Он просто входит в состояние шока.

Смириться – значит объективно признать, что произошла ошибка с твоей стороны, разобрать эту историю и сделать выводы на будущее. Но когда человек просто принимает ситуацию, пытаясь сбежать от стыда или вины, – он рискует застрять в закреплённой ошибке.

Отношение к ошибкам в программе «12 шагов». Избавление от чувства вины

В 12-ти шаговой программе даются аффирмации, некие речёвки, которые человек повторяет, видимо, чтобы зафиксироваться на этих смыслах. Одна из таких аффирмаций: то, что было в прошлом, не было ошибкой.

Это напоминает один сектантский приём, показанный в фильме об основателе саентологии Роне Хаббарде «Мастер».

Есть идея, что ошибок нет. Вспоминая о прошлом, мы, уже обладая какими-то знаниями, считаем, что там была допущена ошибка. Но на самом деле мы совершили то действие. исходя из лучших побуждений, лучшего арсенала, который у нас был на тот момент. И лишь сейчас мы классифицируем то действие как ошибку.

Но в этом есть некое лукавство. Есть очень ответственные люди, которые каждое решение принимают только тогда, когда у них на руках есть все аргументы. Я знаком с одним священником, который закончил физтех по специальности «молекулярная физика», вот он принимает решение супер конкретно.

Но если положить руку на сердце, – часто мы принимаем решение на бегу, не подумав. В таком случае «принять себя» предполагает отсутствие рефлексии по отношению к прошлому событию.

Также в этой аффирмации говорится, что, если в будущем произойдёт нехорошая ситуация, – это тоже не будет ошибкой, это будет просто другая ситуация. Получается, человек не осмыслил то, что с ним случилось, и на будущее делает закладку, что в будущем нечто тоже не будет ошибкой.

Эта идея принятия, по всей видимости, происходит для снижения уровня тревоги. Обидел кого-то? Ну да, обидел, бывает.

Но есть же другой подход: понять, что ты обидел человека, осознать, что это была ошибка, что ты был неправ, извиниться. Кстати, так можно и друга приобрести, так может появиться здоровый контакт человеком.

Момент снятия тревожности с помощью психологических фикций осмыслял известный мыслитель Нассим Талеб. Кстати, он православный, автор книги «Черный лебедь», которая стала бестселлером, а также подобной книги «Антихрупкость».

Он нередко обращается к мысли, что люди, чтобы испытать фиктивное успокоение, нередко обращаются к такой ментальной конструкции, которая представляет реальность в неподлинном свете.

Эту мысль можно представить в виде такого образа. Ты живёшь на рельсах, тебе некомфортно думать о том, что скоро пойдет поезд (а когда-то он пойдет). Ты крепишь шесты между шпалами и вешаешь на них фотообои. Теперь у тебя вместо железнодорожного туннеля виднеется водопад, горные пейзажи. Тебе стало комфортно, ты не думаешь о поезде, но он всё равно пойдет, – может быть, в тот момент, когда ты спишь.

Да, думать о поезде некомфортно, но это позволяет себе выжить. А когда человек начинает создавать ментальные конструкции, – цена таких построений может быть очень высока. Нассим Талеб приводит огромное количество ситуаций потери финансов, здоровья…

Понятно, что у человека, который только-только вышел из употребления психоактивных веществ, возникает огромное чувство вины. Это чувство вины пытаются снять утверждениями вроде: «Это не ты виноват – виновата болезнь. И вообще это была никакая не ошибка, поэтому расслабься».

Одна моя знакомая врач работает в отделении «Скорой помощи», куда часто доставляют людей в состоянии алкогольного и наркотического психоза. Она говорит, что раньше алкоголики были более этичные. У них был какой-то стыд, в хорошем смысле слова. Они были способны отфиксировать происшедшее, попросить прощения. Они были более добрые.

А когда пошла эта мода на концепцию, что зависимость – это болезнь, они стали наглые, нахрапистые. Ты ему что-то пытаешься объяснить, а он говорит: «Что вы мне объясняете? Я просто болен». Но она обратила внимание на одну вещь. Когда муж бьёт жену – его оправдывают, что он просто болен. Но когда он приезжает в полицию, болезнь сразу испаряется. У человека сразу включается рефлексия.

Она говорила, что видела людей, которые дошли до самого дна, но всё равно не восстанавливались. Она утверждает, что нет такого, что мозг имеет дефект до конца жизни. Ее слова приводил в одной из бесед цикла «Программа АА / АН: какие к ней возникают вопросы» (ссылки на беседы цикла и на прочие материалы, которые готовил по теме, см. в первой части).

Виновато ли вещество? Об аддиктивном поведении

Следующим проблемным моментом может быть попытка отрыва от вещества. С точки зрения современной аддиктологии, мишенью является не вещество, а аддиктивная система, комплекс механизмов, которые выдавливают человека изменённое состояние сознания.

Внутри у человека формируется некая склонность к вхождению в ИСС, и что человек уже будет использовать в качестве инструмента, аддиктивного агента, – это уже вопрос второстепенный. Один напьется, а если нельзя будет напиться, то будет играть пока палец на мышке не протрёт дырку.

О том, каким образом можно понять феномен аддиктивной системы внутри человека разбиралось в статье «Акценты к беседам о преодолении зависимого поведения».

В статье аддиктивная система рассматривалась как совокупность определённых навыков на уровне поведенческих механизмов, как некая доминанта, как общая предрасположенность человека ко греху (это понятие расшифровывается в статье), и – в некоторых случаях – как присутствие в человеке конкретного иного сознания, сознания падшего духа.

Эту адекватную систему, находящуюся внутри человека, можно представить, как некую фабрику, которая вырабатывает негативные мысли. Здесь можно вспомнить преподобного Паисия Святогорца, который как раз говорил, что у человека внутри должна быть фабрика добрых помыслов. Потихоньку он советовал перевоспитывать себя, чтобы иметь добрые помыслы.

У некоторых воспитана такая система реакций, при которой, что бы человек ни видел и ни слышал, – у него вырабатывается рефлекс, что «всё плохо». Естественно, он пытается каким-то образом разрешить эту тревожность, либо у него формируется некая склонность «уйти в фейерверк».

Как рассказывал один человек, месяц он обходится без вещества, его даже не тянет, но потом нарастает напряжение, хочется «фейерверка», и на выходных он уходит в загул. После того, как он все-таки стал обращаться к Православию, ему удаётся перевоспитывать себя. Потихоньку у него стали формироваться другие реакции. Он обнаружил, что раньше, если он не давал себе уйти в загул, – то напряжение не спадало, начинался второй месяц без вещества, он чувствовал себя очень плохо, и в итоге уходил в загул. Потом начиналось самобичевание.

Можно предположить, что программа АА даёт человеку некоторые рычаги, чтобы массу негативных мыслей, формирующихся внутри, перенаправить в иное русло, например, в проговаривание.

В одной семье супруги были последователями программы 12-ти шагов, в итоге семья распалась. Программа учит проговаривать своё состояние. Муж стал придерживаться этой методики и мог часами проговаривать своё состояние. Если жена говорила, что не может больше его слушать, он говорил ей, что она против его выздоровления.

При таком подходе человек не выходит из аддиктивного поведения. Как говорят профессор Короленко и академик Димитриева, для аддиктивного поведения характерно инструментальное отношение к другому человеку: другой воспринимается в качестве инструмента. Наркозависимый, например, ищет деньги на покупку вещества и обманывает своих родителей, которые для него – просто инструмент. Так и в этой семье супруга была лишь инструментом для достижения другой цели – психологической.

Робин Норвуд в своей книге «Женщина, которая любит слишком сильно» рекламирует 12-ти шаговую программу. В книге она описывает зависимость не от вещества, а от отношений. По сути вся книга нацелена на практику отрыва женщины от объекта привязанности. Эта книга разбиралась в цикле «Любовная зависимость» и, отчасти, в цикле бесед «Проблемы отклоняющегося поведения: родителям, родственникам, педагогам».

Робин Норвуд предлагала акцентировать внимание на себе. Но допустим, что женщина оторвалась от мужчины, с которым у неё были аномальные отношения, акцентировалась на себя, на своих потребностях. Но как она будет строить отношения с людьми? Надо учиться жить в коллективе, слушать людей.

В цикле бесед «Любовная зависимость» приводятся аргументы, которые, допустимы и в отношении дискуссии о 12-ти шаговой программе. У аддиктов, как отмечают, слабо развиты системы саморегуляции, они могут быть эмоционально незрелыми. Для них любая активность может стать аддикцией.

Как рассказывал один человек, в своё время наркозависимый, как-то он решил начать заниматься спортом. И он спортом занимался просто до посинения, с фанатизмом. Его натура, которая раньше проявляла себя в наркотиках, сейчас проявила себя в занятиях спортом.

Поэтому задача стоит не столько в отрыве от вещества, от другого человека. Профессор Короленко и академик Димитриева отмечают современную ошибку – демонизируется вещество. Они считают неперспективными те методы реабилитации, которые нацелены на отрыв человека от вещества, алкоголя или наркотика. Потому что проблема – в наличии самой аддиктивной системы. И если у человека забрать один аддиктивный агент, он может прийти к другому, станет зависимым от группы, начнёт с фанатизмом заниматься спортом и так далее.

Излишняя категоричность. Духовно-культурное обогащение. Не отсечение, а исцеление

Ещё одна проблема – черно-белое мышление. Человек не видит нюансов ситуации. Его научили отрываться от другого человека и фиксировать внимание на себе. Но в долгосрочной перспективе это может привести к тому, что человек разорвёт отношения и с другими людьми.

Если же человек идёт путём духовного и культурного обогащения, тогда он с другими не теряет связь. Он поднимается на собой прежним. У него появляется чувство достоинства, понимание, что он родился не для того, чтобы сгинуть от наркотиков. Не раз говорилось в беседе, что чувство достоинства в Православии понимается не как чопорность, а как способность подняться над теми импульсами, которые воздействуют на личность изнутри: голос, страх, эмоции, – и над теми импульсами, которые давят на человека снаружи, например, историческая эпоха (эта мысль основана на идеях богослова В. Лосского).

Внешняя обстановка, бывает, давит на тебя, провоцируя на какое-то предательство. Но ты понимаешь: как бы там ни было – ты не можешь пойти на предательство.

У человека выстраивается картина мира, формируется ядро личности, и тогда появляется та самая положительная доминанта, которая тормозит доминанту патологическую.

Подробнее об учении академика Ухтомского о доминанте применимо к теме зависимости – в первых текстах опубликованной книги «Преодоление зависимого поведения: зависимым и их близким». В книге более 900 страниц, но первые несколько страниц описывают суть, которая потом на различных примерах развивается в рамках книжного пространства.

Как говорила одна паломница, фиксироваться надо не на себе, а на движении ко спасению, на идее достижения Царства Божия, на Боге. Но надо понять, что идея Царства Божия здесь рассматривается не интеллектуально, не в рамках философского дискурса. Здесь речь о том, чтобы реально, деятельно, через воспитание определенных навыков прийти к состоянию, о котором говорит Господь: «Царство Божие внутри вас есть» (Лк 17. 21), и для этого нужно сделать очень многое.

Нужно научиться жить с другими людьми без конфликтов, в меру своих возможностей освобождаться от страхов. Жить таким образом, чтобы внутри у человека работающего, семейного, увлечённого в социальные взаимодействия, был мир.

При этом мир достигается не через отсечение себя от негативных сигналов окружающей среды, а через исцеление своих реакций. Ты продолжаешь видеть окружающий негатив, но ты исцелился, преодолел свой гнев, ты реагируешь на промахи другого человека не гневом, не обидами, а желанием помочь ему, молитвой за него.

Когда человек пытается достичь внутреннего равновесия просто отсечением себя от негативных сигналов (хотя иногда и это нужно), он не достигает своей цели. Постепенно у него формируется некая привычка. Если он вначале допустил, что в его окружении есть токсичный человек – он его отсекает от себя, а потом он начинает видеть токсичность кругом…

Автор одной книги заявляет, что научит нас защищаться от нарциссов и психопатов. Но в итоге его единственная стратегия – это отсечение, сепарация. Притом в книге приводится призыв к самонаблюдению: читатель должен отметить, кто из его окружения поддержит, кто не поддержит.

Выходит, что человек, который стал на путь такой доктрины, может прийти к руководителю с докладом, тот скажет, что его доклад не полон. А в рамках доктрины получается, что руководитель его не поддерживает. Он, якобы, формирует в тебе негативное самоощущение, снижает твою самооценку. Книга рекомендует прервать отношения с ним.

В итоге, выбирая такую стратегию, человек ссорится с окружающими, остаётся один. Но и здесь не обретает покоя. Он начинает злиться на свои органы, которые работают не так хорошо, как могли бы.

Эту ситуацию ещё давно описал преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Он ушёл из общежительного монастыря, думая, что окружающие братья являются источником его беспокойства. Но когда стал жить отдельно, он понял, что стал гневаться на ножичек, который медленно резал, на дверь, которая скрипела… Неисцелённая раздражительность стала цепляться за какие-то иные факты.

Зависимость человека, например, от другого, исцеляется не сепарацией, а обогащением. Подробнее об этом – в ответах.

«Игромания. Сын играет, не хочет входить в жизнь семьи. Ч. 1: Некоторые особенности поведения подростков»;
«Игромания. Сын играет, не хочет входить в жизнь семьи. Ч. 2: Советы родителям, материалы для родственников зависимых людей»;
«Как молиться за детей. Приложение к ответу «Игромания. Сын играет, не хочет входить в жизнь семьи»;
«Игромания. Сын играет, когда мама делает ему замечание (пытается приструнить) поднимает руку. Что делать?»

Приведу две цитаты, которые приводил также в цикле бесед «Любовная зависимость» – об аддиктах, чем характеризуется их образ жизни.

Старшенбаум Г. В. Аддиктология: «Адаптация к условиям жизни в дисфункциональной семье и неблагополучном окружении формирует у будущего аддикта инфантильный гедонизм, неразвитость высших чувств и духовных ценностей, слабость моральных тормозов и конкурирующей мотивации. Аддикты полагают, что все, что с ними происходит, не зависит от их воли и не является следствием их поведения. Жизнь они воспринимают как предопределенное судьбой нагромождение случайных обстоятельств, которые невозможно изменить. Потребность в достижении успеха у аддиктов заторможена, их побуждает к действию избегание отрицательных эмоций и наказания».

«Аддиктивную личность отличают черты незрелости: ненасытность, слабоволие, тревожность и зависимость, чувство стадности. Аддикты склоны к колебаниям настроения, болезненно впечатлительны и обидчивы, в своих неприятностях обвиняют других, лгут. Они уходят от ответственности и принятия решений, ведут себя шаблонно, стереотипно. Им свойственны неустойчивость и неразвитость интеллектуальных и духовных интересов, твердых нравственных норм, слабое развитие самоконтроля и самодисциплины. Поэтому любая сколько-нибудь значимая потребность быстро становится доминирующей».

Прочитав эту цитату, становится понятно, что задача стоит не в том, чтобы оторвать человека от вещества, – необходимо обогатить его, помочь ему определить те предпосылки, на основании которых формируется вход в зависимость от конкретного вещества, от другого человека или от какого-то процесса.

Этот же процесс актуален там, где речь о зависимых. Мама, страдает от общения с зависимым сыном, а ей говорят, что надо сепарироваться. Конечно, если он подставляет ей нож к горлу, – её нужно физически защитить, здесь необходимо разъехаться с сыном. Но не всегда ситуация бывает настолько критична. Бывает, ситуация обстоит таким образом, что эта женщина всю жизнь жила, никогда не думая о каком-то духовном измерении, и что наконец-то пришло время задуматься о построении картины мира, о формировании ядра личности, и т.д.

В качестве постскриптума

В части второй ответа рассказывалось, что некоторые люди видят только обрядовую религиозность и, ставя вопрос о духовности, иногда уходят в сомнительные направления. В своем интервью священник Сергий Баранов рассказывал, что для людей подобного плана он снимал фильм с призывом «Возвращайтесь!». Он показал, что в Православии есть практика Иисусовой молитвы, практика духовного делания.

Также он говорил, что прелестью, с его точки зрения, является избыточная боязнь прелести. Все-таки, если человек соблюдает принципы духовной безопасности, в русле духовного делания двигаться надо.

Также применительно к нашему вопросу интерес представляет и комментарий священника Павла Островского. Комментарий был сделан в то время, как он брал интервью у отца Сергия.

Священника Павла как-то один протестантский пастор пригласил сказать проповедь протестантской общине, и отец Павел как миссионер согласился. Прийдя на место, он застал протестантов за чтением псалмов. [Псалмы читают и православные, но] от протестантов исходил такой тяжелый дух, что отец Павел почувствовал как бы угрозу для себя. Настолько стало ему тяжело, что он принялся читать молитву Иисусову, так сложился первый опыт заступления – он явственно ощутил помощь от Иисусовой молитвы. После он сказал пастору некоторые слова, которые можно самостоятельно послушать в записи его беседы с отцом Сергием Барановым[1].

Вот эти две мысли – возможность глубокого духовного делания в Православии и специфичность духа, стоящего за протестантским деланием – хорошо ложатся на содержание как данного ответа, так и предыдущего.

В заключении приведу ссылки на беседы, которые проходили с паломниками о духовном делании, а также – ссылки на некоторые источники, в которых очень глубоко и толково разбирался вопрос о духовном делании.

О МОЛИТВЕ И ДУХОВНОМ РУКОВОДСТВЕ

Заметка делится на информацию об источниках, написанных не о. Прокопием, и на ссылки на беседы, проведенные о. Прокопием.

Среди источников для знакомства с темой молитвы можно выделить трактат священника Антония (Голынского) «О молитве Иисусовой и Божественной благодати». Трактат приводится в книжечке Николая Новикова «Путь умного делания».

Не имеется в виду того, чтобы читать все книги Новикова (они объемны). Имеется в виду только этот трактат. Он небольшой по объему, но ёмкий по смыслу. Писался в середине 20-го века, в годы гонений для людей, которые не могли пользоваться аскетическими книгами (в годы гонений такие книги были под запретом). Суть дела описана кратко и по-существу. Конечно, читать трактат нужно с рассуждением, особенно, – советы о том, сколько молитв читать (количество измеряется тысячами), и советы о переустройстве внешней жизни (чтобы ничего не отвлекало от молитвы). Читая трактат, нужно трезво оценить свои силы и возможности. Без совета с опытным священником идеи о тысячах молитв реализовывать лучше не спешить. Важны понимания иного рода. Важно понять суть: внимать молитве, а не состояниям и метаморфозам, которые во время молитвы могут наблюдаться в теле, и пр.. Важно понять дух наставлений. В виду емкости (глубины) изложения можно порекомендовать этот трактат прочитать три раза (с интервалом 1,5–2 года).

Остальные книги не могу сказать, что рекомендую читать по несколько раз. Дай Бог – хотя бы по разу прочитать.

Также стоит отметить очень короткую по объему, но также очень ёмкую по содержанию книжечку Сергея Большакова «На высотах духа».

Автор общался с делателями молитвы. Приводит некоторое количество историй о своих встречах, описывает советы, которые получил.

Интересующиеся темой могут открыть оглавления трех томов из творений святителя Игнатия (Брянчанинова): «Аскетические опыты. Том 1», «Аскетические опыты. Том 2», «Приношение современному монашеству». И, открыв, отметить все главы, в названии которых есть упоминание о молитве. И, отметив, – прочитать. Внимательное чтение этих глав дает основу на всю жизнь.

Очень толковые слова о молитве Иисусовой приводятся в предисловии к книге Игумена N. «В горах Кавказа» (выдержку см. по ссылке: «О МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ – выдержка из предисл. к книге В горах Кавказа»).

В Соловецком монастыре проходили беседы с паломниками на тему молитвы, в том числе, Иисусовой.

В рамках цикла «С чего начать христианскую жизнь»:

6. «Хранение внутреннего мира. О молитве»;
7. «Что важно знать, приступая к молитве? Рекоменд. источники»;
8.1 «Духовные советы. О молитве, духовном руководстве».

Дополнение – в ответе «Молитва. Что делать, если мысли рассеиваются».

О молитве и о, вообще, христианской жизни, вопрос поднимался в первой беседе «С чего начать христианскую жизнь».

1. «С чего начать христианскую жизнь». Ссылка на расширенную текстовую версию.

О молитве о помощи молитвы в деле преодоления навязчивых состояний рассказывалось беседы в рамках цикла «Зазеркалье».

56. «Навязчивые мысли и гордость. Смирение. Духовные законы. В первый раз по своей воле – далее – уже против воли. Связь между страстями»;
57. «Если противоречить помыслам, то ничего не будет. О молитве Иисусовой»;
58a. «О молитве Иисусовой. Зло побеждается в самом начале и силой Божией. Не вникать в тревожные мысли»;
58b. «О молитве Иисусовой (окончание)».
Отдельная беседа «О молитве, про заповедь о любви и щеку, об исповеди».

Трезвый взгляд на молитву приводится в наставлениях схиархимандрита Серафима (Романцова), которые приводятся в книге архимандрита Рафаила (Карелина) «Тайна спасения», в главе «Схиархимандрит Серафим».

Помимо прочего, читается та мысль, что молитва может быть дана и впоследствии, к концу жизни. Возможно, так происходит потому, чтобы человек, обретя ее в годы иные не возгордился и не утратил бы молитвы вследствие гордости.

Некоторые выдержки:

«Отец Серафим сам был опытным делателем Иисусовой молитвы. И послушание считал необходимым для нее условием. Он говорил, что если человек упорным трудом стяжет навык к Иисусовой молитве, но не исцелит свою душу послушанием и не будет отсекать свою волю, то молитва, произносимая по привычке, окажется вовсе не той сокровенной, непрестанной молитвой, о которой писали подвижники, а всего лишь словами, так как гордый ум не может сочетаться с именем Иисуса Христа – этого непостижимого Смирения.

Он говорил о том, что для стяжания Иисусовой молитвы необходима борьба со страстями: в чистом сердце молитва пробуждается сама собой. Древние святые пребывали в постоянной молитве именно благодаря своей простоте и незлобию. Старец внушал, что молитва не должна быть оторвана от жизни. Он предостерегал от искусственных приемов ввождения ума в сердце и учил, что Иисусову молитву, особенно вначале, надо произносить вслух самому себе, при этом сосредотачивать внимание на движении губ. Старец говорил, что молитва затем сама найдет место. Он считал также полезным соединять Иисусову молитву с дыханием, когда молитва читается про себя.

«Шли годы. Отец Серафим все реже выходил из дома, но по-прежнему принимал к себе посетителей. Незадолго перед смертью он перешел в другой домик - на окраине города, на улице, которая, подобно террасе, пролегала по склону горы. Сюда не доносился городской шум. Когда я посетил отца Серафима, он лежал уже в постели не вставая. Странное было впечатление: он казался мне новорожденным младенцем, который смотрел на мир какими-то чистыми, слегка удивленными глазами, даже цвет лица был у него розовый, как у маленького ребенка. Он сказал мне всего несколько слов. Было видно, что ему не хотелось говорить. Я чувствовал, что теперь его ответ – это молитва. Те, кто присутствовал при смерти старца, вспоминали, что он сказал вслух: “Что я искал всю жизнь, то теперь нашел”. Я думаю, что он говорил о непрестанной, сердечной Иисусовой молитве, о том, что душу его наполняют волны благодати, что молитва открылась ему в неведомой для нас глубине».

ДУХОВНИЧЕСТВО

«Духовное руководство: духовник и его слово в картине мира человека» (в 2-х частях). Беседы – в рамках цикла «С чего начать христианскую жизнь».

Духовник, духовный отец, духовное руководство. Отношения между духовными чадом и отцом | Ч. 9.1
Духовное руководство, духовник. Отношения между духовными чадом и духовным отцом | Часть 9.2
Расширенная текстовая версия.

***

В конце 1-ой части ответа приводятся ссылки на материалы, которые готовил в отношении программы АА / АН, а также – в отношении альтернативного взгляда на вопрос о преодоления зависимого поведения.

[1] Олег Стеняев, прот. Как расцерковлялся западный мир.

[2] Баранов С., прот. ЕСТЕСТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ