Бизнес. Бизнес. Что можно почитать предпринимателям, которые хотят совместить этику и бизнес
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  17.01.2024.



Ты спрашиваешь, что ты мог бы почитать, имея в виду осмысление предпринимательства с христианской точки зрения. В конце привожу ссылки на тексты, которые готовил по поводу того, как совместить работу и духовную жизнь. Сперва же расскажу о книгах, которые в отношении твоего вопроса запомнились.

Может, буду очень банален в рекомендации источников. Объясню, чем руководствовался. На ум ложились те представления, которые соотносились с евангельским мировоззрением.

В этом смысле было удивительно читать некоторые страницы книги Ричарда Дафта «Менеджмент». Как о некоей находке для менеджера он говорил о человеческих отношения внутри коллектива. Задачу менеджера он видит не в том, чтобы «вымуштровать» коллектив, задавив его своими «лидерскими качествами». А в том, чтобы собрать коллектив, создать в нем здоровую атмосферу. То, что автор книги видит революционным подходом, для православного христианина (если он и, правда, старается в реальной жизни жить по заповедям Евангелия) является нормой.

Так одна знакомая, которая работала в одном международном проекте, рассказывала следующее. После посещения Соловков она стала стараться воплощать в жизнь принципы Евангелия, и перемены наступили, как в ее личной жизни, так и в ее работе. В состав ее функционала входил прием VIP-персон из-зарубежа. Когда она работала с ними «по заповедям», все оставались очень довольны. Важно отметить, что она искренне старалась отнестись к людям по-христиански. И у нее само-самой получалось сделать все то, к чему пытаются прийти те, кто пытается развить soft-skills. Но трудно развить «мягкие навыки» гибкости в общении, оставаясь на эгоистических позициях. Если человек подлинно приходит к Евангелию, то эти навыки со временем приходят сами.

Можно в этом смысле почитать жизнеописания монаха Евгения – в свое время он руководил гостиницей, в которой останавливался народ по пути в Глинскую Пустынь. В то время ездили на лошадях, поэтому в гостинице под началом отца Евгения работало несколько кучеров. Также нужны были повара, также те, – кто занимался огородом. В общем, отца Евгения, если его историю спроецировать на современные реалии, можно назвать менеджером. И ему удавалось собрать коллектив воедино, в его жизнеописании приводятся некоторые штрихи, характеризующие его подход. Вот некоторые описания, перекликающиеся с тем, что выше девушка рассказывала о своей работе: [отец] «Евгений всегда ожидал гостей: к приезду лошадей с поезда у него все было приготовлено. Он без требования немедленно подавал закуску и чай, разве спросит, что угодно вперед подать. Отец Евгений знал все требования интеллигентов и делал множество услуг, которые имеют большое значение для приезжего»[1].

Предваряя основную часть ответа, можно сказать, что некоторые мысли по поводу того, как по-христиански организовать рабочий процесс, приводил в 8-ой части текста «Горение сердца». Там же рассказывал о протоирее Ионне Наумовиче и о его книжечке «Путеводитель доброй жизни (Страх божий, Мудрость, Трезвость, Труд)». Как в своей жизни, так и в книжечке он сумел соединить духовность и трезвый хозяйственных подход. Это подход он прививал крестьянам на той территории, где ему довелось служить, и многие благодаря его помощи обрели почву под ногами.

И, завершая предисловия, нельзя не отметить, что некоторые попытки наладить рабочий процесс приводили к сомнительным последствиям. Некритичное усвоение некоторых бизнес-идей может подвести к краху. Есть истории такого плана: руководитель начинает ходить на тренинги, где он эмоционально взвинчивается. Со временем по рабочим вопросам он начинает советоваться со своими гуру, решения воспринимаются рабочим коллективом как оторванные от реальности, ценные специалисты начинают уходить. Вкратце о крахе подобного рода написал в своей небольшой статье Владимир Кочергин[2].

***

Если желаешь, посмотри книгу Глеба Архангельского «Тайм-драйв». В ней автор приводит, в том числе, и мысли христианских авторов.

Расскажу про несколько книг, которые очень хорошо ложатся на православную парадигму. Речь идет о бизнесе, о том, как настроить бизнес так, чтобы не терять себя как человека и христианина. Первая книга «Неприятие перемен» Роберта Кигана и Лайзы Лейхи. В книге есть несколько очень важных моментов, которые роднят ее с православной парадигмой.

Первое. Авторы сообщают, что нейробиологи США до некоторого времени были убеждены, что после двадцати лет у человека не развиваются нейронные сети, но авторы опровергли эту убежденность. Как эта убежденность коррелирует с православной парадигмой? Если человек эгоист, если он развивается в жесткой индивидуалистической схеме, то его нейронные сети не будут развиваться, так как он убежден, что имеющейся у него информации достаточно для его существования. Только человек со вниманием и с интересом относящийся к миру и окружающим его людям, способен развиваться. Т.е. человек живущий, старающийся жить в любви способен развиваться.

Второе. Авторы делят проблемы на два уровня. Функциональные проблемы (например, сломалась ножка у стула, нужно эту ножку прикрутить) и адаптационные. Т.е., когда начинается системный кризис в организации, в жизни, преодолеть этот кризис можно только через пересмотр своего мировоззрения. Это значит, что к своему мышлению нужно отнестись не как к субъекту, а как объекту. Субъект – это тот, кто мыслит. И люди некритично полагают, что в их сознании реальность отображается адекватным образом и те мысли, которые рождаются в отношении реальности, верны сами по себе. Но авторы призывают поставить вопрос: «А верен ли мой взгляд на реальность? Верен ли мой способ постижения реальности?». По сути этот их тезис совпадает с христианской идеей метанойи, покаяния, изменения ума, которая заключается в том, что человеку, чтобы исправить свою жизнь, необходимо пересмотреть свое отношение к ней, нужно изменить образ мысли. Только тогда человек может выйти из-под власти греха и тех процессов, которые разрушают его как личность.

Третье. Авторы отмечают, что причиной системного кризиса, поражающего как общественные организации, так и компании, является то, что каждый человек начинает воспринимать себя как звезду. Этот системный кризис не преодолевается тренингами. Например, когда между пожарниками, несущими свое служение в районе, где высокая пожароопасность, теряется взаимопонимание, начинаются высокие потери. Или медицинская организация: врачи прописывают пациентам синтетические опиоиды, а медсестры начинают понимать, что пациенты манипулируют врачами, чтобы получить рецепт на легальные наркосодержащие препараты. Медсестры сигнализируют об этом врачам, но те отвечают им, чтобы они не лезли в свое дело и врачам виднее, что им лучше делать. У младшего медперсонала возникает что-то типа обиды на врачей, и медицинское учреждение перестает эффективно работать.

Команда Роберта Кигана работает в определенной организации несколько месяцев, после чего совокупным результатов тестов и каких-то заданий является пересмотр мировоззрения и смещения акцента с эгоизма на конструктивное взаимодействие с другими.

Четвертое. Чтобы узнать правду о себе, человек на листе бумаге заполняет три колонки, отвечая на вопросы. Первый: «Что я реально хочу от жизни?». В качестве примера можно привести образ одного руководителя компании, с которым работала команда профессора. В первой колонке этот руководитель написал, что он хочет, чтобы в его компании развивались молодые и перспективные сотрудники, чтобы члены его команды воспринимали его как отца, чтобы работники делились с ними перспективными идеями.

Во второй колонке нужно ответить: «Что я реально делаю». А в реальности этот руководитель, как только замечал молодых перспективных сотрудников, тут же начинал страшиться, что они поколеблют его авторитет, поэтому начинал тормозить их развитие. Как только возникали перспективные идеи, он начинал гасить их. В итоге, сравнивая две этих колонки, человек видит, что в реальности он делает прямо противоположное тому, к чему якобы в своих намерениях желает двигаться.

Соответственно, увидев правду о себе, человек заполняет третью колонку: «Что я собираюсь с этим делать?». Книга называется «Неприятие перемен» по той причине, что некоторые, посмотрев на предыдущие ответы, откажутся заполнять третью колонку, потому что ничего не хотят менять.

Если человек честно заполняет третью колонку, то он решается на важные перемены в своей жизни. Например, некоторые руководители, в то время как с ними работает команда Роберта Кигана, объявляют что-то типа времени открытых дверей, когда любой сотрудник компании может прийти и рассказать, что его беспокоит, какие у него претензии к руководству. Работникам обещано, что никаких упрещений и последствий, никаких карательных санкций не будет, если они правдиво выскажут, что у них на душе. И поэтому какие-то проблемы, давно существующие в компании, начинают решаться.

– Принципы книги «Неприятие перемен» применительно к ситуации, в которую попали родственники зависимых, – см. главу «От страдания к развитию и выходу из скорлупы (подробнее – о понимании “на кончиках пальцев”)» из текста «Преодоление зависимого поведения», часть 2 «Родственникам, близким».

– Применительно к теме нахождения в условиях давления внешней среды (например, в условиях компании), – см. главу «О доминанте любви. Закон “заслуженного собеседника”. О сохранении единства с Богом» из текста «Остаться человеком (жизнь сердца): Офисы, мегаполисы, концлагеря. Ч. 2: Внутренний источник движения».

Вторая книга созвучна с первой и тоже хорошо ложиться на христианское мировоззрение, это книга «Лидер и племя», авторы Дэйв Логан, Джон Кинг и Хэли Фишер-Райт. В книге описано пять уровней корпоративной культуры.

Первый – «жизнь – дерьмо», там так и написано. Люди на этом уровне могут приходить на рабочее место в нетрезвом состоянии, устраивать дебош прямо здесь. Естественно, команда, члены которой таким образом относятся к жизни, неспособна выполнить какие-то серьезные задачи. Такая команда живет в области постоянной стагнации, и у таких людей все кругом виноваты.

Дальше, поднимаясь по вертикали, человек приходит на четвертый уровень – «я – дерьмо». Человек наконец-таки перестает обвинять всех вокруг, но и не выходит в конструктив, а застревает на мысли, что он никчемный, плохой. Если ему, например, указать на неубранное рабочее место, то он может сказать: «А что глобально поменяется, если я здесь уберусь?». Человек поражен пессимизмом, если можно так сказать.

На третьем уровне человеку приходит мысль: «Я – крутой». Авторы отмечают, что подавляющее большинство книг, посвященных бизнесу, и подобных тренингов относятся к третьему уровню. И книги, и тренинги возводят человека до убежденности, что он звезда. Как раз, возвращаясь к книге «Неприятие перемен», можно еще раз отметить, что, когда в команде люди живут с ощущением, что каждый из них – звезда, нарастает системный кризис, люди перестают понимать друг друга. Кстати, один из специалистов, работавший с бойцами спецподразделения «Рысь», сказал, что в данном спецподразделении не один лидер, вокруг которого объединяются люди, что является стандартной ситуацией, а множество. В команде множество бойцов имеют два-три высших образования, множество бойцов являются лидерами. И, если при выполнении боевой операции между ними нарастает непонимание, это непонимание ведет к большим потерям.

Примечательно, что, находясь на третьем уровне, человек не может достичь того, чего хочет. Либо он хочет взять какой-то проект, значимый для него, либо он хочет добиться признания, уважения со стороны других. А эти цели достигаются на четвертом уровне «мы – крутые», когда человек приходит к пониманию того, что для достижения таких целей нужно объединиться с другими, научиться вступать с ними в диалог. В книге приводится пример одного успешного юриста, который начал свою карьеру с того, что подал в суд на президента Никсона. Этот юрист представлял интересы профсоюзных работников, которым была задержана выплата зарплаты. Юрист подал иск на президента, как на инициатора этой задержки. Первоначально его иск был отклонен под предлогом того, что на президента не может быть подан иск, но впоследствии он был удовлетворен, а дело на несколько миллионов долларов выиграно. Когда этот юрист брался за дела, он их выигрывал. Но со временем он понял, что, несмотря на то, что он шествует победоносно, ситуация в коне не меняется. Тогда он решил сесть за стол переговоров с теми, против кого выступал в суде, чтобы, если это возможно, изменить саму повестку, саму систему, т.е. прийти к тому, чтобы ситуаций ущемления прав профсоюзных рабочих стало меньше.

Недостаток четвертого уровня в том, что нужен враг. Сообщество, компания структурируются вокруг идеи общего врага. Насколько опасно строить внутреннюю работу на противопоставлении себя другому, показывает пример современных боевых действий, когда одна страна всю свою внутреннюю работу строила на противопоставлении себя стране-соседу.

Когда команда восходит на пятый уровень, им нравится работать друг с другом, потому что им хорошо. На этом уровне создаются прорывные технологии. В качестве примера приводится больница, которая входит в топ-100 мест, где люди хотят работать. Т.е. эта больница не только клиентоцентрична, как принято сегодня говорить, но и пытается создать приемлемые условия для работников. Одной ориентации на клиентов еще недостаточно, чтобы людям хорошо работалось, потому что иногда ориентация на клиентов сопровождается террором по отношению к сотрудникам. Но, авторы, указывая на преимущества пятого уровня, отмечают, что удержаться на пятом уровне можно, только если руководители воздерживаются от сумасбродный идей. Если руководители начинают вести себя, как средневековые феодалы, разбрасываясь бессмысленными распоряжениями, то работники перестают видеть перспективу работы в этой компании, начинают уходить, либо сами спускаются на пессимистический уровень и теряют желание работать хорошо. Авторы, указывая на преимущество пятого уровня, приводя какие-то соответствующие примеры, тем не менее не совсем полно предлагают методику достижения пятого уровня, они скорее больше концентрируются на языке, которым пользуются представители пяти уровней корпоративной культуры. Но евангельское мировоззрение дает сам метод достижения пятого уровня. Если члены команды действительно живут по-евангельски, стараясь в конструктивном ключе разрешать какие-то конфликтные ситуации, учатся побеждать свой гнев, свой эгоизм, то перед ними открывается возможность восхождения на пятый уровень.

Некоторые принципы, с помощью которых можно удержаться на таких высоких позициях, описаны в книге Рэя Далио «Принципы. Жизнь и работа», чья инвестиционная компания является одной из самых успешных в мире. Стоит отметить, что книга разделена на две части. В первой описано мировоззрение автора, ее можно пропустить, потому что оно отчасти может быть названо эзотерическим. И можно даже понять, почему Рэй Далио обладает таким мировоззрением. В своей книге он указывает, что одним из его принципов является консультации со специалистами, т.е., когда он хочет разобраться в каком-либо вопросе, он общается с компетентными людьми.

Но стоит учесть, что именно Соединенные Штаты Америки явились родиной бихевиоризма, т.е. учения, в котором человеку как бы отказано в сознании. А в книгах по психологии, изданных в США, активно педалируется тема эволюционизма, иногда, кстати, в достаточно забавном ключе. В качестве отступления приведу пример. Так один из известных авторов в своей книге о преодолении тревожности описывает феномен боязни замкнутого пространства, т.е. человек садится в лифт и пугается. Автор считает, что в этой манифестации клаустрофобии заметен накопленный признак, корни которого тянутся к еще пещерному существованию человека[3]. Т.е. люди, жившие в пещерах, имели нечто, и это нечто проявляется, когда человек попадает в лифт и проявляется боязнь замкнутого пространства. Но, во-первых, совершенного непонятно, почему древние люди должны были бояться пещер, если пещеры защищали их от диких зверей. И если люди боялись пещер, то почему они оставались в них жить? Совершенно неочевидно, что жизнь в пещерах должна сопровождаться формированием какой-то боязни. Во-вторых, почему страх в лифте, а не в однушке возникает? Какая-нибудь однушка в мегаполисе тоже напоминает древнюю пещеру.

Приведу еще примеры на тему биполярного расстройства. Эти примеры, возможно, будет не лишним упомянуть при обсуждении книги «Принципы». Ведь у сына автора книги было диагностировано биполярное расстройство. Автор писал, что у него было следующее ощущение: сын висит над пропастью, а он держит его за руку; он очень переживал за сына. И это человеческое признание обесценивает несколько эзотеричные взгляды автора на добро и зло. Рождается ощущение, что добро и зло для автора относительны. Он приводит размышление насчет хищника, обивающего антилопу. Для экосистемы – это, мол, хорошо. И почему-то эмоциональный заряд, вложенный в читателя этим примером, переводится на бытие вообще. Мол, если что-то происходит, и для системы – это не плохо, то все – ок. Если автор действительно искренен, то почему он переживает за сына? Ведь точно также кто-то может предположить, что экосистема не испытает глобального урона если пальцы на руке, держащие руку другого, разожмутся?

Итак, автор книги «Принципы» как некую данность утверждает, что биполярное расстройство имеет генетическую природу. В то же время всплывают слова Рональда Комера, который в своей работе «Основы психопатологии» анализировал различные исследования, в рамках которых ставился задача найти тот-самый-ответственный-за-все-ген. По итогу Комер отмечает, что «логические рассуждения, стоящие за многочисленными генными исследованиями, несовершенны» (см. главу «Биполярые расстройства»). Так как конкретный ген не выявлен, он считает возможным появление альтернативной гипотезы: «биполярные аффективные расстройства могут быть вызваны различными комбинациями генных аномалий» [но речь идет о неподтвержденной гипотезе].

Еще несколько о стремлении все свести к биологии. Один из американских авторов, размышляя о природе биполярного расстройства, приводит следующую версию. Раньше были люди, которые в джунглях охотились на диких зверей. Соответственно такому охотнику нужно было учитывать множество сигналов. Так сформировалась определенная склонность человека к тому, чтобы у него была тысяча мыслей в голове. Постепенно охотники из джунглей стали перебираться на равнину, где их добыча стала более визуально определенной, но ген вращения головой во все стороны остался. Поэтому у современных людей, когда у них приток тысячи мыслей в голове, возникает такая ментальная дезориентация, за которую отвечает ген, доставшийся от охотников[4].

Но, по всей видимости, человек никогда не охотился сам и о джунглях он имеет представление на уровне фильмов. Так в фильме «Индиана Джонс и Храм Судьбы» (1984) певица, оказавшаяся в джунглях, мечется туда-сюда, боясь и того, и этого. В фильме «2,99 франков» (2007) главный персонаж, оказавшийся в условиях дикой природы с луком и стрелами, бегает туда-сюда, не зная, как реагировать на опасность.

Но если посмотреть на реальных охотников, то можно отметить, что это – очень сконцентрированные люди. Даже охотничьи собаки не лают впустую, потому что они натренированы на определенную последовательность действий, иногда даже на определенную группу животных.

Можно посмотреть на современные соревнования для работников спецназа по стрельбе, когда бойцу спецназа нужно пробежать полосу препятствий, одновременно поражая цели. Мы увидим очень сконцентрированные лица, сконцентрированные на одной задаче (вот видео про то, как современные охотники выглядят; супер-концентрация: Например, с канала «practical shooting» это видео – «PRACTICAL SHOOTNG IN MOVIE»).

При столкновении с ситуации, когда сложное человеческое поведение, включающие в себя не только биологический и социальный аспекты, но и многие другие, сводится к разговору о одном гене (каком?), то возникает следующее ощущение. Возникает ощущение, что речь идет о неспособности увидеть иные факторы на фоне разрушения / регрессии картины мира. То есть речь идет о ситуации, когда человек выключил себя из себя полноты мироздания. И потому он перестал наблюдать массу причин неочевидного характера, которые несмотря на свою кажущуюся очевидность, оказывают мощное влияние на поведение человека.

Например, авторы, монографии «Номо Postmodernus. Психологические и психические нарушения в постмодернистском мире»[5] показывают, как различные повреждающие дисфункции формируются на фоне включенности в реальность, отмеченную влиянием постмодернизма. Общество, пронизанное постмодернистскими тенденциями, характеризуется утратой различения добра от зла (см. выше про добро и зло); утратой совокупности суждения, на основании которых можно сделать выводы этического характера; утратой любви и пр.. Совокупное воздействие этих факторов на сознание приводит к формированию определенных дисфункций, среди которых отмечается дисфункция, описанная в главе «Нарушение дефицита внимания c гиперактивностью».

Жаль только авторы не проявили последовательности. При постулировании указанных выше причин было бы логичным увидеть во второй части книги поставленным вопрос о восстановлении картины мира, о восстановлении этического измерении жизни. О восстановлении как в обществе, в целом, так и в отдельных людях, в частности, стремления поступать по любви. Во второй же части книги в качестве рецепта предлагаются сложные психологические концепции, что создает впечатление логического разрыва.

О процессах, с которыми может ассоциироваться биполярное расстройство и синдром дефицита внимания, а также о методах стабилизации см.:
– Иную версию см. в тексте «Преодолеть отчуждение (в том числе, – и о депрессии). Ч. 2: Ангедония и две фазы – возбуждения и апатии».
– А также в беседах цикла «Преодолеть отчуждение. Часть 2».
1a. 
О дальнейших беседах. Пространство смыслов и понимание. БИПОЛЯРНОЕ РАССТРОЙСТВО И ПРОЧИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1b. 
РАЗДЕЛ – ДВЕ ФАЗЫ – ВОЗБУЖДЕНИЕ (фантастические проекты) И ДЕПРЕССИЯ (спад, апатия)
1c. 
История программиста – Биполярное расстройство (маниакально депрессивный психоз), депрессия, синдром дефекта внимания
… 4f. 
ДЕПРЕССИЯ И ИТ (ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ). Фиксация лишь на одном. Несет поток. Отношение к человеку как к вещи
5a. 
ДЕПРЕССИЯ И ИТ. Отношение к человеку как к вещи. Грубая информация. Оккультизм. Самоубийства
5b. 
ДЕПРЕССИЯ И ИТ. Проблемы этики. Мораль заменяется на технологию
5c. 
ДЕПРЕССИЯ И ИТ. Ответ на слова технического специалиста, сказавшего, что люди – это биороботы
5d. 
ДЕПРЕССИЯ И ИТ. Три истории о математиках, столкнувшихся с проблемами психического характера

Вернемся к книге «Принципы». Если автор книги пытался разобраться в теме становления человека, то он советовался со специалистами. А так как в стране, где он живет, специалисты идеологически следуют в одном направлении, то, соответственно, он воспринял их закрепленную ошибку. Владимир Воеводский в своем интервью отмечал, что современные расчеты, а он участвовал в создании программного обеспечения для расчета мутации, показали, что эволюция в том виде, в каком ее воспринимают современные ученые, невозможна. Т.е. в рамках одного вида возможно формирование разных признаков, но так, чтобы один вид перешел в другой, это невозможно. Но так как эволюция – это идеология, которая продавливается, то в известном университете ученый просто не сможет получить докторскую степень, если он не будет поддерживать эту идеологию.

Мысли Владимира Воеводского см. в тексте «БРЕШЬ В СТЕНЕ (часть 1): Об уврачевании последствий эзотерического опыта и преодолении состояния повреждения сознания», глава «”Пробоина” и соединение с миром падших духов».

Второй момент, Рэй Далио высказывал идею, общую для эзотерических направлений, что добро и зло субъективно. Здесь несколько гротескно его мысль приводится. Он приводил в пример убийство тигром антилопы, в чем нет ничего плохого, потому что это способствует развитию всей экосистемы в целом. Люди, обращаясь к таким примерам, склонны проецировать их и на человеческое сообщество. Но здесь можно сказать, что люди, которые такие идеи высказывают, вряд ли бы согласились, если бы правительство издало указ о конфискации всех активов компании в пользу казны под предлогом того, что такие конфискованные активы будут способствовать развитию всего государства в целом. Рэй Далио также писал, что его сын, который страдает биполярным расстройством, находился на краю пропасти. Но, следуя логике о тигре и антилопе, подобного беспокойства о сыне быть не должно было. Можно не продолжать.

Кроме этого у Рэя Далио был еще один спорный момент, который является следствием специфического воззрения человека сквозь призму эволюционизма. Можно привести слова знаменитого ученого, который говорит, что идея креационизма не выдерживает никакой критики (креационизм – идея создания человека Богом). Вы можете спросить: «А идея самостоятельного формирования мозга выдерживает критику?». Люди, которые склонны считать, что неокортекс или кора головного мозга появилась в результате эволюционного развития, могут совершить одну фундаментальную ошибку. Они могут считать, что, так как рептильный мозг – это наиболее древняя форма, а неокортекс – современное строение человека, то активное сознание человека связана с доминацией неокортекса над подкорковыми структурами. Мысль отчасти неплоха, но очень важно найти меру этой доминации. Если речь идет о полном контроле неокортекса над подкорковыми структурами, то мы получаем человека, который с усилием зажимает эмоции логическими схемами, что может в итоге закончится утратой способности человеком радоваться. Ведь для чего-то человеку даны инстинкты. И творческие порывы человека связаны с некой спонтанной реакцией человека на происходящее. (К слову можно сказать, что не все ученые согласны с таким жестким делением, мол, был рептильный мозг, а потом вдруг взяла и появилась кора[6]).

О способности радоваться и переживать полноту бытия – в тексте «О СПОНТАННОСТИ (в хорошем смысле понимаемой)».

Есть три версии о соотношении инстинктов и разума. Первый озвучил Рэй Далио, но она может закончиться творческим ступором. Второй заключается в идеи снятия полного контроля, и этот путь может закончиться хаосом, уходом человека в какие-то саморазрушительные игровые процессы. Третий путь озвучил академик Ухтомский. Он говорил, что не подавить подкорковые структуры надо и не отпустить вожжи, чтобы дать им полную свободу, а разум и инстинкты должны вступить в творческое взаимодействие. Как эту мысль высказывал Иван Ильин: волк инстинкта должен свободно подчиниться ангелу духа. И тогда, когда разум человека творчески включает целостную работу организма инстинкты, тогда его можно назвать счастливым. Эти мысли Ухтомского, Ивана Ильина рассматриваются в статье «Три силы».

См. главу «Инстинкты и разум» из статьи «ТРИ СИЛЫ: Цель жизни и развязавшееся стремление к игре (казино, гонки, игра по жизни)».

Вторая часть книги Рэя Далио очень хорошо соотносится с евангельским мировоззрением. Надо сказать, что она в принципе вытекает логически из первой части. Если в первой части автор делится своими взглядами на жизнь, то во второй части он описывает то, что нашел эмпирически. В первой части он отмечает, что занимался трансцендентальной медитацией и в этом смысле можно указать на историю одного известного банка в России, который сошел с дистанции именно потому, что в нем активно стали пропагандироваться идеи восточного мистицизма. Есть научное исследование на тему трансцендентальной медитации, которое было подготовлено правительством ФРГ в городе Бернштайн. В нем было отмечено, что медиаторы, входя измененное состояние испытывали чувство эйфории, но одновременно их способность адаптироваться к трудностям реальной жизни начинала регрессировать и малейшего толчка было достаточно, чтобы у человека развились нарушения психиатрического плана. Один из опрошенных медиаторов отмечал, что однажды, когда жена попросила его помочь убраться в комнате, он испытал такой стресс, что просто лег на пол.

См. подробнее главу «Тренинги, психопрактики, динамические медитации по Ошо, секты» из части 2-ой текста «Преодолеть отчуждение (в том числе, – и о депрессии)».

Но почему компания Рэя Далио не разрушилась, несмотря на его медитации, понятно из второй части книги. Он считает, что ошибаться могут все. И поэтому он мог с пеной у рта доказывать свою правоту, но, если совет директоров – людей, компетентных в своей области, – высказывал идею, отличную от идеи руководителя компании, он не рисковал отменять это решение.

Однажды один из ключевых работников его компании совершил ключевую ошибку, следствием которой явились большие убытки. Думаю над тем, хочет он попрощаться с этим работником или нет, пришел к выводу, что увольнять сотрудника не хочет, но оставить эту ситуацию без какой-либо реакции он тоже не хотел. Поэтому он оставил сотрудника работать и одновременно принял решение, что ситуации, которые привели к катастрофе, будут фиксироваться. И в компании стали вести что-то типа летописи, стали отмечать действия, которые привели к негативному результату, и действия, которые привели к положительному результату. И на основе этой записи родились принципы, которые были получены эмпирическим путем. Как говорят, что право безопасности пишется кровью. И, если посмотреть на эти принципы, они почти на 99% соответствуют принципам евангельским. В компании действует принцип меритократии, т.е. побеждает лучшая идея. Идея оценивается не по статусу тех, кто их высказал, а по их внутреннему содержанию. Но так же в компании одновременно фиксируется количество попаданий «в яблочко» каждого работника. И, когда мнение по какому-то вопросу делится 50 на 50, т.е. часть компетентных специалистов высказывается за какое-то мероприятие и точно такое же количество высказывается против, то смотрят, какой рейтинг у каждого работника в плане попадания «в яблочко». И если становится ясно, что «за» высказывается большая часть сотрудников, чьи решения в прошлом были более адекватными, то компания принимает данную сторону.

В компании очень проработан алгоритм решения спорных ситуаций и алгоритм работы над ошибками. Т.е., если работник совершил ошибку, выясняется, почему он ее совершил, потому что он не соответствует занимаемой должности или потому что у него была некая нехватка опыта, знаний, компетенций. Если речь идет втором варианте, его посылают на обучение. В компании работает принцип, когда каждый работник (естественно, идет речь о чем-то адекватном, а не о ситуациях, когда работник срывает совещание и высказывает какие-то дикие предположения) может поделиться конструктивной идее, если она у него есть. В отношении спорных ситуаций действует хороший принцип, который, кстати, показал себя в эпоху Вселенских Соборов. Спорная ситуация обсуждается с разных сторон, человеку не затыкают рот, а собирается совещание, на котором высказываются определенные аргументы. Если всестороннее обсуждение вопроса привело собравшихся к выводу, что данный человек все-таки высказал поспешное суждение или неверное, то он либо пересматривает свою точку зрения, либо возникают какие-то последствия. Ему дали весь расклад ситуации, и, если он адекватен, то он встает перед вопросом о пересмотре своей точки зрения.

Еще хотел рассказать об одной книге. Это книга Нассима Талеба «Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса». Нассим Талеб является православным человеком, о чем сам пишет в книге «Рискуя собственной шкурой». Он рассказывает, что выдерживает православный изнурительный сорокадневный пост. И его книгу выделял среди всего прочитанного Андрей Кривенко, основатель «Вкусвилл». Когда Андрея Кривенко спросили, считает ли он свою компанию бирюзовой, он сказал: «Мы стараемся не злоупотреблять этим термином – “бирюзовые”. Не успело слово появиться, а его уже опошлили»[7].

Бирюзовая компания – это сложное явление, оно изначально построено на базе эзотерического учения, которое сродни Нью-эйдж. Это конгломерат сект, учений, концепций, задача которых – борьба с христианством.

См. текст «Современная компания и человек. Бирюзовые корпорации и новая духовность New Age. Ч. 1: Введение. На чем основано единство?»

Но, как можно понять из интервью Андрея Кривенко, все-таки он опирается не на эту эзотерическую концепцию, почерпнутую из западных книжек типа «Поток» Михая Чиксентмихайи и подобных. Он говорит, что стал слушать в аудиоформате русскую классику, стал читать Достоевского. Он понял, что для создания чего-то материального, необходимо, чтобы у тебя внутри была некая духовная идея[8].

Он употребляет слово «трансцендентная» идея, но этот термин не очень подходит, потому что само слово предполагает, что это нечто само в себе, трансцендентный значит недоступный для восприятия. Иными словами, если у человека есть некий духовный образ, то он уже может создать проект реальности.

Андрей Кривенко рассказывал, как он и коллеги пытались понять нужды людей, чтобы на них откликнуться производством качественного товара без обмана и лишних наценок. Такое ощущение, что именно о таком подходе говорил в своем докладе промышленникам священномученик Андрей (Ухтомский).

«Если Вы хотите выстроить что-нибудь сильное и устойчивое, то повторяю: стройте всю вашу торговлю и промышленности на началах Вашей христианской взаимопомощи. Помогите народу строить сильное народное торгово-промышленное предприятие, докажите на деле народу, что мы служим ему, а не себе, вернее, что, служа ему, служим себе. И тогда Вы будете сильны до несокрушимости. Иначе? Иначе нас постигнет снова судьба Тира и Сидона. Торговля всегда должна быть организованною, систематическою, общественною помощью сильных слабым. Теперь же она не может быть чем-либо иным – торговля будет сильна, когда будет сильна общегражданская жизнь, а общегражданская жизнь будет сильна тогда, когда весь капитал народный будет направлен на помощь, на служение народу. … Идите к народу с Вашим капиталом, и Вы будете сильны. Объедините народные деньги с Вашим нравственным капиталом – вот это будет Ваша историческая заслуга перед Отечеством»[9].

Кто-то мог бы посмеяться над данными идеями, но, если сравнить их с тем, что Андрей Кривенко рассказывает о своей компании, становится понятно, что идеи эти – жизненны. Перечитав массу книг не только по бизнесу, но и русской классики, он выделил книгу «Антихрупкость».

По-сути Нассим Талеб как православный человек в терминах экономики и бизнеса сформулировал глубоко православную идею, которую мы находим у апостола Павла: «Любящим Бога все содействует ко благу» (Рим. 8, 28). Т.е. идея антихрупкости предполагает такое свойство системы, при которой стрессоры способствуют только усилению системы, так ветер не задувает искру, а раздувает пламя. Пример антихрупкости – иммунитет. Дети ползают по земле, пробуют всякие палки, камушки, обучают свою вилочковую железу, та как бы создает линейку возможных соединений, с которым в будущем придется бороться, и ребенок вырастает способным сопротивляться болезням. Другой вариант – хрупкость. Ребенка помещают в зашитое кафелем замкнутое пространство, сажают на антибиотики, дают какую-то выверенную еду, и он вырастает больным. Возможно, до какого-то времени он растет огражденным от вирусов, но его организм не обучается в борьбе с болезнями, у него накапливаются хвостовые риски. Что это значит? У человека, например, возникает простуда, и он сразу подавляет ее антибиотиками. Вроде на данный момент проблема решена, но возникает хвостовой риск, т.е. уничтожается иммунитет. Организм перенасыщается плодами распада фармацевтики, организм не может их вывести, формируется токсичная среда, находясь в которой клетки начинают мутировать и становиться раковыми. Это хвостовые риски, которые выводятся не только в отношении здоровья, но и в отношении бизнеса.

Нассим Талеб соответственно предлагает некий концепт, как вообще создать здоровую, жизнеспособную идею. И она как раз рождается путем проб и ошибок, когда нет вот такого глобального единообразия. Этот же принцип был всегда и в церкви. В каждой поместной церкви могли искать какие-то свои подходы, но при этом находились в общении друг с другом и вместе придерживались главного.

Между тем, у Нассима Талеба есть и некоторые моменты, которые следует фильтровать. Иногда он пытается высказывать интерпретировать какие-то богословские идеи, но здесь его размышления могут быть несколько подкорректированы, но какие-то эти детали все-таки не отнимают достоинства его книги. Она аккумулирует идеи двух его других книг: «Рискуя собственной шкурой» и «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости». В книге он настаивает на том, что только те, кто способен поставить свою шкуру на кон, могут добиться значимого результата. Здесь он привел в пример апостолов. Они были готовы на смерть за Христово учение, поэтому их заявления были серьезными. В книге «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости» он рассматривает следующую проблему: люди, чтобы сделать реальность понятной себе, создают схемы и концепты, о которые сами ломаются. По сути это что-то близкое к идее хвостовых рисков. Люди отказываются признавать реальность, начинают с ней заигрывать. Грубо говоря, когда они находятся на рельсах, а им некомфортно думать, что, возможно, пойдет поезд, они ставят некое панно, на котором изображен лес и закрывают им тоннель, из которого должен показаться поезд. Но рано или поздно он все равно покажется и сметет все шатры, которые стоят на рельсах. Так же происходит и в жизни людей. «Черный лебедь» – это некая катастрофа, которая была непредсказуема, но которая сметает все человеческие планы. Почему «черный лебедь»? Потому что у орнитологов была такая пословица, что лебедь может быть только белым, но, когда они прибыли в Австралию и увидели черных лебедей, произошел, говоря современным языком, «слом шаблона». Автор говорит, что как раз многие экономические системы хрупки, что они поддерживаются извне, им не дают расти путем проб и ошибок, путем закрытия неперспективных веток. Неперспективные ветки накачиваются ресурсами, становятся убыточными. Как раз Андрей Кривенко этот принцип антихрупкости реализует. Т.е. надо пробовать. У них есть в компании какая-то подушка безопасности, какая-то сумма, которую без страха наказаний, ответственные работники могут, даже не согласовывая, потратить. Например, взять попробовать какой-то проект, а вдруг выстрелит. И какие-то проекты действительно выстреливают.

И в отношении вопроса, как все-таки совместить некое устремление быть человеком, а для верующего человека стоит вопрос, как быть христианином, и руководить бизнесом. Нассим Талеб как раз нашел этот путь какого-то синтеза, и православная вера не мешает ему делать прогнозы, высказывать какие-то адекватные мысли. И надо сказать, что этот вопрос не решается в рамках какого-то алгоритма, здесь скорее уместно вспомнить учение академика Ухтомского о доминанте, его нередко в беседах я разбираю. Доминанта – это стойкое состояние нервной системы, которое характеризуется несколькими позициями. Вами действуют текущие доминанты, все поступающие импульсы притягиваются к текущему очагу. Второе – во всех прочих отделах мозга развиваются процессы торможения, т.е. человек в момент, например, гнева забывает, что человек, на которого он гневается, делал ему что-то хорошее. Что значит стягивается к текущему очагу? Когда вы гневаетесь на человека, а вам говорят, что он занимается благотворительностью, вы начинаете кричать, что вы, дескать, знаете этого лицемера, он помогает детям, только чтобы деньги отмыть. Третье. Доминанта является маховым колесом, которое помогает нам отобрать из миллиона сигналов, биологические интересные для нас. Человек, который старается искать какие-то конструктивные подходы, живущий по принципу антихрупкости, он как-то из всех возможных вариантов выберет тот, который приближен к антихрупкости, т.е. из любой идеи провальной он вычленит что-то конструктивное. И цветовой тон, каким нам рисуется мир, зависит от текущей доминанты. Таким образом, человеку гневливому весь мир кажется темным, сборищем Карлов-уродов. Как некую доминанту можно представить и бойцовский навык. Вы приходите тренироваться в зал, и все, что вы делаете в зале, записывается, если так можно сказать, на определенный диск. И эта информация автоматически будет воспроизведена в сходной ситуации, либо когда вы придете в зал, либо когда окажетесь в боевой обстановке.

Так же у человека может быть доминанта христианская. «Любящим бога все содействует ко благу». Если человек старается жить как православный христианин, то все встречные трудности способствуют его духовному развитию. Даже если он совершил ошибку, он не отчаивается, он говорит: «Господи, прости меня», и он совершенствуется в покаянии. Болеешь, совершенствуешься в терпении. Находишься на встрече с людьми, совершенствуешься в духовной радости и единении с ближними. И, соответственно, когда человек ставит перед собой задачу совместить два этих качества, то в нем постепенно происходит такой долгий процесс. Слияние компаний тоже происходит не сразу, готовятся документы, материальная база пересчитывается. Так и человек ставит пред собой задачу и дело сделать, но при этом мир не потерять, и пробует разные подходы. Пробует вначале промолчать в каких-то случаях. Смотри, а подчиненных это как-то разбалансировало. Тогда он понимает, что в таких случаях молчать не надо. Сказал, но сказал грубо, потерял мир. Приходит к пониманию, что нужно что-то сказать, но сделать это не так грубо. И постепенно происходит процесс пристрелки.

Обычно в духовной жизни этот вопрос ничем не выделяется от массы других вопросов, которые ставит перед собой верующий человек. Например, «как жить в миру и при этом молиться?» или «как воспитывать детей, но не выпадать из духовной жизни?». Происходит что-то сродни боевому искусству, в котором бывают всякие формы боевых тренировок, как моделирование боя в лифте или в помещении с низким потолком, где потолок на уровне полутора метров, и нужно ходить на согнутых ногах. И у духовных авторов в частности Василия Великого и преподобного Аввы Дорофея есть советы, которые пригодятся применительно к данному вопросу. Святитель Василий Великий отмечал, что общаться нужно даже тем, кто живет в отшельничестве, обмениваться опытом. Он что говорит? Что когда ты вернулся после встречи с единомысленными братьями, во время которой происходило единение в братской любви, в общении, в братской беседе, то рассмотри, что с тобой было, когда ты находился вне келлии (места, где живешь). Примерно в этом же русле отвечает и преподобный авва Дорофей[10].

От себя добавлю, может ты уклонился, излишне выпил, съел лишнего, может быть что-то было такое, от чего тебе нужно избавиться. И постепенно в течение времени ты будешь накапливать опыт. Преподобный Дорофей давал подобный совет живущим в кельях, тоже отчасти отшельникам. Возвращаясь, рассмотрите, что с вами было во время нахождения в келье. Так же начальнику, который хочет сохранить внутренний мир, рассмотри, как прошел этот день. Что можно исправить? Если ты потерял внутренний мир, почему ты его потерял? Как это можно исправить в будущем? Не отказываться от самой попытки обучения персонала, а попробовать совместить и то, и другое. Даже есть такая теория изобретательства ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), где представлена попытка представить алгоритм, который поможет людям делать изобретения. Хотя один ученый говорил, что не все так в жизни происходит, как описано в этой теории, потому что сначала люди что-то изобретают, а потом задним числом объясняют, как это произошло. Но у этой теории есть одно положение, которое подходит к разбираемому вопросу. Вот, например, задача из ТРИЗ. На некотором предприятии есть помещение, в котором расположен действующий цех. Возник запрос на то, чтобы на предприятии появилось помещение для художественной самодеятельности.

И что делать? Помещение должно быть высотой три метра. Есть разные решения: одни заезжают, другие выезжают, но можно выкопать еще один метр вглубь и сделать вместо одного помещения два. Есть такая логическая ошибка ложная дилемма, когда человек попадает в некоторую вилку противопоставлений. В данном случае какое тут противопоставление? Если не буду христианином, то меня не будут слушаться работники. Если я буду мотивировать работников, не смогу найти мир. На самом деле, возможно и то, и другое. Но это требует определенного искусства. Понятно, что никакому искусству научиться за один день (например, есть кадры, как обучали танковых радистов; они писали, сидя на трясущейся платформе, со временем они привыкали писать в таких условиях).

То есть, если человек стремиться к Богу, то с помощью веры уже может жить в обстановке нестабильности, потому что для него ясность, куда идти, не представляет какую-то катастрофу. Человек, который старается жить с Богом, привык корректировать свои планы с промыслом Божиим. Поэтому если что-то произойдет не так, как хотелось бы, верующий человек не приходит в смущение. И это качество религиозного плана помогает ему не сойти с ума и в тяжелых жизненных каких-то обстоятельствах. Но это уже отдельный разговор, на эту тему была серия текстов «Внешняя жизнь и мир мыслей» и серия эфиров на тему, как совместить жизнь духовную и жизнь социальную, жизнь рабочую. Когда-то надо поставить точку, хотя скорее она является не точкой, а многоточием.

КАК СОВМЕЩАТЬ РАБОТУ И ДУХОВНУЮ ЖИЗНЬ, ПРО ХРАНЕНИЕ ИСКРЫ:

– «Внешняя жизнь и мир мыслей»
Часть 1. «Духовная жизнь в условиях большого потока дел и мыслей»;
Часть 2. «Современный работник. Вера и путь посреди трудностей»;
Часть 3.1. «Сохранение при рабочем процессе личного, возможности для развития»;
Часть 3.2. «Не только профессиональный труд. Призвание, отношения, что делает человека человеком»;
Часть 4.1. «Главная проблема конкретного человека и обретение равновесия, внутреннего мира»;
Часть 4.2. «Болезненная капсула и путь к внутреннему миру, стрессоустойчивость»;
Часть 5. «Эзотерика и бизнес. Молитва и сопротивление манипуляции. Профессиональный тупик. Эмоциональные качели и выравнивание» (номер 5 присвоен тексту в ряду иных текстов, сопровождающих цикл).

– Видео-беседы цикла «Внешняя жизнь и мир мыслей»

– ЕЩЕ – ПРО РАБОТУ И ДУХОВНУЮ ЖИЗНЬ:
«Работа не радует. Занимаюсь не своим делом. Таланты не раскрываются (Эфир 17)»;
«Работа занимает всё больше времени. Как не потерять себя? (эфир 18)»;
«Внешняя жизнь и мир мыслей. Стрессоустойчивость. (Эфир 20)».

– «Современная компания и человек. Бирюзовые корпорации и новая духовность New Age»: Часть 1. «Введение. На чем основано единство?»; Часть 2. «Компания как “материнское лоно”».

– ПРОЧИЕ ТЕКСТЫ:
«Духовная жизнь в условиях города и агрессивной информации»;
«Работа. По поводу работы и духовной жизни. Дополнение к “Духовная жизнь в условиях города и агрессивной информации”»;
«Монотонный труд»;
«Работа в коллективе»: Часть 1, часть 2.

– БЕСЕДЫ «С ЧЕГО НАЧАТЬ ХРИСТИАНСКУЮ ЖИЗНЬ»
1. «С чего начать христианскую жизнь». Есть расширенная текстовая версия части 1-ой;
2. «Внутренняя брань. Что противопоставить разрушительным мыслям и состояниям»;
3. «Сохранить огонек в условиях современной жизни и города. Опыт христиан, переживших гонения»;
4. «Выгорание. Жизнь стала восприниматься как неинтересная. Перенасыщенность информацией, общением».

[1] См. главу «Монах Евгений» из книги «Глинский патерик», составитель – схиархимандрит Иоанн (Маслов).

[2] Владимир Кочергин. Как … любую компанию.

[3] «Мы с полной уверенностью можем сказать, что паническое расстройство, как и другие тревожные расстройства, берет начало в эволюционной истории человечества. … прогулки в людных местах, посещение переполненных магазинов или театров, пересечение открытых пространств, авиаперелеты, вождение машины по мосту или в тоннеле, нахождение на краю балкона, взгляд вверх (или вниз) с крыши небоскреба, поездки на лифте и т. д. … Почему столь непохожие ситуации вызывают у людей одну реакцию – панику? Ответ очевиден: все эти ситуации отражают опасности, с которыми постоянно встречались наши доисторические предки. Например, в толпе или туннеле мы боимся задохнуться … Бывает, что паника возникает, наоборот, на открытых пространствах – явная отсылка к боязни нападения хищников. Наши предки с равнины Серенгети наверняка испытывали те же страхи; да и сегодня животные, например мыши, предпочитают обходить открытое пространство и скрываться в кустах. … Практически все ситуации, с которыми связаны панические атаки, можно подобным образом сопоставить с опасностями примитивного мира» [Лихи Роберт. «Свобода от тревоги. Справься с тревогой, пока она не расправилась с тобой», глава 5 «”Я теряю контроль” – Паническое расстройство и агорафобия»].

[4] «Я всегда шутил, что у меня СДВ, но всерьез так не думал, потому что это СДВ – это то оправдание, которое используют лентяи, когда не хотят нормально работать. А я не такой. Но потом мне попалась книга «The Edison Gene» за авторством Thom Hartmann, посыл которой был в том, что СДВ обусловлен генетически … Согласно книге, десятки тысяч лет назад, у нас были охотники и земледельцы (ну, или собиратели). И чтобы быть хорошим охотником, тебе приходилось исследовать новую территорию и обладать способностью постоянно переключать внимание с одного объекта на другой, внезапно оказавшийся в поле зрения. А вот чтобы быть хорошим земледельцем нужно поднатореть в выполнении рутинных вещей день за днем. Тут важна методичность. Ни один из навыков не лучше другого, просто так вышло, что со временем цивилизация росла, и земледельцы стали приносить больше пользы из-за способности обеспечивать едой большую популяцию. И в то же время, охотники основательно косили друг друга во время войн, так что их доля их генов в генетическом пуле падала быстрее. Постепенно их доля в популяции упала, и теперь всего у порядка 10-20% людей может быть диагностирован СДВ» [перевод выступления 2013 года программиста на Ruby по имени Greg Bauges].

[5] Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Номо Postmodernus. Психологические и психические нарушения в постмодернистском мире: Монография / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009.

[6] Нейронауки в Science и Nature. Выпуск 239: транскриптомика указала на единство мозга рептилии и млекопитающего. Биологи под руководством Дэвида Хейна (David Hain) поставили под сомнение убеждения в том, что некоторые области мозга более древние, чем другие (концепция «триединого мозга»). Их данные свидетельствуют, что даже если мозг состоит из модулей развития, определяемых древними и общими молекулярными детерминантами, эволюция мозга воздействует на каждый модуль, коррелируя как с локальной, так и с дальней связью. Изучив мозг австралийской бородатой агамы Pogona vitticeps и сравнив его с мозгом мыши, ученые составили «эволюционный» атлас клеток мозга. Данные исследования опубликованы в журнале Science. Подробнее.

[7] Кривенко А. Делайте классные вещи, которые нравятся, и они будут оплачены.

[8] Кривенко А. Как создать бизнес с оборотом в 250 миллиардов без бюджетов и кредитов?

[9] Андрей (Ухтомский), священномученик. О торговле по учению Святой Библии. Речь на молебне перед открытием Всероссийского торгово-промышленного съезда в г. Уфе // Духовно-нравственное воспитание (научно-просветительский журнал), 2003, выпуск 5. С. 16-18.

[10] См. поучение шестнадцатое «К некоторым келлиотам, вопросившим преподобного авву Дорофея о посещении братии» из книги преподобного аввы Дорофея «Душеполезные поучения».